Исследовательский проект «Янтарь — волшебные слезы деревьев»
Татьяна Шверт
Исследовательский проект «Янтарь — волшебные слезы деревьев»
Конкурс детских творческих исследований и проектов «Свой мир мы познаём сами — 2018»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Волчихинского района Алтайского края
Исследовательский проект
Тема: «Янтарь – волшебные слезы деревьев»
Воспитатель: Т. В. Шверт
Тема моей исследовательской работы «Янтарь – волшебные слезы деревьев»
Я выбрала эту тему, потому что однажды, рассматривая украшения на комоде у мамы, я обратила внимание на изделия из разных золотистых камушков. Меня заинтересовало, что же это такое? Мама сказала, что это сделано из янтаря. Мне стало любопытно, откуда же он появился, что еще из него делают.
Я держу в руках красивые янтарные бусы из маминой коллекции и хочу представить вашему вниманию интересный материал о янтаре и доказать его ценность для людей.
Цель моего исследования – узнать, что такое янтарь, изучить историю происхождения янтаря, как люди добывают янтарь, какими свойствами обладает янтарь, выяснить в какой области люди используют янтарь.
Гипотеза: предположим, что янтарь это окаменевшая смола древних деревьев или это застывший пчелиный мед.
Актуальность моей темы в том, что этот удивительно интересный камень называется Янтарь. Но в настоящее время редко встретишь этот камень. Скорее всего из – за того, что многие стали забывать о полезных свойствах и красоте Янтаря.
Долгое время учёные спорили о том, что такое янтарь. И строились самые невероятные, порой фантастические предположения о его происхождении. Например, в древней Греции считали, что янтарь – это сгусток солнечных лучей. А известный французский натуралист утверждал, что янтарь это оканемелый мёд. Один из тех, кто правильно определил происхождение этого минерала был русский ученый Михаил Ломоносов. Он установил, что янтарь очень-очень давно образовался из смолы хвойных деревьев, которые росли на обширных пространствах нашей планеты несколько миллионов лет назад.
А еще интересно, так это то, что в янтаре можно обнаружить древних насекомых (жуков, муравьев, кузнечиков, стрекоз, мух, паучков) семена, листья и цветки растений. Таким образом, янтарь помогает ученым постигать далёкое прошлое.
Самые большие запасы янтаря находятся в Калининградской области на побережье Балтийского моря. Когда люди заметили, что янтарь вместе с пучками водорослей поднимается к поверхности воды, они стали отлавливать куски сачками, а после стали выходить на лодках в море за янтарем.
Янтарь применяется
Художники и скульпторы создали одно из самых красивых и таинственных чудес света – Янтарную комнату, которая расположена в Екатеринском дворце в Санкт – Петербурге. В этой комнате все из янтаря: вазы, шкатулки, ларцы, модели кораблей, полочки, оправы для зеркал. На создание этой комнаты ушло 6 тонн янтаря.
Мы узнали, что янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделать следующие опыты.
Опыт №1 «Горение янтаря»: Если небольшой кусочек янтаря поднести к огню, то он начнет плавиться, а затем загорится. При горении начинает выделяться черный дым и запах смоляного факела.
Опыт №2 «Ароматы янтаря»: Если потереть янтарь в руках, то он начинает издавать тонкий хвойный аромат, что и говорит о его растительном происхождении.
Опыт №3 «Тонет, не тонет»: Если опустить янтарь в стакан с соленой водой, то он не будет тонуть, т. к. плотность янтаря равна плотности соленой воды. Таким образом, можно отличить настоящий камень от подделки.
Опыт №4 «Электропроводимость»: Если потереть янтарь о кусок шерстяной ткани, то он начнет притягивать к себе тонкую бумагу и шерстяные нити, что говорит о его электропроводимости.
Татьяна Викторовна предложила создать в группе мини-музей янтарных изделий. Дети вместе с родителями создали мини-музей «Янтарное чудо», а я поделилась с детьми своими знаниями о янтаре
Из волшебных слёз деревьев родился янтарь. Природа щедро одарила янтарь всеми красками и оттенками. Он символизирует солнце и красоту, олицетворяет энергию Земли. Но он не спешит выдавать нам свои секреты. Он по-прежнему остаётся для нас загадкой и является одним из самых прекрасных и манящих произведений природы.
Уважаемые члены жюри, я хочу предложить Вам буклеты, в которых прописана дополнительная информация о янтаре.
Конспект НОД для детей старшей группы «Янтарь — солнечный камень»
Татьяна Юрченко
Конспект НОД для детей старшей группы «Янтарь — солнечный камень»
Конспект НОД для детей старшей группы.
Тема: «Янтарь – солнечный камень»
вид деятельности: развитие экологических представлений.
Задачи:
• Расширять знания детей о родном крае. Познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – янтарным.
• Развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
• Воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.
Интегрируемые образовательные области:
«Социально – коммуникативное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Оборудование и материалы:
Предварительная работа:
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, место, где он родился. А кто назовет, в каком прекрасном крае родились вы?
Дети: Мы живем в Калининградской области.
Дети: Наше море называется Балтийское.
«Один, и два, и три, и восемь
На берег моря всех переносим»
Звучит шум морских волн.
Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря. Мы медленно идем по берегу моря (Дети идут за воспитателем, представляя себя на берегу моря) И что же здесь необычного? Идем по песку, по гальке и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите! (Воспитатель поднимает янтарь и показывает его детям).
Как называется этот необыкновенно желтый камень?
Дети: Этот камень называется янтарь.
Воспитатель : Правильно, янтарь. Соберите его в ладошки.
Психогимнастика.
Ребята, я предлагаю вам поговорить с янтариками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Янтарики умеют хранить секреты. Скажите ему тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.
Презентация «Янтарь – солнечный камень».
Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не удержало его и Светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.
Много-много лет назад в районах Северного и Балтийского морей росли сосны, из которых выделялось вязкое вещество-смола. Этого вещества накопилось очень много на земле. И спустя большое количество времени, это вещество оказалось под землей или водой. За миллионы лет оно окаменело или затвердело и превратилось в янтарь.
Самое крупное в мире месторождение янтаря находится в Калининградской области РФ около пос. Янтарный
А как же добывают янтарь?
Гидромонитор, выпуская мощную струю воды, размывает слой пустой породы.
С помощью ковша экскаватора добывается янтароносная голубая глина.
Из размытой голубой глины сачками вылавливают особо ценные крупные фракции. Оставшаяся жижа отправляется по трубопроводу на фабрику для последующей обработки.
На фабрике камни промывают, сортируют, режут и шлифуют.
А затем изготавливают украшения из янтаря. Кто знает, как называется профессия человека, который занимается изготовлением украшений? (Ювелир)
А теперь давайте проверим запомнили ли вы, как добывают и обрабатывают янтарь.
Дидактическая игра «Этапы добычи янтаря».
Итак, задание. Ребята, вы должны расположить картинки по порядку.
Физкультминутка.
По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами) В нем янтарь сейчас найдем (наклоняются, как будто за янтарем) Свой янтарик сохраним (прижимаю к сердцу) В наш музей передадим. (Вытягивают руки вперед)
Воспитатель: янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделывать некоторые опыты. Ребята, я предлагаю вам провести несколько опытов и лучше узнать свойства янтаря.
Опыт 1.
Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнет плавиться, выделяя ароматные масла. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.
Вывод: Янтарь горючий камень.
Опыт 2.
В одной легенде о янтаре говориться, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.
Опустите в стакан с водой из-под крана кусочки янтаря. Что произошло с янтарем?
Опустите янтарики в стакан с соленой водой. Что произошло с ними?
Вывод: Янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.
Опыт 3.
Натрите кусочки янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло?
(Бумага прилипает к янтарю).
Вывод: Янтарь – «электрический камень».
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли использовать янтарь в медицине?
Янтарь обладает замечательными свойствами. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появиться радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают. Запах янтаря изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.
А теперь нам пора возвращаться домой.
«Один, и два, и три, и восемь
В детский сад всех переносим»
Воспитатель: Чем мы с вами занимались? Что нового узнали?
Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет.
Слайд 6-7
В Санкт-Петербурге создана настоящая янтарная комната, а в Калининграде работает целый музей-Музей янтаря. В музее представлены образцы солнечного камня разных цветов и размеров, а так же изделия из янтаря. В коллекции представлено немало образцов прозрачного камня, внутри которого включены растительные остатки или насекомые.
Когда янтарь еще не затвердел и представлял собой вязкую смолу, жучки и мухи по неосторожности попадали внутрь. И после того, спустя много лет янтарь затвердел, насекомые внутри остались и сохранились такими, как будто попали в ловушку только вчера. Сейчас я предлагаю Вам создать свой уникальный солнечный камень с насекомыми внутри.
Дети раскрашивают трафареты янтаря с вкраплениями насекомых.
Прикреплённые файлы:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Чудесные превращения: сосна, камень. Янтарь» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида» д. Бегуницы, Волосовский район, Ленинградская.
Конспект НОД для детей старшей дошкольной группы «Транспорт» Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое.
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы «Насекомые» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида Орехово-Зуевского района.
Конспект НОД по аппликации для детей старшей группы «Космос» Конспект НОД по аппликации для детей старшей группы Тема: «Космос» Цель: продолжать формировать у детей представления о космосе. Задачи:.
Конспект НОД для детей старшей группы «Удивительная бумага» Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги. Формировать умение наблюдать и делать выводы. Задачи: Образовательные: Учить.
Конспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группы Цель: сформировать представления детей о свойствах глины и камня. Задачи: 1. Образовательные: развивать познавательно-исследовательскую.
Конспект НОД для детей старшей группы «Зимние забавы» Воспитатель: Старостина Юлия Юрьевна Место работы: МБДОУ «Детский сад № 27 «Кораблик», г. Якутск Возрастная группа: старшая группа Задачи:.
Сценарий праздника, посвящённого международному женскому Дню «Солнечный лучик» для детей подготовительной группы Праздник посвящён международному женскому дню: «Солнечный лучик» (для детей подготовительной группы) Задачи и цели: Создания положительного.
Конспект НОД для детей старшей группы «Сказочная викторина» НОД в старшей группе «Сказочная викторина». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура». Цель:.
Конспект НОД в старшей группе «Янтарь — волшебный камень»
Ирина Волынская
Конспект НОД в старшей группе «Янтарь — волшебный камень»
— познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;
— расширять знания детей о родном крае.
— закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя.
— развивать умение сравнивать материалы и делать выводы.
— продолжать развивать диалогическую речь;
— развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
— воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.
— воспитывать умение дружно работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД:
Приветствие. Ребята, давайте поприветствуем друг друга красивыми улыбками. Психогимнастика «Передай улыбку соседу» (по кругу – повернуться к соседу и поприветствовать его улыбкой).
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае мы живем?
Дети: Мы живем в Калининградской области.
— Кто помнит, как называется наше море?
Дети: Наше море называется Балтийское.
Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо. (Читает)
«Здравствуйте, ребята! Как-то по телевизору шла передача «Галилео». В ней рассказывали о солнечном камне. Но в это время мой дедушка попросил помочь ему собрать урожай, пока нет дождя, и я ее не досмотрел. Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень,и прошу вас написать мне: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Знайка. Р. S. В посылке вам гостинец от меня и моего дедушки».
Воспитатель: Что за солнечный камень? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.
Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря, медленно идем по побережью.
И что же здесь необычного? Идем по песку, по камешкам и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите!
(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).
— Как называется этот необыкновенный желтый камень?
Дети: Этот камень называется янтарем.
Воспитатель: Правильно, янтарь. Возьмите его в ладошки.
Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа, как на побережье Балтийского моря. Так что же такое янтарь? Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.
Воспитатель: Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.
Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.
Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.
Воспитатель: Предлагаю еще раз прогуляться по берегу и найти каждому свой янтарик.
По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами)
В нем янтарь сейчас найдем. (наклоняются, как будто за янтарем)
Свой янтарик сохраним, (прижимают к сердцу)
В наш музей передадим. (вытягивают руки вперед)
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.
(Воспитатель произносит волшебные слова под звуки моря).
Вот мы снова в детском саду. Ребята, в нашей мини-лаборатории тоже есть янтарь. Пройдите к столам и мы побудем с вами учеными геологами, которые ищут камни и исследуют их.
1. Дети рассматривают янтарь. Сравнивают обработанный и не обработанный камень. Отмечают, что янтарь бывает разного цвета, с останками насекомых и различных веточек сосны, листьев пальмы, беличьей шерсти.
2. Рассматривают янтарь через лупы. (каким цветом, какой формы, есть запах).
3. Сравнивают янтарь с другими камнями. Отмечают, почему его называют солнечным камнем? Цвет янтаря разнообразен: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречаются и черные.
4. В какой воде янтарь плавает?
В одной легенде о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение. Опустите в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря. Камушек утонет. Что нужно сделать, чтобы янтарь всплыл сам- собой (Воду в стакане нужно посолить.)Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной. (дети делают выводы на основании проведенного опыта).
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.
Чем мы с вами занимались?
Что вы расскажете дома?
Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.
Мы собирали янтарь.
Мы узнали, что такое янтарь.
Мы узнали откуда он взялся.
Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.
Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам Знайка и его дедушка. Здесь лежит записка.
«В этой ягоде содержится янтарная кислота.
Приятного вам аппетита!
(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Порадовали вы меня. Спасибо всем!
Как-то по телевизору шла передача «Галилео». В ней рассказывали о солнечном камне. Но в это время мой дедушка попросил помочь ему собрать урожай, пока нет дождя, и я ее не досмотрел. Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень,и прошу вас написать мне:
• во-первых, почему он так называется;
• во-вторых, откуда он берется; и,
• в-третьих, для чего и как используется.
Заранее вам благодарен, ваш друг Знайка.
Р. S. В посылке вам гостинец от меня и моего дедушки.
В этой ягоде содержится янтарная кислота. Приятного вам аппетита!
Прикреплённые файлы:
«Волшебный мяч». Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Волшебный мяч» Конспект физкультурного занятия в старшей группе. Цель: развитие двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный лоскуток» Цель: расширять у детей представление о различных видах ткани. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам.
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Волшебный лес» Цель: развивать познавательную активность детей, совершенствовать произношение отдельных звуков, создавать интерес на занятии. Оборудование.
Конспект НОД в подготовительной группе «Волшебный семицветик» Цель:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Задачи: закрепить знания о дорожных знаках и ПДД.
Консультация «Янтарь-помощник в развитии ребенка» В последнее время очень часто в печати проходят дискуссии о раннем развитии. Молодые родители ориентированы на развитие у дошкольников таких.
Конспект НОД по коллективной лепке из глины в старшей группе «Волшебный мир животных» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.
НОД в старшей группе «Волшебный цветок» нод в старшей группе «Волшебный цветок». Цель: Систематизировать знания о здоровом образе жизни. Какую сказку мы с вами читали про волшебный.
План-конспект НОД поисково-познавательной деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебный магнит» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Рассказывание рассказа В. Сухомлинского «Камень» Цель: 1. Дать детям представление о том, для чего нужна нам речь; 2. Внимательно слушать произведение, понимать его содержание; 3. Учить.
Янтарь. Происхождение, свойства, интересные факты.
Здравствуйте!
Недавно я вернулась из Калининграда, известного своими самыми крупными запасами янтаря, привезла с собой интересные образцы (заглядывайте в магазин), и решила опубликовать тут статью о янтаре))
Название и происхождение
Янтарь – ископаемая смола хвойных деревьев, которые росли на нашей планете более 50 миллионов лет назад. Это один из тех камней, которые, как и жемчуг, коралл, имеют органическое происхождение. С химической точки зрения янтарь представляет собой смесь углеводородов, смол, органических кислот, в том числе янтарной (до 8%). Часто включает в себя различные примеси, такие как сера, азот, кремний, алюминий, железо. Структура его аморфная, то есть не кристаллическая. В природе янтарь встречается россыпью, то есть кусочками, иногда – выделениями в форме капли. Нередки образцы с различными крупными включениями: пузырьками воды, воздуха. Могут встречаются камни, в которых сохранились доисторические насекомые, кусочки растений, они особенно ценятся коллекционерами.
Как и где образуется
Происхождение янтаря как минерала связано с древними хвойными растениями, которые появились в пермском периоде геологической истории планеты. Там, где сейчас вздымаются вершины Фенноскандинавских гор, в течение неизмеримо долгих геологических эпох была обширная суша. Примерно за 50 миллионов лет до нашей эры здесь господствовал теплый, почти жаркий климат и росли дремучие леса. Разнообразная фауна населяла эти леса. Птицы прыгали с ветки на ветку, оставляя следы своих лапок в смолистом соке деревьев; многочисленные насекомые — мухи, комары, слепни, оводы, пчелы, муравьи — были в изобилии. Ученые насчитали среди найденных в янтаре насекомых около 500 видов жуков, 60 видов муравьев, 450 видов двукрылых и огромное количество других, самых разнообразных насекомых, среди которых особенно многочисленны были пауки.
Сильные бури ломали ветви и валили деревья этого субтропического леса, на обломанных ветвях вечнозеленых сосен, как и у современных деревьев, выделялась смола. Она накапливалась, насекомые садились на блестящую смолу и тонули в ней. Смола постепенно застывала — так рождался янтарь.
Позже угленосные отложения этих лесов были перемыты морем, а янтарь попал в глинистый ил. В этом самом глинистом иле, называемом «голубой землей», и добывается сейчас янтарь в Пальмникенском месторождении — в 40 километрах от Калининграда, на западном побережье Замланского полуострова в Балтийском море.
«Кусочком солнечных лучей» называют янтарь жители Прибалтики, влюбленные в свой национальный камень.
Физико-химические свойства
Разновидности
Гессинит — бурого цвета, непрозрачный
Статиенит — чёрного цвета, очень хрупкий
Боккеит — тёмный, непрозрачный, упругий
Знатоки различают около двухсот восьмидесяти разновидностей янтаря, от «морского» до «земляного», который находят на Янтарном берегу. Прозрачные («чистые») и матовые самородки сортируют, для того чтобы выявить так называемые «бастарды», сочетающие в себе оба этих свойства. О водянисто-прозрачных говорят, что они «цвета льда», беловато-матовые камушки называют «костяными», — вообще, оттенков янтаря ничуть не меньше, чем цветов в спектре. Причиной такого цветового разнообразия обычно становятся различные вкрапления, например серный колчедан или водоросли, которые придают янтарю зеленоватый оттенок. Если внутри самородка застыло множество воздушных пузырьков, он приобретает белый пенистый цвет. Некоторые минералы могут даже обеспечить янтарю особый серебристый отлив.
Месторождения
Встречается янтарь на Сицилии, в Румынии, Мьянме, Канаде, в некоторых местах Атлантического побережья США, Мексике, Доминиканской республики, на Украине, в незначительном количестве на побережье прибалтийских стран.
Применение и использование
Янтарь используется для вставок в украшения, изготовления бус, из него вырезают мелкие декоративные изделия, а некондиционные образцы идут на получение лаков и янтарной кислоты. В древности янтарем отделывали одежду, магический инвентарь и литургическую утварь, барельефы, приготавливали из него лечебные снадобья.
Как отличить настоящий от подделки
До середины 20 века для расширения сырьевой базы использовали так называемый прессованный янтарь, полученный методом прессования размягчённых нагреванием мелких кусочков и отходов янтаря.
Затем большое распространение приобрели имитации янтаря из эпоксидной смолы, в которые нередко вводили какое-нибудь «ископаемое» насекомое.
В настоящее время существует множество пластмасс, которые очень хорошо воспроизводят основные свойства натурального янтаря.
На рынке часто предлагается бернит — вид искусственного «плавленого» янтаря из различных смол. Бернит состоит из полиэфирных смол с содержанием янтаря до 5 % или даже без него, имитирующих структуру калёного янтаря и полученных с применением технологии «микровзрыва» для создания декоративных внутренних трещин.
Прежде всего, нужно помнить о том, что янтарь — это ископаемая окаменевшая смола, которая имеет определенные свойства.
К примеру, настоящий янтарь не пахнет, а вот подделки зачастую отличаются характерным «лесным» ароматом, а также определенной степенью мягкости.
Бывает, что подделка создается из копала — твердой смолы различного происхождения. Обычно изделия из него предлагаются чуть дешевле янтаря, но не всегда, по этому признаку отличить одного от другого сложно. А вот с точки зрения свойств все очевидно: копал легко плавится. Можно положить его на горячую плиту и вскоре ощутить неприятный лекарственный запах, тогда как испарения настоящего янтаря похожи на гвоздику. Есть и еще одно отличие: можно просто потереть копал об одежду или шерсть, чтобы убедиться, что он не накопил статический заряд. Янтарь его накапливает.
Кроме того, если капнуть ацетоном или спиртом на копал, на его поверхности останется пятно или он станет липким. Подобное свойство присуще именно молодому нестойкому янтарю-копалу.
Также можно встретить в магазинах стеклянные подделки. Такие варианты отличить проще всего, если иметь под рукой медную иглу, которой следует провести по камню. На настоящем останется след, а на подделке нет.
Если столкнулись с пластмассовой фальшивкой, то можно попробовать отломить кусочек в незаметном месте изделия. Настоящий камень будет крошиться, а пластик отслаиваться.
Если под рукой есть 10-кратное увеличительное стекло, оно может стать отличным помощником в определении подделки. Фальшивка отличается тем, что имеет волнистую структуру, которая получается при «спекании» частиц смолы.
Можно налить в стакан воды и добавить в него три столовых ложки соли. В такой плотной среде натуральный камень будет плавать, а фальшивка утонет. Только не забудьте потом отмыть янтарь от соли, чтобы не испортить поверхность солевой коркой.
Прессованный янтарь часто выдается за настоящее природное образование. Такое изделие называют амброид. Он очень сходен с настоящим камнем, но пузырьки, сгустки красителя, неоднородности, неравномерность окраски выдают искусственное происхождение.
Если посветить ультрафиолетовой лампой, то в ее свете натуральный янтарь будет отсвечивать голубым. Искусственные имитации отличаются молочно-белым оттенком или любым другим.
Недобросовестные торговцы зачастую сами вводят насекомых в подделки. Присмотритесь. Если увидите, что крылышки сложены, это говорит о том, что инклюзия (включение) было произведено пост мортем (посмертно — лат.). А в настоящем янтаре живое существо, попавшее в смолу, старалось выбраться, поэтому крылья у него в расправленном виде.
Лечебные свойства
Магические свойства
Талисманы и амулеты
Янтарь является талисманом людей, стремящихся наладить связи с прошлым, — историков, археологов, антропологов и учителей высокого уровня. Он помогает человеку наладить связь времен, соединить и синтезировать их в полную картину, сделать правильные выводы, учит точно прогнозировать события. Янтарь — оберег от злых духов, всевозможной нежити и нечисти, врагов, недоброжелателей и преследователей. Камень является оберегом от молнии и пожаров, помогает путешественникам: дает им надежное пристанище, а в морских путешествиях оберегает от кораблекрушений. Янтарь обладает универсальным свойством очищать пространство, душу и тело.
История, легенды, факты
В янтаре нередко находят включения, называемые «инклюзы» — членистоногие насекомые, прилипшие к капле смолы, не утопали в ней, а перекрывались новыми порциями смолы, вследствие чего животное погибало в быстро застывавшей массе, что обеспечивало хорошую сохранность мельчайших деталей.
Янтарь – один из древнейших известных человеку драгоценных камней. У многих народов он почитался как камень представителей власти. По преданию, янтарь украшал корону древнеегипетского фараона Тутанхамона. А в древнем Китае члены императорской семьи носили янтарь насыщенного вишневого цвета – считалось, что такой камень напоминает застывшую кровь дракона.
В Древней Греции янтарь почитался как камень солнца. Он упоминается в сочинениях Платона и Аристотеля, описывается у Гомера. А о происхождении янтаря рассказывает древнегреческая легенда о Фаэтоне. Она существует в различных вариантах, сегодня наиболее известен тот, который изложил в своих «Метамарфозах» древнеримский поэт Овидий.
У древних римлян существовала и другая версия происхождения янтаря. Они называли его «линкуриум», что означает – «рысья моча». По преданию, этот красивый прозрачный желтый камень образовался из. окаменевшей мочи гордого представителя семейства кошачьих.
С уважением, Катерина (Napoleonka)