Примеры сезонных явлений живой и неживой природы
Окружающий нас мир находится в постоянном движении и все время изменяется: после зимы наступает весна, после дождя появляется радуга, с наступлением холодов птицы улетают на юг и т. д. Все эти хорошо знакомые нам изменения, которые мы воспринимаем как самые обычные и естественные, называются явлениями природы. Рассмотрим явления неживой и живой природы в зависимости от сезона года, а также познакомимся с некоторыми удивительными явлениями, которые случаются довольно редко.
Явления природы осенью
Неживая природа
В неживой природе в это время года происходят следующие изменения: после летнего зноя приходит прохлада, а ближе к концу осени начинаются заморозки, нередко выпадает первый снег. Световой день становится заметно короче, все чаще наблюдает пасмурная и дождливая погода.
Живая природа
Представители живой природы воспринимают осень как время для подготовки к зиме. Деревья меняют окраску листвы, а затем и вовсе сбрасывают её. Некоторые животные занимаются поисками убежища, где можно будет пережить зимние холода, многие из них активно готовят съестные припасы впрок. Перелетные птицы сбиваются в стаи и отправляются в тёплые края. Многие лесные животные, в том числе зайцы, лисы и белки линяют, меняют свои шкурки на более тёплые.
Явления природы зимой
Неживая природа
С приходом самого холодного времени года явления неживой природы дают о себе знать очень ощутимо. Температура воздуха существенно понижается, увеличивается количество морозных дней. Землю покрывает снег, и он продолжает падать весь сезон. Нередко случаются снежные бури, вьюги и метели. На водоёмах устанавливается сплошной ледяной покров. Всё чаще возникают гололед и гололедица, на многих зданиях образуются опасные сосульки. На земле, деревьях и различных уличных предметах появляется иней, на окнах можно увидеть необычные узоры.
Живая природа
Живой мир на время зимы также изменяется. Растения погружаются в состояние покоя, отдыхают, чтобы набраться сил к следующему вегетационному периоду. У кустарников и деревьев замедляется обмен веществ и прекращается видимый рост. Некоторые животные впадают в спячку, например, медведи и ежи, другие — продолжают вести активный образ жизни, но добывать пищу им становится все сложнее. Многие оседлые птицы, не улетающие зимовать в тёплые страны, в поисках корма временно перебираются в города, среди них сороки, снегири и синицы.
Явления природы весной
Неживая природа
С приходом весны преображается всё, даже неживой мир. День становится значительно длиннее, все сильнее греет Солнце. Наступает долгожданное потепление, температура атмосферы повышается до положительных значений. Такое явление называется оттепель. Снег начинает активно таять, становится рыхлым, а к концу весны от него не остаётся и следа. На реках начинается ледоход, вызывая половодье. В некоторых населенных пунктах, расположенных на берегах рек, сильное повышение уровня воды, может привести к наводнениям. Также весной начинают лить дожди, возникают первые грозы.
Живая природа
Явления живой природы, происходящие весной, можно охарактеризовать одним словом — оживление. Всё вокруг начинает просыпаться и наполняться жизнью. У деревьев и кустарников возобновляется движение соков, набухают почки, чуть позднее происходит активное цветение и появляются первые листья. Повсюду расцветает мать-и-мачеха, в лесах зацветают и другие многолетние травянистые растения. Появляются летающие насекомые, возвращаются птицы, пробуждаются те, кто впадал в зимнюю спячку. Пушистые животные снова линяют, меняя зимний мех на летний. У многих зверей в это время года проявляется потомство.
Явления природы летом
Неживая природа
Неживая природа в это время года радует жаркой, сухой погодой. Сильно греет Солнце, температура воздуха повышается до максимальных значений. Дожди и грозы также случаются, иногда возникает град. После выпадения осадков на небе часто можно наблюдать радугу. Ближе к утру в тихую погоду на земле, растениях и различных предметах, находящихся на улице, образуется роса.
Живая природа
В живой природе летом также происходят изменения. У растений наступает время активного цветения и плодоношения. В конце лета приходит пора грибов и ягод, в лесах созревают орехи. Животные в это время года растят свое потомство, учат детенышей добывать себе пропитание и защищаться в случае опасности. Насекомые летом очень активны, некоторые из них (комары, мухи, мошки и другие) начинают досаждать людям. Также активизируются и опасные паукообразные, в том числе ядовитые пауки и энцефалитные клещи.
Другие удивительные явления природы
В мире иногда происходят необычные и порой загадочные явления природы. Приведем примеры некоторых из них.
Шаровая молния
По свидетельствам очевидцев, это редкое явление представляет собой некий светящийся шар, перемещающийся в воздухе по непредсказуемой траектории. В научном мире до сих пор нет единого мнения, что такое шаровая молния и каким образом она возникает.
Северное сияние
Это явление характерно не только для Земли, оно происходит и на других планетах Солнечной системы, обладающих магнитосферой. Люди воспринимают его как быстро изменяющееся разноцветное свечение в небе в темное время суток. Образуется оно в результате взаимодействия верхних слоёв атмосферы с заряженными частицами солнечного ветра.
Снежная гроза
Это необычное явление происходит в холодное время года. Чаще наблюдается у морского побережья или над крупным озером, изредка случается в городе. Для него характерно выпадение осадков в виде сильного снега или ледяного дождя, при этом процесс сопровождается громом и молниями.
Смерч
Данное разрушительное природное явление возникает в грозовом облаке. Столб воздуха, совершая вихревые движения и образуя воронку, спускается к земле. Его диаметр может составлять десятки и даже сотни метров. В нижней части смерча всегда наблюдается облако из пыли, грязи и предметов, поднятых с земли, либо водяные брызги, если торнадо образовался над водой.
Цветущая пустыня Атакама в Чили
Это место считается одним из самых засушливых на Земле. Но раз в несколько лет на эту территорию обрушиваются ливневые дожди, благодаря которым пустыня покрывается цветущими травами. Учёные насчитали здесь примерно 200 видов растений, немалая часть которых — эндемики. В период бурного цветения пустыни наблюдается также активное размножение ящериц, птиц и насекомых.
Конспект занятия «Неживая природа. Явления природы»
Любовь Прошунина
Конспект занятия «Неживая природа. Явления природы»
Цели и задачи:воспитывать любовь и интерес к природе;закрепить знания о природе,умения читать,писать;расширять кругозор детей;упражнять в пересказе небольшого рассказа;учить высказывать свою мысль без лишних слов.
Оборудование:листы бумаги,карандаши,рассказы Л. Толстого и Л. Гумилёвской.
Ход занятия
Игра «Кто больше напишет».
-Ребята,назовите и запишите всё то,что относится к неживой природе? (море,гора,океан,ледник,айсберг,река,облака,солнце,снегопад,камни,вулкан.).
-Назовите и запишите всё то,что относится к живой природе? (растения,животные,птицы,насекомые,человек.).
-Ребята,к какой природе относятся явления:дождь,снег,град,радуга,северное сияние,иней?
Воспитатель рассказывает о круговороте воды в природе,образовании родников,рек,озёр,океанов,составе почвы,испарении,образовании облаков,концентрации их в дожде.
-Ребята,а почему летом идёт дождь,а зимой снег?
Воспитатель рассказывает детям об охлаждении и замерзании капелек дождя.
-Откуда берутся реки?
Чтение рассказа Л. Гумилевской «Как зарождаются реки».
Воспитатель рассказывает о том,что реки впадают в моря,океаны,начинаясь с родника,истока в их русла впадают маленькие реки,а место впадения реки в море называется устьем- это самая широкая часть реки.
Ребята,давайте возьмём карандаши, и на листе бумаги изобразим круговорот воды в природе,образование родников.
Чтение и пересказ рассказа Л. Толстого «Куда девается вода из моря?»
Из родников,ключей и болот вода течёт в ручьи,из ручьёв в речки,из речек-в большие реки,а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки,и все реки текут в моря с тех пор,как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? Вода из моря поднимается туманом;туман поднимается выше,и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки, из рек-в море. Из моря опять вода поднимается в тучи,и тучи разносятся по земле.
-Что относится к живой природе?
-Что относится к неживой природе?
-Назовите явления природы?
-С какими рассказами познакомились?
Подвижная игра»Рыбаки и рыбки».
Конкурс плакатов «Эко радуга» В МБДОУ Верхнетроицкий в рамках регионального проекта «Время добрых дел» прошел конкурс плакатов «Эко радуга» Экологический результат: Закрепить.
Программа «детский сад 2100». Планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы» в средней группе Дата Тема Программное содержание Сентябрь «Я и мой детский сад» 3 неделя 4 неделя Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
Окружающий мир. 2 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 2 класс
Урок 4. «Живая и неживая природа. Явления природы. Что такое погода»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Природа – всё существующее во Вселенной.
Температура – величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо.
Термометр – прибор для измерения температуры.
Погода – состояние атмосферы в данном месте, в данное время.
Метеорология – наука о физическом состоянии земной атмосферы и происходящих в ней процессах
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек – часть живой природы, он появляется из нее, растет и развивается в ней.
Неживая природа не дышит, не питается, не растёт и не размножается.
Всё в природе взаимосвязано. Чтобы дышать нужен воздух, чтобы питаться – вода и почва. Чтобы расти и развиваться необходимы солнечный свет и тепло.
Речка – это неживая природа, но она является местом обитания многих рыб и животных, растений и насекомых.
Растения могут помочь реке в период дождей удерживать берег от размывания, скрепляя береговую линию своими корнями.
Живая и неживая природа тесно связаны друг с другом и не могут существовать по отдельности.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Они происходят как в неживой, так и в живой природе.
Многие явления, которые мы наблюдаем, связаны со сменой времён года – сезонов. Такие природные изменения называются сезонными явлениями. Какие вы знаете времена года? Как меняются при этом деревья? Существует 4 времени года или сезона – весна, лето, осень и зима. Посмотрите, какие явления природы вы можете наблюдать из окна прямо сейчас?
Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в природе зависят от количества солнечного тепла, которое получают разные части земного шара. Количество тепла чего-либо называют температурой и измеряют при помощи термометра. Термометр – это прибор для измерения температуры. Термометры бывают комнатные – для измерения температуры воздуха в комнате; уличные – для измерения температуры воздуха на улице; водные – для измерения температуры воды; медицинские – для измерения температуры тела человека.
Температура измеряется в градусах. Она записывается при помощи знаков плюс (тепло) или минус (холодно).
Утром, перед тем как выйти из дома, мы смотрим в окно, чтобы узнать какая там погода. Как вы думаете, зачем нам это нужно знать? Конечно же, от погоды на улице зависит наша одежда. Что же такое погода? Погода – это состояние воздушной оболочки Земли в данном месте и в данное время. Из чего же она складывается? Во-первых, это температура воздуха. На улице может быть холодно или тепло, и жарко или морозно. Во-вторых, это облачность, то есть наличие в небе облаков и туч. Если на небе светит солнце и видны лишь отдельные облака, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много, и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность. Если же всё небо затянуто облаками и солнца не видно, говорят, что сегодня пасмурно. В-третьих, это осадки: вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая на землю из облаков или из воздуха. Это может быть дождь, снег, град, туман, роса, иней. В-четвёртых, это ветер. Он может быть слабым, сильным или умеренным. Итак, из чего же складывается погода? Из температуры воздуха, облачности, ветра и осадков.
Наука о погоде называется метеорология. Во многих местах на Земле есть метеорологические станции, где учёные постоянно ведут наблюдения за погодой. Многие природные явления учёные обозначают специальными метеорологическими условными знаками. Этими знаками пользуются учёные разных стран. При помощи долгих наблюдений учёные составляют прогнозы, то есть предсказания погоды. Составлять их помогают специальные космические спутники, метеорологические самолеты и корабли, оснащённые необходимым оборудованием. Иногда предсказывать погоду можно, используя народные приметы. Первые народные приметы появились давным-давно, когда люди стремились разгадать секреты окружающего мира и приоткрыть его тайны. Приметы создавались веками и переходили из поколения в поколение. Они становились частью народных пословиц и песен. Знание народных примет и сейчас помогает людям планировать свои дела. Берегите живую и неживую природу. Знайте, что жизнь на земле невозможна без природы. Человек должен охранять и беречь её!
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Заполните таблицу:
Разбор типового контрольного задания
Картотека опытов «Знакомство с явлениями живой и неживой природы»
Гусейнова Лидия
Картотека опытов «Знакомство с явлениями живой и неживой природы»
ЗНАКОМСТВО С ЯВЛЕНИЯМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
(из опыта работы)
воспитатель Гусейнова Л. И.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые мы в детском саду активно используем — это опыты.
Опыты с детьми провожу как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной совместной работе.
Опыты – это наблюдения за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях.
В организации и проведении опытовможно выделить следующие этапы:
— постановка проблемы (задача)
— поиск путей решения проблемы
— проведение опытов
— обсуждение результатов и формулировка выводов
Познавательная задача эксперимента должна быть четко и ясно сформулирована и понятна ребенку. Благодаря опытам у детей развиваются когнитивные способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, а в фронтальном процессе еще развиваются и укрепляются дружеские взаимоотношения и коллективный интерес.
Цель: формировать и расширять представления у детей об объектах живой и неживой природы через практическое познание.
— формировать представление (или расширять знания….что лучше оставить)о явлениях живой и неживой природы
— вызывать интерес детей к поисковой деятельности
— создавать условия для развития экспериментальной деятельности
— развивать логическое мышление, учить делать выводы
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
— беседа и рассматривание иллюстраций
— чтение художественной литературы и разучивание стихотворений
— наблюдение в природе во время прогулки и экскурсии
— дидактические и словесные игры, где дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющие у них знания о предметах и явлениях природы, растениях, животных
— просмотр фильмов и телепередач с родителями.
Детское экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитования.
1. Опыт «Откуда берется песок?»
Цель: познакомить с происхождением песка
Ход эксперимента: возьмем два камня,постучим ими друг о друга и потереть их над листом бумаги:
— как выдумаете, что это сыплется?
— возьмите лупу и рассмотрите это
— как мы получили песок?
— как в природе появляется песок?
Вывод: ветер разрушает камни, в результате чего появляется песок.
2. Опыт «Из чего состоит песок?»
Цель: познакомить со свойствами сухого песка
Ход эксперимента: насыпаем песок на листок бумаги,с помощью лупы рассматриваем его:
— из чего состоит песок? (из песчинок)
— как выглядят песчинки?
— похожи ли песчинки одна на другую? (разной формы и размера)
— как образуется горка из песка? (нужно собрать очень много песчинок)
Вывод: песок состоит из мелких песчинок разной величины и формы, которые не прилипают друг к другу.
3. Опыт «Свойства мокрого песка»
Цель: показать, что мокрый песок может принимать любую форму и оставлять следы.
Ход эксперимента: ребята насыпают мокрый песок в формочки, переворачивают их, снимают формочку.Ладонями вдавливаем в горку песка:
— какие фигурки получились?
-из какого песка получилось сделать фигурки и отпечатки?
Вывод: мокрый песок принимает любую форму т. к. песчинки от воды набухли и склеились, стали крепко держаться друг за друга, поэтому на мокром песке остаются еще и следы и отпечатки.
4. Опыт «Что быстрее пропустит воду: песок или глина?»
Цель: провести наблюдение, где быстрее просочится вода, если в одну воронку насыпать песок, а в другую – глину.
Песок сначала впитывает воду, А потом начинает капать вода в стакан. А из воронки где глина капают редкие капли, но вода становится чистая.
Вывод: песчинки неплотно прилегают друг к другу и через песок быстро просачивается вода, а частички глины плотно и крепко соединены между собой, поэтому вода через глину проходит намного медленней и еще вода становится чистой. Значит глина очищает воду лучше чем песок.
5. Опыт «Из чего состоит глина»
Цель: предложить детям в лупу рассмотреть глину и убедиться, что у глины нет отдельных крупинок как у песка.
Вывод: частицы глины плотно скреплены друг и другом и нет просвета между ними.
6. Опыт «Свойства сухой глины»
Цель: предложить разломить кусок сухой глины, установить, что она тяжелая, похожа на камень и от нее сложно отломить кусок.
Вывод: глина твердая, не меняет формы, но если по ней сильно ударить, то она раскалывается на мелкие кусочки.
7. Опыт «Живое и неживое»
Цель: выяснить, что происходит с предметами живой и неживой природы, если их разделить на части.
Ход эксперимента:дети берут мел и ломают его на части:
— мел перестал быть мелом или нет? (он остался мелом, только кусочки стали меньше)
— а что будем с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, если их разделить на части? (они погибнут)
Вывод: при делении на части неживое остается неизменным, а живое погибает.
8. Опыт «Где лучше расти?»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Ход эксперимента: дети сажают два черенка, один в чернозем, а другой в песок. Некоторое время одинаково поливают растения. В черноземе растение растет и развивается, а в песке засыхает.
Вывод: черноземная почва гораздо благоприятная для роста растений, а песок непригоден.
Прикреплённые файлы:
Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.
Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.
Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.
Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.
Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.
Календарь природы для наблюдения за природными явлениями для младшей группы Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится.
Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.
Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.
Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.
Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.