masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На различных морских мероприятиях, на рыбалке к женщинам относятся настороженно. Это традиция тянется из глубины веков, когда женский пол вообще не допускался на корабли.
А всё почему? – Да потому, что с давних пор моряки давали своим кораблям женские имена (а на английском языке, к тому же, любые слова, обозначающее корабль, – женского рода).
Давали не просто так, а чтобы морской бог был более благосклонен к судну и его команде. При этом считалось, что ни одной женщине на корабле не место: корабль же «она» и как любая девушка будет ревновать к сопернице. А раз будет ревновать, то не будет слушаться моряков.
В 1562 году королем Дании был принят довольно свирепый закон, он гласил следующее:
«Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены
на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт».
Потом в этих дискриминационных правилах наметились некоторые послабления, однако за женщинами на кораблях внимательно следили, ни в коем случае не допускали на капитанский мостик и категорически не слушали никаких женских советов. Арабские моряки к тому же, чувствуя, что женщина – это проблемы, брали с них двойную плату. В далекие времена моряки в пору бурь и гроз вообще могли решить, что лучший способ как-то умилостивить стихию – выбросить пассажирку за борт.
Как сказал бы, вероятно, Владимир Познер: «вот такие были времена».
Но можно еще припомнить несколько версий:
1. Истоки данного суеверия надо искать ещё во времена эпохи Великих географических открытий, именно тогда моряки вынуждены были месяцы, если не годы, так сказать «поститься» на кораблях. Любое появление женщины на борту вносило большую смуту в их ряды, и влекло за собой драки, ссоры и взаимное истребление. «Женские юбки на борту приносят раздоры и убийства!» — высказывались капитаны и именно по этой причине пытались препятствовать слабому полу попасть на корабль.
2. Да все же просто объясняется: мужчины всегда любили женщин и оберегали от бед и несчастий или старались уберечь. А в море ведь не сладко, в море тяжело, особенно в те еще времена, времена парусного флота. Вот поэтому и придумали такую примету, чтобы не допускать женщин на корабль.
3. Похоже эта примета пошла еще из Древней Финикии и Древней Греции, мореходы которых, поклонялись Нептуну и Посейдону, а согласно легендам, наибольшие неприятности этим богам, доставляли именно женщины. У русских поморов, так же считалось, плохой приметой, если перед походом женщина интересовалась его целью и сроками возвращения.
Впрочем, высокое реноме флотовоительниц было изрядно подмочено египетской царицей Клеопатрой. Во время сражения с римским флотом Октавиана при мысе Акциум она внезапно бежала с частью боевых кораблей, бросив оставшуюся часть своего флота на полное истребление. Ранние христианские предания донесли до нас историю о жившей в V веке святой Урсуле, пустившейся в плавание во главе одиннадцати тысяч девушек-паломниц. Увы, этой девичьей флотилии не повезло. В дельте Рейна они были перебиты и пленены гуннами.
Увы, твердо следовать данному принципу капитанам удавалось далеко не всегда. Так, на кораблях британского военного флота по приходе в порт на борту оказывалось иногда до пятисот особ слабого пола, спешивших побыстрей очистить карманы прибывших моряков. В истории осталось имя некой Ханны Снэлл, которая, переодевшись мужчиной, ухитрилась неузнанной прослужить без малого десять лет в британском флоте. А когда в 1782 году на Спидхэдском рейде вследствие взрыва затонул английский линкор «Роял Джордж», то из тысячи погибших на нем триста были женщины!
На скалистом норвежском берегу стоит весьма необычный памятник: высокая женская фигура, бросающая цветы в море. И надпись: «Всем морякам, кто уже погиб или еще погибнет в море». О том, что женщины предчувствуют судьбу находящихся в море мужей и сыновей, разговор особый.
На сегодня, известны несколько женщин-капитанов, причем все командуют очень солидными судами, а одна – крупнейшим в мире судном своего типа. Я завел отдельную страницу, посвященную женщинам-капитанам, и по мере поступления новых данных буду ее обновлять.
Первой в мире женщиной –капитаном считается Анна Ивановна Щетинина, хотя фактически вряд ли – достаточно вспомнить Грэйс ОНейл (Барки), известнейшую женщину-флибустьера из Ирландии, во времена правления королевы Елизаветы 1-й. Наверное, Анну Ивановну можно смело назвать первой женщиной-капитаном 20-го века. Анна Ивановна как-то говорила, что ее личное мнение таково – женщине на судах, тем более на мостике, не место. Но не будем забывать, что даже со сравнительно недавним прошлым, серединой прошлого века, многое в море и мире разительно изменилось, поэтому современные женщины с немалым успехом доказывают нам, что женщине на судах есть место, в любой должности.
Существует уникальный пример из биографии женщины-моряка. В 1941 году, когда Балтийский флот осуществлял свой печально знаменитый прорыв из Таллина по сплошным минным полям и под бомбами сотен фашистских самолетов, из десятков транспортов до Кронштадта невредимым дошло лишь одно судно под командой капитана Александры Щетининой, единственной в мире на тот момент женщины-капитана. Не перестают удивлять представительницы слабого пола и сегодня. Так, в Швеции уже на протяжении нескольких лет женщина успешно командует подводной лодкой и, по свидетельству очевидцев, в критические моменты проявляет куда больше выдержки, чем ее «мужественные» коллеги.
В плену у сомалийских пиратов находится (находилась!?) одна женщина-штурман, Айсан Акбей, 24-летняя турчанка. Она находится на борту турецкого балкера Horizon-1, захваченного пиратами 8 июля. Интересно, что пираты повели себя можно сказать, по-рыцарски и сказали ей, что она может звонить домой родным в любое время когда захочет. Однако Айсан очень достойно ответила, что будет звонить домой наравне с другими моряками, ей привилегии не нужны.
В 1974 году была основана Женская Ассоциация судоходства и торговли International Shipping & Trading Association (WISTA), и за последние 2 года она выросла на 40%, в настоящее время имеет отделения в 20 странах и насчитывает более 1000 индивидуальных членов. По данным Международной организации труда ILO на 2003 год, из 1.25 миллиона моряков по всему миру на долю женщин приходились 1-2%, главным образом обслуживающий персонал, на паромах и круизных лайнерах. В ILO полагают, что общее число работающих в море женщин с тех пор существенно не изменилось. А вот точных данных по количеству женщин, работающих на командных должностях, нет, хотя можно уверенно говорить, что их число растет, особенно на Западе.
Бианка Фроемминг, капитан-немка, говорит, что конечно, женщинам в море тяжелее чем мужчинам. Сейчас она на берегу, взяла двухгодичный отпуск для ухода за младенцем-сыном. Однако планирует вернуться в море, опять работать в своей компании Reederei Rudolf Schepers в должности капитана. Между прочим, помимо капитанства она в качестве хобби занимается еще и писательством, ее роман «Гений ужаса» о девушке – студентке морского колледжа, склонной к убийствам, неплохо продавался в Германии. Среди 1400 германских капитанов 5 женщин. В ЮАР первая женщина в истории южноафриканских ВМС стала командиром патрульного корабля. Знаменитая Royal Caribbean International в 2007-м году поставила капитаном круизного лайнера первую в истории круизного флота женщину, шведку Карин Стар-Йансон (см. Женщины-капитаны). Законы стран Запада ограждают женщин от дискриминации по половому признаку, обеспечивая равные с мужчинами права, однако этого не скажешь о многих других странах. На Филиппинах есть несколько женщин-штурманов, но нет ни одного капитана. Вообще в этом плане азиатским женщинам куда тяжелее конечно, чем их европейским сестрам – сказываются многовековые традиции определенного отношения к женщине, как к существу низшего порядка. Филиппины пожалуй, самые прогрессивные в этом вопросе, но и там женщине куда легче добиться успехов на деловом поприще на берегу, чем в море.
Южноафриканке Луизе Энджел 30 лет, она первая женщина-капитан в известной бельгийской компании Safmarine, специализирующейся на южноафриканских линиях. Компания разрабатывает специальные программы для тех своих служащих, кто планирует, обзаведясь семьей, вернуться в море или все-таки обосноваться на берегу, но продолжать работать в судоходстве.
Женщин в море становится все больше, причем не в обслуге, а на командных должностях. Пока их слишком мало, чтобы попытаться оценить, хорошо это или плохо. Пока те из них, кто доходит до мостика, проходят столь жесткий отбор, что в их квалификации и соответствии своим должностям не приходится сомневаться. Будем надеяться, так оно и будет в дальнейшем.
Лаура из Генуи, в море с 1997 года. Диплом капитана получила в 2003-м. Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году, тогда Stella Deneb погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллиона австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию. На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить их в порт, потребовалось 28 жд составов. Погрузка и перевозка производились под тщательным контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам.
Stella Deneb – крупнейшее в мире судно для перевозки скота.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.
Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.
Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
Помимо Джози, на фрегате служит более 20 женщин, ну а мужская часть экипажа в целом относится к ней, по ее словам, как к обычному командиру и не выражает по этому поводу никаких комплексов. 6 лет тому назад первая женщина стала вахтенным командиром корабля береговой обороны HMCS Kingston, ею стала лейтенант-командор Марта Малкинс. Интересно, что муж Джози 20 лет отдал военно-морскому флоту, вышел в отставку и сейчас сидит на берегу, дома, с их 7-летней дочерью.
Женщина на борту. Честные рассказы наших читательниц
Этот формат мы решили продолжить еще одной темой, всегда вызывающей неподдельные эмоции. Женщина на флоте – можно ли остаться равнодушным, услышав эти слова? Свое мнение найдется у каждого, причем спектр будет предельно широким – от резкого негатива до предельного позитива. В рамках нашего «Инстаграм»-аккаунта мы задали ряд вопросов подписчицам, работающим на отечественных судах. Спросили о том, как и где они учились, легко ли устроиться на судно. Ну и, конечно, поинтересовались самым больным вопросом – как к ним относится мужская часть команды.
Вам уже интересно? Тогда читайте нашу сегодняшнюю порцию рассказов – из первых уст.
Мария Нищева (@sea_squirrel)
В 2008 году я поступила в колледж на судоводителя. Вообще говоря, это было случайностью, поскольку изначально я собиралась получать высшее образование по специальности «Таможенное дело». Но там мне не хватило нескольких баллов до бюджетного места. Тогда я решила год переждать в колледже, а потом, следующим летом, снова попытаться поступить. Но после первой же практике на буксире напрочь забыла про эти планы и так и осталась в мореходке. Колледж я окончила в 2011 году и сделала рабочий диплом. Мама некоторое время переживала, но в итоге смирилась. Она знает мой характер и знает, что держать меня бесполезно.
Работать начала еще в период обучения – в одну из практик ушла матросом на судно «река-море», ходившее в Каспийском и Черном морях. Следующие несколько контрактов тоже были в должности моряка. Вообще, попасть на судно после обучения оказалось очень трудно, никто не хотел брать на работу девушку. Но я не сдавалась.
Фото: Мария Нищева |
В 2013 году меня занесло на парусный флот – взяли на должность 4-го штурмана на борт УПС «Крузенштерн». И ходила я под парусами вплоть до 2016 года. Сейчас уже третий год работаю на рыболовном судне старшим помощником капитана. И по совместительству – в учебно-тренажерном центре инструктором по конвенционным подготовка специалистов РЛС/САРП/ЭКНИС.
Судно мое постройки 1987 года, но имеет вполне рабочее состояние. Ежегодно проводится текущий ремонт, осенью 2018 года прошло доковый ремонт. В экипаже – 41 человек. В зарплате не обижают, и тот факт, что я женщина, никак не сказывается на работе и оплате труда. Никаких поблажек и предвзятого отношения. Раньше, когда работала матросом, конфликты бывали. Практически каждый пытался ткнуть носом в то, что я «баба». Сейчас экипаж меня уважает, выполняет все распоряжения. Да и я стала жестче характером и могу пресечь все оскорбления.
К сожалению, в современном мире женщинам на флоте до сих пор тяжело. И не потому, что работа сложная физически и психологически. Просто общество еще не полностью готово принять женщин в подобных отраслях, как бы ни пыталось. Многие – и мужчины, и женщины – мыслят слишком стереотипно, привыкли навешивать ярлыки и осуждать.
Нужны ли нам особые условия? На мой взгляд, все зависит от самой женщины и ее прихотей, привычек и воспитания. Если она привыкла спать на перине, то это одна история. А есть женщины, которые могут спокойно жить в спартанских условиях и ничего сверх этого не требуют.
Лилия Свинцова (@svintsovaaaa)
У меня семейная династия в третьем поколении. С пятого класса мама брала меня с собой в навигацию каждый год. Уже в 11 лет я первый раз побывала в Арктике. Со школы знала, что поступлю в речное училище.
После выпускного класса поступила в Якутское речное училище на судовождение. А после второго курса переехала в Нижний Новгород и перевелась в речное училище им. Кулибина. Меня, кстати, не хотели зачислять, так как девушек не брали, и моей маме пришлось просить ходатайствовать в ЛОРПе, чтобы нам помогли в поступлении.
Фото: Лилия Свинцова |
Свою первую практику я провела в Ленском пароходстве, на судно попала со второго раза. В первый раз меня отправили на СК2018, где капитан, не дав вступить на трап, отправил меня обратно в кадры. Через некоторое время меня взял к себе другой капитан, у которого начинала моя мама свою работу на грузовом флоте. А в этом году у меня уже седьмая по счету навигация.
За семь лет я успела поработать на разных судах – от танкера-«полуторника» в Ленском пароходстве до пассажирского в «Гаме». Сейчас я работаю третьим помощником капитана на «Волгодоне». Судно 1972 года постройки, далеко не новое, и «начинка» у него тоже не первой свежести. Плюс ко всему оно больше года не было в эксплуатации.
Экипаж пока что неполный, 12 человек. Отношения с ним пока еще в стадии «притирки», но конфликтов на гендерной почве тут еще не было и надеюсь, что не будет. Что касается зарплаты, то многие мои знакомые, работающие в этой же должности получают примерно столько же. Хотя по опыту могу сказать, что женщинам на флоте все-таки сложнее, поскольку оплошностей им не прощают.
Нужны ли женщинам особые условия на борту в плане проживания? Я бы хотела себе душ в каюте, а так – меня все устраивает.
Юлия Котенко @julia_la_mar
После окончания девятого класса я подала документы в морской колледж на судовождение. Тогда я еще не знала о том, что эта профессия из себя представляет, просто хотела носить форму. Это было в 2011 году, и девушек для сдачи экзаменов тогда допускали только с разрешения директора. Мне разрешили, но комиссия завалила на экзамене по математике. Через год я попыталась поступить снова, и на этот раз у меня получилось. После первой плавательной практики поняла, что не ошиблась с выбором и буду идти до конца. У меня была цель – окончить колледж и стать помощником капитана.
Мама поддержала и до сих пор поддерживает меня на протяжении всего пути, даже когда отчаяние достигает предела. Она – мой маяк. Самое трудное для нее было привыкнуть к отсутствию связи во время длительных переходов в море.
На флоте я работаю уже семь лет, начиная с 2013 г. Для прохождения первой практики на судно меня направил колледж, проблем с этим не возникло. После практики два года работала на грузовом судне. Когда получила диплом вахтенного помощника капитана, год была в поисках работы, потому что компании отказывались принимать на работу без согласия капитана. После очередного отказа принять меня даже на портовый ледокол, выйдя из отдела кадров, от отчаяния и несправедливости я просто разрыдалась посреди улицы. Только через несколько месяцев меня приняли на замену основного 3-го помощника на время стоянки судна. Так начался мой путь на мостик.
За эти годы я успела поработать матросом на торговом судне, 3-м помощником капитана на ледоколе и 4-м помощником капитана на научно-исследовательском судне. На НИСе экипаж был 70 человек, женщины на нем работали в научной службе и обслуживающим персоналом, в штурманским составе я была одна. Ходили в Антарктиду, и этот опыт – одно из самых значимых событий в моей морской жизни. Я и представить не могла, что смогу поработать в таком длительном рейсе.
Фото @julia_la_mar |
Никакого равноправия по отношению к женщине на судне не было и нет, женщине не прощают ошибок, требуют знаний, несоответствующих занимаемой должности. Зачастую капитан агрессивно воспринимает нахождение женщины на мосту и не доверяет ей ту работу, которую она в принципе должна выполнять. Ей надо из кожи вон лезть, чтобы доказать, что она грамотный специалист. Коллеги при этом относятся несерьезно, а порой и просто жестоко. Она никак не защищена от психологического и физического насилия, от открытой дискриминации.
При этом красный диплом и идеальные документы могут ничего ни значить – если капитан отказывается принимать на судно женщину, то она останется без работы.
По зарплате – не уверена, что она у меня была наравне с мужчинами, но мы не обсуждали эти вопросы и не сравнивали суммы. По договору оклад у всех был фиксированный, а премиальная часть складывалась от разных факторов.
Что касается условий проживания женщин, то работодатель не имеет права принимать на судно женщину, если для нее не выделена отдельная каюта с санузлом.
Диана Сычевская (@l4dydee)
В 2012 году я поступила в латвийскую мореходку. Изначально планировала поступать в Летную академию (на пилота), но осознав, что цены на обучение просто космос, решила попробовать себя в другой сфере. На мой выбор повлияла трагедия в семье – я поняла, что нужно все делать самой, так как за меня никто и ничего не сделает. Собственно, так я и втянулась в эту «кухню». Мягко говоря, моя семья и родственники были в шоке, только со временем они смирились и поняли, что свой выбор я уже не поменяю.
На данный момент имею диплом судоводителя с ограничениями, то есть могу работать только на речном флоте. Поэтому после окончания мореходки в 2016 году сразу поступила в Латвийскую морскую академию, тоже на факультет судовождения. И вот зимой наконец-то закончу этот долгий и трудный путь и получу свой долгожданный диплом судоводителя, без каких-либо ограничений по тоннажу.
Фото: Диана Сычевская |
Найти место очень трудно. Я бы даже сказала, что безумно трудно, так как в компаниях на тебя смотрят большими глазами. Кто-то в лоб говорит, что с девушками не работает, а кто-то просто не пропустит повода, чтобы каким-то высказыванием задеть. Самое популярное: «вы же понимаете, что вам там не место» или «вы все туда идете с одной целью».
Первый раз я попала на судно в 2015 году, как и все начинала с кадета. Самая первая практика была на сухогрузе, затем перешла на танкеры: в 2018 году – на нефтяном танкере, в 2019-м – на химовозе. Химовоз – это место мой последней практики и, если так можно выразиться, уже мое потенциальное место работы.
Судно 2008 года, но состояние его так себе, не буду лукавить. Впрочем, главное не железо, а то, какие люди тебя окружают. В последнем контракте – мне безумно повезло с командой, не были никаких стереотипов и конфликтов на этой почве. А в 2018 году я столкнулась с этим делом, и было крайне неприятно то, в каком свете меня выставляли. Думаю, многие это поймут.
Экипаж у нас на химовозе был – 23 человека. В плане зарплат – все равны. Я к тому, что не было такого, чтобы платили меньше, чем практикантe-механикe.
Что больше всего запомнилось из морского опыта, так это переход экватора – команда решила устроить посвящение. Знаю, что во многих компаниях к этому относятся без энтузиазма, но мне повезло. Меня от посвятили от души – и морскую воду пила, и диплом получила.
В целом, девушкам на флоте, конечно, тяжело, потому что не все могут принять их в должности судоводителя. Особенно это относится к тем мужчинам, которые толком не учатся, а потом бубнят: мол, какого черта яйцо курицу учит (это я образно).
Анастасия Мохарева (@sailorgrini)
Я попала на флот, можно сказать, случайно. После школы не знала, куда поступать, а друг поступал в мореходку и мне предложил. Почему бы и нет? Подала документы. Училась я в Арктическом морском институте имени Владимира Ивановича Воронина по специальности «Судовождение».
Попасть на судно мне труда не составило. На практику меня устроил институт. А на работу по совету друга устроилась. Ему звонили с предложением поработать, но на тот момент он уже работал и предложил мне сходить поузнавать в контору. Я сходила и сразу устроилась.
Фото @sailorgrini |
Работаю с 2017 года, в должности с 2018 года. А на первую практику пошла в 2014 году. В 2017 году не было рабочего диплома, на него не хватало 2 месяца плавценза. Пошла работать практикантом, после рейса получила рабочий диплом, прошла в конторе проверку знаний и стала работать третьим помощником. Пока что так и работаю третьим.
Практику проходила на ледоколе «Росморпорта» и научно-исследовательском судне Северного УГМС. Сейчас работаю на исследовательском судне в Архангельской гидрографической базе. Не так давно присоединились к «Росатому».
Судно называется «Алексей Марышев», оно построено в 1990, состояние хорошее, выдерживает сильные шторма. Прошло модернизацию в 2005 году, а в 2015 году был капитальный ремонт. Оборудование ГМССБ полностью новое. По штурманской части тоже все хорошо.
Наша зарплата зависит от многих коэффициентов и условий. Например, за полярным мы кругом или нет, пересекли ли 45-й меридиан. Но в среднем у третьих помощников зарплата одинаковая, особенно когда стоим у причала.
У нас в экипаже 22 человека. В целом, очень дружный экипаж, поэтому отношения складываются замечательно, весело и дружно. Когда только начала работать ко мне приглядывались и особо всерьез не воспринимали. Но за пару лет отношение изменилось. Сейчас с моим мнением считаются, есть уважение не только от тех, с кем работаем бок обок, но со стороны команд других судов нашей конторы. Конфликтов на гендерной почве не возникает, а вот шутят много и смешно.
Фото @sailorgrini |
Была со мной забавная история в мой первый рейс в должности помощника в порту Дудинка. Стояли у причала и готовились к отходу на моей вахте. Я была одна на мосту, и по УКВ вызывает местный портконтроль. Я очень разволновалась, а когда я волнуюсь, непроизвольно голос становится тоньше и выше. И когда я им ответила, они попросили позвать «кого-нибудь из штурманов». Я сказала, что я и есть штурман. С их стороны был дикий смех, сказали, что я далеко пойду, дали мне всю нужную информацию, пожелали кучу всего хорошего и распрощались.
Но вообще, женщинам на флоте сложнее – это сто процентов. Причем это больше относиться к поварам, буфетчицам и дневальным. К женщинам больше внимания. Про женщин любят распространять слухи, я такие небылицы слышала, что удивляюсь, как взрослый мужчина может в них верить (не в нашей конторе). К обслуживающему персоналу всегда много придирок – не каждый может выдержать. Хотя про женщин в комсоставе такого не встречала.
Валерия Васильева (@vasillevavaleria)
Училась я в провинциальной школе, с полицейским уклоном. Мечтала стать адвокатом, поступала в Казанский юридический институт при МВД, но в силу большого конкурса опустила руки. И тогда решила – если не капитан милиции, то значит, капитан теплохода. Так поступила в Казанский речной техникум имени М.П. Девятаева на специальность «Судовождение на внутренних водных путях». Родственники, узнав о моем решении, были шокированы и против. Мама долго со мной не разговаривала.
Затем был институт, точнее тогда он назывался Волжская государственная академия водного транспорта. Меня отчислили с бюджета на четвертом курсе – не успела сдать два экзамена, так как укатила в роддом. Но я восстановилась. Сейчас мой вуз называется Волжский государственный университет водного транспорта.
Фото: Валерия Васильева |
Первый раз попасть на судно было огромной сложностью, никто не хотел брать рулевым. Не стесняясь, отказывали, аргументировали тем, что девочка. Первая практика в качестве официанта, затем моторист-рулевой. Это отдельная история, длиною в месяц.
Вся карьера строилась на пассажирском флоте. Сначала в компании Grand Circle Cruise Line, потом еще что-то было, затем «АкадемФлот», потом «ВодоходЪ», где я и работаю и по сей день.
Сейчас моя должность 1-й помощник капитана т/х «Виссарион Белинский». Он построен в 1980 году, состояние удовлетворяет всем правилам РРР, хотя, безусловно, есть что поменять, обновить.
Экипаж колеблется от 95 до 110 человек. Зарплата у всех 1-х штурманов одинаковая, нет разделения по половому признаку.
Коллектив разношерстный, не всегда со всеми получается найти общий язык. Не считаю это своей некомпетентностью, просто все разные. Что касается отношения мужчин, то это в первую очередь зависит от их воспитания. Кто-то не скрывает своего пренебрежения к женщинам на мостике, но с ними легче – они не лицемерят. Есть и те, кто искренне хочет помочь и подсказать. Не обойтись и без тех, кто за глаза судачит.
Были и конфликты, причем с человеком в возрасте. По мне он просто женоненавистник, считает, что кредо женщины – или семья, или «легкое поведение».
Если вспоминать все, что со мной было на флоте, книгу можно написать. Расскажу одну историю. Ночь в Ладожском озере, тишина, июль. Я тогда работала 3-м помощником на 3-палубном теплоходе. Стою, уткнувшись в компас. Капитан говорит: «Пойду пройдусь по судну». Я отвечаю: «Угу». Он ушел из рубки, ничего не предвещало беды. Видимо, ему стало скучно, и он решил меня разыграть. Не поленился, прошел перед рубкой на корточках (там есть возможность), зажег фонарик перед своим лицом и ударил мне по «лобовому» стеклу.
Я испытала такой шок в этот момент! Хотела убежать но не смогла, понимала что кто-то должен рулить. Он же очень долго смеялся, да и я потом тоже.
На данный момент женщин на флоте достаточно много, мужчины понимают, что в некоторых вещах мы аккуратнее, более усидчивы, в плане документов с нами меньше проблем, в чем-то более ответственны и не пьем!
Беда в том, что они по-прежнему к нам относятся скептически. Не всякий судовладелец готов доверить женщине капитанство. На мой взгляд – зря. Несомненно, женщине сложнее доказать свою правоту, сложнее поставить себя в коллективе в качестве помощника капитана (так как рядовой состав – молодые и ретивые юноши). В плане механических аспектов женщина опять же уступает. Но это не значит, что мы неполноценны, у нас просто чуточку иное мировоззрение. То, что для мужчин – помпа, для нас – штучка. То, что для них – вентиль, для нас – винтик и т.д.
Что касается особых условий, не вижу никаких различий: все хотят кушать, мыться и ходить в туалет. Здесь много зависит от капитана, от того, что он готов «выбить» для своей команды. А что до женщин, то должна понимать, куда идешь!