Проектная работа по русскому языку на тему «Знаки препинания» (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исследовательская работа на тему: «Значение знаков препинания». Выполнил ученик 3 в класса Алдын-оолов Демир-оол Руководитель: Бадан-оол Ч.С..
Актуальность. Мы очень много чего не знаем. Например, о значениях знаков препинания. Захотелось мне узнать об истории возникновения знаков препинания. Для чего нужны знаки препинания? Чтобы узнать, я решил выполнить исследовательскую работу.
Цель. Узнать, как появились и для чего нужны знаки препинания. Задача. Познакомить с историей возникновения знаков препинания. Гипотеза. Я предположил, что знаки препинания несут в себе смысловую нагрузку и очень нужны в русском языке.
Методы исследования. Чтение книг, собеседование, поиск материалов в Интернете. Ожидаемый результат. В ходе своей работы узнаю то, чего раньше не знал.
В далёком прошлом текст писали не разделяя на слова и без знаков препинания. Древнейшим знаком является точка. Наиболее распространенным знаком является запятая. Это слово встречается в 15 веке. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – “останавливать”, “задерживать”.
К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Многоточие ― своеобразный антоним точки. Его ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам ещё не всё, что знаю». Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. В русских диалектах кавыч – ”утёнок”, “гусёнок»”, кавка – ”лягушка”. Таким образом, кавычки – “следы от утиных или лягушачьих лапок”, “крючок”, “закорючка”.
. К знакам препинания относится также абзац или красная строка. История появления абзаца очень интересна. Впервые красную строку использовали в Египте. Именно ей писчие начинали новый абзац и действительно выделяли её красным цветом, тогда как весь остальной текст писали чёрной краской.
“Чудесные знаки”. Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: «!»
Номер материала: ДБ-010492
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году
Время чтения: 3 минуты
В России выросло число обучающихся во вторую смену
Время чтения: 1 минута
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Творческий проект «Знаки препинания»
Творческий проект подготовлен учащимся 4 класса и может быть использован на уроках русского языка и на занятиях по внеурочной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Знаки препинания»»
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
Знаки препинания С.Я. Маршак
У последней точки Собралась компания
На последней строчке Знаков препинания.
В письменном русском тексте 10 знаков препинания:
Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного
В русском языке запятая используется:
для разделения (между частями сложного предложения, при однородных членах)
для выделения (обращения).
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.
От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чём?
Вот какой я мастак – Вопросительный знак.
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:
громко, с волнением,
удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость.
Друзья! В произведениях Не зря я от рождения –
Стою я для того, Противник тишины!
Чтоб выразить волнение, Где я, те предложения
Тревогу, восхищение, С особым выражением
Победу, торжество! Произнести должны.
Многоточие.
Рядом три сестрички-точки,
Значит, нет конца у строчки,
Если за руки возьмёмся,
Значит, в строчке что-то недосказано…
Скобки.
Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы-неразлучно.
Двоеточие.
Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие
Тире.
Я не чёрточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут, Нужно – буду тут как тут.
Точка с запятой.
Если вдруг подъём крутой иль длинная дорожка.
Встретив точку с запятой, отдохни немножко!
Кавычки.
Речь прямую, по привычке, Смело мы берём в кавычки!
После авторского слова,- Двоеточие.- Готово!
Речь в начале?- Не впервой! Ставь тире, да с запятой!
К знакам препинания надо относиться почтительно потому что, они расставляют акценты в тексте.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Май | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35
Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания
Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).
1. Вспомните употребление знаков препинания:
а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях.
Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения.
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения.
б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?
в) какой знак и когда ставится перед предложением?
Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.
2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.
— Здравствуйте! Я Вопросительный знак! Больше всего на свете я люблю спрашивать: Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? Как? С утра до ночи я задаюсь вопросами: “Зачем падает снег?”, “Почему люди не летают?”, “Откуда известно, что Солнце —это ближайшая звезда?”
3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.
А. А. Фет
Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.
Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?
В стихотворении употреблены знаки препинания – точка и запятая. Больше всего в тексте запятых. В тексте нет незнакомых знаков препинания. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.
Составьте сообщение на одну из тем:
Наш проект
«Похвальное слово знакам препинания»
О пользе знаков препинания можно говорить долго. Если мы потеряем запятую, то будем говорить только простыми предложениями. В большом, сложном предложении мы запутаемся. А за несложными фразами стоят несложные мысли. Если не будет восклицательного знака, наша речь потеряет эмоциональность. Мы не сможем выразить возмущение или радость. Если будет отсутствовать вопросительный знак, мы не сможем задать вопрос. Двоеточие в предложении что-то объясняет. Как же без него? Нет, что ни говорите, а знаки препинания очень важны.
Раньше всех была введена точка, примерно в XV веке, поэтому она важничает больше всех и считает себя самой необходимой. Ведь до этого времени текст писался без промежутков между словами. Представляете, как трудно сегодня читать древнерусские тексты! Уже к первой половине XVI века использовалась запятая, вопросительный знак. А вот восклицательный знак сначала назывался «удивительным». Он и сегодня всему удивляется. «Прибежал Чудак — Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: — Ура! Долой! Караул! Разбой!» К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым стал применять писатель и историк Н.М. Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.B. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой».
Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить. В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: “?”. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: “!”.
Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку, несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в своём весёлом стихотворении “Точка, точка, запятая…” А. Шибаев:
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
Восклицательный знак
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вопросительный знак
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
Многоточие
Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но — тайком,
Какими-то
Далёкими
Туманными
Намёками…
Двоеточие
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему…
Тире
Ляжет палочкой
На строчку: —
Проходите
По мосточку.
Кавычки
Всегда подслушать
Норовят
То, что другие
Говорят…
Скобки
Словам раскрывают объятья: —
Ждём в гости вас,
Милые братья!
Запятая
Выйдет на дорожку —
Всем подставит ножку!
Точка
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Проект по русскому языку
Содержимое разработки
Проект по русскому языку
«Похвальное слово знакам препинания»
Цель проекта: узнать какую роль играют знаки препинания на письме и как с помощью них можно выражать свои мысли и чувства.
1. Найти в Интернете и других источниках информацию о знаках препинания.
2. Сформировать уважительное отношение к знакам препинания.
3.Сформировать понимание особой роли знаков препинания в нашей речи и в литературе .
Объект исследования: знаки препинания.
Предмет: роль знаков препинания в предложении.
Гипотеза: предположим, что знаки препинания влияют на смысл сказанного или прочитанного и с их помощью можно выразить свои мысли и чувства.
В письменном русском тексте 10 знаков препинания:
До конца XV века тексты на русском языке писались без промежутков между словами.
Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая.
Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки
В самой малой строчке.
Точку надо уважать,
Точку слушать надо.
В книге и в тетради,
Можно с ней поладить,
Если только мысли нить
Если Точку не забыть
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.
для разделения (между частями сложного предложения, при однородных членах);
для выделения (обращения).
Мне едва хватает дня,
Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение без помощи союзов, особенно если такие предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые.
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак –
Друзья! В произведениях
Чтоб выразить волнение,
Не зря я от рождения –
Где я, те предложения
С особым выражением
На рисунке это здесь показано
Если за руки возьмемся,
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Очень крепко дружим,
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный.
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут,
Нужно – буду тут как тут.
Нам друг без друга скучно,
Проект Знаки препинания» 4 класс
специалист в области арт-терапии
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска
«Похвальное слово знакам препинания»
Подготовила: Коровкина Лариса Сергеевна,
классный руководитель 4А класса
Название проекта : «Похвальное слово знакам препинания»
Руководитель проекта : Коровкина Лариса Сергеевна, учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Участники проекта : учащиеся 4А класса
Сроки реализации проекта : сентябрь 2016
Цель исследования – теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.
Объект исследования – современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.
Предмет исследования – базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.
Задачи:
— проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;
— обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;
Гипотеза исследования – утвердиться о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
История возникновения знаков препинания
Сегодня нам трудно представить, что древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв без пробелов! В Древней Руси летописцы не использовали никаких знаков препинания. И тексты выглядели примерно так: « Нелеполиныбяшетъбратиеначятистарымисловесытрудныхъповестийопълкуигоревеигорясвятъславлича». Это очень затрудняло чтение и перевод.
Потребность в знаках начала ощущаться с появлением книгопечатания в XV в. Пунктуацию изобрели итальянцы.
Самым первым знаком пунктуации был крест. Писцы ставили его не по грамматическому смыслу, а когда прерывали работу. Крест защищал священный текст от нечистой силы. Позже Крест превратился в точку.
Точка является древнейшим знаком! и встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако ее употребление отличалось от современного: точка ставилась не внизу на строке, посреди нее, потому что использовалась вместо пробела.
Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ• (Архангельское Евангелие, ХI век).
Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространенным знаком препинания в русском языке считается запятая. Её изобрёл в XV в. венецианский типограф АльдМануций.
В. И. Даль считает, что это слово произошло от глаголов запять, запинать – т.е. «останавливать», «задерживать». Дело в том, что в 13-ом веке ввели другой знак препинания, обозначающий паузу: слеш, или косая черта / . Позднее он опустился вниз и закруглился, превратившись в запятую.
Восклицательный знак ! Знаете ли вы о любопытном происхождении восклицательного знака? Он применяется для выражения восклицания (удивления) и назывался «удивительный знак»!
Скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным», так как внутри скобок было что-то написано, он как бы вмещал в себе какую-то информацию.
Важность и необходимость знаков препинания для передачи смысла, интонации и связи слов в предложении.
Знаки препинания – это вспомогательные элементы письменной речи, которые разделяют текст на смысловые части.
В школе изучают 10 знаков препинания : точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. И делятся они на три группы:
Знаки завершения – они ставятся в конце предложения ( точка, вопросительный знак, многоточие.)
Знаки выделения – это парные знаки в середине предложения (скобки, кавычки)
Знаки разделения – запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
Изучает их пунктуация– это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
Все помнят мультфильм, где жизнь героя зависела от того, где он поставит запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Оказывается, это не совсем шутка!
Сконструируйте текст записки так, чтобы король остался жив. Ведь это зависит от одной запятой!
Расставьте все знаки препинания и попробуйте прочитать.
В реке рыбёшки на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Думаем, вы поймёте. Почему в языке возникла система знаков препинания!
Пунктуация служит взаимопониманию людей! От правильного понимания текстов зависят отношения между людьми, поведение, настроение, здоровье и жизнь!