Презентация по литературному чтению на тему : Т. Пономарёва «Лето в чайнике», «Прогноз погоды» 3 класс
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Т. Пономарева.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель начальных классов МКОУ СОШ №16 п. Рогатая Балка Ласкина Т. В Литературное чтение 3 класс
«В шкафу» «Автобус» Татьяна Пономарёва
Татьяна Пономарёва Родилась в Москве 9 октября 1947г.
«В шкафу» «Автобус» «Укротитель макарон» Автор
Татьяна Пономарёва «Лето в чайнике»
Т. Пономарёва «Прогноз погоды»
«Просто всегда переживаешь за тех, кто так зависит от погоды и не может сделать ничего для себя сам» Т. Пономарёва
Куинджи Архип Иванович «Лунная ночь на Днепре»
— Что значит любить? Человек любит сердцем. Были у вас моменты на уроке, когда сердце замирало? От чего? Рефлексия:
Номер материала: ДБ-932368
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Нобелевский лауреат будет работать в Тимирязевской академии
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения «Т.Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике»». 3-й класс
Класс: 3
Оборудование: учебные книги, компьютер, карточки – опоры
I. Организация класса
II. Повторение изученного материала
1. Предлагаю прослушать музыкальное произведение.
Вспомнить название, автора Приложение
Сергей Прокофьев пьеса “Мимолётности № 1”
— При работе, над каким разделом мы слушали эту пьесу?
Пытаемся понять, почему люди фантазируют название на доску
— Что узнали, когда пытались узнать, почему люди фантазируют?
/ Люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир. (с.102)
/ Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым. (с.102)
— Как называется такой прием в искусстве? (олицетворение)
/ При наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными. (Тим Собакин “Игра в птиц”)
/ Каждый по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность и начинается особый, сказочный мир. Чтобы переступить этот порог, нужна фантазия и определенная смелость (К.Бальмонт “Гномы”, Б.Житков “Как я ловил человечков”)
/ Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве (с.140 картина Василия Кандинского “Двое на лошади”)
В своем творчестве соединить настоящую жизнь и фантазию могут только люди, которые любят, любят мир, в котором они живут, любят людей, с которыми они встречаются, любят всё вокруг.
III. Работа по теме урока
1. Следующая глава в учебнике нас этому будет учить.
Смотрим в содержание учебника. (с.6) Как называется новая глава?
Учимся любить название на доску
— Какая цель будет стоять перед нами при работе над материалом этой главы?
/ Что значит любить? Можно ли научиться любить? Если можно, то как этому научиться?
— Посмотрите на содержание этой главы, какие виды работ там содержатся? (Поход в “Музейный Дом”, Слушаем музыку)
— Есть ли произведения знакомых авторов?
2. С какого произведения начнем? (с.142)
Татьяна Пономарева “Прогноз погоды” название на доску
— Что уже знаете о писательнице? Портрет
Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.
3. Продолжим знакомство с творчеством писательницы.
— Просмотрите текст произведения. (с.142-143) Словарная работа.
Можно посмотреть значения до прочтения, но если не найдут все сразу, то посмотрят после прочтения.
4. Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.
— Предположите, о чем или о ком речь пойдет.
— Сейчас я прочитаю, а вы послушайте и ответите, правильно ли догадались.
— Оправдались ли наши предположения?
5. Прочитаем “буксиром” за мной.
— Подумать что это по жанру: небылица, сказка, рассказ. название на доску
/ Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на с.116.
Цель рассказа – “рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.
6. Поднимите руку, кому понравился рассказ?
— Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)
— Кто главная героиня этих рассказов?
Выскажи свое мнение.
Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?
/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу)
7. Выборочное чтение
— Чем на этот раз отличилась бабушка?
— Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)
— Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)
— Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (последнее предложение)
/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.
Способность сопереживать, и есть способность любить.
Молодцы, хорошо работали, предлагаю отдохнуть.
Слушаем песню, представляем, о ком поется.
8. Посмотрите, как называется следующий рассказ Т.Пономаревой
Лето в чайнике название на доску
— Сейчас прочитаем этот рассказ, ответить, почему перед рассказом предложила послушать песню о божьей коровке.
— Чтение детьми вслух абзацами.
Ответить на вопрос.
9. Кто из героев появился в рассказе еще? (дедушка)
Маша Иванова в селе Мирном после прочтения этого рассказа сказала, что в этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка!
10. “Жужжащим” чтением читаем
Вы понимаете, что Маша имела в виду? Найти и отметить строчки, подтверждающие ваши высказывания
/ У дедушки такой же характер, как и у чудесной бабушки. Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый. Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: “Не будем тревожить”, т.е. он относится к маленькому насекомому как к равному себе
— Дедушка мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать оркестр в шкафу, изменить для снеговика погоду? Почему так думаете?
— Из каких строк видно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? (“Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише…”)
/ Каждому члену семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся уважительно.
— Какие предположения были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике? Прочитайте
— А какая версия у вас есть?
— “Мы заговорили все разом…”
/ Внуки, внучки (те самые, которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть и мама с папой, или тетя с дядей.
11. Костя Погодин нашел в рассказе “переломную” строчку: “На дне сидела божья коровка”.
— Почему он считает, что это “переломный момент” в рассказе?
/Начиная с этого момента, события могла бы развиваться иначе, если бы героями рассказа были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.
12.Прочтите еще раз название рассказа. Почему он так называется?
/ Божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Поэтому спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Можно предположить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето.
— Почему этот рассказ помещен в главе о любви? В главу “Учимся любить”, а не в главу “Учимся наблюдать”, например?
/Можно прочитать высказывания Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны на с.146
Любить природу – быть внимательным к окружающему – уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.
Разработка урока литературного чтения на тему «Учимся любить. Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды»»(3 класс)
специалист в области арт-терапии
Открытый урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»
Тема : Учимся любить. Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды».
Цели: подвести к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.
Формировать нравственно-этические ценности. (Понимание того, что в основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому)
Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль процесса деятельности.
Перечитывать текст с разными задачами.
Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.
Анализировать живописное произведение А. Куинджи с целью увидеть, за счёт каких приёмов художнику удаётся передать красоту лунной ночи.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками.
Отстаивать собственную точку зрения.
Учить работать в группах.
Формировать умение ориентироваться в учебнике, пользоваться его справочным аппаратом.
Формировать навык учебного чтения.
Формировать умение понимать нравственный смысл произведения
Т. Пономарёвой «Прогноз погоды»
Предметные: интерпретировать литературный текст (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного).
Метапредметные: познавательные: ориентироваться в учебной книге, находить нужный текст по странице «Содержание», быстро находить выделенный фрагмент текста, нужную информацию.
Личностные: учиться самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Оборудование: учебник литературное чтение 1 часть (Н.А.Чуракова), русский язык 2 часть(М.Л.Каленчук), рабочая тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению 1 часть, презентация.
Прозвенел уже звонок
Будьте все внимательны,
Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям). Давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка всегда располагает к общению. (Дети садятся)
— Проверьте готовность к уроку.
-Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, поучительным)
-Как вы думаете, что для этого нужно? (Быстро чётко отвечать, внимательно слушать учителя, товарищей).
-У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течении всего урока на разных его этапах.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал старик и сказал:
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
— Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Дружбу, так как без нее сложно прожить на Земле. Когда люди дружат друг с другом, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы.
Звучит музыка и продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку
— А без чего не бывает дружбы? (Без любви, добра, уважения, сострадания, терпения)
Я не случайно рассказала вам эту притчу
Новую тему, друзья начинаем
Как называется тема, где мы узнаем.
Ученики: Нужно обратиться к содержанию учебника, стр.6
«Учимся любить» (Слайд 2).
(Мы познакомимся с произведением и узнаем, что же лежит в основе любви).
-Как вы думаете, что такое любовь и что лежит в её основе?
(Это такие чувства. В её основе лежит дружба, взаимопонимание, уважение, сочувствие Любовь к себе, к жизни своей, нужно дорожить каждой минутой).
— Найдите в содержании главы фамилию автора и название первого произведения этой главы.
— (Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды» стр.142 ) (Слайд 3)
-Давайте попробуем определить цель нашего урока. (Слайд 4)
-Что вы уже знаете об этой писательнице? (Слайд 5)
Пономарева Татьяна Дмитриевна, родилась в Москве 9 октября 1947 года. В детстве мечтала быть балериной. Окончила Литературный институт Публиковалась в журналах, в том числе и детских “Костер”, “Трамвай”, “Мурзилка”, “Наша школа”, “Веселые картинки”. Автор коллективных сборников “Сказки без подсказки”, “Круглый год” и многих других. В издательстве “Детская литература” вышла книга прозы для старшего школьного возраста “Трудное время для попугаев”, в издательстве “Дрофа” – сборник сказок “Укротитель макарон” (2001). По нескольким сказкам (“Случай на болоте”, “Дверь” и другим) созданы мультфильмы. Издательство АСТ – редакция научно-популярной литературы (серия “Я познаю мир”) – выпустило энциклопедии “Мир загадочного” (1999), “История ремесел” (2000), “Великие ученые” (2002), которые затем неоднократно переиздавались. Для издательства “Белый город” написаны биографии таких известных художников, как А.И. Мещерский, И.Е. Репин, Рафаэль, а также пересказаны книги “Сказки народов мира” и “Библия для детей”. Являлась членом жюри нескольких литературных конкурсов. Член Союза писателей России с 1993 года.
3. Работа по теме урока. Продолжим знакомство с творчеством писательницы. ( Слайд 6) Откройте учебник на стр.142
Какое условное обозначение вы увидели?
(Поиск слов в Толковом словаре). (Слайд 7)
Найдите слова, которые отмечены для работы в Толковом словаре.
Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.
Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.
Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.
Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.
4. Решение учебной задачи.
Прежде чем мы начнём читать давайте обратимся к памятке «Учимся читать правильно».
Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.
— Предположите, о чем или о ком речь пойдет.
— Прочитайте это произведение самостоятельно.
— Оправдались ли наши предположения?
-Определите, что это по жанру: небылица, сказка или рассказ.
(Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на стр.116. Цель рассказа- «рассказать случай из жизни (пусть даже выдуманный), но так раскрыть характеры конкретных людей).
Поднимите руку, кому понравился рассказ?
-Прочитайте высказывание после текста.
— Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)
-А о чём они, помнишь?
Вы видите условное обозначение, что оно означает? (Выскажи своё мнение)
— Ты узнаёшь Бабушку?
Выскажи свое мнение.
Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?
/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу. Она способна расслышать живой голос неодушевлённых вещей, прийти им на помощь).
5. Выборочное чтение
Что означает следующее условное обозначение. (Задание повышенной сложности)
— Чем на этот раз отличилась бабушка? (Она услышала снеговика).
-Прочитайте этот эпизод по ролям.
-Сколько действующих лиц участвует в этом отрывке? (Три: автор, снеговик, бабушка).
-А вы не услышали ведь снеговик и нас пригласил с вами отдохнуть и сделать физминутку.
6. Закрепление изученного.
— Что же волновало снеговика? Почему бабушка загрустила? (Она стала переживать за снеговика, так как услышала по радио об оттепели)
— Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)
— Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)
— Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (Последнее предложение)
/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.
РАЗДЕЛЯЮ точку зрения бабушки и восхищаюсь её умением переживать и сопереживать окружающим, это и есть умение любить. /
-Давайте вспомним, что такое Синквейн? (В переводе с французкого пятистишье).
-Кто забыл, как работать в парах обратитесь к памятке.
-Работа в парах. (Запись на листиках)
_Взаимопроверка. (Слайд 9)
Приютила, позаботилась, пожалела
Наполняет дом теплом.
7.Продолжение работы по теме урока
Работа в тетради для самостоятельных работ стр.40
Прочитайте название произведения (Любовь матери).
-Договоритесь в паре, кто будет читать, а кто будет слушать.
-Выполните задание к тексту.
-В какой бы сборник вы поместили эту сказку. (Сказки народов мира).
Рефлексия (Слайд 10)
(Дети получают листочки в виде сердечек со словом «Любовь»)
-Подберите 2 прилагательных, которые характеризуют ваше отношение к этому слову и запишите их на сердечках.
Светлая, чистая, добрая, нежная
Сострадает, сопереживает, верит.
Она когда-нибудь придёт.
Окрыляет, вдохновляет, мучает.
Вместе в горе и радости.
(Ваши сердечки прикрепим к дереву «Любви») К концу изучения темы раздела мы составим с вами синквейн.
-Какую главу начали изучать?
-Чему учит это произведение? (Сопереживать окружающим и любить)
-Ребята, а как вы можете выразить свою любовь к природе?
(Посадить дерево, покормить птиц зимой, расчистить родник или просто не вредить ей, полюбоваться пейзажем за окном, т. е. прикоснуться к природе сердцем)
9.Заполните лист самооценки до конца (Слайд 12-13)
10. Домашнее задание
Закончу наш урок такими словами (Слайд15)
Открытый урок литературного чтения по теме: «Учимся любить. «Прогноз погоды» Татьяны Пономарёвой»
МБОУ «Пригородная СОШ»
Открытый урок литературного чтения
по теме:
«Учимся любить.
«Прогноз погоды» Татьяны Пономарёвой»
Проведён в 3А классе
Бойко Татьяной Фёдоровной
2016г.
Тема: «Учимся любить. Татьяна Пономарева «Прогноз погоды»
Цели: подвести к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.
- Целеполагание, планирование. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль процесса деятельности.
- Перечитывать текст с разными задачами. Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.
- Строить речевое высказывание в устной форме. Уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками. Отстаивать собственную точку зрения. Учить работать в группах.
- Формировать умение ориентироваться в учебнике, пользоваться его справочным аппаратом. Формировать навык учебного чтения. Формировать умение понимать нравственный смысл произведения Т. Пономарёвой “Прогноз погоды”
Планируемые результаты
- Предметные: интерпретировать литературный текст (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного). Метапредметные: познавательные: ориентироваться в учебной книге, находить нужный текст по странице “Содержание”, быстро находить выделенный фрагмент текста, нужную информацию. Личностные: учиться самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Оборудование: учебник литературное чтение 1 часть (), русский язык 2 часть(), рабочая тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению 1 часть, презентация.
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок:
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям). Давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка всегда располагает к общению. (Дети садятся)
— Проверьте готовность к уроку.
— Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, поучительным)
— Как вы думаете, что для этого нужно? (Быстро чётко отвечать, внимательно слушать учителя, товарищей).
— У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.
2. Актуализация знаний
Начнём наш урок с притчи (звучит мелодичная музыка, рассказывается притча):
-Что такое притча? (Короткий назидательный рассказ). (Слайд 1)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал старик и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
— Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Дружбу, так как без нее сложно прожить на Земле. Когда люди дружат друг с другом, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы.
Звучит музыка и продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку
— А без чего не бывает дружбы? (Без любви, добра, уважения, сострадания, терпения)
3. Подготовка к восприятию. Постановка учебной задачи.
Я не случайно рассказала вам эту притчу
Новую тему, друзья начинаем
Как называется тема, где мы узнаем.
Ученики: Нужно обратиться к содержанию учебника, стр.6
«Учимся любить» (Слайд 2).
Посмотрите на содержание этой главы какие виды работ там содержатся.
-Предположите, чему будут учить произведения этой главы?
(Мы познакомимся с произведением и узнаем, что же лежит в основе любви).
— Как вы думаете, что такое любовь и что лежит в её основе?
(Это такие чувства. В её основе лежит дружба, взаимопонимание, уважение, сочувствие Любовь к себе, к жизни своей, нужно дорожить каждой минутой).
— Найдите в содержании главы фамилию автора и название первого произведения этой главы.
— (Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды» стр.142) (Слайд 3)
— Давайте попробуем определить цель нашего урока. (Слайд 4)
— Что вы уже знаете об этой писательнице? (Слайд 5)
4. Работа по теме урока. Продолжим знакомство с творчеством писательницы. (Слайд 6) Откройте учебник на стр.142
Какое условное обозначение вы увидели?
(Поиск слов в Толковом словаре). (Слайд 7)
Найдите слова, которые отмечены для работы в Толковом словаре.
Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.
Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.
Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.
Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.
5. Решение учебной задачи.
Прежде чем мы начнём читать давайте обратимся к памятке «Учимся читать правильно».
УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО
1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
2. Старайтесь понять то, о чём читаете.
3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.
4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.
— Предположите, о чем или о ком речь пойдет.
— Прочитайте это произведение самостоятельно.
— Оправдались ли наши предположения?
— Определите, что это по жанру: небылица, сказка или рассказ.
— Прочитайте высказывание после текста.
— Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? («Автобус», «В шкафу»)
— А о чём они, помните?
Вы видите условное обозначение, что оно означает? (Выскажи своё мнение)
— Ты узнаёшь Бабушку?
Выскажи свое мнение.
Сумеете подтвердить, что это именно та бабушка?
/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу. Она способна расслышать живой голос неодушевлённых вещей, прийти им на помощь).
6. Выборочное чтение
Что означает следующее условное обозначение. (Задание повышенной сложности)
— Чем на этот раз отличилась бабушка? (Она услышала снеговика).
— Прочитайте этот эпизод по ролям.
— Сколько действующих лиц участвует в этом отрывке? (Три: автор, снеговик, бабушка).
— А вы не услышали ведь снеговик и нас пригласил с вами отдохнуть и сделать физминутку.
Физминутка (Слайд8)
7. Закрепление изученного.
— Что же волновало снеговика? Почему бабушка загрустила? (Она стала переживать за снеговика, так как услышала по радио об оттепели)
— Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте
(- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)
— Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)
— Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (Последнее предложение)
/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.
РАЗДЕЛЯЮ точку зрения бабушки и восхищаюсь её умением переживать и сопереживать окружающим, это и есть умение любить. /
Составление синквейна про бабушку.
— Давайте вспомним, что такое Синквейн? (СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, используемое для описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану, его строение напоминает ёлочку
— Кто забыл, как работать в парах обратитесь к памятке.
— Работа в парах. (Запись на листиках)
— Взаимопроверка. (Слайд 9)
Приютила, позаботилась, пожалела
Наполняет дом теплом.
8. Продолжение работы по теме урока
Работа в тетради для самостоятельных работ стр.40
Прочитайте название произведения (Любовь матери).
— Договоритесь в паре, кто будет читать, а кто будет слушать.
— Выполните задание к тексту.
— В какой бы сборник вы поместили эту сказку. (Сказки народов мира).
Рефлексия (Слайд 10)
(Дети получают листочки в виде сердечек со словом “Любовь”)
— Подберите 2 прилагательных, которые характеризуют ваше отношение к этому слову и запишите их на сердечках.
Светлая, чистая, добрая, нежная Настоящая, вечная.
Сострадает, сопереживает, верит. Окрыляет, вдохновляет, мучает.
Она когда-нибудь придёт. Вместе в горе и радости.
(Ваши сердечки прикрепим к дереву «Любви») К концу изучения темы раздела мы составим с вами синквейн.
9. Подведение итогов урока. (Слайд11)
— Какую главу начали изучать?
— Чему учит это произведение? (Сопереживать окружающим и любить)
— Ребята, а как вы можете выразить свою любовь к природе?
(Посадить дерево, покормить птиц зимой, расчистить родник или просто не вредить ей, полюбоваться пейзажем за окном, т. е. прикоснуться к природе сердцем)
10. Заполните лист самооценки до конца (Слайд 12-13)
Лист самооценки «Моя успешность на уроке». Ф. И. ________________________.
1. Постановка цели урока
3. Поиск слов в Толковом словаре
4. Ответы на вопросы
5.Выборочное чтение и работа с учебником
6. Работа в парах (создание синквейна)
7. Самостоятельная работа в тетрадях
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой я доволен/недоволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5.Мое настроение стало лучше/стало хуже
6.Материал урока мне понятен/непонятен полезен/бесполезен интересен/неинтересен
7.Достигли ли мы цели? ___________________________________________
8.Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?________________________________
11. Домашнее задание
Закончу наш урок такими словами (Слайд15)
Мне хочется напомнить вам:
Учитесь искренне любить
И дружбой верной дорожить!