Рассказ прощание с летом паустовский для читательского дневника

Сказки

Паустовский «Прощание с летом», какое краткое содержание?

Этот рассказ очень поэтичный, как и весь цикл, в который входит также рассказ о жителях старого дома.

Конец ноября, однако Паустовский называет это время прощанием с летом, не с осенью.

Идут дожди, в четыре часа уже темнеет. Обитатели дома зажигают лампы, пьют чай и долго читают старые книги.

Однажды ночью автор просыпается, но не от шума, а, наоборот, от мертвой тишины. И видит в окно, что за два часа его сна вся земля покрылась снегом. Утром стало торжественно и нарядно. Замерзло все: крапива, рябина.

Рассказчик и Рувим пошли на лесные озера: в такой день невозможно усидеть дома. Все вокруг словно дремлет. К вечеру снова пошел снег. Лето окончательно ушло, но под снегом остались летние цветы, в лесу живут синицы, а в доме горит огонь в печах.

Рассказ написан почти 80 лет назад, но читаешь его и представляешь все так, словно это было прошлой осенью.

Рассказ «Стекольный мастер» появился в 1939 году, повествование ведется от лица автора.

Бабка Ганя жила одна на окраине села. Единственный родственник, внук Василий, трудился на заводе стекольных изделий в городе Гусь-Хрустальном. Приезжая в гости, он брал в подарок свои поделки, выдутые им из стекла. Бабка их очень берегла и соседским мальчишкам не разрешала даже потрогать.

Еще с ней жил старый пес, которого звали Жек.

Чувствуя наступающую слабость, она попросила соседа составить бумагу – завещание, которым определялось, что в случае ее смерти дом достается внуку, Жека отдать аптекарю, а стеклянные поделки следует передать в школу – чтобы ребята видели, что человек может не только пахать и убирать. Но талант тоже нуждается в помощи и поддержке, и бабка Ганя просит сельский Совет посодействовать внуку в его заветной мечте – создать необыкновенный хрустальный рояль.

На следующий день автор с приятелем отправились на несколько дней порыбачить, а когда вернулись, бабка Ганя лежала под образами в своей лучшей одежде и держала в руках ту самую бумагу.

Уже после похорон приехал Вася – невысокий скромный человек, с такими же серыми, как у бабки, глазами.

Когда речь зашла о почти невыполнимом желании – стеклянном рояле, Василий улыбнулся. У всякого мастера,- сказал он, есть мечта создать такую вещь, которой до него еще никогда не было. А рояль, выполненный из хрусталя, будет иметь необычный вид и удивительный звук.

И долго вспоминалась автору рязанская земля с ее удивительными просторами, талантливыми музыкантами и деревенскими мальчиками, придумывающими рояль из хрусталя.

В рассказе Паустовского «Медные доски» рассказывается о том, что как Лёнька Рыжов поведал Бергу интересную историю о старушках, которые были дочери известного художника Пожалостина.

Он известен своими гравюрами, которые висят во многих музеях мира.

Так вот, у этих старушек были медные доски, которые были народным достоянием, а их хотели отобрать и пустить на гвозди.

Когда, Лёньку послали отобрать эти доски, он сперва рассказал старушкам в чём дело, а затем попросил показать ему эти самые доски.

Он когда их увидел, глазам не поверил, до чего же тонкая работа.

После чего подумал и сказал старушке:

Старушка упёрлась и говорит не отдам гравюры, вот помру, тогда делайте с ними что хотите.

Тогда Лёнька пошёл к председателю совета и говорит:

А председатель и слушать ничего не хотел, и говорит:

Тут Лёнька решил вперёд кузнеца успеть, прибежал к старушкам и говорит:

Старушки испугались и отдали доски Лёньке. Тогда с обыском к нему пришёл Егор. Лёнька ударил его и прогнал из избы, а доски эти в Рязанский музей отправил.

После чего жители собрали собрание и решили Лёньку судить, а он им говорит:

Одним словом, вины он своей не признал, отхватил наказание для порядка, но своего добился, – а председателя вывели из сельсовета, дело только позорил.

Главная мысль рассказа заключается в том, что автор хотел показать нам, насколько искусство делает человека лучше, заставляет задуматься над смыслом жизни.

Главные герой не побоялся суда, а сохранил работы великого художника. Он один понимал какую ценность несут эти медные доски для будущего поколения и для всей страны в целом.

Источник

К. Паустовский, «Прощание с летом»: краткое содержание и анализ. Отзывы о рассказе «Прощание с летом»

В рассказе «Прощание с летом» Паустовский описывает несколько дней поздней осенней поры, когда все уныло и серо, но во всем этом таится ожидание скорого прихода зимы.

Это был конец ноября. Дождь не переставал лить уже в течении нескольких дней. Все дороги были размыты. Время это было тоскливо. В гости к жильцам деревенского дома никто не заглядывал. Кроме рассказчика там находится и еще один герой рассказа – Рувим.

Очень рано приходилось им зажигать лампы, так как в доме к четырем часам дня уже воцарялась темень. Топили печи. Унылую обстановку разряжал старый самовар. Когда его ставили на стол, то в комнате тут же становилось уютнее и веселее. От него запотевало окно и становилась невидна ветка, все время стучавшая в него.

Попив чай жильцы дома занимались чтением книг и журналов. Помимо людей живут в доме и животные. Это кот, который в это унылое время постоянно спал, и такса Фунтик. Собака по ночам плакала от того, что замерзала. Когда хозяева укрывали ее, то она тут же успокаивалась.

Однажды ночью рассказчик просыпается от странного ощущения. Он понимает, что кругом царит та тишина, которую называют «мертвой». Не было слышно ни ветра, ни дождя, ни того, как шумел сад – ничего.

Подойдя к окну он видит, что природа преобразовалась: земля была покрыта первым снегом и заворожена стужей. И, эти преобразования произошли с ней всего лишь за каких-то два часа.

Утром под ногами все хрустело – снег никуда не делся. К обитателям дома наведался на чай дед Митрий. Он поздравил их с первым снегом и проводил до опушки леса, куда отправились герои рассказа, будучи не в силах оставаться в доме в первый день зимы.

Они отправились на лесные озера. В лесу стояла торжественная тишина. Все кругом было светло от снега, но погода была хмурой и на землю продолжал падать снег.

Постепенно становилось все пасмурнее. Наконец, повалили густые снежные хлопья. Зима вошла в свои права. Но, герои рассказа знали, что под снегом спят лесные цветы, что остались по соседству с ними на зимовку птицы. Зима казалась для них от этих мыслей не менее прекрасной, чем лето.

Паустовский очень хорошо умел описать природу во всех ее красотах. Причем, красоту эту он находил в любом ее состоянии. Она прекрасна всегда. В этом заключается главная мысль этого рассказа.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Автор

Родился Константин Георгиевич в конце позапрошлого века, 19 мая 1892 года, в Украине. Учился в киевской, а затем в брянской гимназии. Он довольно рано стал самостоятельным, после окончания гимназии работал репетитором.

Затем Паустовский переехал к своей бабушке. Здесь он написал свои первые рассказы. В 1912 году юноша поступил в университет, но вынужден был прервать обучение и пойти работать, так как началась Первая мировая война. Он успел побывать кондуктором, вагоновожатым, затем санитаром. Потом работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, недолгое время был солдатом Красной Армии в Гражданскую войну.

Читайте также:  Рассказ на русском языке про весну

В 1923 году Константин Георгиевич приехал в Москву, где стал работать редактором Российского телеграфного агентства и начал печатать свои очерки, рассказы.

С 1930 года писатель провел более 10 лет в селе Солотча в мещерских лесах. Впечатления от этих мест он изложил в своих произведениях. Именно в те годы написал Паустовский «Прощание с летом» (1940 г).


Что такое красота? Отрывок из рассказа К.Г. Паустовского

(1)У каждого, даже самого серьёзного человека, не говоря, конечно, о мальчишках, есть своя тайная и немного смешная мечта. (2)Была такая мечта и у меня, — обязательно попасть на Боровое озеро. (3)От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров.

(4)Все отговаривали меня идти, — и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. (5)Картина известная! (6)— Чего ты туда рвёшься, на этот озер! — сердился огородный сторож Семён.

(7)— Чего не видал? (8)Народ какой пошёл суетливый, хваткий, господи! (9)Всё ему, видишь ли, надо своей рукой цопнуть, своим глазом высмотреть! (10)А что ты там высмотришь? (11)Один водоём. (12)И более ничего! (13)Но я всё-таки пошёл на озеро. (14)Со мной увязались двое деревенских мальчишек, — Лёнька и Ваня.

(15)Мы поднялись по изволоку и вошли в дубовый перелесок. (16)Тотчас нас начали заедать рыжие муравьи. (17)Они облепили ноги и сыпались с веток за шиворот. (18)Десятки муравьиных дорог, посыпанных песком, тянулись между дубами и можжевельником. (19)Иногда такая дорога проходила, как по туннелю, под узловатыми корнями дуба и снова подымалась на поверхность.

(20)Муравьиное движение на этих дорогах шло непрерывно. (21)В одну сторону муравьи бежали порожняком, а возвращались с товаром — белыми зёрнышками, сухими лапками жуков, мёртвыми осами и мохнатой гусеницей. (22)— Суета! — сказал Ваня. (23)— Как в Москве. (24)Сначала мы прошли через песчаное поле, заросшее бессмертником и полынью.

(25)Потом выбежали нам навстречу заросли молоденьких сосен. (26)Высоко в солнечных косых лучах перепархивали, будто загораясь, синие сойки. (27)Чистые лужи стояли на заросшей дороге, и через синие эти лужи проплывали облака. (28)— Вот это лес! – вздохнул Лёнька. (29)— Ветер задует, и загудят эти сосны, как колокола.

(30)Потом сосны сменились берёзами, и за ними блеснула вода. (31)— Боровое? — спросил я. (32)— Нет. (33)До Борового ещё шагать и шагать. (34)Это Ларино озерцо. (35)Пойдём, поглядишь в воду, засмотришься. (36)Солнце блестело в тёмной воде.

Начало рассказа: ненастная погода, дом и его обитатели

В первых строках произведения мы узнаем, что описанные события происходили в конце ноября. Это время года, особенно в деревне, – самое грустное. Ведь по нескольку дней идут холодные дожди, дует сильный ветер.

Автор рассказывает, что уже в 4 часа дня приходилось зажигать керосиновые лампы, так как в такую непогоду в доме становилось темно.

Дальше мы, читая рассказ «Прощание с летом», узнаем, кто же еще жил в этом деревенском доме. Конечно, тут не могло обойтись без животных. Здесь обитал кот, который в такую непогоду спал с утра до вечера в старом кресле. Когда капли холодного дождя били в стекло, животное во сне вздрагивало. Так же вел себя и пес по кличке Фунтик. Маленькая рыжая такса даже плакала во сне от холода. Тогда автор, от лица которого ведется повествование, вставал с постели и закутывал пса в шерстяную тряпку, чтобы он согрелся. Не просыпаясь, собака лизала в знак благодарности человеку руку.

Еще один обитатель дома – Рувим. Если мы проанализируем этот момент, то удостоверимся, что рассказ, который написал Паустовский — «Прощание с летом», основан на событиях, происходивших на самом деле. Так как Рувим – настоящий друг автора, и Константин Георгиевич описывает свои впечатления, полученные во время проживания в сельской местности в Мещерском крае.

Но и в такую непогоду люди не теряли присутствия духа. Писатель рассказывает, что им нравилось пить чай из старого медного самовара, который гудел так, как будто пел песни. Когда его вносили, в комнате становилось уютнее. После чаепития друзья садились ближе к теплой печке, читали книги и журналы. Об этом идет речь в рассказе, который написал Паустовский — «Прощание с летом». Краткое содержание произведения продолжим описывать далее.

Книга – Заячьи лапы – Паустовский Константин Георгиевич – Читать онлайн, Страница 7

Закладки
– Что же нам с ним делать?

– Не поможет, – сказал Лёнька, – у него с детства характер такой.

Кот ждал, зажмурив глаза.

Тогда Рувим неожиданно сказал:

– Надо его накормить как следует!

Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами.

После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрёт себе шерсть на затылке.

Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.

Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую кашу.

Кот, дрожа от негодования, подкрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.

Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

Впереди мчался, икая, голенастый петух, прозванный Горлачом.

Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой, передней, лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри у него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл.

С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом.

Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.

Купили мы её ещё зимой в Москве и с тех пор не знали покоя. Больше всех волновался Рувим. Ему казалось, что за всю его жизнь ещё не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает очень медленно и что лето будет холодным и ненастным.

Рувим хватался за голову и жаловался на дурные сны. То ему снилось, что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканьем, то снился пронзительный разбойничий свист – это из лодки, распоротой корягой, стремительно выходил воздух, – и Рувим, спасаясь, суетливо плыл к берегу и держал в зубах коробку с папиросами.

Читайте также:  Почему произведение неизвестный цветок называется сказка быль

Страхи прошли только летом, когда мы привезли лодку в деревню и испытали её на мелком месте около Чёртова моста.

Десятки мальчишек плавали около лодки, свистели, хохотали и ныряли, чтобы увидеть лодку снизу.

Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.

Белый мохнатый щенок с чёрными ушами – Мурзик – лаял на неё с берега и рыл задними лапами песок.

Это значило, что Мурзик разлаялся не меньше чем на час.

Коровы на лугу подняли головы и все, как по команде, перестали жевать.

Бабы шли через Чёртов мост с кошёлками. Они увидели резиновую лодку, завизжали и заругались на нас:

– Ишь, шалые, что придумали! Народ зря мутитя!

После испытания дед Десять процентов щупал лодку корявыми пальцами, нюхал её, ковырял, хлопал по надутым бортам и сказал с уважением:

После этих слов лодка была признана всем населением деревни, а рыбаки нам даже завидовали.

Но страхи не прошли. У лодки появился новый враг – Мурзик.

Мурзик был недогадлив, и потому с ним всегда случались несчастья: то его жалила оса – и он валялся с визгом по земле и мял траву, то ему отдавливали лапу, то он, воруя мёд, измазывал им мохнатую морду до самых ушей. К морде прилипали листья и куриный пух, и нашему мальчику приходилось отмывать Мурзика тёплой водой. Но больше всего Мурзик изводил нас лаем и попытками сгрызть всё, что ему попадалось под руку.

Лаял он преимущественно на непонятные вещи: на рыжего кота, на самовар, примус и на ходики.

Кот сидел на окне, тщательно мылся и делал вид, что не слышит назойливого лая. Только одно ухо у него странно дрожало от ненависти и презрения к Мурзику. Иногда кот взглядывал на щенка скучающими наглыми глазами, как будто говорил Мурзику: «Отвяжись, а то так тебя двину…»

Тогда Мурзик отскакивал и уже не лаял, а визжал, закрыв глаза.

Кот поворачивался к Мурзику спиной и громко зевал. Всем своим видом он хотел унизить этого дурака. Но Мурзик не унимался.

Грыз Мурзик молча и долго. Изгрызенные и замусоленные вещи он всегда сносил в чулан, где мы их и находили. Так он сгрыз книжку стихов, подтяжки Рувима и замечательный поплавок из иглы дикобраза – я купил его по случаю за три рубля.

Наконец Мурзик добрался до резиновой лодки.

Он долго пытался ухватить её за борт, но лодка была очень туго надута, и зубы скользили. Ухватить было не за что.

Тогда Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускающий воздух.

Мы в это время пили в саду чай и не подозревали ничего плохого.

Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.

Он грыз её долго. Резина не поддавалась. Только через час он её разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная и невероятная вещь: густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух.

Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка ещё долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах.

Первый снег

Однажды писатель проснулся от того, что наступила полная тишина. Сначала ему показалось, что он оглох. Но нет, это на смену осенней непогоде пока еще неуверенными шагами шла зима. Ветер стих, дождь прекратился. Когда писатель выглянул в окно, то увидел, что выпал снег, от которого даже в комнате стало светлее.

Проснувшийся Рувим сказал, что земле очень идет белоснежный наряд. Утром к приятелям пришел в гости дед Митрий. Он тоже был рад первому снегу.

В такую погоду невозможно усидеть дома, и друзья отправляются на прогулку к лесным озерам. Ходили они долго, видели снегирей, алые ягоды рябины. На озере писатель хотел кинуть камешек в стаю рыб, но разбил тонкий лед, покрывший края водоема. Только тогда друзья заметили, что поверхность воды местами замерзла. До этого прозрачный лед оставался невидимым.

Читать

Всю ночь шел дождь, смешанный со снегом. Северный ветер свистел в гнилых стеблях кукурузы. Немцы молчали. Изредка наш истребитель, стоявший у берета, бил из орудий в сторону Мариуполя. Тогда черный гром сотрясал степь. Снаряды неслись в темноту с таким звоном, будто распарывали над головой кусок натянутого холста,

На рассвете два бойца, в блестящих от дождя касках, привели в глинобитную хату, где помещался майор, старого низенького человека. Его клетчатый мокрый пиджак прилип к телу. На ногах волочились огромные комья глины.

Старик был допрошен. Он назвал себя парикмахером Мариупольского театра армянином Аветисом и рассказал историю, которая потом долго передавалась по всем соседним частям.

Парикмахер не успел бежать из Мариулоля до прихода немцев. Он спрятался в подвале театра вместе с двумя маленькими мальчиками, сыновьями его соседки-еврейки. За день до этого соседка ушла в город за хлебом и не вернулась. Должно быть, она была убита во время воздушной бомбардировки.

Парикмахер провел в подвале, вместе с мальчиками, больше суток. Дети сидели, прижавшись друг к другу, не спали и все время прислушивались. Ночью младший мальчик громко заплакал. Парикмахер прикрикнул на него. Мальчик затих.

Тогда парикмахер достал из кармана пиджака бутылку с теплой водой. Он хотел напоить мальчика, но он не пил, отворачивался. Парикмахер взял его за подбородок — лицо у мальчика было горячее и мокрое — и насильно заставил напиться.

Мальчик пил громко, судорожно и глотал вместе с мутной водой собственные слезы.

На вторые сутки ефрейтор немец и два солдата вытащили детей и парикмахера из подвала и привели к своему начальнику-лейтенанту Фридриху Кольбергу.

Лейтенант жил в брошенной квартире зубного врача. Вырванные оконные рамы были забиты фанерой. В квартире было темно и холодно над Азовским морем проходил ледяной шторм.

— Что это за спектакль?

— Трое, господин лейтенант! — доложил ефрейтор.

— Зачем врать, — мягко сказал лейтенант. — Мальчишки-евреи, но этот старый урод-типичный грек, великий потомок эллинов, пелопоннесская обезьяна. Иду на пари. Как! Ты армянин? А чем ты это мне докажешь, гнилая говядина?

Парикмахер смолчал. Лейтенант толкнул носком сапога в печку последний кусок золотой рамы и приказал отвести пленных в соседнюю пустую квартиру. К вечеру лейтенант пришел в эту квартиру со своим приятелем-толстым летчиком Эрли. Они принесли две завернутые в бумагу большие бутылки.

— Бритва с тобой? — спросил лейтенант парикмахера. — Да? Тогда побрей головы еврейским купидонам!

— Зачем это, Фри? — лениво спросил летчик.

— Красивые дети, — сказал лейтенант. — Не правда ли? Я хочу. их немного подпортить. Тогда мы их будем меньше жалеть.

Парикмахер обрил мальчиков. Они плакали, опустив головы, а парикмахер усмехался. Всегда, если с ним случалось несчастье, он криво усмехался. Эта усмешка обманула Кольберга, — лейтенант решил, что невинная его забава веселит старого армянина. Лейтенант усадил мальчиков за стол, откупорил бутылку и налил четыре полных стакана водки.

Читайте также:  Прыжок иллюстрация к рассказу 3 класс

— Тебя я не угощаю, Ахиллес, — сказал он парикмахеру. — Тебе придется меня брить этим вечером. Я собираюсь к вашим красавицам в гости.

Лейтенант разжал мальчикам зубы и влил каждому в рот по полному стакану водки. Мальчики морщились, задыхались, слезы текли у них из глаз. Кольберг чокнулся с летчиком, выпил свой стакан и сказал:

— Я всегда был за мягкие способы, Эрли.

— Недаром ты носишь имя нашего доброго Шиллера, — ответил летчик. — Они сейчас будут танцевать у тебя маюфес.

Лейтенант влил детям в рот по второму стакану водки. Они отбивались, но лейтенант и летчик сжали им руки, лили водку медленно, следя за тем, чтобы мальчики выпивали ее до конца, и покрикивали: —

— Так! Так! Вкусно? Ну еще раз! Превосходно! У младшего мальчика началась рвота. Глаза его покраснели. Он сполз со стула и лег на пол. Летчик взял его под мышки, поднял, посадил на стул и влил в рот еще стакан водки. Тогда старший мальчик впервые закричал. Кричал он пронзительно и не отрываясь смотрел на лейтенанта круглыми от ужаса глазами.

— Молчи, кантор! — крикнул лейтенант. Он запрокинул старшему мальчику голову и вылил ему водку в рот прямо из бутылки. Мальчик упал со стула и пополз к стене. Он искал дверь, но, очевидно, ослеп, ударился головой о косяк, застонал и затих.

— К ночи, — сказал парикмахер, задыхаясь, — они оба умерли. Они лежали маленькие и черные, как будто их спалила молния.

— Дальше! — сказал майор и потянул к себе приказ, лежавший на столе. Бумага громко зашуршала. Руки у майора дрожали.

— Дальше? — спросил парикмахер. — Ну, как хотите. Лейтенант приказал мне побрить его. Он был пьян. Иначе он не решился бы на эту глупость. Летчик ушел. Мы пошли с лейтенантом в его натопленную квартиру. Он сел к трюмо.

Я зажег свечу в железном подсвечнике, согрел в печке воду и начал ему намыливать щеки. Подсвечник я поставил на стул около трюмо. Вы видели, должно быть, такие подсвечники: женщина с распущенными волосами держит лилию, и в чашечку лилии вставлена свеча. Я ткнул кистью с мыльной пеной в глаза лейтенанту.

Он крикнул, но я успел ударить его изо всей силы железным подсвечником по виску.

— Наповал? — спросил майор.

— Да. Потом я пробирался к вам два дня, Майор посмотрел на бритву.

— Я знаю, почему вы смотрите, — сказал парикмахер. — Вы думаете, что я должен был пустить в дело бритву. Это было бы вернее. Но, знаете, мне было жаль ее. Это старая английская бритва. Я работаю с ней уже десять лет.

Майор встал и протянул парикмахеру руку.

— Накормите этого человека, — сказал он. — И дайте ему сухую одежду.

Парикмахер вышел. Бойцы повели его к полевой кухне.

— Эх, брат, — сказал один из бойцов и положил руку на плечо парикмахера. — От слез сердце слабеет. К. тому же и прицела не видно. Чтобы извести их всех до последнего, надо глаз иметь сухой. Верно я говорю?

Парикмахер кивнул, соглашаясь.

Истребитель ударил из орудий. Свинцовая вода вздрогнула, почернела, но тотчас к ней вернулся цвет отраженного неба-зеленоватый и туманный.

Варвара Яковлевна, фельдшерица туберкулезного санатория, робела не только перед профессорами, но даже перед больными. Больные были почти все из Москвы — народ требовательный и беспокойный. Их раздражала жара, пыльный сад санатория, лечебные процедуры — одним словом, все.

Из-за робости своей Варвара Яковлевна, как только вышла на пенсию, тотчас переселилась на окраину города, в Карантин.

Она купила там домик под черепичной крышей и спряталась в нем от пестроты и шума приморских улиц.

Бог с ним, с этим южным оживлением, с хриплой музыкой громкоговорителей, ресторанами, откуда несло пригорелой бараниной, автобусами, треском гальки на бульваре под ногами гуляющих.

В Карантине во всех домах было очень чисто, тихо, а в садиках пахло нагретыми листьями помидоров и полынью. Полынь росла даже на древней генуэзской стене, окружавшей Карантин. Через пролом в стене было видно мутноватое зеленое море и скалы.

Около них весь день возился, ловил плетеной корзинкой креветок старый, всегда небритый грек Спиро. Он лез, не раздеваясь, в воду, шарил под камнями, потом выходил на берег, садился отдохнуть, и с его ветхого пиджака текла ручьями морская вода.

«Прощание с летом», Паустовский: отзывы

После прочтения книги остается хорошее впечатление. Поэтому те, кто ознакомился с этим коротким рассказом, оставляют положительные рецензии. Люди пишут о том, что смогли на время погрузиться в ту душевную атмосферу, которую создал автор. Читателям нравятся описания природы, трепетное и внимательное отношение автора к ней. Не всем понятно название произведения, ведь действие происходит в конце ноября. Но, скорее всего, автор имел в виду прощание с летом и осенью, с теплом, которого уже нет, но оно еще непременно будет.

Паустовский, «Прощание с летом»: анализ

Подробное рассмотрение этого произведения помогает читателю понять, что на свете есть много интересного. Даже если вы окажетесь в ноябре в деревне, там можно прекрасно отдохнуть душой в блаженной тишине, без шума больших городов. Можно вот так же вечерами читать, пить чай и разговаривать.

Автор учит доброму отношению к животным. Помните, как накрыл маленькую собачку теплым одеялом Паустовский?

«Прощание с летом» – это рассказ, позволяющий понять, что можно довольствоваться малым и быть при этом счастливым человеком. Ведь природную красоту нельзя оценить в денежном эквиваленте, но сколько она дает людям!

Как приятно пройтись по пушистому снегу, вдохнуть морозный воздух полной грудью, отломить кусочек первого льда около берега пруда.

У природы нет плохой погоды

Анализ рассказа помогает увидеть, как автор красиво описывает природу, какие меткие эпитеты использует при этом.

Когда он говорит об осенней непогоде, то пишет, что по реке неслась желтоватая пена, похожая на взбитый белок. Когда к друзьям на чай пришел дед Митрий, он сказал, что земля умылась. Да, во время осенних дождей она была черная и грязная. Снег сделал ее белоснежно чистой и красивой. Сам Паустовский говорит, что земля принарядилась и стала похожа на застенчивую невесту.

В конце рассказа пишет очень правильные строки Паустовский. Прощание с летом тогда уже не выглядит печальным. Автор говорит о том, что зимой в печах будет гореть и трещать огонь, что не все птицы улетели, остались, например, синицы, а под рыхлым снегом зимуют цветы. Так что зима показалась писателю такой же прекрасной, как лето. И это верно, ведь даже в ненастную погоду природа по-своему хороша и очаровательна.

Вот такой написал рассказ под названием «Прощание с летом» Паустовский. Отзывы о произведении позволяют удостовериться, что он нравится многим.

Источник

Познавательное и интересное