Паустовский «Растрепанный воробей». Как разделить на части рассказ?
разделить на части и озаглавить каждую часть
И у меня вышло пять частей, к каждой части рассказа я придумала несколько заголовков на выбор:
1). Памятный подарок/Стеклянный букетик.
3). Воробей/Новый друг.
5). Как в сказке/Чудо/Подарок воробья/Букет для Золушки.
Разделить рассказ Паустовского на части и озаглавить их у меня получилось так:
Я предлагаю рассказ Паустовского «Растрепанный воробей» разделить на пять частей.
Рассказ Паустовского очень интересный и трогательный. Кто его не читал обязательно с ним ознакомьтесь. Давайте разделим его на части следующим образом.
В данном рассказе можно выделить несколько частей, каждая из которых рассказывает нам об определённом моменте.
3.Спасение воробья Паши
4.Похищение стеклянного букета
7.Возвращение похищенного букета
Разделяя рассказ на части, мы тем самым составляем его план.
Рассказ не сильно объемный, его части хорошо прослеживаются. А озаглавить их можно так:
У меня получилось так разделить рассказ «Растрепанный воробей» на части, частей получилось восемь:
1.) История Машиной семьи и брошки в виде стеклянного букета.
2.) Читатель знакомится с вороной и узнает много интересного о ее жизни, даже ее сны.
3.) Ворона и воробей Пашка. Спасение Пашки милиционером.
4.) Пашка теперь живет у Маши.
5.) Ворона похищает со стола стеклянный букет.
6.) Воробьиное организованное нападение на вороний ларек с целью отобрать у нее стеклянный букет.
7.) Мама танцует в балете Золушку, воробей Пашка возвращает ей стеклянный букет, добытый в бою с вороной.
Разделить на части рассказ «Растрепанный воробей» можно так:
1.Семья Маши и стеклянный букетик.
В этой части описывается семья Маши, описывается квартира девочки. Также описывается история брошки в виде стеклянного букетика, этим украшением мама Маши очень дорожит.
В этой части автор описывает воровку ворону, мы узнаем много нового о вороне.
В этой части мы познакомимся с воробьем Пашки, на него напала ворона, но милиционер спасает воробья, теперь Пашка живет у Маши.
4.Сражение с вороной.
Ворона крадет стеклянный букетик, Пашка собирает воробьев и они отбивают у наглой вороны брошку.
Пашка возвращает стеклянный букетик маме, мама плачет от счастья.
Я предлагаю разделить рассказ «Растрепанный воробей» на следующие части:
1) Знакомство с Машей и ее семьей. В этой части мы знакомимся с Машей и с ее мамой. Узнаем, что ворона часто ворует у них вещи.
2) Спасение воробья Пашки. В этой части мы более подробно узнаем про ворону, что живет она в ларьке. Так же в этой части воробья Пашку спасают от вороны Маша и милиционер.
3) Благодарность воробья Пашки. Здесь мы узнаем, какой благодарный воробей, он старается вернуть все вещи, украденные вороной у Маши.
4) Нападение на ворону. После того, как воровка украла стеклянный букетик, подаренный папой, воробей Пашка собирает воробьев и они нападают на ворону.
5) Выступление мамы. Мама выступает в спектакле, когда он заканчивается, мама плачет.
6) Чудеса случаются. Прилетел Пашка и принес букетик, теперь мама была очень рада.
Постараюсь разделить рассказ
Первую часть можно назвать так: описание семьи девочки Маши.
Название второй части может быть таким: кто такая ворона, как она живет.
Третью часть можно выделить таким заголовком: пропажа букета из стекла, мама огорчена.
Четвертой частью может стать такая: воробей Пашка и его спасение.
Пятая часть рассказа: выступление мамы на сцене и чудесное возвращение букетика воробьем.
Шестой частью и финалом может быть: радостный конец, все довольны.
Научно-познавательный рассказ несет в себе не столько эстетическую, художественную составляющую, сколько обучающую функцию, но, вместе с тем, он является неким среднеарифметическим звеном межу учебным текстом и художественным произведением, где в занимательной форме даются знания о мире и упорядочиваются эти знания. Такой рассказ способствует развитию логического мышления, помогает увидеть и осознать связи между предметами и событиями. Такой рассказ кишит не только теоретическими сведениями, а и опытами и экспериментами, стимулируя тем самым активное познание действительности. Также, здесь наблюдается воспитание образа мысли, человек учится ставить задачи и решать их.
Действие рассказа К. Г. Паустовского «Старый повар» происходит в конце 18-го века в Вене. В поместье некой графини Тун умирает её старый, ослепший повар. Чувствуя приближение смерти, старик хочет облегчить душу, но т. к. он никогда не верил служителям церкви, он просит свою дочь выйти на улицу и попросить первого встречного исповедать его. Дочь выполняет просьбу и приводит незнакомого молодого человека. Старик кается ему в своём единственном грехе. Когда его жена была тяжело больна, ей нужны были дорогие лекарства и особое, дорогое питание. Таких денег у него не было, поэтому он украл у графини небольшое золотое блюдо. Молодой человек спрашивает, не пострадал кто-нибудь другой из-за этой кражи и, услышав отрицательный ответ, говорит, что то был не грех и не преступление, а «подвиг любви». Затем молодой человек спрашивает, нет ли у старика каких-либо желаний. Старик отвечает, что хотел бы ещё раз увидеть свою покойную жену молодой и сад, в котором стоит его дом, в весеннем цвету, но это невозможно. Тогда молодой человек садится за клавесин, стоявший в комнате, и начинает играть, и так играть, что слепой старик «видит» перед смертью всё то, о чём просил. Молодым человеком оказывается Вольфганг Амадей Моцарт.
1). Варюша и дед Кузьма.
Во второй части повествуется о походе Вари за махоркой и о её встрече с двумя солдатами. Девочка поделилась с бойцами махоркой, за что была вознаграждена волшебным кольцом. Вторую часть назовем таким образом:
2). Встреча с бойцами и неожиданный подарок.
Варюша надела колечко на мизинчик, а проходя по заснеженному лесу, потеряла его. Она долго занимается поисками, но колечко в снегу найти так и не смогла. Варя помечает место поиска и грустная возвращается домой. Третью часть я назвала так:
3). Потеря волшебного колечка.
Девочка возвращается к поискам при первой же оттепели. На этот раз она находит колечко и надевает его на средний пальчик, желая деду выздоровления. Дедушка выздоравливает, а мы назовем четвертую часть так:
4). Счастливая находка, болезнь отступает.
В последней пятой части Варюша наблюдает изменения в природе, связанные с приходом весны. Девчушка встречает весну и понимает, что нет на земле места лучше, чем родное Моховое. Назовем эту часть рассказа таким образом:
5). Весна в родной сторонке.
Конспект по литературному чтению растрепанный воробей з класс
Урок 74 . Краткий пересказ.
К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
Тип урока: решение учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для об учения составлению характеристики героев, нахождению в тексте олицетворений, сравнений (художественные средства изобразительности), соответствующих фрагментов текста для подтверждения ответов, краткому пересказу событий произведения на материале того или иного фрагмента; способствовать развитию ассоциативного мышления, внимания, памяти; содействовать воспитанию чувства любви к природе, окружающему миру
научатся делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности
в процессе чтения по ролям и инсценировании;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;
коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений
по теме; диалог в паре или группе, задают вопросы
осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся
в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
Образовательные ресурсы: толковый словарь, аудиозапись музыкального фрагмента балета С. Прокофьева «Золушка», тест
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пи-
Слушают в со-ответствии с целевой уста-
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем.
Но что-то новое, дружок,
шущих принадлежностей). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал
новкой, принимают и сохраняют организационные задачи
I. Организация начала урока
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем.
Но что-то новое, дружок,
Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал
Слушают в со-ответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (С произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».)
– К какому жанру относится данное произведение – сказка это или рассказ? Обратимся за помощью к толковому словарю. Найдем толкование слов «сказка» и «рассказ» в словаре С. И. Ожегова.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Работают со словарем.
Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.
Сказка – повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2. Речевая разминка
– Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках? (Воробей Пашка – сказочный персонаж, что позволяет нам утверждать, что это произведение – сказка.)
– Кто главные герои сказки?
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитайте скороговорку про себя:
Ах вы, сени, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
Отвечают на вопрос.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Владеют навыками работы со справочной литературой, четкого и быстрого произнесения слов. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы
– Какое слово придает скороговорке веселое настроение?
– Как вы понимаете слово «кувырк»?
– Прочитайте скороговорку шепотом, немного громче, громко и внятно, быстро.
– Представьте, что Сене встретился невежа, он над ним насмехается. Как можно прочитать скороговорку от лица этого человека?
– А теперь Сене встретился вежливый человек. Он подал ему руку, помог встать.
Как вежливый сочувствующий человек прочитает эту скороговорку?
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Послушайте музыкальное произведение – отрывок из балета Сергея Прокофьева «Золушка». Как вы думаете, какому моменту сказки он соответствует. (Золушка убегает с бала и теряет туфельку.)
– Как вы догадались? (Мы услышали бой часов.)
– Если вы когда-нибудь попадете на этот балет, в момент звучания этого отрывка вы обязательно вспомните другое произведение – сказку К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». О чем это произведение? (Автор рассказывает о том, как Маша спасла воробья, а потом воробей помог девочке.)
– Прочитайте тему урока.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и
Формулируют учебные цели урока, ответы на поставленные учителем вопросы. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня продолжим исследовать произведение К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»
составляют план чтения
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками конструктивного взаимодей-
IV. Проверочная работа по содержанию произведения
Предлагает выполнить тест по произведению К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» (см. ресурсный материал)
Выполняют тестовые задания по вариантам.
Планируют действия в соответствии с учебной задачей
V. Работа над содержанием текста: характеристика образа воробья
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения обучающихся, подводит итог.
– В рассказе главный герой не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ. Какими были по характеру герои сказки воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете?
– Какой он, воробей Пашка? Какие еще средства для создания персонажа использует автор? Обратите внимание на сравнение, которое автор использует для своего героя: «…как маленький пушистый снаряд».
– Какие качества Пашки он хотел подчеркнуть этими словами? (Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце.)
Высказывают свои мнения.
Заполняют таблицу (см. ресурсный материал).
наделяет воробья человеческим характером, его герой верный, мужественный, находчивый и одновременно смешной. О его характере мы узнаем в основном из его поступков.
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, формулируют и обо-
сновывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. Согласовывают усилия
– Чем еще необычен рассказ Паустовского? (В нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа».)
– Прочитайте отрывок рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев
у ворот, снег, зима – также одушевлены. Какое настроение создают эти ожившие предметы? (Сказочное, волшебное, приподнятое.)
– У К. Г. Паустовского рассказ получился веселый или печальный? (Веселый, счастливый, смешной.)
– Почему же его персонажи так часто плачут? Вспомните, от чего обычно плачут люди? (Люди плачут от горя, от обиды, от боли и т.д.)
– Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте,
от каких чувств и переживаний они плачут. Работу выполняйте в парах.
Как написать, составить план к сказке «Растрепанный воробей» Паустовского?
Литературное чтение 3 класс Как написать, составить план к сказке «Растрепанный воробей» Паустовского?
План к рассказу «Растрепанный воробей» Паустовского:
1) Удивительные настенные часы с кузнецом в квартире Маши.
2) Описание Машиной мамы и Машиного папы.
3) Машина мама разговаривает со стеклянным букетом.
4) Зимний вечер в квартире Маши.
5) Хулиганства старой вороны.
6) Как живут воробьи в разные времена.
7) Ворона поймала Пашку-воробья и сильно ударила его.
8) Милиционер спас полумертвого воробышка.
9) Воробушек живет у Маши.
10) Пашка хочет отблагодарить Машу за ее добро.
11) Ворона украла стекляный букетик Машиной мамы.
12) Пашка узнал путь в театр, где работает Машина мама
13) Пашка собрал воробьев на битву с вороной, освобождать стеклянный букетик.
остальные пункты плана смотрите в вопросе
Рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей» повестствует о девочке Маше и её семье, а ещё о маленьком воробье, который сделал всех счастливыми.
Лучше всего разбить текст на смысловые части, озаглавить их, а при необходимости составить план каждой части.
1 часть. Машина семья.
2 часть. Жизнь воробья Пашки.
3 часть. Кража.
4 часть.Счастливый финал.
Но индюк, не смотря ни на что, так и остался при мнении,что именно он ужасно умный, хотя его, почему-то, не очень уважают. Такого умницу следует уважать и ценить больше!
Мышонок Пик совсем не собирался быть мореплавателем, он просто первый раз вышел со своей мамой-мышью и своими братьями и сестрами из своей норки погулять.
В это время дети сделали маленькое суденышко для речки, посадили на него Пика в качестве мореплавателя и отправили по речке.
Автор пишет, что ребята сыграли с ним злую шутку,и так оно и есть. Это был совсем маленький мышонок, который даже не умел искать себе еду.
Чем отличается сказка от других жанров литературы? Да тем, что конец всегда счастливый и происходит это благодаря тому, что главную героиню спасает рыцарь или принц. А ещё сказочный сюжет очень похож на то, как всё обычно и бывает в жизни, но с примесью волшебства и тайны.
Мышонок Пик жил вместе со своей семьей в лесу недалеко от реки. Но однажды я заметила его и мне стало интересно за ним наблюдать, ведь он такой миленький.
Вдруг откуда-то появился мальчик с девочкой и забрали Пика. Посмотрев на ними я увидела, что они посадили его на самодельный кораблик и он поплыл.
Мне хотелось помочь мышонку и я просто бежала вдоль реки за ним. Когда мышонок плыл, за ним охотились большие чайки и какая-то большая птица просто перевернула суденышко.
Сначала я очень волновалась, но потом увидела, что Пик спасся и выплыл на берег.
Мне хотелось помочь Пику, я к нему подошла и протянула руки, но мышонок теперь боялся людей и убежал от меня.
Я долго искала мышонка, но не нашла. Прошла зима и меня пригласили в гости с родителями.
В этом доме жили тот мальчик и девочка, которые тогда отправили в путешествие Пика. Я ужасно злилась на них.
Но вот я вижу, что мальчик берет в руки дудочку и начинает играть и вдруг откуда не возьмись выходит Пик и начинает свистеть с ним рядом.Взрослые были удивлены этому фокусу, а я узнав Пика, поразилась, что Пик больше не боится людей и живет у этих детей.
Тогда мне захотелось познакомится с ними поближе и мы все вместе стали дружить.