Рассказ размазня смешной или грустный и почему

Сказки

Смешное и грустное в рассказах Чехова

А.П. Чехов давно уже является признанным мастером отечественной литературы, объединившем в своем творчестве мягкий лиризм, любовь к человеку, педагогичность и добрый юмор. Смешное и грустное в рассказах Чехова переплелись между собой. С одной стороны, читатель часто смеется над поведением героев писателя, а с другой стороны, видит в их поступках отражение собственных пороков и недостатков.

«Смех сквозь слезы» в ранних рассказах писателя

Мягкий и грустный юмор – это характерная черта практически всех произведений Чехова. Проявилась она уже в его ранних рассказах.

Например, знаменитый рассказ «Лошадиная фамилия», который заставляет читателя искреннее смеяться, наблюдая, как нерадивый отец семейства вместе со всеми домочадцами пытается разгадать «лошадиную фамилию» зубного врача. Однако даже за этой веселой сценой стоит некоторая авторская грусть: люди впустую проводят свое время, интересуясь не человеком, а только его нелепой фамилией.

То же самое мы встречаем в рассказе «Смерть чиновника». В нем передается судьба мелкого чиновника Червякова, совершившего оплошность (чихнувшего в театре на лысину генерала) и умершего от переживаний по этому поводу. Сама атмосфера рассказа юмористическая, но в конце произведения читатель испытывает чувство горечи: главный герой умирает от собственного страха, причины которого на самом деле ничтожны.

Смешное и грустное как отражение несовершенства человеческого мира

Смешное в рассказах Чехова всегда стоит на первом плане, а грустное прячется за этим фасадом. Так происходит в не менее известном рассказе «Хамелеон». Главный его герой отдает диаметрально противоположные приказания насчет маленькой собачонки, доставляющей прохожим неудобства, в зависимости от предположений людей из толпы, кому принадлежит эта собачка: человеку бедному или богатому и знатному. Подобострастие «хамелеона» вызывает у читателей искренний смех, однако это тоже смех сквозь слезы. Ведь многие люди ведут себя также двулично, подобострастно и лживо.

Похожую сцену наблюдаем и в рассказе «Толстый и тонкий». Случайная встреча двух товарищей, учившихся когда-то вместе в гимназии, на первых порах выглядит весьма душевно, пока речь не заходит о служебном положении «тонкого» и «толстого» господина. Оказывается, что «толстый» товарищ занимает пост гораздо выше «тонкого». После того, как это обстоятельство выясняется, никакой душевный разговор уже невозможен. Прежние приятели расходятся друг с другом, потому что в мире фальши и ложной славы они не могут общаться на равных. Читатели этого рассказа не могут сдержать улыбки, при изучении такой сцены, однако, это улыбка грустная.

Те же коллизии сюжета встречаем в рассказе «Злоумышленник». Читатели прекрасно понимают, что мужичок, снимавший гайки с железнодорожного полотна, чтобы с их помощью ловить рыбу, вовсе не является опасным преступником. Сцена его допроса выглядит смешно. Однако читатель смеется и жалеет этого безграмотного героя, который может сильно пострадать за свое вынужденное невежество. В этом рассказе проявилась еще одна характерная черта чеховских произведений: в них очень часто говорится о том, что люди из интеллигенции, обладающие властью и имеющие образование, не готовы слушать и понимать то, чем живет простой народ. Сословия разделяет пропасть, мешающая человеческим взаимоотношениям.

Прием грустной иронии как основа композиции чеховских произведений

Грустное в рассказах Чехова находит свое подтверждение в том, что сама жизнь несовершенна. Однако писатель учит нас преодолевать это несовершенство обращением к доброму и мягкому юмору. Сам Чехов, по воспоминаниям современников, много шутил, однако, шутки у него тоже получались грустные.

Именно писателю принадлежит такая афористичная, но наполненная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Правда, не всегда он был столь бескомпромиссен. Есть и другие его более светлые высказывания. «Пахнет осенью, – писал Чехов в одном из писем другу. – А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».

Чехов часто использует прием грустной иронии в своих произведениях, но эта ирония целительна сама по себе: она помогает читателю взглянуть на мир человеческих взаимоотношений как бы со стороны, учит думать, чувствовать и любить.

Часто литературоведы сравнивают смешные и грустные рассказы Чехова с осколками разбитого зеркала, имя которому сама жизнь. Читая эти произведения, мы видим в них отражение самих себя, поэтому мы сами становимся мудрее и терпеливее.

Источник

Урок на тему «Грустный» юмор А.П.Чехова. Рассказы «Злоумышленник», «Размазня»

«Грустный» юмор А.П.Чехова. Рассказы «Злоумышленник», «Размазня»

Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе, формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа; формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, формировать умение работать с текстом, развивать устную речь учащихся.

1.Подготовка к восприятию.

— Известный русский писатель Ф.М.Достоевский говорил: «…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек – значит хороший человек. Смех – есть самая верная проба души». Эти слова можно с уверенностью отнести и к рассказам А.П. Чехова.

— Злоумышленник – человек, который замышляет зло. Денис Григорьев, «маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах», зла не замышляет. Ему даже в голову не приходит, что отвинчивание гаек, которыми рельсы прикрепляются к шпалам, может привести к крушению поезда, он сам себя разоблачает, рассказывая о спрятанных у него дома гайках. Давая рассказу такое название, автор хочет подчеркнуть противоречие: злоумышленником называют человека, который зла не замышляет, а совершает свой поступок по незнанию и глупости. Он так и не понял, за что приговаривается к ссылке на каторжные работы.

Так что же смешного в этой истории? Какова природа юмористического в рассказе «Злоумышленник»?

Юмор в этом рассказе грустный, писатель заставляет задуматься над взаимоотношениями между людьми.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— Над чем смеётся Чехов в рассказе «Злоумышленник» и что огорчает писателя?

Над глупостью мужика, который никак не может понять, в чём его обвиняют, и всё стремится рассказать о том, что ему понятно: о ловле шилипшёра.

Читайте также:  Рассказ герой нашего времени журнал печорина

— Чехов задумывается о том, как же должен поступать представитель закона в подобной ситуации. Как вы думает, почему писатель даёт имя мужику, а у следователя в рассказе нет имени?

— Следователь лишён человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Подтверждением этого служит его речь, повторяющая язык казённых бумаг. Приведите примеры из текста.

— Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева был невозможен?

В обществе не должно быть такого разрыва между образованными и необразованными слоями населения, должна вестись просветительская работа, а для этого все граждане должны быть равны в правах и обязанностях перед государством.

— Обратимся к статье «Литература и жизнь» в вашем учебнике (с.309 – 310 чтение).

— Почему Чехов говорит, что на месте судьи отпустил бы Дениса?

Наказание без осознания не имеет смысла.

— Почему в разговоре с юристом писатель вспоминает о граммофоне? Только ли к граммофонам относятся слова: «… они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И всё у них карикатурно выходит, мёртво»?

— Конечно же, эти слова писателя и о людях тоже. Чехов считал: « Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. ». Эту задачу и реализовывал писатель в своих юмористических рассказах. В 1883 году в 4-ом номере юмористического журнала «Осколки» под псевдонимом А.Чехонте появился рассказ «Размазня». О чём этот рассказ? Кто его герои?

— Сюжет рассказа основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Повествователь олицетворяет силу и могущество. Гувернантка Юлия Васильевна – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности, но в то же время честности и искренности. В «Размазне» Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В рассказе писатель говорит не только о гувернантках, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню», не имеющих сил на протест.

Как вы понимаете это определение, данное человеку, – «размазня»?

— Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему?

— Заметили ли вы, что он только притворяется прижимистым, бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и выражения из текста, которые помогают это увидеть.

– Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет?

– Почему гувернантка такая «кислятина» и «размазня»? Почему она готова покорно снести несправедливость? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера, а что еще? Подумайте над последней репликой рассказа.

– А.П.Чехов показывает нам «маленького» человека, в душе которого навсегда поселилось рабство. Рассказчик хотел своей намеренной несправедливостью разбудить в душе гувернантки бунт, возмущение, он хотел, чтобы она стала сильной, «зубастой», чтобы она не боялась отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку побойчее, она бы сама посмеялась над этой ситуацией. Но смешно не получилось. Получилось, как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем грустно стало и самому рассказчику. Какой урок вынес он сам из этой истории?

«Легко на этом свете быть сильным!»

– Что звучит в этих словах? Самодовольство (мол, вот я какой!)? Или самоирония и горечь (да…победил…но кого)?

— В этом рассказе писатель не только призывает быть сильным и бороться за жизненную правду, но и сочувствует слабым и считает необходимым протянуть им руку помощи.

— Какой рассказ произвёл на вас наибольшее впечатление?

— В чём актуальность рассказов Чехова?

Литература: В.Я.Коровина. Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2012

Источник

Урок ««Грустный» юмор А.П.Чехова. Рассказы «Злоумышленник», «Размазня»»

«Грустный» юмор А.П.Чехова. Рассказы «Злоумышленник», «Размазня»

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока: углубить представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей.

1.Подготовка к восприятию.

— Известный русский писатель Ф.М.Достоевский говорил: «…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек – значит хороший человек. Смех – есть самая верная проба души». Эти слова можно с уверенностью отнести и к рассказам А.П. Чехова.

Злоумышленник – человек, который замышляет зло. Денис Григорьев, «маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах», зла не замышляет. Ему даже в голову не приходит, что отвинчивание гаек, которыми рельсы прикрепляются к шпалам, может привести к крушению поезда, он сам себя разоблачает, рассказывая о спрятанных у него дома гайках. Давая рассказу такое название, автор хочет подчеркнуть противоречие: злоумышленником называют человека, который зла не замышляет, а совершает свой поступок по незнанию и глупости. Он так и не понял, за что приговаривается к ссылке на каторжные работы.

— Так что же смешного в этой истории? Какова природа юмористического в рассказе «Злоумышленник»?

Юмор в этом рассказе грустный, писатель заставляет задуматься над взаимоотношениями между людьми.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— Над чем смеётся Чехов в рассказе «Злоумышленник» и что огорчает писателя?

Над глупостью мужика, который никак не может понять, в чём его обвиняют, и всё стремится рассказать о том, что ему понятно: о ловле шилипшёра.

— Чехов задумывается о том, как же должен поступать представитель закона в подобной ситуации. Как вы думает, почему писатель даёт имя мужику, а у следователя в рассказе нет имени?

— Следователь лишён человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Подтверждением этого служит его речь, повторяющая язык казённых бумаг. Приведите примеры из текста.

— Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева был невозможен?

— Обратимся к статье «Литература и жизнь» в вашем учебнике (с.309 – 310 чтение).

— Почему Чехов говорит, что на месте судьи отпустил бы Дениса?

Наказание без осознания не имеет смысла.

Читайте также:  Рассказ город в табакерке пересказ краткий

— Почему в разговоре с юристом писатель вспоминает о граммофоне? Только ли к граммофонам относятся слова: «… они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И всё у них карикатурно выходит, мёртво»?

— Конечно же, эти слова писателя и о людях тоже. Чехов считал: « Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. ». Эту задачу и реализовывал писатель в своих юмористических рассказах. В 1883 году в 4-ом номере юмористического журнала «Осколки» под псевдонимом А.Чехонте появился рассказ «Размазня». О чём этот рассказ? Кто его герои?

— Сюжет рассказа основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Повествователь олицетворяет силу и могущество. Гувернантка Юлия Васильевна – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности, но в то же время честности и искренности. В «Размазне» Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В рассказе писатель говорит не только о гувернантках, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню», не имеющих сил на протест.

Как вы понимаете это определение, данное человеку, – «размазня»?

— Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему?

— Заметили ли вы, что он только притворяется прижимистым, бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и выражения из текста, которые помогают это увидеть.

– Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет?

– Почему гувернантка такая «кислятина» и «размазня»? Почему она готова покорно снести несправедливость? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера, а что еще? Подумайте над последней репликой рассказа.

– А.П.Чехов показывает нам «маленького» человека, в душе которого навсегда поселилось рабство. Рассказчик хотел своей намеренной несправедливостью разбудить в душе гувернантки бунт, возмущение, он хотел, чтобы она стала сильной, «зубастой», чтобы она не боялась отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку побойчее, она бы сама посмеялась над этой ситуацией. Но смешно не получилось. Получилось, как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем грустно стало и самому рассказчику. Какой урок вынес он сам из этой истории?

«Легко на этом свете быть сильным!»

– Что звучит в этих словах? Самодовольство (мол, вот я какой!)? Или самоирония и горечь (да…победил…но кого)?

— В этом рассказе писатель не только призывает быть сильным и бороться за жизненную правду, но и сочувствует слабым и считает необходимым протянуть им руку помощи.

— Какой рассказ произвёл на вас наибольшее впечатление?

— В чём актуальность рассказов Чехова?

Литература: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Источник

«Размазня» читательский дневник

«Размазня» – сатирический рассказ о том, как глава семейства нагло и беззастенчиво обсчитал юную гувернантку своих детей, но на деле преподал ей важный жизненный урок.

Краткое содержание «Размазня» для читательского дневника

Название: Размазня

Число страниц: 3. Чехов А. П. «Рассказы. Повести. Пьесы». Издательство «Эксмо-Пресс». 2004 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1883 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в 80-х годах XIX столетий, в одном из городов Российской империи.

Главные герои

Рассказчик – хозяин дома, настойчивый, решительный, волевой мужчина, решивший преподать гувернантке важный урок.

Юлия Васильевна – гувернантка, молоденькая, неопытная девушка, робкая, скромная, безответная.

Коля и Варя – дети рассказчика, воспитанники Юлии Васильевны.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Хозяин дома пригласил к себе в кабинет гувернантку, Юлию Васильевну, чтобы рассчитаться за истекший срок ее работы. Он упрекнул девушку в излишней церемонности – сама бы она не пришла за жалованьем. Далее хозяин приступил к подсчетам. Он сказал, что они договаривались по тридцать рублей в месяц, на что Юлия Васильевна робко возразила – по сорок рублей. Хозяин ее перебил, заверив, что он всегда платил гувернанткам по тридцать рублей в месяц, и у него все записано.

Затем мужчина сказал, что Юлия Васильевна прожила в его доме два месяца, и девушка опять робко возразила – два месяца и пять дней. Но и тут хозяин дома настоял на своем – два месяца и точка, у него так записано. Затем он стал вычитывать из шестидесяти рублей воскресенья, коих собралось девять штук, а также три праздника. Юлия Васильевна покраснела, и стала нервно теребить платье, но не возразила ни слова.

Хозяин дома продолжил вычитать: четыре дня болезни Коли, три дня, когда у гувернантки болели зубы, и она занималась только после обеда. В итоге остался всего лишь сорок один рубль. От явной несправедливости у девушки один глаз покраснел и заполнился влагой, предательски задрожал подбородок, но и тут она смолчала.

Мужчина внимательно посмотрел на гувернантку, и продолжил вычеты. Он вспомнил, как под Новый год она разбила фамильную чайную чашку с блюдцем. По недосмотру Юлии Васильевны Коля полез на дерево и порвал дорогой сюртучок, а горничная, опять же, по недосмотру гувернантки, украла у Вари ботинки.

Хозяин разошелся не на шутку, и «вспомнил», как в январе Юлия Васильевна одолжила у него десять рублей. Девушка слабо запротестовала, но в ход пошел железный аргумент – « у меня записано» – перед которым несчастная не в силах была протестовать. В итоге из всей суммы за два месяца работы у героини осталось лишь одиннадцать рублей. Она тихо поблагодарила, и собралась выйти из комнаты.

В этот миг мужчина взорвался – он принялся обвинять девушку в чрезмерной доверчивости, слабости, безволии. Он не понимал, как можно быть такой размазней и даже не попытаться защитить себя, свои права. В ответ Юлия Васильевна лишь робко улыбалась, а затем призналась, что в других домах ей и вовсе не платили. Мужчина извинился за столь жестокий урок, и отдал гувернантке восемьдесят рублей – ее честно заработанную плату за два месяца. Юлия Владимировна не ожидала такого поворота событий, и, непрестанно выражая благодарность, вышла из комнаты.

Читайте также:  Рассказ про старый новый год на английском языке

Вывод и свое мнение

В лице безответной гувернантки легко можно разглядеть простой русский народ, который безропотно сносил несправедливое отношение власть имущих. Своим произведением автор призывал людей быть более сильными, решительными, и всегда отстаивать свои права, бороться за справедливость. Порой, для этого нужно преподнести жесткий, иногда жестокий урок, но только так можно «встряхнуть» робких и забитых людей, достучаться до их сознания.

Главная мысль

Жизнь не всегда бывает добра и справедлива, и даже слабым людям нужно учиться бороться за себя.

Авторские афоризмы

«…У меня так записано…»

«…Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова. »

«…Вы должны за всем смотреть…»

«…В других местах мне и вовсе не давали…»

«…Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам…»

«…Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней. »

«…Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным. »

Толкование непонятных слов

Гувернантка – наемная работница, воспитательница детей в семье.

Сюртучок (сюртук) – длинный, до колена, предмет мужского гардероба, обычно приталенный.

Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.

Merci (франц.) – спасибо.

Новые слова

Церемонная – торжественная, чопорная, жеманная.

Фамильная – наследственная, передающаяся по фамилии.

Жалованье – плата за службу, выдаваемое регулярно (обычно ежемесячно).

Размазня – вялый, нерешительный человек.

Источник

Урок внеклассного чтения по рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Тема: «Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова»

Разделы: Литература

Класс: 7

Урок внеклассного чтения по рассказам А.П. Чехова проводится после проведения основных уроков по творчеству писателя. Заранее даётся список произведений для этого урока: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Возможно проведение данного урока педагогами, работающими как по программе под редакцией Коровиной В.Я., так и по программе Кутузова А.Г.

На уроке необходимо использовать толковые словари русского языка (в зависимости от того, какие имеются в наличии) для работы с литературными терминами, отражающими градации понятий «смешного» и «грустного».

Для проведения урока необходимо разделить класс на группы и каждую группу обеспечить текстом рассказа и иллюстрациями. Тогда возможна работа по сравнению иллюстраций разных авторов к одному и тому же тексту.

Текст для физкультминутки учитель может использовать свой.

На уроке предполагается проведение творческой работы, в которой учащиеся делятся своими впечатлениями и размышлениями, касающимися темы урока.

Возможно использование национально-регионального компонента ( материал по краеведению). В нашем случае это знакомство с произведениями С.Н. Миловского, которого называли «Прикамским Чеховым». Текст произведений Миловского можно взять из книг:

Цели урока:

Образовательные задачи:

Предполагаемый результат:

Оборудование:

Тип урока: урок внеклассного чтения с элементами урока-мастерской.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Человек – существо чувствительное, эмоциональное. Веселится, когда ему хорошо, легко на душе. И печалится, если что-то не ладится, если вдруг навалилась беда. И это естественно. Так же естественно, как смеёмся над комедией или грустим вместе с героями трагедии. Чем тоньше художник, тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.

II. Подготовительная работа.

1. Показ слайда №1. (Портрет А.П. Чехова и слова Ф.М. Достоевского о творчестве А.П. Чехова)

2. У.: Посмотрите на фотографии весёлых и грустных людей. (Слайд 3-8)

(Показываются фотографии смешных и грустных людей на слайдах)

– Что вы чувствуете, рассматривая фотографии?

– Что можете сказать об изображённых людях?

3. У.: Разделите страницу пополам.

– В одну колонку запишите слово «смех» и те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите или произносите это слово.

Все учащиеся читают свои слова.

– В другую колонку запишите слово «грусть» и те ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите или произносите это слово.

Учащиеся читают свои записи.

4. У. : Мы сегодня говорим о смешном и грустном в рассказах А.П. Чехова. Но прежде чем мы обратимся непосредственно к текстам, давайте выясним, что означают эти понятия: смешное и грустное, трагическое и комическое. Поможет нам в этом словарь. К какому словарю мы обратимся? (Толковому)

Работа со словарями.

Идёт показ слайдов со словами. (Слайд 9)

(Каждая группа должна найти толкование значений одного из слов)

Вывод:

Комическое – это то же, что и смешное, только более сильно выраженное.

Трагическое – то же, что и грустное, только более эмоциональное. В жизни очень часто эти понятия находятся рядом.

III. Групповая работа с текстом.

У.: Вот теперь мы можем обратиться к текстам рассказов.

1. У.: Определите, какой рассказ А.П. Чехова начинается так:

«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.» («Хамелеон»)

«Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах..» («Злоумышленник»)

«Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.» («Тоска»)

«На днях я пригласил гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться». («Размазня»)

2. У.: Сейчас вы получите задание к каждому рассказу и иллюстрации к нему.

Подготовьте выступление по своим заданиям.

Задание к рассказу «Хамелеон»

(Слайд 10 с иллюстрациями к рассказу)

Задание к рассказу «Злоумышленник». (Слайд 11)

Задание к рассказу «Тоска» (Слайд 12 )

Задание к рассказу «Размазня» (Слайд 13)

Учащиеся представляют результаты групповой работы.

IV. Физкультминутка.

Быстро дружно встали все!
Вправо-влево наклонились
И друг к другу повернулись!
Поприветствовали дружно!
А теперь работать нужно!

V. Подведение итогов групповой работы.

1. У.: Проанализировав рассказы, какие выводы можно сделать в соответствии с темой урока?

2. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Смех – дело серьёзное»? (Слайд 14, со словами )

3. А.П. Чехов по профессии врач. Как вы думаете, помогала ли его профессия писать рассказы?

VI. Творческая работа (мини-сочинение).

У.: Сейчас я предлагаю вам написать мини-сочинение: «Какие уроки я вынес для себя из ситуаций, представленных Чеховым?

Начните свои работы так (запись на доске):

По желанию зачитать 1-2 работы или по одной от каждой группы.

Источник

Познавательное и интересное