Характеристика чиновников в комедии «Ревизор»
Характеристика чиновников в «Ревизоре» Гоголем даётся ещё при самом начале с помощью народной пословицы, которая послужила эпиграфом к комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Этот емкий образ позволяет нам проникнуть в сущность множественного «лика» чиновничества, как той силы, которая заполонила русское пространство первой половины ХІХ века и поработила его. Комедия должна была стать своеобразным «зерцалом», в котором можно разглядеть все нюансы общественного уродства. Как подлинный художник Гоголь понимал, что лучше всего обозначить масштабы этого бедствия не прямо порицая его, а поставив в такой контекст, где ему бы всё время сопутствовало смеховое начало.
Всех чиновников в ревизоре объединяет неумеренная страсть к стяжанию, при этом – не важно, чего: денег, власти, незаслуженного уважения. Это незначительные части «маленьких благодарностей», таких маленьких, что о них не стоит говорить. Тяга российского общества к традиционным ценностям порождало ситуацию, когда именно традицией откупались от совести. Древнее как мир взяточничество само становилось миром, законы которого должны быть нерушимы. В таком мире легко обмануть и быть обманутым, в свете чего честность кажется оскорбительной. Чиновничество в «Ревизоре» выглядит гротескно ещё и потому, что нелепица их жизни преисполнена «претензией» и праведного гнева: ничего и никому оно не прощает непочтительного отношения к себе, которое должно быть у всякого русского гражданина чуть ли не внутрикровным.
Образы чиновников в комедии «Ревизор» столь же смешны, сколь и чудовищны, потому как правдивы и распространены во всех сферах тогдашней общественной жизни. Городничий Сквозник-Дмухацкий, конечно, не глуп, как сивый мерин, он хорошо осведомлён о неприглядном положении обывателей своего города, плачевном состоянии медицины и образования. Но извлечение собственной выгоды превалирует у городничего надо всем, а приезд ревизора должен был перекрыть процесс поглощения ресурсов и латания после этого дыр. Страх настолько ослепляет городничего, что он трусость и пустоту Хлестакова принимает за тонкое коварство, с которым проезжающий выдаёт себя за ревизора. Сквозник-Дмухацкий никогда не испытывает чувства не только вины, но даже неловкости в моменты, когда его «благодарят», ведь призрак якобы Божьего промысла давно уже всё оправдал. Против божественной воли никто не смеет идти, разве что какие-нибудь вольтерьянцы. Среди же досточтимых чиновников уездного города такого позора быть ни в коем случае не должно. Его и нет!
В рядах чиновников города Н в «Ревизоре» хорошо заметен Земляника, который со всем рвением опекается богоугодными заведениями. Он ужасный проныра и умеет говорить по сердцу властьимущих, что всегда обеспечивает ему блестящий успех. Попечитель считает лесть самым незаменимым и безошибочным средством для проникновения в чужую душу и пользуется ей в самых широких масштабах. Он заискивает и перед городничим, и перед Хлестаковым, тонко улавливая природу их гордыни и страха. Уступает в лести Землянике смотритель училищ Хлопов, он делает это не так искусно, зато с большим успехом подаёт городничему жалобы на учителей, которые якобы распространяют вольный дух среди подрастающей молодёжи, слишком уж они оскорбительно горячи и образованы. Поэтому все чиновники из «Ревизора» столь репрезентативны, столь блистательны в своём упрямстве, ведь каждый из них является частью взяточнической системы, убивающей всё человеческое, оригинальное и разумное.
Образы чиновников в комедии «Ревизор» дополняются и такими персонажами как Бобчинский и Добчинский, плутоватыми сплетниками, которые находятся в бесконечном поиске потрясающих новостей. Они снуются через всю комедию баловниками и шутами, которых никто ни во что не ставит, но все терпят – за возможность первыми узнать интересное происшествие, чего бы оно ни касалось. Один из них обязательно то сопровождает городничего к Хлестакову, то рассыпается в любезностях перед Анной Андреевной, то подобострастно заикается перед ревизором. В конечном счёте, во всех ипостасях они не меняются, демонстрируя низшую ступень мыслительной скудости и ничтожества – мелкого чиновника, который в силу положения ласков, а дай ему в руки власть – растерзает любого. Сами Добчинский и Бобчинский испытывают чуть ли не наслаждение от трепетания перед властью, ибо «страх всё равно пронимает, когда говоришь с вельможей», и этот страх вовсе не кажется унизительным. Его воспринимают, как источник низкого удовольствия.
И, наконец, сам Хлестаков – это воплощённая канцелярская пустота, проигравшаяся в карты и в силу обстоятельств принявшая на себя роль ревизора. Хлестаков подлежит заполнению по самой своей природе, поэтому ему самому не важно, кем он будет в следующий момент, потому как до сознания его не сразу доходят умыслы городничего. Он принимает преклонение и щедро дарит всех своим вниманием как человек, которому не нужно рассказывать о его неотразимости. Угрозы его смешные и мальчишеские, но именно это вызывает подозрение Сквозника-Дмухановского, а потом уже и уверенность – этот приезжий просто искусно хитрит, он и есть ревизор!
В этих отношениях мы видим конечную точку абсурдности чиновничьего мира: страх перед властительной силой парализует человека, делает возможным подмену и дарит невежеству процветание. Из этого круга может помочь вырваться только очищающий смех – единственный положительный персонаж в комедии Гоголя.
Характеристика чиновников в «Ревизоре»: образы, описание
Содержание:
Основная часть комедии Гоголя посвящается формированию образа власти, характерной для России в девятнадцатом веке. Сплошная коррупция, безразличие в отношении народных проблем приводят уездный город в полную разруху. Все персонажи – собирательные образы. Чиновников объединяли одинаковые пороки, они сходились в мировоззрении, отношении к людям, своим обязанностям.
Автор высмеивает класс чиновников, создавая групповой портрет российских правителей. Гоголь был искренним патриотом, он верил в свою страну. Писатель знал, что чиновничество закончится, люди станут свободнее, смогут восстановить культуру, духовные ценности Руси.
Образы чиновников в комедии «Ревизор»
Задание каждого управленца – облагораживать территорию, заботиться о населении, развивать культурную, образовательную, медицинскую сферы. В комедии «Ревизор» правители заботятся только о собственных удовольствиях, достатке. Рассмотрим чиновников произведения подробно.
Чиновник Ляпкин-Тяпкин – один из представителей власти
Аммос Федорович – судья, страдающий завышенной самооценкой, самовлюбленностью. В общении он ведет себя по-свойски с любым собеседником, в том числе с городничим. Социальный статус городничего намного выше. Аммос уверен – он настоящий интеллектуал. За годы своей жизни герой осилил не больше шести книжек.
Работа судью не интересует, он все делает наотмашь. Главные интересы – охота, взятки. В качестве взяток его не прельщают деньги, он берет дорогих щенков. Ляпкин-Тяпкин считает, что взяточничеством можно назвать только передачу денег, борзые не являются взятками.
В судебной канцелярии происходит хаос. В коридорах разгуливают гуси, судебные дела в полнейшем беспорядке. Судья сам забывает, где записал важную информацию.
Городничий – как Гоголь передает его образ
Задача городничего – не только произнести речь. Он организовывает процесс управления, руководит полицией, обеспечивает городской порядок, благоустраивает территорию. Но это не про Антона Антоновича. Глупым героя комедии нельзя назвать. Он в курсе, как обстоят дела в городе Н, знает об ужасном состоянии медицинского обслуживания, образовательной сферы. Но для городничего важнее его приоритеты: доход, взятки. Характеристика персонажа:
Для Сквозника-Дмухацкого приезд ревизора становится страшным кошмаром. От страха он теряет бдительность. Обман – это урок для жадного, самовлюбленного персонажа. Для чиновника нехарактерно чувствовать себя виноватым, он никогда не переживал за пустую городскую казну, уходившую в карманы управленцев. Чтобы оправдать себя, городничий сетовал на мизерное жалованье.
Характеристика чиновников в «Ревизоре» – Земляника
Особое внимание автор уделяет попечителю богоугодных заведений. Пронырливый Земляника мастерски льстит высшим чинам. Самовлюбленные правители помогают ему добиться успехов в делах, оставляют при должности, будучи падкими на лесть.
Герой прекрасно ознакомлен со страхами людей, гордыней. Он знает, когда вовремя сказать комплимент, предложить поддержку или восхититься человеком. В душе персонаж является подлым, низким. Он готов обойти друзей, коллег, родных ради своей выгоды. Совершенно не занимается работой. Больные гуляют, курят трубки в коридорах.
Рассказ о чиновниках из «Ревизора» – Шпекин
Шпекин занимает должность почтмейстера. Отличается небывалым любопытством. Его любимое занятие – читать чужие письма. Так он коротает скучные рабочие дни. Для него служба – своеобразный тест участников переписки. Он изучает их секреты, мысли, чувства.
Герой стал первым, кому открылась истина про Хлестакова. Почтмейстер всегда присутствует на работе, но посылки людям не приходят, почта запущена, в документах хаос.
Комедия «Ревизор» – образ смотрителя училищ
Персонаж по фамилии Хлопов постоянно льстит отцам города – городничему, судье. Его любимое занятие – подача жалоб на преподавателей. Хлопова возмущало их вольнодумство, образованность.
Черты характера: безалаберность, безответственность, трусость, льстивость. Чиновник увлечен азартными играми.
Характеристика и образы чиновников в комедии Ревизор Гоголя сочинение 8 класс
Собирательный образ чиновников в комедии «Ревизор» достаточно ярко отображает реальную жизнь. Гоголь представил их пороки и безнравственное поведение на суд людской. Продажность, разложение моральных устоев, безграмотность — отображают характер главных героев комедии. Высмеивая данные изъяны «служителей народа» Гоголь не терял надежды что придет время когда чины начнут добросовестно выполнять свою работу.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.
Высокомерный судья. Ему свойственна фамильярность, которую он допускает в отношения окружающих, не зависимо от их социального статуса. Охота его привлекает больше чем судопроизводство. Взяточник — чего сам не скрывает. Взятки берет борзыми щенками, что считает «совсем другим делом». За всю жизнь прочел не больше 6 книг, в работе полная неразбериха в которой он сам не в силах разобраться — но это не мешает ему считать себя мудрым человеком.
Артемий Филиппович Земляника.
Попечитель богоугодных заведений в которых так же творится бедлам. Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек. Но в то же время проворный плут, угодливый и суетливый. Заниматься лечением больных — не его сильная сторона. Зато с легкостью подставить коллег и близких, для него плёвое дело. Очень расчетливый и хитрый человек.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
Городничий, который формально должен обеспечивать порядок в городе и заниматься благоустройством. На деле: отсутствие благоустройства и разворованная казна. По своему не глупый человек. К власти пришел из низов. Берет взятки, за что и других не осуждает. Самоуверенный и дерзкий. Любитель покомандовать. Способен унизить человека не только грубым словом, но и дать волю кулакам.
Лука Лукич Холопов
Смотритель училищ. Смирение и запуганность — главные его качества. Как и все чиновники, не испытывает особого интереса к работе.
Робкий, трусливый чиновник. Находится под недремлющим надзором властей. В связи с этим жутко страшиться частых проверок и выговоров. Немеет перед высшими чинами.
Иван Кузьмич Шпекин
Почтмейстер. Дела в запустение. Взятки не берет только по той причине что ему их не дают. Весьма любопытен, поэтому он нашел свою отраду в прочтении чужих писем. Простодушный и наивный. Не испытывая стыда вскрывает чужие конверты которые в последствии не доходят своим адресатам.
2 вариант
Николай Васильевич Гоголь в комедии «Ревизор» безжалостно высмеивает чиновников России 30-х годов.
На примере жителей небольшого российского городка, Гоголь красочно и ярко изображает правление России эпохи николаевских времён, время, когда повсеместно царило непомерное злоупотребление властью, барское отношение к простому народу, взяточничество во всех слоях власть имущих.
В комедии «Ревизор» образы чиновников уездного города карикатурны и уродливы, но они с точностью отображают жизнь общества в целом.
Мелкие чиновники городка, Бобчинский и Добчинский, показаны Гоголем, как ничего не стоящие, но необходимые представители городской знати, без которых не обходится ни одно событие.
По сути, они ничтожны и пусты, подобострастные лизоблюды, но таковы они до той поры, пока не получат более могущественную власть.
Попечитель богоугодных заведений Земляника стоит на ступеньку выше Бобчинского и Добчинского, и его ум уже более развит. В своем арсенале подобострастия, он использует тонкую лесть, помогающую ему втереться в доверие каждому, кто ему необходим в данный момент.
Хлопов, смотритель училищ, не такой пронырливый, как Земляника, но он умудряется держать в страхе окружающих, подавая на всех искусные жалобы.
Почтмейстер города Шпекин, пользуясь тем, что через его руки проходит вся поступающая в городок корреспонденция, вскрывает и прочитывает все письма, не видя в этом ничего дурного. Интересные письма он присваивает себе.
Хлестаков, которого по ошибке приняли за ревизора, на самом деле пустой и никчёмный глупый молодой человек, говорит быстрее, чем думает. Именно этим ему и удалось создать и удерживать интригу.
Все персонажи комедии Гоголя одинаковы в своем поведении. Все они берут взятки, не видя в этом ничего зазорного, занимаются казнокрадством, оговаривают друг друга, унижают ниже их стоящих и лебезят перед начальством.
Сатирическая комедия Гоголя, отразившая обывательскую жизнь чиновничества и её мелкобуржуазные нравы – это правдивое обличение бесправия и произвола, безнравственности и пошлости, процветавшего во времена николаевской эпохи.
Комедия «Ревизор», как и все произведения Гоголя, вскрывающие язвы и пороки общества, актуальна и по сей день.
Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» представляет собой собрание или, можно сказать, коллекцию образов чиновников. Несмотря на это, в произведении ярко отразились: безнравственность людей, тщеславность, жадность, несправедливость сего мира. Писатель намеренно создал подобное творение: ему хотелось высмеять всю пошлость бренной жизни зажиточного люда. Поэтому и помещает в собственную комедию некого ревизора, который решает нежданно-негаданно заявиться в один городок с проверкой.
В городе старшиной является городничий, человек он довольно хитрый, считается взяточником, очень грубый. Безусловно, он такой в произведении не один, чиновники более жадные, скупые. Им безразлична жизнь окружающих, они привыкли существовать в свое удовольствие.
Примечательно то, что Николай Васильевич показал читателям характеры героев, присваивая каждому из них говорящую фамилию. Примером явным является лекарь Гибнер. Человек этот малообразованный в своей области, поэтому не может оказать должного лечения тем, кто в этом нуждается. Соответственно, без помощи, которую обязан уездный врач дать больным, люди погибают от безответственности такого персонажа.
Есть еще один заметный герой, что представляет внимание – это Степан Уховертов, который по профессии своей считается частным приставом. Безоговорочно, фамилия персонажа дает ясно понять, каково качество выполнения им его же работы. И это не только он такой зажиточный и тщеславный! Комедия достаточно наполнена образами подобных людей!
Нетрудно обратить свой взор на героя по имени Земляника, он является попечителем заведений, что богоугодны. Сам человек этот толст, безразличен ко всему, что его не касается. Любит выступать в роли доносчика.
В произведении есть и наивный герой – это Шпекин, который работает почтмейстером. Он довольно глупый человек, да и к тому же по-хамски себя ведет: чужие письма он вскрывает, объясняя свое деяние тем, что хочет узнать новости, происходящие в городе. Если какое-то письмо приглядывается персонажу, он его, несомненно, оставляет себе.
Образом алчности и скупости представляется герой Ляпкин Тяпкин, который является судьей. Взятки он берет безоговорочно, однако к собственной работе имеет прохладное отношение.
Николай Васильевич Гоголь создал достаточно большое количество образов чиновников в одной комедии. Удивительно, что писатель показал читателям этих героев типичными по своей сущности. Жажда денег, скупость, алчность. Только лишь и по внешности, да и то не совсем, отличаются друг от друга населяющие город чиновники. В них нет, как говорит Николай Васильевич, ничего человеческого. Все из них изъяло давно тщеславие, собственное «Я»! Эти люди только и думают, что о своей выгоде, они без труда и без угрызения совести спокойно принимают взятки, считают себя хозяевами сей жизни.
Особого рассмотрения требует герой Хлестаков, который совершенно не понимает толка в мире. Он ничтожный, очень глупый, надеющийся на других.
Все это, все изобразил Гоголь. Николай Васильевич показал страх всех чиновников перед таким высокопоставленным лицом, как ревизор. У каждого героя свои грехи, собственные недочеты и просчеты. Все они жадны, завистливы. Ни один из них не умеет искренне радоваться за успехи другого. Безусловно, чиновники мошенники, у них нет души. В сердце нет места прекрасным теплым и возвышенным чувствам. Вместо этого преобладают: лживость, лицемерие, подлость, корысть.
Николаю Васильевичу умело удалось преподнести образы чиновников в своем произведении: полностью раскрылись характеры каждого, стала заметна настоящая их сущность. Понимается, насколько герои безнравственны. В целях у них лишь одно: пополнить свой карман, своровать как можно больше денежных средств. И сделать это не во благо родины, собственного города, а ради себя любимого. Чиновники подстилаются под тех, кто имеет высшее положение, по сравнению с ними, зато тех, кто стоит ниже по чину, они презирают их и всем сердцем ненавидят.
Гоголь всё это явно подмечал, поэтому и отважился на такой серьезный шаг: отобразить современную действительность в своем произведении. Довольно опасный шаг, потому как не многие готовы к правде, в особенности сами чиновники, что неоднократно открывают творение Николая Васильевича. Именно поэтому не сразу принималась комедия как поистине высшее достояние. Однако сейчас осознается, насколько действительно талантлив писатель! Как остро он чувствовал перемены внутри людей, сущность высокопоставленных лиц! Ему удалось показать то, что творилось, да и твориться в нашей жизни, в реальном времени. И проблемы, поднимаемые в произведении, актуальны и по сей день! Их нельзя игнорировать, необходимо с подобным бороться, иначе все те образы, что создал Николай Васильевич, просто-напросто напрасны…
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика чиновников в комедии Ревизор
Популярные сегодня темы
ркунчиев родился в большой и бедной семье, где он был самым младшим сыном. Его мать умерла, когда он был ещё ребёнком. Много тягот и лишений выпало на его долю. Но честный и трудолюбивый Бостон
Художника Георгия Нисского можно назвать романтиком, отлично понимающим и чувствующим эстетику и значимость труда, который в свою очередь двигает прогресс вперед и преобразует нашу планету.
Довольно часто взрослые говорят, что современная молодежь не увлекается литературой. В этом случае под литературой они подразумевают именно классику. Я думаю, что их мнение ошибочно
На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года. Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил
Произведение создается под впечатлением истории, услышанную автором от кубинских рыбаков, и изданную в качестве очерка в тридцатых годах двадцатого столетия.
Чиновники в комедии “Ревизор”
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» – это остросоциальное произведение, в котором все было бы действительно смешно, если бы не было так страшно. Чиновники в комедии «Ревизор» представляются в некрасивом свете, они не выполняют своих обязанностей, приводя город в упадок. Обидно, что такая картина повторяется и в реальной жизни.
Психологические портреты чиновников
Каждый из чиновников являет собой тот или иной порок. Все вместе они приносят в город разруху и полный бардак. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский совсем не следит за городом. Он – опытный мошенник и может надуть даже самых хитрых и изворотливых собеседников. Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – первый, кто нарушает закон, вместо того, чтобы его защищать. Он абсолютно глуп, хотя считает себя самым умным потому, что прочитал в своей жизни несколько книг.
Артемий Филиппович Земляника – жирный добряк, внешне похожий на борова. Но за подобной внешностью скрывается тонкий плут, изворотливый проныра, лицемер и обманщик. Он способен выкрутиться из любой ситуации, но вот поступать по чести он не умеет. Иван Кузьмич Шпекин заведует почтой. Из чистого любопытства он вскрывает и прочитывает все письма. Он делает это не для того, чтобы навредить, а скорее от излишней простоты и наивности. Но такая любопытность мешает делу, ведь некоторые письма и посылки так и не доходят до своих адресатов. Лука Лукич Хлопов – самый тихий и робкий чиновник. Он является начальником училищ, но его характер никак не позволяет ему быть настоящим начальником. Он робок настолько, что в каждом видит начальника для самого себя.
Отношение к службе
Никто из чиновников не является злым и не пакостит специально. Просто наплевательское отношение к своей службе выливается в то, что город находится в полной разрухе. Кто-то заботится лишь о своей выгоде вместо того, чтобы заниматься должностными обязанностями, а кто-то не заботится ни о чем вообще.
Безответственность – вот главная проблема чиновников маленького уездного городка. Именно из-за нее дела не продвигаются, а город все больше и больше погрязает в ужасном положении. Каждый из представителей власти не собирается нести ответственность за свои действия, а вернее бездействия. Для них все удобно и приемлемо, они привыкли жить в таком городе, который создали для себя сами.
Общая картина жизни в городе
Каждый из чиновников мог бы приложить усилия к тому, чтобы сделать жизнь в городе лучше как для жителей, так и для себя. Но в погоне за собственной выгодой, теряется все – и порядок, и уважение, и уровень жизни. Каждый из чиновников внес свою лепту в такое положение, когда город потерял облик города и превращается в свалку. Церковь, на которую были выделены деньги, так и не начинала строиться, в здании суда гуляют гуси и сушится белье, в больницах царит полная антисанитария и повышенная, необоснованная смертность, которой можно было бы избежать.
Для того, чтобы исправить положение, требуется много усилий. Но для того, чтобы не допускать такого состояния, не требовалось ничего, кроме простого выполнения своих обязанностей. Получается, что лень и безответственность превращают жизнь человека в такой же город, какой читатель видит на страницах гоголевского «Ревизора». Безответственность и бездействие – пороки, которые способны привести к разрухе и бардаку.
Н. В. Гоголь «Ревизор»: характеристика героев
Краткое содержание:
Характеристика героев
Хлестаков
Хлестаков Иван Александрович – центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», мелкий чиновник из Петербурга, мнимый ревизор, один из самых известных образов в русской литературе. Это молодой человек лет 23-х, худощавый, немного глуповатый и не способный надолго остановить внимание на какой-либо мысли. В Петербурге, он чиновник самого низшего ранга, о котором никто ничего не знает. Его никто не уважает, даже его слуга Осип. Хлестаков обладает безликой личностью, ничтожен и беден.
По дороге в Саратовскую губернию к отцу, он проиграл все деньги, и теперь живет в трактире в долг. Когда к нему заявляется городничий, принявший Хлестакова за ревизора, тот не на шутку пугается и думает, что это связано с арестом за неуплату долга. Взяв взятку у городничего, он полагает, что тот даёт деньги в долг из человечности. Вслед за городничим ему приносят деньги все остальные чиновники и купцы города. Он всё больше наглеет и берет это всё «взаймы». Когда Хлестаков догадывается, что его приняли за кого-то другого, то пишет письмо своему другу Тряпкину, в котором нелестно описывает каждого из визитеров. При этом он приукрашивает письмо самыми фантастическими историями, вплоть до романа с женой и дочерью городничего. В этом письме раскрывается глупая, хвастливая и легкомысленная натура героя.
Хлестаков живет беспечной жизнью, не задумывается о будущем и не вспоминает о прошлом. Куда захочет – туда и едет, что захочет – то и делает. Больше всего ему нравится красоваться перед дамами, хвастать перед чиновниками и обычными людьми. При этом он обязательно упоминает, что он из Петербурга и рассказывает о светских манерах и столичной жизни. По натуре Хлестаков – человек творческий. Во-первых, он артистичен, раз ему удалось так быстро вжиться в образ ревизора. Во-вторых, собрав изрядно взяток, он хочет заняться литературой. Несмотря на то, что он даже не догадывался, что его письмо будет вскрыто и прочитано, Хлестаков всё же почувствовал скорое разоблачение и второпях уехал.
Городничий
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – второй по значимости персонаж в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», городничий в уездном городе N. Он описан как человек, постаревший на службе, но при этом довольно неглупый и солидный. Каждое его слово имеет значение. По этой причине, когда в начале комедии он сообщает, что в город едет ревизор, все не на шутку всполошились. По сути, городничий выступает собирательным образом государственной власти России времен Гоголя. Несмотря на то, что он грешен, он исправно ходит в церковь и пытается каяться. При этом он никогда не откажется от взятки и всего, что само «плывет в руки».
Уверенный в том, что Хлестаков и есть тот самый ожидаемый ими ревизор, Антон Антонович начинает раболепствовать перед ним и верит даже в самые фантастические россказни мелкого чиновника. Ничто не может разубедить его в собственной правоте, ни испуганный лепет Хлестакова в трактире, ни сетование Хлестакова на отсутствие денег. За всем этим городничий видит хитрую уловку и вымогательство взятки. От страха опростоволоситься, он вручает Хлестакову двойную сумму и успокаивается, когда тот безропотно берет деньги, якобы в долг. Ничего толком не добившись от «ревизора», Антон Антонович решает споить его и выпытать, насколько он опасен. Когда у него в гостях Хлестаков врет о своем положении в Петербурге и начинает пускать пыль в глаза, то городничий во все безоговорочно верит, так как считает, «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». При этом он не замечает очевидных нестыковок в рассказе Хлестакова.
В полной мере раскрывается раболепный характер городничего, когда он узнает, что Хлестаков посватался к его дочери Марье. Он сразу же начинает размышлять о выгодах родства с «важным лицом». Неожиданное разоблачение лжеревизора становится для него настоящим ударом. Эта новость не просто отрезвляет его, а ранит до глубины души. Он не может смириться с тем, что такой человек как он, обманувший в свое время трех губернаторов, был обманут. В конце комедии фигура городничего становится не комичной, а трагичной. Когда он узнает, что в город приехал настоящий ревизор, то лишь произносит: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!».
Анна Андреевна
Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя « Ревизор», жена городничего и мать Марьи Антоновны. Она по натуре суетливая и недалекая женщина, которую интересует не результаты скорой ревизии, а то, как ее муж выглядит. Она ещё не совсем пожилая, проявляет себя как кокетка, проводит много времени в своей девичьей и любит часто переодеваться. Такие отрывистые и экспрессивные фразы, как «Кто же это?», «Кто же, бы, это такой был?» говорят о несдержанности, суетливости и любопытности героини.
Зачастую она выказывает тщеславие и берет власть над мужем, в особенности, когда он не находится что ей отвечать. Ее власть выражается, как правило, в мелких выговорах и насмешках. Она дурно преподносит себя в ситуации с «высоким гостем». Ему удается одурачить ее и дочь из-за их корыстного отношения к мужчинам. Более того она соперничает с дочерью за внимание постороннего человека, что обличает ее неприятную и лживую сторону. У Анны Андреевны довольно примитивные представления о «хорошем обществе», да и «изысканность» носит комичный характер. В ней провинциальная «галантность» сплетается с дешевой восторженностью.
Анна Андреевна убеждена, что для «хорошего тона» нужно использовать особые слова. Но при всех своих стараниях у нее часто вырываются вульгарные обывательские словечки. Ее неприятный характер проявляется и в отношении к родной дочери. Так, например, выбирая платье для приема, она советует ей надеть то голубое, которое будет сочетаться с ее любимым палевым платьем, и неважно, что дочери голубое платье вовсе не нравится.
Марья Антоновна
Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», дочь городничего и Анны Андреевны. Эта юная девушка очень похожа на мать кокетством, но менее деятельна. Она выступает тенью энергичной чиновницы. По поведению Марьи заметно, что наряды интересуют ее больше всего. Даже, увидев Хлестакова, первое, на что она обращает внимание, это его «костюмчик». Образ Марьи Антоновны собирательный. В ней отразились приоритеты всей молодежи города. Если молодежь интересовалась только «костюмчиками», то общество было обречено. Через образ жены и дочери городничего автор отчетливо показал дурную сторону общества и чиновничества.
Роль Марьи Антоновны в комедии немногословна. Она никогда не говорит лишнего, а чаще молчит. При этом героиня довольно начитана и не лишена вкуса. Когда Хлестаков хвастает, что именно он написал «Юрия Милославского», она отвечает, что это работа Загоскина. В ситуации, когда мать настаивает, чтобы она надела голубое платье, она выказывает недовольство, из-за того, что почти весь город ходит в голубых платьях. По сути, образ Марьи Антоновны введен лишь для того, чтобы показать как с помощью сватовства и кумовства могли делаться карьеры. Хлестакова она считает симпатичным, но когда он ей признается в любви, до конца не верит ему. Она просит вместо ненужных разговоров написать ей стихи. В конце комедии чувства девушки пострадали более всего из-за обмана Хлестакова.
Осип – один из персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», слуга Хлестакова. Это герой лакейской природы, умный и смекалистый слуга. Он не особо предан хозяину и любит критиковать его за легкомысленное поведение. Со всей силой раскрывается образ Осипа в его монологе-нравоучении для барина. В нем он не просто выказывает свое истинное отношение к Хлестакову, но и показывает всего себя. Осип – деревенский слуга, который успел пожить несколько лет в Петербурге и постичь достоинства столичной жизни. При этом он все равно предпочитает мирную деревенскую жизнь, в которой и без денег не плохо.
По натуре Осип грубиян. Он настолько груб, насколько презирает своего хозяина. Про Хлестакова он говорит, что тот столичный избалованный франт, которого содержит отец, а он все проматывает на глупые развлечения. Понимая, что его хозяина приняли не за того, он чувствует опасность, которая им обоим грозит в случае разоблачения обмана. Именно он советует Хлестакову быстрее уезжать из города. Более того, он помогает ему неплохо нажиться на временных привилегиях. Таким образом, слуга столичного чиновника в комедии Гоголя показан в более благоприятном свете, чем сам чиновник. Этим автор хотел показать, что ни статус, ни деньги не могли прибавить или убавить разумности человеку.
Лука Лукич
Лука Лукич Хлопов – один из персонажей комедии «Ревизор», чиновник в уездном городе, смотритель училищ. Он относится к веренице государственных служащих, от которых зависит благополучие города.
Главные качества этого персонажа – смирение и запуганность. В отличие от Земляники, который является двуличным пронырой, и Городничего, который возомнил себя царём и богом города, Лука Лукич – тишайший трус. Его любимые фразы: «как бы чего не случилось» и «авось пронесёт». Он во всём и полностью соглашается с Городничим, старается держать в училище только тупых и безвольных учителей, так как считает их безвредными. В те времена в стране не приветствовались прогрессивные взгляды и вольнодумие. Особенно это касалось учебных заведений, так как именно там, юношеству могли внушаться вредные антиправительственные идеи.
Дома у Луки Лукича всем заправляет жена Анастасия, которая любит ласково называть его «Луканчик». Когда Хлопов робеет и не знает, что сказать, она делает это за него. Так, например, именно она поздравляет семью Городничего с помолвкой Марьи Антоновны.
Хлопов настолько труслив, что когда мнимый ревизор предлагает ему сигару, он не только сомневается брать её или нет, но и от страха прикуривает её с другой стороны. Отдавая взятку, он ведёт себя настолько услужливо, что складывается ощущение, что он рад расстаться с деньгами ради начальства. При этом добавляет фразу «не смею долее беспокоить присутствием».
Земляника
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», типичный представитель чиновничества. Его образ как нельзя лучше говорит о равнодушии чиновников к государственной службе. У него пятеро детей: Николай, Иван, Мария, Елизавета и Перепетуя. Этому герою присуще низкопоклонство и готовность донести на сослуживцев. Именно так он и поступает, когда приезжает Хлестаков. Корысти ради он выдает лжеревизору всю подноготную своих коллег-чиновников. Для него привычно подсиживать коллег и занимать их места.
Будучи карьеристом и лицемеров, Земляника очень услужлив и суетлив. Он назначен заведующим социального обеспечения и смотрителем богоугодных заведений. Свои поступки всегда оправдывает благими намерениями. Умеет ловко выкрутиться из любой неприятной ситуации. Внешне Земляника человек толстый, но внутренне – плут тонкий. Когда в его больнице массово умирают люди, а врач по-русски и слова не знает, он говорит, что простому человеку умирать свойственно. Более того, он предпочитает не закупать дорогих лекарств, так как «чем ближе к натуре – тем лучше». Зная постоянное желание Земляники выслужиться, городничий первым делом ведет Хлестакова именно в его богоугодные заведения.
Ляпкин-Тяпкин
Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин – один из героев комедии Николая Гоголя «Ревизор», судья-взяточник, представитель чиновничьего общества в городе N. Фамилия героя отчетливо говорит о его способе работы. Он считает себя очень умным, так как за всю жизнь прочитал пять или шесть книг. С городничим он ведёт себя немного свободнее, чем другие чиновники и даже позволяет себе оспаривать его. А все из-за того, что его должность неподвластна городничему, так как судьей его избрало дворянство. Вся его карьера построена на взятках, которые он иногда берёт даже борзыми щенками, и удачных знакомствах.
Ляпкин-Тяпкин – заядлый охотник. В его кабинете над шкафом висит охотничий арапник. Охотой он любит заниматься больше, чем своими прямыми обязанностями. По этой причине в суде царит произвол и беспорядок. По натуре герой невежественный и чересчур самоуверенный. Он любит подолгу и «философски» излагать свои мысли, из-за чего прослыл городским «Цицероном». О его невежественности можно судить по тому, что за пятнадцать лет работы он так и не научился отличать правого от неправого. Этот персонаж является типичным представителем русского чиновничества времён Гоголя. Ему были присущи такие черты, как низкопоклонство перед вышестоящими, готовность донести на коллег и прочие дурные привычки.
Шпекин
Иван Кузьмич Шпекин – персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», почтмейстер. Шпекин – начальник почтовой конторы, который любил раскрывать чужие письма. Как он сам говорил, это было из чистого любопытства, чтобы узнать, что нового в мире происходит. Без зазрения совести и с доброй наивностью он читал чужую переписку. Именно он прочел письмо Хлестакова другу Тряпкину, в котором тот во всей красе описывал глупость и жадность чиновников уездного города, а также приукрашено рассказал, как ему все несут взятки, принимая за ревизора.
Иван Кузьмич появился в четвертом действии, чтобы представиться Хлестакову. Он предстал перед мнимым ревизором в мундире и со шпагой. На все вопросы отвечал кратко и по делу. Был очень приятен и услужлив в общении. Отдавая взятку Хлестакову, почтмейстер интересовался, не будет ли каких замечаний к почте. При этом в поведении этого персонажа не было робости или нахальства. Он просто среднестатистический чиновник, который выслуживался перед начальством.
В фамилии героя автором скрыто презрительное слово «шпик», которое обозначало сыщика или тайного агента. Именно благодаря этому персонажу чиновники уездного города узнали, что Хлестаков был вовсе не ревизором, а просто мелким чиновником из Петербурга. Автор считал, что разоблачение общества было возможно только через множество негативных примеров. Шпекин был одним из таких примеров. Во времена, когда почта была единственным средством связи, он обладал невероятным объемом информации. А, как известно, информация правит миром. Поэтому роль этого персонажа в комедии очевидна.
Бобчинский
Петр Иванович Бобчинский – один из второстепенных персонажей комедии «Ревизор», городской помещик. Наряду с Петром Ивановичем Добчинским он не является чиновником. Оба этих героя – зажиточные помещики, живущие не за жалование, а значит не зависящие от городничего. Бобчинский с Добчинским первыми узнают и сообщают о тайном приезде ревизора из Петербурга. Они наперебой спешат рассказать «отцам города» эту новость. Несмотря на внешнюю схожесть, эти герои имеют различный характер, часто спорят по пустякам и стараются обогнать один другого в разговоре. Они оба низкие ростом, с небольшими брюшками, много жестикулируют руками и говорят скороговоркой, перебивая, повторяя, или дополняя друг друга.
В отличие от Добчинского, Бобчинский более проворный и живой. Однако Добчинский чуть выше и серьезнее него. У этих героев не только одинаковые имена, но они и думают, и говорят почти одинаково. Рассказы, которые они передают с большим количеством ненужной информации, указывают лишь на то, что они простые обыватели и сплетники. Автор изобразил эти схожие образы нелепыми и комичными. В то же время они беспомощны и трагичны. Они переживают о том, что не входят в чиновничью епархию и всячески пытаются доказать свое участие в жизни города. После приезда Хлестакова, наряду со всеми несут ему взятку, хотя им это незачем делать.
Добчинский
Петр Иванович Добчинский – один из персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», городской помещик. Наряду с Петром Ивановичем Бобчинским, он не является чиновником и никак не зависит от градоначальника города. Однако по каким-то непонятным причинам решает также нести взятку, приехавшему в город ревизору. Добчинский вместе с Бобчинским – зажиточные помещики, им есть на что жить и они не служат за жалование. Оба они низкие ростом, очень любопытные и чрезвычайно похожие друг на друга. Их даже зовут одинаково.
Наиболее отчетливо характер этих героев проявляется в сценке, когда перебивая друг друга, они пытаются донести чиновникам услышанную ими новость о прибытии ревизора. Несмотря на внешнюю схожесть, они часто спорят по пустякам и препираются. Отдавая взятку лжеревизору, они хотят казаться нужными и важными представителями города. По сути, им незачем платить взятку и не за что. Они и сами не знают, зачем это делают. Возможно, просто чтобы не отстать от других. Автор показывает этих героев нелепыми и беспомощными. Они все время пытаются казаться общественно значимыми, но попадают впросак. Они смешны и трагичны одновременно.
В отличие от Бобчинского, Добчинский менее развязный и живой. А также Добчинский немного выше и серьезнее. Их рассказы с огромным количеством ненужной информации указывают лишь на то, что они обыкновенные сплетники. Анна Андреевна о Добчинском говорит: «до тех пор, пока не войдет в комнату, ничего не расскажет». Эта фраза еще раз подчеркивает солидность героя и большую серьезность в сравнении с Бобчинским.
Держиморда
Держиморда – второстепенный персонаж в комедии «Ревизор», грубый полицейский, подчиненный частного пристава Степана Ильича Уховертова, слепо выполняющий все его указания. Фамилия этого персонажа стала нарицательной и используется в отношении к превышающим свои полномочия блюстителям порядка. Держиморда для поддержания порядка мог «ставить фонари под глазами и правому, и виноватому». Сам автор дает неодобрительную характеристику этому герою, изображая его тупым и бессердечным человеком.
В литературе и публицистике этот образ укрепился как деспотичный человек со скотскими наклонностями, а также как самодур. Такие персонажи, как Держиморда, Свистунов, Пуговицын были введены автором для создания массовки. Они были квартальными надзирателями, следящие за порядком в городе. Если Свистунов, судя по фамилии, был малокультурным человеком, не умеющим нормально передавать информацию, то Пуговицын отличался ничтожностью. А фамилия Держиморды наглядно указывала на силовой характер его действий.
Гибнер
Христиан Иванович Гибнер – второстепенный персонаж в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», уездный лекарь немецкого происхождения, не знающий русского языка. Почти все герои в этом произведении изображались сатирически и этот персонаж не исключение. Одна только фамилия лекаря о многом говорит. Гибнер не просто не знал и слова на русском языке, но по этой причине его пациенты чаще умирали, чем выздоравливали. А попечитель богоугодных заведений, двуличный шельма Земляника на счет врачевания Гибнера высказывался так: «Человека простой, если умрет, то и так умрет». Он говорил, что они с Христиан Ивановичем принимают все меры, хоть тот и слова по-русски не знает.
По мнению некоторых критиков Христиан Гибнер – это «гибель Христа». Автор не случайно изобразил этого персонажа бессловесным и лишь изредка издающим слабый писк, что-то среднее между «и» и «е». Он не говорил ни слова, как христианская совесть всех жителей уездного города, которые насквозь погрязли в грехе и коррупции.