Чему Ромео и Джульетта научили психологов
Шекспировская история любви Ромео и Джульетты вдохновляла не только режиссеров и художников, но и ученых.
Пожалуй, самое известное откровение, которое настигло представителей науки на фоне пьесы Шекспира, — так называемый эффект Ромео и Джульетты. Сформулировал его Ричард Дрисколл вместе с Кейт Девиз и Мильтоном Липетц: в начале 1970-х они опубликовали результаты своего исследования, в котором участвовало 140 пар (как тех, кто состоял в браке, так и тех, чьи отношения не были законодательно оформлены). На основе данных, полученных двухэтапным анкетированием, ученые пришли к выводу, что противодействие родителей отношениям может усиливать чувства в паре. То есть родительские недовольство и гнев оказывают противоположное влияние — дети только крепче любят друг друга. Когда встал вопрос, как называть эту закономерность, конечно, все вспомнили историю Ромео и Джульетты, чьи родители недвусмысленно были против их отношений.
Интересно, что эффект действует недолго — от нескольких недель до нескольких месяцев. Что происходит далее, ученые не раскрыли. Вероятно, в силу вступает нечто, схожее с описанным Маяковским противостоянием любовной лодки быту.
Сразу после публикации статьи Дрисколла и его коллег гипотеза нашла немало поклонников. Звучала, она согласитесь, довольно романтично и даже трогательно. Однако в последние годы эффект Ромео и Джульетты встречает скорее скепсис, нежели поддержку. Все больше статей посвящено доказательству того, что если близкие или даже друзья какой-нибудь пары отрицательно воспринимают сложившиеся отношения, то они начинают слабеть вплоть до полного разрыва.
Споры продолжались бы и дальше, вероятно, если в один день кто-то не осознал, что никто не перепроверял полученные сорок лет назад результаты. Тогда психологи из Университета штата Миссисипи и Техасского университета в Остине воспроизвели оригинальное исследование 1972 года. Правда, количество участников исследования было увеличено вдвое.
Оказалось, что чем лучше родители относились к отношениям, тем больше любви и взаимопонимания было в паре. При этом для тех, кто состоял в браке, справедливо утверждение, что если родители настроены против, то и уровень любви у пары падал. Если же пара просто встречалась, то, исходя из родительского негатива, невозможно было сказать, как у влюблённых будут дальше развиваться отношения.
Значит ли это, что Дрисколл и его коллеги ошибались? Сложно ответить однозначно. Скорее всего, новые данные отражают изменения в общественной морали. Не исключено, что в 1970-е социальные психологи могли вполне достоверно наблюдать эффект Ромео и Джульетты, а сейчас он просто-напросто исчез.
Впрочем, как и во всякой науке, полученные результаты говорят лишь о среднестатистической ситуации. А это значит, что отдельно взятая пара, испытывающая трудности с родителями, может надеяться на то, что именно их любовь станет от таких трудностей только крепче.
Иначе влияние родителей интерпретировали Эллен Бершейд и Элейн Уолстер. Примерно в то же время они предложили двухфакторную теорию любви, согласно которой это прекрасное чувство состоит из общего физиологического возбуждения (учащенного сердцебиения, нервной дрожи) и самого названия чувства (любовь, страх, возбуждение, в зависимости от ситуации, в которой возникло возбуждение). В той степени, в которой возбуждение от других источников можно неправильно приписать потенциальному возлюбленному, любая возбуждающая ситуация может усилить страсть. Например, когда мужчин подвергали электрошоку или когда они стояли на узком раскачивающемся подвесном мосту над горным ущельем, то такая ситуация усиливала их влечение к красивой женщине, оказывавшейся рядом.
Двухфакторная теория предполагает, что возбуждение из других источников, таких как вмешательство родителей, ошибочно приписывается потенциальному возлюбленному.
На что еще обратили внимание психологи, увлеченные Шекспиром? Например, Поль Розенблатт, перечитывая в очередной раз сцену бала, на котором Ромео впервые увидел Джульетту, сделал вывод о том, что возбуждение от движения, музыкального ритма и предвкушения возможных связей можно по ошибке принять за сексуальное и романтическое. Такое предположение согласуется с социально-психологической теорией о том, что люди порой ошибаются и приписывают свое общее возбуждение влиянию представителей противоположного пола.
Так заговорили о силе невербальных сигналов в деле сексуальной мотивации. Моника Мур, занимавшаяся этой темой в середине 1980-х, наблюдала женщин в барах для одиноких и зафиксировала обширный репертуар разнообразных жестов, предназначенных для того, чтобы привлечь мужчин. Когда женщина резко поднимала голову, откидывала волосы, обнажала шею и улыбалась, то, часто используя такие жесты, она, как правило, пользовалась более значительным успехом у мужчин.
Книжный шкаф поколения Next
вторник, 18 августа 2015 г.
Ромео и Джульетта
17 комментариев:
Лена, хороший отзыв. Сразу видно, что книга не столько прочитана, сколько осмыслена! Ну что ж, остается запомнить свои ощущения и рассказать всем на уроках в течение года.
Мне понравилось произведение Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Прочитав это произведение, я понял, что нельзя совершать глупые и необдуманные поступки.Мне кажется,что Ромео и Джульетта многое делали неправильно. Во-первых, влюбленные могли рассказать все родителям,и тогда уже, получив отказ, предпринимать решительные действия,такие как: отречения от своей семьи,самоубийство и другие. Во-вторых, Джульетта поступила неправильно,не рассказав Ромео,что она отравилась не по-настоящему.Если бы она это сделала, то грустного исхода в данной пьесе можно было бы избежать.
Прочитав это произведение, я задумался:А есть ли в наше время такие люди, которые ради любви готовы пожертвовать собой?
Я прочитал одно из самых известных произведений Шекспира «Ромео и Джульетта».
Эта пьесса – трагедия о двух влюбленных Ромео и Джульетте, которым не суждено быть вместе. Их семьи Монтеки и Капулети враждуют настолько давно, что уже не помнят причину конфликта. Влюбленные ищут способ быть вместе, но в конечном итоге понимают, что это бесполезно. Наилучшим решением несчастных является самоубийство.
В своем произведении Уильям Шекспир максимально раскрывает всю трагичность сложившийся жизненной ситуации молодых людей.
Я не любитель романтических историй, поэтому мне книга не очень понравилась. Хотя мне очень нравятся произведения, написанные в виде пьесы.
Я не уверен, что все смогут в моем возрасте до конца осмыслить эту книгу, поэтому если вы не поняли сути произведения, рекомендую перечитать через несколько лет.
Ромео и Джульетта
Можно сказать, что эта книга мне понравилась. Наверное эту пьесу я понял немножко по-другому.
Но начнём с сюжета книги и датой появление её на свет. Сочинение датируется 1594-1955 годами.
Между знатными веронскими родами Монтекки и Капулетти идёт вражда уже столько лет, что нынешнее поколение и не знает из-за чего всё началось и эта вражда продолжается не столько из-за причины (которую уже и позабыли), а сколько из принципа и упрямства господ. Ромео Монтекки влюбляется в Джульетту Капулетти, она отвечает взаимностью, и чему же приводит эта любовь?
А вот к чему, в конце пьесы мы застаем «кучку» мёртвых тел, над которыми склоняются главы семейств и плачут, прекращая вражду. НЕ уверен но мне кажется некоторые войны заканчиваются после увиденных жертв.
Летом я прочитал произведение Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
Я думаю, все знают эту драму. Монтекки и Капупулетти- два враждующих веронских рода. Ромео Монтекки влюбляется в Джульетту Капулетти. Лишь брат Лоренцо согласился им помочь.
Ромео и Джульетта были готовы на все ради того, чтобы быть вместе, и вот к чему это все привело.
Трагедия «Ромео и Джульетта» была написана величайшим англоязычным писателем, знаменитым драматургом Уильямом Шекспиром в 1594-1595 годах.
Действия книги происходят в Вероне, Италия. В произведении повествуется об истории несчастных влюбленных Ромео и Джульетте, кои являются детьми двух враждующих родов: Монтекки и Капулетти. Действо книги начинается с перебранки слуг обоих домов, в результате которой вновь вспыхнула схватка между их господами.
Сюжет трагедии неоднократно выступал основой для произведений более позднего периода, поэтому сначала я взялся за неё с неохотой, но по ходу чтения понял, что уже известная всем история скрывает множество деталей, неизвестных тем, кто не читал знаменитую пьесу.
Книга учит тому, что не стоит совершать необдуманных и рискованных поступков в пылу чувств, тем самым подвергая опасности своих друзей и близких. Я рекомендую эту книгу к прочтению всем, кто хочет узнать подлинную и вечную историю о Ромео и Джульетте.
«Ромео и Джульетта» — произведения, написанное Уильямом Шекспиром в 1596 году, повествующее о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов — Монтекки и Капулетти. Это трагедия о любви и верности ценою в жизнь влюбленных, которые противостояли родителям и хотели их помирить. Автор также поднимает проблему непонимания родителей своих детей, их чувств. Родители были заняты враждебностью, что просто забыли о выборе и желаниях своих детей, приведя всё это к очень большой трагедии.
По моему мнению, Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» самая грустная история о любви в художественной литературе. Два очень молодых человека, пылких и чистым сердцем очень пытались, но так и не смогли соединить свои жизни.
«Ромео и Джульетта» анализ произведения Шекспира – жанр, тема, история создания, план трагедии
Уильям Шекспир занимает, пожалуй, самое главное место в мировой литературе, этому гениальному драматургу и поэту нет равных и по сей день. В 8 классе при подготовке к урокам литературы будет полезно ознакомление с анализом произведения Шекспира, который представлен в нашей статье. В “Ромео и Джульетта” анализ имеет ряд особенностей, отличающих его от рядовых пьес других авторов.
Краткий анализ
Год написания – 1594-1595.
История создания – “Ромео и Джульетта” – творческая интерпретация уже имеющегося в литературе сюжета.
Композиция – кольцевая композиция, построенная на параллельных противостояниях во всех 5 действиях.
Жанр – трагедия в 5-ти действиях.
Направление – романтизм.
История создания
В литературоведении довольно мало сведений, которые можно считать достоверными, об истории создания Шекспиром своего бессмертного шедевра. Известно, что сюжет и даже имена героев уже фигурировали в литературе, однако гениальное воплощение они получили только в трагедии У. Шекспира.
Написание трагедии относят к 1594-95 годам. В 1597 году пьеса была впервые опубликована. Подобный сюжет, повествующий о любви двух молодых людей из враждующих семей, был у римского поэта Овидия. Основой для произведения Шекспира очевидно послужила поэма “Трагическая история Ромеуса и Джульетты” Артура Брука.
Интересно, что подобный сюжет существовал в мировой литературе не только до, но и после написания Шекспиром “Ромео и Джульетта”. Множество вариаций этого сюжета появляется в искусстве и по сей день. Глубокий и тщательный анализ истоков сюжета произведения даёт право считать, что история, произошедшая с влюблёнными, действительна была реальностью и сохранилась, как легенда, в устной форме.
Уильям Шекспир взял за основу повествования только фабулу произведения, его пьеса описывает 5 дней из жизни влюблённых. У А. Брука действие длится около 9 месяцев. Английский поэт и драматург изменил время года, добавил несколько ярких сцен, пересмотрел многие существенные детали. Его произведение не является ни пародией, ни копией какого-либо другого, это оригинальная и самобытная пьеса, слава которой прошла через века.
Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только, когда у него есть выбор. Тема любви, которой пронизано всё произведение (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная. Кормилица любит Джульетту искренне, по-матерински, главные герои сталкиваются с первым самым трепетным чувством в своей жизни, даже священник, уважая любовь молодых сердец, нарушает правила и венчает влюблённых без согласия родителей.
Проблемы гнева, мести и непрощения также сильны в общей канве пьесы, они идут в ногу с любовью и смертью. Проблематика пьесы разносторонняя, как и сама жизнь героев. Идея пьесы – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Несложно определить то, чему учит читателя пьеса: нужно бороться за своё чувство, в этом смысл человеческой жизни. Влюблённые сделали единственно возможный вывод: в земной жизни им не суждено быть вместе. Как ни страшно говорить о таких вещах в столь юном возрасте, однако мораль и нравы современного Шекспиру общества держалась именно на таких ценностях.
В трагедии присутствует тема богоборчества, которую критики считают достаточно весомой: тайное венчание, убийства и месть, попытки обмануть судьбу со стороны священника, участие Ромео в маскараде в костюме монаха. Диалоги и монологи героев шекспировской трагедии стали самыми цитируемыми и узнаваемыми во всей мировой литературе. Рассуждения юных сердец о сущности любви оказались настолько животрепещущими, что их жизнь вышла далеко за грани художественной литературы и музыки.
Композиция
Вся структурная композиция держится на симметричном противостоянии. В первом действии встречаются слуги господ, во втором – племянники Монтекки и Капулетти, далее – главы враждующих кланов: дуэли, ссоры, распри, убийства – здесь нет мелочей, они играют в жизнь по-крупному.
В последнем действии на сцене появляются супруги Монтекки и Капулетти, вражда заканчивается. Дети обретают новую жизнь в золотых скульптурах. В пьесе есть экспозиция (встреча слуг противоборствующих семей), завязка (встреча Ромео и Джульетты на балу), кульминация (сцена в склепе) и развязка – сцена примирения семей и повествование монаха Лоренцо.
Композиция пьесы приобретает кольцевую структуру именно благодаря параллельным конфликтам. Монологи главных героев о совести, страсти, любви и чести составляют особый пласт в композиции пьесы: они – внутренняя сущность произведения.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ромео и Джульетты».
Трагедия была популярна в эпоху Возрождения, этот жанр предусматривал неразрешимый конфликт и весьма плачевный финал. Однако с позиции смысловой составляющей, влюблённые всё же победили, им удалось воссоединиться. В содержательном плане – побеждает любовь, она торжествует над местью и гневом, ведь враждующие семьи мирятся у бездыханных тел своих детей.
Трагедии Шекспира особенны своей чувственностью, напряжённостью и острым трагизмом. Особенностью трагедии “Ромео и Джульетта”, которая относится к раннему периоду творчества писателя, является её сатирическая насыщенность. В уста многих персонажей автор вкладывает тонкий юмор, мягкую иронию. Спустя несколько столетий трагедии Шекспира стали образцом и эталоном этого жанра. В течение 20 века пьеса экранизирована во многих странах около 50 раз.
Смысл произведения «Ромео и Джульетта»
В этой экспозиции перед читателем предстает один из главных героев – Ромео Монтекки. Он еще ничего не знает о Джульетте, и влюблен в кузину Джульетты Розалину Капулетти. Ромео не действует. Он формально остается со своей семьей, но не принимает участия в междусемейной драке. Он так же не приближается к Розалине, предпочитая лишь тосковать о несбывшейся любви. Розалина так и останется на задворках пьесы, потеряется в памяти многих читателей, но ее появление – одно из важнейших событий в пьесе. Она дала понять Ромео, что значит быть влюбленным без возможности быть вместе. Ромео слишком юн, чтобы перевести этот опыт в словесные выражения и сделать значительные выводы, но огонь в его сердце уже разгорелся.
Сюжетно же она предстает как мотивация, по которой Ромео соглашается пробраться на праздник в дом Капулетти. Здесь Ромео и Джульетта впервые встречаются, влюбляются с первого взгляда и совершают первый поцелуй. Если отбросить стандартную симпатию, которая может привлечь двух людей друг к другу, то можно обнаружить причины этой любви.
Ромео увидел свой второй шанс. Влюбленность в Розалину была случайностью, влюбленность в Джульетту была продиктована судьбой. Он сразу забыл о бывшей возлюбленной, когда увидел тринадцатилетнюю девушку, которая еще совершенно не знает, что ей нужно делать со своей жизнью. В ней еще не успели воспитать ненависть к Монтекки, поэтому половина проблемы для Ромео была решена.
Джульетта поймала восхищенный взгляд Ромео и влюбилась в ответ, отвергая обязанность замужества за заранее выбранным женихом. Она еще не принимала на себя ответственность как взрослый человек, но уже отвергала опеку, установленную для ребенка. Если бы Ромео не появился на празднике, Джульетта все равно не смотрела в глаза своему жениху, предпочитая короткие и невнятные реплики широким и притягивающим внимание.
Их следующая встреча не имеет смысла – это только поток чувств, который отграничивает их от остального мира, оставляя на затуманенной периферии зрения все, что оказывается за границами силуэта возлюбленного.
Они тайно венчаются у отца Лоренцо, и с этих пор семейная вражда идеологически перестает для них существовать. Обе семьи становятся лишь физическим препятствием для возлюбленных. Когда в драке погибают два члена каждой из семей, их волнует только разлука из-за изгнания Ромео из Вероны.
Когда Ромео покидает Верону, вновь на страницах появляется обязанность Джульетты выйти замуж по указанию семьи. Граф Парис предстает не тем человеком, которого стоило бы бояться, он был красивым юношей с достойным поведением. Но он был не Ромео, и только это имело значение.
С помощью отца Лоренцо Джульетта притворилась мертвой, чтобы избежать женитьбы, и тем самым полностью отвергла свою семью. Теперь это был не подростковый бунт, а разумное преодоление препятствий. Она знала свою цель и шла к ней всеми возможными способами. Джульетта повзрослела за столь короткое время.
К сожалению, до Ромео не дошло письмо, описывающее ее план. Он получил лишь известие о ее смерти. И этот виток сюжета полностью раскрывает главных героев.
Джульетта, очнувшись, видит, что Ромео мертв, и все, чего она хотела, больше не существует. Она признает свою жизнь неудавшейся. Ее любовь мертва, и больше ей нечего желать. Она повзрослела, но это не имело значения, и поэтому она сдается. Джульетта не совершает импульсивное действие, как это делает Ромео, а отказывается совершать какие-либо действия в дальнейшем.
Печальная история любви Ромео и Джульетта: краткое содержание
Уильям Шекспир занимает, пожалуй, самое главное место в мировой литературе, этому гениальному драматургу и поэту нет равных и по сей день. В 8 классе при подготовке к урокам литературы будет полезно ознакомление с анализом произведения Шекспира, который представлен в нашей статье. В “Ромео и Джульетта” анализ имеет ряд особенностей, отличающих его от рядовых пьес других авторов.
Краткий анализ
Год написания – 1594-1595.
История создания – “Ромео и Джульетта” – творческая интерпретация уже имеющегося в литературе сюжета.
Композиция – кольцевая композиция, построенная на параллельных противостояниях во всех 5 действиях.
Жанр – трагедия в 5-ти действиях.
Направление – романтизм.
История создания
В литературоведении довольно мало сведений, которые можно считать достоверными, об истории создания Шекспиром своего бессмертного шедевра. Известно, что сюжет и даже имена героев уже фигурировали в литературе, однако гениальное воплощение они получили только в трагедии У. Шекспира.
Написание трагедии относят к 1594-95 годам. В 1597 году пьеса была впервые опубликована. Подобный сюжет, повествующий о любви двух молодых людей из враждующих семей, был у римского поэта Овидия. Основой для произведения Шекспира очевидно послужила поэма “Трагическая история Ромеуса и Джульетты” Артура Брука.
Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по литературе? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!
Интересно, что подобный сюжет существовал в мировой литературе не только до, но и после написания Шекспиром “Ромео и Джульетта”. Множество вариаций этого сюжета появляется в искусстве и по сей день. Глубокий и тщательный анализ истоков сюжета произведения даёт право считать, что история, произошедшая с влюблёнными, действительна была реальностью и сохранилась, как легенда, в устной форме.
Уильям Шекспир взял за основу повествования только фабулу произведения, его пьеса описывает 5 дней из жизни влюблённых. У А. Брука действие длится около 9 месяцев. Английский поэт и драматург изменил время года, добавил несколько ярких сцен, пересмотрел многие существенные детали. Его произведение не является ни пародией, ни копией какого-либо другого, это оригинальная и самобытная пьеса, слава которой прошла через века.
Достоверность изложенных фактов
Подлинность истории, к сожалению, не доказана. Но исторический фон повествования, жизненное основание, традиции может говорить о том, что есть вероятность существования некогда такой истории любви в городе Верона.
О существовании жизненных источников может служить новелла да Порто, которую Уильям мог взять частично как основу. Рассказы о несчастной любви пар того времени в Италии служат основанием для сюжета, использование настоящих фамилий родов, которые реально враждовали между собой (об этом даже упоминал Данте).
Предполагается что автор мог ссылаться на предание или реальный рассказ, который передавался из уст в уста. Всё это показывает некую правдоподобность истории.
Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только, когда у него есть выбор. Тема любви, которой пронизано всё произведение (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная. Кормилица любит Джульетту искренне, по-матерински, главные герои сталкиваются с первым самым трепетным чувством в своей жизни, даже священник, уважая любовь молодых сердец, нарушает правила и венчает влюблённых без согласия родителей.
Понтий Пилат (Мастер и Маргарита) – характеристика, образ, смысл в романе
Проблемы гнева, мести и непрощения также сильны в общей канве пьесы, они идут в ногу с любовью и смертью. Проблематика пьесы разносторонняя, как и сама жизнь героев. Идея пьесы – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Несложно определить то, чему учит читателя пьеса: нужно бороться за своё чувство, в этом смысл человеческой жизни. Влюблённые сделали единственно возможный вывод: в земной жизни им не суждено быть вместе. Как ни страшно говорить о таких вещах в столь юном возрасте, однако мораль и нравы современного Шекспиру общества держалась именно на таких ценностях.
В трагедии присутствует тема богоборчества, которую критики считают достаточно весомой: тайное венчание, убийства и месть, попытки обмануть судьбу со стороны священника, участие Ромео в маскараде в костюме монаха. Диалоги и монологи героев шекспировской трагедии стали самыми цитируемыми и узнаваемыми во всей мировой литературе. Рассуждения юных сердец о сущности любви оказались настолько животрепещущими, что их жизнь вышла далеко за грани художественной литературы и музыки.
Суть пьесы
Трагедия – это драматическое произведение, где герой сталкивается с враждебным миром, показано, как он умирает, потому что рушатся его идеалы. В основу заложены острые переживания, страдания, гибель, крушение.
В нашей пьесе, в первую очередь, трагедия заключена в том, что влюбленные относятся к враждующим родам. Это мешает им быть вместе, открыто сказать о своих чувствах и пожениться. Ведь, по сути, они обязаны друг друга ненавидеть.
Противостояние семей приводит к драке, и несколькими моментами позднее, к убийствам: сначала друга Ромео, потом и родственника его любимой. Автор показал всю жестокость этого мира. Бегство Ромео от казни вовсе лишает возлюбленных возможности соединить свои жизни и быть вместе.
Важно! Не всё так печально, ведь гибель героев послужила поводом для перемирия двух огромных семейств. Кто знает, сколько людей они спасли или осчастливили в итоге.
Отрывок из фильма Ромео и Джульетта
Композиция
Вся структурная композиция держится на симметричном противостоянии. В первом действии встречаются слуги господ, во втором – племянники Монтекки и Капулетти, далее – главы враждующих кланов: дуэли, ссоры, распри, убийства – здесь нет мелочей, они играют в жизнь по-крупному.
В последнем действии на сцене появляются супруги Монтекки и Капулетти, вражда заканчивается. Дети обретают новую жизнь в золотых скульптурах. В пьесе есть экспозиция (встреча слуг противоборствующих семей), завязка (встреча Ромео и Джульетты на балу), кульминация (сцена в склепе) и развязка – сцена примирения семей и повествование монаха Лоренцо.
Композиция пьесы приобретает кольцевую структуру именно благодаря параллельным конфликтам. Монологи главных героев о совести, страсти, любви и чести составляют особый пласт в композиции пьесы: они – внутренняя сущность произведения.
Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Разговор об этой ранней трагедии Шекспира составители школьной программы по литературе предлагают начать в 8 классе, акцентируя внимание на неразрешимости конфликта как главного жанрового признака жанра трагедии. В своей статье мы даем восьмиклассникам развернутую характеристику жанровых признаков, подкрепленных фактами из произведения Шекспира «Ромео и Джульетты».
Чтобы восстановить в памяти основные перипетии сюжета, воспользуйтесь слайдовой презентацией «По страницам «Ромео и Джульетты», первый слайд которой вы видите ниже. Полный ее вариант можно скачать по ссылке либо посмотреть у нас на сайте.
«Ромео и Джульетта» — ранняя шекспировская трагедия. Английскому драматургу удалось не просто запечатлеть время, в котором оказался возможным такой сюжет развития событий: его современникам он уже был известен. Созданные Шекспиром образы стали олицетворением вечной и совершенной любви. Им откликаются сердца зрителей всех времен и народов. Почему же повествование о любви Ромео и Джульетты должно быть помещено в жанр трагедии?
Действие, как и полагается по канонам трагедии, начинает Хор, который возвещает о том, что в итальянском городке Вероне «две равноуважаемых семьи … ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитья». Герои живут в мире, где есть непреложная реальность – это вражда двух кланов города Вероны — Монтекки и Капулетти. В чем ее смысл и каковы истоки – неизвестно.
Но приходит в жизнь юных наследников Монтекки и Капулетти любовь, настоящая, сильная. Она облагораживает влюбленных, которые на наших глазах превращаются в символы вечной любви. Но их жизни подчинены неумолимой судьбе: «Друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни». И нет разрешения у этого конфликта. Мир так несовершенен, что в нем нет места чистому и светлому чувству. Влюбленные обречены. «Что придает произведению необходимое напряжение? Конфликт. Что возбуждает интерес? Конфликт. Что двигает нас вперед – в жизни, в литературе, во всех областях знания? Конфликт. Чем глубже, чем значительнее конфликт, чем глубже, чем значительнее его разрешение, тем глубже, значительнее поэт», — писал немецкий писатель И.Бехер. Когда человек вступает в противоречие с непреодолимыми обстоятельствами, конфликт становится неразрешимым. «Трагический конфликт принципиально неразрешим в пользу человека, несмотря на его личные качества» (Леденев А.В.). Такое драматическое произведение называется трагедией. Когда-то в древнегреческих трагедиях непосредственным участником событий был ХОР. Шекспир оставляет его на сцене, но меняет предназначение. Он открывает действие, произнося то, что зрителям предстоит увидеть. Зрители уже в начале представления знали, какова будет развязка. Ведь главное, по замыслу Шекспира, не это. Мудрость автора, его точка зрения помогает по-новому пережить известный заранее ход событий.
Трагедия – один из древнейших драматических жанров. Важнейшая составляющая этого жанра — трагический герой, незаурядная, яркая личность, которая не боится бросить вызов судьбе и миру. Трагические герои – цельные натуры, готовые умереть. И хотя юных героев Шекспира трудно считать трагическими в полном смысле этого слова, путь духовного развития, которую пережил каждый из них, выбор, который они сделали во имя любви, заслуживает того, чтобы считать их истинно трагедийными характерами. Любовь, зародившаяся в сердцах шекспировских героев, меняет их внутренний мир, делая лучше, возвышеннее, благороднее, самоотверженнее. В начале трагедии мы видим главного героя, влюбленного в Розалину, но эти чувства – всего лишь дань моде. Недоступность кокетки огорчает Ромео, но и только. Ряд случайных событий приведет героя к встрече с Джульеттой. Случайное, незапланированное свидание этой же ночью говорит об искренности, цельности вспыхнувшего взаимного чувства.
В свое время Данте говорил о всепобеждающей силе такой любви: «Любовь, что движет солнца и светила». Но свою поэму Данте назвал «Комедия», потому что у неё счастливый конец. Все события в трагедии Шекспира произойдут в течение пяти дней — с воскресенья до пятницы. Пробуждение настоящего чувства к Джульетте, ставшей для Ромео «солнцем», будет напоминать восход светила, недаром события всех пяти актов начинаются утром. Действие приобретёт символическую глубину и психологическую достоверность. Молодые люди отзовутся на любовь всем трепетом первого чувства. Герои идут навстречу любви вопреки судьбе, которая уже изначально предопределила невозможность их счастья. Город наполнен ненавистью, враждой; даже друзья и близкие не понимают влюбленных и в трудную минуту оставляют их. Одиночество, непонятость окружающими – важные черты героев трагедии. Юные герои трагедии Шекспира в этом отношении не нарушают каноны жанра. Произведение становится трагедией жизни и судьбы.
Почему же любовь, искренняя, настоящая, преображающая, которую испытают два заглавных героя, должна привести к трагическому финалу?
С сочувствием зритель следил за Ромео, обманом проникнувшим в дом Капулетти в образе паломника. Джульетте только четырнадцать лет, но у неё уже есть нареченный, с кем она бы могла прожить долгую жизнь без любви. Её душа спит. Она готова подчиниться воле родителей. Автор подчеркнет, что девочка не отличается внешней красотой. Но она «светла для мира безобразия и зла… Как голубя среди вороньей стаи, её в толпе я сразу отличаю». Случайное свидание этой же ночью говорит об искренности взаимного чувства, которому не может помешать осознание, что они принадлежит к враждующим кланам.
Мы видим, как любовь облагораживает их души. Настоящее чувство всегда делает человека личностью. Ромео из молодого повесы превращается в рыцаря любви, способного противопоставить кровной вражде фамилий свою любовь. Из наивной девочки Джульетта вырастает в прекрасную в своей преданности личность, нежную, умную и отважную. Генрих Гейне, великий немецкий писатель, отозвался о главной героине так: «Лна – нераспустившаяся роза, на наших глазах расцветающая под поцелуями Ромео во всем великолепии юности».
Но вот кинжал, по счастью. Сиди в чехле. Будь здесь, а я умру.
События развиваются стремительно, напряженно и неотвратимо ведут к трагическому финалу. Судьба – высший закон, которому подчинена жизнь человека. И человек в этом противостоянии проигрывает. Но в своей ранней трагедии Шекспир смещает главный акцент с неумолимого рока судьбы, противостоять которому человек не в силах, на межличностный конфликт, разрешение которого — в руках у человека. В ходе развития сюжета мы видим, как враждующие между собой кланы остаются на одной стороне баррикады. Влюбленные — по другую. По словам исследователя, «вражда и любовь сошлись в трагедии, и вражда потерпела поражение – над телами любящих: «Какой для ненавистников урок». От распрей погиб весь цвет молодого поколения Вероны: не только Ромео и Джульетта, но и Тибальд, Парис, Меркуцио.
Но вражда в старинном итальянском городе прекращена. Семьи приходят к согласию – через катарсис, т.е. очищающее воздействие на души участников трагедийного конфликта и зрителей. Именно катарсис – признак трагедии, который отличает ее от драмы, когда конфликт напряженный, острый, но развязка благополучна.
Но трагизм произведения Шекспира пронизан светлой печалью: так прекрасны созданные им герои. Лирический трагизм звучит и в последних строках произведения:
Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
«Повесть о Ромео и Джульетте» имеет множество театральных и кинематографических интерпретаций. В следующей статье мы расскажем о главном шедевре в кино, поставленном на основе трагедии Шекспира, — фильме Франко Дзефирелли. В нем совершенно все: сценарий, подбор актеров, музыка, работа оператора. Но главное – бережное отношение к тексту произведения. При дублировании фильма на русский язык были использованы переводы Б.Пастернака и Щепкиной-Куперник. Язык трагедии зазвучал жизненно и современно. Фильм 1968 года до сих пор остается лучшим кинематографическим воплощением трагедии «Ромео и Джульетта».
Трагедия была популярна в эпоху Возрождения, этот жанр предусматривал неразрешимый конфликт и весьма плачевный финал. Однако с позиции смысловой составляющей, влюблённые всё же победили, им удалось воссоединиться. В содержательном плане – побеждает любовь, она торжествует над местью и гневом, ведь враждующие семьи мирятся у бездыханных тел своих детей.
Трагедии Шекспира особенны своей чувственностью, напряжённостью и острым трагизмом. Особенностью трагедии “Ромео и Джульетта”, которая относится к раннему периоду творчества писателя, является её сатирическая насыщенность. В уста многих персонажей автор вкладывает тонкий юмор, мягкую иронию. Спустя несколько столетий трагедии Шекспира стали образцом и эталоном этого жанра. В течение 20 века пьеса экранизирована во многих странах около 50 раз.
Сочинения«Уроки французского» анализ произведения Распутина – тема, план, проблематика, жанр рассказа
Сочинения«Смерть чиновника» анализ произведения Чехова – смысл, тема, особенности, история создания рассказа