Рассказ рукавичка о чем заставляет задуматься рассказ

Сказки

Анализ сказки Рукавичка

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Сюжетная линия сказки является незамысловатой, а также распространенной, и состоит в поиске зверями дома, где они могут согреться и жить в дружбе с соседями.

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Прозвища главных героев сказки имеют двойную структуру, поскольку состоят из названия зверя, а также его внешних признаков, повадок, мест обитания. К примеру, мышка называется серым шалунишкой, поскребушкой, норушкой, а кабан именуется зубаном, клыканом.

Герои в сказке отличаются доброжелательностью и уступчивостью, соглашаясь приютить в рукавичке каждого следующего гостя, несмотря на тесноту.

Отличительной особенностью произведения является авторское отношение к героям сказки, заключающееся в ласке и добром внимании, которые выражаются путем использования в прозвищах зверей уменьшительно-ласкательных слов и фраз.

События произведения разворачиваются на территории леса в зимний период времени, при этом название сказки отражает ее место развития повествовательного действия.

Финал сказки отличается грустью, поскольку животные вынуждены покинуть вновь обретенный дом по причине обнаружения пропавшей рукавички собакой деда.

Смысл сказки заключается в проявлении дружелюбия и гостеприимства, заботясь о ближних и преодолевая трудности и испытания совместными усилиями.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Рукавичка

Популярные сегодня темы

Анна Марковна, пожилая женщина которой 60 лет, сейчас содержит публичный дом. Ранее сама работала дамой легкого поведения, она не имеет образования. Но всем ее достижениям в жизни помогла интуиция и хваткая натура

Ч. Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.

Роман Льва Николаевича Толстого считается величайшим романом в мире. В четырех томах данного произведения описаны две войны. В романе так же присутствуют образы великого полководца Кутузова и агрессора Наполеона.

Когда смотришь на картину «Ковёр-самолёт», то обязательно возникают в голове самые радужные мечты о полётах. В современном мире существует множество средств, которые дают возможность человеку подняться в воздух и лететь

Заглавие произведения делится на две части. Солдат – это боец, для которого характерно смелость, мужественность и стойкость. Слово «маленький» по своей семантике обычно определяется либо к росту, либо к возрасту человека

Источник

АНАЛИЗ РАССКАЗА А. КОСТЮНИНА «РУКАВИЧКА»

ФИО Аникина Вера Викторовна

ОУ МАОУСОШ №5 им. А. К. Ерохина г. Томска

Должность учитель русского языка и литературы

АНАЛИЗ РАССКАЗА А. КОСТЮНИНА «РУКАВИЧКА»

Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе. Примеров тому достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить уже её не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен — Александр Костюнин.

Александр Викторович Костюнин родился 25.08.1964г. в Карелии. Он является членом Союза писателей России. За книгу «В купели белой ночи» он удостоен звания Лауреата премии имени А.И.Куприна «За клад в русскую литературу» и звания Лауреата премии «Облака» в номинации «Лучшая книга России 2007 года». А.Костюнин работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» (г.Петрозаводск), в должности председателя совета директоров.

Творчество Костюнина имеет ярко выраженный нравственный посыл. Значит, назрела потребность ещё раз говорить и размышлять об этических критериях, изменяющейся человеческой психологии, взаимоотношениях между людьми. В рассказах Костюнина немало автобиографичного, того, что он сам пережил, увидел и сумел потом воплотить в художественном слове.

«Человек — существо нравственное, крайне необходимо, чтобы каждый человек осознавал степень ответственности за порученное дело, личную заинтересованность в уюте и тепле нашего общего дома. Первым шагом к тому является сочувствие к ближнему, терпимость». Так понимает мир А.Костюнин.

Книга построена с легкостью, за которой выстраданная авторская гражданственная позиция. Перед нами многообещающий русский писатель, восходящая северная звезда.

Откуда такая жестокость, непримиримость у учительницы, которая в ребенке не могла открыть себе равного по чувствам? Вина тяжелого послевоенного времени? Автор твердо уверен, что в любые времена, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком. Обнаружив рукавичку у Юрки, учительница выносит приговор: «Ты — вор!» Душа ребенка растоптана, жизнь сломана. Все в классе дружно начали издеваться над Юркой, дразнить его, бросали в лужу вещи, плевали в компот. Никто не заступился за мальчика, не поддержал в беде, даже друг принимал активное участие в травле Юрки. «Юрку не били. Его по-человечески унижали. Биологическая потребность возвыситься над слабым, заложенная с рождения в каждом человеке, брала верх». Юрка больше не воровал, но «восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком». Открытое Юркой чувство одиночества — одинокости, заброшенности, ненужности, покинутости останется с ним на всю его короткую жизнь. Клеймо и репутация вора навсегда отпечаталась в душе человека, только начинающего жить.

Читайте также:  Рассказ зощенко умная птичка о чем

Источник

Цель: познакомить с фрагментами биографии писателя;

выявить нравственные уроки, которые получает рассказчик;

воспитать чувство сопричастности к происходящему, приобщить учащихся к эстетическим, нравственным, мировоззренческим ценностям, заключенным в произведении.

Оборудования: текст, презентация к уроку.

1.Вступительное слово учителя.

— Как вы думаете, что такое грех?

-Нужно ли наказывать за такой проступок? Кто и каким образом должен наказывать?

-Обратите внимания на слайд, это Фемида. Символом чего она является? Почему с завязанными глазами, что значат весы и меч?

Не зря мы начали говорить о грехе, о наказании, о правосудии. Сегодняшний урок мне бы хотелось посвятить разговору о милосердии и бессердечности, о доброте и жестокости, о понимании и черствости; о том, как наши поступки могут ранить и причинять невыносимую душевную боль.

3. Биография писателя. (Рассказывается двумя учениками, получившие заранее задание подготовить сообщение)

Кто же такой Александр Викторович Костюнин?

Ваша задача прослушать и ответить на вопрос: что показалось интересным для вас в биографии писателя? (Рассказывается двумя учениками, получившими заранее задание подготовить сообщение)

2 биограф: Александр Костюнин и по сей день живет и трудится в Петрозаводске, продолжая создавать уникальные произведения, встречается со многими интересными людьми. А. Костюнину удалось мастерски создать образы неоднозначных героев. Нравственные проблемы в рассказах А. Костюнина глубоки и актуальны.

— Вы прослушали биографию автора, что можете сказать о писателе?

Хочется понять, почему его рассказы о детских судьбах, самых обычных, не оставляют равнодушными никого, как удается писателю удерживать внимание читателя на протяжении всего повествования.

4. Анализ произведения.

Какое впечатление осталось у вас после прочтения рассказа? Почему?

Зачитайте моменты, которые влияют на возникновение подобных впечатлений?

От какого лица идет повествование?

Это автобиографичный рассказ. Какой образ рассказчика появляется, найти и зачитать.

С каким событием из детства связаны воспоминания рассказчика? (случай воровства)

Какими словами автор называет изделия и почему? (диковинки)

Что разрушает ощущение беспечности, характерное тому возрасту? (пропажа рукавички)

Что, по – вашему, было более страшным? Почему? Зачитать. ( Недопустимое поведение учителя)

Что напоминает эта процедура?( Обыск заключенных)

Допустимо ли подобное поведение? (Это дети, психика неокрепшая, так поступать нельзя.)

Какие слова использует рассказчик, чтоб передать состояние Светки?(«Затравленно…», «безропотно…», «…не в силах успокоить свои руки, теребила…»)

Какую роль играет кукла, выпавшая из портфеля Светки Кондроевой? ( Дети подобны неживым существам в данную минуту)

Какую роль в данном случае играет нательный крестик?(Слабый символ веры в добро, который на глазах детей разрушает учитель, являющийся не символом познания и созидания, а символизирующим своим поведением распад личности и всего святого, что есть в жизни)

Каким словом вы бы назвали поведение учителя?( Жестокость, черствость, непримиримость, глупость…)

Давайте постараемся понять поведение взрослого человека, для этого послушаем нашего 1 историка

1 историк. Воспитание подрастающего поколения в годы Великой Отечественной войны проходило в самых тяжелейших условиях: голод, болезни, постоянные лишения и нехватка самого элементарного, что было необходимо. Людям не хватало самого простого: хлеба, картошки. Жесткая идеология государства в годы войны сводилась к следующему: «Все для фронта, все для победы». Все колхозы и совхозы отдавали полученные урожаи на обеспечение потребностей фронта, часто не оставляя себе ничего.

2 историк. Чтобы прокормить свои семьи, люди начинают воровать остатки урожая с колхозных полей. В условиях страшнейшего голода правительство выпускает «Закон о колосках», предложенное лично И. Сталиным. Постановление предусматривало жесткие меры наказания для лиц, совершающих кражу государственного имущества.

2 историк. Испокон веков люди искали поддержки в вере в Бога. Но пришедшие к власти большевики стремились искоренить в людях тягу к религии и насаждали атеизм. Власть строго следила за умами людей и пресекала любые поползновения к религии.

В таких условиях формировался характер людей того времени. Я не оправдываю поведение взрослых, но люди, выросшие в условиях сталинского террора, свято верили, что только так можно изжить из себя все негативное.

Как вы думаете, почему Юрка украл? ( Вырос в большой семье, где пил отец, денег не хватало)

Как это отразилось на дальнейшей судьбе мальчика? Зачитать.

Кто виноват в том, что одноклассник рассказчика стал вором?

Как этот случай характеризует героев? ( Люди жестокие, их поведение достойно осуждения…

Послужил ли хоть кому – нибудь этот случай уроком?( Став взрослыми, люди сами наказали воров; Юрка, запомнив унижение, стал вором…)

Почему мальчик, став взрослым, встает на путь воровства?(Возможно, это форма протеста или не было сил бороться с клеймом вора: все восемь лет школы он не воровал, но его всегда дразнили и унижали.)

Действительно, люди не умеют прощать. Урок начала со слов Б. Паскаля о грешниках и праведниках. Кого в данном случае можно назвать грешником и праведником?

Читайте также:  Проект сказка в музыке для дошкольников

Взрослые годы наших героев выпали на лихие 90 годы 20 века. Ваша задача прослушать и ответить на вопрос:

Что еще могло подтолкнуть героя на путь преступлений и жителей деревни на столь жестокую месть?

Первая десятилетка после развала СССР или, как их еще называют, «лихие 90-е» навсегда останутся в памяти Россиян как годы бандитского беспредела.

(примерные ответы детей :

Не только жестокость, но и время, лихое и голодное, повлияло на жителей деревни и Юрку)

Кто в данном случае виноват больше?( односельчане т. к. довели до самоубийства)

В Конституции РФ есть статья, предусмотренная за это преступление. Но в то время такого закона не было.

Как вы думаете, осознавал ли рассказчик и его товарищи, всю серьезность ситуации, могли ли они предугадать последствия?(нет, не осознавали, иначе они не распили бы потом водку после этого)

Почему они пили?(Торжествовали свою победу над злом, не подозревая, чем все обернется)

Почему рассказ называется «Рукавичка»?(Именно с нее все началось: падение и очерствение души героев; случай с пропажей рукавички- начальный путь преступления людей)

Чему учит рассказ?(Прощать, быть милосердным, понимать боль другого человека…)

5. Работа с эпиграфом.

Давайте обратимся к эпиграфу этого произведения. Как вы понимаете слова из Библии? (Если человек искренне раскаялся, он заслуживает прощения)

Перед нами произведения искусства, где запечатлен трагический момент жизни библейского героя Иуды Искариота. Что вы знаете о нем?(Предал за 30 серебряников Иисуса Христа, имя стало нарицательным, и так называют всех предателей)

2. Как этот сюжет соотносится с рассказом?

(Примерные ответы детей: не вынес вины за содеянное, раскаялся, но было поздно…; в рассказе «Рукавичка» и библейском сюжете героев сближает бессердечие людей, которые косвенным путем виноваты в преступлениях Юрки Гурова и Иуды.)

7. Самостоятельная работа.

А) В рассказе обыскивают нескольких детей, почему плачут только Света Кондроева и Юрка Гуров? Что их в этот момент роднит, в чем различие? Каково состояние Аллы Ивановны в этот момент? Для этого заполнить таблицу примерами из текста.

в)Подобрать слова, позволяющие определить ваше состояние после прочтения рассказа.

8.Проверка самостоятельной работы.

(Примерные ответы детей:

Алла Ивановна с цепким взглядом, злым голосом, резкими движениями напоминает бездушное существо. Именно поэтому из первой учительницы Аллы Ивановны оно превращается в Аллавановну, неким символом насилия и зла.)

О чем заставляет задуматься рассказ Александра Костюнина?

Этот рассказ заставляет задуматься о том, как наши слова и поступки могут влиять на судьбы других людей, иногда роковым образом. Этот рассказ учит прощать и проявлять милосердие, быть терпимым к тем, кто оступился или не похож на нас. Этот рассказ учит находить в себе силы противостоять злу и не поддаваться психологии толпы.

Закончить урок хочу словами стихотворения малоизвестного поэта Вадима Странника « Прощайте, и прощены будете»

9. Д/з. Написать сочинение « Грешники и праведники в рассказе «Рукавичка».

Источник

Нравственные проблемы рассказа А.Костюнина » Рукавичка».

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы рассказа А.Костюнина » Рукавичка».»

Тема: Нравственные проблемы рассказа А.Костюнина «Рукавичка».

выявить нравственные проблемы произведения;

определить идейный смысл рассказа ;

повысить образовательную культуру обучающихся, культуру устной и письменной речи;

развивать коммуникативные способности обучающихся;

совершенствовать умения анализировать, обобщать, сравнивать,

формировать умения работать в группе ;

познакомиться с фактами биографии А.В. Костюнина,

совершенствовать умение анализировать литературное произведение, сравнивать, делать выводы;

развивать психологические процессы творчества, творческие способности обучающихся;

показать роль композиции в раскрытии идейного смысла рассказа;

формировать умение выявлять художественные особенности произведения, авторскую позицию;

развивать умение аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению ;

воспитывать нравственные качества обучающихся,

осуществлять профилактику противоправного поведения,

формировать ответственное отношение за поведение в семье, личностную позицию по отношению к важным жизненным проблемам.

формировать навыки коллективного творчества.

^ Универсальные учебные действия:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

по характеру познавательной деятельности:

по источнику знаний:

использование электронного носителя;

стимулирования и мотивации:

по организации деятельности:

рассказ А. Костюнина «Рукавичка», компьютер, мультимедийный проектор,

картаурока обучающегося, толковый словарь Ожегова.

презентация о жизни и творчестве Костюнина, иллюстрации учащихся к рассказу.

Вступительное слово учителя с целью создания соответствующей атмосферы на уроке, объявление темы урока, введение символов новой темы.

Беседа по содержанию, актуализация знаний.

Актуализация творческих действий.

Подведение итогов урока.

Превосходная должность- быть на земле человеком.

Читайте также:  Рассказ на тему моя мечта обществознание 6 класс

Подготовить презентацию о жизни и творчестве современного писателя А. Костюнина (прочитать дополнительную информацию)

Исследовать языковые особенности А. Костюнина

На доске записаны слова.

III.Вступительное слово учителя. Мотивация к успеху на уроке, объявление урока.

Ребята! Сегодняшний наш урок мы посвятим творчеству современного писателя А. Костюнина.

IV.Индивидуальные выступления учащихся (Презентация о жизни и творчестве А.В.Костюнина)

Беседа с учащимися по содержанию, актуализация знаний.

-О чем рассказ А. Костюнина «Рукавичка»?

-Какие чувства испытали после прочтения рассказа?

-Возможно ли такое в нашей жизни?

-Почему рассказ называется «Рукавичка»?

2.Сострадание и милосердие.

3.Равнодушие и человечность.

План рассказа или озаглавить каждую часть.

2 ч. Суровые испытания, выпавшие на долю мальчика. (…Биологическая потребность возвыситься над слабым брала вверх)

Содержание рассказа. В краткой форме изложим его по записанному плану.

VI.Думаем и размышляем над прочитанными страницами. Дискуссия.

Микромодуль смысла.(Групповая работа).

-Перед нами рассказ. О каких событиях идет речь?

-Какова тема данного произведения. (Запись в тетрадях)

-В чем заключается идея?

-Кто же такой Юрка Гуров? В чем беда его? В чем вина?
-Можно ли необдуманную шалость ребенка считать воровством?

-Какой суровый приговор вынесли мальчику?

-Согласны ли вы с данным решением?

-Осуждаете ли вы жестокое отношение школьников к своему товарищу?

-Почему это произошло?

-Каковы причины гибели Юры? Кто виноват в его смерти: он сам или его окружение?

-Оправдывает ли героя рассказа его самоубийство? В чем смысл библейских сюжетов в рассказе? Могла ли судьба Юрки Гурова сложиться иначе? При каких обстоятельствах?

Оперативность людей «в погонах»

Если бы вовремя это вс

VII.А теперь понаблюдаем над языковыми особенностями произведений А.

Исследовательская работа. (Работа сильного ученика)

VIII .Мини сочинения- размышления учащихся по рассказу А. Костюнина «Рукавичка».Актуализация творческих действий.

IX.Обобщение урока. Микромодуль актуализации и проповеди..Рефлексия.

-Ребята, нужно ли читать произведения А. Костюнина?

Прочитаем цитаты на доске и серьезно вдумаемся в их смысл.

-О чем они заставили вас задуматься!

-Тревожит ли вас совесть?

-Что для себя ценного вы взяли с сегодняшнего урока.

-Ребята, я сейчас предлагаю вам нарисовать солнце, лучи которого будут излучать добро.

Источник

Русская народная сказка «Рукавичка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Рукавичка»

Главные герои: дед, собака, лесные звери.

Характеристика главных героев:

Дед — Рассеянный охотник, забывший своё имущество.

Собака — Громкоголосая.

Лесные звери — мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, кабан, медведь.

Всем хочется домашнего тепла и уюта.

Краткое содержание сказки «Рукавичка»

Потерял дед в лесу свою рукавичку.

Приглянулась рукавичка мышке, и осталась попрыгушка в ней жить.

Следом прискакала лягушка, а за ней припрыгал зайчик.

Стали они жить втроём.

Но потом к ним добавились лиса и волк, и уже пять зверей живут в рукавичке.

Потом пришёл кабан и звери боялись, что он не войдёт к ним в домик.

И наконец пришёл медведь, который сел на рукавичку сверху.

Тут вернулся дед, натравил на зверей собаку, и забрал свою потерю.

План сказки:

4. Медведь на крыше.

Основная мысль сказки «Рукавичка»

Главная мысль сказки в том, что хозяин свою вещь всегда найдёт.

Основная идея произведения в том, что вместе всегда лучше.

Чему учит сказка

Сказка учит уметь жить всем вместе, не ругаясь и не ссорясь.

Учит тому, что дома лучше, чем где бы то ни было.

Учит не быть рассеянным и не терять свои вещи, а если потерял, искать их и находить.

Учит не брать чужое.

Краткий отзыв по сказке «Рукавичка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мы часто не ценим того, что имеем.

И понимаем цену вещи только после того, как потеряем её.

Вот и старик не знал цены рукавичке.

А для зверей она оказалась хорошим домом.

Это интересная и весёлая сказка.

В неё рассказывается о том, как различные животные выбрали своим домом потерянную рукавицу.

Мне понравились звери, потому что они были дружными.

Они были согласны жить в тесноте, зато в тепле.

И вместе им было весело.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно жить в дружбе и согласии с окружающими.

Пословицы к произведению:

В тесноте, да не в обиде.

Лучше своё отдать, чем чужое взять.

На чужой каравай рот не разевай.

Вместе — тесно, врозь — тошно.

Вместе мокли, вместе сохли.

Словарь неизвестных слов

Незнакомых слов нет.

Отрывок, поразивший больше всего:

А тем временем дед хватился — нет рукавички.

Он тогда вернулся искать её.

А собачка вперёд побежала.

Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Источник

Познавательное и интересное