Краткое содержание Шмелёв Русская песня
Рассказ Ивана Шмелева «Русская песня» впервые был опубликован в авторском сборнике «Лето Господне. Праздники» (Белград, 1933).
Повествование ведется от лица маленького мальчика.
Герой с нетерпением ожидает наступления весны, а затем и лета. Одним из верных признаков их прихода является, по его мнению, открывание большого сундука. Оттуда вытаскивался целый ворох штанишек и курточек из парусины, которые мальчик примерял, вертясь и потея.
А другим признаком был приход рыжего маляра. Маляр «впущал весну». Он заменял зимние рамы на летние, ремонтируя, что нуждалось в ремонте. От него и пахло красками, что герою казалось настоящим весенним запахом. Маляр работал, время от времени прикладываясь к своей бутылочке и постоянно напевая.
Однажды мальчики, сам герой и его друг Васька, дождавшись, когда маляр заснет после обеда, притащили ведро и кисть и выкрасили ему пятки. Но маляру все было нипочем – он крепко спал. И Васька, сначала своей кистью нарисовав вокруг спящего большой «заколдованный круг», затем наклонился и запел над самым его ухом старую детскую песенку. «Красный», как в ней пелось, все лежал на солнышке, «кверху бороду держал», оттого она и покраснела.
Проснувшись, маляр неловко повернулся и испачкался краской. Мальчишки бросились врассыпную. Главный герой успел удрать, а Ваське повезло меньше – маляр изловил его и оттаскал за волосы. Но потом, вспомнив, что в деревне у него такой же пацан подрастает, сжалился.
С тех пор он стал лучшим другом для мальчиков. Он спел им все свои «песенки». Пел он про темную осеннюю ноченьку, и про «березыньку», и про срубленную сосенку, и про чистое поле, и про то, как угоняли добра молодца в «чужу-дальнюю сторонушку».
В заключительных строчках рассказа автор пишет, что с этого малозначимого, смешного эпизода из детства началось для него постижение русской песни, ее широты и нежности, а потом силы и красоты русского слова – будто самой русской души. Оно, это познание, продолжалось всю его жизнь.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Шмелёв Иван. Все произведения
Русская песня. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Жанровая направленность произведения представляет собой короткий сказочный рассказ о природе. Главной героиней рассказа является зима, представленная в образе злой старухи, отличающейся суровостью и морозным холодом.
Данный рассказ Горького имеет определённую схожесть с рассказом Река играет, который написал Короленко.
Бахчевик профессия вполне мирная, все, что необходимо делать работнику – охранять бахчиху. В этом рассказе бахчевиком работает паренек Митька. В его семье: он, старший брат Федор, отец и мать.
Произведение В. Осеевой «Динка» повествует о жизни и приключениях восьмилетней девочки. События, описанные в повести, происходят спустя несколько лет после революции, свершившейся в 1905 году.
План рассказа Русская песня Шмелева 7 класс
Краткой пересказ произведения
Главный герой рассказа с нетерпением ожидает прихода весны, а затем и лета. Главными признаками их прихода был большой сундук, из которого доставали на примерку курточки, штанишки. Мальчик вертелся и потел, пока на нем отмеряли, подкалывали и заставляли без конца то снимать, то одевать. За еще не выставленными рамами голубело весеннее небо. Начинающие распускаться почки на деревьях, покачивались на ветру.
Вторым очень знаменательным признаком наступления весны был приход маляра. Он приходил, чтобы выставить рамы и казалось, будто он впускает в дом весну. Рыжеволосый мужчина занимался ремонтными работами, напевая себе под нос и время от времени прикладываясь к своей бутылочке.
Началось все с того что главный герой и его друг Васька полезли на чердак запускать «монаха», но это занятие быстро наскучило мальчикам, потому что ветра не было. Не зная чем себя занять, они обратили внимание на маляра, который решил вздремнуть после сытного кушанья. Васька взял соломинку и начал щекотать пятки спящего мужика, а главный герой, наклонившись, запел песню, которую пел маляр во время ремонта. Рыжебородый мужик зашевелился во сне, но этого ребятам показалось мало. Васька принес краску и разукрасил ему пятки, затем он нарисовал ободки на щиколотках. Но и этого маленькому проказнику показалось мало. Он нарисовал вокруг мужика заколдованный круг. Мальчики наклонились к самому уху спящего маляра и запели песню.
Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду лучил?
— Я ни краской, ни замазкой,
Я на солнышке лежал!
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал!
Главный герой впервые открыл для себя мир тоски и раздолья. Увидел красоту русской песни, и русского народа.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Русская песня Шмелева
Популярные сегодня темы
В городе N градоначальство ожидало приезда ревизора. О нем было известно, что он должен прибыть инкогнито. Когда в городе появились слухи о том, что неизвестный из Петербурга проживает в гостинице
Моя мама всегда говорила, что труд облагораживает человека. Я и сам привык никогда не сидеть без дела. Сейчас я стараюсь отлично учиться, чтобы в будущем получить профессию, которая мне по душе
В сказке только одна главная героиня – это сама Дюймовочка. Остальных героев можно считать второстепенными. Второстепенных героев достаточно много: женщина, колдунья, жаба с сыном
Лизавета — это один из второстепенных персонажей романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского под названием Преступление и наказание.
Сейчас я живу в одной комнате со своей сестрой, и порой мне очень не хватает своего маленького гнездышка. Каждый человек мечтает о таком месте, где он может побыть в полном уюте и комфорте
Урок «Краткие сведения об И.С. Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня».»
Выбранный для просмотра документ Урок 51..docx
Тема. Краткие сведения об И.С. Шмелёве. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня».
выявить художественную идею рассказа И.С. Шмелева «Русская песня»;
развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления особенностей художественного мира И.С. Шмелева.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация.
І. Проверка домашнего задания.
• Обращение к статье учебника об И.С. Шмелеве.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
И.С. Шмелев родился в Москве 21 сентября (3 октября) 1873 г.
3. Обращение к учебнику. Вид на Московский Кремль. Фотография. Начало XX в.
4. Обращение к фотографии И.С. Шмелева.
Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью («дома я не видел книг, кроме Евангелия»,— вспоминал Шмелев). Патриархальны, религиозны, как и хозяева, и преданы им были слуги. Они рассказывали маленькому Ване истории об иноках и святых людях, сопровождали его в поездке в Троице-Сергиеву лавру.
Эта красочная, разноликая толпа, представляющая, кажется, всю Россию, встретится на страницах многих его книг, но прежде всего в «итоговых» произведениях — «Родное», «Богомолье», «Лето Господне».
6. Выразительное чтение учащимся воспоминаний И. Шмелева.
«В нашем доме,— рассказывал Шмелев,— появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Во дворе стояла постоянная толчея. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружали и раскрашивали щиты для иллюминации. Приходили получать расчет и галдели тьма народу. Заливались стаканчики, плошки, кубастики. Пестрели вензеля. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов. Художники с Хитрова рынка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пестрых боев. пели смешные песенки и не лазили в карман за словом. Слов было много на нашем дворе — всяких. Это была первая прочитанная мною книга — книга живого, бойкого и красочного слова.
Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно. Мозолистые руки давали мне с добродушным подмигиваньем и рубанки, и пилу, и топорик, и молоточки и учили, как «притрафляться» на досках, среди смолистого запаха стружек, я ел кислый хлеб, круто посоленный, головки лука и черные, из деревни привезенные лепешки. Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки и ждал балагурство. Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр. Много повидал я на нашем дворе и веселого и грустного. Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог. Он делал то, чего не могли сделать такие, как я, как мои родные.
Во дворе было много ремесленников — бараночников, сапожником, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неподражаемых чувствований и опыта. Двор наш для меня явился первой школой жизни — самой важной и мудрой. Здесь получились тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами».
Шмелев встретился с рабочим людом разных губерний, со вчерашними крестьянами, принесшими с собой свои обычаи, разнообразно богатый язык, песни, прибаутки, поговорки. Все это, преображенное, возникает на страницах шмелевских книг в его сказах.
— Какой реакции маляра на озорство мальчишек вы ожидали? Как вы полагаете, почему маляр не был жесток и груб с ребятишками? Есть ли в тексте рассказа ответ на этот вопрос?
— Вы предполагали, что конец рассказа будет таким — почти гимном русской народной песне? Если нет, то какой финал ожидали вы?
7. Составление цитатного плана рассказа И. Шмелева «Русская песня».
8. Лексическая работа: пускать «монаха», груду парусиновых брюк, на полвершочка, политура, камфара.
9. Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Ну, где у вас тут чего?».
— Почему для героя рассказа ранним вестником весны является полосатый мешок, а вторым важным признаком весны — лета было явление рыжего маляра, а не прилет птиц, например, или капель?
10. Исследовательская работа с текстом.
— Устно нарисуйте портрет маляра.
1 вариант — речь маляра.
2 вариант — внешний вид.
— Выпишите из текста рассказа словосочетания, которые понадобятся вам для выполнения работы.
«… «впущать весну» и наводить ремонт».
… говорил мрачно, пока-чиваясь:
— Ну, и где у вас тут чего.
— А ты не реви, дурашка. Такой же растет и у меня в деревне. Что хозяйской краски извел, ду-ра. да еще ревет.
. Сердито мурлыкать под нос: «И-ах и те-мы-на-ай ле-со. »
Да йехх и те-мы-на-ай. Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра мо-лодца в чужу-дальнюю сы-торонушку. ». И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее? Пел и еще песенки — про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березыньку», и еще про «поле чистое».
— Какое качество характера маляра проявляется в отношении его к ребятам?
До конца своих дней чувствовал Шмелев глубокую боль от воспоминаний о России, ее природе, ее людях: «Этот весенний плеск остался в моих глазах — с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. Остался живым в душе, с тысячами Михаилов и Иванов, со всем мудреным до простоты-красоты душевной миром русского мужика, с его лукаво-веселыми глазами, то ясными, как вода, то омрачающимися до черной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. Знаю, связан я с ним до века. Ничто не выплеснет из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… Вошло — и вместе со мною уйдет».
— Найдите в тексте слова с повторяющимися приставками вы-, вз-, по-. С какой целью автор использует повторение приставки в этих словах?
Приставки обозначают неоднократно повторяющееся быстрое действие. Такие слова делают язык рассказа метким, точным, выразительным.
И.А. Ильин в статье «Творчество Шмелева» отметил наиболее яркие особенности языка И.С. Шмелева: «Язык Шмелева приковывает к себе читателя с первых же фраз. Слова Шмелева просты; а душа читателя вдруг как бы просыпается, встревоженная, открывает духовные глаза и начинает напряженно прислушиваться и всматриваться, как в аспидную тучу на горизонте, где сверкнула далекая молния».
А.И. Куприн писал об И.С. Шмелеве: «Шмелев теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка». И действительно, в рассказе мы восхищаемся смело и точно расставленными словами. У Шмелева значимо каждое междометие, каждая неправильность. Это живая, теплая, яркая речь. Оживляют ее и фразеологизмы.
• Какую роль играют фразеологизмы в тексте? Назовите их.
Попал в лапы, маляру было нипочем, состроил рожу.
• Найдите в тексте фразы, в которых звучит ирония. Для чего автор использует ее в рассказе?
• Выпишите из текста рассказа от слов «Впервые тогда. » до конца рассказа слова-антонимы, характеризующие русскую песню, русскую душу, русское слово. Какова их функция в тексте?
III. Подведение итогов урока.
В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви-сказки. Это позволяет автору в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия.
1.Прочитать рассказ М.М.Пришвина «Москва-река».
— подготовить выразительное чтение фрагмента главы «Образ художника» книги В.Д.Пришвиной «Наш дом»;
— подготовить сообщение о Богемском лесе в Звенигороде.
3.Групповое задание: подготовить выставку книг М.М.Пришвина.
Презентация для дистанционного изучения литературы в 7 классе «И.С. Шмелев «Русская песня»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Иван Сергеевич Шмелев «Русская песня» (материал дистанционного изучения литературы в 7 классе) Себиханова Мадина Рамазановна, учитель русского языка и литературы 13 мая 2020
Цель и задачи урока: Выявление художественной идеи рассказа; Развитие навыков лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с таблицами и иллюстрациями; Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе выявления особенностей художественного мира И.С. Шмелева.
Вид на Московский Кремль. Фотография. Начало XX века
Фото И.С. Шмелёва и его семьи И.С. Шмелев с женой Ольгой и сыном Сергеем Федора Андреевна, мать писателя Иван Сергеевич Шмелев
Из истории создания рассказа Иван Сергеевич Шмелев сперва принял Февральскую революцию и даже поехал в Сибирь, чтобы встретить политических каторжан. Впрочем, вскоре он разочаровался в ее идеалах. К Октябрьской революции писатель с самого начала относился негативно. В июне 1918 года Шмелев вместе с семьей поселился в Крыму. В 1921 году большевики, ранее занявшие полуостров, расстреляли его 25-летнего сына Сергея, офицера царской армии. Шмелев покинул Советскую Россию в 1922 году. Сначала писатель отправился в Берлин, потом приехал в Париж. Французская столица стала для него новым домом до конца жизни. Находясь вдали от родной страны, Шмелев, как он сам признавался, писал «…только о России, о русском человеке, о его душе и сердце…». Это относится и к рассказу «Русская песня», датированному 1926 годом. В нем на первый план вышли картины «старого житья». Писатель с явной теплотой вспоминал прежнюю патриархальную Россию, навсегда потерянную.
До конца своих дней чувствовал Шмелёв глубокую боль от воспоминаний о России, её природе, её людях: «Этот весенний плеск остался в моих глазах – с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржанием, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. Остался живым в душе, с тысячами Михаилов и иванов, со всем мудрёным до простоты-красоты душевной миром русского мужика, с его лукаво-весёлыми глазами, то ясным, как вода, то омрачающимся до чёрной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. Знаю, связан я с ним до века. Ничто не выплеснет из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни… Вошло – и вместе со мной уйдёт».
Особенности языка рассказа И.С. Шмелёва Иван Ильин в статье «Творчество Шмелёва» отметил наиболее яркие особенности языка И.С. Шмелёва: «Язык Шмелёва приковывает к себе читателя с первых же фраз. Слова Шмелёва просты; а душа читателя вдруг как бы просыпается, встревоженная, открывает духовные глаза и начинает напряжённо прислушиваться и всматриваться, как в аспидную тучу на горизонте, где сверкнула далёкая молния». А.И. Куприн писал об И.С. Шмелёве: «Шмелёв теперь – последний и единственный из русских писателей, у которых ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка». И действительно, в рассказе мы восхищаемся смело и точно расставленными словами. У Шмелёва значимо каждое междометие, каждая неправильность. Это живая, тёплая, яркая речь. Говоря об особенном языке «Русской песни», нельзя не упомянуть средства художественной выразительности, нередко встречающиеся в произведении. Среди них – олицетворения (слово «пришло и ласково легло в душу»), метафоры (песня как «мир тоски и раздолья»), эпитеты (нежная и суровая душа народа), инверсии («почувствовал я силу и красоту народного слова русского»).
Итоги и выводы Рассказ не зря назван «Русская песня». Она играет в произведении важнейшую роль. Это подтверждает последний абзац. Узнав русскую песню, герой меняется. С ее помощью он познает русскую душу, русскую природу, русское слово. Кроме того, главный герой взрослеет. Если раньше ему был знаком только мир светлого и беззаботного детства, то благодаря русской песне он знакомится с новым для него миром – миром «тоски и раздолья». Восприятие ребёнка, доброго и наивного, чистого и доверчивого, близко восприятию народному. Так возникает особенный цельный художественный мир, где всё связано, взаимообусловлено и где бессмысленного – нет. Как ни густо выписан живописный быт, художественная идея, из него вырастающая, возвышается над бытом, приближаясь уже к формам фольклора. Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, их страстях, переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит человеческие души. Сопровождая народные жизни, она по-своему отражает духовные искания, нравственные идеалы русского народа, показывает жизнь народа в различные исторические периоды. Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
Домашнее задание Дорогие семиклассники, на сайте «Инфоурок» Вас ждет тест по данной теме. Выполните тест. К следующему уроку необходимо прочитать отрывок из романа И.С. Шмелёва «Лето Господне» «Яблочный Спас» (учебник стр. 131)
Конспект урока И. С. Шмелев «Русская песня»
И. С. Шмелев «Русская песня»
Тип урока: комбинированный
Создать условия для реализации целей:
— познакомить детей с жизнью и творчеством И. С. Шмелева;
— развивать речь учащихся, творческое воображение, пополнять словарный запас;
— развивать умение анализировать произведение, отвечать на вопросы учителя.
— умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
— умение определять идею произведения; давать характеристику героям;
— формировать умение составлять отзыв о прочитанном произведении;
— создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
— умение высказывать свою точку зрения на события, поступки героев;
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций;
— самостоятельно организовывать своё рабочее место;
— воспитывать любовь к Родине, желание совершать добрые поступки;
— развивать интерес к чтению литературы, интеллект;
— расширять читательский кругозор;
Методы : словесный – беседа, рассказ; наглядный – презентация
Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник «Литература» Г.С. Меркин 7 класс 2-я часть.
— Здравствуйте, начинаем урок литературы
2. Проверка первичного восприятия
— Узнайте произведение по данному отрывку. (Чтение учителем отрывка из рассказа И.С.Шмелева «Русская песня»). Назовите автора. Поделитесь своими впечатлениями.
— Тема нашего урока: И. С. Шмелев «Русская песня»
— Что хотите узнать сегодня на уроке?
— Ребята, а что вы знаете об авторе этого произведения?
— Послушайте его биографию.
«Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. И всё то, что тёплого бьётся в душе, что заставляет жить и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребёнка, глазами» Учился Шмелев в 6-й гимназии. Страстно увлекался чтением. Больше всего боготворил Пушкина, а его Татьяну Ларину считал олицетворением женского идеала.
И.С.Шмелёв не принял октябрьскую революцию. В 1917 году он уезжает в Крым. А после ареста сына и его расстрела Шмелёв уезжает во Францию. Именно здесь впервые возник у И.С.Шмелёва образ России прошлой. Писатель захотел показать истинную Россию, напомнить русским людям о ней, рассказать о ней детям, которые жили за границей, вдали от России. До конца своих дней И.С.Шмелев мечтал вернуться в Россию. Вернулся писатель сначала своими произведениями. В 1980 году, через тридцать лет после упокоения на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Долгий путь домой завершился на исходе мая первого года нового тысячелетия, когда через полвека после смерти прах писателя и его жены был перевезён согласно духовному завещанию в некрополь московского Донского монастыря.
— Как вы думаете, почему повествование ведется от лица мальчика?
(И.С. Шмелёв избрал форму сказа от лица маленького мальчика потому, что обращался к детям эмиграции, желая им передать «хранимую в сердце Россию»).
— Ребята, какие непонятные слова встретились вам в рассказе?
— А что значит на полвершочка? (Вершок – старая русская мера длины, равная 4,44 см).
— А что значит « пускать монаха»? (Пускать воздушного змея).
— А сейчас проанализируем рассказ.
— Кто является главным героем этого произведения?
— Как характеризует его автор?
— Что для него является ранним вестником весны? Подтвердите текстом
— Как автор описывает маляра?
— Какую песню пел маляр? Приведите цитату из текста.
— Что за история произошла в жизни автора?
— Какой реакции маляра вы ожидали на озорство мальчишек?
— Давайте попробуем устно нарисовать портрет маляра. Будем выполнять это задание по вариантам.
1 вариант – речь маляра
2 вариант – портрет маляра
3 вариант – пение маляра
— Для этого можете выписать примеры (словосочетания) из рассказа, которые вам понадобятся.
— Давайте прочитаем конец рассказа.
— Почему автор решил закончить рассказ именно так? Над чем он заставляет нас задуматься?
— Какова идея этого произведения?
И.С.Шмелев показывает старую патриархальную Россию, восхищается простым русским человеком, щедростью его простотой, пишет о широте русской души, о любви и надежде, таящейся в душе каждого русского человека.
— Составьте отзыв о прочитанном произведении (план отзыва на слайде)
Обучающиеся отвечают / слушают
Ответы учащихся: стамеска, тесьма, палитура, парусина, полвершочка, камфора, сени, «пускать монаха»
Речь: «… впущать весну» и наводить ремонт».
«говорил мрачно, покачиваясь»:
— Ну, и где у вас тут чего.
— А ты не реви, дурашка. Такой же и у меня в деревне растет. Что хозяйской краски извел, дурра…да еще ревет.
Пение: …Сердито мурлыкал под нос: «И-ах и те-мы-на-ай ле-со…»
Да йеех и те-мы-на-ай…
Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы –на-ли в чужу-дальнюю сы-торонушку. » И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел её? Пел и ещё песенки – про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березоньку», и ещё «про поле чистое»…
Домашнее задание: Учебник, стр. 151-159; прочитать повесть «Мещерская сторона» К. Г. Паустовского.
Биография К. Г. Паустовского (подготовить презентации).