Рассказ русских летописей 12 14 веков
1. Княжеские распри
Всеволод Ольгович и Ярополк
2. Восстание в Новгороде против князя Ярослава
Конфликт и примирение Ярослава с новгородцами
3. Взятие Рязани татарами
Продвижение татар по рязанской земле
4. Взятие Торжка
Падение Торжка на пути татар к Новгороду
5. Поездка Даниила Галицкого в Орду
Даниил едет в Киев, Переяславль и к Батыю на Волгу
6. Новгородцы и Мстислав Удалой
Конфликт новгородцев с Ярославом
8. Татарская перепись в Новгороде
Сопротивление новгородцев и опасения татар
9. Строительная деятельность Андрея Боголюбского
Церковь святого Спаса, Золотые ворота во Владимире, Боголюбово
10. Поход Мстислава Изяславича на половцев
Поражение и бегство половцев на Угле-реке
11. Убийство Андрея Боголюбского
Вероломное нападение слуг. Разграбление имущества. Похороны.
12. Липецкая битва
Юрий и Ярослав против Мстислава и новгородцев
13. Постройка города Холма Даниилом Галицким
Строительство города Холм, церковь святого Ивана
15. Похвала Всеволоду Большое Гнездо
Доблестный, справедливый, строитель церквей.
16. Битва на реке Сити и гибель Василька Ростовского
Князь Юрий с братом Святославом терпят поражение, Василек попадает в плен
17. Битва при реке Пьяне
Разгром русских войск и разорение Новгорода и окрестностей
18. Взятие Киева Батыем в 1240 году
Оборона Киева и мужество боярина Дмитра
21. Татары. Битва при реке Калке
Первые столкновения с татарами и поражение русских князей
24. Оборона Козельска
Разорение Козельска, Переяславля и Чернигова татарами
26. Изгнание князя Всеволода Мстиславича из Новгорода
В лето 1136 новгородцы призвали псковичей и ладожан и порешили на вече изгнать князя своего Всеволода. И посадили его.
29. Поход Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев
Неудачный поход и половецкий плен. Побег и возвращение Игоря.
31. Возвышение Москвы
Московские события 1326-1341
32. Завещание Магнуша, свейского короля
О неудачах шведов на русской земле
33. Юрий Долгорукий
Строительство городов, борьба за Киев, смерть
34. О побоище на реке Воже
Разгром татар на рязанской земле
35. Самовластие Андрея Боголюбского
Ссора с Ростиславичами. Осада Вышгорода. Ярослав Луцкий.
36. Взятие города Владимира татарами
Битва у коломны и взятие Москвы татарами. Разорение города Владимира
Полное собрание русских летописей
Список томов
Скачать все тома в Djvu
Полное собрание русских летописей
Полное собрание русских летописей
Полное собрание русских летописей. Том второй. III. Ипатиевская летопись
Полное собрание русских летописей. Том третий. IV. Новгородские летописи
Полное собрание русских летописей. Том четвертый. IV. V. Новгородские и Псковские летописи
Полное собрание русских летописей. Том пятый. V. VI. Псковкие и Софийские летописи
Полное собрание русских летописей. Том шестой. VI. Софийские летописи
Полное собрание русских летописей. Том седьмой. VII. Летопись по воскресенскому списку
Полное собрание русских летописей. Том восьмой. VII. Продолжение летописи по воскресенскому списку
Полное собрание русских летописей. Том девятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. Том десятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Оглавления всех томов
Скачать все тома в Pdf
Полное собрание русских летописей
Полное собрание русских летописей
Полное собрание русских летописей. Том второй. III. Ипатиевская летопись
Полное собрание русских летописей. Том третий. IV. Новгородские летописи
Полное собрание русских летописей. Том четвертый. IV. V. Новгородские и Псковские летописи
Полное собрание русских летописей. Том пятый. V. VI. Псковкие и Софийские летописи
Полное собрание русских летописей. Том шестой. VI. Софийские летописи
Полное собрание русских летописей. Том седьмой. VII. Летопись по воскресенскому списку
Полное собрание русских летописей. Том восьмой. VII. Продолжение летописи по воскресенскому списку
Полное собрание русских летописей. Том девятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. Том десятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Скачать все тома с BitTorrent (PDF)
Полное собрание русских летописей
Полное собрание русских летописей
Полное собрание русских летописей. Том второй. III. Ипатиевская летопись
Полное собрание русских летописей. Том третий. IV. Новгородские летописи
Полное собрание русских летописей. Том четвертый. IV. V. Новгородские и Псковские летописи
Полное собрание русских летописей. Том пятый. V. VI. Псковкие и Софийские летописи
Полное собрание русских летописей. Том шестой. VI. Софийские летописи
Полное собрание русских летописей. Том седьмой. VII. Летопись по воскресенскому списку
Полное собрание русских летописей. Том восьмой. VII. Продолжение летописи по воскресенскому списку
Полное собрание русских летописей. Том девятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. Том десятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Скачать все тома с BitTorrent (DjVU)
Полное собрание русских летописей
Полное собрание русских летописей
Полное собрание русских летописей. Том второй. III. Ипатиевская летопись
Полное собрание русских летописей. Том третий. IV. Новгородские летописи
Полное собрание русских летописей. Том четвертый. IV. V. Новгородские и Псковские летописи
Полное собрание русских летописей. Том пятый. V. VI. Псковкие и Софийские летописи
Полное собрание русских летописей. Том шестой. VI. Софийские летописи
Полное собрание русских летописей. Том седьмой. VII. Летопись по воскресенскому списку
Полное собрание русских летописей. Том восьмой. VII. Продолжение летописи по воскресенскому списку
Полное собрание русских летописей. Том девятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Полное собрание русских летописей. Том десятый. VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью
Скачать
Скачать c Torrent
Полное собрание русских летописей
Оригинальное название: Полное собранiе русскихъ лѣтописей. Томъ первый. I. II. Лаврентiевская и Троицкая лѣтописи
Издательство: Тип. Эдуарда Праца
Год издания: 1841-1885
Летописи – вид повествовательной литературы в России в XI – XVII вв., важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры. Летописи велись по годам, рассказ о каждом годе начинался словами «в лето. ». Первые летописи возникли в 11 в., но отдельные исторические записи, не имевшие еще форму летописи, велись и ранее, в 10 в. Новые летописи составлялись главным образом как своды предшествующего разнообразного летописного, литературного и документального материала с добавлением записей, доводивших изложение до какого-нибудь последнего официального события. Летописи велись во многих городах при дворах князя, епископа, в монастырях. До нас дошло не менее 1500 списков летописей. В составе летописей дор нас дошли многие произведения древнерусской литературы: «Поучения» Владимира Мономаха, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за I летописи (13 – 14 вв.) Лаврентьевская летопись (1377), Ипатьевская летопись (15 в.), Радзивиловская летопись (15 в. 617 миниатюр). Сохранившиеся тома Лицевого свода Ивана Грозного (6 томов) имеют свыше 10 000 миниатюр. Характер изложения, стиль, идейные установки в летописях очень разнообразны. В 17 в. летописи постепенно утрачивают свое значение в литературном развитии, однако отдельные летописи составлялись и в 18 в.
Летописи изучали Татищев В., Карамзин Н., Костомаров Н., но особенное значение имеют исследования Шахматова А. и его последователей. Шахматов А.А. впервые воссоздал цельную картину русского летописания, представив его как генеалогию почти всех списков и вместе с тем как историю русского общественного самосознания (Шахматов А.А. «Общерусские летописные своды XIV – XV вв.», «Обозрение русских летописных сводов XIV – XVI вв.»). Метод Шахматова получил развитие в трудах Приселкова М.Д. («История русского летописания XI – XVI вв.». Значительный вклад в изучение русского летописания внесли последователи Шахматова: Лавров Н.Ф., Насонов А.Н., Черепнин Л.В., Лихачев Д.С., Бахрушин С.В., Андреев А.И., Тихомиров М.Н., Никольский Н.К. и др. Изучение истории летописания составляет один из самых сложных разделов источниковедения и филологической науки.
Урок литературы в 9 классе на тему «Русские летописи 12-14 веков в древнерусской литературе».
Представленный урок знакомит учащихся с культурой Древней Руси на историческом материале и материалах русских летописей 12-14 веков. Одной из основных целей урока является воспитание чувства уважения и любви к Родине, к её истории и культуре, а также совершенствование умения анализировать предложенные тексты, развитие устной речи.
Просмотр содержимого документа
«урок литературы в 9 классе на тему «Русские летописи 12-14 веков в древнерусской литературе». »
Тема урока. РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ 12-14 ВЕКОВ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Образовательные: познакомить учащихся с культурой Древней Руси 12-14 веков, используя тексты летописей, исторический и иллюстративный материалы
Практические: совершенствовать умение анализировать предложенные тексты, развивать устную речь.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к её истории и культуре, развивать чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус.
Развивающие: развивать навыки работы в группах; обогащать словарный запас учащихся; обучать анализу текста, умению выделять в нём главное, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Личностные: осознание эстетической ценности произведений русской литературы, стремление к совершенствованию устной речи, любовь к Родине, её историческому прошлому и её культурному наследию.
Метапредметные: умение извлекать нужную информацию, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую, а также структурировать её, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные: адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений древнерусской литературы; знание изученных текстов; овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, ответить ан вопросы);
Средства обучения: выставка книг по культуре Древней Руси, раздаточный материал – тексты летописей, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Древняя русская литература наполняет нас
гордостью за наших далёких предшественников,
учит нас с уважением относиться к их труду, борь-
бе, их заботам о благе родины.
I. Организация начала урока.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель читает отрывок из «Повести временных лет».
«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».
-Ребята, из какого произведения этот отрывок?
-К какому периоду русской литературы относится это произведение?
-О чём же мы будем говорить на уроке?
-Да, ребята, сегодня на уроке мы вспомним, что такое древнерусская литература, её основные жанры и совершим экскурсию в то далёкое интересное время с помощью рассказов русских летописей 12, 13,14 веков.
1) Итак, к какому времени относится древнерусская литература?
2) Назовите основные жанры литературы того времени.
3) Какие произведения древнерусской литературы мы изучали?
4) На сегодняшнем уроке мы будем читать летописи 12-14 веков, а учитель истории и группа «историков» помогут нам лучше понять их, давая исторический комментарий.
Но сначала вспомним, что такое летопись?
(Слово «летопись» в древнерусском языке означало «год», отсюда и название, то есть описание событий жизни Руси по годам.)
IV. Слово учителя литературы.
В Рукописном отделе Библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге хранится Ипатьевская летопись, написанная в 14 веке. Это большая книга в тяжёлом переплёте из двух деревянных досок, обтянутых потемневшей кожей. Пять медных «жуков» украшают переплёт. Вся книга написана от руки четырьмя разными почерками – значит, над ней работали четыре человека.
Самый древний список русской летописи сделан на пергаменте в 14 веке. Это Синодальный список Новгородской Первой летописи. Его можно увидеть в Историческом музее в Москве. Он принадлежал Московской синодальной библиотеке, отсюда его название.
Таковы самые древние списки русских летописей. Они называются списками потому, что переписаны с более древних, не дошедших до нас летописей.
Текст любой летописи состоит из погодных записей. Каждая запись начинается так: «В лето такое-то», и далее сообщается, что произошло в этот год.
Дошедшие до нас летописи – очень сложные произведения по русской истории. Летописцы были публицистами и историками. Их волновали не только современные им события, но и судьба родины в прошлом.
Летописцы всегда находились в самой гуще событий. Они сидели в боярском совете, присутствовали на вече, сопровождали князей в походах, были очевидцами и участниками осад городов. Они всегда жили общественной жизнью своего времени и чаще всего занимали высокое положение в обществе.
В летописании принимали участие князья и даже княгини, княжеские дружинники, бояре, епископы, игумены. Но были среди них простые монахи и священники городских церквей.
Летописание было вызвано общественной необходимостью и отвечало общественным требованиям. В нём отразились политические интересы разных центров-княжеств, городов. В них запечатлелась острая борьба разных социальных групп. Летопись никогда не была беспристрастна. Она свидетельствовала о заслугах и добродетелях, она обвиняла в нарушении прав и законности. Летописям придавалось огромное значение, поэтому составление каждого нового свода было связано с важным событием в общественной жизни того времени: со вступлением на престол князя, освящением собора, учреждением епископской кафедры.
Летопись была официальным документом. На неё ссылались при разного рода переговорах. Высоко ценились люди, которые могли «говорить» по летописям, то есть хорошо знали их содержание.
Летописцы вставляли в свои своды произведения самых разных жанров – поучения, проповеди, жития святых, исторические повести. Благодаря привлечению разнообразного материала летопись стала огромной энциклопедией, включающей сведения о жизни и культуре Руси того времени.
Для нас летопись – неисчерпаемый источник сведений по истории нашей страны, подлинная сокровищница знаний. Особенно трогает, когда со страниц летописи до нас доносится голос летописца. Но он не только рассказчик, но и судья. Он судит по нормам очень высокой морали. Его постоянно волнуют вопросы добра и зла. Он то радуется, то негодует, восхваляет одних и порицает других. И в нашем сознании вырастает эпический образ летописца – мудрого старца, который бесстрастно зрит на суету мира.
-Кто трудился над летописями?
V. Сообщение учащегося о писцах.
VI. Слово учителя литературы.
Чтобы узнать основные темы русских летописей 12-14 веков, необходимо совершить экскурс в историю того далёкого времени. А поможет нам в этом учитель истории.
VII. Слово учителя истории «Русь в 12-14 веках».
VIII. Сообщение учащегося.
В 12 веке наиболее красочной была Киевская летопись. В ней говорилось о нарушении клятв, о княжеских преступлениях. О гибели огромных художественных и культурных ценностей. Общий смысл этих рассказов гуманный: летописец настойчиво восхваляет тех князей, которые «не любят кровопролития» и в то же время исполнены желания «пострадать» за Русскую землю. Таким образом создавался летописный идеал князя, который отвечал народным идеалам.
Основная тема русских летописей 12 века – ужасы монголо-татарского нашествия и последующего ига. На фоне довольно скупых записей выделяется повесть об Александре Невском, написанная южнорусским летописцем в традициях киевского летописания (с ней мы сегодня познакомимся).
В конце 13-начале 14 века развивается летописание в городах, которые, выдвинувшись в это время, оспаривают друг у друга великое княжение. Такими городами были Нижний Новгород, Тверь и Москва. Их своды отличаются широтой. Они соединяют летописный материал разных областей и стремятся стать общерусскими.
Бесценный вклад Нижнего Новгорода в русскую культуру – Лаврентьевская летопись. Благодаря Лаврентию, иноку Благовещенского монастыря, мы имеем не только самый древний список «Повести временных лет», но и единственный список «Поучении Владимира Мономаха детям».
Тверская летопись в историю русской литературы вошла благодаря ярким повестям об убиении тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича а Орде, а также красочным рассказам о восстании в Твери против татар.
Первоначальное летописание Москвы велось при Успенском соборе. Записи были краткими, они касались постройки и росписи церквей, так как в Москве в то время велось большое строительство. Но после Куликовской битвы летописание Москвы выходит из узких рамок своего княжества. В 1409 году в Москве был создан 1-й общерусский свод, который осветил историю всего русского народа ещё до объединения русских земель вокруг Москвы. Свод послужил идейной подготовкой для этого объединения.
IX. Коллективная работа по летописи «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» (14 век).
А)Сюжет повести (излагают учащиеся).
-О каких трёх подвигах Александра поведал летописец?
-Какой из этих подвигов – подвиг самопожертвования?
-Какова основная историческая заслуга Александра Невского перед Родиной?
О чьей смерти сказал летописец : «Зашло солнце земли Суздальской»?
Каждая группа читает предложенную летопись, даёт краткий исторический комментарий и готовит ответы на вопросы.
1. «Смерть Владимира Мономаха» (12 век).
А) Чтение текста учащимся (на партах тексты).
Б) Исторический комментарий – сообщение учащегося из группы «историков».
-Кто такой Владимир Мономах?
-Что мы узнали о нём из летописи?
-С кем летописец сравнивает князя?
-Как народ относился к своему князю?
2. «Первое известие о татарах» (13 век).
А) Чтение текста учащимися.
Б) Исторический комментарий.
-Почему в рассказе летописца звучат ужас и растерянность?
-Кто же такие татары? Как названы они в летописи?
3. «Взятие Киева Батыем в 1240 году» (13 век).
Б) Исторический комментарий.
-Как горожане бились с врагом?
-Как пал Десятинный храм?
-Что ослабило натиск татарских орд в Европе?
4. «Возвышение Москвы» (14 век).
Б) Исторический комментарий.
-Кто в 1325 году сел на московский престол?
Почему летописец называет его дальновидным политиком?
-Что связано в истории с именем Ивана Калиты?
XII. Слово учителя литературы.
Наряду с литературой на Руси развивались и другие виды искусства: архитектура, живопись, скульптура. Об этом нам расскажет учитель МХК.
XIII. Слово учителя МХК.
XI. Рефлексия деятельности.
Итак, на сегодняшнем уроке мы совершили экскурсию в Древнюю Русь, немного прикоснувшись к её культуре. Мы услышали голоса летописцев, познакомились с их произведениями.
-Что же интересного вы почерпнули для себя? Что нового узнали?
-Ребята, что даёт нам знание истории Древней Руси, знание летописей?
-А теперь объясните мне слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку.
1. Продолжить знакомство с культурой Древней Руси по книгам, представленным на выставке.
2. Написать сочинение-рассуждение по эпиграфу к уроку.
Урок литературы в 9 классе на тему «РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ 12-14 ВЕКОВ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ 12-14 ВЕКОВ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Образовательные : познакомить учащихся с культурой Древней Руси 12-14 веков, используя тексты летописей, исторический и иллюстративный материалы
Практические : совершенствовать умение анализировать предложенные тексты, развивать устную речь.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к её истории и культуре, развивать чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус.
Развивающие: развивать навыки работы в группах; обогащать словарный запас учащихся; обучать анализу текста, умению выделять в нём главное, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Личностные: осознание эстетической ценности произведений русской литературы, стремление к совершенствованию устной речи, любовь к Родине, её историческому прошлому и её культурному наследию.
Метапредметные: умение извлекать нужную информацию, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую, а также структурировать её, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные: адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений древнерусской литературы; знание изученных текстов; овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, ответить ан вопросы);
Средства обучения: выставка книг по культуре Древней Руси, раздаточный материал – тексты летописей, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Древняя русская литература наполняет нас
гордостью за наших далёких предшественников,
учит нас с уважением относиться к их труду, борь-
бе, их заботам о благе родины.
I . Организация начала урока.
II . Мотивация к учебной деятельности.
Учитель читает отрывок из «Повести временных лет».
«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».
-Ребята, из какого произведения этот отрывок?
-К какому периоду русской литературы относится это произведение?
-О чём же мы будем говорить на уроке?
-Да, ребята, сегодня на уроке мы вспомним, что такое древнерусская литература, её основные жанры и совершим экскурсию в то далёкое интересное время с помощью рассказов русских летописей 12, 13,14 веков.
1) Итак, к какому времени относится древнерусская литература?
2) Назовите основные жанры литературы того времени.
3) Какие произведения древнерусской литературы мы изучали?
4) На сегодняшнем уроке мы будем читать летописи 12-14 веков, а учитель истории и группа «историков» помогут нам лучше понять их, давая исторический комментарий.
Но сначала вспомним, что такое летопись?
(Слово «летопись» в древнерусском языке означало «год», отсюда и название, то есть описание событий жизни Руси по годам.)
IV . Слово учителя литературы.
В Рукописном отделе Библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге хранится Ипатьевская летопись, написанная в 14 веке. Это большая книга в тяжёлом переплёте из двух деревянных досок, обтянутых потемневшей кожей. Пять медных «жуков» украшают переплёт. Вся книга написана от руки четырьмя разными почерками – значит, над ней работали четыре человека.
Самый древний список русской летописи сделан на пергаменте в 14 веке. Это Синодальный список Новгородской Первой летописи. Его можно увидеть в Историческом музее в Москве. Он принадлежал Московской синодальной библиотеке, отсюда его название.
Таковы самые древние списки русских летописей. Они называются списками потому, что переписаны с более древних, не дошедших до нас летописей.
Текст любой летописи состоит из погодных записей. Каждая запись начинается так: «В лето такое-то», и далее сообщается, что произошло в этот год.
Дошедшие до нас летописи – очень сложные произведения по русской истории. Летописцы были публицистами и историками. Их волновали не только современные им события, но и судьба родины в прошлом.
Летописцы всегда находились в самой гуще событий. Они сидели в боярском совете, присутствовали на вече, сопровождали князей в походах, были очевидцами и участниками осад городов. Они всегда жили общественной жизнью своего времени и чаще всего занимали высокое положение в обществе.
В летописании принимали участие князья и даже княгини, княжеские дружинники, бояре, епископы, игумены. Но были среди них простые монахи и священники городских церквей.
Летописание было вызвано общественной необходимостью и отвечало общественным требованиям. В нём отразились политические интересы разных центров-княжеств, городов. В них запечатлелась острая борьба разных социальных групп. Летопись никогда не была беспристрастна. Она свидетельствовала о заслугах и добродетелях, она обвиняла в нарушении прав и законности. Летописям придавалось огромное значение, поэтому составление каждого нового свода было связано с важным событием в общественной жизни того времени: со вступлением на престол князя, освящением собора, учреждением епископской кафедры.
Летопись была официальным документом. На неё ссылались при разного рода переговорах. Высоко ценились люди, которые могли «говорить» по летописям, то есть хорошо знали их содержание.
Летописцы вставляли в свои своды произведения самых разных жанров – поучения, проповеди, жития святых, исторические повести. Благодаря привлечению разнообразного материала летопись стала огромной энциклопедией, включающей сведения о жизни и культуре Руси того времени.
Для нас летопись – неисчерпаемый источник сведений по истории нашей страны, подлинная сокровищница знаний. Особенно трогает, когда со страниц летописи до нас доносится голос летописца. Но он не только рассказчик, но и судья. Он судит по нормам очень высокой морали. Его постоянно волнуют вопросы добра и зла. Он то радуется, то негодует, восхваляет одних и порицает других. И в нашем сознании вырастает эпический образ летописца – мудрого старца, который бесстрастно зрит на суету мира.
-Кто трудился над летописями?
V . Сообщение учащегося о писцах.
VI . Слово учителя литературы.
Чтобы узнать основные темы русских летописей 12-14 веков, необходимо совершить экскурс в историю того далёкого времени. А поможет нам в этом учитель истории.
VII . Слово учителя истории «Русь в 12-14 веках».
VIII . Сообщение учащегося.
В 12 веке наиболее красочной была Киевская летопись. В ней говорилось о нарушении клятв, о княжеских преступлениях. О гибели огромных художественных и культурных ценностей. Общий смысл этих рассказов гуманный: летописец настойчиво восхваляет тех князей, которые «не любят кровопролития» и в то же время исполнены желания «пострадать» за Русскую землю. Таким образом создавался летописный идеал князя, который отвечал народным идеалам.
Основная тема русских летописей 12 века – ужасы монголо-татарского нашествия и последующего ига. На фоне довольно скупых записей выделяется повесть об Александре Невском, написанная южнорусским летописцем в традициях киевского летописания (с ней мы сегодня познакомимся).
В конце 13-начале 14 века развивается летописание в городах, которые, выдвинувшись в это время, оспаривают друг у друга великое княжение. Такими городами были Нижний Новгород, Тверь и Москва. Их своды отличаются широтой. Они соединяют летописный материал разных областей и стремятся стать общерусскими.
Бесценный вклад Нижнего Новгорода в русскую культуру – Лаврентьевская летопись. Благодаря Лаврентию, иноку Благовещенского монастыря, мы имеем не только самый древний список «Повести временных лет», но и единственный список «Поучении Владимира Мономаха детям».
Тверская летопись в историю русской литературы вошла благодаря ярким повестям об убиении тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича а Орде, а также красочным рассказам о восстании в Твери против татар.
Первоначальное летописание Москвы велось при Успенском соборе. Записи были краткими, они касались постройки и росписи церквей, так как в Москве в то время велось большое строительство. Но после Куликовской битвы летописание Москвы выходит из узких рамок своего княжества. В 1409 году в Москве был создан 1-й общерусский свод, который осветил историю всего русского народа ещё до объединения русских земель вокруг Москвы. Свод послужил идейной подготовкой для этого объединения.
IX . Коллективная работа по летописи «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» (14 век).
А)Сюжет повести (излагают учащиеся).
-О каких трёх подвигах Александра поведал летописец?
-Какой из этих подвигов – подвиг самопожертвования?
-Какова основная историческая заслуга Александра Невского перед Родиной?
О чьей смерти сказал летописец : «Зашло солнце земли Суздальской»?
Каждая группа читает предложенную летопись, даёт краткий исторический комментарий и готовит ответы на вопросы.
1. «Смерть Владимира Мономаха» (12 век).
А) Чтение текста учащимся (на партах тексты).
Б) Исторический комментарий – сообщение учащегося из группы «историков».
-Кто такой Владимир Мономах?
-Что мы узнали о нём из летописи?
-С кем летописец сравнивает князя?
-Как народ относился к своему князю?
2. «Первое известие о татарах» (13 век).
А) Чтение текста учащимися.
Б) Исторический комментарий.
-Почему в рассказе летописца звучат ужас и растерянность?
-Кто же такие татары? Как названы они в летописи?
3. «Взятие Киева Батыем в 1240 году» (13 век).
Б) Исторический комментарий.
-Как горожане бились с врагом?
-Как пал Десятинный храм?
-Что ослабило натиск татарских орд в Европе?
4. «Возвышение Москвы» (14 век).
Б) Исторический комментарий.
-Кто в 1325 году сел на московский престол?
Почему летописец называет его дальновидным политиком?
-Что связано в истории с именем Ивана Калиты?
XII . Слово учителя литературы.
Наряду с литературой на Руси развивались и другие виды искусства: архитектура, живопись, скульптура. Об этом нам расскажет учитель МХК.
XIII . Слово учителя МХК.
XI . Рефлексия деятельности.
Итак, на сегодняшнем уроке мы совершили экскурсию в Древнюю Русь, немного прикоснувшись к её культуре. Мы услышали голоса летописцев, познакомились с их произведениями.
-Что же интересного вы почерпнули для себя? Что нового узнали?
-Ребята, что даёт нам знание истории Древней Руси, знание летописей?
-А теперь объясните мне слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку.
XII . Домашнее задание.
1. Продолжить знакомство с культурой Древней Руси по книгам, представленным на выставке.
2. Написать сочинение-рассуждение по эпиграфу к уроку.