Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Деепричастие
Диктанты по теме: «Деепричастие»
При написании раздела Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Деепричастие использовались материалы из книг:
Ниже представлены диктанты на темы:
Деепричастие как часть речи
Я вскочил на ноги, бессознательно преодолевая чугунную тяжесть сна. В селе звонил набат. Колокол висел на столбе около пожарницы. Он-то и кричал теперь жалостным голоском, подражая старому, большому колоколу, когда-то висевшему на колокольне.
Одевался я торопливо, не попадая в перепутавшиеся штанины.
Сообразив, что на улице грязь и трава, залитая вечерним дождём, я выскочил в сандалиях на босу ногу. В темноте по раскисшей грязи бежали люди. Не теряя времени на запрягание лошадей, на руках катили телеги с пожарные машинами. В темноте было видно зарево пожара над соседней деревней.
Грамматические задания
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, на неё шёл серый гусь. В стороне от него лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину и зашипел. Собака испугалась, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла. Кот еще сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отскочила и наклоняя к коту морду, залилась визгливым лаем. Гусь подошёл сзади и больно ударил её клювом в спину.
Грамматические задания
Подмосковье. Посёлок Переделкино. Там недалеко от церкви есть подворье, обнесённое кладкой из дикого кирпича. В одном месте прямая линия этого высоченного кирпичного забора делает полукруг, бережно обходя молодую сосну.
Увидев это первый раз, я очень удивился. Обычно у нас, если дерево мешает строительству, его долой! Теперь, приезжая в Переделкино и проходя мимо, я замедляю шаги и восхищаюсь этим знаком человечности.
Грамматические задания
Волки медленно поднялись и, поджав хвосты, пошли в поле. Молодая волчица села в снег, подняв голову, и первый раз в жизни завыла жалобно, не спуская глаз с месяца. Вой её слушали волки, и в сердцах их, холодя на спинах шерсть, просыпалось чувство злой тоски. Волчица пела свою песню, высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав её, зайцы, вышедшие в поле откапывать зелёную озимь, испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматические задания
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Дождь лил, не переставая. Не затихая ни на минуту, бились волны о берег. Я замолчал, недоумевая по поводу исчезновения собеседника. Затаившись, не шевелясь, охотник следил за опасным зверем. Мы шли по тропинке, долго не встречая никого на пути. Не скрывая своего удивления, отец встречал неожиданных визитёров.
Грамматические задания
Деепричастия несовершенного вида
Не задумываясь, не торопится, не беспокоясь, ненавидя, не будучи, не разбирается, не спеша, не несу, не сбросив, не мог, не расстилаясь, неистовствовать, не топча, не хочется, не напуганы, не зная, недоумевая, непокрытые голов не распечатанное мною, невиданный, не жалея.
Грамматические задания
Деепричастия совершенного вида
Тяжелеют в лесах рябины. С каждым днем всё покорней склоняет сентябрь их багряные тяжкие ветви.
Ночью выпадет дождь. Он пройдёт широко, грохоча по лесам и чащам. По ложбинам, в лесах, на опушке застоится к рассвету вода. Всё налито водой: каждый лист, колея на дороге.
И рябины нагнутся тяжелее, ожидая рассвета.
А на заре, ещё солнце не встанет, в небо тонко поднимается белый рассвет. Под рябинами, отсветом вспыхивая, заря заалеет, так что ломит глаза.
Рассвет облаками затянет, и пойдут облака до полудня, Но праздник в лесу состоялся, состоялась заря.
Грамматические задания
Морфологический разбор деепричастия
Вернувшись на чердак, Тимур рассказал о своей встрече ребятам. Очутившись в саду перед дачей Колокольникова, Тимур стал под деревом и свистнул. Размахивая обожжёнными руками, Сима помчался к воротам, откуда уже выбегала закончившая свою роботу четвёрка. Наклонившись, долго выковыривал я гайку и, сидя на корточках, счищал и сдувал с неё песчинки. Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щётки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой.
Грамматические задания
Прибив умывальник к высохшей яблоне, я наполнил его колодезной водой и умылся. Утром, уходя на работу, я всегда доливал воду в умывальник. Вернусь домой, а водичка тёплая. Так оно и было первые дни. Но с некоторых пор я стал замечать, что вода в умывальнике убывает, хотя никто без меня им не пользовался. Я крепко задумался о том, кто это шутит надо мной.
Решил я выследить, кто без меня воду выливает. Наполнил умывальник и стал у окна терпеливо ждать.
Вот полдень, а озорник всё не появлялся. Вода как была налита до верху, так и осталась. Ни капли не пролилось.
Вернулся я домой, снова сел пить чай с баранками. И тут в камышовом заборе показалась морда соседского козла, упрямого, нахального, прозванного почему-то Маркиз.
Козёл плутовато оглянулся, вошёл в сад и прямиком направился к умывальнику. Остановился, вытянул губы к железному штырю и бесцеремонно стал им греметь. Вода полилась хрустальной струйкой. Глотает её Маркиз жадно, а заодно и умывается. И чувствуется, что козлу приятно, ведь на улице жара неимоверная!
Только я хотел навсегда спровадить нахального гостя, как в том же лазе показались пёс Каштан и кошка Лизка. Тоже соседские. Не оглядываясь, они кинулись к тазу, куда стекали струйки.
Гремит штырь, льётся вода. Козёл фыркает, Каштан тявкает, Лизка мяукает. Прямо Бременские музыканты. Осла только не хватает. И так радостно козлу, псу и кошке!
Потому и не стал я их прогонять, что им так здорово вместе. Просто в гостях всё кажется вкуснее, даже вода.
Примеры предложений с деепричастным оборотом из художественной литературы
Деепричастный оборот составляет деепричастие с зависимыми словами. Приведем примеры предложений, в которых писатели используют деепричастный оборот, как средство выразительности и образности художественной речи.
Как известно, основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Если в предложении имеются только главные члены предложения, такое предложение является нераспространенным.
Чтобы сделать художественную речь выразительной и яркой, писатели и поэты в своем творчестве используют распространённые предложения, в которых фигурируют второстепенные члены предложения:
определения, дополнения и обстоятельства.
Такие предложения называются распространенными. В роли обстоятельства часто выступает деепричастный оборот. Писатели широко использовали его в своем творчестве.
Примеры предложений
Откроем «Записки охотника» И.С. Тургенева и убедимся, что писатель охотно использовал в своем творчестве деепричастные обороты.
Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор.
Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.
Толкуя с Хорём, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика.
Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и всё глядел да глядел на зарю…
В поисках деепричастных оборотов обратимся к творчеству Н.В. Гоголя. Классик русской литературы не обошел их своим вниманием. Перелистаем страницы сборника «Петербургские повести».
До самого полудня пролежал он, желая заснуть…
Все откинувши, все позабывши, сидел он с сокрушенным, с безнадёжным видом, полный только одного сновидения.
Взглянувши на офицера, он припомнил, как в мутном сне, происшествие вчерашнего дня.
Отметим наличие деепричастных оборотов в повести «Собачье сердце» М.Н. Булгакова.
Женщина посвистала, пощёлкала пальцами, и пёс, немного поколебавшись, последовал за ней.
Тотчас бесшумно исчез, а Филипп Филиппович, распростерши полы халата, сел за громадный письменный стол и сразу сделался необыкновенно важным и представительным.
Пес дремал, уложив голову на передние лапы.
— Я — красавец. Быть может, неизвестный принц-инкогнито, — размышлял пес, глядя на лохматого кофейного пса с довольной мордой, разгуливающего в зеркальных далях.
Оценив ошейник по достоинству, пес сделал первый визит в то главное отделение рая, куда до сих пор вход ему был категорически запрещен — именно в царство поварихи Дарьи Петровны.
Упражнение по русскому языку для учащихся 6-7 классов на тему «Причастный и деепричастный оборот.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования город Ноябрьск
Т емы «Деепричастие» и «Причастие» являются сложными для усвоения учащимися, знания по данным разделам проверяются как во время ГИА в 9 классе, так и во время ЕГЭ в 11 классе.
Упражнение может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Упражнение по русскому языку для учащихся 6-7 классов на тему «Причастный и деепричастный оборот.»
Цель : закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах; формирование практического умения находить причастные и деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; проверка орфографических и пунктуационных навыков.
— совершенствовать умение находить причастные и деепричастные обороты в предложениях.
— совершенствовать умение изучающего чтения.
— формировать интерес к предмету;
— воспитывать умение преодолевать трудности.
Учитель русского языка и литературы
Спишите, раскрывая скобки, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните деепричастные и причастные обороты как члены предложения.
1. Он (не)увид..л на пороге дома свою жену Мери всплескивающую руками а затем бегущую (на)встречу до потери дыхания.
2. Лонгрен накл..нился и увид..л вос..мимесячное существо сосредоточе(нн/н)о взиравшее на его дли(нн/н)ую бороду.
3. Из денег оставле(нн/н)ых Лонгреном добрая половина ушла на лечение после трудных родов на заботы о здоровье новорожде(нн/н)ой.
4. Пока девоч..ка (не)научилась твердо ходить вдова ж..ла у матроса заменяя сиротке мать…
5. Он делал так(же) сам всю домашнюю работу и т…рпеливо проходил (не)свойстве(нн/н)ое мужчине сложное искусство р..щения девоч..ки.
6. Ассоль было уже пять лет и отец нач..нал все мягче и мягче улыбат(..)ся посматривая на ее нервное доброе личико…
7. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впеч..тление танцующего медведя украше(нн/н)ого голубой ленточ..кой.
8. На единстве(нн/н)ой улице деревушки ре..ко можно было увидеть человека покинувшего дом; х..лодный вихрь несшийся с береговых холмов в пустоту г..ризонта делал «открытый воздух» суровой пыткой.
9. Все трубы Каперны дымились с утра (до)вечера трепля дым по крутым крышам.
10. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота.
11. В один из таких дней Хин заметив что отцовская лодка б..ется под мостками о сваи ломая борта пош..л и сказал об этом отцу.
12. Ветер и волны раскачивая несли лодку в гибельный простор.
13. Ассоль проснувшись увидела что отец с..дит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости.
14. Играя дети гнали Ассоль если она пр..ближалась к ним.
15. Лонгрен называя девоч..ке имена снастей парусов предметов морского обихода постепе(нн/н)о увлекался переходя от объяснений к различным эпизодам…
16. Кончалось тем что тихая возня девоч..ки мурлыкавшей над своим яблоком лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить.
17. Он уступал а приказчик набив к..рзину пр..восходными проч..ными игрушками уходил п..смеиваясь в усы.
18. Закусывая она переб..рала игрушки..
19. Белое суденышко это несло алые паруса сдела(нн/н)ые из обрезков ш..лка употреблявшегося Лонгреном для оклейки пар..ходных кают.
20. Сделав яхту он (не)нашёл подходящего материала на паруса употребив что было — лоскутки алого ш..лка.
21.Дорогу пересекал ручей с переброше(нн/н)ым через него жердя(нн/н)ым мостиком.
22.Она старалась (не)терять из вида красивый плавно убегающий треугольник парусов спотыкалась падала и снова бежала.
23. Ей поглощенной нетерпеливым желанием поймать игрушку (не)смотрелось по сторонам…
24. Од..левая их она постепе(нн/н)о теряла силы останавливаясь все чаще и чаще чтобы пере..дохнуть или смахнуть с лица ли..кую паутину.
25.Раз она огл..нулась и лесная громада с ее пестротой пер..ходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумрака глубоко поразила девоч..ку.
26.С (не)высокого изрытого к..рнями обрыва Ассоль увидела что у ручья сидит человек держа в руках (с/з)бежавшую яхту и всесторо(нн/н)е ра(сс/с)матривает ее с любопытством слона поймавшего бабочку.
27.Отчасти успокое(нн/н)ая тем что игрушка цела Ассоль сползла по обрыву и бли(з/с)ко подойдя к (не)знакомцу воззрилась на него изучающим взглядом ожидая когда он подымет голову.
28. Но (не)известный так погрузился в созерцание лесного сюрприза что девоч..ка успела ра(сс/с)мотреть его с головы до ног установив что людей, подобных этому (не)знакомцу, ей видеть еще н.. разу (не)приходилось.
29. Серая блуза заправле(нн/н)ая в синие брюки и высокие сапоги пр..давали ему вид охотника; белый воротничок галстук пояс униза(нн/н)ый серебром блях трость и сумка с новеньким никелевым замоч..ком — выказывали горожанина.
30.Старик с минуту ра..глядывал ее улыбаясь и медле(нн/н)о пропуская бороду в большой жилистой горсти.
31.Ее темные густые волосы забра(нн/н)ые в кружевную косынку сбились к..саясь плеч(ь/_).
32.Яхта покинутая эк..пажем была выброше(нн/н)а на песок (трех)вершковым валом.
33.Я зан..мался сидя на этом камне сравнительным изучением финских и японских сюжетов.
(по А.С.Грин «Алые паруса»)
1. Он не увидел на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания.
2. Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду.
3. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной.
4. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать…
5. Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки.
6. Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико…
7. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой.
8. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух» суровой пыткой.
9. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
10. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота.
11. В один из таких дней Хин, заметив, что отцовская лодка бьется под мостками о сваи, ломая борта, пошел и сказал об этом отцу.
12. Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор.
13. Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости.
14. Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним.
15. Лонгрен, называя девочке имена снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался, переходя от объяснений к различным эпизодам…
16. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить.
17. Он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы.
18. Закусывая, она перебирала игрушки…
19. Белое суденышко это несло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают.
20. Сделав яхту, он не нашел подходящего материала на паруса, употребив что было — лоскутки алого шелка.
21. Дорогу пересекал ручей с переброше(нн/н)ым через него жердя(нн/н)ым мостиком.
22. Она старалась не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.
23. Ей, поглощенной нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам..
24. Одолевая их, она постепенно теряла силы, останавливаясь все чаще и чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица липкую паутину.
25. Раз она оглянулась, и лесная громада с ее пестротой, переходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумрака, глубоко поразила девочку.
26. С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и всесторонне рассматривает ее с любопытством слона, поймавшего бабочку.
27. Отчасти успокоенная тем, что игрушка цела, Ассоль сползла по обрыву и, близко подойдя к незнакомцу, воззрилась на него изучающим взглядом, ожидая, когда он подымет голову.
28. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось.
29. Серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком — выказывали горожанина.
30. Старик с минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти.
31. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч.
32. Яхта, покинутая экипажем, была выброшена на песок трехвершковым валом.
33. Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов.
Задания на деепричастия
Задания на формирование универсальных учебных действий
при изучении темы «Деепричастие»
Проставь пропущенные буквы. Подчеркни четвертое «лишнее».
Улыбаюсь, пугаясь, умываясь, болтая.
Пр…слонившись, ра…веселившийся, п…дойдя, зап…рев.
Пользуясь, мечтая, думая, подпрыгивая.
Пом…рившись, в…лнуясь, пр…готовившись, подск…чив.
Замените, где возможно, глаголы деепричастиями.
Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Герасим шел, не торопясь, не отпуская Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. 3) Товарищи, заметив его беспокойство, ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая их в костер.
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, плакать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
Замирая (я), плача (а), чувствуя (я), безмолвствуя (я), наслаждаясь (я), расстилаясь (я)
Найдите в тексте деепричастия, составьте слово из начальных букв деепричастий.
Я шутя говорил, что в десять лет они все у меня будут с высшим образованием.
Не печалься о сыне, злую долю кляня.
Охотясь за певчими птицами, я потерял счет времени.
Малыш старался нам рассказать свою историю, лепеча на своем языке непонятными нам фразами.
Актера встречали аплодируя.
Подбери соседу по парте текст с деепричастиями совершенного вида из учебника литературы.
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Составь таблицу «Деепричастия совершенного и несовершенного вида». Распредели деепричастия в таблицу
Крича, действуя, примчавшись, столкнувшись, найдя, пройдя, идя, умывшись, принесши, окрикнув, вертясь, смотря, вглядываясь.
Примчавшись, столкнувшись, найдя, пройдя, умывшись, принесши, окрикнув
Крича, действуя, идя, вертясь, смотря, вглядываясь.
Составь план из пяти вопросов «Деепричастие как часть речи». Подготовь по этому плану устное сообщение.
Что такое деепричастие?
На какие вопросы отвечает деепричастие?
Какое действие обозначает?
От какой части речи можно поставить вопрос к деепричастию?
Какая синтаксическая роль у деепричастия в предложении?
Из какого произведения эти предложения? Проставь необходимые знаки препинания.
А девочка тоже ползла по болоту не поднимая вверх высоко головы. Лось обирая осинку с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И он смело пошел вперед пересекая чистую поляну. Он еще мог бы сделав усилие вырваться из елани обратно. Затаив дыхание сидели дети на холодном камне дожидаясь когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.
А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядел на ползущую девочку. И он смело пошел вперед, пересекая чистую поляну. Он еще мог бы, сделав усилие, вырваться из елани обратно. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.
«Кладовая солнца» М.М. Пришвин
Составь алгоритм «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов в предложении».
(деепричастный оборот)
Обособляется Не обособляется
Независимо от положения
2. Близко к наречию образа действия
3. Значение приближено к предлогу
5. Тесно связан со сказуемым
6. Ряд необособленных обстоятельств
Распространи данные предложения, используя деепричастные обороты.
Спортсмен догоняет соперника.
Фирма «Олимп» выполняет заказы.
Снег ложится на землю.
Я иду домой, весело посвистывая в предвкушении теплой встречи родными.
Спортсмен догоняет соперника, опередив основных конкурентов.
Фирма «Олимп» выполняет заказы, специализируясь на поставке оборудования в спортивные магазины.
Снег ложится на землю, кружась белоснежными вихрями и покрывая все вокруг белоснежным покрывалом.
Птицы летят на юг, изредка издавая прощальные звуки.
Выполните морфемный разбор деепричастий.
Взвешивая, прислушиваясь, задержавшись, прочитав.
Часть речи. Общее значение.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность.
Взвешивая – дееприч., н.ф. взвешивая, несовер. вид, переход., невозвр., неизм.
В предложении является обстоятельством.
Определите часть речи выделенного слова в предложениях.
Благодаря участию ферментов происходит сложный процесс разложения.
Он шел вприпрыжку, мысленно благодаря природу за солнечный день.
Благодаря (предлог) участию ферментов происходит сложный процесс разложения.
Он шел вприпрыжку, мысленно благодаря (деепричастие) природу за солнечный день.
Составь таблицу «Деепричастие». Подбери примеры из художественных текстов.
Совершенный или несовершенный вид
Переходное или непереходное
Возвратное или невозвратное
Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. («Записки охотника» И.С. Тургенев)
До самого полудня пролежал он, желая заснуть… («Петербургские повести» Н.В.Гоголь)
Женщина посвистала, пощёлкала пальцами, и пёс, немного поколебавшись, последовал за ней. («Собачье сердце» М.Н. Булгаков)
Составь таблицу «Причастие и деепричастие». Отобрази в таблице сходства и различия отглагольных форм.
Образуй от данных глаголов деепричастия. Составь с полученными деепричастиями словосочетания с существительными в винительном падеже и распределите их в две колонки по признаку переходности и непереходности
Строить, набирать, видеть, увидеть, убирать, бросать. шагать, чертить, блестя, шагнуть.
Найдите в учебнике истории 5 предложений с деепричастиями и выпишите их, указывая страницу.
Попытки пробиться к нему (Балтийское море), отвоевав значительную территорию его северного берега, не привела к улучшению. Стр. 118
Государь умел подавлять буйство чувств и, остынув, спешил навстречу обиженному со словами примирения. Стр. 44
Желая пресечь всевозможные слухи о якобы спасшемся царевиче Дмитрии, Шуйский велел торжественно перенести останки из Углича в Архангельский собор Московского Кремля. Стр 17
Казаки несли пограничную службу, прежде всего охраняя рубеж Речи Посполитой. Стр 57
Закончив его (Шляхетский кадетский корпус), дворяне получали офицерский чин. Стр. 154
Найдите и запишите 10 глаголов несовершенного вида, которые не могут иметь формы деепричастия. Например, шить.
Бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать,
Выполните проект «История деепричастий». Распределите обязанности в группе согласно плану работы.
Роль деепричастий в русской поэзии
Роль деепричастий в русской прозе
Образование деепричастий (морфемы)
Роль деепричастия в предложении
Исторические причины отделения деепричастий в отдельную часть речи
Подбери деепричастие и омонимичное ему существительное. Можно использовать падежные формы.
Пища (издавая звуки) – пища (еда)
Определи значение фразеологизма «работать засучив рукава», используя дополнительные источники информации. Какие типы словарей тебе потребуются?
Не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом.
Все дружно, засучив рукава принялись за дело.
(?) Из свободного словосочетания засучив рукава, т. е. завернув рукава кверху, чтобы было удобно работать. В Древней Руси верхняя одежда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Работать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их засучивали.
Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.
засучив рукава — усердно, прилежно, старательно, исправно, до посинения, не жалея сил, с превеликим усердием, истово, рьяно, не щадя сил Словарь русских синонимов. засучив рукава нареч, кол во синонимов: 15 • в поте лица (10) … Словарь синонимов
ЗАСУЧИВ РУКАВА — работать, взяться [за дело] Энергично, со всем усердием и старанием. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) работает или проявляет готовность к работе, прилагая при этом все усилия. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х работает засучив… … Фразеологический словарь русского языка
Засучив рукава — Разг. Экспрес. Усердно, старательно, энергично (делать что либо). Февраль на дворе, вот вот пригреет солнышко, и хлеборобу, засучив рукава, надо браться за дело И хотя в почву ещё не брошено зерно, не пробудилась нива, уже думает он о том, что… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Засучив рукава — Разг. Одобр. Усердно, старательно, энергично (работать). ФСРЯ, 396; БМС 1998, 507; ЗС 1996, 150, 482; Ф 1, 204; ФМ 2002, 403 … Большой словарь русских поговорок
засучив рукава делать что-л — в зн. нареч.; Усердно, старательно, энергично … Словарь многих выражений
работавший засучив рукава — прил., кол во синонимов: 35 • горбатившийся (60) • изнурявший себя тяжелой работой (34) • … Словарь синонимов
В учебнике литературы найди «Легенду о Данко» Максима Горького. Посчитай количество деепричастий, которые тебе встретятся.
Использовалось 15 деепричастий
Запиши данное предложение, используя современные нормы русского языка. Найди в дополнительных источниках информацию о том, какие правила словообразования существуют для деепричастий в разных говорах.
Во народ дает, да чаво токо не дадумафши!
До чего только не додумается народ!
Используя учебник, составьте план рассказа «Деепричастие в нашей жизни»
Найди и выпиши из любого фразеологического словаря несколько фразеологизмов с деепричастиями. Подготовь к ним иллюстрации.
1) Какова тема и главная мысль текста?
3) Какие типы речи характерны для текста?
5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу?
И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.
Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.
Составьте небольшой текст из 10 предложений об осени, используя деепричастия.
Напиши небольшую сказку о том, как в русском языке появилась часть речи «Деепричастие».
Составь кроссворд «Деепричастие»
Образуйте деепричастия от глаголов в словосочетаниях выпучу глаза, затаю дыхание, высуну язык, задеру нос.
С получившимися фразеологизмами составьте связный текст.
Составь рассказ по картинке. Употреби не менее трех деепричастных оборотов в своем рассказе.
Найди в семейном фотоальбоме фотографию, где изображена вся твоя семья. Составь по фотографии небольшой рассказ. Не забудь употребить в тексте деепричастные обороты!
Найди в предложении деепричастие. Докажи, что оно в составе деепричастного оборота, приводя не менее трех аргументов.
Мальчики бросились врассыпную, едва завидев охранника с дубинкой.
Составь акростих на тему «Зима», применяя в каждой строчке деепричастие.
Работа в группе. Составьте небольшой связный текст о том, как вы изучали тему «Деепричастие». Прочитайте получившийся текст, используя разную интонацию.
Сопоставь две картинки и составь одно предложение, где глагол-сказуемое будет обозначать действие на первой картинке, а деепричастный оборот – действие на второй картинке.
Подбери из старых журналов вырезки фотографий и картинок на любую тему. Задание в парах: составь по картинкам соседа связный текст, употребляя в своем рассказе деепричастные обороты.
Составьте кластер на тему «Деепричастие как часть речи»
Списать пословицы, раскрыть скобки. Написать мини-сочинение о том, как вы понимаете одну из пословиц. Ответить на вопрос: как отрицательная частица помогает подчеркнуть глубокий смысл пословицы?
1.(Не) зная броду, (не) суйся в воду.
2. (Не) работая, сыт не будешь.
3. (Не) учась, и лаптя не сплетёшь.
4. Держи голову высоко, (не) поднимая носа.
Добавь в предложения деепричастие и деепричастный оборот. Какими красками теперь заиграла зима?
После короткой оттепели __________ свои ледяные плечи наступила зима. Закружила она колючими снегами _______________. Лес выглядит нарядно. Эту сказку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа.