Рассказ с п багрова поступок читать
Бабушка Анна, вправя волосы под платок, смотрит сквозь серые нити дождя на бегущую к лесу дорогу. Там сынок у неё, Николай. Сейчас он, должно быть, вернулся с объезда лесных кварталов, поставил коня в конюшню и идёт прогоном к деревне.
Сердце матери радостно бьётся. В мутной плёнке дождя она разглядела высокого мужика со смеющимся мальчиком за плечами. Глаза бабушки Анны теплеют, и почему-то скользит по щеке слеза. Хорошо, когда дети с внуками возвращаются к ночи домой.
Мишутка, завидя бабушку Анну, машет рукой:
— Я на папке, как на коне, всю деревню проехал! Витые подкрышные струи глухо шлёпают по воде, скопившейся меж мостками и цоколем дома. Где-то в глуши полей пальнул мотором дизельный трактор. От дома наносит запахом пирогов. Сын хватает отца за рукав:
— Папка, пойдём! Для нас бабушка Анна напекла полную печь пирогов!
СКАТЕРТЬ НА БОЛОТЕ
Не любит Мишутка слоняться без дела по комнатам. Но что ему остаётся, если отец и мать на работе, бабушки заняты чем-то своим, Никита в городе, Бронька в школе, а одногодки сидят по домам и тоже, как он, томятся от скуки?
На улице дождь. Лодки вытащены на берег. По реке, по Сухоне ходят волны с пенными гребешками. На косогорах леса — осиротелые, нежилые. Лишь холодные ветры ходят между стволов, выдувая в ветвях холодные свисты. В заброшенно-голых лугах мокнет забытый стожок. Мишутка смотрит в окно далёко-далёко — через поле, реку и синий осинник, за которым на несколько вёрст протянулось большое болото. Мишутка мечтает: «Скорее бы воскресенье! Тут уж я дома не усижу. Пойду, хоть ты тресни, на это болото. Наверно, там, как в бабушке Шуриной сказке, жутко и интересно…»
В воскресенье к болоту по узкой лесной дороге, по-местному диковинке, тянутся женщины и старушки. Самое время ягоды собирать.
И Мишутка, чуть свет, увязался за мамой, которая несколько раз в году ходит с корзиной за синий осинник, где запасают на зиму клюкву.
На болоте — ликующий день. Меж кочек, под редкими деревцами, в золотисто-зелёных мхах горит, пламенея коврами, розовощёкая клюква, самая ценная ягода на земле. Тут и там щиплют клюкву жительницы деревни.
— Ягод-то, девушки, ягод! Ковёр на ковре!
— Век свой не выносить их, не собрать всего!
— На наше болото город бы напустить!
— Всё равно бы на всех хватило!
— Ещё бы! Скатерть-то наша на пять километров да вся ну-ко в красном товаре!
Мишутка слушает голоса, охватывает глазами зыбкие кочки и ощущает себя богачом: он нашёл сокровище всех сокровищ и хочет его поделить меж людьми — чтоб досталось каждому полной мерой.
Летом Мишуткин отец, уходя на покос, обмолвился невзначай:
— Пора ноги на дорогу, покуда заря денежки наши куёт.
Мишутка откинул с лица одеяло.
— Ну что ты, папка! Заря-то вон как далёко! Её на лошади не догонишь. И денежки, значит, не наши.
По большому лицу отца скользнула улыбка.
— Не расстраивайся, Мишуня. Зарю кто догоняет? Никто. Она сама в лужок прибегает. Взмахнёшь, бывало, косой, она тут и есть, на востреньком так и пляшет. Денежки-ти небось от ранней работы зависят. Чем тяжельше себя намаешь, тем их больше насобираешь.
Соскочил Мишутка с кровати, схватил отца за пиджак.
— Я тоже хочу денежки собирать!
— Что ж! Это можно. Только надо тебе сперва работу придумать. Чего делать-то ладишь?
Мишутка от радости даже запрыгал.
— На возу с сеном буду сидеть! Сам! Сам! А не Бронька! — назвал среднего брата. — Ты, пап, травы будешь косить, а я их возить на телеге!
Вертоватый, заносчивый Бронька тоже только что встал, в глазах ещё плавает сон. Он старше малого на три года, потому замечает с усмешкой:
— Ты с лошади звезданёшься. Подбирать-то кто тебя будет?
— Ничего-то не звезданусь! Я буду за вожжи держаться!
— Xe, xe! — засмеялся Бронька. — Вожжами-то надо править. А ты не умеешь.
Наверно бы, вспыхнул сердитый спор, да отец не позволил ему разгореться, поглядев на Броньку с заботой:
— На тебя, Бронислав, вся надёжа. Мне-то, вишь, недосуг. А ты свободный у нас. Вот ты править лошадью и научишь…
Вышло так, как сказал отец. На заре вставали братаны. Уходили на пожню и там с нетерпением дожидались, пока отец нагрузит сеном телегу, потом поможет забраться на воз. Отвозили сено к месту замета, сползали, как мурашата, на землю и, открыв от волнения рты, глядели, как взрослые мужики навивали один за другим большие, гладко очёсанные стога. Так и работали весь сенокос.
Урок знакомства с писателем С. П. Багровым
Библиотечный урок по литературному краеведению для третьего класса (ФГОС)
Тема. Знакомство с творчеством вологодского писателя Сергея Петровича Багрова.
Цель. Воспитание нравственных качеств читателей: бережное отношение к природе, чуткое отношение к товарищам; развитие умений анализировать поведение героев, их поступки на примере рассказа «Поступок» из повести Сергея Петровича Багрова «Белые сени».
Задачи:
Предварительно проведенная работа:
Планируемые результаты.
Предметные. Повышение читательского интереса. Формирование представлений о нравственной ответственности за содеянное. Воспитание доброты и милосердия, заботы об окружающей среде, стремления совершать добрые дела.
Метапредметные.
Регулятивные: определение норм поведения по отношению к окружающей среде.
Познавательные: работа с текстом, знакомство со значениями слов, выполнение практических заданий.
Коммуникативные: художественное чтение, применение правил соревнования команд, обсуждение содержания текста, работа в парах с целью выработки общего мнения, умение обосновать свой выбор.
Личностные.
Компетенции: расширять читательский кругозор по литературе родного края, проявлять заботу об окружающей природе, стремиться совершать добрые дела, анализировать рассказ, работать с мини-тестами, выражать своё мнение.
Ход урока
1. Организационный момент.
Обложка книги. Значение слова «туес».
В эту книгу, как в туесок, собраны произведения писателей вологодского края для детей.
2. Постановка цели.
Каких вологодских писателей вы уже знаете? (Читатели перечисляют)
Какое произведение из этой книги мы с вами недавно читали? (Рассказ «Поступок»)
Кто автор этого рассказа? (Сергей Багров)
Много ли вы знаете об этом человеке? (Проблема перед читателями)
Знаете ли вы ещё какие-нибудь произведения этого автора? (Проблема перед читателями)
Найдите, какие произведения С. П. Багрова включены в книгу «Туесок». (Читатели находят: «Знаток», с. 7; «Поступок», с. 251).
Вопрос библиотекаря. Какую цель вы бы поставили перед собой на этом уроке? Что хотели бы открыть для себя нового? (Познакомиться с биографией С. П. Багрова, познакомиться с его книгами).
Как вы ещё дома работали над текстом рассказа? (Выполняли иллюстрации к содержанию, отвечали на вопросы, выполняли задания: находили в рассказе хорошие и плохие действия героев). Возникло ли у вас желание поделиться своими выводами с одноклассниками? Какую цель для совместной работы вы можете поставить перед собой? (Вместе проанализировать действия героев из рассказа «Поступок»).
Встретились ли вам в рассказе слова, значение которых вам было не совсем понятно? Как это может отразиться на цели урока для вас? (Узнать значение новых слов).
Сформулируйте ещё раз одним предложением, что нового бы вы хотели открыть для себя на сегодняшнем уроке. (Я хотел бы больше узнать о вологодском писателе Сергее Багровее: его биографию, какие у него есть книги для детей, обсудить с одноклассниками действия героев из его рассказа «Поступок», а также узнать значение непонятных слов, которые мне встретились).
3. Основное содержание урока.
Тема урока: «Знакомство с творчеством вологодского писателя Сергея Багрова».
План
Библиотекарь. Сравним то, что назвали вы с планом сегодняшнего урока, который я вам предлагаю.
Портрет С. П. Багрова
Библиотекарь. На слайде мы видим портрет Сергея Петровича Багрова, Это писатель, журналист, собиратель фольклора. Он родился в г. Тотьма Вологодской области. В настоящее время проживает в Вологде.
Библиотекарь. Сергей Петрович любит встречаться с читателями и коллегами-писателями. Следующая фотография сделана в юношеской библиотеке им. В. Ф. Тендрякова как раз на одной из таких встреч.
Дальше с биографией писателя нам помогут знакомиться ведущие (5 читателей). Управлять слайдами поможет также один из читателей-третьеклассников.
Сергей Петрович Багров
Библиотекарь. Красной звездочкой на слайде отмечен новый материал.
Ведущий 1. Сергей Петрович Багров родился 8 января 1936 года в старинном вологодском городке Тотьма.
Датой основания города считают 1137 год. Он расположен в живописном месте, на берегу реки Сухоны.
Хотя Тотьма и называется городом, хотя есть там новые кирпичные дома, асфальтированные улицы, но стоит пройти по деревянным мосткам, и ты попадешь. в город детства Сергея Багрова.
Тотьма
Ведущий 2. Дома, окруженные резными палисадниками, терпкий запах свежей зелени, спокойные, приветливые лица.
А шестьдесят лет назад это были многочисленные деревеньки, вплотную примыкавшие к Тотьме. Не случайно любимым занятием Сережи были прогулки в лес за грибами и ягодами, рыбалка. Писатель вспоминает, что заветной мечтой детства было желание поймать большую рыбу в Сухоне. Однажды ребята поймали щуренка и отдали Сергею. До сих пор помнит он вкус ухи из того далекого детства.
(Библиотекарь обращает внимание на слово «Палисадник», которое также встречается и в тексте рассказа).
Учеба.
Ведущий 4. После войны Сергей учился в школе, был очень подвижным мальчиком. С любовью вспоминает первую учительницу, которая поражала детей начитанностью, умом и красотой.
Получил семилетнее образование (тогда были школы-семилетки), затем закончил лесной техникум, где, кстати, некоторое время учился с поэтом Николаем Рубцовым. С Рубцовым писателя связывала многолетняя дружба.
Работа
Ведущий 5. После техникума Сергей работал в Белозерском районе и заочно учился в Пермском государственном педагогическом университете имени А. М. Горького. Преподавал он недолго. Потянуло к журналистской работе.
В Тотемской районной газете впервые были напечатаны его рассказы и стихи. Специально для детей Сергей Петрович не писал. Но однажды он приехал в Ленинград и прочитал друзьям рассказы, написанные по детским впечатлениям. Они были приняты очень тепло, и первая детская книга Сергея Багрова вышла именно в Ленинграде (теперь – Санкт-Петербурге).
«Воробьиное утро»
Библиотекарь. В 1984 году в Архангельске появилось «Воробьиное утро».
Герой большинства рассказов — деревенский мальчик Сергуня. Озорной, непоседливый, любознательный и наблюдательный, Сергуня то играет с ребятишками, проказничает, то пытается помочь взрослым.
В. И. Армеева. Доброе слово. Книга по литературному краеведению для внеклассного чтения в начальной школе. Ч. 1. / В. И. Армеева, И. А. Армеева – М.: Технологическая школа бизнеса, 2001. – 112 с.
Туесок: Книга для детей и их родителей по литературе Вологодского края / сост. С. Ю. Баранов. – Вологда: ООО «Учебная литература», 2008 – 320 с.
В тесте рассказа и сегодня на уроке нам уже встретилось слово «палисадник». А что оно означает, мы снова прочитаем в словаре.
Сергей Петрович Багров
Библиотекарь. Посмотрите ещё раз на фотографию писателя.
Викторина
Библиотекарь. Чтобы ещё раз вспомнить содержание рассказа, предлагаю ответить на вопросы викторины. Очередность — по колонкам, а внутри колонок — по партам. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко команде. За выкрики с места с других колонок будут вычитаться штрафные очки.
Значение слова «поступок».
(Значение слова читатели находят по словарю С. И. Ожегова)
Подумайте!
Что учитель одобрительно назвал поступком, который совершил Коля Тулин?
Найдите ответ в тексте рассказа. С. 255.
Библиотекарь. Почему же это действие можно назвать поступком? (Мальчик проявил силу воли, чтобы избавиться от нагана, хотя он давал ему превосходство перед другими мальчишками, у которых не было такой игрушки. Он решил, что больше не будет причинять вред птицам).
Вопрос.
Библиотекарь. Откройте страницу 254 в книге «Туесок». Найдите в тексте слова «Птица – это же голос природы».
Кому принадлежат эти слова в рассказе?
Как вы понимаете эту фразу?
Конкурс рисунков
Игра «Белое и черное»
(Библиотекарь заранее приготовил карточки с отрывками из текста рассказа, в которых описываются действия, поступки его героев. По 1 человеку от каждой парты подходят к столу с заданиями, выбирают одно наугад и садятся на место. Затем работа в парах по обсуждению поступка, описанного в задании: хороший он, на их взгляд, или плохой. Общее решение озвучивается у доски с объяснением, а листочек с текстом крепится на доске либо под белым, либо под черным прямоугольником (хороший или плохой поступок. Подобное задание читатели выполняли дома заранее по всему рассказу. На уроке лишь сопоставляли задания игры с тем, что уже самостоятельно находили в тексте).
Читатели делают общий вывод по рассказу: чему учит рассказ, что надо делать, какие поступки нужно совершать.
4. Рефлексия.
Что нового?
Читатели отвечают, что нового они узнали на уроке, что поняли для себя, чему научились на уроке и при подготовке к нему. (Возможные ответы читателей: подробнее узнали о вологодском писателе Сергее Багрове, познакомились с книгами школьной библиотеки, где есть произведения автора, научились видеть в рассказе хорошие и плохие поступки, поняли, что в жизни нужно не просто не совершать плохих, а совершать больше хороших поступков, помогать тем, кто нуждается в помощи. Познакомились с птицами нашего края, научились их рисовать, делать кормушки для птиц. Услышали, как поет снегирь. Поняли, почему птиц называют голосом природы).
До новых встреч!
Библиотекарь. Впереди вас ждут новые встречи с писателями нашего края и их книгами.
Использовались изображения:
Использовались материалы сайта Вологодской областной детской библиотеки