Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: суть спора о добре и зле
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из известнейших произведений автора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри — ключевые действующие лица так называемого античного романа, который был написан Мастером.
В произведении поднимаются философские вопросы: для чего мы живём, в чём смысл человеческого существования. Но суть спора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри — это постоянная борьба добра и зла.
Добрые люди
Булгаков, как истинный творец, сумел мастерски соединить истории современной Москвы и древней Иудеи. В античной части романа «Мастер и Маргарита», как и во всём сочинении, присутствуют герои — представители противоположных взглядов:
Понтий Пилат — человек волевой, решительный, который привык командовать и самостоятельно принимать решения. Человек, который выносит приговор и решает, кому жить, а кто будет казнён. Для него одиночество — естественное состояние, так как он не верит в добро и людей. Единственным преданным другом для полководца становится его пёс Банга.
Противоположностью прокуратора предстаёт Иешуа Га-Ноцри. Это проповедник добра и новой веры. Для философа все люди добрые, только несчастные. Все достойны прощения.
Недолгий диалог между Пилатом и Иешуа заставил прокуратора переосмыслить свои взгляды. Прокуратор понимает, что перед ним стоит не городской сумасшедший, а поистине тонко чувствующий, образованный, интересный собеседник с огромным внутренним миром.
Проповеди Иешуа о свободе, новой вере и добре посеяли зерно сомнения в душе прокуратора. Во время допроса полководец понимает, что истина на стороне арестанта и все обвинения необоснованны и абсурдны. Но страх потерять свой авторитет и себя сделали своё дело.
Трусость прокуратора
Если прокуратор проникся идеями Иешуа Га-Ноцри, то почему погибает философ? На этот вопрос автор даёт вполне конкретный ответ. Булгаков утверждает своим романом, что нет более тяжкого греха, чем трусость.
Иешуа проповедовал принципы добра, прощения и свободы человеческой личности. Этот разговор напугал прокуратора. Для полководца открывается истина, но он боится признать и принять правоту философа. Эта трусость и не дала прокуратору спасти Га-Ноцри. Подписанный смертный приговор, решение казнить ни в чём не повинного философа стали решающими моментами в жизни полководца.
Сожаление о содеянном и позднее раскаяние Пилата уже не могут спасти философа. Прокуратор понимает, что испугался. Эта трусость не даёт ему покоя и после смерти. Ведь он видит всегда один и тот же сон, где он идёт с Иешуа по серебристой лунной дороге и ведёт разговор. Здесь звучит фраза: «Осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок».
Да, многие поступки совершались (как и не совершались) из-за боязни что-либо менять.
Позднее раскаяние
Последние слова философа не давали покоя прокуратору Иудеи. Казнь и позднее раскаяние приводят Понтия Пилата к переосмыслению своих взглядов на жизнь.
В романе Булгаков показывает двух последователей Иешуа Га-Ноцри. Оба утвердились в справедливости учения философа после общения с ним. Это:
При встрече этих двух людей видно, что прокуратор по-настоящему проникся теми идеями, какие проповедует Иешуа. Левий Матвей же пытается обвинять полководца и отказывается принять помощь. На что получает упрёк от Понтия Пилата: «Ты жесток, а тот жестоким не был». Философ верил в то, что все люди добрые, и учил прощать. Из произведения понятно, что бывший сборщик подати не до конца осознал учение о добре и прощении своего учителя.
При анализе образов Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри видно, что извечное противостояние добра и зла не будет никогда закрыто. Всегда будут сторонники и противники.
Как тени не может быть без света, так и добро не может существовать без зла. А идеи философа об идеальном обществе без насилия никогда не будут приняты и осуществлены.
Рассказ с цитатами о понтии пилате и иешуа
В чём суть спора Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»?
В «Мастере и Маргарите» совмещены два романа. Га-Ноцри и Пилат— главные герои так называемого «античного» романа, созданного Мастером. «Античный» роман описывает один день из жизни римского прокуратора, который накануне праздника Пасхи должен решить судьбу нищего философа Га-Ноцри.
Понтий Пилат, как человек, живущий в реальном мире, не согласен с такой философией и наглядно доказывает Иешуа, что тот ошибается. Прокуратор указывает на римского легионера Марка Крысобоя, который, не имея личной вражды к философу, готов по приказу забить его плёткой до смерти. Кроме того, в ходе допроса выясняется, что «добрый человек» Иуда из Кириафа предал Га-Ноцри за тридцать тетрадрахм, которые уже получил от первосвященника Каифы. «Добрый человек» Кайфа хотел расправиться с нищим проповедником, так как считал его проповедь о человеке и справедливости опасной для власти иудейских священников.
Сам «добрый человек» Понтий Пилат оказался трусом. После разговора с Иешуа прокуратор был вполне уверен, что арестованный философ — честный, умный человек, хотя и наивный мечтатель. Иешуа совершенно непохож на страшного подстрекателя народного бунта, как охарактеризовал его Кайфа. Однако Пилата напугали рассуждения Иешуа о власти и свободе человека: волосок жизни «может перерезать лишь тот, кто подвесил» (1, 2). Иными словами, человек свободен от людского произвола, над ним властен только Бог. В этих словах явное отрицание власти кесарей и, следовательно, оскорбление величества римского императора, которое является тяжким преступлением. Чтобы его самого не заподозрили в сочувствии идеям нищего философа, прокуратор громко выкрикнул хвалу здравствующему императору Тиберию и при этом с ненавистью поглядел на секретаря и конвой, боясь доноса с их стороны. И плат утверждает смертный приговор Синедриона, вынесенный нищему философу, так как испугался угроз Каифы и неприятностей по службе.
Таким образом, Иешуа предстаёт перед читателем пустым мечтателем, который не знает жизни и людей. Он твердит о «добром человеке» и царстве истины и не желает признавать, что вокруг него жестокие люди (Марк Крысобой), предатели (Иуда), властолюбцы (Кайфа) и трусы (Понтий Пилат). На первый взгляд в споре о «добром человеке» верх одерживает реалист Пилат, но роман Мастера на этом не кончается.
Подводя итог, следует отметить, что Булгаков подробно описывает философский спор между двумя главными героями «античного» романа — нищим проповедником и всесильным наместником Рима в Иудее. Суть спора — в отношении к человеку. Чего заслуживает человек — уважения, доверия или презрения, ненависти? Иешуа верит в великую силу человеческого духа; Пилат же уверен, что все люди злы и царство истины никогда не настанет. Поэтому Иешуа, признающий природную доброту людей, предстаёт перед читателем прекрасным человеком, а Понтий Пилат, видящий в людях только низменные мысли и чувства, изображается вполне трезвым, но заурядным чиновником.
Между прочим, идею Иешуа отом, что «доброму человеку» не нужно государство, совершенно серьёзно разрабатывали философы-утописты нового времени. Они доказывали реальность царства свободы при условии высокого уровня развития гражданского общества и сознания самих граждан. Иными словами, с одной стороны, рассуждения Иешуа о всеобщей любви и терпимости кажутся наивными и вызывают улыбку. С другой стороны, рассказывая о событиях после казни философа, Булгаков подтверждает правоту своего героя-мечтателя. Действительно, с Иешуа можно согласиться: несмотря на то, что люди из века в век воюют, предают, обманывают друг друга, потомки ценят и с благодарностью вспоминают главным образом благодетелей человечества — людей, подаривших миру высокую идею, придумавших лекарство от тяжёлой болезни, написавших умную книгу и т.п. Великие злодеи обычно остаются в памяти нормальных людей пугалами, вызывающими страх и негодование.
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри – важные персонажи в системе образов знаменитого романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Интересен спор героев, конфликт их мировоззрений, который превращает героев в отличных собеседников.
Конфликт
М. А. Булгаков в своем произведении демонстрирует столкновение точек зрения Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, которые по-разному рассматривали человека в мире.
Иешуа же говорит Пилату о том, что жизнь может отнять только тот, кто ее дал человеку, то есть Бог. Га-Ноцри отрицает любое проявление власти, которая незаконно лишает человека права на жизнь. Иешуа Га-Ноцри и арестовали за его взгляды, которые касаются власти: «не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». При разговоре с Иешуа Понтий Пилат утверждает: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!». Он говорит, что совершенно не верит в слова бродяги, что царство истины никогда не настанет. Иешуа же искренне верит в собственные слова, он надеется, что настанут времена, когда людьми не будут управлять, а они будут жить сами «по доброй воле».
Казнь
Понтий Пилат видит, что Иешуа не похож на настоящего преступника, который подстрекает людей к свержению власти. Он хочет помочь Га-Ноцри, но понимает, что это стоило бы ему своей жизни, так как он бы пошел против власти кесаря: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?
Раскаяние
Встреча Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри становится решающей для судеб обоих персонажей. Пилат, принимая свое решение, уже понимал, что совершает огромную ошибку. Однако он побоялся что-либо сделать в защиту Иешуа.
Спор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри не превращает героев во врагов, эти одинокие люди находят друг в друге интересных людей, с которыми можно беседовать о жизни и о ее сути.
Понтий Пилат проникся словами бродяги, который заставил его задуматься над собственной жизнью. Пилат до конца понял, что его власть ему ненавистна, как и город Ершалаим, в котором ему приходилось работать.
Все это не избавляет Понтия от угрызений совести, он продолжает испытывать чувство стыда. Раскаяние – вот главная тема, связанная с образами Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Именно оно способно привести общество к тому, о чем проповедовал Иешуа. Идея героя романа «Мастер и Маргарита» оказалась не такой бессмысленной, как это предполагал Понтий Пилат.
В финале произведения Иешуа прощает Понтия Пилата. Это плата за его раскаяние.
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова: история отношений в цитатах
Понтий Пилат и Иешуа. Иллюстрация Ивана Кулика |
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри являются главными персонажами «романа о Понтии Пилате», который в свою очередь входит в состав знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Автором романа о «Понтии Пилате» является неизвестный писатель Мастер, главный герой романа «Мастер и Маргарита».
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»
Арест Иешуа
«. Пришел я в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея. «
«. явно сумасшедший человек, повинен в произнесении нелепых речей, смущавших народ в Ершалаиме и других некоторых местах. «
Прокуратор Понтий Пилат разбирает дело Иешуа. Пилат считает, что Иешуа невиновен:
«. игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га‑Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. «
«. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет. «
«. совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. «
Приговор Понтия Пилата
«. Пилат объявил, что утверждает смертный приговор, вынесенный в собрании Малого Синедриона преступнику Иешуа Га‑Ноцри. «
«. одного из этих двух преступников нужно будет отпустить на свободу в честь наступающего сегодня великого праздника пасхи. «
«. прокуратор просит первосвященника пересмотреть решение и оставить на свободе того из двух осужденных, кто менее вреден, а таким, без сомнения, является Га‑Ноцри. «
Решение первосвященника
«. И в третий раз мы сообщаем, что освобождаем Вар‑раввана, – тихо сказал Каифа. «
«. Ты хотел его выпустить Но я, первосвященник иудейский, покуда жив, не дам на поругание веру и защищу народ! Ты слышишь, Пилат? – И тут Каифа грозно поднял руку: – Прислушайся, прокуратор. «
«. после вынесенного приговора, утвержденного тобою самим. «
«. Все было кончено, и говорить более было не о чем. Га‑Ноцри уходил навсегда. «
После казни
«. И при луне мне нет покоя, – скрипнув зубами, сам себе сказал прокуратор. «
«. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. «
«. И тем не менее его зарежут сегодня, – упрямо повторил Пилат. «
Бессмертие Пилата
«. более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. «
«. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. «
«. когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га‑Ноцри. «
Прощение Пилата
«. за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать. «
«. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. «
Это была история отношений Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова в цитатах.
Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание внешности и характера
Понтий Пилат является одним из ярких центральных персонажей романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Образ и характеристика Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»: описание в цитатах
Понтий Пилат является прокуратором Иудеи, наместником (представителем) римского императора в Иудее:
«. пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. »
«. того, в лице которого говорит римская власть. »
«. римский прокуратор отпустит человека. «
О внешности Понтия Пилата известно следующее:
«. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой. »
«. в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца. »
«. белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте. »
«. прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии..»
«. стал босыми ногами нашаривать сандалии. »
«. Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы. »
«. на желтоватом его бритом лице. »
«. на желтоватых щеках Пилата. »
«. Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову. »
«. рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок. »
«. заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх. »
«. неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой. «
Служба Понтия Пилата
Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т.д.:
«. Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба. «
Он является богатым человеком:
«. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат. «
Понтий Пилат когда-то служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участвовал в боях:
«. Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, выкликая слова так, чтобы их слышали в саду: – Преступник! Преступник! Преступник. »
«. теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе. «
Герой живет и служит в Кесарии в Иудее. Здесь находится его резиденция:
«. в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора. »
«. От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, – энергично добавил Пилат. – Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию. «
Герой ненавидит город Ершалаим, но вынужден посещать его по службе:
«. Ненавидимый им город. »
«. Ненавистный город, – вдруг почему‑то пробормотал прокуратор. »
«. Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать. «
Характер Понтия Пилата
Понтий Пилат обладает сильной интуицией:
«. я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало. »
«. у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло. «
Понтий Пилат ведет пустую, скудную жизнь:
«. Твоя жизнь скудна, игемон. «
Понтий Пилат говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески:
«. потом тихо спросил по‑арамейски. »
«. Прокуратор обратился к кентуриону по‑латыни. »
«. Пилат заговорил по‑гречески. «
Понтий Пилат страдает от сильных головных болей, мигрени:
«. непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. »
«. у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. »
«. страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. «
Понтий Пилат после казни Иешуа
После казни Иешуа Понтий Пилат мучается от угрызений совести. Он плохо спит:
«. Я сплю плохо, – прокуратор усмехнулся, – и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вообразите. Будто бы я гуляю по этому лучу. »
«. какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было. «
В конце концов Мастер дарит Понтию Пилату свободу и позволяет ему уйти безвозвратно в бездну:
«Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля‑звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. «
Таков цитатный образ и характеристика Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, описание внешности и характера героя, его происхождения, службы и другие материалы для сочинения.