Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Нартова Тамара
Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э. Шим
«Камень, ручей, сосулька и солнце»
Воспитатель: Нартова Т. К.
Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э. Шим
«Камень, ручей, сосулька и солнце»
Программные задачи: закрепить представления детей о народный и авторских сказках (вспомнить названия любимых сказок, их героев);
Совершенствовать диалогическую речь; продолжать учить детей инсценировать (драматизировать)знакомые произведения; развивать память и эмоциональную сферу детей; воспитывать интерес к художественной литературе и умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.
1 часть.Ход занятия:
Поэтому приглашаю вас на прогулку в волшебный лес, где нас ждёт знакомая сказка.
Для того чтобы попасть в сказочный лес,нам надо наполниться силой:
2. Речь с движением.
«Будем мы весну встречать»
Будем мы весну встречать (шагают на месте).
Весна-красна, иди скорей,
Землю, солнцем обогрей! (хлопают в ладоши):
Пусть тает снег (держат руки пред грудью, а затем волнообразным движением разводят их в стороны).
Изчезнет лёд (держать руки перед грудью, а затем разводят их в стороны).
А птичка песенку споет (машут руками, как крыльями; а взрослый свистит,
как птичка или произносит:»ти-ти-ти-ти»).
Скорей набухнут почки (сжимают кулаки и поднимают руки вверх, согнув их
И вырастут листочки (разжимаю кулаки, пальцы при этом не разъединяют, изображая ладонями листья).
3. Встреча со сказкой (на экране изображения камня, ручья сосульки и солнца)
(Чтение сказки использует интонационную, эмоциональную окраску речи.)
-Вспомните название сказки. (Это сказка называется….)
-Кто автор? (Автор Эдуард Шим. Поэтому сказка называется авторской)
-Бывает сказки авторские и ещё….(народные)
4. Беседа по сказке Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
-Кто объяснит, почему литературное произведение
«Камень, ручей, сосулька и солнце» называют сказкой?
(Это сказка потому, что гора, ручей и сосулька умеют разговаривать. Так бывает только в сказке)
— Чему радовались звери и птицы?
— Кто у них требовал благодарности за то, что пришла весна?
— Как камень доказывал, что это он весну делает? А ручей? А сосулька?
— Кто же на самом деле весну делает?
— Какие чувства вызывают у вас речи камня, ручья и сосульки?
5.-Назовите героев сказки.
(с детьми обговаривается интонация персонажей)
Почему? (камень разговаривает грубым голосом, потому
что он старый и большой)
Каким голосом разговаривает ручей?
(звонким, потому, что он озорной, весёлый, шумный, хвастливый).
-Подумайте как разговаривает сосулька?
(громко, потому, что она кричала с еловой лапы)
6. Вопросы для самых внимательных.
Почему вы так думаете?
Недаром говорят, что весна-это рождение природы).
7.Динамическая пауза: «Прогулка»
Повернулись мы, и вот стало всёнаоборот:
Неужели стала правой наша левая рука?
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Не споткнулся, не упал.
(дети выполняют движения в соответствии со словами).
Объявляется конкурс «Кто больше назовет сказок!»
Вы сегодня большие молодцы!
Пособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.
Игры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.
Конспект речевого развития в первой младшей группе «Покатаем кукол» конспект речевого развития в 1 младшей группе «Покатаем куклу Катю с горки» Цель: 1. Формировать представление о зиме. Уточнить представление.
Найди свой камень (познавательно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе) Цель: Закреплять названия камней, их свойства, особенности, учить классифицировать по разным признакам; развивать память и наблюдательность.
Пособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.
Сценарий познавательно-речевого развлечения «Путешествие в книжное царство» для детей старшей логопедической группы Сценарий развлечения, как итог познавательно-речевого проекта «Книги нашей группы» «Путешествие в Книжное царство, волшебное государство».
НОД по чтению художественной литературы в старшей группе. Чтение произведения Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Наталья Шнякина
НОД по чтению художественной литературы в старшей группе. Чтение произведения Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
— Расширить знания детей о характерных признаках весны, о весенних изменениях в природе.
— Формировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Учить устанавливать временные и причинно-следственные связи между изменением температуры воздуха и состоянием воды, других неживых объектов природы.
— Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, посредством художественного слова. Развивать умение восхищаться привычным в окружающей действительности.
— Закрепить умения рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.
— Закрепить умения детей воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием.
— Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.
— Способствовать развитию связной, грамматической, звуковой культуры речи.
Благодать в лесу, капель весело перезванивает, лежебока, пустомеля, болбочут, бормочут.
Чтение произведения Э. Шима, разучивание физминутки, беседа по прочитанным сказкам, обыгрывание игр «Доскажи словечко», «Угадай героя» и др.
Материал и оборудование:
Книга с произведениями Э. Шима, иллюстрации к сказке, картинки к загадкам.
1. Организационный момент.
Любят взрослые и дети.
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Лежит он на дороге,
Валун большой, огромный
Его не обойти (ответы детей – Камень)
Бегу я, как по лесенке,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ответы детей – Ручей)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (ответы детей – Сосулька)
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
Садитесь поудобнее и слушайте внимательно. Чтение сказки.
Воспитатель: понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов? (Словарная работа)
Мы читали и устали,
Дружно тихо мы все встали,
Ручками похлопали – раз, два, три,
Ножками потопали – раз, два, три,
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Беседа по содержанию:
1. Назовите героев произведения?
2. Что происходит в весенний день в лесу?
3. Вспомните, как животные радуются солнышку?
4. Расскажите, как камень-валун хвастался перед жителями леса?
5. Как называли камень-валун звери и птицы?
6. Как журчащий ручей называл камень-валун и почему?
7. Как ручей нахваливал свою работу и как он «весну делал»?
8. А как сосулька называла ручей?
9. Как сосулька «весну делала»?
10. Что произошло с героями сказки, когда солнышко спряталось за горизонт?
11. Так кто же весну делает? Почему вы так думаете?
А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку.
Пересказ произведения
Воспитатель: Молодцы. Давайте мы с вами поиграем, игра называется «Найди ошибку»
Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду выросли яблоки.
2. взгляд у снежной королевы был очень теплый.
3. Настенька попросила привести ей синенький цветочек.
4. на ковре- самолёте Иванушка доехал до дома.
5. Машенька легла на большую кровать, она ей очень понравилась и уснула.
6. Унесли мальчика гуси-лебеди в теплые края.
7. Мать-коза, уходя из дома, предупреждала своих козлят не закрывать крепко дверь.
8. сидит лиса у заюшкиной избушки и плачет.
Как быстро вы нашли все ошибки. Молодцы.
Молодцы! На этом наше занятие закончилось, спасибо.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа».Цель: освоение первоначальных.
Конспект итоговой НООД по чтению художественной литературы и аппликации в старшей группе «Путешествие по миру литературы» Цель: Систематизировать знания о разных жанрах литературы: сказках, стихах, рассказах. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Задачи ОО.
Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группе МБДОУ «Березовский детский сад № 2» Воспитатель: Толстунова Елена Алексеевна Конспект НОД чтение художественной литературы в старшей группе.
Конспект НОД по чтению художественной литературе «Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце» в средней группе Тема: «Чтение сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце». Цель: создание условий для слушания сказки. Оборудование: текст сказки Н. Сладкова «Медведь.
Конспект ООД по чтению художественной литературы «В гостях у бабушки Варвары» во второй младшей группе Конспект ООД «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе по теме «В гостях у бабушки Варвары» Программные задачи: Образовательные.
НОД по чтению художественной литературы «Первый снег» И. Бунина в средней группе для детей с ОВЗ Тема: Чтение и обсуждение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература.
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в группе раннего возраста Перспективное планирование по речевому развитию (чтение художественной литературы) в группе раннего возраста Сентябрь Дата Название произведения.
Занятие по пересказу рассказа Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Вера Александровна Борщёва
Занятие по пересказу рассказа Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Цель: Обучение пересказу сказки Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» посредством наглядного моделирования и драматизации.
— знакомить с русским писателем и его сказкой;
— обогащать словарный запас детей по теме «весна»,познакомить с лексическим значением слов: болботать, бормотать;
— уточнить значение слов: лежебока, болтун, пустомеля.
— учить детей пересказывать текст с использованием приёма наглядного моделирования и элементов драматизации;
-закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний; совершенствовать произношение;
— формировать целенаправленное восприятие и умение слушать и анализировать художественный текст, аудиозапись;
— упражнять в умении выразительно передавать речь персонажей с помощью жестов, мимики, движений, учить согласовывать речь с движением;
— развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, творческое воображение, умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
— воспитывать интерес к творчеству русского писателя (Э. Ю. Шима, композитора (П. И. Чайковского).
— развивать диалогическую и монологическую формы речи;
— учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; делать выводы, рассуждать (почему произведение является сказкой, чему учит сказка)
— учить выступать перед сверстниками и взрослыми, соблюдать нормы речи;
— воспитывать уверенность у детей.
— развивать общую моторику, координацию движений и речи;
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, слайдовая презентация,
аудиозапись сказки, текст сказки; опорные картинки к тексту; маски, декорации.
Ход образовательной деятельности:
— Ребята, скажите, какое сейчас время суток? (сейчас утро)
— Какое сегодня утро? (утро сегодня раннее, весеннее, апрельское, пасмурное, хмурое, солнечное, тёплое, дождливое)
— Чтобы поднять настроение в это пасмурное, дождливое утро…
— Чтобы получить позитивный настрой на весь день, предлагаю повернуться к соседу справа, посмотреть ему в глаза, улыбнуться,весело подмигнуть и сказать: «Не сердись, улыбнись!»
— Посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте и им передадимчастичку своего весеннего настроения: «Не сердитесь, улыбнитесь!»
(Дети рассаживаются на стульчики)
— Скажите, какое время года наступило?
— Чем отличается весна от других времён года? (всё в природе оживает, просыпается после долгого зимнего сна)
— Действительно, весна – удивительное время года! Чтобы мы с вами смогли заметить это оживление, увидеть необычное в обычном, на помощь приходят художники и композиторы, поэты, писатели и сказочники.
— Сегодня я хочу рассказать вам о таком человеке, русском писателе и даже сказочнике.
Это Эдуард Юрьевич Шим.
Рассказ о писателе.
— Родился писатель ещё до ВОв в Ленинграде, рано лишился родителей, вырос в детском доме, в жизни испытал много трудностей, много работал. Но сердце этого человека не огрубело, осталось чутким и по-детски наивным, доверчивым.
СЛАЙД 4 Предметы неживой природы в его произведениях оживают, разговаривают и даже спорят.
— Есть у Эдуарда Юрьевича Шима сказка. Название её вы мне скажете, ответив на мои загадки
Лежит он на дороге,
Валун большой, огромный
Его не обойти (камень)
Бегу я, как по лесенке,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручей)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька)
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (солнце)
— Сказка Э. Ю. Шима так и называется: «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Чтение логопедом сказки «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Беседа по содержанию сказки.
— Ребята, скажите, почему это произведение является сказкой? Здесь нет привычного зачина «В некотором царстве…» или «Жили – были…». (герои разговаривают, даже спорят)
— Действительно, это сказка, причём авторская сказка, у неё есть автор.
— О каком времени года эта сказка? (эта сказка о весне, о ранней весне)
— Как автор рассказывает о весеннем деньке? (наконец-то выдался настоящий весенний денёк!
— Почему денёк действительно весенний? (в лесу тепло и светло от солнышка, капель весело перезванивает,звери и птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются)
— Что значит «капель перезванивает»? (падающие капли издают звон)
— Послушайте, как болбочут весной тетерева (АУДИО ЗАПИСЬ)
— Послушайте, как синицы весной бубенчиками разливаются (АУДИО ЗАПИСЬ)
— Попробуем действиями передатьповедение этих героевсказки:
(Зайцы болбочут (дети подпрыгивают, руки согнуты перед грудью, тетерева бормочут (ладони приставлены к бёдрам, напоминают хвост тетерева, синицы бубенчиками разливаются (машут руками – крыльями).
— Что означает: «Благодать в лесу» (очень хорошо, прекрасно)
— Перечислите героев сказки, о которых узнали. (зайцы, тетерева, синицы)
— Назовите главных героев сказки? (Камень, Ручей, Сосулька, Солнце)
— О чём спорили герои сказки? (кто в лесу весну делает)
— Какой в сказке камень? Подберите слова-признаки (большой, старый, хвастливый)
— Как ведут себя тетерева, зайцы, синицы? (спрашивают с удивлением: Неужели ты, дедушка)
— Кто вступает в спор и кричит с поля? (С поля кричит звонкий ручей.)
— Как ручей называет Камень? (лежебока – ленивый, неповоротливый, лень повернуться)
— Что же кричит с поля звонкий ручей? (Ах, ты, старый лежебока! Тебе и повернуться лень, а я в работе. Пускай мне кланяются! Меня благодарят)
— Если Камень большой, старый, неповоротливый, то какой ручей? (звонкий, болтливый, быстрый)
— Как ведут себя звери и птицы? (спрашивают: «Значит ты весну делаешь?»
— Каков ответ Ручья? (Я, глупые! Я снег растапливаю, деревья и кусты водой пою)
— Кто из героев продолжает спор и кричит с еловой лапы? (Сосулька кричит с еловой лапы)
— Как называет она болтливый Ручей? (Болтун, пустомеля)
— Что означает слово «пустомеля»? (болтает попусту)
— Так что же кричит Сосулька с еловой лапы? (Болтун, пустомеля, не слушайте его! Мне Кланяйтесь)
— Как надо произнести слова, чтобы мы представили крикливую, хвастливую сосульку? (хвастливо прокричать)
— Какой ответ даёт Сосулька? (Ещё бы не я! Как начну слёзы лить горючие, как стану булькать на весь лес! Вот и весна! Разве иначе…
— Какие слова не смогла договорить Сосулька? (Разве иначе)
— Почему не смогла договорить Сосулька? (Не смогла договорить Сосулька, потому что Солнышко за лес закатилось)
— Что произошло с героями? (Остыл Камень-валун, Ручей заледенел, Сосулька обмёрзла. Молчат)
— Что всем сразу стало ясно? (кто в лесу весну делает)
— Ребята, а вам ясно, кто в лесу весну делает? Ведь прямого ответа автор не даёт? (Это Солнце нагревает Камень, заставляет бурлить Ручей, таять Сосульку)
— Вам понравилась сказка? (ответы детей)
— Хотели бы вы стать героями сказки?
3. Распределение ролей (дети надевают маски:
— Камень-валун –
— Ручей-
— Сосулька –
— Солнце –
— Прежде чем артисты займут свои места, прослушайте сказку ещё раз. Обратите особое внимание на поведение, слова, интонацию персонажей, которых вы будете играть
4. Повторное прослушивание сказки. АУДИО ЗАПИСЬ «ПЕРЕСКАЗ»
5. Обыгрывание сказки детьми.
— Поможет нам музыка П. И. Чайковского (аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года»)
Звучит музыка. На фоне музыки.
— Наконец-то, наконец-то выдался настоящий солнечный денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. (Солнышко поднимает руки)Звери да птицы радуются: зайцы болбочут (заяц прыгает, тетерева бормочут (машут крыльями, синицы бубенчиками разливаются. Благодать в лесу!
Солнышко поднимает руки с каждым выходом персонажа.
— На опушке старый Камень-валун хвалится:
Камень – валун:
— Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
Звери и птицы (спрашивают):
— Неужели ты, дедушка?
Камень – валун:
Кабы не я, не было бы весны!
Ручей (кричит с поляны):
Ах ты, старый лежебока! Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, меня благодарят!
— Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
Ручей:
— Конечно, я!Поглядите-ка: я снег растапливаю, деревья и травы водой пою. Какая же без меня весна?
Сосулька (кричит с еловой лапы):
— Ай, болтун! Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
— А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
Сосулька:
(Дети-артисты подходят к своим стульчикам, кланяются зрителям)
— Каждая сказка чему-либо учит. Ребята, как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (не надо хвалиться, обзывать и тем самым обижать других, показывать себя намного лучше других)
— Вы правы: тот, кто приносит действительно пользу, чаще всего не будет расхваливать себя и говорить обидное о других. Солнышко, с которого и начинается весна, не хвалит себя, не требует, чтобы ему кланялись.Оно тихо и добросовестно выполняет свою работу: восходит утром, светит и пригревает днём и уходит за горизонт вечером)
Фотоотчет о целевой прогулке «Сосулька» Цель:Наблюдение за сосульками. Растёт она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет. (Сосулька).
Занятие по чтению о природе по произведению Э. Шима «Березовый сок» Тема: Эдуард Юрьевич Шим «Березовый сок». Цели: 1. Образовательные: познакомить обучающихся с произведением Э. Шима «Берёзовый сок», формировать.
Конспект занятия для детей старшей группы «Пересказ сказки Э. Ю. Шима «Соловей и Воронёнок» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Пересказ.
Конспект занятия по обучению пересказу рассказа В. Бирюкова «Поющий букет» Конспект занятия по обучению пересказу рассказа В. Бирюкова «Поющий букет» Цель: продолжать учить связному последовательному пересказу с.
Коррекционно-развивающее занятие «Медведь и солнце» 13.04.2017. План – конспект НОД по разделу «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей». (для детей с ОВЗ). Тема: Чтение.
Летний физкультурный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Солнце, солнце, ярче грей» Летний физкультурный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Солнце, солнце, ярче грей» Ведущий. Дорогие ребята! Пусть летнее.
Мастер-класс «Сосулька на ёлку» Здравствуйте! Наряжая дома ёлочку, я пришла к выводу, что мне обязательно нужны сосульки. Покупать я их не стала, решила сделать самостоятельно.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по пересказу рассказа «Как Миша варежку потерял» Задачи: 1. Образовательные: Закреплять умение детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов.
Занятие по пересказу рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг» в подготовительной группе Перессказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг» Тема: Пересказ рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг» Программное содержание: Учить детей.