Рассказ шима очень вредная крапива текст
Гоню Матрёну по улице, а у калитки ждёт бабушка с кусочком хлеба.
— Матрёша, зовёт, — Матрёшенька.
— Ме е-е. — отвечает Матрёна. — Я домой пришла, молока принесла.
Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зелёный бутон. Тоже весь мохнатый, в капельках росы.
И вдруг ты видишь, что бутон лопнул. Сию минуту. Зелёные створки раздвигаются, проглянула между ними розовая полоска.
Она делается шире, шире.
Зелёные створки опали на землю.
Всё это происходит на твоих глазах!
И уже не зелёный бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.
Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, расправлять складки. Разглаживаются лепестки, выгибаются. Краснеют. Наливаются жаром.
И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри неё лежит чёрный уголёк.
Сияет огненная чаша. Боишься её тронуть — пальцы обожжёт!
А однажды вечером, опять на твоих глазах, — щёлк! — отвалился один лепесток, ещё один, ещё.
Лежат на земле. Темнеют. Остывают.
БОЛЬШАЯ ЛУНА
Когда стемнеет, выйдешь с фонариком на улицу, и сразу вокруг тебя закружатся ночные бабочки.
Свет их притягивает.
Можно целый час держать над головой фонарик, и целый час кругом тебя будет вертеться карусель из сереньких крылышек.
Садовник дядя Гриша даже сделал ловушку из фонаря. Есть такие ночные бабочки, которые портят смородину. И дядя Гриша их ловит, зажигая в саду фонарь.
Под фонарём поставлено корытце с водой. Бабочки стукаются о стекло и падают в воду.
А сегодня вышел я на улицу и увидел, какая на небе громадная, белая, снежная луна. Прямо-таки лунища!
Кажется, все ночные бабочки должны полететь на её свет. Не зажжёшь фонаря сильней!
Но луна почему-то не притягивает бабочек.
Может, слишком холодный от неё свет? Мёртвый?
Сияет луна над деревней, огромная-преогромная.
А в саду едва теплится фонарик. И бабочки летят только к нему.
Стукаются о стекло.
ЖАРКО В ВОДЕ
Солнце прогрело воду в речной заводи.
Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.
Лежат на воде листья кувшинок.
Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки — плотвички и верхоплавки.
Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.
— Эй, неужели и вам жарко?
ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:
— За что? — спрашивает бабушка.
— А за то, что вредная!
— Да разве, — говорит, — она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.
— Я не буду кланяться да спасибо говорить!
— И зря. Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать — не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю — тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята. Да и ты, вояка, тоже!
— Почему я обрадуюсь?
— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
РЕБЯТА И ЖЕРЕБЯТА
В наш сельский магазин чаше всего ребятишки бегают. Потому что матерям и отцам некогда — они на работе.
В магазине очередь из мальчишек и девчонок.
И перед магазином, у крыльца, тоже место не пустует. Детские коляски стоят.
Собаки сидят, большие и малые, ждут своих хозяев.
А бывает, увидишь перед магазинным крыльцом телёнка. Или жеребёнка с курчавым хвостом.
— Тоже хозяев дожидаетесь?
Выйдет хозяин потрусят за ним следом, как привязанные.
Наши ребята помогают ухаживать на ферме за телятами, за жеребятами. Иногда такая дружба завяжется между воспитателем и воспитанником — водой не разольёшь!
Даже в магазин вместе ходят.
— Жеребёнок, что же ты будешь делать, когда твой хозяин в школу поступит?
— Ого-го! Я ведь уже вырасту! Тоже на работу поступлю!
КАК МОРКОВКУ ПОЛОТЬ
Уморились мы с бабушкой: пропалывали грядку морковки.
Зелёные пёрышки у морковки слабенькие, хрупкие. Запутались в сорняках. И надо тихонечко выдёргивать эти сорняки, чтоб морковку не задеть.
Ох, работа. Замучишься.
А теперь представьте-ка не грядку с морковкой, а целое поле. Такое, как в нашем колхозе!
Рук не хватит его прополоть. Терпенья не хватит.
Но его всё-таки пропололи. Один человек справился. За один день.
Приехал дядя Вася на своём тракторе. И обрызгал морковку дождиком из железной трубы.
Да не простым дождиком, а керосиновым.
— Ай, погибнет морковка!
— Нет, не погибнет. Это сорняки от керосина чахнут. А морковка жива-здорова.
Вправду: привяли сорняки, скукожились. Только морковкины
Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
слюсарева ольга
Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Тема занятия: «Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Место проведения: групповая комната.
Форма проведения: подгрупповая.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.
Цель: Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.
Образовательная: Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Побуждать объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
Развивающая: Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их. Совершенствовать двигательную активность.
Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес
Методы и приемы: игровой, показ слайдов, чтение, вопросы, наглядный материал, поощрение.
Материал и оборудование: текст рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива», показ слайдов, мнемотаблица.
1. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва 2017 (ФГОС).
3. Хрестоматия (6 – 7 лет) для чтения детям в детском саду и дома.
Дети входят в группу вместе с воспитателем
Здороваются с гостями
Здороваются друг с другом, улыбаются
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Гости здесь у нас с утра.
— Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И дружно улыбнёмся!
Ребята, сегодня я хотела бы начать наше с вами занятие с загадки.
Ребята отгадаете загадку и вы узнаете про что сегодня мы будем говорить.
Растёт под забором.
До чего же злючий норов,
Правильно это крапива
Ребята, поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к слову крапива – какая? (зеленая, жгучая, лекарственная, полезная, колкая).
Писатель Эдуард Юрьевич Шим хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов (показ слайда портрета писателя).
Чтение рассказа Э. Шима. «Очень вредная крапива»
«Очень вредная крапива»
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.
— За что? – спрашивает бабушка.
— А за то, что вредная!
— Я не буду кланяться да спасибо говорить!
— И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!
— Почему я обрадуюсь?
— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
Беседа по содержанию рассказа.
• Как называется рассказ?
• Что собирать полез мальчик?
• Что ему обтрескало руки?
Ребята, а что это за слово «обтрескало»?
• Что стал делать мальчик с крапивой?
• Кто пришел к мальчику?
• Что бабушка сказала?
• Для кого нужна крапива?
• Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?
Ребята, а вы наверное устали давайте с вами отдохнем:
Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Сегодня мы будем учится пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, я приготовила вам мнемотаблицу.
Мнемотаблица – это схема с маленькими картинками в которых заложена основная информация.
Ребята, в природе нет ничего лишнего
прожорливые мыши – все они для чего-то нужны. И если исчезает какой-либо вид
животных, например, волки, в природе нарушается равновесие».
Ребята, скажите, а как вы понимаете эту пословицу «Жгуча крапива родится, да во щах уварится».
Итог занятия (рефлексия)
Ребята скажите, а что мы делали сегодня на занятии?
А кто написал этот рассказ?
Чей пересказ вам понравился больше всего?
Ребята спасибо вам, вы все сегодня хорошо работали на занятии.
Наше занятие окончено, ребята пожалуйста попрощайтесь с нашими гостями.
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Подготовила: воспитатель Фильчакова Л. И. Цель: обучать.
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.
Конспект ООД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «В лесу» Конспект ООД по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «В лесу»». Воспитатель: Мосевнина О. В. Задачи. Образовательные:.
Конспект ОД по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект ОД по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить…» Цель: Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное.
Конспект занятия по развитию речи «Истории весеннего леса» (пересказ рассказа) Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Истории весеннего леса» (пересказ рассказа) Автор-разработчик.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок». Тема: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей.
Конспект занятия развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» (средняя группа) Конспект занятия развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» средняя группа. Воспитатель Лысенкова Е. В. Задачи: Связная речь:.
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Юля Афанасьева
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения
1) Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Побуждать объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов и антонимов. Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
2) Воспитывать познавательный интерес
3) Совершенствовать двигательную активность
4) Формировать умение выслушивать ответы детей, дополнять их
Методы и приемы:— практические: игровая ситуация, физ. минутка
наглядные: демонстрационный материал
— словесные: беседа, вопросы, объяснения
1. Организационный момент.
Ребята отгадайте загадку и вы узнаете про что сегодня мы будем говорить
Растёт под забором.
До чего же злючий норов,
(Крапива.)
Правильно это крапива (показ иллюстрации книги «Очень вредная крапива»)
Поиграем в игру «Кто больше назовет» слов к слову крапива – какая? (зеленая, жгучая, лекарственная, полезная, колкая и т. д.) Молодцы
2. Сообщение темы. Мы сегодня познакомимся с новым прозведением.
Писатель Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов.
3. Основная часть. Чтение рассказа Э. Шима. «Очень вредная крапива»
Чтение рассказа:
Очень вредная крапива
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Ух я разозлился! Взял палку и давай крапиве макушки сшибать.
— За что? – спрашивает бабушка.
— А за то, что вредная!
— И крапиве?
— И крапиве.
— Я не буду кланяться да спасибо говорить!
— И зря… Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать – не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю – тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята… Да и ты, вояка, тоже!
— Почему я обрадуюсь?
— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
По общему смыслу рассказа можно догадаться, что слово «обстрекала» означает обожгла.
Главный смысл этого рассказа заключается в том, что каждая травинка приносит пользу, каждой травинке можно поклониться, если знать эту пользу.
Чтение рассказас установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать рассказ.»
3. Беседа по содержанию рассказа.
• Как называется рассказ?
• Что собирать полез мальчик?
• Что ему обтрескало руки?
• Что стал делать мальчик с крапивой?
• Кто пришел к мальчику?
• Что бабушка сказала?
• Для кого нужна крапива?
• Почему и мальчик обрадуется ранней весной крапиве?
Физкультминутка «Во дворе растёт подсолнух»
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
Сегодня мы будем учится пересказывать этот рассказ, а чтобы вам было легче, составим мнемотаблицу.
4. Составление мнемотаблицы
• Зеленая крапива
• Мальчик рвет малину
• Он обжег руки и ноги
• Сшибает верхушки крапивы
• Разговор с бабушкой
• Чем полезна крапива
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа детьми.
Пересказ рассказа детьми по цепочке, затем повторный пересказ детьми (вначале пересказывает более сильный ребенок, а потом остальные)
7.Работа над пословицей:
Скажите, а как вы понимаете эту пословицу «Жгуча крапива родится, да во щах уварится».
— Что вы делали на занятии?
— А кто написал этот рассказ?
— Чей пересказ вам понравился больше всего?
(Поблагодарить детей за занятие. Отметить лучших рассказчиков).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Конспект О. С. Ушакова. Развитие речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Подготовил педагог Тагиева С. З. ГБОУ.
Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» НОД Развитие речи.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»» Любовь Тулупова Тема:» Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»». Задачи: Образовательные задачи: Познакомить детей с писателем М.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого» Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого. Воспитатель МКДОУ№18 г. Сегежа, Республика.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа Г. Скребицкого «В зимнюю стужу» Программные задачи: Уточнять представления о жанровых особенностях литературных произведений (рассказ, сказка). Содействовать практическому.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Осеевой «Сыновья» Цель: Практика пересказа текста рассказа последовательно, без пропусков и повторений, предавая речь персонажей. Совершенствовать умения.
Рассказ шима очень вредная крапива текст
Гоню Матрёну по улице, а у калитки ждёт бабушка с кусочком хлеба.
— Матрёша, зовёт, — Матрёшенька.
— Ме е-е. — отвечает Матрёна. — Я домой пришла, молока принесла.
Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зелёный бутон. Тоже весь мохнатый, в капельках росы.
И вдруг ты видишь, что бутон лопнул. Сию минуту. Зелёные створки раздвигаются, проглянула между ними розовая полоска.
Она делается шире, шире.
Зелёные створки опали на землю.
Всё это происходит на твоих глазах!
И уже не зелёный бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.
Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, расправлять складки. Разглаживаются лепестки, выгибаются. Краснеют. Наливаются жаром.
И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри неё лежит чёрный уголёк.
Сияет огненная чаша. Боишься её тронуть — пальцы обожжёт!
А однажды вечером, опять на твоих глазах, — щёлк! — отвалился один лепесток, ещё один, ещё.
Лежат на земле. Темнеют. Остывают.
БОЛЬШАЯ ЛУНА
Когда стемнеет, выйдешь с фонариком на улицу, и сразу вокруг тебя закружатся ночные бабочки.
Свет их притягивает.
Можно целый час держать над головой фонарик, и целый час кругом тебя будет вертеться карусель из сереньких крылышек.
Садовник дядя Гриша даже сделал ловушку из фонаря. Есть такие ночные бабочки, которые портят смородину. И дядя Гриша их ловит, зажигая в саду фонарь.
Под фонарём поставлено корытце с водой. Бабочки стукаются о стекло и падают в воду.
А сегодня вышел я на улицу и увидел, какая на небе громадная, белая, снежная луна. Прямо-таки лунища!
Кажется, все ночные бабочки должны полететь на её свет. Не зажжёшь фонаря сильней!
Но луна почему-то не притягивает бабочек.
Может, слишком холодный от неё свет? Мёртвый?
Сияет луна над деревней, огромная-преогромная.
А в саду едва теплится фонарик. И бабочки летят только к нему.
Стукаются о стекло.
ЖАРКО В ВОДЕ
Солнце прогрело воду в речной заводи.
Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин.
Лежат на воде листья кувшинок.
Смотри-ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки — плотвички и верхоплавки.
Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями.
— Эй, неужели и вам жарко?
ОЧЕНЬ ВРЕДНАЯ КРАПИВА
Полез я малину собирать в кустах, а там крапива. Все руки, обожгла, все ноги обстрекала.
Взял палку и давай крапиве макушки сшибать:
— За что? — спрашивает бабушка.
— А за то, что вредная!
— Да разве, — говорит, — она вредная? Всякому листочку, всякой травинке поклониться можно и спасибо сказать.
— Я не буду кланяться да спасибо говорить!
— И зря. Я вот крапиву накошу для коровы, будет корова жевать — не оторвётся. Кроликам крапивы надёргаю — тоже будут радёхоньки. И гуси крапиве обрадуются, и утки, и цыплята. Да и ты, вояка, тоже!
— Почему я обрадуюсь?
— Придёт ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь, каких?
РЕБЯТА И ЖЕРЕБЯТА
В наш сельский магазин чаше всего ребятишки бегают. Потому что матерям и отцам некогда — они на работе.
В магазине очередь из мальчишек и девчонок.
И перед магазином, у крыльца, тоже место не пустует. Детские коляски стоят.
Собаки сидят, большие и малые, ждут своих хозяев.
А бывает, увидишь перед магазинным крыльцом телёнка. Или жеребёнка с курчавым хвостом.
— Тоже хозяев дожидаетесь?
Выйдет хозяин потрусят за ним следом, как привязанные.
Наши ребята помогают ухаживать на ферме за телятами, за жеребятами. Иногда такая дружба завяжется между воспитателем и воспитанником — водой не разольёшь!
Даже в магазин вместе ходят.
— Жеребёнок, что же ты будешь делать, когда твой хозяин в школу поступит?
— Ого-го! Я ведь уже вырасту! Тоже на работу поступлю!
КАК МОРКОВКУ ПОЛОТЬ
Уморились мы с бабушкой: пропалывали грядку морковки.
Зелёные пёрышки у морковки слабенькие, хрупкие. Запутались в сорняках. И надо тихонечко выдёргивать эти сорняки, чтоб морковку не задеть.
Ох, работа. Замучишься.
А теперь представьте-ка не грядку с морковкой, а целое поле. Такое, как в нашем колхозе!
Рук не хватит его прополоть. Терпенья не хватит.
Но его всё-таки пропололи. Один человек справился. За один день.
Приехал дядя Вася на своём тракторе. И обрызгал морковку дождиком из железной трубы.
Да не простым дождиком, а керосиновым.
— Ай, погибнет морковка!
— Нет, не погибнет. Это сорняки от керосина чахнут. А морковка жива-здорова.
Вправду: привяли сорняки, скукожились. Только морковкины