Краткое содержание Шолохов Лазоревая степь
Повествование ведется от лица пастуха Захара, который рассказывает историю произошедшую с ним и его внуками во время Гражданской войны.
Дед Захар был крепостным и как и его отец служил кучером у пана Томилина, но потом он сам перешел к другому пану, тот оказался жестоким и безжалостным. Его сын, который служил офицером в Сибири и унаследовал все после смерти пана, обладал характером таким же, как его отец. Во время Гражданской войны, молодого офицера выжили из его имения для того, чтобы поделить землю, принадлежащую ему и присвоить себе его имущество. Однако пан не смирился с таким положением дел, он собрался казаков и вернулся в свои владения для того, чтобы все отвоевать обратно и отомстить тем, кто совершил на его землях переворот.
У Захара тогда была двое внуков, оба они были взрослые. Старший Семен был женат, а младший Анисий все еще ходил холостым. Вернувшись, на свои земли молодой пан приказал расстрелять всех мужиков, которые участвовали в перевороте. Дед Захар в отчаянии молил офицера пощадить его внуков. Тот согласился, но поставил условие, что пощадит их, если они сами раскаяться и будут верно ему служить. Услышав это, оба его внука отказались преклоняться перед панами. И тогда их, вместе с женой Семена, которая пришла на казнь расстреляли.
Выжить после этого удалось только Анисию. Несмотря на то, что в него попало три пули, а после по его ногам проехала телега, тот не издал ни звука, что и спасло ему жизнь. Анисий потерял ноги, но не потерял чести и присутствия духа. Он каждый день сожалел о том, что больше не может работать на родной земле.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Шолохов. Все произведения
Лазоревая степь. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В произведении «Стажёры», созданном русскими писателями Аркадием и Борисом Стругацкими, повествуется о далёком будущем. В то время в обществе самой большой ценностью являлась жизнь и здоровье каждого представителя Земли.
В одном старом доме, посреди улицы, жил одинокий старик. А в доме напротив, жил маленький мальчик, который часто смотрел в окно и видел в нём, того самого старика. Мальчику всегда казалось, что престарелому мужчине, очень одиноко
Охотник гулял по лесу и попал под грозу. Пригласив переждать грозу у себя в избе, его выручил лесник Фома, которого прозвали Бирюком (волком-одиночкой)
Главный герой Петер Шлемиль приезжает в Гамбург и на одном приеме знакомится с человеком в серых одеждах. Он сразу привлекает внимание тем, что может достать из кармана всевозможные вещи, даже те, которые не должны были поместиться в обычных карманах
Сказки. Рассказы. Стихи
Лазоревая степь — краткое содержание рассказа М. Шолохова
Повествование ведется от лица пастуха Захара, который рассказывает историю произошедшую с ним и его внуками во время Гражданской войны.
Дед Захар был крепостным и как и его отец служил кучером у пана Томилина, но потом он сам перешел к другому пану, тот оказался жестоким и безжалостным. Его сын, который служил офицером в Сибири и унаследовал все после смерти пана, обладал характером таким же, как его отец. Во время Гражданской войны, молодого офицера выжили из его имения для того, чтобы поделить землю, принадлежащую ему и присвоить себе его имущество. Однако пан не смирился с таким положением дел, он собрался казаков и вернулся в свои владения для того, чтобы все отвоевать обратно и отомстить тем, кто совершил на его землях переворот.
У Захара тогда была двое внуков, оба они были взрослые. Старший Семен был женат, а младший Анисий все еще ходил холостым. Вернувшись, на свои земли молодой пан приказал расстрелять всех мужиков, которые участвовали в перевороте. Дед Захар в отчаянии молил офицера пощадить его внуков. Тот согласился, но поставил условие, что пощадит их, если они сами раскаяться и будут верно ему служить. Услышав это, оба его внука отказались преклоняться перед панами. И тогда их, вместе с женой Семена, которая пришла на казнь расстреляли.
Выжить после этого удалось только Анисию. Несмотря на то, что в него попало три пули, а после по его ногам проехала телега, тот не издал ни звука, что и спасло ему жизнь. Анисий потерял ноги, но не потерял чести и присутствия духа. Он каждый день сожалел о том, что больше не может работать на родной земле.
Лазоревая степь — кратчайшее содержание рассказа Михаила Шолохова
Дед Захар рассказывает про жестокую расправу над двумя его внуками во время гражданской войны.
Захар с самого своего рождения был крепостным кучером у панов Томилиных. После смерти Евграфа Томилина, наследником остался его сын-офицер, что служил начальником над пленными в Сибири, а в гражданскую войну вернулся домой. У Захара к тому времени внуки уже были в годах. Старший, Семён, женился, а Аникей так и ходил в парубках.
В имении панов Томилиных случился переворот, молодого хозяина выгнали, его имущество растащили, а землю поделили. Но пан не смирился, и, собрав казаков, вернулся и отвоевал своё имение.
Мужиков, что выгнали пана, собрали во дворе на расстрел. Мольбы деда Захара о том, чтобы пан пощадил его внуков не помогли. Тридцать два человека расстреляли, и только Аникей выжил. Три пули в него выпустили, на дорогу бросили, колёса пушки по ногам его проехали, а он не издал ни звука. Ноги пришлось ампутировать, и передвигается Аникей теперь на руках. С виду — весёлый, но всё же тоска поселилась в его сердце — двадцать пятый год идёт, а возможности ограничены.
Этот рассказ учит читателя тому, что война — это жестокая бойня и после неё нет победителей и побеждённых, каждый становится пострадавшим.
—————————————————-
Лазоревая степь (Шолохов)
Жарким летом рассказчик и дед Захар лежали на берегу Дона, смотрели на лазоревую степь и разговаривали.
Дед Захар приглядывал за овцами и искал вшей в швах рубахи. Поймав насекомое, он не давил его, а выпускал в траву и крестил на прощание.
Показав на видневшиеся вдали макушки тополей, дед Захар рассказал, что там находилось имение панов Томилиных и их крепостная деревня Тополевка. В молодости пан Евграф Томилин служил в царской гвардии, окончив службу, уехал жить на Дон.
Землю на Дону у Томилиных отобрали, но казна компенсировала потерю – выделила им землю в Саратовской губернии. Томилины сдавали её крестьянам, а жили здесь, в Тополевке.
Пан Евграф выменял отца Захара у соседа-помещика на ручного журавля, и отец всю жизнь прослужил у пана кучером. После смерти отца кучером стал Захар. Пану Евграфу в то время было лет шестьдесят. Характер у пана был «диковинный», ходил он всегда в длиннополом грузинском кафтане, с кинжалом на поясе.
Когда выбирался пан в гости, лошадей велел гнать во весь опор, а если встречался по дороге овраг – обязательно перепрыгивал его прямо в коляске, потом возвращался и ещё раз перепрыгивал. Так прыгал, пока коляска не сломается, и тогда шёл в гости пешком. Ещё он любил лошадей мучить, загонять их до смерти.
Сроду до места прибытия не доезжал: либо коляску обломает, либо лошадей погубит, а опосля пе́шки прет… Весёлый был пан…
Жена Захара служила у Евграфа горничной. Стал пан к ней приставать – одежду на ней рвал, грудь до крови кусал. Жена плакала, но защитить её Захар не мог.
Года через два Евграфа разбил паралич и он умер. Наследником стал его сын-офицер.
Характером он в отца пошёл – в детстве любил с живых щенков кожу снимать. В Первую мировую войну он охранял пленных в Сибири, потом объявился в Тополевке. К тому времени у Захара от покойного сына осталось двое внуков. Старший, Семён, успел жениться, младший, Аникей, в холостяках ходил.
Побежал дед Захар внуков выручать, упал перед паном на колени и напомнил, что верно служил его отцу всю жизнь. Пан смилостивился и обещал простить Захаровых внуков, если те у него прощение выпросят, вступят в его отряд и усердием покроют свою вину.
Дед Захар уговаривал внуков долго, но напрасно. Тут Семёнова жена с маленьким ребёнком прибежала, повисла у мужа на руках. Пан понял, что прощения Семён с Аникеем просить не собираются, сам повёл их на казнь.
…поставили их к плетню, казаки ружья заряжают, пан стоит около, ноготки на пальцах махонькими ножничками обрезает, и ручка ихняя очень белая.
Перед казнью братья разделись, одежду деду отдали – пусть доносит. Жена Семёна обняла, не смог он её от себя оторвать, пан приказал привязать её к мужу и расстрелять обоих. В последний момент Семён решился прощения попросить, но пан его не помиловал.
Тяжело раненного Аникея пан тоже хотел заставить прощения просить, но тот только плюнул в него. Тогда пан приказал вытащить Аникея на дорогу. Там как раз проезжала сотня белых с пушкой. Не сворачивая, она проехали по раненому. Лошади Аникея обошли, а пушка проехала по обеим ногам.
В тот день пан расстрелял 32 человека. Выжил только Аникей. Ноги ему отняли. В 25 лет он стал непригоден для крестьянской работе и очень тосковал по ней. У деда Захара осталась одна отрада – правнук, сын Семёна.
Рассказав свою историю, дед Захар вытер слёзы и погнал отару овец к Тополевке. На дороге виднелись волчьи следы и след трактора. Потом волчий след свернул в сторону, в овраги, и «на дороге остался один след, пахнувший керосиновой гарью, размеренный и грузный».
Лазоревая степь — краткое содержание рассказа Шолохова
Повествование ведется от лица пастуха Захара, который рассказывает историю произошедшую с ним и его внуками во время Гражданской войны.
Дед Захар был крепостным и как и его отец служил кучером у пана Томилина, но потом он сам перешел к другому пану, тот оказался жестоким и безжалостным. Его сын, который служил офицером в Сибири и унаследовал все после смерти пана, обладал характером таким же, как его отец. Во время Гражданской войны, молодого офицера выжили из его имения для того, чтобы поделить землю, принадлежащую ему и присвоить себе его имущество. Однако пан не смирился с таким положением дел, он собрался казаков и вернулся в свои владения для того, чтобы все отвоевать обратно и отомстить тем, кто совершил на его землях переворот.
У Захара тогда была двое внуков, оба они были взрослые. Старший Семен был женат, а младший Анисий все еще ходил холостым. Вернувшись, на свои земли молодой пан приказал расстрелять всех мужиков, которые участвовали в перевороте. Дед Захар в отчаянии молил офицера пощадить его внуков. Тот согласился, но поставил условие, что пощадит их, если они сами раскаяться и будут верно ему служить. Услышав это, оба его внука отказались преклоняться перед панами. И тогда их, вместе с женой Семена, которая пришла на казнь расстреляли.
Выжить после этого удалось только Анисию. Несмотря на то, что в него попало три пули, а после по его ногам проехала телега, тот не издал ни звука, что и спасло ему жизнь. Анисий потерял ноги, но не потерял чести и присутствия духа. Он каждый день сожалел о том, что больше не может работать на родной земле.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Популярные сегодня пересказы
Лазоревая степь.
ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ. Опубликован в журнале «Комсомолия», №№ 6-7, июнь-июль 1926 г.; затем в сборниках «Лазорева степь», Новая Москва, М., 1926; «О Колчаке, крапиве и прочем», Госиздат, М.-Л. 1927; «Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; «Донские рассказы», ЗИФ, М.-Л., 1930; «Лазоревая степь», Московское товарищество писателей, М., 1931.
В 1927 году, готовя рассказ к переизданию в сборнике «О Колчаке, крапиве и прочем», Шолохов написал полемическое вступление, в котором изложил свою эстетическую программу о бесстрашии писателя-реалиста, потом автор выкинул это вступление(Это вступление я уже процитировал при трактовке общей литературно-эстетической программы).
ДЕД ЗАХАР, от имени которого ведётся повествование, автор лишь его начинает, рассказывает о трагической истории семьи крепостных, которые кучерами служили в имении Тополёвка у пана Томилина, сначала у отца, а потом и у сына, офицера-белогвардейца. Пан Евграф Томилин выменял отца деда Захара «за ручного журавля у соседа-помещика», а после смерти отца дед Захар стал кучером у пана. Пан Томилин был типичным крепостником, называл кучера «хамлюгой»: «Сроду до места прибытия не доезжал: либо коляску обломает, либо лошадей погубит, а после пешки прет…Веселый был пан…» Пану приглянулась жена деда Захара, она горничная была, прибегала в людскую ревет белугой: «все груди искусаны, кожа лентами висит». Послал пан деда Захара за фершалом, а дед сделал вид, что уехал, а сам взял кнут и в панские хоромы, увидел, что на кровати возня. «Тольки это приподнялся мой пан, я его кнутом, а кнут у меня был со свинчаткой на конце…Слышу гребется к окну, я в потемках ишо раз его потянул через лоб. Высигнул он в окно, я маленько похлестал бабу и лег спать», — бесстрастно рассказывает дед Захар. Сын его оказался не лучше, щенят «живьем свежует – обдерет и пустит». После переворота по совету внука Семки мужики разделили панские земли «и зачали пахать». Но вскоре пан пришел с казаками и отбил у тополевцев свое имение, два внука деда Захара попали в плен к казакам, которыми командовал пан Томилин. Дед Захар на коленях стал вымаливать жизнь внуков Семена и Аникея. Пан простит их, если они сами попросят у него прощения, всыпит пятьдесят розог и зачислит в свою команду. Аниекей ответил деду Захару: «Поди, — говорит, — к своему пану и скажи ему: мол, дед Захар на коленях всю жисть полозил, и сын его полозил, а внуки уже не хочут. Так и передай!»
Перед расстрелом внуки передали деду Захару свою одежду с добрыми напутствиями, а тут прибежала Аниська с дитём Семена и бросилась обнимать своего мужа. «Тридцать два человека в тот день расстрелял панТомилин. Один Аникей живой остался через гордость свою…» Его выбросили на дорогу, и пушки раздавили ему ноги. «Меня то морозом дерет, то в жар кинет. Лапну себя за голову, а пот зачем-то холодный, как родниковая вода», — вспоминает дед Захар.- Быльем поросло это. Остались одни окопы, в каких наши мужики землю себе завоевывали. Растет в них мурава дакраснобыл степной…Аникею ноги отняли, ходит он теперь на руках, туловищу по земле тягает. С виду – веселый… Двадцать пятый год ему, а землю сроду не придется пахать…Вот он и тоскует..»
О недавней войне много появилось неправдивой литературы, рассказывали преимущественно легенды и мифы, о том, «как в степях донских и кубанских умирали, захлебываясь напыщенными словами, красные бойцы». А тут предстала правдивая история о красноармейцах и белогвардейцах, которые расстреливали красных бойцов.
Анализ 2
За все время писатель написал огромное количество разных произведений, которые стали популярными и знаменитыми. Многие произведения его были переведены на другие языки и раскупались очень быстро. Произведение Шолохова «Лазоревая степь» относится к самому раннему творчеству.
Здесь все рассказывает пастух, которого зовут Захар. А все события происходят во время Гражданской войны. С самого детства ему приходилось очень много работать для того чтобы прокормить не только себя, но и родителей. Когда Томилин умер, то все переходит в руки его сына и Захар тоже. Его сын был раньше военным человеком и поэтому не любил, когда с ним спорили или комментировали то, что он приказал сделать. И когда ему все это надоедало, то он мог применить силу. Кроме себя ему никогда никого не было жалко, и поэтому издевался он практически над каждым человеком. Конечно, находились и те, кто не давал над собой издеваться, но долго эти люди не жили. У него было огромное количество земель, за которыми следили его крестьяне, которыми он управлял. Каждый день он объезжал и проверял свои владения.
Когда началась гражданская война, то все его земли были поделены между крестьянами. И с этим никак не согласен Томилин. Почему это он должен делить все свои земли с какими-то рабами, которые много лет работали на него и выполняли свою работу не очень-то хорошо. И для того чтобы все это исправить, он решил собрать определенное войско, которое поможет ему все забрать обратно. А когда все земли были возвращены хозяину, он решил поквитаться с теми, кто позарился на чужое добро.
Конечно, сюда попало очень много человек. Среди всех этих людей находились внуки пастуха. Их звали Семен и Аникей. На то время ни у одного из парней еще не было семьи, но от девушек отбоя не было. Тогда за них и вступился он, но пан даже, и слушать его не хотел. Он считал, что всех кто нарушил его правила, нужно было наказать, чтобы другие боялись его еще сильнее и больше никогда этого не произошло. Но немного подумав, Томилин предложил Захару поговорить с внуками и если они согласятся попросить при всех у него прощения, то он отпустит их. Но парни этого делать не стал, ведь они уверены, что ничего такого не совершали, а взяли то, что должны были.
После этого Томилин приказывает своим людям расстрелять всех, кто здесь находится, а потом по телам этих людей пустить большой табун лошадей. Жена Захара как могла, защищала внуков, но ничего не получилось, и в итоге также была расстреляна.
Каким-то непонятным образом Аникею удалось выжить, хотя ему три раза прострелили ноги и от боли он даже кричать не мог. А немного попозже по его ногам проехала груженая телега с лошадьми. Когда все разошлись, ему удалось разыскать помощь, и он добирается до больницы. Вот только ноги уже спасти не удалось и поэтому на всю жизнь он остается в коляске, но зато живой. Больше всего на свете он переживает за то, что не может помогать и работать на той земле, на которой не только родился, но и вырос. Кроме этого ему очень даже нравилась его земля.
Другие сочинения: ← История создания романа Тихий Дон↑ ШолоховАнна Погудко в романе Тихий Дон →
Критика
На сборник «Лазоревая степь» в единственном отзыве о[6]. Критик пишет, что второй сборник Михаила Шолохова «не является показателем роста Шолохова, как художника. С этой стороны, он вполне выявляется сразу и как-то неожиданно в „Донских рассказах“. Но работа над композицией вещи, над её тщательной обработкой, над языком, в этом втором сборнике заметна. Рассказы Шолохова сочные, красочные, в них много жизни, подчас омытой кровью борьбы. Шолохов — безусловно вырастает в крупную писательскую величину»[6].
Персонажи[ | ]
Главный герой рассказа — дед Захар
, которому 69 лет, служил кучером у старого пана Томилина. Захар жил с внуками Семёном и Аникеем. Старший внук деда Захара —
Семён
был женат, имел ребёнка, участвовал в разделе панской земли. Был расстрелян вместе с женой
Аниськой
во время расправы над жителями Тополёвки.
Аникей
— младший брат Семёна, который также участвовал в разделе панской земли и имущества, после расправы остался инвалидом.
Пан Томилин
— сын пана Евграфа Томилина, у которого служил дед Захар. После раздела его земли и имущества расправился жестоко над жителями Тополёвки, расстрелял 32 человека. В рассказе есть безымянный персонаж —
рассказчик
, которому дед Захар рассказал свою историю.
Критика[ | ]
В. Ц. Гоффеншефер — литературовед и критик был первым кто обратил внимание на связь рассказа «Лазоревая степь» с романом «Тихий Дон»: «…в рассказе деда Захара о том, как, будучи кучером у пана, избил его кнутом за то, что тот принудил к сожительству его Захара, жену, вы находите очертания будущих глав „Тихого Дона“ о Григории — Аксинье — Листницком»[4][1].
Алексей Иванович Метченко — литературовед писал о «Лазоревой степи»: «Автор предваряет и завершает рассказанное скупым, но ярким обрамлением, как бы подчёркивающим противоречивость характера и поведения старика. Он добр, не хочет обидеть ни одну земную тварь (и глаза у него голубые и юные), но в лазоревой степи, на полотнище пыли видны два следа — волчий и след трактора, а в небе бродит коричневый коршун. Жизнь ещё не приспособлена для благодушия и всепрощения. Никого не спас Захар своим раболепством, но многое понял»[5].
Публикации
Впервые сборник «Лазоревая степь» был опубликован в конце 1926 года. В сборник вошло двенадцать рассказов: «Лазоревая степь», «Чужая кровь», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Калоши», «Путь-дороженька» (повесть), «Продкомиссар», «Илюха», «Кривая стёжка», «Батраки», «Червоточина», «Семейный человек»[1]. Первоначально до публикации сборника, в книгу вошло восемь рассказов, как и в сборник «Донские рассказы», рассказ «Лазоревая степь» был включён на одном из последних этапов создания сборника. В письмах Михаила Шолохова к жене была отражена история создания этого сборника, он пишет 13 августа 1926 года: «…я всё же надеюсь втесать в сборник „Батраки“»[2]. В письме от 17 августа 1926 года Шолохов пишет: «Прихожу в „Новую Москву“. Посвянский рад мне как манне небесной: бежим в технический отдел справиться, в наборе ли книга. Оказывается, что да вот-вот ожидают корректурные оттиски. Теперь спешно просматриваем „Батраков“, чтобы успеть сдать в набор вместе с исправленной корректурой»[3]. Пять рассказов: «Лазоревая степь», «Чужая кровь», «Семейный человек», «Жеребёнок», «О Колчаке, крапиве и прочем» в конце марта — начало апреля 1926 года Михаил Шолохов сдал в ГИЗ, но позже писатель решил включить в сборник «Лазоревая степь» три рассказа («Лазоревая степь», «Чужая кровь», «Семейный человек»). Об этом Шолохов пишет в письме своей жене: «Прежде я договорился с „Нов[ой] Москв[ой]“ и те мне сказали: „Давай издадим все пять рассказов, мы к тебе претензий иметь не будем“, но я выбрал три рассказа, наиболее сильных и крупных по размеру, т.е. „Чужая кровь“, „Семейный человек“ и „Лазоревая степь“»[4].
Михаил Шолохов 9 декабря 1926 года послал Александру Серафимовичу Серафимовичу экземпляр книги с автографом: «Примите эту памятку от земляка и одного из глубоко и искренне любящих Ваше творчество. В сборник вошли ранние рассказы (1923—1924 гг.). Они прихрамывают. Не судите строго. Рассказ „Чужая кровь“ посвящаю Вам. Примите. Прошу Вас, если можно, напишите мне Ваше мнение о последних моих рассказах: „Чужая кровь“, „Семейный человек“, „Лазоревая степь“. Ваше мнение для меня особенно дорого и полноценно»[5].
История создания[ | ]
Рассказ «Лазоревая степь» написан в начале 1926 года. Впервые опубликован в 1926 году в журнале «Комсомолия» (№ 6—7. Июнь-июль), затем в сборниках «Лазоревая степь» (1926), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927) и «Лазоревая степь. Донские рассказы. 1923—1925» (1931)[1]. В 1927 Шолохов создал полемическое предисловие к тексту, которое затем не использовалось[2].
В сборнике «Заря Советов» (1928) рассказ «Лазоревая степь» был опубликован в 1928 году, об этом Михаил Шолохов писал своей жене: «…не знал и не ведал, что 2 моих рассказа из „Лазоревой степи“ включены изд-ством „Моск. рабочий“ в сборник лучших произведений о гражданской войне. И вот наравне с корифеями литературы включён туда и аз грешный»[3][1].
Рассказ «Лазоревая степь» был опубликован неоднократно за рубежом и переведён на многие языки: болгарский, голландский, немецкий, словенский, турецкий, шведский и другие[1].
Примечания
Сюжет[ | ]
Рассказ ведётся от лица пастуха Захара, который, будучи крепостным, служил у пана кучером. Затем он перешел на службу к другому пану, но тот оказался жестоким. Его сын, офицер, не отставал от отца. Во время Гражданской войны сына пана выжили с его земель, чтобы поделить их. Однако тот вернулся с казаками, желая отвоевать свои земли назад и покарать восставших против него мужиков. Сын пана велит расстрелять всех участников бунта. Захар молит офицера не казнить внуков. Тот соглашается, но с условием — те должны покаяться и верно ему служить. Внуки отказываются. Старшего внука Семёна вместе с женой казнят, младший Аникей спасается, раненным пулями и искалеченным телегой. Он сожалеет, что теперь не может работать на земле.
Лазоревая степь — краткое содержание рассказа Шолохова
Повествование ведется от лица пастуха Захара, который рассказывает историю произошедшую с ним и его внуками во время Гражданской войны.
Дед Захар был крепостным и как и его отец служил кучером у пана Томилина, но потом он сам перешел к другому пану, тот оказался жестоким и безжалостным. Его сын, который служил офицером в Сибири и унаследовал все после смерти пана, обладал характером таким же, как его отец. Во время Гражданской войны, молодого офицера выжили из его имения для того, чтобы поделить землю, принадлежащую ему и присвоить себе его имущество. Однако пан не смирился с таким положением дел, он собрался казаков и вернулся в свои владения для того, чтобы все отвоевать обратно и отомстить тем, кто совершил на его землях переворот.
У Захара тогда была двое внуков, оба они были взрослые. Старший Семен был женат, а младший Анисий все еще ходил холостым. Вернувшись, на свои земли молодой пан приказал расстрелять всех мужиков, которые участвовали в перевороте. Дед Захар в отчаянии молил офицера пощадить его внуков. Тот согласился, но поставил условие, что пощадит их, если они сами раскаяться и будут верно ему служить. Услышав это, оба его внука отказались преклоняться перед панами. И тогда их, вместе с женой Семена, которая пришла на казнь расстреляли.
Выжить после этого удалось только Анисию. Несмотря на то, что в него попало три пули, а после по его ногам проехала телега, тот не издал ни звука, что и спасло ему жизнь. Анисий потерял ноги, но не потерял чести и присутствия духа. Он каждый день сожалел о том, что больше не может работать на родной земле.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Популярные сегодня пересказы
Анализ 2
За все время писатель написал огромное количество разных произведений, которые стали популярными и знаменитыми. Многие произведения его были переведены на другие языки и раскупались очень быстро. Произведение Шолохова «Лазоревая степь» относится к самому раннему творчеству.
Здесь все рассказывает пастух, которого зовут Захар. А все события происходят во время Гражданской войны. С самого детства ему приходилось очень много работать для того чтобы прокормить не только себя, но и родителей. Когда Томилин умер, то все переходит в руки его сына и Захар тоже. Его сын был раньше военным человеком и поэтому не любил, когда с ним спорили или комментировали то, что он приказал сделать. И когда ему все это надоедало, то он мог применить силу. Кроме себя ему никогда никого не было жалко, и поэтому издевался он практически над каждым человеком. Конечно, находились и те, кто не давал над собой издеваться, но долго эти люди не жили. У него было огромное количество земель, за которыми следили его крестьяне, которыми он управлял. Каждый день он объезжал и проверял свои владения.
Когда началась гражданская война, то все его земли были поделены между крестьянами. И с этим никак не согласен Томилин. Почему это он должен делить все свои земли с какими-то рабами, которые много лет работали на него и выполняли свою работу не очень-то хорошо. И для того чтобы все это исправить, он решил собрать определенное войско, которое поможет ему все забрать обратно. А когда все земли были возвращены хозяину, он решил поквитаться с теми, кто позарился на чужое добро.
Конечно, сюда попало очень много человек. Среди всех этих людей находились внуки пастуха. Их звали Семен и Аникей. На то время ни у одного из парней еще не было семьи, но от девушек отбоя не было. Тогда за них и вступился он, но пан даже, и слушать его не хотел. Он считал, что всех кто нарушил его правила, нужно было наказать, чтобы другие боялись его еще сильнее и больше никогда этого не произошло. Но немного подумав, Томилин предложил Захару поговорить с внуками и если они согласятся попросить при всех у него прощения, то он отпустит их. Но парни этого делать не стал, ведь они уверены, что ничего такого не совершали, а взяли то, что должны были.
После этого Томилин приказывает своим людям расстрелять всех, кто здесь находится, а потом по телам этих людей пустить большой табун лошадей. Жена Захара как могла, защищала внуков, но ничего не получилось, и в итоге также была расстреляна.
Каким-то непонятным образом Аникею удалось выжить, хотя ему три раза прострелили ноги и от боли он даже кричать не мог. А немного попозже по его ногам проехала груженая телега с лошадьми. Когда все разошлись, ему удалось разыскать помощь, и он добирается до больницы. Вот только ноги уже спасти не удалось и поэтому на всю жизнь он остается в коляске, но зато живой. Больше всего на свете он переживает за то, что не может помогать и работать на той земле, на которой не только родился, но и вырос. Кроме этого ему очень даже нравилась его земля.
Другие сочинения: ← История создания романа Тихий Дон↑ ШолоховАнна Погудко в романе Тихий Дон →
Червоточина
Режиссёр Виталий Кольцов.
Первые годы советской власти на Дону. Двадцатилетний Степан
— «червоточина» в зажиточной казачьей семье, вступает в комсомол. Он является прямой противоположностью отцу
Якову Алексеевичу
и старшему брату
Максиму
. Работают они в степи тяжело и много, но никогда не гнушаются нажиться на нужде деревенской бедноты. Однажды Степан против воли отца даёт на день двух быков для перевозки сена небогатому соседу
Прохору
. Быки пропадают. Яков Алексеевич и Максим в ярости избивают Степана и Прохора до смерти.
В ролях
Лазоревая степь (рассказы), стр. 1
Михаил Александрович Шолохов
Над Доном, на облысевшем от солнечного жара бугре, под кустом дикого терна, лежим мы: дед Захар и я. Рядом с чешуйчатой грядкой туч бродит коричневый коршун. Листья терна, пестро окрашенные птичьим пометом, не дают нам прохлады. От зноя в ушах горячий звон, когда смотришь вниз на курчавую рябь Дона или под ноги на сморщенные арбузные корки — в рот набегает тянкая слюна, и слюну эту лень сплевывать.
Дед Захар сидит ко мне боком. Скинув вязаную шерстяную рубаху, он подслеповато жмурится и ощупью что-то ищет в складках и швах. Деду без года семьдесят. Голая спина замысловато опутана морщинами, лопатки острыми углами выпирают под кожей, но глаза — голубые и юные, взгляд из-под седых бровей проворен и колюч.
Пойманную вшу он с трудом держит в дрожащих зачерствелых пальцах, держит ее бережно и нежно, потом кладет на землю, подальше от себя, мелким крестиком чертит воздух и глухо бурчит:
— Уползай, тварь! Жить, небось, хочешь? а? То-то оно… Ишь ты, насосалась… помещица…
Кряхтя, напяливает дед рубаху и, запрокидывая голову, тянет из деревянной баклаги степлившуюся воду. Кадык при каждом глотке ползет вверх, от подбородка к горлу свисают две обмякших складки, по бороде текут капельки, сквозь опущенные шафранные веки красновато просвечивает солнце.
Затыкая баклагу, он искоса глядит на меня и, перехватив мой взгляд, сухо жует губами, смотрит в степь. За лощиной дымкой теплится марево, ветер над обугленной землей прянно пахнет чеборцовым медом. Помолчав, дед отодвигает от себя пастушечью чакушу [2]), обкуренным пальцем указывает мимо меня.
Диковинный был человек. Ходил завсегда в бешмете тонкого сукна, при кинжале. Поедет, бывало, в гости, выберемся из Тополевки — приказывает:
Я лошадям кнута. Скачем — ветер не поспевает слезы сушить. Попадется серед дороги ярок, водой вешней их нарежет через дорогу пропасть, передних колес не слышно, а задние тольки — гах. Скрадем полверсты, пан ревет: — „Поворачивай!“ Оберну назад и во весь упор к тому ярку… Раз до трех в проклятущем побываем, покель изломаем лесорину, либо колеса с коляски живьем сымем. Тогда крякнет мой пан, встанет и идет пешки, а я следом коней в поводу веду. Была у него ишо такая забава: выедем из имения — он сядет со мной на козлы, вырвет кнут из рук: — „Шевели коренного. “ Я коренника раскачиваю во-всю, дуга не шелохнется, а он кнутом пристяжную режет. Выезд был тройкой, в пристяжных ходили дончуки чистых кровей, как змеи, головы набок, землю грызут…
И вот он кнутом полосует какую-нибудь одну, сердяга пеной обливается… Потом кинжал вынет, нагнется и постромки — жик, как волос бритвой срежет. Лошадь-то сажня два через голову летит, грохнется об земь, кровь из ноздрей потоком — и готова̀. Таким способом и другую… Коренник до той поры прет, покеда не запалится, а пану хоть бы што, ажник повеселеет малость, кровица так и заиграет на щеках.
С роду до места прибытия не доезжал: либо поездку обломает, либо лошадей погубит, а посля пѐшки прет… Веселый был пан… Дело прошлое, пущай нас бог судит… Присватался он к моей бабе, она в горничных состояла. Прибежит, бывало, в людскую, рубаха в шмотьях — ревет белугой. Гляну, а у ней все груди искусаны, кожа лентами висит… Раз как-то посылает меня пан ночью за фершалом. Знаю, што надобности нету, смекнул в чем дело, взял в степи ночи дождался и вернулся. В имение через гумно в’ехал, бросил лошадей в саду, взял кнут и иду в людскую, в свою коморку. Дверью рыпнул, серников нарошно не зажигаю, а слышу, што на кровати возня… Тольки это приподнялся мой пан, я его кнутом, а кнут у меня был с свинчаткой на конце… Слышу, гребется к окну, я в потемках ишо раз его потянул через лоб. Высигнул он в окно, я маленько похлестал бабу и лег спать. Ден через пять поехали в станицу; стал я пристегивать полсть на коляске, а пан кнут взял и разглядывает конец. Вертел-вертел в руках, свинчатку нащупал и спрашивает:
— Ты, собачья кровь, на што свинец зашил в кнут?
— Вы сами изволили приказать, — отвечаю ему. Промолчал, и всю дорогу до первого ярка сквозь зубы посвистывает, а я обернусь этак мельком, вижу волосы на лоб спущенные и фуражка глубоко надвинута…
Царство небесное, помер и с деньгами. Наследником сын-офицер остался. Махоньким был, так щенят, бывалоча, живьем свежует, обдерет и пустит. В папашу выродился. А подрос — перестал дурить. Высокий был, тонкий, под глазами с роду черные круги, как у бабы… Носил на носу очки золотые, на снурке очки-то. В германскую войну был начальником над пленными в Сибири, а посля переворота об‘явился в наших краях. К тому времени у меня от покойного сына уж внуки были в годах: старшего Семена женил, а Аникушка ходил ишо в па̀рубках. При них я проживал, концы жизни в узелочек завязывал. Весной обратно получился переворот. Выгнали наши мужики молодого пана из имения, в тот же день на обчестве Семка мужиков уговаривал панские угодья разделить и имущество забрать по домам. Так и сделали: добро растянули, а землю порезали на делянки и зачали пахать. Через неделю, а может, и меньше, дошел слух, што идет пан с казаками наш поселок вырезать. Сходом послали мы две подводы на станцию за оружьем. На страстной неделе привезли от красной гвардии оружье, порыли за Тополевкой окопы. Протянули их ажник до панского пруда.
Видишь вон там, где чеборец растет круговинами, за энтой балкой, и легли тополевцы в окопы. Были там и мои — Семка с Аникеем. Бабы с утра харчи им отнесли, а солнце в дуб — на бугре появилась конница. Рассыпались лавой, засинели шашки. С гумна видал я, как передний на белом коне махнул палашом, и конные горохом посыпались с бугра. По проходке угадал я белого панского рысака, а по коню узнал и седока… Два раза наши сбивали их, а на третий обошли казаки сзаду, хитростью взяли, и пошла тут сеча… Заря истухла, кончился бой. Вышел я из хаты на улицу, вижу, гонят конные к имению кучу народу. Я костыль в руки и туда.
Во дворе наши тополевские мужики сбились в кучи не хуже, как вот эти овцы… Кругом казаки… Подошел, спрашиваю:
— А скажите, братцы, где мои внуки?
Слышу, из середки откликаются обое. Потолковали мы промеж себя трошки; вижу, выходит на крыльцо пан. Увидал меня и шумит:
— Так точно, ваше благуродие!
Подхожу к крыльцу, стал на колени.
— Внуков пришел из беды выручать. Поимей милость, пан! Папаше вашему, дай бог царство небесное, век служил, вспомни, пан, мое усердие, пожалей старость.
Примечания
Ссылки
(1970) • Небо со мной (1974) • Приезжая (1977) • Белый ворон (1980) • Летаргия (1983) • Полевая гвардия Мозжухина (1985) • Мужские портреты (1987) • Свой крест (1989) • Вынос тела (1992) • Барханов и его телохранитель (1996) • Артист и мастер изображения (2000) • Голова классика (2005) • Двойная пропажа (2009)
Фильмы Владимира Шамшурина | |
В лазоревой степи (1970) • Безотцовщина (1976) • А у нас была тишина… (1977) • Опасные друзья (1979) • Тайна записной книжки (1981) • Зачем человеку крылья (1984) • Затянувшийся экзамен (1986) • Акция (1987) • Серая мышь (1988) • Наутилус (1990) • Сделано в СССР (1990) • Исполнитель приговора (1992) • Устрицы из Лозанны (1992) • Маэстро вор (1994) КоловертьРежиссёры Валерий Лонской и Владимир Шамшурин. Гражданская война в России. Два донских казака отправляются воевать на стороне большевиков, к ним присоединяется старый отец Пётр Пахомыч . В бою гибнет |