Рассказ скворец снегирев рисунки к рассказу
СКВОРЕЦ
Ходил я в лес гулять. В лесу тихо, только слышно иногда, как деревья от мороза трещат.
Елки стоят и не шелохнутся, на ветках подушки снега намело.
Я ногой по елке ударил — целый сугроб мне свалился на голову.
Стал я снег стряхивать, смотрю — идет девочка. Снег ей по колено. Отдохнет немножко и опять идет, а сама вверх на деревья смотрит, ищет что-то.
— Девочка, что ты ищешь?
Девочка вздрогнула, посмотрела на меня:
И дальше пошла. Сама маленькая, а валенки большие.
Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки снега набралось. Погулял я немножко, ноги замерзли. Пошел домой.
На обратном пути смотрю — опять эта девочка идет впереди меня по тропинке тихо-тихо и плачет. Я ее догнал.
— Отчего,— говорю,— ты плачешь? Может, я помогу.
Посмотрела она на меня, вытерла слезы и говорит:
— Мама комнату проветривала, а Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Теперь он ночью замерзнет!
— Чего ж ты раньше молчала?
— Боялась, говорит,— что ты Борьку поймаешь и возьмешь себе.
Стали мы вместе с девочкой Борьку искать. Спешить надо: темнеть уже стало, а ночью Борьку сова съест. Девочка в одну сторону пошла, а я — в другую. Каждое дерево осматриваю — нигде нет Борьки. Хотел я уже обратно идти, вдруг слышу — девочка кричит: «Нашла, нашла!»
Подбегаю я к ней — стоит она около елки и наверх показывает:
— Вот он! Замерз, бедный.
А на ветке сидит скворец, перья распушил и одним глазом смотрит на девочку.
— Боря, иди ко мне, хороший!
А Боря только к елке прижался и идти не хочет. Тогда я на елку полез, чтобы его поймать.
Только до скворца долез, хотел схватить, а скворец к девочке на плечо перелетел. Она обрадовалась, спрятала его под пальто.
— А то,— говорит,— пока донесу до дому, замерзнет.
Пошли мы домой. Темно уже стало, огоньки в домах зажглись, еще немного осталось дойти. Я спрашиваю у девочки:
— А давно у тебя скворец живет?
А сама быстро идет, боится, что скворец под пальто замерзнет. Я за девочкой иду, стараюсь не отставать.
Пришли мы к ее дому, девочка попрощалась со мной.
— До свиданья,— только мне сказала.
Я на нее долго смотрел, пока она валенки на крыльце чистила от снега, все ждал, что девочка мне скажет еще что-нибудь.
А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.
Все лучшее детям
Рассказ Геннадия Яковлевича Снегирёва для детей
Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, только слышно иногда, как деревья от мороза трещат.
Ёлки стоят и не шелохнутся, на ветках подушки снега намело. Я ногой по ёлке ударил — целый сугроб мне свалился на голову. Стал я снег отряхивать, смотрю — идёт девочка. Снег ей по колени. Отдохнёт немножко и опять идёт, а сама вверх на деревья смотрит, ищет что-то.
— Девочка, что ты ищешь? — спрашиваю.
Девочка вздрогнула, на меня посмотрела:
— Ничего, так просто!
И дальше пошла. Сама маленькая, а валенки большие.
Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега. Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой.
На обратном пути смотрю — опять эта девочка впереди меня по тропинке тихо-тихо идет и плачет. Я её догнал.
— Отчего, — говорю, — ты плачешь? Может, я помогу.
Посмотрела она на меня, вытерла слёзы и говорит:
— Мама комнату проветривала, а Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Теперь он ночью замёрзнет!
— Чего ж ты раньше молчала?
— Боялась, — говорит, — что ты Борьку поймаешь и возьмёшь себе.
Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало, а ночью Борьку сова съест. Девочка в одну сторону пошла, а я в другую. Каждое дерево осматриваю, нигде нет Борьки. Хотел я уже обратно идти, вдруг слышу — девочка кричит: «Нашла, нашла!» Подбегаю я к ней — стоит она около ёлки и показывает наверх:
— Вот он! Замёрз, бедный.
А на ветке сидит скворец, перья распушил и одним глазом смотрит на девочку.
— Боря, иди ко мне, хороший!
А Боря только к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать.
Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто.
— А то, — говорит, — пока донесу до дому, замёрзнет.
Пошли мы домой. Темно уже стало, в домах огоньки зажглись. Я спрашиваю у девочки:
— А давно у тебя скворец живёт?
А сама быстро идёт, боится, что скворец под пальто замёрзнет. Я за девочкой иду, стараюсь не отставать.
Пришли мы к её дому, девочка попрощалась со мной.
— До свиданья, — только мне сказала.
Я на неё долго смотрел, пока она валенки на крыльце чистила от снега, всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
20.06.2019
Белов В. «Скворцы»
Жанр: рассказ о детях
Читайте также краткое содержание рассказа о скворцах:
Куприн А. «Скворцы»
Снегирев Г. «Скворец»
Главные герои рассказа «Скворцы» и их характеристика
Чему учит рассказ «Скворцы»
Рассказ учит любить природу и всех ее обитателей. Учит любви, взаимопониманию, взаимоуважению. Учит помогать друг другу и поддерживать, делить горести и радости. Учит доброте и отзывчивости. Учит спешить на помощь другим людям и зверям. Учит не думать о себе, не быть эгоистом.
Отзыв на рассказ «Скворцы»
Мне понравился этот рассказ и мне было очень жаль больного мальчика Павлуню. Он не мог ходить, но когда с его друзьями-скворцами случилась беда, он забыл о своей немощи и бросился им на помощь. Это был самоотверженный поступок, который говорит о том, что Павлуня настоящий человек. Я уверена, что скворцы вернутся в его скворечник и вообще, у мальчика все будет хорошо.
Пословицы к рассказу «Скворцы»
Друг познается в беде.
Доброе сердце о чужой беде болит.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
Называться человеком легко, быть им трудно.
Худо тому, кто добра не вторит никому.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Скворцы»
В субботу мать переставила кровать с Павлуней ближе к окну. Она ушла на работу и мальчик остался один. Он не мог встать с кровати, потому что у него болели ноги. Долго болели, всю зиму. И валенки, которые ему купил отец, так и стояли новыми.
Павлуня посмотрел в окно и увидел синее небо и сосульку. Ему стало весело. Снег за окном был белый и чистый, небо голубое, но Павлуня догадался, что на улице холодно.
Павлуня подумал о том, сколько снега намело на крыше, и вспомнил, как прошлой весной отец сбрасывал снег. Когда осталась последняя глыба, отец сел на нее и скатился вместе со снегом. Павлуня мечтал, чтобы вместе скидывать снег, но понимал, что этой весной ничего не получится.
Пришел отец и положил у дверей масляный фильтр. Он объяснил мальчику, что в масле обязательно есть примеси, как и в любой жидкости. Потом пришла мать и они стали ужинать.
Теперь Павлуня каждый день смотрел за скворцами. Они перестали носить в скворечник травинки и теперь таскали что-то другое. Да и летал в основном один скворец.
В тот день на улице было ветрено и Павлуня смотрел, как сильно раскачивается скворечник. Вдруг он повалился на землю
Павлуня, не помня себя, вскочил на ноги, отыскал старые отцовские катанки, надел казанок и шапку и выскочил на улицу. От свежего воздуха у мальчика закружилась голова. Павлуня обогнул дом и увидел, как к скворечнику подбирается соседский кот. Он бросил в кота камень и тот равнодушно пошел обратно.
А Павлуня добрался до скворечника и заглянул внутрь. Он увидел разбитую голубую скорлупу, понял, что случилось страшное, и потерял сознание.
Очнулся мальчик на руках отца. Он нес сына домой и утешал его, говоря, что заново поставит скворечник, что скворцы вернутся и накладут еще яичек.
Павлуню уложили на печь. У мальчика был жар. Отец поставил скворечник, но скворцы не вернулись. Они улетели куда-то далеко и может быть вернуться завтра.
В начале занятия воспитательница говорит детям, что будет рассказывать им сказку про кота, петуха и лису. Рассказывание сказки следует давать эмоционально, ярко характеризуя положительных и отрицательных героев. По окончании рассказывания после обычной паузы можно предложить детям спеть песенку кота и лисы.
Если дети попросят повторить сказку, можно рассказать ее вторую часть, предварительно напомнив о событиях, происходящих в первой части.
Сказка, широко использующая диалог, является прекрасным материалом для последующего проведения игры-драматизации в той или другой форме, т. е. такой игры, где роли героев исполняют дети, или такой, где действуют игрушки, передвигаемые детьми.
Чтение рассказа Г. Я. Снегирева „Скворец» детям 5—6 лет
Подготовка к занятию
Сюжет рассказа очень простой; У девочки пропал скворец. В лесу она встречается с автором рассказа, который помогает ей найти скворца и провожает домой.
Читая рассказ, воспитательница должна донести до детей основную идею: любовь к животным, бережное отношение к ним делают человека лучше, отзывчивее, благороднее; неблагодарность, в какой бы форме она ни проявлялась, вызывает осуждение автора.
Начинается рассказ с краткого, но образного описания снежной, морозной зимы в лесу. При чтении следует, подчеркнуть, как сурова была зима: много снегу, мороз. Это поможет понять, как трудны были поиски скворца.
Вместе с автором рассказа мы сочувствуем девочке, хотим помочь скорее найти пропавшего скворца Борьку, тревожимся за него.
Соответствующие интонации. должны передать все эти чувства.
Используя необходимые интонации и темп чтения, воспитательница должна передать и радость девочки, увидевшей скворца, и ее беспокойство, что он замерзнет, и ее заботу о скворце.
Скворец жалкий, полузамерзший. Мы представляем себе, как он «перья распушил» (что всегда делают птицы, спасаясь от холода), как «одним глазом смотрит на девочку», — чувствуется, что он узнал свою хозяйку. Но он не сразу подлетает к ней: скворец любит девочку, приручен ею, но ведь и со свободой трудно расстаться. Все это должно найти яркое отражение в интонациях воспитательницы.
Автор рассказа вместе с девочкой, хотя и сам поморозил ноги, искал Борьку. Он помог снять его с дерева, проводил девочку домой. Вместе с ним мы как бы участвуем в этом приключении, переживаем отдельные его эпизоды.
Психологически тонко дан конец рассказа. Прощаясь с человеком, который ей помог, девочка только сказала: «До свиданья», а он все ждал, что девочка скажет еще что-нибудь. Писатель не дает ответа на вопрос, что же еще ожидал он услышать от девочки. Продолжительная психологическая пауза заставит призадуматься маленьких слушателей и самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Последняя фраза рассказчика: «А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду» — дается в медленном темпе с оттенком некоторого грустного недоумения.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Про птиц — Снегирев Г.Я.
Короткие, но интересные и запоминающиеся рассказы о лесных птицах, про их главные особенности и привычки: чем отличаются ворон и ворона, кто высиживает кукушат, где зимуют синицы, как вальдшнеп спасает птенцов…
Дятел
Когда идёшь по весеннему лесу, иногда слышно над головой «тррр-тррр-тррр!», будто по пустой бочке кто-то стучит. Это весенняя песня дятла. Найдут дятлы в лесу старую, гнилую осину. Две недели долбят по очереди глубокое дупло. Дно дупла устилают опилками — вот и гнездо готово.
Если подойти к осине и постучать палкой, птенцы громко заверещат и будут выглядывать из дупла. Летать они ещё не умеют, по стенкам дупла ползают. Вырастут, разлетятся по лесу, будут еловые шишки шелушить, долбить кору крепким клювом, искать гусениц и жуков.
Иногда под деревом навалена целая куча вышелушенных сосновых шишек. Рядом — кузница дятла. Дятел засунет шишку в расщеплённый сук, все семена выклюет, пустую шишку вниз сбросит и летит за другой.
Дятел — древесная птица. Он долбит больные деревья и достаёт длинным языком жуков-вредителей и их личинки. Если много дятлов в лесу — значит, будут деревья крепкими и здоровыми.
Ворон
Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеёк. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мёртвую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук- кррук», — несётся над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашёл добычу.
Никогда не спутаешь серую ворону с лесным вороном. У серой вороны перья серые и чёрные, а ворот весь чёрный. Ворона зимой прилетает поближе к деревне, клюёт что-нибудь на свалке, а ворон никогда не приближается к человеческому жилью, он — дикая птица лесных просторов.
Кукушка
Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов. Кроме кукушки. Кукушка дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом. Тогда кукушка подбросит своё яйцо в чужое гнездо.
Вот и высидели пеночки кукушонка. Он первым делом как подрос, пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. И теперь — вот какой большой! Целый день пеночки носят гусениц, личинок, жуков — и всё кукушонку мало, клюв разевает и пищит.
Синицы
Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает.
Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гнерадерки с полосатыми хохолками на голове…
Синицы не улетают на зиму в тёплые страны, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.
Глухарь
Глухарь — житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками.
Вальдшнеп
Вальдшнеп — лесной кулик. Глаза у него большие, как две смородины, чтобы видеть в сумерках. Начнёт темнеть, выберется вальдшнеп из кустов на лесную дорогу и ходит по земле, кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелился, он сразу его ловит и глотает.
А днём вальдшнеп затаивается под кустами, рядом пройдёшь и не увидишь. Если потревожить альдшнепа в гнезде, то он покинет гнездо, а маленьких птенчиков перенесёт на новое место. Летит над лесом и в лапах держит птенца. Пока всех птенчиков не перенесёт, вальдшнеп не успокоится.
Сорока
Сорока по лесу летает, стрекочет, а к гнезду подлетает молча. Гнездо у сороки похоже на муфту: сверху веточки навалены и по бокам входы. Сорока в гнезде сидит, только хвост торчит и клюв. Сорочата из гнезда вылетели, расселись по ёлкам, стрекочут, просят есть.
Сыч-воробей
Сыч-воробей — маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, над огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на неё и схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мёрзлых мышей — это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.
Ястреб-тетеревятник
Как появится ястреб-тетеревятник, в лесу переполох: надо прятаться. Даже зайцы затаиваются на земле. Быстро летит тетеревятник между деревьями, высматривает добычу, а за ним с писком, с криками летят лесные птицы: сойки, синицы, чижи. Белка зазевается, не успеет юркнуть в дупло — схватит её тетеревятник. С большой высоты видит тетеревятник и лесную мышь, и тетёрку, если она плохо затаилась. Ястреб-тетеревятник — лесной хищник.
Кедровка
Кедровка — таёжная птица. Назвали её так потому, что больше всего кедровок в кедровой тайге. Как поспеют кедровые орешки, кедровка с утра до вечера делает запасы. Набьёт в зоб орешков, а потом засовывает их в трещины в скалах, прячет в дуплах деревьев, зарывает в землю.
Весной, как сойдёт снег, кедровка часто забывает, где зарыла свои запасы, а находит орешки других кедровок и кормится. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши. Но много орешков так и остаётся лежать в земле. Из них вырастают маленькие кедры. Так кедровка сажает кедровые леса.
Сойка
Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.
Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло.
Дрозд
Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались возле рябин в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.