ТОПИК И КАТЯ
БЕЗ СЛОВ
— Чего они, дурачки, меня боятся? — спросила Люся.
— Кто боится тебя? — спросил я.
В скверике прыгали воробьи. Люся кидала им крошки, а они в страхе улетали.
— Почему они улетают? — удивлялась Люся.
Загадала девочка мне загадку! Действительно — почему? Раньше я не думал об этом: боятся и боятся. На то они и дикие птицы. Но вот девочка хочет их накормить, воробьи голодны, но они улетают. Почему?
— Почему они меня боятся? Я ведь никогда их не обижала! — говорит Люся.
— Ты не виновата, — успокаиваю я её.
— Мы виноваты. Все-все. Одни — потому что всегда птиц обижали, другие — потому что позволяли обижать.
— Но за что же их обижать? Они ведь маленькие…
— Ничего, — сказал я Люсе. — Ты бросай и бросай им крошки, и они поймут, что ты им друг.
— Вы думаете, они поймут?
— Непременно поймут! Ведь поняли же они, что надо спасаться, когда в них кидают камни.
— Я им скажу, что я бросаю не камни, а крошки!
— Ничего не нужно говорить, Люся. Они поймут без слов.
— Без слов? А я-то думала, что они дурачки! — сказала Люся.
Дикого сорочонка назвали Катей, а крольчонка домашнего — Топиком. Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе.
Катя сразу же клюнула Топика в глаз, а он стукнул её лапой. Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться.
Топик стрижёт травинки, и Катя, на него глядя, начинает травинки щипать. Ногами упирается, головой трясёт — тянет изо всех своих птенцовых сил. Топик нору роет — Катя рядом крутится, тычет носом в землю, помогает рыть.
Зато когда Катя забирается на грядку с густым мокрым салатом и начинает в нём купаться — трепыхаться и подскакивать, — к ней на обучение ковыляет Топик. Но ученик он ленивый: сырость ему не нравится, купаться он не любит, и поэтому он просто начинает салат грызть.
Катя же научила Топика воровать с грядок землянику. Глядя на неё, и он стал объедать спелые ягоды. Но тут мы брали веник и прогоняли обоих.
Очень любили Катя и Топик играть в догонялки. Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение у Топика лопалось, он вскакивал и пытался удрать. Со всех своих двух ног, с отчаянным криком, помогая куцыми крыльями, пускалась вдогонку Катя. Начиналась беготня и возня.
Однажды, гоняясь за Топиком, Катя вдруг взлетела. Так Топик научил Катю летать. А сам потом научился от неё таким прыжкам, что никакие собаки стали ему не страшны.
Так вот и жили Катя и Топ. Днём играли, ночью спали на огороде. Топик в укропе, а Катя на грядке с луком. И так пропахли укропом и луком, что даже собаки, глядя на них, чихали.
ВЛАДИМИР ДАЛЬ (1801–1872)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Конспект урока Н.Сладков «Топик и Катя»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Н.Сладков «Топик и Катя»»
Николай Сладков «Топик и Катя»
-Чтобы узнать, кто сегодня у нас будет в гостях, отгадайте загадки:
«Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет всё до срока
«Уши странные, большие-
Прыгать может высоко-
Не поймать его легко
И морковку обожает
Без неё он так страдает
Носик кругленький, как нолик-
-Наши главные герои сегодня на занятии – это сорока и кролик
Какое произведение вы читали к занятию?
Переход по кнопке ДАЛЕЕ
—Облачко плывёт к нам.
-Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с творчеством Николая Сладкова
-Как вы думаете «Топик и Катя» это рассказ или сказка?
Определите жанр произведения
ДЕТИ-Это рассказ. Автор рассказывает о том, как жили сорочонок и крольчонок. События происходили на самом деле.
Кнопка ПРОВЕРКА Верно, это рассказ
Предлагаю прочитать ещё раз этот рассказ.
-Найдите в рабочей тетради задание 1. Прочитайте, что необходимо сделать.(Впиши данные о произведении в карточку)
-Заполните карточку самостоятельно
-Прочитайте, что вы написали?
II.Воспроизведение содержания и выполнение заданий по сюжету рассказа.
-Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «а». Прочитаем, что необходимо сделать (раскрасить только героев рассказа)
-Какой рисунок лишний, почему?
-В рассказе встречаются слова и выражения, толкование которых мы сейчас объясним.
-Подумайте, какие слова вам непонятны?
Дети: Зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Это значит, жили очень дружно, не ссорились, вместе играли.
СИРОТА – живёт один, нет родителей
Купаться-трепыхаться- крыльями и лапами из стороны в сторону быстро двигать.
— Сейчас я проверю, внимательно ли вы читали рассказ
-Вспомните, как начинается рассказ (Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе)
-Что сразу же сделала Катя? (Клюнула Топика в глаз)
-Что сделал Топик? (Он стукнул ее лапой)
-Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться – так пишет Сладков.
-Расскажите, что они делали на грядке с салатом? (Катя забиралась на грядку и начинала в нём купаться-трепыхаться и подскакивать-к ней прибегал Топик.)
-Нравилось Топику на грядке? (Нет, сырость ему не нравилась, купаться он не любил, поэтому просто начинал грызть салат)
-Значит, кролики не любят сырость.
-А чему научила Катя Топика на грядке с земляникой? (Воровать с грядки землянику. Он тоже начал объедать спелые ягоды)
-В какую игру любили играть Топик и Катя? (Догонялки)
-Как происходила игра? Найдите и прочитайте в рассказе. (Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение…..Начиналась беготня и возня)
-Однажды, гоняясь за Топиком Катя- …
-Чему научил Топик Катю? (Летать)
А чему научила Катя Топика? Докажите словами автора.(А сам потом научился от неё таким прыжкам….)
-Автор говорит «Так вот и жили Катя и Топик»
-Как же они жили? (Днём играли, ночью спали на огороде, Топик в укропе, а Катя на грядке с луком)
-Отдохнули немного и снова за работу.
-Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой Б. Прочитайте задание (Дополни план рассказа)
-Ребята, попробуем выполнить эту работу в парах.
(У детей план, разрезанный на отдельные предложения)
-Попробуйте собрать план из заготовок, которые лежат у вас на столах.
— Если пара закончит работу, то вы знаете, как нам это показать.
1. ВСТРЕЧА ТОПИКА И КАТИ
СТАЛИ УЧИТЬСЯ ДРУГ У ДРУГА
3.НА ГРЯДКЕ С САЛАТОМ
НА ГРЯДКЕ С ЗЕМЛЯНИКОЙ
5. ИГРА В ДОГОНЯЛКИ
ТОПИК НАУЧИЛ КАТЮ ЛЕТАТЬ
7.ТАК ВОТ И ЖИЛИ КАТЯ И ТОП
-А сейчас проверим, как вы справились с работой. Прочитайте первый пункт плана (Презентация) Дети пишут в тетрадях
1. ВСТРЕЧА ТОПИКА И КАТИ
-О чём идёт речь дальше?
2.СТАЛИ УЧИТЬСЯ ДРУГ У ДРУГА Все согласны? Покажите сигналами. /ИТД
-Прочитайте следующий пункт плана.
3.НА ГРЯДКЕ С САЛАТОМ
-Где ещё побывали наши герои, кроме грядки с салатом
4.НА ГРЯДКЕ С ЗЕМЛЯНИКОЙ
-Прочитайте следующий пункт плана.
5. ИГРА В ДОГОНЯЛКИ
-Что ещё произошло в жизни животных?
6. ТОПИК НАУЧИЛ КАТЮ ЛЕТАТЬ
-Прочитайте последний пункт плана.
7.ТАК ВОТ И ЖИЛИ КАТЯ И ТОП
— Как вы думаете, почемуТоп, а не Топик?(Топик это ласковое имя Топа. Значит Топик вырос и стал Топом.
-Молодцы. Идём дальше (Переход по кнопке ДАЛЕЕ)
-Задание 3 в тетради. Прочитайте его. (Дети отвечают, сразу проверяю на доске)
-Верно, а почему вы не выбрали «Не ладили, царапались и кусались»?
(Переход по кнопке ДАЛЕЕ)
-Что необходимо сделать? (Проверка)
-Найдите в тетради задание № 4 под буквой Б. Прочитаем его. Посовещайтесь в парах и выполните вместе.
Если останется время, то раскрашивают рисунок.
Рефлексия. Итог урока.
-Подходит к концу наше занятие. Произведение какого автора мы сегодня анализировали? (НИКОЛАЯ СЛАДКОВА)
-Как оно называется? (Топик иКатя)
-Что интересного для себя вы сегодня узнали из жизни животных (Кролики не любят сырость, они едят салат, разную траву. Кролики едят замлянику. Кролики умеют прыгать, а сорокищиплют траву, едят землянику..
Итак, ребята, рассказ совсем небольшой, но сколько интересного из жизни животных вы узнали, чего раньше не знали. Наблюдайте за животными и вы увидите ещё много интересного в их поведении.
-А теперь оцените себя и свою работу:
Если вы были активны, отвечали с уверенностью, не испытывали затруднений при выполнении заданий, то закрасьте листочек зелёным цветом.
Если вы проявили небольшую активность на занятии, испытывали неуверенность в себе, у вас возникали некоторые трудности – закрасьте листочек жёлтым цветом.
Если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания – закрасьте листочек красным цветом.
Презентация «Н.И. Сладков: с любовью и уважением к природе. «Топик и Катя». Постановка вопросов к тексту с определёнными вопросительными словами»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Н.И.Сладков: с любовью и уважением к природе. «Топик и Катя». Постановка вопросов к тексту с определёнными вопросительными словами Жукова Виктория Васильевна, учитель начальных классов БОУ г.Омска «СОШ №109 с УИОП»
«Я пишу о природе, потому что её очень люблю…» Н.И. Сладков Н.И.Сладков родился 5 января 1920 года в семье, далёкой как от всепоглощающего интереса к природе, так и от науки: отец – токарь-металлист, мать занималась хозяйством. Был он мальчиком сугубо городским (родившись в Москве, с шести лет жил в Ленинграде).
Его встреча с природой, пусть и не дикой, но всё-таки настоящей, не прирученной, случилась в старинных запущенных парках Детского Села. Здесь, под Ленинградом, семья Сладковых жила пять лет, и здесь мальчик мог почувствовать себя следопытом, участником таинственных приключений в духе любимых Джеймса Фенимора Купера и Жюля Верна. Тут был его «счастливый лес, где всё было хорошо».
Прошли годы, прежде чем в его книгах прозвучало: «Не бери в лес ружьё!» Счастливая встреча у лесного костра привела Сладкова в кружок юных натуралистов при Зоологическом институте Академии наук. И здесь случилась ещё одна счастливая встреча с писателем Виталием Бианки. Именно Николая Сладкова Бианки позже назвал своим наследником в литературе и одним из переводчиков с бессловесного на «язык всего человечества – язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной».
А теперь прочитайте рассказ Н.Сладкова. Топик и Катя Дикого сорочонка назвали Катей, а крольчонка домашнего — Топиком. Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе. Катя сразу же клюнула Топика в глаз, а он стукнул её лапой. Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться. Топик стрижёт травинки, и Катя, на него глядя, начинает травинки щипать. Ногами упирается, головой трясёт — тянет изо всех своих птенцовых сил. Топик нору роет — Катя рядом крутится, тычет носом в землю, помогает рыть.
Зато когда Катя забирается на грядку с густым мокрым салатом и начинает в нём купаться-трепыхаться и подскакивать, к ней на обучение ковыляет Топик. Но ученик он ленивый: сырость ему не нравится, купаться он не любит, и поэтому просто начинает салат грызть. Катя же научила Топика воровать с грядок землянику. Глядя на неё, и он стал объедать спелые ягоды. Но тут мы брали веник и прогоняли обоих.
Очень любили Катя и Топик играть в догонялки. Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение у Топика лопалось, он вскакивал и пытался удрать. Со всех своих двух ног, с отчаянным криком, помогая куцыми крыльями, пускалась вдогонку Катя. Начиналась беготня и возня. Однажды, гоняясь за Топиком, Катя вдруг взлетела. Так Топик научил Катю летать. А сам потом научился от неё таким прыжкам, что никакие собаки стали ему не страшны. Так вот и жили Катя и Топ. Днём играли, ночью спали на огороде. Топик в укропе, а Катя на грядке с луком. И так пропахли укропом и луком, что даже собаки, глядя на них, чихали.
Поставьте вопросы к тексту так, чтобы они начинались с вопросительных слов КОГДА и ГДЕ. Ответьте на них. Например: Когда Катя клюнула Топика в глаз? Когда друзья играли? Когда Топик пытался удрать от Кати? Когда лопалось терпение у Топика? Когда начиналась беготня и возня между Катей и Топиком? Например: Где спала Катя? Где спал Топик? Где воровали землянику Топик и Катя? Где Катя любит купаться-трепыхаться?
Н.И.Сладков: с любовью и уважением к природе. «Топик и Катя». Постановка вопросов к тексту с определёнными вопросительными словами Жукова Виктория Васильевна, учитель начальных классов БОУ г.Омска «СОШ №109 с УИОП»
Данная презентация может служить дидактическим материалом при проведении урока внеклассного чтения по творчеству Н.И. Сладкова. В презентации содержатся основные сведения из биографии писателя, размещён текст рассказа «Топик и Катя». А также предложено задание учащимся для развития умения ставить вопросы с определёнными вопросительными словами: поставить пять вопросов к тексту так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как». Размещены примерные вопросы, которые можно задать на уроке одноклассникам по прочитанному.
Номер материала: ДБ-1696457
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
МГУ вновь занял первое место в рейтинге лучших вузов России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Текст книги «Лесные тайнички (сборник)»
Автор книги: Николай Сладков
Жанр: Детская проза, Детские книги
Текущая страница: 8 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Лесной конёк свил на земле гнёздышко, отложил в него яички и сел высиживать. И вот тут начались события необыкновенные! Чувствует конёк, что гнездо его кто-то снизу потихонечку приподнимает! Толчки – словно от землетрясения!
Конёк сидит, терпит. А гнездо под ним приподнимается, приподнимается и уже набок переворачивается!
Не стерпел тут и терпеливый конёк. Соскочил с гнезда – и бегом! А гнездо уже на боку, а гнездо уже вверх дном – как перевёрнутое лукошко. А рядом вылез из земли… гриб! Толстоногий и толстолобый. По виду – гриб-подосиновик, а по делам – подгнездовик.
Дикого сорочонка назвали Катей, а крольчонка домашнего – Топиком. Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе.
Катя сразу же клюнула Топика в глаз, а он стукнул её лапой. Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться.
Топик стрижёт травинки, и Катя, на него глядя, начинает травинки щипать. Ногами упирается, головой трясёт – тянет изо всех своих птенцовых сил. Топик нору роет – Катя рядом крутится, тычет носом в землю, помогает рыть.
Зато когда Катя забирается на грядку с густым мокрым салатом и начинает в нём купаться – трепыхаться и подскакивать, – к ней на обучение ковыляет Топик. Но ученик он ленивый: сырость ему не нравится, купаться он не любит, и поэтому он просто начинает салат грызть.
Катя же научила Топика воровать с грядок землянику. Глядя на неё, и он стал объедать спелые ягоды. Но тут мы брали веник и прогоняли обоих.
Очень любили Катя и Топик играть в догонялки. Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение у Топика лопалось, он вскакивал и пытался удрать. Со всех своих двух ног, с отчаянным криком, помогая куцыми крыльями, пускалась вдогонку Катя. Начиналась беготня и возня.
Однажды, гоняясь за Топиком, Катя вдруг взлетела. Так Топик научил Катю летать. А сам потом научился от неё таким прыжкам, что никакие собаки стали ему не страшны.
Так вот и жили Катя и Топ. Днём играли, ночью спали на огороде. Топик в укропе, а Катя на грядке с луком. И так пропахли укропом и луком, что даже собаки, глядя на них, чихали.
Две птички сплели гнездо – круглое, как яичко.
Две птички маскировали его – мохом, лишайником, паучиными коконами. Две птички поочерёдно высиживали яички – кругленькие, как горошинки. Две птички тревожились у гнезда. Всегда и везде они были вдвоём. Две долгохвостые синички. Неотличимые и неразлучные.
И вот у парочки вылупились птенцы. И тут у гнезда объявился третий! Тоже долгохвостая синичка: чужак или чужиха. А ведёт себя как свояк.
Будто и он гнездо сплетал. Будто и он маскировал. И яйца высиживал, и тревожился. Нос свой короткий в гнездо суёт, птенцов пауками и мухами угощает. И парочка моя его терпит!
Горихвостки бы третьего до смерти заклевали, дятлы бы из леса прогнали, дрозды бы хвост выщипали. А эти – хоть бы что!
Три птички у гнезда стали жить. Дружной троицей улетают, дружно в ветвях перекликаются, дружно насекомышей ищут. Дружно к гнезду летят и один за другим птенцов кормят. Птенцы быстро растут. В окошко выглядывают. Ждут папу с мамой. И третьего, неизвестного.
Кто же он, этот третий?
Может, несчастный, который своих птенцов потерял и вот к чужим прибился? Такое у птиц бывает. Может, это сын их или дочь прошлогодние? И такое у птиц бывает. А может, родственник или знакомый, что сам гнезда не свил? Кто его знает, на лбу у него не написано.
Вырастили птенцов три дружные птички. Да не мало, а целую дюжину!
Хороши муравьиные куколки. Они, наверное, как зефир – так и тают на языке.
Но синице-гренадёрке эта еда кажется грубой. Вертится она около своих птенцов, не знает уж, чем их и угостить. Птенцы-то с горошину: рот да живот. Слепые ещё: что в рот ни сунь – всё бы пошло. Проглотили бы и куколку, гусеничку, ещё бы попросили. Так нет, такая пища для её драгоценных детей не подходит. Подавай ей соки. Не виноградный, не вишнёвый, не помидорный, не морковный, не апельсиновый, не земляничный. Подавай паучиный сок! Носит гренадёрка птенцам пауков и выдавливает их прямо птенцам в рот.
Растут птенцы не по дням, а по часам. Растут, хорошеют, толстеют. Да так, что становятся перед вылетом больше своей мамы.
Сок есть сок. Хоть и паучиный.
Сорока-воровка деток кормила. Яичко украла – этому дала. Птенчика утащила – этому дала. А этому не дала: больше украсть не вышло.
Этот терпел-терпел да как заорёт! Тут и попался мне в руки.
Я рад: сорочонка поймал!
Принёс домой, посадил в корзину. А он в корзине сидеть не хочет. Хочет, как все, на стуле. Сидит и орёт. Так рот разевает, что страшно: как рот пополам не разорвётся!
Заметался я с места на место.
В одном месте слепня поймал, в другом жука нашёл. Сунул сорочонку в рот, а ему мало. Крыльями трясёт, рот не закрывает, а уж орёт так орёт!
Я все места обегал – ничего не нашёл. А сорочонок со стула слез, стал за мной гоняться.
Я в буфет – крошки собрал, в кладовую – творогу взял, в огород – клубничку сорвал.
А ему всё мало. Клеваться начал.
Что делать? Я к соседям во двор. Из тазика рыбку утащил, с кустов смородины нащипал, на сливу за сливами полез. Тут-то меня и поймали: что тут за сорока-воровка?
Первый раз в жизни подумал я о сороке хорошо. Чем она виновата? Этому дай, этому дай, а взять-то где?
Меня вон один сорочонок и тот чуть до воровства не довёл. А у неё их пять!
Бело солнце на сизом небе. Земля пышет жаром. Дали плывут и переливаются.
Струятся синие полоски лесов. Колышутся рощи, холмы и курганы. Дрожат кусты и нагретые камни. Столбы извиваются нехотя и лениво. Пыльные лопухи разлеглись у пыльных дорог.
Плывут далёкие станции и посёлки – как сказочные корабли с разноцветными парусами.
Клонит ветер рожь и пшеницу – гонит жёлтые волны. Гладит траву на затучневших лугах – будто мех драгоценного зверя. Раздувает бурные колоски и метёлки – открывает зелёную подпушь.
И бегут, завиваются по калёным дорогам вихри горячей пыли.
Кузнечики по обочинам чиркают спички. Кобылки взлетают, как красные искры. Разомлевшие вороны разинули клювы. Ласточки на лету окунают в воду горячие грудки.
Ветви обвисли, отяжелели. Жаркие вырубки пахнут вареньем. Солнечные зайчики лениво переливаются с боку на бок.
Лениво плывут облака: огромные и таинственные, как снежные горы. Зной, расслабленность, тишина.
Сидел Медведь на поляне, пень крошил. Прискакал Заяц и говорит:
– Беспорядки, Медведь, в лесу. Малые старых не слушают. Вовсе от лап отбились!
– Как так?! – рявкнул Медведь.
– Да уж так! – отвечает Заяц. – Бунтуют, огрызаются. Всё по-своему норовят. Во все стороны разбегаются.
– А может, они того… выросли?
– Куда там: голопузые, короткохвостые, желторотые!
– А может, пусть их бегут?
– Мамы лесные обижаются. У Зайчихи семеро было – ни одного не осталось. Кричит: «Вы куда, лопоухие, потопали – вот вас лиса услышит!» А они в ответ: «А мы сами с ушами!»
– Нда, – проворчал Медведь. – Ну что ж, Заяц, пойдём, поглядим, что к чему.
Пошли Медведь и Заяц по лесам, полям и болотам. Только зашли в лес густой – слышат:
– Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…
– Это что ещё за колобок объявился? – рявкнул Медведь.
– И совсем я не колобок! Я солидный взрослый Бельчонок.
– А почему тогда у тебя хвост куцый? Отвечай, сколько тебе годов?
– Не сердись, дяденька Медведь. Годов мне ещё ни одного. И с полгода не наберётся. Да только вы, медведи, живёте шестьдесят лет, а мы, белки, от силы десять. И выходит, что мне, полугодке, на ваш медвежий счёт – ровно три года! Вспомни-ка, Медведь, себя в три годочка. Небось тоже от медведицы стрекача задал?
– Что правда, то правда! – проворчал Медведь. – Год ещё, помню, в пестунах-няньках ходил, а потом сбежа-а-ал. Да на радостях, помню, улей разворотил. Ох и покатались же на мне пчёлы тогда – посейчас бока чешутся!
Пошагали Медведь с Зайцем дальше. Вышли на опушку и слышат:
– Я, конечно, всех умней. Домик рою меж корней!
– Это ещё что за поросёнок в лесу? – взревел Медведь. – Подать мне сюда этого киногероя!
– Я, уважаемый Медведь, не поросёнок, я почти взрослый самостоятельный Бурундук. Не грубите – я укусить могу!
– Отвечай, Бурундук, почему от матери убежал?
– А потому и убежал, что пора! Осень на носу, о норе, о запасах на зиму пора думать. Вот выройте вы с Зайцем для меня нору, набейте кладовую орехами, тогда я с мамой до самого снега в обнимку готов сидеть. Тебе, Медведь, зимой забот нету: спишь да лапу сосёшь!
– Хоть я лапу и не сосу, а правда! Забот у меня зимой мало, – пробурчал Медведь. – Идём, Заяц, дальше.
Пришли Медведь и Заяц на болото, слышат:
– Хоть мал, да удал, переплыл канал. Поселился у тёти в болоте.
– Слышишь, как похваляется? – зашептал Заяц. – Из дома удрал да ещё и песни поёт!
– Ты почему из дома удрал, ты почему с матерью не живёшь?
– Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.
– Как так нельзя? – не унимается Медведь. – Первенцы у матерей завсегда первые любимчики, над ними они больше всего трясутся!
– Трясутся, да не все! – отвечает Крысёнок. – Мама моя, старая Водяная Крыса, за лето три раза крысят приносила. Две дюжины нас уже. Если всем вместе жить, то ни места, ни еды не хватит. Хочешь не хочешь, а расселяйся. Вот так, Медведушко!
Почесал Медведь щёку, посмотрел на Зайца сердито:
– Оторвал ты меня, Заяц, от серьёзного дела! Всполошил по-пустому. Всё в лесу идёт, как тому и положено: старые старятся, молодые растут. Осень, косой, не за горами, самое время возмужания и расселения. И быть по сему!
Время лесное не торопкое…
В щели зелёного потолка пробились синие лучи. От них на тёмной земле лиловые ореолы. Это солнечные зайчики.
Один зайчик лежит рядом со мной, он чуть шевелит ушами. Над ним тихое матовое сияние, вокруг сумрак, а там, где зайчик, видна на земле каждая еловая иголка, каждая жилка на упавшем листе. Под зайчиком серое поленце с чёрными трещинами. А на поленце – змея. Будто кто-то выдавил, не жалея, из толстого тюбика густую бурую краску; краска легла тугими извивами и застыла. Сверху крохотная головка со стиснутыми губами и с двумя колючими искорками – глазами.
Всё тут внизу неподвижно и тихо. Кажется, время остановилось.
А наверху, над зелёным лесным потолком, катятся голубые волны ветра; там небо, облака, солнце. Солнце медленно плывёт на запад, а солнечный зайчик по земле ползёт на восток. Я это вижу по тому, как тонут в тени приглядевшиеся листики и соринки и как выступают с другой стороны тени новые травинки и палочки.
Луч солнца как стрелка лесных часов, а земля с палочками и соринками – лесной циферблат.
Но почему же змея не тонет в тени, как получается так, что она всё время в центре сияющего овала?
Лесное время дрогнуло и остановилось. Я напряжённо вглядываюсь в извивы упругого змеиного тела: они движутся! Движутся чуть заметно, навстречу друг другу; я замечаю это по зубчатой полоске на змеиной спине. Тело змеи чуть пульсирует: то оно расширяется, то спадает. Змея невидимо передвигается ровно настолько, насколько передвигается солнечное пятно, и потому постоянно находится в центре его. Тело её – как живая ртуть.
Движется в небе солнце, движутся по всей огромной лесной земле крохотные пятна солнца. И вместе с ними движутся во всех лесах сонные змеи. Движутся медленно, незаметно, как медленно и незаметно движется ленивое лесное время. Движутся, как во сне…
Удивительная в лесу тишина: лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Подмигивает ленивая паутинка.
Хорошо идти по такому лесу от поляны к поляне: в каждой, как в зелёной чаше, свой тёплый настой. На одной – медовый: отцветает лиловый вереск, на другой грибной, на третьей настой на вялом листе. Идёшь и из каждой чаши отпиваешь глоток, пока голова не закружится!
На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он был один и делал то, что хотел. Делал он что-то очень странное. То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю. То переваливался через тощий задок и скрёб когтишками землю. Он явно что-то ловил и никак не мог поймать.
Долго он перекатывался, хватал, кусал и сердился. А я всё смотрел и ничего не мог разобрать.
И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! Этот дурень не мог ещё сообразить, что тень – это тень и что поймать её нельзя. Он видел: рядом шевелится тёмное. Бросался на тёмное и скалил зубы. Но тень – это тень.
Даже старый матёрый медведь не очень-то верит своим глазам. Вот и медвежонок: понюхает тень – не пахнет. Наклонит ухо к земле – не шуршит. Стукнет лапой – сдачи не даёт. Значит, её и нет!
Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. Вот это да!
Надо всё не спеша обдумать. Стал приседать медвежонок на задок. Вот приседает и – раз! – наткнулся на острый сучок! Подскочил, а оглянуться боится: тень перед носом скачет. Кто её знает, чего замышляет.
Поёрзал, поёрзал и опять стал приседать. Сел. На сучок. Как подскочит! Да и сучок ли это? Это мне видно, что вправду сучок, а медвежонок и оглянуться боится. Может, это чёрное, без вкуса, без запаха, так кусает?
Шерсть на мишкиной холке встала торчком. Даже клыки показал. Пятиться стал. Попятился и… опять напоролся на сук! Тут заорал медвежонок басом и, как заяц, упрыгал в кусты.
И вот тихо на полянке, и нет никого, будто никогда и не было. Убежал медвежонок, ускакала тень. Остался один сучок. Да брусничным настоем пахнет.
Я сидел на озере, задвинув лодку в тростник.
Был полдень – тихий и сонный. По зелёным тростникам лениво ползли золотые солнечные колечки. Как хорошо!
В тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли.
Вот дрогнули тростники – высунулся плоский нос. Тотчас и по носу, как по тростнику, заколыхались солнечные колечки.
У всех уток всегда деловой, ужасно занятой вид. Но эта маленькая утица – с носом в колечках, с ярко-зелёными зеркальцами на крыльях, – эта чируша была сама озабоченность. Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продиралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые утята – хлопунцы лапчатые.
Последний, самый маленький, отстал. Заспешил, подскочил – и попал шейкой между двумя стеблями тростника, заклинился и повис в воздухе. Запищал отчаянно и лапками зашлёпал по воде.
Утица, хлеща жёсткими крыльями по воде, ринулась назад. Схватила утёнка носом за мягкую шейку, подняла и понесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищал и дрыгал ногами.
Много, ох много трудов приняла утица, пока вывела своих утят из болота, где было её гнездо, на открытый плёс. Вот и последнего брыкуна вытащила и пустила на воду. Сама окунула головку, вскинулась столбиком, забила в воздухе крыльями – и закрякала что-то своё, утиное, радостное… Да вдруг так столбиком и ушла вниз, под воду, захлебнулась на утином полслове.
Утята захлопали по воде культяпочками и бегом – лапками по воде – помчались в тростники.
А там, где исчезла утица, звонко, как ладонью, хлопнул по воде рыбий хвостище – и побежали, побежали по воде круги до самого того места, где я сидел. Сердито застучали тростники друг о друга, будто костяные палочки.
Бедные юнцы-хлопунцы! Как без утицы будете? Кто сигнал тревоги подаст, кто под крылом согреет? Кто за шейку из беды вытащит?
Завозился я в лодке, шлёпнул веслом по воде – хоть напугать губастого обжору! И вдруг радостный утиный крик!
Утица-чируша стоит на воде, крыльями бьёт и крячет, крячет! Только это другая утица, не та…
Она тоже вывела хлопунцов своих на широкую воду – вот и празднует, и кричит от радости. И хлопунцы другие: совсем ещё маленькие. Плоские носики на зобок уложили, щёчки пухленькие, в жёлтом пушке.
Утица – один глаз в небо – не летит ли хищный лунь? – другой вниз – нет ли под водой сома? Оглянулась по сторонам, помолчала немножко. Крякнула – и поплыла вдоль стены тростника.
И утята за ней гуськом, один за другим. И все вниз, в воду, смотрят: первый раз себя в зеркале увидели. Увидели – и сами себе очень понравились.
«Где-то сейчас те сироты-утята?» – подумал я.
А они тут как тут! Выплывают из тростника, культяпочками по воде бьют – спешат вдогон за утицей.
Вот догнали, пристроились к её утятам в хвост – тоже гуськом, один за другим. Только росточком чуть побольше, а то бы и не отличить.
Утица задержалась, повернула назад. Каждого утёнка носом тронула, будто пересчитала. И то ли в счёте она слаба, или тут другое что, – только не прогнала она чужих утят. Сказала им что-то по-своему, по-утиному, и вся большая семья – свои и приёмыши – скрылась в тени нависшего над водой куста ольхи.
Тихая волна от утицы с утятами еле дошла до тростников, где я сидел. По зелёным тростникам снизу вверх – до самых серебряных метёлок – наперегонки побежали улыбчивые золотые солнечные колечки. Ай да утица – плоский нос!
Ловил я на озере рыбу. Тростники тревожно стучали друг о друга, как костяные палочки. Быть дождю!
Я стал собирать удочки.
Вдруг вижу: из густого чакана – озёрной травы – выплывают на чистую воду поганки. Поганка-папа, поганка-мама и крошечные – с жука – поганчики. Поганка, по-учёному – чомга, скрытная птица, не всегда её увидишь.
Чомга-папа выплыл на середину плёса, насторожил глаз в небо – нет ли луня? – встал на караул. Чомга-мама забила крыльями, забарахталась в воде, будто курица в пыли. Да вдруг и ушла под воду.
Чомги похожи на маленьких уточек-чирков, только клюв у них не плоский, как у уток, а тонкий и острый; а уж нырять и плавать, как чомги, не сможет ни одна утка.
Нет поганки-мамы! Мохнатенькие поганчики, как чёрные жуки-вертячки, закружили по воде. Попробовали они и нырять, но были такие лёгкие, что тотчас выскакивали из воды, как пробки.
Вынырнула мама. Поганчики успокоились и стали играть в пятнашки, шлёпая по воде крыльями-культяпками.
Но не зря тревожно стучал тростник. Прорвался ветер, погнал волну с гребешком. Начали лёгкие поганчики на гребешках переворачиваться. Перевернётся – и стучит в воздухе своими лягушечьими лапками. Плохая игра получается.
Поганка-мама насторожила тонкую шейку и что-то сказала, а что – за ветром не было слышно. Поганчики все к ней, окружили её со всех сторон да вдруг и полезли к ней на спину! Лапками чик-чик, культяпочками мах-мах и – ловкачи какие! – забрались. Да ещё и в перья забились, одни головки чёрные торчат. Сидит на воде многоголовая птица.
Тепло поганчикам в пере, сухо и не дует. А не сидится! Копошатся, выглядывают – видно, проголодались после купания.
Мама-чомга опять что-то сказала. Мне не слышно, а чомга-папа услыхал. Клюнул он носом воду и ушёл на дно. Теперь чомга-мама встала на караул, насторожила глаз в небо.
Вынырнул папа, в клюве что-то держит. Видно, вкусненькое – поганчики вытянули навстречу шейки. Папа-чомгич сунул вкусненькое в разинутый роток крайнего поганчика, а сам опять на дно. И до тех пор нырял, пока всех не накормил.
Сытые чомгята с головой спрятались в перо на спине. Спина у чомги-мамы стала горбиком.
Я так загляделся, что совсем забыл, о чём стучали тростники. Вдруг вся вода вспыхнула – сверкнула молния. Ударили тяжёлые капли, запрыгали по воде фонтанчики.
Хлынул дождь. Поганки заспешили в тростники. Мама за папой, как два одинаковых пароходика. Только у заднего пароходика на спине горбок. Потому что не простой это пароходик, а пассажирский.
Чомги спрятались от дождя. А я промок.
Ну да и что за рыбак, коли сухой!
В лесу у болота колония цапель. Каких только цапель нет! Большие и маленькие, белые, серые, рыжие. И дневные, и ночные.
Разные цапли по росту и цвету, но все очень важные и серьёзные. И больше всех важна и серьёзна цапля-кваква.
Цапля-кваква – ночная. Днём она отдыхает на гнезде, а ночью ловит на болоте лягушат и рыбьих мальков.
Ночью на болоте ей хорошо – прохладно. А вот днём на гнезде – беда.
В лесу духота, солнце печёт. Кваква сидит на краю гнезда, на самом припёке. Клюв от жары разинула, крылья широкие свесила – совсем разомлела. И дышит тяжело, с хрипом.
Подивился я: серьёзная на вид птица, а такая глупая! В тень спрятаться – и на то ума не хватает. И гнездо построила кое-как – у птенцов ноги в щели проваливаются.
Жара. Хрипит на припёке, разинув клюв, кваква. Медленно движется по небу солнце. Медленно передвигается по краю гнезда кваква…
И вдруг кровь ударила мне в лицо – так стало стыдно. Ведь кваква телом своим птенцов от жгучего солнца закрывала!
Птенцам ни холодно, ни жарко: сверху тень, снизу в щели гнезда ветерок поддувает. Сложили они длинные носы свои один на другого, ноги в щели свесили и спят. А как проснутся и есть запросят, кваква полетит на болото ловить им лягушат и мальков. Накормит птенцов и опять на гнездо сядет. Носом по сторонам водит – караулит.
Внимание! Это не конец книги.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.