Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » М. Горький. Случай с Евсейкой (стр. 52-54) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
М. Горький. Случай с Евсейкой (стр. 52-54) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Евсейка увидел в подводном царстве алую морскую звезду, усатых лангустов, крабов, актиний, похожих на крупные вишни, креветок, мелькающих как мухи, морских лилий, черепаху, рака-отшельника, зеленых рыбешек, порхающих словно бабочки, большую рыбу в сизо-серебряной чешуе, пищащую как кларнет, улыбающуюся, точно ее зажарили, маленьких рыбок, голотурию, похожую на поросенка, сепию, похожую на мокрый носовой платок, солнце сквозь воду, как медный поднос, сифонофоров, похожих на стеклянные шарики.
умный добрый беззаботный
мужественный игривый хитрый
быстро находит решение маленький
Евсейка – умный, игривый и беззаботный мальчик, он маленький, потому что он чуть не заплакал при встрече с рыбой, но в итоге оказывается мужественным (упал в воду и не испугался) и хитрым, потому что быстро находит решение из сложной ситуации.
Автор с симпатией относится к Евсейке, это чувствуется по фразам: «маленький», «очень хороший человек», «не испугался». Автор обращает внимание, как вежливо Евсейка разговаривает с морскими обитателями, как хитрит и находчиво выпутывается из ситуации. При этом, автор подтрунивает на Евсейкой, упоминая о том, что он лентяй и плохой учиться: немецкого не знает, алгебра для него скучна, по русскому было всего пара четверок в прошлом году. Автору забавно, как Евсейка сам себя хвалит «Ух, какой молодчина», как обижается на рыб «я вам отстригу языки», как описывает своего папу, как пытается ему подражать.
Продолжение небылицы «Случай с Евсейкой»
Евсейка вылез на берег, собрал свои снасти и пошел домой. Ему не терпелось рассказать обо всем увиденном маме и папе, всем друзьям. Но никто не поверил Евсейке. Мама лишь потрепала его по голове и улыбнулась. Евсейке стало обидно: «Придется возвращаться» — подумал он – «Надо какую-нибудь говорящую рыбу поймать и домой принести, тогда уж точно поверят». Вернувшись на берег моря, Евсейка нырнул в воду к самому морскому дну. К его удивлению, ни морской звезды, ни креветок, ни маленьких рыбешек уже не было. Оглядевшись, Евсейка в ужасе увидел огромную черную рыбу, мчавшуюся прямо на него. Вода забурлила. «Сейчас меня съест!» — подумал Евсейка и быстро поплыл к берегу. Уже на мелководье рыба настигла Евсейку. Мальчик не растерялся и подпрыгнул. Рыба не ожидала и со злостью на огромной скорости пронеслась прямо на прибрежные камни, туда, где лежали Евсейкины снасти. «Вот это да! Как это ты такую рыбу сумел поймать!» — удивлялись подбежавшие рыбаки. «Пусть и не говорящая рыба, зато я сам ее поймал» — рассказывал потом Евсейка маме и папе.
Забавный и невероятный случай на рыбалке
Однажды мы с отцом были на рыбалке. Погода стояла тихая, волн на море почти не было. Вдруг неподалеку что-то зашуршало. Я обернулся и увидел большое розовое существо, ехавшее на велосипеде прямо по воде. Существо приближалось к нам, я сумел его получше рассмотреть – это была громадная креветка. Она ловко крутила педали, используя лишь свой хвост. Я не мог понять, как ей это удается. «Спасите, спасите!» — прокричала громадная креветка, поравнявшись с нами — «За мною гонятся чайки!». И действительно, в нескольких десятках метров от нас мрачно кружила стая чаек. Креветка повернула велосипед к берегу и подкатила к нам. Отец укутал креветку большим полотенцем так, что лишь ее большая голова виднелась. «Давай кепку!» — попросил меня отец, надевая креветке на голову мою кепку. «Совсем как я после купания» — пошутил я. Самое удивительное, что наш маскарад сработал. Чайки, обиженно прокричав, пролетели мимо, видимо, потеряв свою добычу. Когда стая скрылась за ближайшей горой, креветка поблагодарила нас и подарила мне маленькую перламутровую жемчужину. Она ловко завертела педалями и скрылась в волнах, а жемчужина хранится у меня по сей день.
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 33. М. Горький «Случай с Евсейкой»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Прогнозирование содержания раздела по заголовку;
Чтение и анализ произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.
Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.
Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.
Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.
Диалог — разговор двух героев.
Синонимы — слова одной части речи, близкие по значению.
Рассказ, герой рассказа, вымысел, художественный приём сравнение, творческий пересказ, план для краткого и подробного пересказа, чтение по ролям.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем, как построен рассказ М. Горького
Научимся выделять основные события в рассказе;
Сможем сочинить продолжение рассказа
Раздел называется «Были и небылицы». Какие же произведения могут быть в разделе с таким заголовком? Небылица — это веселое произведение устного народного творчества. Во 2 классе мы читали такую небылицу:
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелёненьких серьгах.
Чёрный ворон на дубу
Там играет во трубу.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Еще небылицей называют вымысел, то, что невозможно в жизни. А быль — это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле.
Мы прочитаем произведения, в которых авторы мастерски сочетают вымысел и события, которые могли происходить на самом деле. А читая произведения, постараемся понять, для чего авторы включают в рассказы невероятные события.
Познакомимся с историей создания произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.
Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее.
Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество. Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты». Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям.
На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.
Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой».
Вот как это произошло.
15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».
Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.
Чтение и анализ произведения:
Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя.
Читая произведение, отвечаем на вопросы:
Проанализируем прочитанное произведение. Что же мы прочитали: рассказ или сказку?
Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.
Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.
Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.
В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.
Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.
Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:
— завязка (Евсейка попадает в воду)
— основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)
— самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)
— развязка (Евсейка возвращается на берег).
Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.
В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа:
А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать…
Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.
Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? Прием, с помощью которого писатель добивается выразительности при описании, называется сравнение.
Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.
1. Впиши пропущенные слова:
— Откуда это вы взяли, что все рыбы — ___________?
— Так себе… Вроде _________, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
Тут ___________испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал _____________:
— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…
Пропущены слова: немые, меня, Евсейка, неправду.
2. Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распредели события рассказа:
События, которые могли произойти
Рыбёшка смеётся, разговаривает
Рыба приятно улыбается
Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут
Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.
Евсейка хотел стать авиатором
Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
Евсейке все приснилось
События, которые могли произойти
Рыбёшка смеётся, разговаривает
Рыба приятно улыбается
Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всюмочь
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут
Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.
Евсейка хотел стать авиатором
Евсей хотел беззаботно посвистеть, но —оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точнопробка.
Евсейке все приснилось
Соедини название морского обитателя и сравнение, с помощью которого его описывает автор:
Случай с Евсейкой
Однажды маленький мальчик Евсейка, — очень хороший человек! — сидя на берегу моря, удил рыбу.
Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и — бултых! — свалился в воду.
Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!
Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:
Дом, — не тележка у дядюшки Якова…
И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:
Смотрит — над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
— Это вы говорите? — спросил Евсейка.
Удивился Евсейка и сердито спрашивает:
— Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!
А сам думает: «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и — смеется, разговаривает:
— Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!
— И плавников только два!
Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:
«Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек…»
И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:
Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:
— Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!
«Серьезный какой», — подумал Евсейка.
Большая же рыба пристает к нему:
— Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?
— Так себе… Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:
— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…
— Однако — какое невежество! — обиженно вскричала рыба. — Не все же мы костлявые! Например — мое семейство…
«Надо переменить разговор», — сообразил Евсей и вежливо спрашивает:
— Вы бывали у нас наверху?
— Очень нужно! — сердито фыркнула рыба. — Там дышать нечем…
Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:
— Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?
«Ну, начинается! — подумал Евсейка. — Съест она меня, дура. »
И, будто бы беззаботно, ответил:
— Гм? — снова фыркнула рыба. — А может быть, вы— уже утопленник?
— Вот еще! — обиженно крикнул мальчик. — Нисколько даже. Я вот сейчас встану и…
Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали — ни поворотиться, ни пошевелиться!
«Сейчас я начну плакать», — подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, — может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.
А вокруг — господи! — собралось разных морских жителей — числа нет!
На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:
— Желаю с вами познакомиться поближе…
Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, — укоряет Евсейку:
— Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!
— Погодите, я, может, еще авиатором буду, — говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:
— Позвольте узнать, который час?
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое — тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, — запутались в волосах и дергают их.
«Ой, ой, ой!» — воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.
А вокруг в воде повисли рыбы — множество! — поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:
Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас — весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?
«Дуры! — обиженно думает Евсейка. — У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было…»
И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, — но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
А болтливая рыба всё спрашивает его:
— Нравится вам у нас?
— Нет… то есть — да, нравится. У меня дома… тоже очень хорошо, — ответил Евсей и снова испугался:
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
— Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…
Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:
— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!
— Поплывемте наверх! — предложил Евсей.
— Зачем? — спросила рыба.
— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.
— Мух-хи! Вы их любите?
Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:
— Ну что ж? Поплывем! — сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:
— Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…
— Как это — ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.
— Господи! — вскричал мальчик. — Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…
А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».
Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:
Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это — штука!
Плыли, плыли, чем выше — тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.
Смотрит — ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
— Ух! — сказал он, улыбаясь солнцу, — вот я и вынырнул.