Рассказ снегири в комнате было два окна

Сказки

Рабочая программа «Русский язык» 6 класс пояснительная записка

Название Рабочая программа «Русский язык» 6 класс пояснительная записка
страница 7/7
Дата конвертации 23.11.2012
Размер 1,46 Mb.
Тип Рабочая программа
скачать >>>
1. /Рабочая программа.doc Рабочая программа «Русский язык» 6 класс пояснительная записка

Контрольное подробное изложение «Снегири»

Кодификатор

№ умения Проверяемое умение № задания
Использование средств художественной выразительности для описания зимнего пейзажа 3

В комнате было два окна, выходивших во двор (дом стоял во дворе). Под окнами росла большая черемуха. Весной она зацветала так пышно, что казалось – это уже не дерево, а белое облако, каким-то чудом опустившееся на землю. Летом все дерево было осыпано темно-синими, почти черными ягодами величиной с горошину, которые мы поедали в огромных количествах. А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что на черемухе в это время года бывали частыми гостями снегири. Их хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу так, чтоб видеть верхние ветки дерева.

Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать хоть одного из вас и держать дома в клетке! Я воображал, что был бы самым счастливым человеком на свете, если бы мне подарили вдруг снегиря. Но мое детство так и прошло без снегиря. Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке. Но я не жалею об этом. Я даже рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку, не держал ее взаперти, в то время как она могла летать и наслаждаться свободой.

И не знаю сейчас уже, испытал бы я полное счастье в те времена, если бы вдруг стал обладателем снегиря. Но зато хорошо знаю, что был самым счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на моих любимых пичужек из окна и предавался своим мечтам.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.

2. Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 клас­са – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по опре­деленной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобре­тенных навыков.

И т о г о в ы е д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непрове­ряемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полуго­дия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего клас­са.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографи­ческие и пунктуационные ошибки:

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про­водилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а «5» выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка «4» может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные.

Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а «3» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекоменду­ется руководствоваться следующим:

О т м е т к а «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л ­л о м «1».

3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:

Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь Грамотность
1 2 3
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: •

3 грамматические ошибки;

3 грамматические ошибки;

3 грамматические ошибки.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: •

5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);

• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки

«2» 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Источник

Снегири

Весь день не было солнца. Плотная завеса скрывала прозрачное небо. На уроках Санька украдкой поглядывал в окно на небосвод – искал малюсенькую брешь в плотных тучах, надеялся на радостную встречу с солнцем. Без солнца – всё не так, желаний – никаких и совершенно бессмысленное течение времени, вплоть до остановки и. умирания. Санька знал – солнышко есть, оно – большое и тёплое там, всегда там.
Пасмурное настроение омрачилось сообщением: «Последний срок. ». Завтрашний урок чтения определён Елизаветой Ивановной, как единственная возможность, выдать перед классом стихотворение про зиму А. С. Пушкина.
Елизавета Ивановна учительница «что надо». Она никогда, почему-то, не говорила громко, всё время смотрела в глаза и не перебивала. При долгом молчании ученика, стоящего у доски, обязательно спрашивала:
– Ты, можешь что-нибудь добавить? Подумай!
Фраза была в ходу даже если ученик не произносил ни слова. Данное обстоятельство всегда смешило и стремилось наружу. Санька отворачивался, быстро искал в голове грустную тему, чтобы не привлекать внимание учительницы, – она могла пригласить к сотрудничеству с беспомощным товарищем.
Из школы Санька пришёл пораньше, сегодня он решительно отказался провожать Лёшку. Возвращались всегда весело, с маленькими приключениями: слепив снежок запускали в будку мирно спящей собаки и убегали. Могли до конца улицы дружелюбным «кис-кис» преследовать отступающего кота.
Не разогревая обеда Санька достал учебник, нашёл нужную страницу – стихи требовалось подвергнуть анализу на пригодность к заучиванию. «Вечер», сам по себе, казался тоскливым, «утро» – привлекало.
«Бодренькое, вроде бы, – подумал он, начав чтение. – «Мороз и солнце, день чудесный, ещё ты дремлешь друг прелестный. » Чего это он дремлет? Небось, на горке уже! «. Пора красавица проснись. «, – стоп, это что же, Лёшка-«красавица»? Ну, да ладно, «. открой, закрыты негой взоры. «, Кто такой «нега»? – надо будет у мамы спросить.» Про Аврору понравилось – он любил про всё военное. Решил заучивать «Утро», ввиду уже основательно проделанной работы и продолжил читать вслух:
– И ты печальная сидела – а нынче. погляди в окно!
Подчинился – глянул в окно и вздрогнул. На ветке рябины сидел снегирь, и особенно торжественно потреблял ягоды. Чёрная кепка, чинно выпяченная грудь демонстрировала благородно-розовый передник, чёрно-белый хвост сливался со снегом и ветками куста. Снегирь зажимал клювом ягоду, выдавливал мякоть, съедал зёрна и брал следующую. Под клювом из мякоти собиралась бородка, что придавало птице некую важность. Наблюдая снегиря, Санька не сразу узрел другую птицу, сидевшую без движения напротив: она была меньших размеров с грудкой менее яркой. Конечно, это же подружка, но почему она не ест?
Картина за окном вдруг вспыхнула золотом, заиграла сверкающей хрустальной пылью на ветках и гроздьях рябины, птицы стали диковинными и выпуклыми. Через окно доносился резкий свист, нет, но так не бывает! Свист, казалось, можно было потрогать, как прозрачные сосульки, что гребнем свисали с крыши веранды в оттепель. Сейчас ледяные иглы незримо и тонко звенели в воздухе.
Санька соображал, он ринулся к источнику светопреставления – к другому окну, а там: в узенькой щели между горизонтом и слоем туч застряло солнце.
Быстро накинул куртку, сунув ноги в батины бахилы, Санька выскользнул за дверь, тихонько подобрался к углу дома, едва дыша, выглянул и затих.
Перед ним открылся весь палисадник, пылающий в лучах заходящего солнца. Сказка!
Солнышко устроило фейерверк: провалившись за горизонт наполовину, неустанно отправляло золотые струящиеся ленты! Лучи плашмя ударялись о снежный полог, усиливаясь его отблеском, текли и текли к кустам рябины. Снегири наполняли морозный воздух колкими звенящими стрелами. Происходящее оглушало и ослепляло, пронизывало волной восторженного беспокойства, казалось, от переполнения Санька сейчас зажмурится и закроет уши.
Солнце кануло, утянув за собой золото лент. Наступила тишина. Санька стоял, не смея пошевелиться. Снегири сидели клюв к клюву, они замерли, затем вспорхнули и устремились к лесу.

В класс заглянуло солнце. Санькин выход к доске был спокойным и уверенным, глядя в окно он негромко без запинки рассказал выученное и замолчал.
– Ты, можешь что-нибудь добавить? – прозвучал знакомый вопрос.
– Да! Я, в самом деле, «поглядел в окно», а там. снегири! Вы, помните, солнца весь день вчера не было? Перед самым закатом оно заглянуло ко мне в палисадник и озолотило его, – он рассказывал о пернатых, которые запали в душу, смотрел в глаза своим слушателям, они, тоже видели его чудесную картину. Прогремел звонок, Санька опустил голову, сник. На мгновение наступила тишина и. что это? Аплодисменты! Все стояли и хлопали. ему.

Источник

Снегирь на рябине (рассказ по данному сюжету)

Я люблю птиц, с удовольствием наблюдаю за ними. Больше всего мне нравятся снегири – сказочно красивые птицы. Как-то увидел снегирей на рябине, и мне пришло на ум сделать собственного снегиря и прицепить его на веточку. Что из этого получится?

Стояла глубокая осень. Листва почти облетела. Стих птичий хор.

Раньше в кронах деревьев, которые растут на проспекте, птицы устраивали распевы, радовали прохожих своим гулом. А сейчас на проспекте преобладают гудки и шум автомобилей, и звон трамваев. Недалеко от нашей семиэтажки растет роскошная

Однажды, возвращаясь со школы, я обратил внимание на нашу рябину. С кроны дерева слышался звук, похожий на стон, словно звали на помощь.

По-тихоньку я пошел на этот звук, и мне открылась необыкновенная картина: ветви рябины были покрыты сказочными птицами, которые сидели неподвижно, будто околдованные. Уважительные, надутые, с ярко-красной грудкой, в синевато-черных шляпках, с блестящими черными крыльями, другие – с серовато-голубой грудкой, они почти заворожили меня. Я узнал в этих нарядных птицах

Отец когда-то сказал, что праздничное оперение совсем не сочетается с характером этих малоподвижных, пугливых и необщительных птиц. Когда я подошел ближе, снегири улетели. Домой я возвратился понурый и взволнованный.

– Что-то случилось? – спросил дедушка. – Говори, помогу. – Нет, ничего. Снегирей напугал, – прибавил я. – А они такие красивые! – Мы, Олежка, сейчас своего снегиря сделаем. После ужина мы с дедушкой сели в его комнате.

Он замечательный резчик и тонкости своего ремесла учит меня. Мы вместе сделали деревянного снегиря. Я разукрасил птицу в праздничные цвета, посмотрел на этого красавца и сказал: – Дед, а давай повесим снегиря на веточку той рябины, которая растет возле нашего дома на проспекте. – Ну что же, попробуй.

Заодно сможешь понаблюдать, как настоящие снегири отнесутся к твоему, искусственному.

Ну и дедушка у меня! Придумает что-то, предложит, и я уже покой потерял. Не стал я ждать следующего дня, вечером вышел из дома.

Падал первый снег, медленно, будто неохотно. Было тихо. Изредка проносились автомобили.

Я подошел к рябине и повесил на веточку нашу с дедушкой птицу. Вздохнул и возвратился домой. Через несколько дней, проходя мимо рябины, я остановился. На верхней ветви, именно над той, где “сидел” мой снегирь, я снова увидел стайку нарядных птиц.

Один из них стремительно подлетел к моему, клюнул и улетел к своим. Знакомился что ли. Я решил подождать, что же еще они сделают?

Не дождался и пошел домой. Мой деревянный снегирь, сделанный с такой любовью вместе с дедушкой, будет верным другом рябине, привлекающим внимание прохожих, и птиц.

Related posts:

Источник

Сидят на ветках снегири.

Не часто мне приходиться встречаться на нефтеюганских улицах и в пригородных лесах с нашими северными снегирями!
То не неурожай ягод рябины, то затяжные зимние оттепели, то приветливая лесная кормушка спасает от голода. Знаю ее давно: сделана из тонких березовых стволиков, сверху- надежная крыша, а на столике внизу всегда пшено, овес, хлеб, вареная картошка и др. (Для синиц иной раз небольшой шматок свиного сала подвешен. Но кормятся постоянно здесь и белка, и дятел)!

Гнезда снегири строят на ветках маленьких елочек. Они очень хорошие и заботливые родители. Питаются они в основном ягодами и семенами.
Если вы, ребята, хотите, чтобы рядом с вами поселились снегири, то сделайте кормушку и украсьте ее кистями рябины. А если на вашем садово-огородном участке тихо и растут хвойные деревья – снегири могут соорудить даже там гнездо.
«Снегири – настоящие снежные герои, ведь они не улетают зимой в теплые края, а остаются зимовать в снегу и морозах, смело переживают холода и украшают своим ярким оперением лес».

А еще народные сказки и легенды наделяют эту яркую далеко заметную птицу необыкновенными, почти сверхестественными и божественными свойствами!

НАПРИМЕР, В БЕЛОРУССИИ В РОЛИ СВОЕОБРАЗНОГО ПРОМЕТЕЯ, КОТОРЫЙ ДОСТАВИЛ НА ЗЕМЛЮ ОГОНЬ, ВЫСТУПАЕТ СНЕГИРЬ – СКРОМНАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ПЕРВОНАЧАЛЬНО СЕРАЯ ПТИЧКА. ПО ЛЕГЕНДЕ СНЕГИРЬ ВЫПОЛНЯЕТ ПОРУЧЕНИЕ, КАКОЕ БЫЛО ДАНО БОГОМ, – ПРИНЕСТИ С НЕБА НА ЗЕМЛЮ ОГОНЬ.
А в Японии ежегодно 7 января, в соборе Дадзайфу Теммангу, осуществляется торжество Усокаэ. Вечером в соборе разжигают костры и люди приносят с собою обычные фигурки снегиря из дерева, которые называются – киусо. По японскому языку «усо» означает: обман и снегирь. Поздним вечером люди обмениваются, этими фигурками избавляясь, подобным образом, от согрешений (церемониально обменивают обман на правду). После этого на протяжении года деревянная птичка стоит в доме семьи и приносит счастье. СНЕГИРИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЯПОНИИ ТРАДИЦИОННО ПОЧИТАЮТСЯ, КАК ПТИЦЫ САМОГО БУДДЫ.

…В детской литературе создано много забавных и поучительных сказок, рассказов, стихов, басен о снегирях- птицах холодной и снежной русской зимы!
Вот лишь малая часть из этого великолепного словесного сокровища! (см. ниже).

Сидят на ветках снегири,
Сияют, словно фонари.
Их тёплый, розоватый цвет-
Как будто солнышка привет.

Когда наступает зима, у нас есть необыкновенная возможность увидеть на ветках деревьев этих замечательных птичек – снегирей. Снегири – настоящие снежные герои, ведь они не улетают зимой в теплые края, а остаются зимовать в снегу и морозах, смело переживают холода и украшают своим ярким оперением лес.

Наверно, каждый из нас хоть раз в жизни задумывался, а почему у них красная грудка? Поэтому сегодня я познакомлю вас с различными легендами на этот счет, а вы выберете ту, которая больше всего понравится!

Первая легенда.
Все мы знаем, что самым любимым лакомством для снегирей являются ягоды рябины. В детских сказках говорится, что именно рябина стала причиной того, что грудка у снегиря в один прекрасный момент покраснела. Случилось это много-много лет назад. Было лето, умные пернатые, которые не улетали в тёплые края на зиму, делали съестные запасы. А снегирь беспечно порхал с ветки на ветку, пел песенки солнышку и бездельничал.
Когда пришла зима, чтобы выжить, ему ничего не оставалось, как питаться одной лишь рябиной. Из-за большого количества употребляемых красных ягод грудка и покраснела. А может от стыда, за то что, как говорится «лето красное пропела, оглянуться не успела…»

Снегири рябину ели
— Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели
От такого кушанья.

Вторая легенда.
В народе известна еще одна легенда про птичку с красной грудкой. Давным-давно, когда на Руси только установилось Христианство, как раз определялись даты праздников и всякие правила поведения в праздничные дни.
На Благовещение (праздник, когда ангел принёс Деве Марии благую весть о том, что ей суждено родить Сына Божьего), которое отмечается 7 апреля, был введён строгий запрет на любую работу. Славяне верили, что с поздней осени до Благовещения земля спит, а на праздник Бог её будит, благословляет все растения, и мешать ему нельзя, то есть никакую работу делать не разрешается. Но глупая кукушка не послушалась и однажды на праздник решила свить себе гнездо. Тогда Бог её наказал – лишил гнезда навсегда. Кукушка подумала-подумала и решила подбросить яйца в гнездо снегиря. Естественно, снегирь возражал. Он вступил в драку с самцом кукушки и в конечном итоге вышел из неё победителем. Но с тех самых пор алеет у него на грудке отчётливое пятно – следы крови поверженного мужа кукушки. А сама кукушка навсегда осталась вдовой. И продолжает подбрасывать яйца кому попало.

Хочу поделиться историей, которую я прочитала недавно в одной новогодней сказке Алены Вересовой.

Оказывается, раньше грудки у снегирей были белоснежными. Но в один год случилась беда, из-за сильных вьюг и метелей Новый год никак не мог найти правильный путь. И один отважный снегирь решился полететь на Север и помочь ему.
«Я летел так быстро, а навстречу дул такой сильный ветер, что какая-то ледышка врезалась мне прямо в грудь, и на ней выступили капли крови. Я упал прямо на руки Новому году, но, обессиленный, не мог показывать ему дорогу. Путь подсказывали следы, которые я оставлял. И вот сначала Новый год шел по розовым капелькам на снегу, а потом – по звону серебряных сосулек, которые натопило мое сердце. Он нес меня в ладонях. Так мы и пришли. И у людей, зверей и птиц наступил Новый год. С тех пор у меня и у всех снегирей грудка алая».

А вот биологи не верят в сказки и легенды. И утверждают, что в районе грудки у снегирей сосредоточено максимальное число меланиновых клеток, которые отвечают за окрас перьев. А в потребляемой снегирём пище, содержится большое количество каратиноидов, являющихся природными красителями.

Не знаю, как вам, мне кажется, легенды и сказки гораздо интереснее, чем считают биологи.

2.ВИТАЛИЙ БИАНКИ, ПТИЧИЙ ГОД. – ВЕСНА

Прилёт, пролёт, отлёт.

Весну открывают птицы. Но велика наша Родина, и в разных её краях открывают весну разные птицы: под Москвой, Ленинградом, на Украине первым прилетает белоносый грач, на севере – серая ворона, в Сибири – галка.
Чуть появятся первые проталинки, уже тут как тут чибис, скворец и жаворонок. А растопит солнце лёд на реках, – глядь, на полыньях уже сидят утки, по берегам суетятся белые трясогузки, в небе звонко, торжественно трубят лебеди, гогочут гуси, вьются над водой чайки.
Шумными стаями перелётных наполняются воды, леса, степи. Одни птицы остаются здесь – эти здесь и сами родились, здесь будут и детей выводить. Другие летят дальше на север: это пролётные, они там родились и гнездятся. И в это же время идёт отлёт от нас: подорожники, чечётки, чижи, снегири, свиристели, белая полярная сова. Только на зиму к нам прилетали. Теперь спешат домой, на север, там тоже потеплело, опять можно жить. Даже вороны, которые были у нас зимой, не наши вороны, а северные. Они отлетают, с юга прилетают наши.
Но мы этого даже и не замечаем, потому что весь год все наши вороны серы.
Прилёт идёт не как попало, а в строгом порядке: первыми к нам весной прилетают те птицы, что улетали от нас последними осенью; последними – те, что улетали первыми.
Птички, которые собирают на земле зёрна или клюют почки – зяблики, щеглы, коноплянки, прилетают раньше. Мухоловки, горихвостки, ласточки, козодои, стрижи ждут, когда вылетят мухи, комары, бабочки.
Всем в глаза бросилась бы на голой земле, в голом лесу золотая иволга, жёлтая трясогузка, яркие разноцветные щурки, сизоворонка, чеканчики, если бы они явились, когда ещё у нас ни травы на земле, ни листьев на деревьях. Они прилетят, когда солнечные зайчики заиграют в траве и листве, когда яркий свет сделает их яркое цветное оперение не таким заметным.
И воздушные дороги у разных перелётных разные. Одни стаи тянут из года в год, из поколения в поколение вдоль морских берегов, другие – над реками, третьи – по лесам, полям и перелескам. Тянут из года в год одинаково, как по ниточке, и ни одна стая даже ночью не собьётся со своего пути, разве только попадёт в густой туман или бурей занесёт её в сторону.
Выстраиваются птицы в пути по-разному. Треугольником строятся на полёте журавли.
Некоторые кулики летят редкой цепочкой, гуси вытягиваются длинной вожжой. А лесные мелкие птахи – просто кучкой, а в кучке то и дело все меняются местами.
А что в это время делают те птицы, которые и не улетали от нас на зиму?
Ворон, сорока, сойка, воробей, рябчик, тетерев, глухарь, филин и многие другие давно уже встретили весну, радуются ей, кто как может.
Куропатки, синицы, чижи жили зимой дружными стаями, а пришла весна – и дружба врозь: живут парочками, а тетерева и глухари даже поодиночке: каждая самочка отдельно и каждый самец сам по себе.

3.ВИТАЛИЙ БИАНКИ: «ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ. РАЗГОВОР ПТИЦ В КОНЦЕ ЛЕТА».

Жёлтенькая пеночка-теньковка с пожелтевшей ветки:
– Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Тень!
Пёстрый хохлатый удод: – Худо тут! Худо тут!
Снегирь: – Жуть! Жуть!
Горихвостка: – Жить! Жить!
Воробей: – Чуть жив! Чуть жив!
Вороны прилетят на помойку, кричат: – Харч! Харч!
Ласточки щебечут:
– Пеки калачи,
Жарь на печи
Яи-ишенку!
Бекасы – небесные барашки, падая из-под облаков:
– Пеки, пеки, пеки, пеки,
Бэ-ээ-эээ!
Журавли:
– Трогай, трогай!
В поход!
За горы, за моря:
Летим не зря
Мы да орлы –
Курлы! Курлы!
Дикие гуси, пролетая: – Го-лод-но! Хо-лод-но!
Терентий-Тетерев: – Чу-шшь! Чушь! Продам балахон, продам балахон, куплю..
Филин из леса: – Шу-буу!
Тетерев: – Куплю шубу! Куплю шубу!
Чижик:
– Чулки, чулки, валенки!
Чулки, чулки, варежки!
Небесные барашки:
– А ну, купи, купи, купи, –
Бэ-ээ-эээ!. Пеночка-теньковка:
– Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Тень-тень-тень!

5.КТО ПОКРАСИЛ СНЕГИРЯ?

Эту короткую сказку на ночь рассказал для самых маленьких наших читателей известный ПИСАТЕЛЬ ИЗ НОВОСИБИРСКА ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ КОСАРЕВ.
Этот цикл его коротких сказок для малышей включает в себя еще три маленьких сказки: «Веселый бурундук«, «Морская сказка» и «Городок в домике»
Причем самое невероятное в том, что сказки эти еще не публиковались на детских ресурсах.

***********
Если вы не были в зимнем лесу и не катались на лыжах между огромных сосен, то вы многое потеряли! Такие прогулки приносят немало радости и весьма полезны для здоровья. Я вам советую срочно бросить все дела, надеть спортивный костюм, взять лыжи и приехать в наш лес. Здесь чистый воздух, ослепительно белый снег, могучие деревья и очень доброжелательные жители – птицы и звери.
Однажды, в солнечный и морозный день, я спокойно катился на лыжах по лесу и вдруг услышал веселое пение:
Я с любопытством огляделся по сторонам. Оказалось, что под кустом возле лыжни сидел маленький белый зайчонок и во весь голос пел эту несложную песенку.
— Привет – сказал я ему. – Ты почему один сидишь в сугробе? Где твоя мама?
Зайчонок прекратил петь, вскочил и очень важно ответил:
— Я уже взрослый и самостоятельный! А мама пошла по делам.
Я кивнул с уважением и похвалил зайчонка:
— Молодец! Ты очень хорошо поешь. Мне понравилась твоя песенка.
Зайчонок снова уселся в снег и распушил свою белую шерстку.
— Песенку я сам сочинил – нисколько не хвастаясь, сказал зайчонок.
Я заинтересовался.
Сняв лыжи, я воткнул их в снег и сел в сугроб рядом с зайчонком.
— А вот скажи мне, пушистик, – спросил я его, – когда ты сочинял эту песенку, ты думал, кто на самом деле покрасил снегиря?
Зверек почесал себя за ушком задней лапой, отчего чуть не свалился набок, и ответил:
— Конечно! Я у всех в лесу спрашивал! Я даже ходил на другой край леса к Медведю! Но никто-никто не знает, кто же покрасил снегиря.
Я понимающе покачал головой и погладил зайчонка.
— Да… понимаю тебя. Это очень сложный вопрос.
Зайчонок снова вскочил и непринужденно хлопнул меня по руке.
— Вот вы, люди, очень странные! Вы катаетесь на досках по снегу, а без досок сразу вязнете! Вы собираете шишки, но плохо лазаете по деревьям. Вы придумали громкие машины, которые могут проехать по самому глубокому оврагу, но не умеете спать в сугробах! Я вас не понимаю, но, может, хоть вы подскажете мне, кто же покрасил снегиря?
Я задумался. На самом деле я не знал ответа на этот вопрос, но мне не хотелось расстраивать нового друга. И тогда я ответил честно:
— Нет, Зайчонок, я не знаю, кто покрасил снегиря. Но я обещаю это выяснить и в следующий раз, когда буду в лесу, я найду тебя и обязательно все расскажу.
А зайчонок сказал очень по-взрослому:
— Договорились! Буду ждать тебя. А сейчас мне пора, потому что вон за теми кустами сидит волк. А мы, зайцы, не очень дружим с волками.
И едва он произнес последнее слово, как из кустов действительно выскочил большой серый волк и низко пригнул голову, нюхая снег. Но зайчонка уже не было – он ловко ускакал, сливаясь своей белой шерсткой со снегом.
Я надел лыжи, погрозил пальцем волку, чтобы не обижал маленьких зайчат, и поехал домой.
Мне нужно было найти ответ на сложный вопрос природы – кто покрасил снегиря?
Наша следующая встреча с зайчонком произошла через несколько дней. Я, как и прежде, ехал на лыжах по лесу, а зайка выпрыгнул из кустов мне навстречу. Мы тепло поздоровались, как старые друзья.
— Ну, что – строго спросил зайчонок – узнал?
К сожалению, я не смог обрадовать своего пушистого приятеля.
— Извини, Зайка – я пожал плечами. – Никто в нашем человеческом мире не знает, кто покрасил снегиря. Ни в одной книге я не нашел ответа на твой вопрос.
Затем я рассказал, как провел много времени в библиотеке, разыскивая нужные книги. Как спрашивал всех своих знакомых и товарищей. Зайчонок внимательно меня выслушал и понимающе кивнул:
— Выходит, мне опять нужно самому все выяснять. Я так и знал!
— Не расстраивайся, Зайка! – я присел на снег и потрепал его по спине. – Я могу написать письмо в Академию наук. Может, там нам ответят.
— А что такое Академия наук? – недоуменно спросил зайка.
Я вкратце рассказал ему про Академию и про ученых и про то, какие сложные вопросы они решают. Зайчонок выслушал меня очень внимательно и с интересом. Ведь на самом деле письмо в Академию наук оставляло нам надежду. Уж ученые-то точно разберутся и найдут правильный ответ!
Мы договорились с зайчонком, что я составлю письмо, а он будет меня ждать.
Я снова надел лыжи и приготовился уезжать. И тут зайчонок опустил глаза и скромно сказал:
— В следующий раз принеси мне, пожалуйста, морковки. У вас в городе ее много, я знаю, мне мама рассказывала.
Я улыбнулся и пообещал. Мы расстались – я поехал домой, а зайка упрыгал в кусты.
Но даже Академия наук, к сожалению, не смогла сразу ответить на вопрос – кто покрасил снегиря? Ученые ответили на мое письмо незамедлительно, но пояснили, что у них сейчас очень много работы, и они смогут заняться изучением этого вопроса только через месяц.
Я был опечален и не в очень хорошем настроении отправился в лес. Радовало меня только то, что я принес зайчонку много морковки. Я надеялся, что он будет рад подарку.
Зайка выпрыгнул из куста и, забыв поздороваться, сразу же стал расспрашивать меня о письме в Академию:
— Ну как там? Ну что? Почему ты молчишь? Рассказывай скорее!
Я поведал пушистику грустную историю с письмом. И чтобы зайка не плакал, я тут же подарил ему морковку. Но он даже не взглянул на нее.
— Как обидно! – в сердцах высказался зайчонок и сел в сугроб. – Я так надеялся!
Я тоже сел в сугроб рядом с ним и погладил его.
— Не расстраивайся. Скушай морковку! Смотри, какая она красивая, яркая и наверняка очень сочная.
Зайка отвернулся в сторону и раздосадовано буркнул мне в ответ:
— Да как же ты не понимаешь! Не в морковке счастье! Эх.
Мне нечего было ему возразить. Я тоже очень расстроился, глядя как печалится мой лесной друг.
Но морковку зайчишка все-таки взял и принялся ее смешно грызть.
В этот момент солнышко вдруг вышло из-за сосен и стало светить ярко-ярко. И по зеленым, колючим веткам запрыгали снегири. Маленькие, пухленькие птички с замечательным алым рисунком на груди. Снегири собрались вместе на ветке и смотрели на нас.
Вдруг зайчонок вскочил, бросил морковку и подскочил к дереву.
— Эй, снегири! Снегири! Привет! Кто вас покрасил. Расскажите мне! Кто вас покрасил?
Он скакал вокруг дерева и кричал птичкам, а они чистили перышки и молча смотрели на забавного зайчишку сверху.
Зайка даже попытался забраться на дерево, но у него ничего не получилось – он рухнул в снег! Из сугроба торчали только его маленькие беленькие ушки.
Я вытащил его из снега и взял на руки. А он пытался вырваться и все кричал:
— Кто покрасил снегиря? Почему такие красивые птички живут в нашем лесу, а мы даже не знаем, откуда они взялись? Кто покрасил снегиря?
И вдруг с неба раздался громкий, раскатистый голос:
— Кто это тут шумит? — Голос зазвучал так неожиданно и оглушительно, что даже ветер притих, и птицы перестали петь.
Голос спросил:
— Почему ты так кричишь, Зайчонок?
Зайка прижался ко мне и огляделся по сторонам.
— Кто это? – спросил пушистик шепотом.
А голос ответил ему:
— Это я, Отец Природы! Я давно слушаю твои песенки. Честно говоря, ты меня разбудил, и я хочу ответить на твой вопрос, чтобы ты больше не кричал в лесу.
Зайка навострил ушки и восхищенно произнес:
— Ух ты!
Я держал зайку на руках, а голос пробасил с неба:
— Снегирей покрасили мои дочери – лесные волшебницы. Они пожаловались мне, что зимой слишком много белого цвета. А им так не хватает ярких оттенков, которые бы напоминали о лете. И я создал снегирей, а дочки покрасили им грудки в ярко-алый цвет. Вот и вся история! А теперь я пойду снова спать! Не шумите в моем лесу… До свидания.
Подул ветер, снова зашуршали ветки сосен, снегири упорхнули и исчезли, и все вдруг стало тихо.
Пушистик посмотрел на меня. У него были огромные, круглые и очень счастливые глаза.
— Ух ты! – произнес он еще раз восторженно.
Я сам был удивлен и немного ошарашен.
Я отпустил зайку на снег и тот сразу начал радостно подпрыгивать и напевать веселую песенку про снегирей:
Кто покрасил снегиря?
Кто покрасил снегиря?
Это очень интересно,
Откровенно говоря!
Он прыгал по снегу, скакал, кувыркался, переворачивался и смеялся. Такого счастливого и довольного зайку я, признаться, вообще никогда не видел.
Я не стал ему мешать и надел лыжи. Мне хотелось оставить зайчонка одного с его радостью. У моего друга сегодня сбылась мечта – он узнал, наконец, ответ на очень сложный вопрос.
Я развернулся и заскользил по лыжне.
И тут позади себя я услышал звонкий голос неугомонного зайчонка:
— Эй! Отец Природы! Ты куда исчез? Ау. Ау. А скажи мне еще, кто покрасил синичек? Кто покрасил синичек? Эй. Просыпайся! Ну, пожалуйста! Кто покрасил синичек? Эй, ответь мне! А хвост горностаю кто покрасил? А мухоморы кто покрасил? А почему ежевика синяя, а земляника красная? Эй, Отец Природы! Ты где.
Я расхохотался во весь голос и поехал домой.
В следующий раз мы увиделись с любопытным зайкой только весной. Он заметно подрос и поменял свою белую шубку на серую…

6.СНЕГИРЬ. АГНИЯ БАРТО

7.КУДА ПРОПАЛИ СНЕГИРИ?
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КРАСНОГРУДОЙ ПТИЧКЕ? ЛЕГЕНДЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.(МУЛЬТФИЛЬМ «СНЕГИРЬ»).

********
Зима. Нет изумруда нежной весенней зелени, нет пёстрого летнего разноцветия и яркого, горящего осенними огнями листопада. Нет вообще ничего, кроме бесконечного белого снега. Белого и холодного.
И, казалось бы, откуда в этой снежности взяться чуду? Но давайте заглянем в зимний лес, хотя и лесом-то его сейчас назвать сложно. Скорее, это удивительный, сказочный мир. Мир тишины и покоя. Но, входя в него, мгновенно понимаешь, что оказываешься в самом сердце прекрасной волшебной сказки. Сказки о спящей красавице.
Застыли в звенящей тишине многоярусные дворцы и замки. В причудливой форме, приседая к земле, замерли припорошенные кустарники. Всевозможные пеньки, кочки, поваленные деревья враз превратились в неподвижные белые статуи. Всё замерло в ожидании чуда…
И ВДРУГ ЭТО ЧУДО ВСПАРХИВАЕТ СО СТАРОЙ БЕРЁЗЫ СТАЙКОЙ КРАСНОГРУДЫХ СНЕГИРЕЙ, ВЗРЫВАЯ ТИШИНУ ХЛОПАНЬЕМ КРЫЛЬЕВ И ОСЫПАЯ ВАС ХОЛОДНЫМ СЕРЕБРЯНЫМ ДОЖДЁМ. Ещё пару мгновений — и лес снова погружается в привычную тишину… Только холодный снег тает за шиворотом, да алеет на щеках отблеск красногрудых снегирей…
Среди такой вот красоты существует музей снегиря. Он единственный в мире и открыт в Подмосковье в дачном посёлке Снегири в августе 2007 года. В настоящее время количество экспонатов превышает 600 наименований и с каждым годом растет.
Только холодный снег тает за шиворотом, да алеет на щеках отблеск красногрудых снегирей… Среди такой вот красоты существует музей снегиря. Он единственный в мире и открыт в Подмосковье в дачном посёлке Снегири в августе 2007 года. В настоящее время количество экспонатов превышает 600 наименований и с каждым годом растет.
…В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОСМОТРИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ СОВЕТСКОГО РЕЖИССЕРА-АНИМАТОРА ИНЕССЫ КОВАЛЕВСКОЙ, КОТОРЫЙ ВЫШЕЛ НА ЭКРАНЫ В 1983 ГОДУ И НАЗЫВАЕТСЯ ОН «СНЕГИРЬ». Сюжет мультфильма построен по мотивам стихотворения знаменитой детской ПОЭТЕССЫ АГНИИ БАРТО.
Сколько лет пронеслось, только зёрна любви,
В сердце вызрели ягодой спелой,
Словно снежный покров подожгли снегири
Красным заревом, вспыхнув на белом.
Жизнь сложнее порой прописных букварей,
И не спрячешь в кармане наследство,
Свой закат и рассвет, и тепло снегирей,
Всё что греет и радует сердце.
Дорогие друзья! Вот уже совсем немного времени остается до наступления новогодних праздников. От всей души желаю вам счастливейших 12 месяцев, полных всех удовольствий жизни и удивительных приключений! Цените каждый день, как великолепный шанс сделать свою жизнь еще прекраснее! И пусть снегири вас всегда радуют своим щебетом и ярким оперением. И пусть снегири будут вашими защитниками, что бы вы никогда не заблудились среди проблем и забот, и чтобы вы всегда находили дорогу к дому, где вас ждет покой, уют и душевная теплота родных и близких вам людей!

СРЕДИ ТАКОЙ ВОТ КРАСОТЫ СУЩЕСТВУЕТ МУЗЕЙ СНЕГИРЯ. ОН ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ И ОТКРЫТ В ПОДМОСКОВЬЕ В ДАЧНОМ ПОСЁЛКЕ СНЕГИРИ В АВГУСТЕ 2007 ГОДА. В настоящее время количество экспонатов превышает 600 наименований и с каждым годом растет.
ГЛАВНАЯ МИССИЯ МУЗЕЯ — ДАТЬ ДЕТЯМ ПОНЯТИЕ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ, ПРИВИТЬ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ К БРАТЬЯМ НАШИМ МЕНЬШИМ. Здесь дети смогут познакомиться с главным экспонатом музея — снегирём. Именно этой птице посвящена тематика музея, здесь дети смогут узнать много интересных фактах о ней. ЗАДАЧА МУЗЕЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДУ, ПОВЕРНУТЬ ЛИЦОМ К РОДНОМУ КРАЮ. ПОКАЗАТЬ, ЧТО МИР ИНТЕРЕСЕН НЕ ТОЛЬКО ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, А ЗА ТВОИМ ОКНОМ! Что встреча с живыми птицами приносит радость и душевную теплоту. Чем чаще мы будем думать о природе, тем больше сможем помочь ей, а она, в свое время, непременно, поможет человеку!

Все эти материалы взяты мною
с разных детских сайтов.

Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
8 января 2018 года.

Источник

Читайте также:  Путаница чуковский это сказка или небылица
Познавательное и интересное