Рассказ со словами исключениями о е после шипящих в корне слова

Сказки

Буквы ё-о после шипящих в корне слова

Оборудование: иллюстрации, слова-исключения, магнитофон, компьютер.

1. Вступление учителя.

Мы с вами, ребята, находимся вот уже много дней в гостях у кого? (У мастера Словообразования.)

Король этого княжества – Корней Корнеевич. Теперь вы можете сказать уверенно, чем же он занимается? (Образованием новых слов.)

При помощи чего? (При помощи суффиксов и приставок.)

Корней Корнеевич вышел нас встречать, он очень добрый и гостеприимный хозяин, надел шляпу – суффикс – як. Что это значит?

/Он добряк, рад нас видеть и очень любит играть с гостями в разные игры – загадки. Попробуем отгадать:

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале. /Оценка/

2. Разминка. “Четвертое лишнее”:

Все ли слова будут однокоренными?

У Корнея Корнеевича в гостях бабушка Орфографушка с внучкой Орфограммушкой. Вы не забыли, кто это такие? Внучка очень любит прятаться в словах, бабушке приходится постоянно ее искать. Давайте поможем найти баловную внучку. Индивидуальная работа по перфокартам.

Перфокарты: (лаг – лож), (раст – рос) (2 ученика).

3. Ввод нового материала.

(Магнитофон – запись шипения змея.) Иллюстрация на доске – Змей Горыныч о 4-ех головах: ж, ш, ч, щ.

Корней Корнеевич приготовил нам сюрприз. К нам кто спешит на урок и так грозно шипит? (Змей Горыныч начитанный о 4-ех головах.) Вы все слышали, как шипит змея. 4 согласных звука похожи на звуки, издаваемые змеей. Вот почему эти звуки и называют шипящими.

Какое правило мы уже знаем после шипящих? (Буквы и, у, а после шипящих в корне слов.) Вспомним это правило!

Создание словарного диктанта по картинкам. (Запись на доске и в тетради с обозначением орфограммы № 4.)

4. Объяснение нового материала. (Таблица на компьютере.)

Буквы е и о после шипящих в корне Ш е лк – ш е лковистая ш о в Щ е ки – щ е ка капюш о н Ш е пот – ш е пчет крыж о вник Ж е лтый – ж е лтеть ш о рох Ш е рстка – ш е рстяной ш о рты

Посмотрите внимательно на примеры слов. (Зачитываются.)

Какие же буквы могут писаться после шипящих в корне слова? (е, е, о).

А теперь посмотрите внимательно на рисунок и попробуйте догадаться, когда же мы будем писать в корне после шипящих е?

Вывод о правописании слов: в корне под ударением после шипящих звук о обозначается буквой е, если есть однокоренная пара с е. Во всех русских словах для того, чтобы сохранить одинаковые буквы, обозначающие звуки о под ударением после шипящих пишется е. Ведь буквы е и е очень похожи.

А что же за слова с правой стороны? У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. Эти слова будем считать исключениями. А чтобы их легче запомнить, послушайте и посмотрите такую сценку:

Наш “о” сегодня разозлен
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез за ягодами в сад,
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.

Вывод о правописании слов с е – о после шипящих.

5. Закрепление нового материала в форме “Поле чудес”.

По рисунку и лексическому значению слова попробуем подобрать слова на правило с данной орфограммой, запишем рядом однокоренные слова без ударения и обозначим орфограмму. (10 рисунков и 10 значений):

Читайте также:  Рассказ бунина косцы краткое содержание для 5 класса

6. Знакомство со словами-исключениями иностранного происхождения: (Сказка.)

В словах-исключениях иностранного происхождения всегда пишется буква “о” в безударном положении.

Чтобы легче запомнить эти слова, посмотрите на выделенные слова в компьютере и послушайте шуточный рассказ:

Солнце глянуло сквозь щелку,
Свесив огненную челку.
Вышел еж с сапожной щеткой,
Занялся работой четкой.

(Ммагнитофон.) Выписать слова из “Сказки о попе и работнике его Балде”.

Жили-были в лесу две елочки,
Одевались они с иголочки.
Натирались смолой душистою,
Утирались травой пушистою.
А на старом крутом пригорке,
Там, где спрятался желудь в норке,
Дуб стоял. Бородастый. Бурый.
Очень жилистый, очень хмурый.
И смеялись над дубом елочки,
Распустив смоляные челочки.
И забыли они, что ночью,
В час, когда поднялась гроза,
Он прикрыл их от смерти. Молча,
Встретив бурю глаза в глаза.

8. Подведение итогов. Домашнее задание по выбору:

Источник

Буквы е (ё), о после шипящих в корне слова

Буквы «е» (ё) или «о» после шипя­щих в корне слов пишут­ся в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка. Рассмотрим, как опре­де­лить, когда пишут­ся бук­вы «е», «ё» или «о» после шипя­щих в корне слов.

Правило

Посмотрим, как рабо­та­ет это орфо­гра­фи­че­ское правило.

В корне сло­ва «жёр­нов» зву­чит под уда­ре­ни­ем глас­ный звук [о]:

Чтобы выбрать бук­ву «ё» или «о», изме­ним фор­му это­го существительного:

Как видим, мена «ё» с «е» про­изо­шла. Значит, выбе­рем напи­са­ние бук­вы «ё» в корне ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го. Приведем ана­ло­гич­ные при­ме­ры чере­до­ва­ния кор­не­вой бук­вы «ё» на без­удар­ную глас­ную «е» в фор­мах слов:

Ко мно­гим сло­вам, в корне кото­рых после шипя­щих воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «е» («ё») или «о», мож­но подо­брать род­ствен­ные сло­ва, например:

Написание буквы «о» после шипящих в корнях слов

Буква «о» после шипя­щих в корне пишет­ся, если при изме­не­нии сло­ва или обра­зо­ва­нии род­ствен­ных слов от это­го же кор­ня, не про­ис­хо­дит чере­до­ва­ния бук­вы «о» с «е». Убедимся в этом, взяв для при­ме­ра сло­во «шо́рох». Изменим это суще­стви­тель­ное по паде­жам и числам:

Ударным явля­ет­ся один и тот же глас­ный в корне этих сло­во­форм. Заметим, что так и не про­изо­шла мена иссле­ду­е­мой бук­вы с бук­вой «е». Значит, выбе­рем напи­са­ние бук­вы «о» после шипя­ще­го в корне суще­стви­тель­но­го «шорох».

Приведем спи­сок слов, в корне кото­рых после шипя­щих под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о»:

Отметим, что в ряде слов, как пра­ви­ло заим­ство­ван­ных, пишет­ся бук­ва «о» после шипя­щих и в без­удар­ной позиции:

Отличаем напи­са­ние суще­стви­тель­но­го «ожог» и при­ста­воч­ных слов от напи­са­ния обра­зо­ва­ний от гла­го­ла «жечь»:

Если от суще­стви­тель­но­го «ожог» обра­зу­ем при­ла­га­тель­ное, то оно пишет­ся с бук­вой «о» в корне:

Видеоурок (5 класс)

Источник

Конспект урока и презентация по русскому языку 5 класс «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

Выбранный для просмотра документ МБОУ.doc

МБОУ «Калининская основная общеобразовательная школа»

Учитель русского языка

Калинина Вера Васильевна

Тема: Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть её в тексте.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создавать условия для формирования у школьников чувство взаимоуважения, развивать умение работать в коллективе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

Читайте также:  Рассказы для детей 7 лет читать поучительные короткие

Постановка проблемы и актуализация знаний.

Объяснение нового материала.

Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание по выбору.

Прозвенел звонок весёлый. Он позвал нас на урок.

Все задания сегодня выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу на уроке, мы должны настроиться на рабочий лад. Закройте глаза и повторяйте то, что я буду вам говорить.

Я сейчас в школе на уроке.

Внимание моё растёт.

Память у меня хорошая.

У меня сегодня всё получится.

2.Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали меня на прошлом уроке. Помните ли вы, когда в корнях –раст- рос- пишется буква А, а когда О? Кто расскажет правило о правописании корней –раст-рос-?

3. Молодцы! А сейчас наша привычная синтаксическая пятиминутка. Я читаю предложение, а вы определяете количество грамматических основ в нём и составляете его схему

Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в небо жёлтые языки огня.

Разберите по составу слова взметнулись, жёлтые. Какой звук произносится под ударением в корне прилагательного жёлтые?

4.Постановка проблемы и актуализация знаний.

Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То подавай этим шипящим букву О, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой Ё. Вот и приходится писать: НА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТОК ПРИЛЕТЕЛА ПЧЁЛКА. (Слайд 2) Тсс… Слышите, что говорят шипящие? «Осторожно! Мы – шипящие!»

Поставьте, пожалуйста, ударение в словах жёлтый, пчёлка. Является ли буква Ё орфограммой?

(Является, потому что пишется Ё, а слышится звук О)

После каких звуков находится орфограмма?

(После шипящих согласных)

В какой морфеме находится орфограмма?

Давайте попытаемся сформулировать тему урока.

(Буквы О-Ё в корне слов после шипящих) (Слайд 3)

Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слов». Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? Попытайтесь сформулировать цель.

(Мы научимся определять, какую гласную нужно писать после шипящих в корне слова: О или Ё) (Слайд 4)

5.Объяснение нового материала.

1). Работа с таблицей «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова» (Слайд 5)

Посмотрите на таблицу. Прочитайте слова, помещённые в ней. Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв О или Ё после шипящих в корне слов. (В корне после шипящих под ударением пишется буква Ё. Мы можем к слову подобрать однокоренное слова с буквой Е в корне)

Все ли слова подчиняются данному правилу? Посмотрите на следующие слова: шов, шорох, капюшон, крыжовник, шомпол. (Слайд 6) Как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) Теперь вы можете сформулировать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова?

Давайте посмотрим по учебнику, правильно ли вы сформулировали правило. Откройте учебник на странице 37. (Слайд 7) (Читают вслух правило) Обратите внимание на оформление орфограммы. Итак, делаем вывод: под ударением в корне после шипящего пишем Ё. К слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Если такое слово подобрать нельзя, то в корне следует писать букву О.

Ребята, мы с вами говорили о том, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в языке, поэтому в них пишется буква О. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение. (Слайд 8)

Читайте также:  Рассказ о гареме в параллельной вселенной

Наш «О» сегодня разозлён:

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад.

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.

3). Слова иноязычного происхождения.

В некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется О. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Их правописание следует запомнить. В основном, это слова иноязычного происхождения. Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящей.

— Жокей – наездник на скачках. (Слайд 9)

— Крюшон – прохладительный напиток. (Слайд 10)

Вывод: после шипящей в словах иноязычного происхождении пишется О. (Слайд 11)

Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Какое лексическое значение этих слов, мы сможем узнать, заглянув в толковый словарь. Первый вариант ищет значение слова артишок, второй – анчоус.

Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнём. Встаньте со своих стульев и представьте себе, что вы пчёлки. Как, кстати, мы напишем это слово? А вокруг вас цветут жёлтые цветы, с которых вы должны собрать нектар. Прежде чем собрать нектар, давайте выясним, как пишется слово жёлтые? Ну а сейчас летаем по цветочкам, рассаживаемся на них и собираем нектар. (По полу разложены резиновые коврики – цветочки)

6. Закрепление нового материала.

1). Первичное закрепление

Поработаем у доски. Мы будем записывать словосочетания, объясняя написание слов и графически оформляя орфограммы. Если вам встретится прилагательное, употреблённое переносном значении, подберите, пожалуйста, к нему синоним.

Отрастить чёлку, вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, тяжёлый человек, почётный караул, шёлковый костюм, неясный шёпот, красивый капюшон, жёсткая дисциплина, чёрствый человек, маленькая щёлка, ровный шов, мягкая шёрстка.

Сейчас мы проведём диктант-молчанку. Я показываю вам рисунок, а вы записываете слово и графически оформляете орфограмму. (Слайды 12-15)

А теперь проверим, насколько хорошо вы справились с заданием. (Слайд 16)

3). Тренировочные упражнения на карточках (задание выполняется двумя учениками у доски, остальные работают в тетрадях).

Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначьте графически орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа. (Слайд 17)

ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2

7. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия.

Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал.

1.В какой позиции находятся гласные О-Ё после шипящих в корне слова? (Под ударением)

2.При каком условии мы после шипящего пишем букву Ё? Приведите примеры.

3.А при каком условии пишем букву О? Приведите примеры.

4.Цель урока – научиться грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута ли цель?

5.Что осталось непонятным?

6.Что понравилось больше всего?

7.Что показалось самым трудным?

Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. На парте перед каждым лежат два жетона: один – улыбающийся, другой – невесёлый. (Слайд 19) Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в данный момент.

8. Домашнее задание по выбору (Слайд 20)

— Параграф 86, упр. 459.

— Составить шуточный рассказ со словами-исключениями т с буквой Ё после шипящих – «Шипящий детектив».

Источник

Познавательное и интересное