Рассказ совесть пропала 4 класс орксэ

Сказки

Детский час

для детей и родителей

Сказка «Совесть пропала»

Есть такое выражение «Совесть пропала». Исчезла куда-то. Может, просто спряталась? Наша сказка о том, как совесть не только пропала, но и нашлась. Причём довольно быстро. Не зря ведь говорят, что когда что-то пропадает, то вскоре находится.

Сказка «Совесть пропала»
Автор: Ирис Ревю

Однажды в Изумрудном лесу случилась пропажа. Вы, случайно, ничего необычного не находили? Что, конкретно, пропало? Да совесть у медвежонка Ушко куда-то подевалась. Пропала и всё. Причём сам медвежонок о пропаже не заявлял и не думал. Окружающие о потерянной совести ему сказали.

А дело было так. Пристрастился медвежонок Ушко к мёду. Раз сходил к пчелиному домику, два сходил. На третий раз столько мёда взял, что еле до дома дотащил.

Лесные жители медвежонку говорили:

— Имей совесть! И как у тебя только совести хватает столько брать и без спросу?

Да только медвежонок и в ус не дул. Он вдруг решил, что совесть просто потерял. Все же что-то теряют. Вот Ушко придумал, что именно он потерял совесть. И никто его на путь истинный наставить не мог.

Да только случилось так, что заболел у медвежонка живот. Сначала Ушко решил: «Ай, поболит, да пройдет».

Но живот не проходил. И тут к медвежонку потихонечку начала возвращаться совесть.

— Зачем я брал столько мёда? Почему я так много съел? Я ведь не с голодного края. Да и пчёл объел. А, главное, брал воровски, не спросясь. Наверняка бы жужжащие соседки мне не отказали. Не зря говорят: «Надо и совесть иметь».

Подумал так медвежонок Ушко, и легче стало у него на душе. Он твёрдо решил, что в следующий раз тайком за мёдом не полезет!

А живот у медвежонка вскоре болеть перестал. А то уж мама собиралась пойти с ним к врачу.

Вопросы и задания к сказке «Совесть пропала»

Какой бессовестный поступок совершил медвежонок Ушко?

Почему Ушко придумал, что он потерял совесть?

Какое событие разбудило совесть медвежонка?

Как ты думаешь, сдержит ли медвежонок своё обещание не брать тайком мёд?

Как ты считаешь, подходят ли к сказке пословицы?
Хорошо тому, у кого совесть спокойна.
Совесть без зубов грызёт.
У кого совесть не чиста, в том и добра мало.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

сказку о совести помогите составить)

На желтой планете в сердцевине самой знойной пустыни жила семья пауков. Это была очень уважаемая семья.

Папа-паук смотрелся очень крепким для своих лет: его хитиновое тело выглядело так, словно он был одет в мундир. В жизни, которую им приходилось вести, осторожность, терпение в сочетании с умом и сноровкой всегда приносили успех.

Мама-паучиха была очень красивой: ее серый хитин иногда отбрасывал оранжевые блики, а мохнатые лапки поблескивали рыжинкой, к тому же она была совсем не глупой. Семья пауков являла собой образец дружелюбия, поддержки друг друга, а также никогда не отказывалась от знаний нового.

Только вот самый младший паучок был каким-то не таким, как все. Нет-нет, все у него было на месте: красивые фасетчатые глазки, все шесть мохнатых лапок, а его хитиновое тело поблескивало рыжим цветом, когда он радовался.

Что же в нем было не так? У этого паучка была Совесть! Вы скажете, и что же тут такого? Дело в том, что на той планете никто не знал что такое Совесть. Да и зачем она нужна? Без нее спокойно можно жить. Она только мешает. Жители Желтой планеты были весьма прагматичными.

Однажды в Изумрудном лесу случилась пропажа. Вы, случайно, ничего необычного не находили? Что, конкретно, пропало? Да совесть у медвежонка Ушко куда-то подевалась. Пропала и всё. Причём сам медвежонок о пропаже не заявлял и не думал. Окружающие о потерянной совести ему сказали.

А дело было так. Пристрастился медвежонок Ушко к мёду. Раз сходил к пчелиному домику, два сходил. На третий раз столько мёда взял, что еле до дома дотащил.

Лесные жители медвежонку говорили:

— Имей совесть! И как у тебя только совести хватает столько брать и без спросу?

Да только медвежонок и в ус не дул. Он вдруг решил, что совесть просто потерял. Все же что-то теряют. Вот Ушко придумал, что именно он потерял совесть. И никто его на путь истинный наставить не мог.

Да только случилось так, что заболел у медвежонка живот. Сначала Ушко решил: «Ай, поболит, да пройдет».

Но живот «не проходил». И тут к медвежонку потихонечку начала возвращаться совесть.

— Зачем я брал столько мёда? Почему я так много съел? Я ведь не с голодного края. Да и пчёл объел. А, главное, брал воровски, не спросясь. Наверняка бы жужжащие соседки мне не отказали. Не зря говорят: «Надо и совесть иметь».

Подумал так медвежонок Ушко, и легче стало у него на душе. Он твёрдо решил, что в следующий раз тайком за мёдом не полезет!

А живот у медвежонка вскоре болеть перестал. А то уж мама собиралась пойти с ним к врачу.

Лучший в мире рассказ о Совести!

Да и в самом деле: соберутся в кой веки рыбкой разжиться, наплетут сетей, начнут речку загораживать, чтоб, поболе запасти – на всю зиму, а она уж орёт:

— Живоглоты, всё мало вам! И нужды нет, что всю молодь погубите, так ведь протушите половину, повыбрасываете!

Послушают, послушают мужики. Плюнут в сердцах. Да пойдут опять вдоль берега с бредежком – вымокнут, а едва на два раза досыта поесть поймают.

Кобыла у сироты-мальца раскуётся, крыша у вдовы прохудится, где бы посидеть, отдохнуть, водку потрескать, а Совесть покою не даёт – как шилом в зад колит:

Ни прибытку, ни роздыху! Маята, а не жизнь!

Умаялись мужики, извелись в конец. Поговорили как-то промеж себя, да решили Совесть не замечать.

— Чай не пёс! Полается, полается, да отстанет.

Так и сделали. Идёт день, идёт другой. Нарубили сосен строевых, не беда, что с птичьими гнёздами дерева посносили. Решили новые избы ставить. Нагрузили кобыл сверх всякой меры. Те идут – шатаются, то гляди упадут. Совесть как с леса начала орать, так не унимается. А мужики, только глаза отводят, да лошадок настёгивают: «Не по два же раза за этими брёвнами к лесу мотаться?!»

Дошли до деревни. Стали лес делить. Совесть опять за своё:

— Калеке Фаддеичу оставьте, сиротам со вдовой Михеича, слепую Лукерью не забудьте!

Озверели мужики. Даром, что Совесть никогда есть не просила:

Давай её вожжами гнать. Косой Устин аж вилы схватил:

— Уйди, проклятая, заколю!

Долго они Совесть гоняли, а когда вроде прогнали – сами передрались. Никак поделить не могут, кто больше напилил. Рожи поразбивали, в грязи повывалялись, устали – страсть! А ничего хорошего не выходит. Думали-думали, что делать – решили утопить её.

Налили целое корыто вина. Сидят, лакают, а как Совесть про меж них появится, так хвать её за шиворот – макнут в вино, да держат там. Долго вырывалась Совесть, долго пузыри пускала. А к вечеру вроде совсем обмякла, да захлебнулась.

Читайте также:  Рассказ о печорине от лица беллы

Кондрат, аж на пол от нечаянности рухнул. А жена, не будь дура, орёт на Кондрата:

— Ты, что ж это, аспид, без стука заходишь, людей пугаешь?! Тихон Пахомыч, мне от мигрени массаж нервных окончаний делал, сказки читал, чтоб я одна в потьмах не боялась, да задремал с устатка. А тут ты, словно куль с навозом валишься!

Рассвирепел Кондрат от таких слов:

— Совесть у тебя есть?! – Да вдруг осёкся. Бросил кочергу в угол, сел на лавку, голову на грудь опустил. Так до утра и просидел.

Источник

Конспект и презентация по ОРКСЭ на тему «Совесть» (4 класс)

Выбранный для просмотра документ Совесть.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Совесть Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий Враницына Галина Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 136» г. Пермь Урок 23 Основы религиозных культур и светской этики

Я хороший добрый человек. Всем детям в классе я желаю здоровья, радости. Жить в ладу со своей совестью.

1. Сознательное, решительное, активное действие, совершенное человеком. 1 2 3 4 5 6 7

1. Сознательное, решительное, активное действие, совершенное человеком. П О С Т У П О К 2 3 4 5 6 7

2. Положительная нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними. П О С Т У П О К 2 3 4 5 6 7

2. Положительная нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними. П О С Т У П О К Д О Б Р О 3 4 5 6 7

3. Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. П О С Т У П О К Д О Б Р О 3 4 5 6 7

3. Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. П О С Т У П О К Д О Б Р О С В О Б О Д А 4 5 6 7

4. Достойное уважения и гордости моральное качество личности. П О С Т У П О К Д О Б Р О С В О Б О Д А 4 5 6 7

4. Достойное уважения и гордости моральное качество личности. П О С Т У П О К Д О Б Р О С В О Б О Д А Ч Е С Т Ь 5 6 7

5. Тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения людьми. П О С Т У П О К Д О Б Р О С В О Б О Д А Ч Е С Т Ь 5 6 7

5. Тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения людьми. П О С Т У П О К Д О Б Р О С В О Б О Д А Ч Е С Т Ь С Т Ы Д 6 7

6. Наука о нравственности и морали; система норм нравственного поведения человека. П О С Т У П О К Д О Б Р О С В О Б О Д А Ч Е С Т Ь С Т Ы Д 6 7

6. Наука о нравственности и морали; система норм нравственного поведения человека. П О С Т У П О К Д О Б Р О С В О Б О Д А Ч Е С Т Ь С Т Ы Д Э Т И К А 7

7. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. П О С Т У П О К Д О Б Р О С В О Б О Д А Ч Е С Т Ь С Т Ы Д Э Т И К А 7

П О С Т У П О К Д О Б Р О С В О Б О Д А Ч Е С Т Ь С Т Ы Д Э Т И К А М О Р А Л Ь

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Составьте словосочетания добро творить добро излучать добро добрый поступок добрые люди грех сотворить грех покаяться в грехе грешный человек греховный поступок смертный грех

Найди пару Поступать вопреки своим убеждениям. Жить честно, справедливо. Делать что-либо хорошо, добросовестно. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. Поступать без стыда, без стеснения. Стало очень стыдно. Без зазрения совести. Жить по совести. Поступать против совести. Делать на совесть. Жить со спокойной совестью. Совесть заговорила.

Домашнее задание 1. Сочинить сказку на тему «Совесть пропала». 2. Подобрать пословицы о совести. 3. Прочитать текст с. 48-49

Выбранный для просмотра документ УРОК Совесть.doc

Враницына Галина Юрьевна, учитель начальных классов

МАОУ « СОШ № 136» г. Пермь

Урок по ОРКСЭ в 4 классе.

Модуль «Основы светской этики»

Цель урока: развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека.

— показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе;

— объективно оценивать свои и чужие поступки;

— познакомить с различными взглядами известных людей на значение совести в жизни человека и общества.

Ключевые понятия: совесть, угрызения совести, исповедь, раскаяние, чувство вины, стыд.

Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, инсценирование, творческая работа.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация

Эпиграф: «Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен»

— Прочитайте, пожалуйста, негромко эти строки

Я хороший добрый человек,

Всем детям в классе я желаю здоровья, радости,

Жить в ладу со своей совестью.

Актуализация прежних знаний.

а) На доске кроссворд с ключевым словом « совесть».

Сознательное, решительное, активное действие, совершенное человеком.

Положительная нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними.

Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.

Достойное уважения и гордости моральное качество личности.

Тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения людьми.

Наука о нравственности и морали; система норм нравственного поведения человека.

Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Тема урока (разгаданное ключевое слово) «СОВЕСТЬ».

Постановка целей урока.

Ребята, какие цели вы поставите себе сегодня на уроке?

Изучение нового материала.

Работа над словом «совесть».

а) Учитель предлагает учащимся определить значение слова «совесть».

б) Работа с толковыми словарями и Интернетом (работа по группам ):

в) Работа с учебником («Основы светской этики», с. 48-49)

— Какое определение совести предлагается в учебнике? (Чтение статьи)

г) Запись определения слова в тетрадь:

«Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

Обсуждение ситуации ( на партах лежит текст о почтенном человеке, в молодости совершившем неблаговидный поступок ).

«Вот исповедь одного почтенного человека. Когда он был молод, пришлось ему работать в студенческом строительном отряде. Студенты решили помочь Дагестану, пострадавшему от землетрясения. Недоедали, недосыпали, все делали честно. А заработок оказался очень маленьким. Пришло время расставаться. Прощальный вечер. Звучат магнитофонные записи. А утром магнитофона … на месте не оказалось».

— Как вы думаете, какое отношение имеет эта исповедь к теме «Совесть»?

Читайте также:  Предмет сатиры в сказке дикий помещик

— Что такое исповедь и чему она служит?

— Чем исповедь в этой истории отличается от подлинной исповеди?

«Угрызение совести – беспокойное мучительное состояние из-за чувства своей вины».

— Приходилось ли вам испытывать муки совести? С чем это было связано?

Закрепление изученного материала.

Инсценировка сюжета по тексту ( Из воспоминаний А.П.Александровой ).

А тут не выдержала, обнаружив дикий беспорядок на столе. Это после пятого – то напоминания! В сердцах легонько хлестанула. Полные слез, широко раскрытые глаза сына…

Юный деспот демонстративно и, не спеша, оделся. Не реагируя на вопрос «ты куда?», бросился на улицу.

— Ничего, пусть помучается. Узнает, как руки распускать! – наслаждаясь местью, думал сынок.- Она еще пожалеет…

Когда уже окончательно стемнело, что-то его остановило. С трудом сдерживая рыдания, мальчишка рванулся к дому. В груди что-то ныло и сердце рвалось на части. Перед глазами была мама, обезумевшая от страха за него.

— Какой же я болван! Как я мог! Из-за чего. Сам развел грязь, а она убирает! Да еще помалкивай – спасибо, мол, сынуля… Ремень? Да

— За что мать наказала сына?

— Справедливым ли было наказание?

— Какие чувства вызывает у вас поступок сына?

— Отчего сердце мальчика ныло и рвалось на части?

(Ответы детей выслушиваются и обобщаются)

а) Со словами «добро» и «грех» составьте словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.), (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).

б) Попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать – «раскаяться в добре»? А можно ли сказать – «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения? ( Ответы учащихся )

в) Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо. С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

г) Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»?

Совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим? Достаточно ли осознавать грех умом? ( Ответы учащихся )

— Как вы понимаете слова Аристотеля: « Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину»?

Поступать вопреки своим убеждениям.

Жить честно, справедливо.

Делать что-либо хорошо, добросовестно.

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести.

Поступать без стыда, без стеснения.

Стало очень стыдно.

Без зазрения совести.

Поступать против совести.

Жить со спокойной совестью.

Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

Стало очень стыдно. (Совесть заговорила).

— Вывод. Не случайно в народе так много фразеологизмов о совести, потому что совесть – «внутренний судья» человека.

— Ребята, скажите, вы выполнили сегодня поставленные перед собой цели?

Источник

Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Совесть» (4 класс)

Методическая разработка урока по теме « Совесть »

(модуль «Основы светской этики»)

Базулкиной Ирины Васильевны

Цель: формирование представления о совести, как качестве характера, проявляющейся в поступках.

на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;

формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;

воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, тексты.

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Самое главное украшение –

І. Организационный момент.

— Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Мы вместе рады приветствовать наших гостей(……………..)

— А теперь улыбнитесь друг другу, и увидите, как весело, приятно и тепло станет нам всем.

— А, чтобы этот урок оставался радостным и приятным, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.

— Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

ІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

Я вам расскажу сейчас одну историю.

В одном городе жил мальчик Витя.

Жил с мамой, папой и бабушкой. Мама с папой работали, а бабушка присматривала за Витей. И вот однажды бабушка заболела, и она попросила мальчика сходить в магазин, и купить хлеб и молоко.

По дороге в магазин Витя встретил друзей и заигрался. Поиграв, он побежал домой. Когда мальчик вошёл в комнату, то увидел бабушку, сидящую, на диване, а рядом на стульчике стоял стакан с холодным чаем и сухой кусочек хлеба. Бабушка посмотрела на внука, в глазах блестели слёзы, и вдруг он вспомнил об обещании бабушке сходить в магазин. Витя быстро вышел из дома, и пока шёл до магазина, то не понимал, почему же ему так тоскливо и тяжело на сердце (на душе).

— А как вы думаете? Так почему же мальчику было так тоскливо и тяжело на сердце?

Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?
( СОВЕСТЬ)

— Подумайте, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА: « СОВЕСТЬ!»

— Верно, «совесть» одно из ключевых понятий сегодняшнего урока.

— Ребята, сегодня на уроке нам предстоит не менее увлекательная работа.

— Мы объясним, проанализируем, осознаем, что значит поступать по совести. Определяем проблему урока.

— Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

— Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать на уроке?

— Нужна ли она человеку?

— Что значит поступать по совести?

— Какая совесть бывает чиста?

— Опираясь на свой опыт, знания, которые мы открывали на уроках, и в особенности на уроках литературного чтения, расскажите, что вам известно о совести.

— Как вы думаете, что такое совесть?

Совесть – это способность человека отличать хорошие поступки от плохих, и за плохие чувствовать вину перед собой!

— А мы на уроках ОРКСЭ сталкивались с похожими понятиями?
Дети:

Добро – мысли, слова, дела, которые считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни.
Зло – противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, темными, дурными, вредными, губительными для жизни.

— Да. Ещё рядом с понятием «совесть» живут понятия «мораль» и «нравственность».

Нравственность – добрые качества человека, побуждающего следовать правилам морали.

— Ребята, предлагаю поработать в группе с разными источниками. Обсудить задания, связанные с понятием «совесть».

Цель: Обсудить и дать ответ «Была ли совесть у мачехи» из сказки «Морозко». Почему?

Цель: Оценить поступок Нины Карнауховой из рассказа А.Гайдара «Совесть». Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть».

Цель: Оценить поступок Вити из рассказа Н. Носова «На горке»

Читайте также:  Правила безопасности в сказках осторожно огонь

— Как бы вы поступили на его месте.

Цель: Оцените поступок Павлика и Котьки из рассказа Н. Носова «Огурцы».

— Как бы вы поступили на его месте.

Цель: Обсудить и дать ответ «Была ли совесть у мачехи» из сказки «Двенадцать месяцев». Почему?

— Мы сейчас говорили о разных жанрах: рассказах и сказках.

А, что общего в этих рассказах и сказках?

І II . Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

— Опираясь на свой опыт, знания, которые мы открывали на уроках, и в особенности на уроках литературного чтения, расскажите, что вам известно о совести.

— Как вы думаете, что такое совесть?

Совесть – это способность человека отличать хорошие поступки от плохих, и за плохие чувствовать вину перед собой!

Работа со словарём.

Заглянем в историю слова « совесть ». Это слово состоит из двух частей:

— Подберите однокоренные слова. ( Совестливый, добросовестный )

совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный

2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.

Прочитайте первый абзац статьи.

Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

— Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

— С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя.

3. Работа с толковым словарём Даля.

— Найдите значение слова стыд.

Какие слова можно подобрать к слову стыд? ( позор, сопереживание)

Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость)

Работа с текстом учебника.

— Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

— А есть ли в их значении какое-то различие?

Составление таблицы. ( работа в паре).

В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).

Работа с притчей. (В группах )

В чем заключается смысл притчи?

Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды.

Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочём страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

Ребята, почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

— А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? ( услышит голос совести).

Обсуждение в группах. Выступление по плану.

Работа над рассказом В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля.

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

— Ребята, зачем человеку нужна совесть?

Работа текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац.

О чем вы узнали? Выбрать слова или словосочетания, что делает СОВЕСТЬ с человеком.

Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду.

7. Игра «Найди пару». Работа в паре.

— Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна».

Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).

— Требования совести прорастают изнутри. Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.

Работа с текстом учебника с. 49.

— Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

Какая совесть бывает чиста?

(Когда человек совершает хороший поступок).

— Прочитайте эпиграф нашего урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

— Ответьте на главный вопрос урока.

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Составить портрет совестливого человека ( Составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека).

На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Совесть.
Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

VІІ. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «От стыда не спрячешься».

Источник

Познавательное и интересное