LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Первые университеты средневековой Европы
После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы этой эпохи размыты, индивидуальны для каждой страны. Средние века принято делить на раннее Средневековье (V–XI вв.), развитое (XI–XIII вв.), позднее (XIII–XV вв.) и эпоху Возрождения (XV–XVII вв.). Как же изменились школы и университеты за 16 столетий?
В раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи‑десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет).
В воспитании и обучении в эпоху Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Особое место в системе образования занимали церковные школы. Педагогическая мысль в Средние века практически отсутствовала, замененная постулатами церкви, религиозным воспитанием. Существовало два типа церковных учебных заведений: соборные (кафедральные) и монастырские школы.
Первые обучали клириков, однако готовили и к светской деятельности. Они давали более широкое образование, чем монастырские школы. В программу соборных школ входили чтение, письмо, грамматика, счет, церковное пение. В период позднего Средневековья в некоторых соборных школах преподавали учебные предметы тривиума (грамматика, риторика, диалектика) или сведения из квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты.
Монастырские школы делились на три основных типа: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков в монахи) и школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре. Учеба носила богословский характер с некоторыми светскими элементами. Жестокое наказание детей считалось естественным и богоугодным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали.
Кроме христианской традиции огромное влияние на систему образования оказала рыцарская культура. Феодалы прививали своим детям идеал рыцарского воспитания, включающий в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. Параллельно рыцарскому идеалу существовала программа «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, сложение стихов и игра на музыкальных инструментах.
Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных женщин. Девушек нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.
В позднее Средневековье большое распространение получили цеховые и городские школы. В первую очередь это было связано с возросшей ролью городов. Цеховые школы, содержащиеся на средства ремесленников, давали общеобразовательную подготовку. Городские школы родились из цеховых, гильдейских школ. Под присмотром церкви они находились недолго. Глава заведения именовался ректором, а учителя очень часто имели статус «бродячих». Дело в том, что школа нанимала преподавателя на определенный срок, поэтому через какое‑то время он был вынужден искать новое место. В программу входили следующие предметы: латынь, арифметика, делопроизводство, геометрия, техника, естественные науки.
Зачастую школы в Центральной Европе создавал какой-то орден (например, городские школы иезуитов в эпоху Возрождения). Учебные заведения этого ордена отличались тем, что в них учился цвет дворянства. Для ордена была характерна строжайшая дисциплина, беспрекословное подчинение младшего старшему. По требованию старшего иезуит должен был лгать, клеветать, убивать… Иезуиты стремились растить себе «будущее», дабы затем влиять на политическую и общественную жизнь.
В конце XII — начале XIII в. появились первые университеты. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусства — «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латыни.
Слово «лекция» означает чтение. Средневековый профессор действительно читал книгу, иногда прерывая лекцию пояснениями. Тысячи людей стекались в города, куда приезжал известный ученый, профессор. Собственно говоря, так и образовались университеты. В небольшом городке Болонье, где на рубеже XI–XII вв. появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний, превратившаяся в Болонский университет. Точно так же другой итальянский город, Салерно, прославился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет, основанный в XII в., был признан основным центром богословия.
Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля светской и местной церковной власти и узаконивал существование университета. Права учебного заведения подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, а также право дарования ученых степеней), освобождали студентов от воинской повинности. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения подчинялись не городским властям, а исключительно выборному ректору университета и выборным деканам факультетов. Если студент допускал какой‑то проступок, городские власти могли лишь просить университетских руководителей судить и наказать провинившегося.
Студенты обычно делились по нациям, землячествам, обозначавшим объединения учеников из различных регионов. Они могли снимать квартиры, но многие жили в колледжах (коллегиях). Эти колледжи обычно формировались по нациям, в одной коллегии жили представители одного землячества.
В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных (ординарные) и повторительных вечерних. Важная особенность университетов той эпохи — диспуты. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.
Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. С одной стороны, университеты активно сотрудничали с церковью. С другой — вместе с постепенным расширением аппаратов управления различных феодалов и городов возрастала потребность в грамотных и образованных людях. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.
Средневековые университеты
Содержание:
Предмет: | Философия |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 22.06.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Ирнерий положил начало глубокому изучению права в конце XI века. Этот Ирнерий (иногда называемый Вернериус, Варнериус, Гарнериус) был учителем в Школе гуманитарных наук; изучив закон Юстиниана самостоятельно без помощи учителя, он приобрел репутацию легиста.
Вся система университетского образования оказала очень сильное влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности. Мастера и студенты, переходя из города в город, из университета в университет, что было постоянной практикой, осуществляли культурный обмен между странами. Национальные достижения сразу стали известны в других европейских странах. Так, «Декамерон» итальянца Джаванни Бокаччо (1313-1375г.) был быстро переведен на все языки Европы, его читали и знали повсюду. Становлению западноевропейской культуры также способствовало начало печатания в 1453 году. Первым печатником был Иоганн Гутенберг (между 1394-1399 или 1406-1468гг.), который жил в Германии.
Карлов университет (Университет Праги)
Карлов университет, который находится в Праге и поэтому также известен как Пражский университет, является главным чешским университетом, старейшим университетом в Центральной Европе и одним из старейших университетов в мире. Этот университет был основан еще в 1348 году императором Карлом IV, поэтому его называли Карлом. Предложение об открытии университета в Праге было получено от первого архиепископа Праги, Арноста. Император купил несколько зданий в квартале СтареМесто для учебных зданий, поэтому эти здания были названы Каролинум по имени Император Карл. Затем университет был структурирован на факультеты: юриспруденция, теология, искусство и медицина. Первоначально чехи составляли только 20% от общего числа студентов, так как здесь обучалось большое количество иностранцев, в основном немецкого происхождения, но после указа Кутнагора многие немецкие студенты и преподаватели покинули университет в знак протеста.
Карлов университет стал первым немецким университетом в целом и первым университетом в Центральной Европе в частности. Поскольку он был основан представителями немецкой общины Чешской Республики, он служил прежде всего его интересам. Обучение в университете велось на немецком языке до конца 19 века, а Прага оставалась частью Австро-Венгрии.
Вслед за венгерской элитой чешская интеллигенция города («умельцы») начала решительное противодействие политике германизации австрийских властей, поэтому в 1882–1939 годах Карлов университет был разделен на две части: чешскую и немецкую.
Университетское отделение
В соответствии с законом № 24/1882 от 28 февраля 1882 года университет был разделен на две части: Немецкий университет Карла Фердинанда и Чешский университет Карла Фердинанда. Каждого профессора попросили выбрать, в каком из двух университетов он продолжит свою деятельность. Библиотека, большой актовый зал и ботанический сад были переданы в совместное пользование обоим университетам. Оба философских факультета продолжали работать в здании Клементинум, и оба юридических факультета продолжали работать в здании Каролинум. Историческая эмблема университета была передана немецкому университету, а чешский аналог был создан для чешского университета.
Первым ректором чешского университета был Вацлав Владивий Томек. В первый год своего существования Чешский университет состоял из двух факультетов, на которых обучалось 1055 студентов, в 1883 году был создан медицинский факультет, и общее количество студентов в Чешском университете достигло 1481, в то время как в немецком университете обучалось 1368 студентов. В 1891 году теологический факультет был также разделен, который ранее упорно выступал против архиепископа Пражского Фридриха Шварценберг, который считал, что священники должны свободно говорить на обоих языках.
Во время оккупации Чехословакии нацистской Германией в ноябре 1939 года Чешский университет был закрыт, и многие его студенты и профессора были депортированы в концлагеря. Ректором университета был назначен лингвист Бедржих Грозный. В конце немецкой оккупации началась депортация немецкоязычного населения города и, соответственно, поток немцев был закрыт. В октябре 1945 года указом президента Эдварда Бенеша немецкий университет в Праге был закрыт, а Чешский университет был восстановлен в качестве единственного Карлова университета. Парижский университет (Сорбонна) был одним из самых значительных и старейших университетов в средние века. Будучи образованным в середине XII века, он был официально признан французским королем Филиппом Августом в 1200 году и папой Иннокентием III в 1215 году и быстро завоевал большую известность и уважение, особенно с точки зрения философского и богословского образования. Университет объединил все парижские колледжи (коллегии) на левом берегу Сены и обучил всех клерков королевских служб (государственный совет, парламенты, трибуналы, учетные палаты, казначейство) и религиозных (проповедников, епископов, аббатов). Долгое время я не признавал дипломы других людей или связывал их признание с соблюдением определенных формальностей, сокращенным экзаменом, дебатами и т.д. Было три академических степени: бакалавр, лицензия и доктор или магистр.
Преподавание требовало только разрешения владельца земли, по которой собиралась публика, иногда под открытым небом.
В течение XII в. в Париже образовались два школьных округа:
Согласно средневековым представлениям, только в корпорации, гильдии, мастерской городской житель получил законное существование, и папское или имперское письмо защитило его во всем христианском мире.
Мастера и ученики приходили и уходили в любое время, открывали школы в других местах, иногда выселялись массами и тем самым наносили огромный моральный и материальный ущерб их бывшей резиденции.
XIII век
В 1200 году король Филипп Август освободил ученых и мастеров от юрисдикции закона и подчинил их епископу, чей заместитель был канцлером главы собора. Около 1208 года появился устав корпорации парижских магистров. Парижский университет был создан в тесном единстве с местными церковными властями, что привело к влиятельной позиции ректора университета.
Факультет представлял собой учебный семинар с разделением на магистров (магистров, «художников», докторов высших факультетов), учеников (бакалавриатов) и студентов (стипендиатов) с обычным дроблением труда, рутинными испытаниями и сертификатами мастерской.
Профессора и студенты
В одном акте 1237 года все 4 «нации» уже упомянуты:
Ректор
Каждую нацию возглавлял ректор, который был избран на 1 месяц от чтения мастеров (magistri actu regentes); у нации была своя печать, свои собрания, свои списки, касса, церковь и ее покровитель. Вскоре все 4 страны объединились под властью ректора, который был впервые упомянут в 1245 году. Важное место в университете заняли общежития (общежития), основанные на пожертвования благотворителей, главным образом духовенства. В Париже колледжи были закрытыми корпорациями не только ученых, как в Италии, но и магистров, а иногда и людей с фондами. Самые старые колледжи включают знаменитый колледж Сорбонны и Наварры, основанный в 1305 году Джоном Наваррским, женой короля Филиппа IV.
С 1200 по 1500 гг. было учреждено до 50 коллежей. Крупнейшие из них имели до 100 членов. Постепенно колледжи перевели почти все преподавание в свои классы.
В университете не было профессоров: учебный процесс проводили магистры, которые, в свою очередь, проходили курс обучения, и с одобрения всех преподавательских кадров университета имели право на их деятельность. Учебный процесс состоял из чтения и объяснения текстов: экзамены проводились в форме устных бесед. Кандидаты предложили ряд вопросов или тезисов, которые они обсуждали со своими старшими коллегами и мастерами, которые их обучали. Некоторые магистры проходили курсы повышения квалификации по теологии, праву, гражданскому праву и, хотя и реже, медицине. Преподавание и сдача экзаменов по этим предметам проводились аналогичным образом теми, кто уже прошел курс обучения и получил звание доктора. Врачи между собой объединены на факультетах по специальностям.
Вскоре, чтобы избежать злоупотребления королевскими привилегиями по отношению к ученым, возникла необходимость подтвердить степень. И первым шагом к этому стал набор высококвалифицированных мастеров. Этот процесс назывался матрикуляцией (поступление в высшее учебное заведение), потому что имя учителя должно быть вписано в матрикулу. Также было желательно отметить успех учителя на церемонии награждения разных степеней. Они были награждены всеми мастерами во главе с канцлером, который занимал пост председателя совета, и впоследствии они были приняты вице-канцлером. Ранги различались по одежде, которую носили мастера: мантия, капюшон, надеваемая поверх мантии и головного убора. Некоторые из этих символов все еще используются сегодня.
Кроме того, члены совета сочли, что в дополнение к присутствующим на церемониях им необходимы другие представители, уполномоченные действовать от их имени. Первыми были два адвоката. Они переизбирались ежегодно, и от имени всего совета они вели переговоры с городскими властями и представителями закона, контролировали счета, охраняли ценности и книги, посещали экзамены и различные церемонии. Вскоре эти обязанности были разделены между собой другими представителями, университетскими педалями, прикрепленными к каждому факультету и руководящим церемониям, и капелланами, которые взяли на себя ответственность за сохранение ценностей и книг. В 16 веке появился секретарь, который вел записи о формулировках, присудил степени и решения совета мастеров. А также выступил с речью на церемонии. Некоторые из этих постов существуют по сей день, хотя они используются исключительно для особых случаев. Поскольку университет становился все более сложной структурой, правила были необходимы. В связи с этим Совет магистров выпустил устав университета. Сначала правила не были упорядочены, но записаны в разных книгах, которые ведут адвокаты.
Несмотря на все достижения, в середине 19 века в университете возникла острая необходимость в изменениях и инновациях, что в свою очередь частично отразило политические движения в стране в целом.
Избрание в 1847 году канцлера Университета принца-консорта Альберта открывает еще один этап реформ в истории Кембриджа; после чего, в 1850 году, Королевская комиссия была направлена для изучения двух старейших университетов, а именно, Оксфорда и Кембриджа.
Отчет комиссии показал, что университету необходимо принять новые уставы, которые впоследствии были подтверждены Актом Кембриджского университета в 1856 году. Устав был значительно пересмотрен с момента его написания, но основные положения форм управления остались в тех же рамках. Университет возглавляли сенат, выпускники, канцлер, а также канцлер и доктора. Все полномочия были распределены между членами Риджент Хаус, которые в свою очередь избрали часть исполнительного органа.
Университетское образование Факультет Бакалавр
Условия, представленные для изучения произведений искусства, архитектуры и археологии, были заслугой сэра Ричарда Фицвильяма, который позднее создал музей, носящий его имя.
Венский университет Венский университет был основан 12 марта 1365 года герцогом Рудольфом IV, а также его братьями Альбрехтом III и Леопольдом III. Университет получил свое имя lma Mater Rudolphina благодаря его основателю. После Карлова университета в Праге и Ягеллонского университета в Кракове Венский университет является третьим старейшим высшим учебным заведением в Центральной Европе, а также старейшим университетом в немецкоязычном пространстве.
Однако для полноценного функционирования университета потребовалось еще около двадцати лет. Для полноценной работы университета герцог Альбрехт III должен был переманить преподавателей из Сорбонны в Вену, а также заручиться поддержкой католической церкви в открытии богословского факультета. В результате в 1385 году было открыто первое здание университета.
До конца средневековья университет постоянно развивался, и к 1450 году в нем было около 6000 студентов. Однако осада турками Вены несколько десятилетий спустя привела к почти полному краху университета: в некоторые годы 16-го века там учились только около 30 студентов. Реформа университета состоялась только при Марии Терезии и Иосифе II в 1749 году.
В 1897 году женщинам впервые разрешили учиться в университете, первоначально только на философском факультете. Остальные факультеты открыли свои двери студентам через несколько лет: в 1900 году на медицинском факультете, в 1919 году на юридическом факультете, в 1923 году на протестантском факультете факультета и, наконец, в 1946 году на католическом факультете катологии. В 1905 году Элиза Рихтер стала первой женщиной в истории университета, получившей степень доктора философии. В средние века университет располагался в так называемом Штубенфиртеле (немецкий Stubenviertel) первого внутреннего района Вены. Современное главное здание Венского университета было построено в 1877-1884 годах архитектором Генрихом фон Ферстелем на Рингштрассе.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Университеты Средневековья
Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов. До сих пор в европейских университетах торжественные речи читаются, а дипломы пишутся на латинском языке. На торжественных актах профессора появляются в средневековых докторских мантиях и шапочках. Так современная наука сохраняет память о первых университетах, возникновение которых явилось одной из главных предпосылок научного прогресса.
Европейская средневековая наука
Эпоху Средневековья относят к началу II в. н. э., а ее завершение к XIV—XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.
Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.
Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой. Патристика (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви — выступила первым этапом развития средневековой философии. С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.
Классик средневековой патристики Тертуллиан (160-220) обнажал пропасть между реальностью веры и истинностью умозрения, всякий раз показывая несоразмерность веры и разума. Вера не нуждается в рационально-теоретической аргументации, истины веры открываются в акте откровения. Его кредо «Верую, ибо абсурдно» показывает, что когнитивно-рациональные структуры не имеют силы в сфере притяжения веры.
Представитель ранней патристики Ориген (около 185-253/254) обращал внимание на то, что Природа превосходит самый ясный и чистый человеческий ум. Мироздание является совечным Богу, до нашего мира и после него были и будут другие миры. Процесс изменения мира в его христологическом учении связывался с глубиной падения духов, их возвращением (спасением) в первоначальное благостное состояние, что не являлось окончательным, поскольку и духи в силу свободной воли могли испытать новое падение.
Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.
Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Абеляр (1079-1142) стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают ли они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить». В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума.
Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая — с естественным разумом.
Знаменитый ученый Альберт Великий (1193-1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования, он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил бесчисленные эксперименты.
Для Роджера Бэкона (ок. 1214–1294) существовали три основных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную науку он считал владычицей умозрительных наук. Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, а также этика. Интересно, что Р. Бэкон различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения и праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».
В учении Фомы Аквинского (1225–1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».
Интересны представления о процессе познания, развиваемые английским философом и логиком Оккамом (ок. 1285–1349). Он был уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной связи с опытом и опорой на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами. Однако оно теряет характер их точного воспроизведения. «Представление как таковое есть состояние или акт души и образует знак для соответствующей ему внешней вещи». Следовательно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явления во внешнем мире. Оккам различает интуитивное знание, связанное с восприятием и переживанием единичной вещи, и абстрактное знание, которое способно отвлекаться от единичного. Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без надобности», вошел в сокровищницу человеческой интеллектуальной мысли, означает, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет. Образование понятий у Оккама обусловлено потенцией – устремлением человеческой души на предмет познания. Его учение о понятиях называется терминизм . Естественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами первой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, называются «терминами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике. Оккам ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирической констатации. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.
К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи.
Появление первых университетов
Средние века – сложный, важный и интереснейший период человеческой истории. В это время происходят разные события: государства переживают феодальную раздробленность (например, немецкие земли), объединяют свои земли (например, Испания), возвышаются и развиваются города – важнейшие центры торговли, науки, культуры, цивилизации. Складывается своя культура, возрождается античная. Всё это взывает к жизни сильную машину государственной власти, и, соответственно, появляется необходимость в квалифицированных служащих – юристах, богословах, медиках, поэтому начинает активно развиваться наука, образование, школы.
Для всех европейских (в особенности западноевропейских) стран языком науки, как и богослужения, была латынь. Тысячи школьников были обязаны учить латынь в то время. Многие не выдерживали и убегали от зубрёжки и побоев. Но для тех, кто всё-таки выдерживал, латынь становилась привычным и понятным языком, и поэтому лекция на латинском языке была понятна слушателям из разных стран.
На профессорской кафедре, которую поддерживал треугольный пюпитр, лежала огромная книга. Слово “лекция” означает “чтение”. Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. Дело в том, что книги в те времена были рукописные и стоили очень дорого. И не каждому было по карману купить её.
Первые университеты были органами средневековой науки, которая во всех странах латинского влияния была едина и преподавалась одинаковым способом, на общем для всех народов латинском языке; кроме того, университеты отлились в формы средневековых цехов, существенные черты которых присяжное товарищество, регламентация и монополизация труда и производства повторяются во всех странах.
Второй эффект связан с открытием Парижского университета, куда стекались студенты и преподаватели всех сословий. Университетское общество с самого начала не знало кастовых различий, скорее, оно образовывало новую касту гетерогенных социальных элементов. И, если в последующие эпохи университет обретает аристократические черты, средневековый изначально был «народным», в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жильё) становились студентами. «Благородство» их не определялось более сословным происхождением, но завесило от наработанного культурного багажа.
Структура средневекового университета
Бакалавр, лиценциат и магистр
Процедура присуждения степени бакалавра, доктора или магистра отличалась театрализованностью, ее детали определялись университетским статутом. Кандидату в бакалавры предлагался сюжет для толкования авторитетного текста. Отвечать по заранее сделанным записям запрещалось. В случае правильных ответов студенту подавалась одежда бакалавра, надев которую, он занимал место среди бакалавров. После этого он снова демонстрировал свои знания, приносил присягу на верность факультету. Его наставник произносил речь в честь соискателя, давая оценку его личным качествам.
Чему обучались в средневековых университетах
Цели обучения на заре университетской жизни изложены в одном документе начала 13 века: «Одни (студенты) занимались исключительно для того, чтобы знать…другие, чтобы прославиться…иные учились, чтобы приобретать впоследствии выгоду…немногие из них занимались, чтобы получать назидание или назидать других…учителя и доктора множили свои пребенды и домогались мест…».
Регламентация студенческой жизни вытекала из правил организации корпорационной системы: все должно было быть расписанным, отступление от правил казалось нарушением привычных норм жизни.
Аудитория средневекового университета напоминала аудиторию университета наших дней: точно также, ступенчатыми рядами, расположены скамьи, внизу стоит массивная дубовая кафедра, за которой стоит читающий лекцию профессор. Студенты слушали и писали грифелем на навощенных дощечках. Возраст студентов был самым разнообразным. Можно было увидеть людей разной национальности: испанцев, немцев, французов, англичан. Для всех европейских (в особенности западноевропейских) стран языком науки, как и богослужения, была латынь. Слово «лекция» означало «чтение». Средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память, переписывать. Учёность преподавателя проявлялась в его умение разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий.
В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями «отцов церкви», с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контртезис противника. Тактика наступления заключается в том, чтобы вереницей взаимосвязных вопросов подвести противника к такому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственным утверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что было равносильно обвинению в ереси. Горячие по накалу, иногда диспуты перерастали в рукопашные схватки между участниками.
Некоторые студенты, конечно, выдерживали столь долгую учёбу в надежде на продвижение по церковной лестнице. Однако сам учебный курс был явно ориентирован на преподавание, на выпуск учителей или профессоров. И поскольку обучение «искусства» подготавливало к изучению более высоких наук и теологии, которая считалась царицей всех наук, то получение степени магистра или доктора теологии, дающее право на преподавание, естественно, рассматривалось как вершина академической карьеры. Отсюда легко понять, почему самые выдающиеся мыслители средневековья были теологами.
Заключение
Образование первых университетов Европы, начиная с XII века, было вызвано упрочением тенденций развития феодального общества. Если в раннее средневековье в образованных людях общество не особенно нуждалось, и вообще само общество формировалось на основе остатков античной цивилизации и традициях варварских королевств, то в период развитого средневековья, в связи с ростом городов, усложнением общественных связей, люди почувствовали необходимость знаний, интеллектуальных умений. Церковные и монастырские школы не могли удовлетворить потребности светского общества, мирян, обществу понадобился новый вид школ – городские школы и университеты.
Алгоритм развития средневековых образовательных потребностей можно определить так: от элементарных начатков знаний, через изучение традиционных античных наук, к овладению востребованных наук в средневековом обществе и, по желанию, поиск и изучение научных и духовных истин, различные рабочие места, где требовались из знания и умения.
Права университету изначально давали патроны: короли, герцоги, епископы, городская администрация, словом, власти тех земель, на которых организовывался университет. Но выиграл в этой череде – сам Папа Римский. Знания были связаны с понятием о божьем слове, прежде знания сосредоточивались при церквях и монастырях, поэтому церковь постаралась поставить внутреннюю жизнь университета под свой контроль. Это касалось и наук (теология прежде всего), и бенефиций, и даже внешности и правил жизни на учебе и в быту. Но пестрая студенческая среда внесло свои коррективы, в дела университетов вмешивались короли и их администрация, и мало помалу университеты добились разнообразных привилегий, превратившись в особую корпорацию со своими законами, правилами. Регламентация университетской жизни соответствовала цеховым правилам средневековья. Но интеллектуальную жизнь невозможно было загнать в рамки цеховых ограничений. Так сложилась пестрая среда и нравы университетов. Здесь имели вес и преподаватели из нищенствующих монашеских орденов, и прославленные профессора. Студентами становились лица самых разных сословий, в том числе бродячие школяры. Университетская корпорация состояла из множеств федераций: факультетов, наций, колледжей, общежитий, пансионов, торговцев и т.д. Заправлял жизнью университета выборное лицо – ректор. Университет вмешивался в интеллектуальные и политические коллизии и конфликты эпохи. Университеты стали значимой частью городской жизни и интеллектуальной жизни Европы.
Так развивался средневековый университет: от городских школ к цеховой организации, выросшей в мощную корпорацию, а затем в государство в государстве.
Дипломированную элиту университетов и практикующих специалистов волновали многие интеллектуальные вопросы. Для получения диплома требовалось учиться много лет, перечитать много книг, овладеть искусством красноречия, а юристам и медикам еще и практическими знаниями. Неудивительно потому, что из университетской среды выходили папы, кардиналы, знаменитые поэты и писатели, ловкие администраторы, специалисты-правоведы, известные хирурги, ученые и алхимики-чернокнижники. Эта же среда дала базовую основу знаний гуманистам. В целом, значимыми для интеллектуалов того времени были вопросы совместимости постижения божественного знания с необходимостью брать деньги за свой труд, вопросы поиска истинного благородства (по крови или по знаниям), вопросы реформирования науки (от схоластики), поиск тайных, необщепринятых, знаний, вопросы о совместимости знаний и искусства.
Но основную массу студенчества и также преподавателей волновали поиски заработка. Эта масса вливалась непосредственно в жизнь городов и сел (организация школ) и внесла свой вклад в становлении профессии практикующих медиков, нотариусов, секретарей, прокуроров, учителей школ. Возле университетской среды кормились писцы, книгопродавцы и прочие поставщики необходимых рабочих принадлежностей для письма и наук, городской житель мог выбирать в различных жизненных ситуациях между действием на свой страх и риск (в правовых казусах, в лечении, и даже в составлении прошений) и опытом специалиста.
Список использованной литературы
1. Верже Ж. Прототипы (История средневекового университета) // Вестник высшей школы. 1991.
2. Ивановский В.Н. Народное образование и университеты в средние века // Книга для чтения по истории средних веков. Под ред П.Г. Виноградова. М.,1898. Т.4.
4. Копстон Ф. История средневековой философии».- М.: Энигма, 1997
5. Кохановский В.П., Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. «Философия науки в вопросах и ответах». Ростов-на-Дону, 2006.
6. Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. М.,1951. Ч.1.