Рассказ старый гений верил ли рассказчик что старушке удастся вернуть свои деньги

Сказки

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова.

«Нравственные проблемы рассказа «Старый гений Н.С. Лескова.».

Цель: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова “Старый гений”, связывать выявленные проблемы с жизнью, осознавать важность нравственной основы жизненных поступков.

развивающие: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения,

способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности,

воспитательные: через осмысление проблем рассказа формировать мировоззрение и ценностную систему учащихся,воспитывать у учащихся уважительное отношение к нравственным нормам жизни.

Класс разделен на 4 команды.

Сегодня у нас урок по рассказу Н.С. Лескова “Старый гений”.

Прочитайте эпиграф к уроку: “Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы”.

Как вы понимаете эти слова?

Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.

Сегодня наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе, можно ли их считать только проблеммой того времени.Сегоднямы узнаем много новго. Мне кажется,что книги – это те новости, которые никогда не устаревают. Вы согласны со мной? Поясните.

(мы открываем что-то новое в себе, эти открытия всегда актуальны, потому что в книгах поднимаются вечные проблемы: добро и зло, справедливость, устройство человеческого общества и межличностные отношения, выбор человеком своего жизненного пути и моральных ценностей).

По свидетельствам современников,Лесков был самым русским из всех русских писателей, который лучше всех знал русский народ таким, какой он есть.

Об авторе нам расскажет ваш одноклассник…

Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника в Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала “Русской речи”, а потом “Северной пчелы”.

Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор «расселил» именно на орловской земле. Перед вами фотографии лесковских памятных мест в Орле, фрагменты памятника писателю с изображением его героев.

для снятия утомления с туловища

Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Стойка ноги врозь, руки за голову. Поворот туловища в одну сторону, затем в другую. Руки вниз, потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Стойка ноги врозь. Наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Угадайте героев произведений Н.С.Лескова по описанию:

«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели…»

(император Александр Павлович)

«… опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два – замок и вынулся. … показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

«косой …, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

– Какова главная мысль этого лесковского сказа?

(Показать, как богата талантами русская земля, одарен и смекалист русский народ, в каких тяжелых условиях он живет).

Для Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

Давайте охарактеризуем героев.Вам предлагается ответить на вопросы и познакомить с этой информацией всех остальных.

— Что значит словосочетание «великосветский франт»?(щеголь, представитель высшего общества)

— Каким человеком был великосветский франт? Как он относился к своей семье, жене?

— Почему он не отдал долг старушке?

— Как называется поступок франта с точки зрения закона, и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).

– А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке?

(Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

– Скажите, закон как-то наказывает нарушителей нравственных норм?

— Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения).

— Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества).

– Почему франт не желал рассчитываться с главной героиней? У него была возможность это сделать? (эту возможность дали чиновники, относящиеся к своим обязанностям формально)

— Благодаря чему удалось заставить его выполнить свои обязательства?

(Благодаря человеческому отношению, добру, вере в справедливость, в неизбежное наказание зла).

— Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет”?

(Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги).

— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности”).

Читайте также:  Сказки про доброго лешего

— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”.

— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие)

— Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

— Почему он помог ей деньгами? (пожалел).

— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги?

(вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

— Что же это за человек?

(обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, автор не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым).

Придумайте вопросы своим героям,а другие команды на них ответят.

За что автор назвал героя «гением»?( нашел, как уладить столь трудное дело).

Какие крылатые фразы с отрицательным содержанием встречаются в тексте 3 главы? Что может им противопоставить умный человек?

“Сухая ложка рот дерет”, “Надо смазать”, “В России невозможности нет”. К сожалению, и в наше время для разрешения каких-то дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Какой вывод может сделать для себя умный человек? Для успешной жизни нужны знания, это большая сила. которая поможет решить многие проблемы в жизни.

Так с какими проблемами общества мы столкнулись?

Столкнулась с равнодушием, нежеланием решать мелкие проблемы простого, маленького человека, загадочная и удивительная русская душа.

(проведём параллель с Башмачкиным из повести Н.Гоголя “Шинель”).

Проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени

(з лоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция, невнимание к судьбам простых людей, к “мелочам жизни”, из которых и складывается сама жизнь).

Ни один русский писатель не уделял такого внимания проблемам русского национального характера, его достоинств и недостатков.

Надеюсь, что рассказ не оставит вас равнодушными, укрепит ваше сострадание, внимание к людям, желание что-то менять современном обществе. Поэтому нам не надо забывать уроки произведений Н.С. Лескова.

Выписать в тетрадь пословицы и поговорки из текста и подумать, с какой целью автор их использует.

Источник

Конспект урока в 9 классе по теме «Анализ рассказа Лескова»Старый гений»

Н. С. Лесков «Старый гений».

Глава 1-я. — Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).

— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).

-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? («чисто из одного участия, выручила из беды», «во имя старой приязни» к его матери))

— Какие черты характера выделяет в ней автор? («добрая старушка»

Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства — домика, в котором проживают.

— Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.

— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

— Почему хлопоты старушки были безуспешны?

— Почему нельзя приструнить должника? (« Было у него какое-то могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника »)

— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“ не вы первая, не вы и последняя”).

— Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).

— Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).

— Что вышло из затеи старушки “ смазать ”?

— Какой смысл вложен во фразу “ В России невозможности нет ” (19 стр.)? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)

— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности” стр. 20).

— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “ Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?

— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие стр. 21).

Глава 4. — Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

— Почему он помог ей деньгами? (пожалел стр. 22).

— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

— Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?

— Как стилистически окрашены эти слова?

— Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”? странный и неожиданный случай (устар.).

— Кто такой “ Сербский сражатель ”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).

— Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги 23 стр.).

— Как он добился вручения бумажки должнику?

— Считаете ли вы гением человека, “ уладившего столь трудное дело ”?

— Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?

Читайте также:  Репка сказка перевод на английский язык

— Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?

— Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем? В повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке. И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе. Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, — это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным — Иван Иванович, и это является еще одним доказательством

— Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).

— Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.

— Иронизирует ли автор, называя его гением?

Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?

Он хорошо знал жизнь, инстинктивно понимал, что в скованном этикетом и чинопочитанием обществе подобные казусы неизбежны, и умел находить верные ходы для решения проблем

Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).

— Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор? И в наши дни можно часто видеть, как минимальное отступление от буквы закона лишает представителей власти права адекватно реагировать на те или иные преступления, а в суде могут оправдать заведомого преступника, если его адвокату удастся найти юридические уловки, согласно которым обвиняемый не может быть наказан, хотя в совершении им преступлений никто не сомневается.

Источник

1)Почему старушка решила выручить из неудачи 1-го великосветского франка? 2)Какие черты

1)Почему старушка решила выручить из неудачи 1-го великосветского франка? 2)Какие черты нрава выделяет автор старушке? 3)Что решила сделать старушка, чтоб избежать неудачи? 4)Почему хлопоты старушки были безуспешны? 5)Как старушка относится к подабающему и людям вообще? 6)Какой смысл вложен во фразу «В России невероятного нет»? 7)Чьи это слова»Тыщ берут, а мы сотки»?Как вы их разумеете? 8)Верил ли рассказчик что старушке удаться

1)Почему старушка решила выручить из беды 1-го великосветского франка?

Старушка отдала в долг крупную сумму средств молодому повесе,но из превосходной семьи,с которой была лично знакома.Она решила помочь франту,дать ему шанс,выбраться из неудачи.Поверив на слово,она надеялась на порядочность юного господина,но он и не мыслил отдавать долг.

2)Какие черты характера выделяет создатель старушке?

Старушка нравственная,очень сострадательная женщина.Просто верит на слово,не сомневается в порядочности людей,наивная и беспомощная.

3)Что решила сделать старушка, чтоб избежать неудачи?

Старушка решила «смазать»,как принято у всех.Смазать-это предложить,дать денег,взятку.У старушки ничего не вышло,»смазать «не вышло.Она пообещала тыщу рублей,с взысканных средств,но никто не стал её слушать,а когда дошла до трёх тыщ-её попросили выйти вон.

4)Почему хлопоты старушки были безуспешны?

Залог собственного дома очень расстроил старушку,она попробовала через суд взыскать долг,но бездушные бюрократы не торопились подсоблять пожилому человеку.Чтоб возвращать средства старушке, приставам нужно было вручить постановление суда должнику,подтвердив его личность,юрист уже выиграл дело и трибунал присудил возвращать долг,но должник прячется и бежит от старушки,он из знатной,богатой семьи,с очень влиятельными приятелями,потому никто не хотел вручать судебную повестку

5)Как старушка относится к подабающему и людям вообщем?

6)Какой смысл вложен во фразу «В Рф невероятного нет»?

Гений-это самобытный,с неординарным воображением человек,последующий не логике,а как раз напротив «нет ничего невероятного для русского человека»,с великий душой и богатой фантазией.»Голь на выдумки хитроумна»-так и чиновник,в чине из «четырнадцати овчин» сумел сделать то,за что его высокие начальники даже не брались.

7)Чьи это слова»Тыщ берут, а мы сотки»?Как вы их разумеете?

Иван Иваныч это сказал,он предложил свою помощь старушке в этом деле.Ветхое поколение имеет честь и достоинство,они брали за работу деньги.Теперешние бюрократы берут тысячи,как взятки,и при этом ничего не делают.Бюрократическая система,прогнившая насквозь и нежелающая исполнять свои функции за великие деньги.

8)Веровал ли рассказчик что старушке удаться возвращать средства?

Окончательно верил,это Наша родина и российская душа всегда найдёт выход,как посодействовать слабенькому человеку.Нашёлся гений,для которого дело чести посодействовать старый,немощной старушке,попавшей в беду,дав ей в долг свои средства-дело принципа,даже если бы не «выгорело ничего».Старый гений-это черта российского характера,которому » всё по плечу» и не может быть никаких препядствий,для заслуги добропорядочной цели.

Источник

Краткое содержание «Старый гений»

Рассказ «Старый гений» Лескова был написан в 1884 году. Данное произведение можно смело отнести к рождественским рассказам, поскольку в нем описана ничем и никем не посрамленная доброта главной героини, а сама история имеет счастливый финал.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 8 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Старый гений» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Старушка – добрая женщина, привыкшая видеть в людях только самое хорошее.

Читайте также:  Сказки пушкина для подростков

Франт – молодой богатый человек, необязательный, подлый, должник старушки.

Другие персонажи

Рассказчик – мужчина, который помог старушке в ее деле.

Иван Иваныч – таинственный сыщик, разрешивший проблему старушки.

Сербский сражатель – мужчина, не слишком щепетильный в вопросах чести, который также помог старушке.

Краткое содержание

Глава первая

Несколько лет назад с одной доброй старухой-помещицей приключилась неприятная история. « По своей сердечной доброте и простоте » она решила помочь одному светскому франту,потому что когда-то знала его мать. Не раздумывая, старуха заложила свой домик, который был единственным достоянием ее « недвижимой, увечной дочери да внучки ». Старушка не сомневалась в честности и порядочности должника, который « принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе ».

Однако время шло, приближался срок закладной, а молодой человек даже и не думал возвращать свой долг. Устав писать ему письма, старушка собрала кое-какие крохи и отправилась в Петербург « хлопотать ».

Глава вторая

Поначалу хлопоты старушки « были очень успешны » : она нашла толкового адвоката, и судья вынес справедливый приговор. Но когда дело дошло до исполнения, выяснилось, что у этого франта имелось некое могущественное родство и « что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника ». Ему нужно было вручить бумагу с распиской, но никто из приставов не брался за это дело. Они уговаривали старушку позабывать о долге, поскольку этот молодой человек « платить не привык », а если женщина начнет настаивать, то он вполне может ей « неприятность сделать ». Но добрая старушка не хотела верить этим словам. Она считала, что ее должник – « замотался, но человек хороший ». В итоге старушке посоветовали обратиться в высшие инстанции.

Глава третья

Общение с « высшими » оказалось весьма затруднительным. Никто не хотел вникать в проблемы несчастной женщины. Ей советовали лишь искать должника, чтобы вручить бумаги, хотя старушка каждый день видела его в его собственном доме. Но тут выяснилось, что дом принадлежит не франту, а его жене, которая « на него тоже счёты предъявляла и жаловалась суду ». Старушка даже пыталась дать взятку «высшим», доведя сумму до трех тысяч рублей, но все равно никто не хотел браться за это дело.

Устав от бесплотных попыток решить свой вопрос при помощи закона, старушка отважилась довериться частному сыщику, который обещал вручить бумаги должнику всего за пятьсот рублей. Она поделилась с рассказчиком, что этот сыщик называл себя Иван Иванычем и более никаких подробностей о себе не рассказывал. Старушка сразу поверила этому человеку, но решила еще немного подождать, « пока возможно ».

Глава четвертая

Положение старушки стало заметно ухудшаться. Во-первых, приближалось Рождество, и дом со дня на день должен был выставиться на продажу. Во-вторых, старушка случайно встретила своего должника с дамой и принялась в отчаянии кричать, что этот человек ей должен, но в ответ была лишь привлечена к « ответственности за нарушение тишины и порядка в людном месте ». Но самое страшное – женщина узнала, что этот франт « не позже, как завтра уезжает с роскошною дамою своего сердца за границу », где пробудет не меньше года, а, возможно, останется там навсегда.

У старушки опустились руки, и последней ее надеждой в разрешении проблемы оказался тот самый загадочный Иван Иваныч. Она обратилась к рассказчику с просьбой одолжить ей недостающие полторы сотни рублей. Рассказчик знал ее « за женщину прекрасной честности » и без лишних раздумий вручил ей деньги. Старушка отправилась на встречу с сыщиком, к которому испытывала « какое-то таинственное доверие ».

Глава пятая

Рассказчик был крайне удивлен, когда на третий день Рождества у него появилась старушка в дорожном платье и с торжественным видом вернула ему долг. Она также показала ему « переводную расписку с лишком на пятнадцать тысяч ». На вопрос, как ей удалось забрать свои законные деньги у франта, она ответила, что это все благодаря стараниям Ивана Иваныча.

Старушка рассказала, как Иван Иваныч отыскал некоего « сербского сражателя », который должен был выполнить свою часть работы. Сыщик посоветовал с самого утра напоить «сражателя» водкой для храбрости. Старушка ничего не понимала, но послушно все выполнила, поскольку всем сердцем доверяла Ивану Иванычу.

Вся троица отправилась на вокзал, откуда должен был уезжать франт со своей дамой сердца. Старушка узнала его в толпе и показала «сражателю». Тот принялся с независимым видом расхаживать перед самым носом франта, а затем трижды влепил ему оплеуху, устроив таким образом неразбериху. Тут же подоспела полиция, должнику вручили чек, и ему не оставалось ничего иного, как подписать его. Так старушка вернула себе свой дом и душевный покой. Человека же, который « который нашёлся, как уладить столь трудное дело », можно смело называть гением.

Заключение

Произведение Лескова доказывает, что в мире, несмотря на его несправедливость и меркантильность, все же есть добрые, отзывчивые, порядочные люди, готовые протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается.

После ознакомления с кратким пересказом «Старый гений» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Познавательное и интересное