Рассказ странник почему дети с почтением отнеслись к старику ведь он был для них чужой

Сказки

Вопросы к анализу повести Н.Лескова «Очарованный странник»

Лесков «Очарованный странник»

Жанр – повесть, напоминающая древнерусский жанр жития

Написана сразу после путешествия писателя на остров Валаам в 1872-1873 г.

Тема – духовное становление человека.

Композиция состоит из 20 глав, где 1 гл. является экспозицией

Сюжетная линия одна: Флягин и герои, с которыми он пересекается во время странствия

Гл. герой – Иван Северьянович Флягин

— Где происходят события данной главы? (на корабле в Ладожском озере)

— Кто такой Флягин?(монах, «по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца» )

— Как называет герой себя сам, когда об этом спрашивают плывущие? Что это значит? (конэсёр – знаток лошадей)

— Что произошло при его рождении? (умерла мать)

-Где он проводил большую часть времени и почему? (на конюшне, отец был кучером)

— Какое преступление совершил в молодости и почему? (забил кнутом уснувшего на возу монаха ради смеха)

За что господа Ивану назначили наказание: «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить»? (отрубил кошке хвост за то, что она охотилась на его голубей)

— Как герой отнесся к наказанию и что решил? (посчитал наказание невыносимым и решил повеситься)

— Что помешало герою сделать задуманное?(цыган спас его)

— О чем попросил Ивана цыган? (украсть пару коней)

-К чему воровство привело героя? (убежал и оказался в Николаеве)

— Чем занимался Флягин в Николаеве?(работал нянькой маленькой девочки у барина)

— Что нового узнаем мы об Иване как человеке? (очень добрый и заботливый)

— В чем проявляется его доброта? (в отношении к девочке и ее матери, не препятствует их встречам)

— Как так получилось, что мать и дочь были разлучены и могли встречаться только на стороне? (она бросила мужа, убежав с другим)

— Почему герой вынужден бежать и отсюда?(он отдает девочку матери, вступая в драку между барином и любовником)

— Где оказывается герой после побега?(в степи)

— Свидетелем каких событий становится на ярмарке? (продажа коней и дуэль татар из-за них на кнутах)

— Какое новое преступление совершает наш странник? (забивает насмерть кнутом одного из покупателей)

— Как Ивану удалось избежать наказания?(сбежал в степи и оказался в плену у татар на 10 лет)

— Почему он так долго находился в плену и не сбежал? (татары в пятки вшили конский волос)

— Как Флягину жилось у хана Агашимола? (имел две жены-татарки «Наташи», детей)

— Как Флягин относился к своим детям и почему? (не любил, не христиане)

— Удалось ли Ивану выбраться из плена? Как это произошло? (Приезжали иноземцы, оставили ящик с фейерверками и едкой землей, при помощи которой излечил пятки. Устроив фейерверк, сбежал)
— Куда закинула судьба героя после побега, и что там с ним произошло? (оказался в Астрахани, запил и попал в острог – не было паспорта)

Читайте также:  Рассказ о вредных и полезных привычках

— Чем история закончилась? (отправили домой, а граф выдал документ и отпустил)

— Как наш герой оказался на службе у князя?(сам князь нанял на 3 года конэсёром)
— Что герою не нравилось в себе? Было ли у него желание преодолеть это? (пьянство)

— К кому обратился Флягин за помощью, и что из этого получилось? (обратился к человеку, который мог любого излечить от пьянства. Пить бросил.)

— Какой новый проступок совершил Иван, будучи в подпитии? (истратил все деньги князя)

— Какова была реакция на это князя?(рассердился, но быстро простил, потому что и сам заплатил огромные деньги за Грушеньку)

— Как вы думаете, почему князь не женился на цыганке? (у него была другая женщина из благородных и дочь от нее)

— Выполнил ли Флягин просьбу цыганки?(да, он столкнул ее в реку)

Как вы думаете, считал ли Флягин убийство цыганки грехом? Почему вы так думаете?

— Как попытался искупить свой грех? (пошел в армию вместо другого на 15 лет)

— С какими словами своего командира не согласился? (командир назвал его молодцем)

-После какого события Флягин решил уйти в монахи? (заступился за актрису, ударив обидчика)

Где происходят события 20 главы?(на корабле в Ладожском озере)

Куда отправляется наш герой? Зачем? (на Соловки помолиться перед смертью).

— Какой дар обрел наш герой в монастыре, и где это произошло?(дар пророчества в погребе)

Источник

Сочинения к варианту №7 ОГЭ-2021

Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.

Всю квартиру собой заполонила. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.

Всю квартиру собой заполонила. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

Старый человек. Куда же ей деться?

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь: «Вставайте! Попейте горяченького чайку на дорожку. »

Подходила к Борьке:

Вставай, внучек мой, в школу пора!

3ачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

В школу зачем? Тёмный человек глух и нем — вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло.

В прихожей отец ворчал:

А куда вы, мать, ботинки дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!

Бабка торопилась к нему на помощь:

Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их почистила и поставила.

Читайте также:  Сказки пдд в детском саду

Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.

Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раныне не могла дать!

Потом уходила на работу мать. При этом сыпались на бабку наставления.

Она принимала их молча, без возражений и начинала хозяйничать.

Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала.

Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу её мыслей. (ЗО)Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

Так-то, голубчики мои. Непросто, непросто жить на свете!

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал:

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

Пришёл однажды к Борьке товарищ:

Борька весело подтолкнул его локтем:

Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Как это — главная? — заинтересовался Борька.

Ну, старенькая. всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так?

Товарищ покачал головой:

Чудно! А стыдно-то как перед всеми, жуть!

Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас. сыта и здорова.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

(По В. А. Осеевой*)
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого писателя Л.Н. Толстого: «Речь человека – зеркало его самого».

Л.Н. Толстой считает, что речь – одно из главных средств характеристики человека. Действительно, словарный запас – это важный показатель культурного развития личности.

Например, в тексте В.А. Осеевой говорится о том, что все члены семьи относились неуважительно к бабушке, которую называли исключительно «бабкой», как будто у неё не было имени. В предложении 45 Борька использует разговорное слово с ироническим оттенком «старушенция». Читатель понимает, с каким пренебрежением герой говорит о своём близком человеке.

Читайте также:  Рассказ на тему человек и космос

Между тем сама бабка любит вспоминать различные пословицы. К примеру: «Тёмный человек глух и нем» (предложение 13). Она собирает внука в школу и отмечает, что без образования в современном мире сложно выжить. Обращение к народной мудрости характеризует её как человека, умудрённого опытом.

Смысл финала текста я понимаю так: после разговора с товарищем Борька другими глазами посмотрел на бабку. Обратим внимание на то, что он впервые называет её «бабушкой». Возможно, мальчик научится с уважением относиться к близкому человеку.

В тексте В.А. Осеевой говорится о том, что члены семьи считали бабку лишней в доме. Борька также постоянно от неё отмахивался, называл «старой старушенцией». Между тем мальчик сам не сознавал, насколько дорог был ему этот человек. Так, в предложениях 34-37 отмечается, что во время доверительных бесед с бабушкой Борька чувствовал себя особенно комфортно.

Когда товарищ пристыдил мальчика, тот «покраснел», потому что в глубине души признал свою неправоту (предложение 56). Борька причинял бабушке боль, поступая так же, как его родители. Этот разговор с приятелем изменил отношение внука к героине, в нём просыпается совесть.

В заключение хочется сказать, что люди должны уважать друг друга, ведь относиться к близким с невниманием и равнодушием может только человек с чёрствой душой.

9.3. Как Вы понимаете значение слова УВАЖЕНИЕ?

Уважение – это почтительное отношение к окружающим. Особенно в нём нуждаются пожилые люди, прожившие долгую и насыщенную жизнь. Чаще всего именно они заботятся о молодых и искренне хотят помочь им стать достойными личностями.

Например, в тексте В.А. Осеевой товарищ Борьки называет свою бабушку «главной». В предложениях 47-53 он рассказывает о том, с каким почтением все вокруг относятся к его близкому человеку, потому что именно эта женщина «всех вырастила» (предложение 51). Разговор с приятелем заставляет Борьку задуматься о своих некрасивых

поступках; он чувствует стыд за равнодушное, а иногда и откровенно пренебрежительное отношение к бабке, поэтому в финале впервые называет её «бабушкой».

Вспомним, как насмехались над юродивым Юшкой, героем одноимённого рассказа А.П. Платонова. Ему приходилось терпеть издевательства со стороны детей и взрослых, но он не отвечает жестокостью на жестокость. Юшка объяснял происходящее «слепым сердцем» человека и верил, что оно когда-нибудь сможет прозреть. Юродивый при жизни так и не получил любви и ласки, однако его приёмная дочь стала по-настоящему уважаемым человеком. Не относится ли часть этого уважения и к Юшке, который воспитал такую замечательную девушку?

В заключение хочется сказать, что молодое поколение зачастую не замечает, как много добра делают взрослые, умудрённые жизненным опытом люди. Может быть, стоит присмотреться к ним? Это очень важно – уметь быть благодарным и дарить частичку тепла тем, кто нас старше и о нас заботится.

Источник

Познавательное и интересное