Рассказ танкиста о чем жалеет танкист

Сказки

Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста»

Суть произведения

Главный герой рассказа остался неизвестным, он олицетворял множество военных историй. Сюжет стихотворения заключается в небольшом эпизоде, повествующем о том, как советские солдаты взяли поселок. Начало произведения вносит интригу в повествование. Герой описывает свои мысли и сожаления о том, что не познакомился с мальчиком. Он коротко описывает внешность парнишки и сравнивает его со многими детьми, детство которых было испорчено войной. Также здесь упоминается страшный и трудный бой, в котором нужно идти до конца.

В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки. Суть заключалась в том, что во время нападения танковая группа не могла добраться до центра города из-за атаки противника. Ребенок смог узнать позицию пушки врага и сообщил об этом танкистам. Этим самым он помог уничтожить три танка противников. Уставший солдат произнес только слова «Спасибо, хлопец!» и пожал маленькую ручку.

В конце изложения можно понять, что композиция замыкается. Среди многих боев, которые были на счету у танкиста, он не мог забыть только один. Герой очень хотел встретить того мальчика, он узнал бы его сразу. Танкист очень сожалел, что не спросил, как звали этого ребенка.

«Рассказ танкиста» можно считать посвящением для всех детей, которые в военное время рисковали жизнью ради победы над врагом.

Раскрытие темы

Александр Твардовский провел 7 лет жизни на войнах и презентовал свои очерки в газете «На страже Родины». Основа его стихотворения — это рассказ очевидца о героическом поступке. В произведении два лирических героя:

Краткое содержание произведения учит ценить свою жизнь, а также указывает, что возраст не имеет значения. Даже ребенок может проявлять силу духа, отвагу и любовь к Родине.

В стихотворении автор использует множество эпитетов: «был трудный бой, все нынче как спросонку», «рыхлый, жирный чернозем», «рубашонка пузырем». Использование таких выражений придает произведению стихотворную простоту и непосредственность. Кроме того, здесь используются монологи и диалоги, что помогает лучше передать всю суть.

«Рассказ танкиста» считается литературным произведением, которое прославляет подвиги маленьких детей. Главной особенностью стихотворения является то, что при его прочтении не чувствуется трагический пафос, так как его затмевают героизм и смелость мальчика.

Тип композиции

Стих Твардовского имеет одинаковые начало и концовку. Такой стиль написания является кольцевым. Презентация произведения имеет несколько важных элементов, например:

Благодаря этому автор пытается передать всю сложность пройденного пути.

«Рассказ танкиста» состоит из десяти четверостиший. В них заключаются разговоры и описание. Такой прием помогает лучше раскрыть образы героев стихотворения.

Источник

Стихотворение и анализ «Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

– Да где же, где. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Краткое содержание

Великая Отечественная война коснулась каждого советского человека, отняла жизни у миллионов людей и оставила незаживающий след в народной памяти. Неудивительно, что эта тема широко отразилась в творчестве многих поэтов и писателей того времени. Среди произведений, посвященных подвигам советских бойцов, есть и такие, героями которых оказываются подростки, наравне со взрослыми приближавшие день великой победы.

В. Болтышев. Битва за Москву. Бой под Калининым. 2011

Стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» – это воспоминание солдата, прошедшего войну, об одном из танковых боев, исход которого помог решить местный мальчик. Он сожалеет лишь об одном, что не узнал имени этого отважного мальчугана. По воспоминаниям рассказчика, это был обычный мальчишка, лет десяти-двенадцати, из тех, кого называют «бедовыми». Такие ребята всегда становились заводилами, возглавляли дворовые мальчишеские ватаги и, как могли, старались помогать нашим бойцам.

Во время одного из сражений советские танкисты оказались дезориентированы в том смысле, что не могли определить, откуда исходит шквальный огонь, пробиться сквозь который не было никакой возможности. На выручку пришел мальчик, который предложил показать месторасположение вражеской огневой точки. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», такими словами описывает автор юного героя. Танкисты посадили мальчика на броню и, благодаря его указаниям, смогли зайти в тыл врага.

Так, благодаря юному смельчаку, были спасены многие жизни. Рассказчик в конце своего повествования еще раз повторяет, что жалеет о том, что не спросил, как зовут этого бесстрашного подростка. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – такими словами заканчивает он свой рассказ. Героев, подобных этому мальчику, было во время войны очень много, и Твардовский, на основе реального случая создал собирательный образ юного патриота родины.

Анализ

История создания

Персонажи и образы

Главным персонажем произведения стал городской подросток, через образ которого Твардовский попытался донести до читателя, что даже юные граждане нашей страны способны оказать помощь в победе над общим врагом. Такие ребята заслуживают награды наравне со взрослыми, потому что их поступки можно смело назвать героизмом. В этом и состоит главная идея данного стихотворения.

Другой персонаж – рассказчик, непосредственный участник описываемых событий. Его сожаление о своей забывчивости: «И только не могу себе простить» усиливается повтором первой строфы, который завершает повествование. Инверсия «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку» служит доказательством, что образ безымянного героя навсегда сохранится в памяти рассказчика.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, так как повествование начинается и заканчивается одинаково. Состоит оно из десяти катренов (четверостиший), в которых присутствует монолог рассказчика и его диалог с подростком. Благодаря такому чередованию речи, очень наглядно раскрываются характеры героев.

Произведение содержит все стадии развития сюжета: экспозицию (сожаление рассказчика и описание мальчика), завязку (сообщение подростка о дислокации огневой точки врага), кульминацию (победа советских танкистов) и развязку, которая выражается в благодарности бойцов маленькому герою.

Литературное направление данного произведения – реализм, по принадлежности к литературному роду – это эпос. Лиризм стихотворения, эпический сюжет, существующая интрига – все это позволяет отнести его к жанру баллады.

Размер и средства художественной выразительности

При написании автор использует ямб с перекрестной рифмовкой (АВАВ).

Учитывая тему и содержание стихотворения, Твардовский ограничивается минимальным набором средств художественной выразительности. Тем не менее, в тексте встречаются эпитеты: «трудный», «недозрелые», олицетворения: «шел пожар», «пули свищут», «душила гарь и копоть», метафора – «огонь гвоздит», сравнения: «все нынче, как спросонку», «рубашонка пузырем», «руку, как товарищу, пожал». Легкость и простоту восприятия обеспечивают просторечные слова: «бедовый», «хлопец», «черт его поймет».

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – героизм и бесстрашие мальчика, которые он проявил, помогая советским бойцам. Твардовский показывает, что в то тяжелое время, когда весь народ встал на защиту отечества, возраст не являлся помехой для совершения подвига. В произведении прослеживается акцент автора на том, что такое проявление отваги подростком – случай далеко не единичный. В разных населенных пунктах, прилегающих к фронту, проживали десятки и сотни таких же мальчишек, готовых прийти на помощь действующей армии. Их маленькие подвиги в масштабах огромной войны были не всегда заметны и значительны, но, все же, их нельзя преуменьшать хотя бы потому, что они также являлись вкладом в приближение победы над врагом.

Источник

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

Александр Трифонович Твардовский был выдающимся журналистом. Он также писал очень реалистичные произведения, без прикрас отображая жизнь такой, как она есть на самом деле. В годы Второй мировой войны он был на фронте в качестве корреспондента. Эта деятельность нашла отражение в его творчестве. Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста» будет полезен ученикам 5 классов при подготовке к уроку литературы, а также при составлении презентации по произведению или для написания сочинения.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.
Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Читайте также:  Сказки про зверей смотреть

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

Раскрытие темы

Александр Твардовский провел 7 лет жизни на войнах и презентовал свои очерки в газете «На страже Родины». Основа его стихотворения — это рассказ очевидца о героическом поступке. В произведении два лирических героя:

Краткое содержание произведения учит ценить свою жизнь, а также указывает, что возраст не имеет значения. Даже ребенок может проявлять силу духа, отвагу и любовь к Родине.

В стихотворении автор использует множество эпитетов: «был трудный бой, все нынче как спросонку», «рыхлый, жирный чернозем», «рубашонка пузырем». Использование таких выражений придает произведению стихотворную простоту и непосредственность. Кроме того, здесь используются монологи и диалоги, что помогает лучше передать всю суть.

«Рассказ танкиста» считается литературным произведением, которое прославляет подвиги маленьких детей. Главной особенностью стихотворения является то, что при его прочтении не чувствуется трагический пафос, так как его затмевают героизм и смелость мальчика.

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Суть произведения

Главный герой рассказа остался неизвестным, он олицетворял множество военных историй. Сюжет стихотворения заключается в небольшом эпизоде, повествующем о том, как советские солдаты взяли поселок. Начало произведения вносит интригу в повествование. Герой описывает свои мысли и сожаления о том, что не познакомился с мальчиком. Он коротко описывает внешность парнишки и сравнивает его со многими детьми, детство которых было испорчено войной. Также здесь упоминается страшный и трудный бой, в котором нужно идти до конца.

В стихотворении Александра Твардовского «Рассказ танкиста» рассказывается о подвиге мальчишки. Суть заключалась в том, что во время нападения танковая группа не могла добраться до центра города из-за атаки противника. Ребенок смог узнать позицию пушки врага и сообщил об этом танкистам. Этим самым он помог уничтожить три танка противников. Уставший солдат произнес только слова «Спасибо, хлопец!» и пожал маленькую ручку.

В конце изложения можно понять, что композиция замыкается. Среди многих боев, которые были на счету у танкиста, он не мог забыть только один. Герой очень хотел встретить того мальчика, он узнал бы его сразу. Танкист очень сожалел, что не спросил, как звали этого ребенка.

«Рассказ танкиста» можно считать посвящением для всех детей, которые в военное время рисковали жизнью ради победы над врагом.

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Сюжет стихотворения

Краткое содержание «Рассказа танкиста» будет полезно для понимания смысла стихотворения и его особенностей. Произведение Александра Трифоновича начинается с сожаления автора о том, что он так и не сумел узнать имени мальчишки, о котором пойдет речь в повествовании. В центре сюжета подвиг мальчика 10−12 лет, он был из тех, кого обычно называют «бедовыми». Такие, как он, явно заводилы в компании, участники уличных драк, но в то же время они верно помогают русским солдатам.

Один из таких мальчишек подошел к танкистам во время боя, чтобы рассказать, где стоит огневая позиция противника. Солдаты не могли ее найти и уничтожить, из-за этого у них был трудный бой. А это было необходимо, так как из-за огня они не могли пробраться в центр города. Лирический герой произведения описывает ребенка так: «Стоит парнишка — мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем». Он предложил им помощь.

Солдатам не оставалось ничего, кроме как взять смельчака к себе в экипаж и по его наставлениям зайти в тыл врага. В результате, как вспоминал лирический герой, они вмяли ту самую пушку в рыхлую землю. После этого танкисты поблагодарили мальчугана и пожали ему руку, словно взрослому самостоятельному мужчине. Однако никто из них не догадался спросить его имени. Солдаты понимали, что таких смельчаков хватает в каждом поселке, и они стараются так же, как и взрослые защищать свою Родину. Именно этим детям, которые принимали участие в войне, отнюдь не детском деле, Твардовский посвящает свое стихотворение.

Главный герой стиха так и остался неизвестным, но он стал олицетворением юношеской смелости.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

Композиция и жанр

Произведение Твардовского по жанру относится к балладе, ведь ему присущи все характерные черты: лиризм, сюжет эпического характера, наличие интриги.

Размер стихотворения — ямб, рифмовка — перекрестная.

Произведение включает в себя девять катренов. В них монолог и раздумья лирического героя сменяются его беседой с мальчишкой. Такая структура позволяет полноценно раскрыть образы персонажей. Композиция стихотворения состоит из таких частей:

У стихотворения композиция кольцевого типа, так как начало и конец похожи. За счет этого приема Твардовский заостряет внимание на всей сложности военного пути, он говорит, что победа обязательно наступит, пусть и не в скором времени.

LiveInternetLiveInternet

Александр Трифонович Твардовский

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в 1939 году, когда шли тяжелые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу, опубликовал сотни очерков и военных сводок. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным событиям.

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создается впечатление, что Твардовский лично видел все то, что происходило на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.

Стихотворение начинается с сожаления о том, что рассказчик не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого принято именовать «бедовыми». Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники русских солдат. Один такой сорванец и подошел к советским танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка — мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», — именно так описывает поэт героя своего произведения.

Читайте также:  Сказки на почтовых марках

Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, руководствуясь его указаниями, зайти в тыл к противнику. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий, «эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем». Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чем участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», — отмечает танкист, которому, по сути, этот сорванец спас жизнь. Однако солдат понимает, что таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне с взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение с элементами публицистики.

Источник

Анализ стихотворения Твардовского “Рассказ танкиста

Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стих, написанный Твардовским со слов очевидца. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Рассказ танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.
Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

Анализ стихотворения Твардовского “Рассказ танкиста

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты “На страже Родины” в 1939 году, когда шли тяжелые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу, опубликовал сотни очерков и военных сводок. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным

Стихотворение начинается с сожаления о том, что рассказчик не успел узнать

имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого принято именовать “бедовыми”. Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники русских солдат. Один такой сорванец и подошел к советским танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. “Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем”, – именно так описывает поэт героя своего произведения.

Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, руководствуясь его указаниями, зайти в тыл к противнику. В итоге, как вспоминает очевидец тех далеких событий, “эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем”. Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чем участники тех событий искренне сожалеют. “Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку”, – отмечает танкист, которому, по сути, этот сорванец спас жизнь. Однако солдат понимает, что таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение с элементами публицистики.

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

Александр Твардовский слушать все книги автора по порядку

Александр Твардовский
Александр Твардовский — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.org

Александр Твардовский — Рассказ танкиста отзывы

Отзывы слушателей о книге Рассказ танкиста, исполнитель: Исполнитель неизвестен. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.

Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор knigiaudio.org.

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

Основная тема

Ключевая тема произведения — героический поступок мальчишки, который сумел помочь танкистам уничтожить пушку врагов.

Поэт рассказывает, что война — это такой период, когда весь народ объединяется, чтобы защитить свою землю. И в этом желании нет преград ни возрастных, ни каких-либо еще. Каждый может оказаться полезным, и в любое время есть место для храбрости.

Твардовский специально акцентирует внимание на том, что этот мальчишка — не единичный случай. По всей стране, в больших городах и маленьких селах проживало немало детей его возраста. И многие из них старались всеми силами помочь старшим прогнать фашистов.

Да, их подвиги были лишь каплей в море в масштабах войны, но не следует преуменьшать их вклад в победу. В этом заключается главная идея произведения Александра Трифоновича.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

Вариант 2

На тему войны писали многие авторы, так как она коснулась каждого человека того времени. Война унесла много жизней, поэтому оставила глубокий след в памяти людей, который отзывается болью. Произведения, написанные на военную тематику, помогают передать всю картину военного времени подрастающему поколению, для того, чтобы они всегда помнили, ценили мужество и смелость бойцов.

Одним из таких произведений является стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста». Автор, будучи журналистом, прошёл всю войну от начала до конца, он видел все ужасы того времени. В силу своей профессии он много общался, ему много рассказывали военных историй, а он отражал это в своих работах. Помимо статей автор пробовал писать и стихи. Данное стихотворение написано в форме повествования танкиста о военных действиях, в которых помогают дети. Но когда читаешь, создаётся впечатление, что танкист это сам автор, ведь рассказ он ведёт от своего имени.

Был очередной трудный бой за улицу, танкисты прорывались к площади вперёд. Но они не могли понять, где же спрятался враг, откуда бьет. И вдруг на помощь бойцам подбежал парнишка лет десяти-двенадцати. Ведь в каждом городе, посёлке были дети, которые не оставались равнодушными к войне. Они всячески помогали бойцам достигать победу, несмотря на свой малый возраст.

Такие мальчишки были главарями у детей, заводилами всех дворовых драк, но одновременно, на фоне своей смелости, оказывали помощь в нужный момент. Вот и в этом случае, этот мальчишка узнал, разведал, где находится вражеская пушка. И сейчас он готов показать командиру, только чтобы он взял его с собой на танк. Бой не терпел отлагательств и его вязи на танк. Этот парнишка был очень горд за свой поступок, его переполняли эмоции, что он тоже внёс огромный вклад в победу. На фоне этого он был словно бесстрашный. Поэт пишет, что мины, пули свищут, а у мальчонки только рубашонка пузырём. Можно сказать, что благодаря поступку этого парнишки бойцы победили. Они вражескую пушку вмяли в рыхлый чернозём. Но самое главное, что этот отважный мальчик спас жизни этих танкистов, если бы не он, неизвестно как бы закончился бой.

Но в содержании стихотворения чувствуется какое-то сожаление и неудовлетворённость. О чем же сожалеет автор? А сожалеет он о том, что забыл спросить, как зовут этого мальчика. В суматохе боя командир поблагодарил парнишку, руку как товарищу пожал, а вот имя его не спросил. Поэт пишет, что узнал бы его из тысячи лиц, так хорошо образ мальчика остался в памяти. Но не может себя простить, что забыл спросить, как зовут. Об этом автор упоминает и вначале и в конце стихотворения. Видимо действительно считает себя в этом виноватым, ведь парнишка для командира спаситель его жизни.

Читайте также:  Сказки ивана франко на украинском

Анализ стихотворения Рассказ танкиста по плану

Тема урока: А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новодмитриевская начальная школа»

Тема урока: А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Литературное чтение, УМК «Планета Знаний»

урок усвоения новых знаний.

расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о творчестве А.Т. Твардовского, способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову.

: совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”, воспитание чувства гордости за свой народ, за героя – земляка П.Н. Емельянова.

Формы организации познавательной деятельности:

коллективная, фронтальная, индивидуальная.

словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

видеоролик «Дети войны», компьютер, проектор, экран, презентация.

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно желая успехов на уроке.

— Ребята, посмотрите видеоролик «Дети войны» и подумайте, почему урок мы начали с этого видео? О чём пойдёт речь на уроке?

(Просмотр видеоролика «Дети войны»)

— О каком времени из истории нашей страны пойдёт разговор на уроке? (О Великой Отечественной войне)

— Что вы чувствовали, когда смотрели видеоролик?

— О чём или о ком этот фильм? (О войне, о детях войны)

В каком году началась Великая Отечественная война?

(В 1945 году 22 июня)

— В каком году она закончилась? (В 1945 году 9 мая)

Какую дату будем праздновать 9 Мая 2020 года?
Слайд 2

О чём пойдёт речь на уроке?

— Во время войны наравне со взрослыми воевали и дети. Они были и на передовой, и в партизанских отрядах, и в тылу врага.

— Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока. Слайд 3.

-Что вы должны узнать и чему научиться на уроке? Вам помогут слова – помощники. Слайд 4.

(Узнать, кто такой А.Т. Твардовский. Выяснить, о чём говорится в стихотворении? Учиться выразительно читать стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим стихотворением.)

— Мы с вами познакомимся с писателем А. Т. Твардовским, будем читать его стихотворение «Рассказ танкиста».

3. Чтение и беседа о биографии А. Т. Твардовского.
Слайд 5
— Прочитайте биографию А. Т. Твардовского на стр. 105.

-Расскажите, что вы узнали о писателе?

— Твардовский был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. В 1942 году Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста».

— Как вы думаете, если писатель был участник войны, его «Рассказ танкиста» вымысел или реальность?

— Стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения.

4. Словарная разминка.

В стихотворении вам встретятся слова:
нынче, бедовый, главарь, спросонок.
Подберите к ним синонимы.
(Работа со словарём в учебнике).
(Нынче – сегодня, бедовый – озорной, смелый, главарь – предводитель, спросонок – спросонья, будучи в полусонном состоянии).

5. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения.

(Чтение стихотворения учителем).

— Скажите, что вы увидели, услышали, почувствовали, когда читали

— От чьего имени ведётся рассказ? (Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя).

— О чём рассказал танкист?

— Назовите тему стихотворения. (Героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку).

— Какую картину вы представили?

-Прочитайте стихотворение про себя. Какие слова, непонятные выражения вам встретятся, отметьте.

— упорно повторяет одно и тоже.
Слайд 6.
Тыл

— задняя сторона чего-нибудь.

— воинская группа, обслуживающая орудие, пулемет и другие боевые средства.

— сажа, оседающая на поверхности чего-нибудь.

— Объясните смысл слов: «Всё нынче, как спросонку»?

(Всё нынче, как спросонку
— спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне).
— Прочитайте слова, выражения, которые описывают трудный бой.

— Что вы узнали о танкисте, от лица, которого ведётся рассказ?

— Найдите описание главного героя стихотворения.

— Расскажите о характере мальчика. Докажите словами из текста.

(Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей. Нежадный, щедрый – сливы сует.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где

пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут. Скромный – показал и убежал).

— Что его больше тревожит? Ответь словами стихотворения.

(Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения, боялся, что враг может сменить свое место расположения).

— Почему командир принял помощь мальчика? Посадил в танк и продолжил бой?

— Как называет мальчика танкист? Почему? (Дружище. Потому что он поможет танкистам).

— Почему мальчик, несмотря на «страшный бой», бросился помогать танкистам?

— Можно ли назвать поступок мальчика подвигом?

— Что такое по – вашему подвиг?

— Найдите точное определение в словаре.

(Значение слова Подвиг по Ожегову: Подвиг – героический,самоотверженныйпоступок)

Физминутка
Слайд 7.
Мы празднуем Победу! Шагают на месте.

Салют! Салют! Салют!
Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем
Кругом цветы весенние
Руки на пояс, повороты туловища,
Цветут, цветут, цветут!
Руки развести в стороны.
Все люди пляшут, празднуют,
Приседания с выставлением ног вперёд.
Поют, поют, поют! Пусть в мире страны разные
Вдох, круговое движение руками, изображая
Живут, живут, живут!
земной шар.
6. Работа по группам. Средства художественной выразительности.

-Задания на листочках:

1 группа – найти эпитеты в стихотворении; («трудный», «недозрелый»)

2 группа – найти сравнения; («рубашонка пузырем», «все нынче как спросонку»)

3 группа – найти олицетворения.
(«Пули свищут», «шел большой пожар»)
— Проверим, посмотрите на слайд 8.

7. Выразительное чтение стихотворения.
Слайд 9.
— Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

— Вспомните, что значит читать выразительно?

Правила выразительного чтения стихотворения.

1. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:

— темп (скорость) — интонацию

— громкость чтения — жесты и мимику

2. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.

3. Обязательно соблюдай:

— рифму (делай правильное ударение в словах);

— стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).

4. Постарайся выразить:

— эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;

— эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.

5. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.

8.
Обобщение:
— Как вы думаете, почему А. Т. Твардовский начинает и заканчивает стихотворение одинаковыми словами?

— Почему он забыл спросить, как зовут мальчонку? (Был трудный бой…)

— Почему он не может себе это простить? (Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет).

— В каких словах стихотворения, по – вашему, заключена его главная мысль?

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

9.
Рассказ ученика:(задание учитель дал заранее: подготовить сообщение о герое – земляке Герое Советского Союза П.Н.Емельянове).
— Ребята, назовите Героя Советского Союза, нашего земляка, который всю войну прошёл и был танкистом. Слайд 10.

Пётр Николаевич Емельянов родился 12 июня 1920 года в селе Рязановка ныне Радищевского района в обычной крестьянской семье. Получил среднее образование. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил Брянское автомотоциклетное училище. В ноябре 1941 года получил назначение в действующую армию. В 1943 году закончил Высшую офицерскую бронетанковую школу. К июлю 1944 года капитан Емельянов уже командир танковой роты 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта.

19 июля 1944 года танковая рота под его командованием первой ворвалась в город Любомль Волынской области Украины. Сам Емельянов с экипажем своего танка уничтожил до взвода гитлеровцев, подавил огонь нескольких орудий и пулемётных точек, подбил самоходную артиллерийскую установку (САУ).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Емельянову Петру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны, уже будучи майором, наш земляк продолжил службу в армии.

Герой похоронен в Москве. В 1981 году на родине был установлены два бюста Героям Советского Союза Петру Николаевичу Емельянову и Андрею Ефремовичу Фатьянову. В честь героя названа улица в селе Рязановка.

— Скажите, мог быть тем танкистом из стихотворения Твардовского П.Н.Емельянов?

— Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания.

— сегодня я на уроке узнал(а)…

— если бы я оказался(лась) на войне, то …

11. Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение «Рассказ танкиста» или подготовить сообщение о подвигах детей в Великую Отечественную войну).
Слайд 13.
Литература

Источник

Познавательное и интересное