Краткое содержание Куприн Тапер для читательского дневника
Год: 1900 Жанр: рассказ
Главные герои: молодой пианист Юрий Агазаров
В рассказе Куприна «Тапер» показана яркая личность талантливого мальчика. Тапёр – это пианист, играющий на балах. Дело важное, но не такое уж хитрое. Талант главного героя – бедного юноши Юрия даже не может в полную мощь развернуться на этих танцах, куда, кстати, его и не особенно спешат брать – слишком уж мал и тщедушен. Сможет ли играть целый вечер, хватит ли сил и умения? А Юрий ещё и горд – он вспыхивает, когда понимает, что в нём сомневаются. Ему, конечно, нужны деньги, работа. И каждый раз Юрию приходится оправдываться, объяснять, что у него есть опыт, что он просто так юно выглядит.
Так получилось и в семье Рудневых. Им отдаётся должное, ведь благодаря таким гостеприимным людям Москва заслужила тогда хорошую репутацию. Они не очень богаты, точней, они в долгах, отец играет на деньги, закладывает имущество. Но всё от легкости характера – этот красавец (хотя уже и седой), благодетель балерин не хочет думать о завтрашнем дне. У Аркадия Николаевича много дочек, в доме всегда шумные гости. В доме нет порядка, например, слуги привыкли не исполнять поручения, а перекладывать их друг на друга.
В этой суете забыли найти тапёра для новогоднего праздника. В последнюю минуту горничная Дуняша смогла найти лишь неказистого мальчика Юру. Старшая сестра, вообще, высказала ему свои сомнения. Конечно, Юрий оскорбился, решил доказать – сыграть серьезное произведение. Получилось замечательно. Игру услышал Аркадий Николаевич, восхитился. Такое мастерство – для такого возраста! Юному мастеру даже несерьезно тратить силы на танцевальные мелодии. Но Юрий выполняет свою работу. В конце вечера Аркадий просит его сыграть для гостя – известного пианиста (Рубинштейн). Юрий Агазаров получил свой шанс в жизни, стал известным композитором.
Рассказ учит упорству, которое притягивает удачу, а ещё тому, что нельзя, конечно, судить по внешности.
Читать краткое содержание Тапер. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Куприн. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Тапер
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Однажды войны Тус и Гив вместе с войском скакали к равнине Дагуй. Во время охоты войны спасли молодую девушку невиданной красоты. Гив и Тус влюбились в нее
Несколько дней в штате Иллинойс бушует непогода в виде снежного бурана. Международный аэропорт им. Линкольна работает в чрезвычайном режиме. Десятки авиарейсов задерживаются, самолеты не могут подняться в воздух
После окончания репетиции, учитель Борис Сергеевич спросил у мальчиков, что каждый подарил маме на праздник Восьмое марта. Денис подарил игольницу. Оказалось, что остальные ребята тоже сшили игольницы маме в подарок
Первый день взрослой самостоятельной жизни на всю жизнь запал в память рассказчика. Накануне родители сидели на лавочке у дома, куда только недавно переехали, и спорили о возможности оставления автора
Начинается произведение с побега Курбского. Князю во всем помогает верный слуга – Василий. Даже когда конь Курбского выдохся, слуга отдаёт господину свою лошадь. Важна сцена, когда князь
Александр Куприн — Тапёр:
Краткое содержание
Автор уверяет, что эта рождественская история произошла на самом деле. Москва, 1885 год, большой гостеприимный дом дворянской многодетной семьи Рудневых. Главе семьи, Аркадию Николаевичу, больше пятидесяти лет, он картежник, поклонник балета, балерин и деликатесов. Дома он почти не бывает, но елка – его любимый детский праздник. Жена его, Ирина Алексеевна, очень важная, знатная и скучная дама. Дни она проводит у себя в комнатах, или в гостях у разных княгинь и архиереев (епископов церкви). В доме всегда шумно, здесь подолгу живет родня и друзья детей.
«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева», пылкая, «как ртуть», шумная», «как бомба», впервые «допущена к устройству елки». Еще год назад елку от нее, как от маленькой, прятали до вечера. Теперь она страшно переживает, что на празднике не будет музыки. «Скоро шесть часов, через час» елка загорится огнями, а тапера (музыканта, который за деньги играет на праздниках с танцами) никто не позвал. И отец забыл пригласить оркестр Рябова.
Тина просит помощи старшей сестры, гордой красавицы Лидии, но «Несмеяна-царевна» (это ее прозвище) младших детей презирает. На помощь приходит сестра Танечка, «полная, веселая блондинка» с добрым характером. В поисках тапера она отправляет служанку по адресам. Вскоре дом наполняется говором взрослых, смехом и топотом детских ножек.
Служанка нашла только 14-летнего «мальца» (мальчика). Худенького, большеглазого, в «мундирчике реального училища». На вид он казался младше своих лет, однако серые глаза его смотрели не по-детски умно и серьезно. Бедный, но самолюбивый, в ответ на насмешки Лидии он играет на фортепьяно не кадриль (танец), а прекрасную Венгерскую рапсодию № 2 Ф. Листа. Знаток музыки Аркадий Николаевич приятно удивлен его мастерством, он узнает, что юного музыканта зовут Юрий Азагаров. Он просит мальчика не усердствовать, и делать перерывы.
Играя, Юра заметил, с каким почтением вся зала встретила нового гостя, пожилого господина с «царственным лицом» и львиной гривой волос. Хозяин дома уговорил его послушать ту самую рапсодию еще раз. Юра воодушевился и сыграл лучше прежнего. Лицо важного гостя прояснилось, а Аркадий Николаевич вынес мальчику конвертик с деньгами. Он объявил, что играть больше не надо: домой его подвезет знаменитый композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Ему понравилась игра Юры.
Прошли годы, Рубинштейн умер, а Азагаров сам стал выдающимся композитором. Всю жизнь он хранил в сердце священные слова великого учителя музыки, сказанные ему в санях в ту рождественскую ночь.
Читательский дневник по рассказу «Тапер» Куприна
Сюжет
Елка (рождественский праздник) в богатом и шумном доме Рудневых под угрозой: нет тапера (музыканта) для танцев. Особенно огорчена 12-летняя Тиночка Руднева. Ее сестра Татьяна отправляет служанку на поиски хоть кого-то. Та приводит 14-летнего бедного мальчика Юру Азагарова. Чтобы доказать свое уменье, он играет рапсодию № 2 Листа. Хозяин дома просит повторить ее для важного гостя. Гость, а это прославленный композитор Рубинштейн, забирает Юру с праздника. В дороге он говорит с ним о музыке, как с учеником. Спустя годы Азагаров сам стал композитором.
Отзыв
«По одежке встречают, по уму провожают»: взрослые, богатые и успешные, не прошли мимо бедного одаренного мальчика. Гений не завидует чужому таланту, а всегда рад помочь. Рассказ учит прилежно трудиться для достижения цели, верить в свои силы, и немножко – в чудо. Нужно быть готовым к шансу, который может подарить судьба. А в санях композитор, наверно, принял Юру в ученики и сказал важные слова: о труде, самоотдаче, преданности искусству.
Краткое содержание рассказа «Тапёр» А. Куприна
Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Тапер». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства – одна из любимых в творчестве Куприна, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе.
Основные персонажи рассказа
Куприн «Тапёр» очень краткое содержание
Краткое содержание Куприн «Тапер» для читательского дневника:
Действие рассказа происходит в 1885 году в Москве. Большая и шумная дворянская семья Рудневых собирается праздновать Новый Год. В этот день семейство принимает у себя в доме множество гостей.
Каждый год отец семейства Аркадий Николаевич Руднев приглашает на елку оркестр, однако в этом году музыканты не смогли выступить. Чтобы не остаться без музыки, Рудневы пытаются найти тапера (пианиста) на вечер. По объявлению в газете они отыскивают тапера – 14-летнего бедного студента Юрия Азагарова.
Юный возраст пианиста сначала смущает Рудневых, но, когда тот начинает играть, хозяева остаются довольны. Юрий принимается за работу и развлекает публику, исполняя разные пьесы. В разгар праздника в доме появляется господин по имени Антон Григорьевич. Маленький тапер замечает, что гость пользуется у всех особым уважением.
Вскоре Антон Григорьевич подходит к Юрию и просит его еще раз сыграть «Рапсодию №2» Листа, которую мальчик исполнял ранее. Хмурое лицо господина пугает мальчика, и тот сначала играет плохо, но вскоре справляется с волнением и выступает как никогда блестяще. Играя, Юрий не видит, как хмурое лицо Антона Григорьевича смягчается от его прекрасной игры. Мужчина незаметно уходит из комнаты, а собравшаяся публика аплодирует юному артисту.
Вскоре к таперу подходит хозяин дома, Аркадий Николаевич. Он благодарит мальчика за работу и вручает конверт с деньгами. Также он сообщает, что Антон Григорьевич ожидает мальчика в передней, чтобы отвезти его домой.
Юрий не понимает, что это значит. Хозяин поясняет, что загадочный гость – это знаменитый композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Так волею случая Антон Рубинштейн обретает в лице Юрия талантливого ученика. Со временем Юрий Азагаров становится известным композитором.
Читайте также: Повесть «Поединок» Куприн впервые опубликовал в 1905 году. Произведение относят к традиции неореалистической прозы в русской литературе. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Поединка» по главам. В произведении автор затрагивает проблему взаимоотношения личности и общества, раскрывает тему жестокости в армии, унижения обычных солдат командирским составом, обнажает ужас и пошлость офицерского общества.
Читайте также: Куст сирени Куприн — краткое содержание.
Сжатый пересказ рассказа «Тапёр» Куприна
«Тапер» Куприна краткое содержание:
На ёлку в качестве тапёра приглашён мальчик. Присутствующий там великий пианист находит у него необыкновенный талант.
Семья Рудневых, одна из самых безалаберных и гостеприимных московских семей, ждёт гостей на ёлку. Хозяйка дома, Ирина Александровна происходит из княжеской семьи. Она выходит из своей комнаты только в торжественных случаях, считая, что общество мужа и детей для неё слишком пошло. Общается она исключительно с потомками древних родов.
Это не мешает ей ревновать своего мужа Аркадия Николаевича, который, несмотря на свои пятьдесят с лишним лет, сохраняет репутацию дамского угодника, остаётся игроком, гурманом и щедрым покровителем балетного искусства. Он любит шумное общество и охотно участвует в праздниках по случаю ёлки, на которые всегда приглашает оркестр Рябова.
В этом году из-за недоразумения и ни оркестр Рябова, ни какой-нибудь другой пригласить не удалось, и Аркадий Николаевич решает пригласить тапёра. Горничную Дуняшу посылают за тапёром, а в дом начинают съезжаться гости.
Дуняша все не возвращается. Тина Руднева, для которой этот «взрослый» праздник ёлки — первый в жизни, больше всех сгорает от беспокойства. Наконец возвращается растерянная Дуняша и приводит худенького некрасивого мальчика, Юрия Агазарова четырнадцати лет, которому можно дать лет одиннадцать-двенадцать.
Это — единственный тапёр, которого она смогла найти. Обиженный недоверием старшей дочери Рудневых Лидии Аркадьевны, мальчик просит позволить ему что-нибудь сыграть.
Придя в восторг от игры Юрия, Аркадий Николаевич решает, что заставлять его играть танцы безбожно, но пока мальчик играет, а гости танцуют.
Тут в зал входит пожилой, судя по всему очень важный господин, которого Руднев называет Антоном Григорьевичем, и просит Юрия сыграть. Когда Юрий заканчивает, Руднев даёт мальчику конверт с деньгами и говорит, что домой его отвезёт Антон Григорьевич, заинтересовавшийся его игрой. Удивлённый Юрий не знает, что этот человек — сам Антон Григорьевич Рубинштейн.
Агазаров, который становится одним из талантливейших композиторов, никогда никому не рассказывает о первом разговоре со своим великим учителем.
Это интересно: Повесть «Яма» Куприна была впервые опубликована в 1915 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Ямы» по главам. В произведении описывается типичный уклад жизни местных проституток в Ямской слободе (называемой просто «Яма»). Одной из главных сюжетных линий можно назвать историю Жени — одной из проституток Ямы.
Сюжет «Тапёра» с цитатами
Краткое содержание «Тапер» Куприн с цитатами из произведения:
«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.
Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.
Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.
Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».
Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.
Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.
Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет – дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.
Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверено извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.
Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами, и сообщает, что ему выпал удивительный подарок – его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором.
Заключение
Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.
Читайте также: Рассказ «Белый пудель» Куприн написал в 1903 году. В произведении автор затронул темы заботы, бескорыстной дружбы, социального неравенства. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Белого пуделя» для заполнения читательского дневника.
Видео краткое содержание Тапёр Куприн
В рассказе Куприна «Тапер» показана яркая личность талантливого мальчика. Тапёр – это пианист, играющий на балах. Дело важное, но не такое уж хитрое. Талант главного героя – бедного юноши Юрия даже не может в полную мощь развернуться на этих танцах, куда, кстати, его и не особенно спешат брать – слишком уж мал и тщедушен. Сможет ли играть целый вечер, хватит ли сил и умения?
Тапёр — краткое содержание для читательского дневника
Рассказ начинается с описания переполоха, который устроила младшая дочь Рудневых, Тиночка. Вот – вот начнется новый год, а хозяева забыли пригласить в дом музыканта. Тину первый раз допустили на взрослую елку, и ей хотелось, чтобы все прошло весело и интересно.
Семья Рудневых была большая и принадлежала к категории гостеприимных и бесшабашных семей. Их дом всегда был полон гостей: близких или дальних родственников, о которых они иногда даже не знали, друзей и подруг их детей. У каждых из гостей были свои интересы и разговоры. Стол в этом доме всегда был накрыт к завтраку, обеду и ужину. Любой, находившийся в доме, приглашался за стол.
Хозяйка Ирина Алексеевна, редко выходила к гостям, потому что считала пошлым и грубым общение с ними. Мужа своего, Аркадия Николаевича, она видела редко, но ревновала к женщинам. И имела на то основание. Аркадий Николаевич не утратил красоты молодости, а наоборот. Приобрел репутацию покорителя женских сердец. Он любил многолюдные сборища, любил молодежь, которая всегда была в его доме.
Особое трепетное отношение у хозяина дома было к новогодней елке. В этот раз все было готово, кроме музыкантов. И это стало омрачать праздник. Дочь Татьяна, наконец, отправляет прислугу Дуняшу найти тапера для праздника.
В дом начинают съезжаться гости. Шум, гам, поцелуи – предвестники праздника. Тина беспокоится. Гости в доме, музыки нет. Как начинать праздновать? Беспокойство Тины достигает предела. В это время возвращается Дуняша с тапером.
Тапер, невысокий, некрасивый мальчик, не кажется, сестрам способным оживить праздник. После недолгих споров, мальчик просит дать сыграть ему пробное произведение. Тина быстро усаживает его за рояль, и он начинает играть рапсодию №2 Листа.
На звуки музыки стали собираться гости. Аркадий Николаевич отметил высокое мастерство юного исполнителя, и засомневался, не трудно ли будет играть ему весь вечер. Юрий Азагаров (тапер) ответил, что для него это привычное дело.
Праздник был в самом разгаре, когда пришел еще один гость. По отношению к нему присутствующих, Юрий сразу понял, что это очень важный человек. Резкие черты лица указывали на сильную волю и железный характер этого гостя.
Композитор Антон Григорьевич Рубинштейн принял живое участие в судьбе юного музыканта. С его легкой руки Юрий Агазаров стал великим композитором.
Рассказ «Тапер» о том, что даже в юном возрасте можно быть профессионалом, а также о том, что случайная встреча может перевернуть всю жизнь
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Основные персонажи
Перед тем как читать краткое содержание рассказа «Тапер», важно ознакомиться с действующими лицами произведения:
Нравственные уроки
В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11−12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.
Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.
Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.
Очень краткий пересказ
«Тапер» – краткое содержание этого рассказа будет представлено далее. Пересказ следует начать с невообразимого переполоха, который устроила младшая дочь Руднева. А все потому, что до праздника осталось совсем чуть-чуть, а девочка не могла выяснить, был ли приглашен тапер. В этом году маленькой Тиночке впервые разрешили присутствовать на взрослом празднике, и ей хотелось, чтобы все было готово вовремя.
Хозяйка дома, Ирина Алексеевна, была не слишком озабочена праздником – она редко выходит к гостям, считая это пошлым. Поэтому Тина не на шутку расстроилась отсутствием тапера. Ее отец велит горничную найти им на праздник музыканта и привести в дом.
В гостеприимное имение Рудневых начали съезжаться гости и нетерпение Тины достигает пика. В этот момент в доме появляется тапер – совсем еще мальчик, невысокий, с нескладной фигурой и некрасивой внешностью. Сестры сомневаются, что своей игрой он способен создать настроение празднику. Но после недолгих споров его усаживают за инструмент.
Мальчик попросил сестер позволить ему поиграть на празднике
На звуки музыки появляются гости, отмечая талант юного музыканта. Одним из последних пришел Антон Григорьевич Рубинштейн – известный композитор. Именно он принял участие в судьбе юного музыканта Юрия Агазарова, который в дальнейшем стал великим пианистом и композитором.
Поднимаемые проблемы
В небольшом рассказе поднимается множество проблем. Особенно выделяются несколько из них:
Краткое содержание
Тиночке Рудневой недавно исполнилось 12 лет, поэтому родители позволили ей впервые присутствовать на взрослом празднике. В силу своего эмоционального характера и особого случая, девочка с утра не могла найти себе места. Ей отчаянно хотелось, чтобы все было на высшем уровне, тем более, что в дом были приглашены гости.
Однако волнения девочки никто не разделял: ее мать была очень высокомерна и редко общалась с гостями, а старшие сестры занимались своими нарядами и не обращали на Тину внимания. Она не могла ни от кого добиться – приглашен ли на праздник тапер?
Рудневы были довольно известной московской семьей. От других их отличало необычайное гостеприимство. Двери их старинного особняка были открыты для всех – близких и дальних родственников, о которых никто и не знал до их появления, друзей и подруг детей семейства разных возрастов и интересов. Таким образом, в доме круглый год царила полная анархия. Никто не соблюдал время приема пищи – ели в разное время, кто когда желал, поэтому буфет был всегда открытым, а прислуга не убирала со стола закуску.
Хозяйке дома, строгой и высокомерной Ирине Алексеевне, подобная атмосфера не нравилась. К гостям она выходила исключительно по особым случаям. Она являлась последним представителем старинного рода и общалась только с такими же исключительными личностями, к каким относила и себя. Супруг же ее, Аркадий Николаевич, отличался веселым легким нравом: вся Москва знала его как гурмана, азартного игрока, дамского угодника и просто веселого человека.
Дома он бывал редко, однако привычка общаться целый день в большом обществе накладывала некий отпечаток: ему нравилось, что и дома у него много людей, особенно молодежи. Для них он часто устраивал интересные мероприятия, в том числе новогодние праздники. Особое значение хозяин дома придавал музыке, но в этом году за оркестром послали поздно, и семейство осталось без нее. Именно поэтому маленькая Тина была так взволнована.
Желая исправить ситуацию, отец Тины выписал горничной адреса из газеты и отправил ее на поиски тапера. Дуняша вернулась с некрасивым, нескладным юношей, когда большинство гостей были уже в сборе. Она извинялась, что не смогла найти никого лучше. Старшие сестры, Татьяна и Лидия, с сомнением отнеслись к мальчику, но все же позволили ему сыграть, чему весьма обрадовалась Тиночка.
Заиграв рапсодию, мальчик заставил всех гостей собраться вокруг инструмента, а Аркадий Николаевич вышел из кабинета, чтобы уточнить, где нашли этого таланта. После исполнения раздались аплодисменты, а Тина решила взять юного музыканта под свое крыло, наблюдая, чтобы сестры не обидели его. Играя очередное произведение, мальчик увидел, как в гостиную вошел некий господин с волевым выражением лица.
Этим господином оказался знаменитый композитор Рубинштейн, который был потрясен талантом мальчика, поэтому стал его педагогом и наставником. Впоследствии этот мальчик-пианист в старом мундире стал известным музыкантом. Вот такой волшебный подарок приготовила ему однажды новогодняя ночь в виде случайной встречи.
Знакомство с персонажами произведения: сёстры Рудневы
Рассказ «Тапёр», краткое содержание которого вы читаете, начинается со знакомства с семьей Рудневых. Это, прежде всего, Тина – 12-тилетняя девочка, дочь хозяина дома.
Девочка вбежала в комнату, в которой горничные одевали ее сестер. Тина очень переживала, хотела, чтобы встреча Рождества прошла хорошо. Она поделилась своим беспокойством с сёстрами, сказав им о том, что нет тапёра.
Старшая сестра, которую уже почтительно называли Лидией Аркадьевной, была, напротив, слишком спокойной. Она сделала Тине замечание, сказав, чтобы та не врывалась вот так в комнату.
Тогда Тина попросила свою вторую сестру Таню пойти с ней, чтобы помочь подготовиться к празднованию. Ведь через час уже должны были зажигать ёлку.
Далее мы узнаём о младшей сестре Кате. Её и Тину вместе со сверстниками раньше запирали в детской и не допускали к устройству елки. Но в этом году Тина первый раз была причастна к готовящемуся волшебству, поэтому-то она так переживала – хотела, чтобы всё получилось.
Основная идея рассказа
Краткое содержание произведения «Тапер» позволяет читателю понять основную мысль рассказа, которую хотел передать А. Куприн. Большое значение в нашей жизни имеет случайная встреча, стечение обстоятельств. Можно обладать колоссальным трудолюбием и талантом, но одна маленькая встреча с важным человеком определяет будущее. Такой наставник помогает развить способности, окрыляет и позволяет поверить в свои силы.
* Тапёр — в 19 – начале 20 века музыкант (как правило, пианист), сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах и балах, а впоследствии – немые фильмы.
Отец, мать
Семья Рудневых была большой и шумной. У девочек были братья. К детям постоянно приходили друзья, поэтому в доме всегда было весело. Но эту радость не разделяла мать детей, Ирина Алексеевна. Она была княжной и до замужества имела фамилию Ознобишина. Женщина кичилась своим знатным происхождением и редко выходила из комнаты, считая ниже своего достоинства разговаривать с шумной толпой. Общалась она только с такими же знатными и «окаменелыми» потомками древних родов. Обо всём этом мы узнаем из рассказа «Тапёр». Краткое содержание произведения познакомит читателя и с главой семьи.
Несмотря на свой аристократизм, женщина ревновала мужа, и на это у неё могли быть причины. Хоть Аркадию Николаевичу и было уже за 50, но мужчина отличался лёгким характером и особым обаянием. Он был покровителем балетного искусства, игроком, часто пропадал в Английском клубе. Когда он после выигрыша возвращался домой, звал друзей, подруг своих детей на конные прогулки за город.
А друзья детей Рудневых постоянно бывали у них в доме. Поэтому буфет здесь никогда не запирали, ведь любой пришедший мог захотеть перекусить в неурочный час. Иногда дети просили повара приготовить что-то вкусное, и он не сразу, но соглашался. Все вместе за столом собирались редко. Обычно кто-то уже отобедал, а кто-то только приходил к утреннему чаю. Вот такая веселая и немного сумбурная атмосфера царила в этом гостеприимном доме.
Не удивительно, что встречать Рождество планировалось большой дружной компанией. Папа для детей был главным советчиком и другом. Когда старшие дети не знали, что подарить их другу Коле Радомскому, отец сказал – портсигар. Занимался глава семьи и музыкальным оформлением вечеров. Об также поведает краткое содержание рассказа «Тапёр».
Гости
Таня, сестра Тины, пользовавшаяся уважением, отправила Дуняшу на поиск фортепьянщика (тапёра), и в это время уже начали съезжаться гости. Пришли две большие семьи – Масловских и Лыковых, приезжали и другие гости, а музыканта всё не было.
Но вот Лука подошёл к Татьяне Аркадьевне и попросил её выйти в переднюю. Татьяна увидела там Дуню и какую-то маленькую фигуру. Дуня начала шептать на ухо хозяйке, чтобы та не ругала ее: она нигде не смогла найти музыканта, отыскала вот только этого мальца и даже точно не знала, умеет ли он играть.
Татьяна с первого взгляда поняла, что мальчик беден, самолюбив и застенчив. Он был некрасив, с тонкими чертами лица, на вид ему было 11 или 12 лет. Но мальчик сказал, что ему 14. Он уверил, что умеет играть и обладает немалым опытом.
Тапер.
Чехов А. П.
Тапер
// Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.
Т. 4. [Рассказы, юморески], 1885—1886. — М.: Наука, 1976
Второй час ночи. Я сижу у себя в номере и пишу заказанный мне фельетон в стихах. Вдруг отворяется дверь, и в номер совсем неожиданно входит мой сожитель, бывший ученик м—ой консерватории Петр Рублев. В цилиндре, в шубе нараспашку, он напоминает мне на первых порах Репетилова; потом же, когда я всматриваюсь в его бледное лицо и необыкновенно острые, словно воспаленные глаза, сходство с Репетиловым исчезает.
— Отчего ты так рано? — спрашиваю я. — Ведь еще только два часа! Разве свадьба уже кончилась?
Сожитель не отвечает. Он молча уходит за перегородку, быстро раздевается и с сопением ложится на свою кровать.
— Спи же, с-скотина! — слышу я через десять минут его шёпот. — Лег, ну и спи! А не хочешь спать, так… ну тебя к чёрту!
— Не спится, Петя? — спрашиваю я.
— Да чёрт его знает… не спится что-то… Смех разбирает… Не дает смех уснуть! Ха-ха!
— Что же тебе смешно?
— История смешная случилась. Нужно же было случиться этой анафемской истории!
Рублев выходит из-за перегородки и со смехом садится около меня.
— Смешно и… совестно… — говорит он, ероша свою прическу. — Отродясь, братец ты мой, не испытывал еще таких пассажей… Ха-ха… Скандал — первый сорт! Великосветский скандал!
Рублев бьет себя кулаком по колену, вскакивает и начинает шагать босиком по холодному полу.
— В шею дали! — говорит он. — Оттого и пришел рано.
— Ей-богу… В шею дали — буквально!
Я гляжу на Рублева… Лицо у него испитое и поношенное, но во всей его внешности уцелело еще столько порядочности, барской изнеженности и приличия, что это грубое «дали в шею» совсем не вяжется с его интеллигентной фигурой.
— Скандал первостатейный… Шел домой и всю дорогу хохотал. Ах, да брось ты свою ерунду писать! Выскажусь, вылью всё из души, может, не так… смешно будет. Брось! История интересная… Ну, слушай же… На Арбате живет некий Присвистов, отставной подполковник, женатый на побочной дочери графа фон Крах… Аристократ, стало быть… Выдает он дочку за купеческого сына Ескимосова… Этот Ескимосов парвеню1 и мове-жанр2, свинья в ермолке и моветон, но папаше с дочкой манже и буар3 хочется, так что тут некогда рассуждать о мове-жанрах. Отправляюсь я сегодня в девятом часу к Присвистову таперствовать. На улицах грязища, дождь, туман… На душе, по обыкновению, гнусно.
— Ты покороче, — говорю я Рублеву. — Без психологии…
— Ладно… Прихожу к Присвистову… Молодые и гости после венца фрукты трескают. В ожидании танцев иду к своему посту — роялю — и сажусь.
«А, а… вы пришли! — увидел меня хозяин. — Так вы уж, любезный, смотрите: играть как следует, и главное — не напиваться»…
— Я, брат, привык к таким приветствиям, не обижаюсь… Ха-ха… Назвался груздем, полезай в кузов… Не так ли? Что я такое? Тапер, прислуга… официант, умеющий играть. У купцов тыкают и на чай дают — и нисколько не обидно! Ну-с, от нечего делать, до танцев начинаю побринкивать этак слегка, чтоб, знаешь, пальцы разошлись. Играю и слышу немного погодя, братец ты мой, что сзади меня кто-то подпевает. Оглядываюсь — барышня! Стоит, бестия, сзади меня и на клавиши умильно глядит. — «Я, говорю, m-lle, и не знал, что меня слушают!» А она вздыхает и говорит: «Хорошая вещь!» — «Да, говорю, хорошая… А вы нешто любите музыку?» И завязался разговор… Барышня оказалась разговорчивая. Я ее за язык не тянул, сама разболталась. «Как, говорит, жаль, что нынешняя молодежь не занимается серьезной музыкой». Я, дуррак, болван, рад, что на меня обратили внимание… осталось еще это гнусное самолюбие. Принимаю, знаешь, этакую позу и объясняю ей индифферентизм молодежи отсутствием в нашем обществе эстетических потребностей… Зафилософствовался!
— В чем же скандал? — спрашиваю я Рублева. — Влюбился, что ли?
— Выдумал! Любовь — это скандал личного свойства, а тут, брат, произошло нечто всеобщее, великосветское… да! Беседую я с барышней и вдруг начинаю замечать что-то неладное: за моей спиной сидят какие-то фигуры и шепчутся… Слышу слово «тапер», хихиканье… Про меня, значит, говорят… Что за оказия? Не галстук ли у меня развязался? Пробую галстук — ничего… Не обращаю, конечно, внимания и продолжаю разговор… А барышня горячится, спорит, раскраснелась вся… Так и чешет! Такую критику пустила на композиторов, что держись шапка! В «Демоне» оркестровка хороша, а мотивов нет, Римский-Корсаков барабанщик, Варламов не мог создать ничего цельного и проч. Нынешние мальчики и девочки едва гаммы играют, платят по четвертаку за урок, а уж не прочь музыкальные рецензии писать… Так и моя барышня… Я слушаю и не оспариваю… Люблю, когда молодое, зеленое дуется, мозгами шевелит… Ну, а сзади-то всё бормочут, бормочут… И что же? Вдруг к моей барышне подплывает толстая пава, из породы маменек или тетенек, солидная, багровая, в пять обхватов… не глядит на меня и что-то шепчет ей на ухо… Слушай же… Барышня вспыхивает, хватается за щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля… Что за оказия? Мудрый Эдип, разреши! Ну, думаю, наверное, или фрак у меня на спине лопнул, или у девочки в туалете какой-нибудь грех приключился, иначе трудно понять этот казус. На всякий случай иду минут через десять в переднюю оглядеть свою фигуру… оглядываю галстук, фрак, тралала… всё на месте, ничего не лопнуло! На мое счастье, братец, в передней стояла какая-то старушонка с узлом. Всё мне объяснила… Не будь ее, я так бы и остался в счастливом неведении. «Наша барышня не может без того, чтоб характера своего не показать, — рассказывает она какому-то лакею. — Увидала около фортепьянов молодца и давай с ним балясы точить, словно с настоящим каким… ахи да смехи, а молодец-то этот, выходит, не гость, а тапер… из музыкантов… Вот тебе и поговорила! Спасибо Марфе Степановне, шепнула ей, а то бы она, чего доброго, и под ручку с ним бы прошлась… Теперь и совестно, да уж поздно: слов не воротишь»… А? Каково?
— И девчонка глупа, — говорю я Рублеву, — и старуха глупа. Не стоит и внимания обращать…
— Я и не обратил внимания… Только смешно и больше ничего. Я давно уж привык к таким пассажам… Прежде, действительно, больно было, а теперь — плевать! Девчонка глупая, молодая… ее же жалко! Сажусь я и начинаю играть танцы… Серьезного там ничего не нужно… Знай себе закатываю вальсы, кадрили-монстры да гремучие марши… Коли тошно твоей музыкальной душе, то пойди рюмочку выпей, и сам же взыграешься от «Боккаччио».
— Но в чем собственно скандал?
— Трещу я на клавишах и… не думаю о девочке… Смеюсь и больше ничего, но… ковыряет у меня что-то под сердцем! Точно сидит у меня под ложечкой мышь и казенные сухари грызет… Отчего мне грустно и гнусно, сам не пойму… Убеждаю себя, браню, смеюсь… подпеваю своей музыке, но саднит мою душу, да как-то особенно саднит… Повернет этак в груди, ковырнет, погрызет и вдруг к горлу подкатит, этак… точно ком… Стиснешь зубы, переждешь, а оно и оттянет, потом же опять сначала… Что за комиссия! И, как нарочно, в голове самые что ни на есть подлые мысли… Вспоминается мне, какая из меня дрянь вышла… Ехал в Москву за две тысячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в таперы… В сущности, ведь это естественно… даже смешно, а меня тошнит… Вспомнился мне и ты… Думаю, сидит теперь мой сожитель и строчит… Описывает, бедняга, спящих гласных, булочных тараканов, осеннюю непогоду… описывает именно то, что давным-давно уже описано, изжевано и переварено… Думаю я и почему-то жалко мне тебя… до слез жалко. Малый ты славный, с душой, а нет в тебе этого, знаешь, огня, желчи, силы… нет азарта, и почему ты не аптекарь, не сапожник, а писатель, Христос тебя знает! Вспомнились все мои приятели-неудачники, все эти певцы, художники, любители… Всё это когда-то кипело, копошилось, парило в поднебесье, а теперь… чёрт знает что! Почему мне лезли в голову именно такие мысли, не понимаю! Гоню из головы себя
, приятели лезут; приятелей гоню, девчонка лезет… Над девчонкой я смеюсь, ставлю ее ни в грош, но не дает она мне покоя… И что это, думаю, за черта у русского человека! Пока ты свободен, учишься или без дела шатаешься, ты можешь с ним и выпить, и по животу его похлопать, и с дочкой его полюбезничать, но как только ты стал в мало-мальски подчиненные отношения, ты уже сверчок, который должен знать свой шесток… Кое-как, знаешь, заглушаю мысль, а к горлу все-таки подкатывает… Подкатит, сожмет и этак… сдавит… В конце концов чувствую на своих глазах жидкость, «Боккаччио» мой обрывается и… всё к чёрту. Благородная зала оглашается другими звуками… Истерика…
— Ей-богу… — говорит Рублев, краснея и стараясь засмеяться. — Каков скандал? Засим чувствую, что меня влекут в переднюю… надевают шубу… Слышу голос хозяина: «Кто напоил тапера? Кто смел дать ему водки?» В заключение… в шею… Каков пассаж? Ха-ха… Тогда не до смеха было, а теперь ужасно смешно… ужасно! Здоровила… верзила, с пожарную каланчу ростом, и вдруг — истерика! Ха-ха-ха!
— Что же тут смешного? — спрашиваю я, глядя, как плечи и голова Рублева трясутся от смеха. — Петя, ради бога… что тут смешного? Петя! Голубчик!
Но Петя хохочет, и в его хохоте я легко узнаю истерику. Начинаю возиться с ним и бранюсь, что в московских номерах не имеют привычки ставить на ночь воду.