Рассказ тема и жучка характеристика мальчика

Сказки

Чему учит рассказ «Тёма и Жучка»? Какая основная мысль произведения? Краткое содержание

Краткое содержание для читательского дневника

1) Однажды утром сердце Темы «возликовало» от зрелища распустившегося папиного цветка – мальчик решил поцеловать цветок и сломал его.

2) Наказание было таким жестоким и обидным, что ребенок укусил отцовскую руку.

3) В поисках собачки Жучки Тема залез в колодец и заболел, а когда окреп, пришло время отправляться на учебу в гимназию.

4) Жизнь здесь была несладкой: над Темой издевался одноклассник Вахнов, ему не верили учителя.

5) В результате способный мальчик не сумел преодолеть экзамены, однако родители сумели договориться с директором гимназии о пересдаче.

6) Вскоре после отличной сдачи экзаменов у Артемия закончилось детство: заболел и умер отец.

Чему учит рассказ «Тёма и Жучка»? Какая основная мысль произведения? Краткое содержание

Это рассказ очень берет за душу, особенно тех, кто не равнодушен к судьбе наших братьев меньших, ведь они не всегда могут постоять за себя. Кому-то помешала небольшая собачка Жучка, может быть она громко лаяла и спать не давала, поэтому нехороший, недобрый человек сбросил ее в глубокий колодец, выбраться из которого она самостоятельно не могла.

Тогда на помощь к ней приходит мальчик Тема, который переживает за собачку и очень хочет ей помочь. Он не обращается за помощью ко взрослым, решает эту проблему самостоятельно. Подвергаясь опасности, сам спасает Жучку. Не без труда и риска ему это удается.

Так поступают только мужественные люди, а Тема еще ребенок. Это очень благородно с его стороны прийти на помощь животному. Он вырастет хорошим и порядочным человеком. Рассказ весьма поучителен, особенно для детей.

Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» учит тому, что нельзя быть настолько жестоким к беззащитным существам.

А еще рассказ учит преданной дружбе между человеком и животным. Тёма не побоялся спуститься в колодец за Жучкой и спас ее, а ведь это не так просто, на такой поступок не каждый решится.

Главная мысль произведения «Тёма и Жучка» — не стоит отпускать своих любимых питомцев на самостоятельный выгул, неизвестно что с ними может случиться. Каждый хозяин, у которого есть животное должен понимать, что он в ответе за своего питомца и должен следить, чтобы ему никто не навредил (как в рассказе, скинув собаку в колодец).

Главный герой рассказа мальчик Тёма узнает, что собачку Жучку сбросили в колодец. Мальчик не может спать, он думает, как ему спасти Жучку.

Рано утром, когда еще все спят, он отправляется ее спасать. Когда он прибегает к колодцу, он зовет Жучку и слышит ее стон, собачка действительно в колодце. У мальчика ничего не получается, более того, он ухудшает своими действиями ситуацию.

И тогда он принимает решение самому лезть в колодец, хотя это страшно и опасно, он просто не может бросить беззащитного зверька одного и обречь его на гибель. Было очень трудно, но все же Тёма спасает Жучку.

Рассказ учит любви к животным, самоотверженности, дружбе. Автор показывает маленького, но настоящего человека — Тёму — с любящим и бесстрашным сердцем. Показывает, каким должен быть человек и как он должен относится к тем, кто слабее его, к тем, кто в опасности, кому нужна помощь.

Рассказ «Тема и Жучка» очень поучительный и трогательный.

Мальчик Тема узнает, что собачку Жучку кто-то бросил в старый колодец, мальчик рано встает, он хочет спасти Жучку. Для этого он залез в колодец и спасает собаку.

Рассказ учит тому, что нельзя бросать своих друзей, когда они в беде, нужно приходить им на выручку. Также рассказ учит, что нужно любить животных, ведь они братья наши меньшие — их нужно оберегать и жалеть и ни в коем случае не обижать.

Основная мысль рассказа в том, что не нужно бояться спасать своих друзей. Хоть Тема и боялся лезть в колодец, но все же он смог перешагнуть через свой страх и спас Жучку.

Главные герои

1) Артемий Карташев (Тёма) – добрый, искренний, озорной, неуклюжий, невезучий, совестливый мальчик. В начале повести ему 8 лет.

2) Отец – Николай Семенович Карташев – отставной генерал, прямолинейный и строгий.

3) Аглаида Васильевна – мать Темы, добрая, всех понимает, но для сына не всегда находит добрые слова.

4) Зина – старшая сестра, периодически конфликтовала с братом.

5) Вахнов – четырнадцатилетний переросток, одноклассник Темы, верзила, любитель издеваться над более слабыми соучениками.

Главная мысль

В детстве человек особенно уязвим и зависим от обстоятельств и окружения. Однако он должен сам осознавать свои недостатки и пытаться их преодолевать.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.

Отзыв

У меня сложилось неоднозначное впечатление от книги. Понятно, что за проступки надо нести ответственность, так считает и сам Тёма, но вот родители оценивают поведение по-разному. Например, за одно и то же событие отец жестоко наказывает ребенка, а мать его жалеет. Если взрослые не могут одинаково оценить степень вины, то как быть ребенку? Очень не понравилась гимназия, хорошо, что сейчас учителя стараются выслушать всех участников конфликта. Зато герой показался чистосердечным, умным, открытым мальчишкой, с которым хотелось бы дружить.

Николай Гарин-Михайловский — Тёма и Жучка

Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…

Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.

— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.

Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.

— Кто бросил? — спрашивает Тёма.

— Да ведь кто? Разве скажет!

Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей. Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею. Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уже добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули и он стремглав полетел на дно вонючего колодца. Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения.

Сон с поразительной ясностью стоял перед ним. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет.

Тёма чувствовал во всем теле какую-то болезненную истому, но, преодолев слабость, решил немедля выполнить первую половину сна. Он начал быстро одеваться…

Одевшись, Тёма подошел к няниной постели, поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками, взял горсть их к себе в карман, на цыпочках прошел через детскую и вышел в столовую. Благодаря стеклянной двери на террасу здесь было уже порядочно светло.

Читайте также:  Рассказ для контрольного чтения 4 класс

В столовой царил обычный утренний беспорядок: на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерти куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.

Тёма подошел к отдельному столику, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на цыпочках подошел к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, повернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу.

Его обдало свежей сыростью рассвета.

День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям, точно клочьями, повисли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дымкой стоял туман. На террасе было пусто, и только платок матери одиноко валялся, забытый на скамейке…

Он спустился по ступенькам террасы в сад. В саду царил такой же беспорядок вчерашнего дня, как и в столовой. Цветы с слепившимися перевернутыми листьями, как их прибил вчера дождь, пригнулись к грязной земле. Мокрые желтые дорожки говорили о силе вчерашних потоков. Деревья с опрокинутой ветром листвой так и остались наклоненными, точно забывшись в сладком предрассветном сне.

Тёма пошел по главной аллее, потому что в каретнике надо было взять для петли вожжи. Что касается до жердей, то он решил выдернуть их из беседки…

Каретник оказался запертым, но Тёма знал и без замка ход в него: он пригнулся к земле и подлез в подрытую собаками подворотню. Очутившись в сарае, он взял двое вожжей и захватил на всякий случай длинную веревку, служившую для просушки белья.

При взгляде на фонарь он подумал, что будет удобнее осветить колодец фонарем, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку — обжечь ее.

Выбравшись из сарая, Тёма избрал кратчайший путь к беседке — перелез прямо через стену, отделявшую черный двор от сада. Он взял в зубы фонарь, намотал на шею вожжи, подвязался веревкой и полез на стену. Он мастер был лазить, но сегодня трудно было взбираться: в голову точно стучали два молотка, и он едва не упал.

Взобравшись наверх, он на мгновение присел, тяжело дыша, потом свесил ноги и наклонился, чтобы выбрать место, куда прыгнуть. Он увидел под собой сплошные виноградные кусты и только теперь спохватился, что его всего забрызгает, когда он попадет в свеженамоченную листву. Он оглянулся было назад, но, дорожа временем, решил прыгать. Он все-таки наметил глазами более редкое место и спрыгнул прямо на черневший кусок земли. Тем не менее это его не спасло от брызг, так как надо было пробираться между сплошными кустами виноградника, и он вышел на дорожку совершенно мокрый. Эта холодная ванна мгновенно освежила его, и он почувствовал себя настолько бодрым и здоровым, что пустился рысью к беседке, взобрался проворно на горку, выдернул несколько самых длинных прутьев и большими шагами по откосу горы спустился вниз…

Подбежав к отверстию старого, заброшенного колодца, пустынно торчавшего среди глухой, поросшей только высокой травой местности, Тёма вполголоса позвал:

Тёма замер в ожидании ответа.

Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал. Но вот откуда-то издалека, снизу, донесся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось, и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик:

На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала.

Тёму до слез тронуло, что Жучка его узнала.

— Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! — кричал он ей, точно она понимала его.

Жучка ответила новым радостным визгом, и Тёме казалось, что она просила его поторопиться с исполнением обещания.

— Сейчас, Жучка, сейчас, — ответил ей Тёма и принялся с сознанием всей ответственности принятого на себя обязательства перед Жучкой выполнять свой сон.

Прежде всего он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и напряженным, как всегда.

Болезнь куда-то исчезла. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было делом одной минуты.

Тёма, наклонившись, стал вглядываться.

Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь все глубже и глубже в охватившем его мраке, и наконец на трехсаженной глубине осветил дно.

Тонкой глубокой щелью какой-то далекой панорамы мягко сверкнула перед Тёмой в бесконечной глубине мрака неподвижная, прозрачная, точно зеркальная, гладь вонючей поверхности, тесно обросшая со всех сторон слизистыми стенками полусгнившего сруба.

Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далекой, нежно светившейся страшной глади. Он точно почувствовал на себе ее прикосновение и содрогнулся за свою Жучку. С замиранием сердца заметил он в углу черную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее, угадал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, веселую Жучку, державшуюся теперь на выступе сруба. Терять времени было нельзя. От страха, хватит ли у Жучки силы дождаться, пока он все приготовит, у Тёмы удвоилась энергия. Он быстро вытащил назад фонарь, а чтобы Жучка не подумала, очутившись опять в темноте, что он ее бросил, Тёма во все время приготовления кричал:

— Жучка, Жучка, я здесь!

И радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. Наконец все было готово. При помощи вожжей фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец.

Но этот так обстоятельно обдуманный план потерпел неожиданное и непредвиденное фиаско благодаря стремительности Жучки, испортившей все.

Она стала барахтаться, отчаянно визжа и тщетно отыскивая оставленный ею выступ.

Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было еще спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, что он сам устроил гибель своей любимице, заставляет Тёму, не думая, благо план готов, решиться на выполнение второй части сна — самому спуститься в колодец.

Он привязывает вожжи к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. Он сознает только одно: что времени терять нельзя ни секунды.

Его обдает вонью и смрадом. На мгновение в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки; это успокаивает его, и он спускается дальше. Он осторожно щупает спускающейся ногой новую для себя опору и, найдя ее, сначала пробует, потом твердо упирается и спускает следующую ногу.

Добравшись до того места, где застряли брошенные жердь и фонарь, он укрепляет покрепче фонарь, отвязывает конец вожжи и спускается дальше. Вонь все-таки дает себя чувствовать и снова беспокоит и пугает его. Тёма начинает дышать ртом. Результат получается блестящий: вони нет, страх окончательно улетучивается.

Источник

Характеристика Тёмы из рассказа Тёма и Жучка

Сочинения по русскому языку

«Маленький принц» мой любимый герой сочинение (1750)

Одним из моих любимых литературных героев является не силач с огромными мускулами, а всего лишь маленький мальчик, очень одинокий и поэтому такой трогательный. Вы наверное догадались, что это главный герой сказки Маленький принц, которую написал французский писатель и лётчик Антуан де Сент Экзюпери. Его герой, этот незащищенный ребенок, проживал.

Читайте также:  Пластилинография по сказкам для детей 3 4 лет

«Мальчишки» Решетникова сочинение по картине (733)

На многих картинах художника Решетникова изображены дети. Я выбрал написать сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова, потому что мне очень нравятся ребята, которые там нарисованы. Мне кажется, что со всеми троими было бы интересно подружиться.Мальчики с картины стоят на крыше высокого дома. В городе уже давно ночь. Уютно светятся окна домов.

«Первый снег» сочинение по картине (741)

На картине А. А. Пластова «Первый снег» изоб­ражён один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные дожди, нет грязи и слякоти, грустного настроения, которое они вы­зывают. Падает первый снег. Земля преображается. Первый снег для детей — это необыкновенное сча­стье.

«Растрепанный воробей» Паустовский план рассказа (1191)

1. Жизнь главных героев.2. Оголодавшие воробьи.3. Девочка выхаживает пернатого друга.4. Благодарность Пашки.5. Воровство.6. Спасение брошки.7. Изумленная балерина.

«Толстый и тонкий» А.П. Чехов сочинение (964)

18 мая международный день музеев сочинение (586)

Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий. А знание своего прошлого гарантирует светлое будущее. Все экспонаты, картины и исторические ценности хранятся в музеях. Музеи имеют свой праздник, и раз в году открывают свои.

Сегодня я узнал о празднике под названием «Всемирный день воды». В нашей стране этот праздник проводиться для того, чтобы в очередной раз сделать напоминание людям о важности воды на нашей планете. Во время различных мероприятий, поддерживающих данную акцию решаются глобальные проблемы, обсуждается будущие законы по сохранению воды на планете.

«Цветы, фрукты, птица» сочинение по картине (452)

Картину «Цветы, фрукты, птица» написал русский художник Федор Петрович Толстой. Он славится своими прекрасными натюрмортами. В натюрмортах художник изображает окружающий его мир вещей и предметов. При этом художник сам выбирает предметы для картины и их расположение. В этом проявляется его душа и характер.Описание картины «Цветы, фрукты, птица».

А.А Пластов «Первый снег» сочинение по картине (435)

Композиция картины проста и трогательна одновременно: выпал первый снег, и дети (явно брат и сестра) выбежали на крыльцо посмотреть на него.Девочка едва успела накинуть шаль, чтобы не пропустить редчайший миг первого снегопада. Зато её брат одет тепло, так может позаботиться только любящая сестра. Они с восхищением смотрят на вальс снежинок в.

Амулеты и талисманы (580)

Много легенд составлены разными народами о волшебной силе амулетов и талисманов. Эти легенды красивые и иногда поучительные. И если очень верить в замечательное действие амулетов и талисманов, то они действительно могут помочь.Интересно знать, что означают эти слова. В толковом словаре читаем: «Амулет — это небольшой предмет, который как.

Источник

Урок литературного чтения «Н.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»»

Михновец Людмила Александровна

учитель начальных классов

ГУ «СШ имени Н. Крупской»

Жаркаинского района Акмолинской области

анализ произведения, отработка приемов «мозговая атака», «направленное чтение», вопросы Б. Блума, «синквейн», познакомить учащихся с творчеством Н.Г. Гарина –Михайловского, помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Тема и Жучка»; способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся; развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его; учить детей работать в группе; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг.

Тип урока: изучение нового материала

Стратегии ТРКМ: направленное чтение, мозговой штурм, синквейн.

I. Организационный момент. Тема и цели урока.

( Учащиеся сидят по группам).

— Дети, сегодня мы работаем в группах. Посмотрите на ребят вашей группы, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

— Что вы почувствовали? (тепло, радость, хорошее настроение, рядом друзья)

— И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.

— Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя, прочитаем его рассказ «Тема и Жучка», мы вместе определим главную мысль этого рассказа.

– Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.

По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты. Можно сказать, что это он соединил Челябинск с Европой и Азией, ведь именно он строил тяжелейший участок железной дороги от Уфы до Челябинска через хребты Уральских гор и дальше — в Сибирь. 120 лет назад — в 1892 году в Челябинск пришел первый поезд — в этом тоже немалая заслуга Н.Г. Гарина-Михайловского!

Много путешествовал: исколесил всю Россию, побывал в Японии, Америке, Европе, прошел с экспедицией пешком и верхом на лошади 1600 км. по Северной Корее и Маньчжурии, вел дневники и путевые записи, собрал и издал корейские сказки.

Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.

Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. Первое издание повести 1892 году вызывало единодушное одобрение читателей, писателей, критиков. В 2012 году — 120 лет изданию книги «Детство Тёмы»(впервые была опубликована в 1892 году)

Эта книга («Детство Тёмы») не только воспоминания о собственном детстве, но и размышления о нравственном воспитании в семье. Писатель помнил своего жестокого отца, карцер в их доме, порки. И дал слово своей невесте, что никогда «пальцем не тронет своих детей». А их было у Гарина-Михайловского 11 своих и трое приемных! И вправду, детей в семье писателя никогда не наказывали, одного его недовольного взгляда было достаточно.

Он очень хотел, чтобы дети были счастливы. И засевал в своем имении целые поля алыми маками — для красоты, а как-то раз устроил прямо в лесу новогоднюю ёлку с раздачей подарков для детей железнодорожников и крестьян из близлежащих деревень. Он вообще очень любил делать подарки людям — знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым. Был невероятно щедр — до расточительности. Строил школы для крестьян, устраивал спектакли для народа, преобразовывал отсталые крестьянские хозяйства. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь.

И писал книги: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». (Последняя осталась недописанной).

– Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.

20 февраля 2012 года исполнилось 160 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.

— Рассказ называется «Тема и Жучка»

— Как вы думаете, о чем рассказ?

— Что вы знаете о собаках?

(верный друг, помощник человека, стерегут границу, помогают во время охоты, украшают жизнь, охраняют стада овец и коров, охраняет жилище, собака-поводырь, помогали во время войны, побывали в космосе, лучшее домашнее животное, готова жертвовать собой во имя человека, полноправные члены семьи, играют с детьми)

— Мы еще раз сказали, что собаки делают для человека: спасают, охраняют, помогают и т. д. А сегодня мы узнаем, как поступает маленький мальчик, когда его собака оказывается в беде.

Читайте также:  План сказки чужое яичко 2 класс

Прием «Направленное чтение» (Учащиеся читают по смысловым частям).

Ирод – царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что когда он узнал о рождении Христа, стал избивать всех младенцев. Поэтому Ирод прославился как мучитель и злодей.

Таким образом, имя собственное стало нарицательным, в тексте оно написано с маленькой буквы. Иродами называют злых, жестоких, бессердечных людей.

Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня, прикрепленного к удилам и служит для того, чтобы править запряженной лошадью.

Не чаявших уже больше свидеться в этом мире – не надеялись, не думали, не ожидали больше увидеться в этом мире.

— С какого вопроса начинаются все события?

— Что ответила ему няня?

(«И-и, – отвечает няня, – Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод…»)

— Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?

— Каким, словом называет няня этого человека? ( Ирод)- злодей, изверг, мучитель.

Тёма встречается со злом.

— Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок? (ужас)

Найдите в тексте подтверждение ваших слов.

( «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…»)

— Какие мысли «роем теснились в голове мальчика»

— Какие планы мелькали у него в голове?

— Что ему приснилось? (что Жучка все время обрывается)

— К какому решению пришел Тема?

— Какое необычное состояние Темы подчеркивает автор?

То, что Тема спит очень беспокойно, это говорит о том, что он болен.

— Как вышел, Тема из дома? (прочитайте 1 абзац)

-Куда и с чем отправился Тема?

-Когда он позвал Жучку, что он услышал? (жалобный, протяжный стон)

— Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жучки? (сердце Темы мучительно сжалось)

— С какими словами обращается к собаке мальчик? («Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу!»)

— О чем он переживал, когда спускался в колодец? (чтобы Жучка не подумала, что он ее бросил)

Вопросы к анализу 3 части.

– Какое чувство пришлось испытать нашему герою?

-Какие мысли успокаивают его? (Что Жучка сидит в колодце уже целые сутки)

— Какие чувства они испытали при встрече? (они очень обрадовались, что вновь увиделись)

— Когда и где еще Тёма испытал страх?

— При спуске в колодец, в колодце и при подъеме из него.

— С их помощью автор доказывает, что Теме страшно в этом колодце.

— Но почему, же Тёма все-таки спускается в колодец? (У него нет другого выхода)

— «…подниматься труднее…» Почему?

– Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Темы, но и главной мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода.

— «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а

того и другого у Темы мало…»

— Какие трудности испытывал Тёма при подъеме из колодца?

— Не хватает воздуха и сил, а это главное, что нужно для подъема.

— Тяжелое положение Темы автор подчеркивает с помощью противопоставления. Тёма находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца.

— Какие чувства закрадываются в душу Теме?

— «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу».

— Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но он находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Теме?

— Сила воли и сила духа.

— Какими словами мальчик успокаивает себя? Найдите этот отрывок.

Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю…»

— Как вы оцениваете его поступок?

— Как ведет себя Жучка, оказавшись на земле?

Теперь когда все сделано, силы быстро оставляют Тему, напряженные нервы Темы не выдерживают, он без сознания валится на траву к великой радости Жучки, которая теперь уже свободно, без препятствий, выражает свою горячую любовь и признательность за спасение.

— Если бы Жучка могла говорить, чтобы она сказала Теме?

— Как вы думаете, что будет дальше?

– Итак, мы добрались до развязки. Болезнь и все пережитое взяли верх над мальчиком и он лежит в бреду.

Учитель зачитывает последний абзац со слов: «Всем жаль маленького Тему».

– Какое чувство вызывают у вас эти строки? Чего боятся родные Темы? Как вы понимаете предложение: «Холодное дыхание смерти ярко колеблет вот-вот готовое навсегда погаснуть разгоревшееся пламя маленькой свечки»?

-С чем сравнивается жизнь Темы?

( Автор сравнивает жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от малейшего дуновения.)

– Как вы думаете, останется ли живым Тёма?

— Горячая, любящая душа.

— Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа?

Центральная надпись: «Любовь побеждает» – закрыта. Открывают после того, как дети самостоятельно сформулируют главную мысль произведения.

– Тёма – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только тогда добро будет сильнее зла.

Теперь, когда вы столько узнали о Теме и Жучке

Составьте словесный портрет каждого.

Составьте словесную характеристику Тёмы. Выберите слова, соответствующие его характеру: милосердный, заботливый, жестокий, трусливый, впечатлительный, беспокойный, самотверженный, чуткий, отзывчивый, внимательный, умный, мужественный, храбрый.

Составьте словесную характеристику Жучки. Выберите слова, соответствующие её образу: добрая, ласковая, сердитая, преданная, грустная, злая, внимательная, смышленая, глупая, сообразительная, игривая, дружелюбная, милая, веселая.

Работа над пословицами

— А теперь пришло время вспомнить пословицы.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Друг познается в беде.

Собака – друг человека.

— Какая из них подходит к рассказу?

— Когда мы прочитали произведение, какие мысли и представления у вас появились о Теме?

У них большая крепкая дружба, автор учит нас, читателей, быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг другу и животным.

И хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобрести ни за какие деньги. Цена дружбы доверие. Ежедневно, и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга.

— Можно сказать, что Тема настоящий друг?

1 группа составит на тему

Выручает, помогает, спасает.

Друг познается в беде.

2 группа составит на тему

Благодарит, любит, верит.

Собака – друг человека.

3 группа составит на тему

Помогут, спасут, выручат.

Никогда не подведут товарища.

Дружить, выручать, не предавать.

Никогда не оставлять друга в беде.

Как бы вы поступили на месте Темы?

Хотели бы вы иметь такого друга как Тема?

О чем вы бы хотели спросить Тему, когда он поправится?

О чем бы вы хотели рассказать своим товарищам после этого урока?

Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?

Что особенно было интересно?

Как бы вы оценили себя?

Кто был самым активным?

Домашнее задание. Чтобы узнать, какое чувство у вас осталось после прочитанного, напишите мини- рассказ, пользуясь такими словами: «Я считаю, что Тема совершил подвиг потому что, »

Источник

Познавательное и интересное