Рассказ толстого кавказский пленник как протест против национальной вражды

Сказки

Конспект урока по литературе на тему «Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды» (5 класс)

Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Цели: помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его творчества;

Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям;

Воспитывать смелость, решительность, умение противостоять жизненным трудностям.

Организационное начало урока

1.2.Проверка готовности класса к уроку

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.А. Фета.

Сообщение темы и цели урока (с использованием антиципации и самостоятельного формулирования темы урока)

Подготовка к восприятию произведения

Рассказ учителя об авторе

Чтение отрывков из дневников С.А. Толстой о жизни в Ясной Поляне

Роскоши мы никакой в доме и наших общих привычках не допускали. Одевались и одевали детей очень просто; ели также очень просто и самый большой расход был на воспитание детей. Но и тут мы долго, а я всю жизнь — сама многому учила, и постоянно оба что-нибудь работали, каждый в свой области (1879 г.). Вся жизнь молодежи шла совсем вразрез с жизнью Л.Н., хотя дети, особенно дочери, уже начинали приближаться к отцу. Сам он все лето работал с крестьянами: вставал с рассветом, и бывало, я проснусь часов в пять, шесть, а его постель уже пуста рядом с моей, и он уйдет на работы тихонько, чтобы не разбудить меня. Целые дни он то пахал, то косил траву или рожь. Возил сам сено, которое убирал вдовам и сиротам (1885 г.).

Чтение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой» (с. 248-249) и обсуждение вопроса 1 (с. 249)

Как вы понимаете эпиграф, помещенный перед статьей учебника?

Каково его назначение?

Работа над портретом Л. Н. Толстого

— Ребята, что вы можете сказать о человеке, изображенном на портрете?

— Обратите внимание на его глаза. Они добрые, внимательные?

Чтение статьи учебника «Из истории рассказа «Кавказский пленник»» (с. 249-251). Слово учителя

В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной. Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот как это было.

Во время Кавказской войны, тянувшейся более 20 лет, журналы и газеты охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену.

Позже Л.Н. Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф. Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена. Л.Н. Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа «Кавказский пленник».

В произведениях о Кавказе Л.Н. Толстой осуждал жестокость царского правительства, посылавшего свои войска разорять и сжигать аулы горцев. В то же время в рассказах о Кавказской войне писатель осуждает предводителя горцев Шамиля и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам. Л.Н. Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.

«Кавказский пленник» написан Л.Н. Толстым для «Азбуки», которую он выпустил в свет в 1872 г. Л.Н. Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «все было красиво, коротко просто и, главное, ясно».

Этот разговор происходил в Ясной Поляне летом 1883 г. А через 15 лет Л.Н. Толстой вновь подтвердил свою любовь к «Кавказскому пленнику», отнеся его к образцовым произведениям «всемирного искусства», выражающим «чувства, доступные всем людям».

Антиципация названия произведения

— О чем пойдет речь в произведении?

— Кто такой кавказский пленник?

Комментированное чтение начала рассказа «Кавказский пленник» (главы I, II)

Беседа по вопросам

— Объясняет ли автор, почему была война? Как вы думаете почему?

— Чем, по-вашему, объясняется довольно жестокое обращение с пленными? Приведите примеры из текста.

— Как рассказчик описывает свои впечатления? Каково его отношение к изображаемому, к жителям аула? (Тон повествования спокойный, лишен эмоциональной оценки. Рассказчик подмечает каждую деталь внешности, одежды, обстановки и терпимо относится к тому, что наблюдает.)

— Как отнеслись горцы к Жилину? За что назвали они его джигитом?

— Какова главная мысль эпизода разговора Жилина с горцами?

Автор показывает, что внутренней вражды между народами не существует. Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности. Есть вражда, вызванная войной, но есть и уважение к храбрости, чувству собственного достоинства, уверенности в себе другого, чужого человека.

Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация

— Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

— Какие персонажи появятся на страницах произведения, какие события произойдут?

— Как закончится история плена?

Подведение итогов урока

— С каким писателем познакомились сегодня на уроке?

— Что нового узнали о его жизни?

— Почему произведение называется «Кавказский пленник»?

— Дочитать произведение до конца.

— Составить цитатный план рассказа (озаглавить части рассказа).

— Индивидуальное задание: найти в толковом словаре значения слов

«жила» и «костыль». Попытаться сделать вывод о значении

Источник

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды.

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды.

· Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его творчества;

Читайте также:  Почитать сказки для детей на ночь бесплатно

· Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям;

· Воспитывать толерантность, умение дружить, ценить людей вне зависимости от национальной принадлежности.

· познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

· личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

· регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

· коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что этот урок я провожу именно с вами, и надеюсь, что наша совместная работа будет успешной.

II . Постановка целей, задач.

Тема нашего урока «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» как протест против межнациональной вражды».

1) понять, каким образом Л.Н. Толстой в этом произведении выражает свой протест против межнациональной вражды;

2) выяснить, что должны сделать люди разных национальностей, чтобы найти общий язык и жить в мире, в спокойствии и благополучии;

3) потренироваться в умении работать с текстами большого объема, определять главное.

Откройте тетради и запишите тему нашего урока, эпиграф, а также вопросы, на которые мы должны ответить в конце нашего урока.

Эпиграф. Действительно хорош этот край дикой, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода.

1. С какой целью Л.Н. Толстой так подробно описывает жилище, одежду, обычаи горцев?

2. Какими изображает он самих горцев? Как объясняет причины жестокости?

3. Как должны относиться друг к другу люди разных национальностей? Как вы считаете, почему в наши дни это произведение остается таким актуальным?

Все ли слова вам понятны? Как вы можете объяснить значение слов «протест», «межнациональная вражда»?

Протест – решительное возражение против чего-нибудь.

Межнациональная вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью, возникшие между людьми разных национальностей.

III . Знакомство с биографией Л.Н.Толстого.

Давайте вместе задумаемся над тем, почему Л.Н. Толстого так волновала тема дружбы народов, взаимного уважения обычаев и особенностей жизненного уклада. Как связана она с его жизнью и творчеством?

1. Перед вами портрет великого писателя. Каким человеком он вам представляется? Что известно вам о жизни великого писателя?

2. Какие произведения вы читали в детстве, в начальной школе?

3. Какими человеческими качествами восхищается писатель?

1.Рассказы для детей: «Акула», «Филипок», «Косточка», «Котенок», «Прыжок», «Лев и собачка», «Булька».

IV . История создания произведения, связь с историей страны.

Ребята, дома вы уже самостоятельно познакомились с рассказом «Кавказский пленник». Ответьте на следующие вопросы.

1. Где и когда происходят события, описанные в нем?

2. Что вам известно о Кавказской войне, о методах ее ведения?

Кавказская война была начата царским правительством в 1817 в связи с тем, что здесь жили горцы, которые грабили и разбойничали, мешали движению на дорогах, ведущих к Закавказью, присоединенному раньше. Война продолжалась до 1864 года, то затихая, то возобновляясь с новой силой. В ее начале были построены крепости Грозная, Внезапная и другие, в них стояли войска. По всей же границе были поселены казаки, которые жили в станицах с семьями, возделывали землю и принимали участие в военных операциях. По другую сторону жили черкесы (так называли чеченов и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой, так как с целью уничтожения врага русские войска сжигали порой целые аулы и леса вокруг них, что усиливало сопротивление горцев.

3. Обратите внимание на экран. Как вы думаете, с какой целью были созданы эти картины? Какова их главная мысль?

4. Л.Н. Толстой описывает очень интересный случай, который в XIX веке малообразованному читателю мог бы показаться невероятным. Почему мы не сомневаемся в достоверности рассказа?

Пребывание Л.Н.Толстого на Кавказе.

Льву Николаевичу Толстому было 23 года, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ, который считался в то время самым опасным местом в Российской империи. Молодой человек думал найти здесь невероятные приключения. Он принимал участие в военных действиях, однажды сам чуть не попал в плен, но потом понял, что Кавказ надолго войдет в его жизнь совсем по другим причинам. Его поразили национальные особенности свободолюбивых горцев, поэтому он решил объяснить объективные причины ненависти их ненависти по отношению к русским.

История создания и прототипы.

Солдаты и офицеры русской армии порой попадали в плен, о чем потом рассказывали своим товарищам, о таких случаях писали в газетах и журналах того времени. Так, о своей жизни в плену, о дружбе с девочкой-горянкой рассказал в мемуарах генерал-лейтенант, писатель Федор Федорович Торнау.

VI . Представления о Кавказе, его природе, людях, бытовавшие в XIX веке.

Ребята, есть еще одна деталь, на которую мы должны обратить внимание, чтобы понять главную мысль и произведения Л.Н. Толстого, и сделать вывод в конце нашего урока.

Для нас Кавказ – родина, родные места, где все знакомо, близко, понятно. А известно ли вам, каково было отношение к этому обширному краю, его природе, местным жителям и их обычаям в России XIX века?

Давайте проанализируем следующие высказывания.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Я въехал в Койшаурскую долину. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва … тянется серебряною нитью и сверкает…

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Преглупый народ! Поверите ли? Ничего не умеют, не способны ни к какому образованию!

Вот, батюшка, надоели нам эти головорезы; нынче, слава богу, смирнее; а бывала, на сто шагов отойдешь за вал, уж где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит: чуть зазевался, того и гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке.

Читайте также:  План по сказке роза и жаба 4 класс кратко

VII . Заслуга Л.Н.Толстого в новом открытии Кавказа.

Таким ли предстает Кавказ и его люди в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? О чем же и как рассказал писатель, чтобы создать принципиально новое представление о горцах, чтобы они перестали казаться русским «дикими» людьми, жестокими и беспощадными врагами?

Работать с текстом будем по вариантам.

Найдите на указанной странице ответ на вопрос и аккуратно карандашом сделайте пометку, которую дома удалите.

1 вариант стр. 238 Найдите описание внутреннего убранства дома. Чем оно так поразило Жилина?

2 вариант стр. 236 Найдите описание мужского костюма. В чем состоит его своеобразие?

3 вариант стр.237 Найдите описание женского костюма. Чем отличается одежда Дины, дочери богатого татарина, от платья простой татарки?

4 вариант стр. 246-247 Найдите описание обычаев горцев. Какой обряд наблюдал Жилин? В чем состоит его отличие от православного?

5 вариант стр. 239 Найдите слова, в которых выражено отношение черного татарина к Жилину. Какие качества русского офицера понравились горцу?

6 вариант стр. 243-245 Найдите портрет старого татарина. Обратите внимание на сравнения, которые использует автор. Как относился к Жилину старый татарин? Почему старик был так жесток?

Обратите внимание на экран. Здесь представлены костюмы горцев. Чем они вам кажутся интересными?

VIII . Подведение промежуточных итогов (анализа текста).

1. С какой целью Л.Н. Толстой так подробно описывает жилище, одежду, обычаи горцев?

2. Какими изображает он самих горцев? Как объясняет причины жестокости?

3. Как вы теперь можете объяснить эпиграф нашего урока?

4. Какие новые слова, по вашему мнению, могли узнать читатели XIX века, познакомившись с бытом горцев?

IX . Подведение итогов урока.

В чем же состоит заслуга Л.Н.Толстого? Как должны относиться друг к другу люди разных национальностей? Как вы считаете, почему в наши дни это произведение остается таким актуальным?

Перед вами пословицы разных народов. Запишите 2 из них, которые, по вашему мнению, отражают идею нашего урока.

Хороший друг ближе брата. (азербайджанская)

Дерево корнями сильно, а человек – друзьями. (грузинская)

Гнев – плохой советчик. (русская)

Разрушить-то легко, попробуй-ка построить. (грузинская)

Всякая ссора красна мировою. (русская)

Дружно за мир стоять – войне не бывать. (русская)

Обиженный народ хуже ос жжёт. (узбекская)

Я предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание, выбрать которое вы можете в зависимости от своих способностей и склонностей.

«Художники»: нарисовать иллюстрацию к наиболее запомнившемуся эпизоду рассказа.

«Музыканты»: найти записи музыкальных произведений народов Кавказа.

Источник

Конспект урока литературы в 5 классе «Рассказ » Кавказский пленник как протест против национальной вражды»

Планируемые результаты Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе «Рассказ » Кавказский пленник как протест против национальной вражды»»

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».

Цель: осмыслить содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; уметь выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении; сюжет и идею

— рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

— формировать умение анализировать текст художественного произведения;

— развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

— формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

— учить сжато излагать повествовательный текст;

— развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

— продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

— воспитание общечеловеческих ценностей;

— умение работать в паре: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки;

— воспитать духовно-нравственную личность с непримиримым отношением к национальной вражде; толерантность;

— формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

— Как необходимо относиться к людям другой национальности? (Надо относиться хорошо, с пониманием, с уважением.)

—Что мешает людям жить в мире и дружбе? (другая вера, зависть, политика, )

—Как вы понимаете выражение «национальная вражда», подберите синоним к слову вражда, враг. (Это когда между разными нациями возникают различные конфликты, народы начинают ненавидеть друг друга, враг-недруг)

—Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду? (Дружба, понимание. взаимопомощь, например. когда случаются стихийные бедствия, ведь мы живем на одной планете.)

-Возможна ли дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий? (Конечно, возможна.)

-Поднимите руки те, у кого есть друзья, подруги другой национальности.

И это так должно быть, ведь мы живём в Оренбуржье, а здесь зафиксировано более 216 национальностей

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

Читайте также:  Рассказ про маргариту из мастера и маргариты

III. Актуализация знаний

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

1. Работа с эпиграфом

— Почему война не сказка?

— Что значит «мы ее не золотим»?

— Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

2. Фронтальный опрос

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

В рассказе изображены два офицера. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

Толстой назвал свой рассказ былью.

3. Антиципация названия произведения

— О чем пойдет речь в произведении?

— Кто такой кавказский пленник?

— Сегодня на уроке нам необходимы знания теории литературы. Начнем работу с понятия сюжет. Оно уже вам знакомо.

4. Теория литературы

Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

— Что такое тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

—Для того, чтобы понять сюжет рассказа, вы попытаетесь составить в парах план рассказа.

2 вар. Погоня. Плен. 1-й побег. Помощь дины. Спасение.

3 вар. Куда ехали жилин и Костылин? Что с ними случилось? Кто их взял в плен? Как они жили в плену? Как помогла Дина Жилину?)

Аул- татарская деревня.

Ногаец- народность, живущая на северном Кавказе.

Черкеска – узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота.

ГАЛУН- Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.

САФЬЯН- Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

IV. Усвоение новых знаний.

1. Комментированное чтение начала рассказа «Кавказский пленник» (главы I, II)

2. Беседа по вопросам

— Объясняет ли автор, почему была война? Как вы думаете почему?

— Чем, по-вашему, объясняется довольно жестокое обращение с пленными? Приведите примеры из текста.

— Как рассказчик описывает свои впечатления? Каково его отношение к изображаемому, к жителям аула? (Тон повествования спокойный, лишен эмоциональной оценки. Рассказчик подмечает каждую деталь внешности, одежды, обстановки и терпимо относится к тому, что наблюдает.)

Эпизода «Одежда татар» (глава 2, стр. 55)- 1 пара

Пересказ эпизода «Похороны» из 4 главы.стр 67 ( 3 пара)

—Попытаемся сделать вывод. Для чего в рассказ Л.Н.Толстой включил эти эпизоды?

Вывод: каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности.

—Откуда истоки людской вражды? Возможно ли взаимопонимание и дружба между людьми разных национальностей?- Эти вопросы волнуют автора. Они должны волновать и нас, сегодняшних читателей

— Как отнеслись горцы к Жилину? За что назвали они его джигитом?

— Какова главная мысль эпизода разговора Жилина с горцами?

Автор показывает, что внутренней вражды между народами не существует. Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности. Есть вражда, вызванная войной, но есть и уважение к храбрости, чувству собственного достоинства, уверенности в себе другого, чужого человека.

4. Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация

— Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

— Какие персонажи появятся на страницах произведения, какие события произойдут?

— Как закончится история плена?

V. Первичная проверка усвоения знаний:

— С каким писателем познакомились сегодня на уроке?

— Что нового узнали о его жизни?

— Почему произведение называется «Кавказский пленник»?

Попытаемся сделать выводы из рассмотренных эпизодов.

Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.

Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески.

Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.

Война и вражда античеловечны.

Дружба народов — не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов — счастливые дети,

(Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.

Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения

Автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах.Осуждает предательство. Показывает. что война-это бессмысленная вражда людей.)

— Прошло почти два века, но и сейчас…

VII. Информация о домашнем задании:

— Дочитать произведение до конца.

— Составить цитатный план рассказа (озаглавить части рассказа).

— Индивидуальное задание: найти в толковом словаре значения слов

«жила» и «костыль». Попытаться сделать вывод о значении

Источник

Познавательное и интересное