Главные герои и сюжет басни
Основные персонажи произведения Толстого:
Краткое содержание басни может поместиться в несколько предложений. Пожилой старик совершенно состарился: ухудшилось зрение и слух, повыпали все зубы, ноги перестали ходить. Описание дедушки Толстым вызывает у читателя сочувствие и грусть. Во время еды пища вываливалась изо рта на стол. Старичок совсем ослабел, превратился в беспомощного и уязвимого.
Сын со своей супругой прекратили садиться вместе с ним обедать, отправили деда в дальнее укромное место за печью. Как-то раз седовласый старик случайно уронил чашу с пищей, это весьма разозлило невестку. Молодая женщина начала кричать и возмущаться, она ругала деда, потому что тот испортил вещи в их домашнем хозяйстве. Она сообщила, что с этого дня старику придётся есть не из блюда, а из деревянной посудины. Дедушка перевёл дух, в ответ ничего не сказал.
Однажды дома находилась вся семья. Сын и его супруга в тот день обратили внимание, что их единственный сын Миша старательно сооружал что-то из дощечек. Папа спросил у мальчишки, что он там так с интересом увлечённо строит. Он ответил, что делает лоханку, из которой будет подавать еду родителям, когда те станут старыми.
Отец и мать мальчишки молча и с неким страхом посмотрели друг на друга, из их глаз покатились слёзы. В них проснулся стыд за своё плохое поведение в адрес немощного и усталого деда. С тех пор старика опять посадили на главном и почётном месте во главе стола. Более его никто и никогда не обижал.
План для пересказа произведения:
Основная идея произведения
Главная мысль басни заключается в том, что необходимо относиться с уважением к старости, надо почитать родителей и заботиться о них. Следует всегда оказывать внимание и помощь больным и ослабевшим. Нельзя быть эгоистом, нельзя оставаться равнодушными к страданиям других. Разумеется, священный долг — никогда не забывать об отце и матери. Их надо благодарить и быть с ними рядом.
Мальчишка Миша научил своих родителей правильно относится к дедушке. Они поняли, что подавали своему сыну очень плохой пример, и через некоторое время сами вполне могут быть на месте состарившегося и болезненного деда. Все когда-нибудь постареют, преклонные года никого не обходят стороной.
Конечно же, то, каким образом в семье относятся к престарелым и ослабленным родственникам, воспринимают и подрастающие дети, а потом подражают этому. Чтобы не быть бессердечными, они должны наблюдать, как родители оказывают помощь и заботу пожилым.
Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни:
Юный внучок пристыдил своих родителей, он дал осознать, что за картинка в будущем их ожидает. Отцу и матери стало ясно, как они неправы по отношению к дедушке, который вовсе не виноват, что пришла старость и беспомощность.
Краткий анализ текста
В произведении Толстого «Старый дед и внучек» описана поучительная история, крайне актуальная до сих пор. Эта басня распространилась в обществе в качестве поучения, как быль «реальной» семьи.
Тема старости
Литературное произведение — иллюстрация уважения к старшим, описывает важность заботы о родителях. При чтении это произведение Льва Толстого нашло живой отклик в сердцах каждого. Оно повествует о противостоянии старости и полноценного существования, где слабость нуждается в терпении и снисхождении окружающих.
Образ дедушки — краткий пересказ пожилых лет любого человека, потому что каждого ждут немощь и старческое время. Старостью принято называть период жизни с момента потери человеческим организмом возможности продолжать свой род до смерти. В старческие годы обычно плохое здоровье, умственные способности снижаются, замедляется и увядает функционирование организма.
В годы родительской старости и слабости, когда силы оставляют их, необходимо особенно любить и ценить их, наподобие того, каким образом относятся матери и отцы к своим детям во время их становления и взросления.
Образ семьи у Толстого
В басне Толстого мальчик всего-то называет вещи своими именами с точки зрения чистого сердца. Безусловно, родители угнетены своими проблемами и озлоблены. Их глаза закрыты на всё происходящее в их семье. Наблюдая, как пренебрежительно они относятся к дедушке, сын решает, что так и надо себя вести. Он начинает заблаговременно готовиться к такой же позиции перед собственными родителями. Мать и отец проецируют обстоятельства на себя и осознают свою неправоту.
Этим поучительным рассказом автор хотел показать действительность, которая есть во многих семействах — старость приходит, к сожалению, рука об руку с раздражительностью и озлобленностью домочадцев.
Это достаточно жестокий рисунок правды жизни. Однако несправедливость можно побороть каждому в своей собственной семье. Это своеобразный тест в судьбе каждого человека.
Русский классик Толстой задавался вопросом: «Что для счастья нужно?», и тут же дал на него ответ. Необходимы близкие, надо делать добро для окружающих. Уютное слово «семья» — от него веет любовью, взаимопониманием, миром. Это наиболее ценное в жизни, а объединение семейства — это основа благополучия и счастья.
Краткое содержание «Старый дед и внучек» для читательского дневника
Произведение Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» было написано в период с 1872 по 1866 год, точная дата написания неизвестна. В басне автор раскрыл тему отцов и детей, добра, милосердия, сострадания, отношения к старшим. Это поучительная история про взаимоотношения в семье, беспомощную старость. Анализ и пересказ книги «Старый дед и внучек» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла, а также сэкономить время.
Краткое содержание
Жила семья, состоящая из отца, его сына, невестки и внука. Дед со временем состарился, остался без зубов, практически ничего не видел и не слышал, а ноги и руки не слушались. Когда дедушка ел, то вся пища вываливалась изо рта, он чавкал. По этой причине его перестали сажать за общий стол, выделили ему место за печкой.
Как-то старик нечаянно разбил тарелку с едой, этим поступком он разозлил невестку. Та стала ругать старика за порчу вещей в доме. Она сказала, что теперь дед будет есть не из чашек, а из деревянной лоханки. Дедушка огорчился, вздохнул, но не стал ничего говорить.
Однажды сын с невесткой увидели, как их ребенок что-то делал из дощечек. Они спросили у мальчика, что он хочет соорудить. Ответ удивил родителей. Мальчик сказал, что делает лоханку, из которой он будет кормить маму и папу, когда те состарятся.
Родители переглянулись и горько заплакали. Им было стыдно за свое поведение перед беспомощным дедушкой. Старика снова посадили за стол и выделили ему самое почетное место. Больше его не обижали.
Основная мысль
Главная идея басни в том, что нужно уважать старость, почитать своих пожилых родителей, дедушек и бабушек, заботиться о них. Это произведение учит:
Важно избавиться от эгоизма, бессердечия, равнодушия, благодарить своих родных за все. Они подарили жизнь своим детям и внукам. На примере мальчика автор преподнес ценный урок. Как родители относятся к старикам, так и дети будут. Ведь они берут пример с самых близких им людям. Каждый пока еще молодой человек станет старым. Старость придет обязательно. Ребенок дал урок своим родителям, показал, что их ждет такая же участь, как дедушку.
Уважение, помощь и забота — долг детей перед стариками. Брань и неуважение показывают человека с дурной стороны. Этому произведению прекрасно подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».
Мораль в том, что человек сам закладывает отношение к себе, показывая своим примером, как нужно вести себя с другими людьми.
Действующие лица
Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.
В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:
На примере «Старый дед и внучек» автор доказал верность пословицы: «Устами младенца глаголит истина». Дети замечают то, что взрослые порой не видят. Для человека важно воспитать себя, а уже на его примере дети и окружающие увидят, как нужно вести себя со старшими.
Отзывы читателей
Чтение книги про старика и внучка необходимо каждому! И взрослым, и детям. У этой басни есть чему поучиться. Иллюстрации усиливают трагичность ситуации. Советую к прочтению.
Недавно заполнял читательский дневник по этой сказке. В школе задали составить план, написать сочинение и нарисовать рисунок. Я проникся историей о безжалостном отношении к дедку, а мальчик меня поразил. Не зря говорят, что дети чувствуют плохое отношение, а взрослые нет. Он указал родителям на их ужасное поведение.
В классе недавно мы проходили этот рассказ. Его сюжет запал мне в душу. Дедушку становится жалко, а его детей хочется наказать за неуважительное отношение к беспомощному старику. В книге было несколько картинок с изображением опечаленного деда, что вызывает печаль. Эта история очень поучительная. Важно любить и заботиться о бабе с дедом, сопереживать им и помогать.
Какая мораль в басне «Старый дед и внучек»?
Мораль сей басни, тоже не «Бином Ньютона», она стара, как мир,- относись к другим так, как хочешь, чтобы к тебе относились. Захотели дети кормить престарелого родителя из лохани для отходов и получили намек от своего маленького отпрыска, что их в преклонном возрасте ожидает та же участь. )
Сын деда с женой устали ухаживать за больным старым человеком, отнесли на печь да стали относится к нему пренебрежительно да ругать за всякие мелочи. Раз разбил старик тарелку, а невестку ему сказала, что будет дед есть не из посуды, а из лоханки. Внучек деда услышал эти слова и стал что-то мастерить. Когда родители спросили, что он делает, он ответил, что мастерит лоханку, чтобы кормить родителей, когда они постареют.
Мораль басни Толстого «Старый дед и внучек» относись к людям так, как хочешь, чтоб к тебе относились. Дети берут пример со взрослых и если взрослые не будут ухаживать за своими больными родителями, то и за ними в старости никто не будет ухаживать. Что посеешь, то и пожнешь, вот в чем мораль басни.
Чему учит басня Л. Н. Толстого «Старик и внучек»?
Немного о том, о чем эта басня, краткий пересказ (содержание):
дед уже по своей старости ел неаккуратно и уронил тарелку, невестка и сын ругали старика, перестали сажать его за стол и стали кормить из деревянной лоханки.
Внук деда, видя все это, стал делать из дерева лоханку. Когда родители спросили, что он делает, он ответил, что готовит лоханку для родителей, чтобы кормить их в старости из нее, тогда им стало стыдно за свое поведение и они стали относится к старику уважительно.
Басня учит одной из Божьих заповедей (пятой по счету)
Наш долг по отношению к родителям или другим старикам как минимум относиться к ним с уважением. А уж забота о своих родителях эта наша обязанность.
Своим детям мы должны показать достойный пример, ведь они же его произведут и по отношению к нам.
Пословица, которая подойдет к этой басне и которая раскрывает мораль басни:
или в библейской интерпретации:
Хотя в этой басне не дед стал отвечать на брань невестки, а ее сын дал обоим родителям намек на их неуважительное отношение к отцу.
Конспект урока «Нравственный смысл басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»»
Нравственный смысл басни Л. Н. Толстого
«Старый дед и внучек»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по знакомству с биографией и творчеством Л. Н. Толстого, с его рассказом «Старый дед и внучек».
Обучающие : учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспринимать на слух художественное произведение, соотносить смысл пословицы и прозаического произведения, характеризовать героев на основе анализа их поступков с опорой на текст.
Развивающие : формировать навыки правильного, выразительного чтения, развивать словарный запас учащихся, монологическую речь, умение работать в группе.
Воспитательные: помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость учебного материала; воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.
Личностные: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, развитие умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
Познавательные: формирование умения выделять необходимую информацию из прослушанного текста, осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение выражать свои мысли.
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
I .Организационный момент.(Мотивация к учебной деятельности)
— Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок чтения заглянуло солнышко. Давайте улыбнемся ему и в хорошем настроении отправимся в путешествие по увлекательной стране под названием «Литературное чтение».
— Сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.
— Но перед тем, как перейти к изучению нового материала, проведем небольшую разминку
— Научитесь читать скороговорку как можно быстрее.
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
2. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».
(приготовленные рисунки к басни вывешиваются на доску)
— Чтение наизусть теми, кто их выучил.
3. Постановка учебной задачи урока. Формулирование темы урока.
Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей
-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь
( сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)
-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.
-Что такое старость?
— Есть ли в вашей семье старые люди?
-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
— Посмотрите, пожалуйста, на выставку книг. Прочитайте их названия. Как вы думаете, с каким писателем мы сегодня познакомимся? (Ответы детей.)
— Всмотритесь внимательно в лицо писателя. Каким вы представляете себе этого человека? (Ответы детей.)
– Перед вами портрет Льва Николаевича Толстого, который родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Но кроме этого он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.
Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.
Ребята, вы любите мечтать? Вот и писатель Лев Николаевич Толстой очень любил мечтать и в детстве мечтал о зеленой палочке, которая исполняла бы любое желание Эта палочка волшебная, она сделала бы всех людей счастливыми. Необычная мечта, да?
А знаете, почему он мне нравится? Потому что он был очень мудрым. А как вы понимаете слово «мудрый»? (Ответы детей: это очень умный, хорошо знающий жизнь человек). Вот посмотрите на его портрет (портрет на доске). Говорят, что по лицу человека можно многое узнать и о его характере. И мне кажется, что глаза его так и светятся мудростью и добротой.
-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
— Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
— Произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться, называется «Старый дед и внучек»
4.Изучение нового материала
1) Первичное восприятие
-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению? (слайд)
-Какое это произведение по настроению?
-Почему вы так решили?
Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение
(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)
— Немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста! Сейчас я буду называть сказочных героев. Если герой положительный, то хлопаем в ладоши, если герой отрицательный. То приседаем и закрываем голову руками.
-Иван Царевич, Красная шапочка. Кощей Бессмертный, Сивка Бурка, Баба Яга, Василиса Прекрасная, Золушка, Злая Мачеха, Золотая рыбка.
Вторичное чтение (читают жужжанием)
-Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются.
-Возьмите в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова.
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на (слайде)
-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?
-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?
Ребята, теперь давайте попробуем ответить на вопросы
— Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)
— Почему деда стали кормить за печкой?
— Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
-Что случилось во время обеда за печкой?
— А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?
-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).
— Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
2) Выборочное чтение
-Как вы охарактеризуете невестку?
(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)
— Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?
— Почему он вздохнул и нечего не сказал?
— Прочитайте, почему родители Миши заплакали?
— Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
— Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца?
( он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)
— Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)
Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?
(Справедливый, добрый, умный)
3) Работа с пословицами
Собери пословицы, объясните их смысл. Какая из них больше всего подходит к рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?
Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как в басне…
Ребята, давайте с вами вернемся к нашему солнышку, оно нас греет (переворачиваем круг)
Все вы живете в семьях. Подумайте и скажите, когда люди, живущие
– Люди не бывают счастливы, если, находясь вместе, они не следуют
определенным правилам.(переворачивают лучи солнца)
Забота, любовь, чуткость внимание, старательность, поддержка. послушание, уважение.
Л.Н.Толстой. Нравственный смысл рассказа «Старый дед и внучек».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горковская средняя общеобразовательная школа
Конспект открытого урока
по литературному чтению
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема: Л.Н.Толстой. Нравственный смысл рассказа «Старый дед и внучек».
Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.
Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению.
-Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
-Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
-Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ресурсы: Учебник, мультимедийный проектор, презентация.
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Посмотрите на слайд и скажите
-О чём говорит это солнышко? Слайд1
-Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!
-Садитесь! Мы начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку Слайд 2
– Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания?
Семья в куче, не страшна и туча.
– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.
с вопросительной интонацией,
с веселой интонацией,
– Как вы понимаете эту пословицу?
–Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока
III. Постановка учебной задачи
(Работа по технологии продуктивного чтения)
-Ребята сейчас будем работать в группах
-Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец. Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.
-1группа объяснит смысл пословицы под №1;
(1 когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну). ( 2 когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит).
-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;
(Когда человек почитает своих родителей и прислушивается к их советам, это помогает ему избежать многих ошибок.)
-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.
(Это значит что дети приносят родителям как радость так и горе. Смысл в том что если ребенок радуется, то радуются и родители, а вот если случилось горе, то родителям горе.
(идет работа в группах )
Теперь давайте проверим, посмотрите на слайд3
Вся семья вместе… … тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… …детки же и горе.
-Что общего у этих пословиц? (1 группа)
-Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)
-Зачем люди создают семьи? (3 группа)
IV. Формулирование темы урока
Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей 4-5
-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь
(сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)
-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.
-Что такое старость?
-Есть ли в вашей семье старые люди?
-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
(мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого)
-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд7
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»
-Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.
V. Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели)
-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?
-Какое это произведение по настроению?
-Почему вы так решили?
Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение слайд9
(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)
Вторичное чтение (читают жужжанием)
-Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются.
-Возьмите в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова.
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на слайде 10
-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?
-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?
Раз, два, три, четыре
Кто живёт в нашей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой, щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
VI. Закрепление знаний и способов действий
Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы
-Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)
-Почему деда стали кормить за печкой? слад11
-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
-Что случилось во время обеда за печкой?
-А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?
-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).
-Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
-Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
-Как вы охарактеризуете невестку?
(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)
-Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?
-Почему он вздохнул и нечего не сказал?
(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)
-Почему родители Миши заплакали?
-Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
-Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца? (он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)
-Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)
Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?
Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши? (Справедливый, добрый, умный)
-Составьте кластер – описание данной семьи.
Итоги урока. Рефлексия
-Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?
(уважать старших, терпимости к старым людям…..)
Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты
Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…
1.Обещаю любить бабушку и дедушку
2.Я постараюсь видеть чужую боль
3.Не буду грубить маме и папе
5.Хочу быть терпимым
6.Я постараюсь быть милосердным
7.Буду уважать права других
8.Постараюсь принять другого таким, какой он ест
9. Я хочу быть любящим, помогать своим друзьям
10.Я постараюсь быть заботливым
11.Буду почитать старших
12.Постараюсь быть великодушным
(Дети зачитывают и крепят ладошки к дереву)
Видите наше дерево стало ещё краше.
Семья в куче, не страшна и туча.
Благодарю вас за работу на уроке.
Составьте кластер своей семьи
А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям»
Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.
И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
-И всё это вам поможет жить в мире.
Кто родителей почитает, … если в семье вражда.
Не будет добра, … тот вовек не погибает.