Рассказ толстой кавказский пленник главные герои

Сказки

Кавказский пленник Толстой Л.Н. — читательский дневник

Рассказ «Кавказский пленник» охарактеризован как «быль», потому что был написан по реальным событиям, в которых участвовал автор. Простота изложения, яркие образы и глубокий нравственный смысл сделали рассказ одним из лучших произведений мировой литературы.

Читательский дневник отражает эмоциональный отклик на произведение.

Быль написана в 1872 году, опубликована в журнале «Заря» в том же году.

Действие происходит в 1850-е годы (период Кавказской войны, 1817-1864), место действия – Кавказ.

Иван Жилин – главный герой, офицер русской армии в период боевых действий на Кавказе. Он является воплощением смелости, чести, достоинства, человечного отношения к людям. Сам решает свою судьбу.

Костылин – сослуживец Жилина, попавший с ним в плен. Противоположность Ивана, слабый, безвольный человек, не умеет брать ответственность за свои решения и действия, перекладывает это на других.

Дина – 13-летняя дочка татарина, ставшего хозяином пленников. Помогает Ивану сбежать из плена.

Абдул-Мурат – татарин, выкупивший Ивана, хозяин пленников. Уважительно относился к Жилину, видя в нем человека, а не врага.

Двое русских офицеров, Жилин и Костылин, по неосторожности попадают в плен к татарам, за них хотят получить выкуп. Жилин планирует побег, и он удался, но лишь со второй попытки и благодаря помощи девочки Дины. Костылина, из-за которого герои и попали в плен, выкупают за деньги еле живым.

Важно оставаться человеком и не терять мужества даже в самой сложной ситуации. Человек творит свою судьбу сам, она складывается из множества выборов и решений.

Война делает людей врагами, но человечность способна пересилить даже межнациональные конфликты.

Автор ни разу не выразил своего отношения к героям напрямую – он никого не осуждает и не хвалит. Читатель сам должен сделать выводы по описанию поступков героев.

Сравнение и контраст показывают, что является достойным поведением, а что вызывает порицание.

Жилин сумел заслужить уважение горцев, хотя он является для них врагом, что говорит о его высоких человеческих качествах.

Костылин вызывает сочувствие и даже презрение.

Писатель противопоставляет образы Жилина и Костылина, показывая разный подход к жизни и разные нравственные ценности.

Иван – человек действия, волевых решений и ответственности.

Костылин – персонаж, который только пассивно ждет и впутывается в неприятности.

Абдул проникается уважением к Жилину, когда тот дает моральный отпор в ответ на требования выкупа. Он показывает, что не боится угроз и даже самой смерти, выказывает твердость и убежденность. Благодаря этому Иван живет хоть и в плену, но общается с Абдулом наравне.

Сакля – невысокий каменный дом жителей Кавказа.

Бешмет – верхняя одежда горских народов, распашной кафтан до колен.

Высожары – старинное диалектное название созвездия Большая медведица.

Монисто – традиционное женское украшение на шею, представляющее из себя нечто вроде бус с монетками, бляшками и т.п.

Мулла – мусульманский священнослужитель, знаток ритуалов и Корана.

Черкеска – русское название длинного горского военного кафтана.

«Ну, — думает Жилин, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

«Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал… всё высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев.».

«И чорт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел».
Костылин говорит:
— Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать.

Источник

Краткое содержание

Л. Н. Толстой написал произведение после того, как попал в западню к горцам. Случилось это на Кавказе. Читатели знакомятся с главным героем уже с первых строк. Чтобы провести анализ «Кавказского пленника», нужно знать характеристику героев, представлять, что им пришлось пережить. Русский офицер Жилин отправился домой. Он взял отпуск, так как его пожилая мать просила приехать и, возможно, жениться и остаться на родине.

Действие происходит на дороге в голой степи. Там в жаркую погоду встречаются два офицера — Жилин и Костылин. Далеко уехать у них не получилось. Уже в самом начале Костылин предстаёт трусом, который бросил друга в беде. Его действия приводят к тому, что Жилина берут в плен татары. Мы видим, что герой — кавказский пленник:

Автор показывает аул, в который привезли главного героя, знакомит читателей с бытом кавказцев. Здесь нужно сказать, что герои повести «Кавказский пленник» играют определённую роль на каждом этапе произведения. В момент приезда в село происходит первая встреча Жилина и Дины. Именно дочь главного татарина помогла и поддержала офицера в трудную минуту.

Характеристики героев

Позже в аул привозят Костылина — его также взяли в плен. Стоит отметить, что офицеры отличались внешне и по характеру. Жилин — крепкий мужчина, отважный, смелый, волевой, не бросит друга в беде. Костылин же, напротив, грузный всегда потеющий офицер, трус, нетерпеливый к боли.

Татары хотели получить выкуп за двух русских офицеров. Жилин знал, что платить за него некому, поэтому отправляет письмо с выдуманным адресом. Костылин уверен в том, что родители пришлют деньги.

Уже здесь М. Ю. Лермонтов показывает, насколько отличаются два товарища: читатель видит не только внешние характеристики, но и отношение к родным и близким людям.

Один думает о бедной старушке, которая сводит концы с концами, другой уверен, что родственники должны помогать в любой ситуации.

Жилин был человеком творческим, лепил кукол. Первую он оставил на крыше сарая. Дочь татарина Дина её забрала, но оставить игрушку ей не разрешили. Тогда бесстрашный офицер сделал куклу ещё лучше. А девочка принесла за это кувшин молока. С этого времени Жилин не только игрушки лепил. Он ремонтировал часы и даже лечил больного татарина. Мы видим, что офицер:

Делая вид, что собирает траву для отваров, главный герой пытается рассмотреть всё, что находится в округе, чтобы совершить попытку побега. Первый раз она была неудачная: друзей поймали, бросили в яму. К ним изменилось отношение: товарищей плохо кормили, с ног не снимали цепи. Здесь тоже противопоставляются главные герои рассказа «Кавказский пленник».

Жилин — храбрый, ответственный, настоящий друг. Он не бросил в беде Костылина, которому тяжело было быстро передвигаться по лесу. Из-за него офицеры снова стали пленниками.

Дружба с девочкой

Автор уделяет внимание отношениям дочки татарина и Жилина, которые развиваются на протяжении всей повести. Уже в начале произведения она принесла воду, потом кормила и поила товарищей в знак благодарности за сделанные для неё игрушки. В повести «Кавказский пленник» характеристика Дины показывает читателям, что настоящие отношения возникают независимо от возраста и национальности. Девочка отличается такими характеристиками:

На протяжении всего произведения автор постоянно сравнивает главных героев. Он показывает, что доброта́ всегда вознаграждается, что нельзя сидеть на месте и ничего не делать. Нужно идти к своей цели и ничего не бояться.

Источник

Главные герои рассказа Кавказский пленник Толстого

Иван Жилин с первых строк не устает поражать читателя своим бесстрашием. Этот боец «хоть невелик ростом, а удал был». Твердость характера, целеустремленность заметны уже тогда, когда он решает самостоятельно, без охраны, добраться до дома. Смелость его удивляла и в том случае, когда оставшись в окружении татар, один против нескольких озлобленных вооруженных врагов он прославился мастером на все руки, так как мог и часы легко починить, и детям игрушки из дерева вырезать. Со временем хозяину не хотелось отпускать его на волю, так как его заражало трудолюбие и оптимизм пленника. Сообразительность и опыт помогали ему во всем. Во время побега мужчина по звездам мог определить направление пути. Он следует жизненным правилам – не бросать товарища в беде. Так, он старается помочь передвигаться Костылину. Герой не сдается никогда, это качество помогает ему спастись от смерти. При этом надеется и рассчитывает лишь на свои силы. Кроме того, ему свойственна человечность, которая заставляет его постоянно думать о дорогом человеке – пожилой матери, что вызывает уважение со стороны великодушным человеком.

Читайте также:  Рассказ про молнию маквин для детей читать

Костылин – сослуживец Жилина. Этот «мужчина грузный, толстый, весь красный…». Его главными качествами оказались трусость и сомнение. Оказавшись вместе с Жилиным в окружении врагов, он предал попутчика, ускакав в направлении крепости. Попав вслед за Жилиным в руки к татарам, он получил от них характеристику «смирный», что еще раз подчеркнуло его страх совершить побег. Даже попытавшись сбежать с Жилиным, Костылин по пути стонал и жаловался на состояние здоровья. Боязнь за свою жизнь заставила его написать родным письмо с просьбой выслать выкуп.

Дина – красивая девочка с черными глазами, которая, по мнению автора, была очень худенькой, «тоненькой». Она была дочкой Абдул-Мурата. По наблюдениям Ивана Жилина, героиня резво передвигалась, послушно выполняя приказы своего отца-татарина, но была как и все дети доверчивой и наивной. Это проявлялось в том, что, несмотря на то, что Жилин был врагом для их народа, девочка с радостью принимала от него подарки в виде деревянных куколок. Ее жалость, чувство благодарности и понимание помогли пленнику совершить побег из глубокой ямы, куда девочка принесла палку, а в дороге не оставила его голодным.

Оказавшись в плену чужого народа, Жилин узнал, что стал заложником татарина Абдул-Мурата. Новый хозяин (после Кази-Мугамеда) часто смеялся над пленником, восхищаясь его упорством, трудолюбием. Нередко шел ему навстречу, предлагая меньшую сумму выкупа или снимая на ночь кандалы.

Кази-Мугамед – второстепенный герой произведения. Он имеет прозвище «красная борода», которое получил из-за подобного оттенка своей бороды. Продав пленника Абдул-Мурату, он чувствовал отвращение по отношению к Жилину.

Старуха местная жительница аула, которая постоянно проявляла озлобленность в отношении пленников. Она безжалостно испортила куклу, выхватив из рук Дины, которую Жилин сделал для детей. Появление этой пожилой женщины на страницах произведения связано с недовольством, сварливостью.

Главные герои рассказа Кавказский пленник

Несколько интересных сочинений

Одна из лучших картин И.И.Левитана «После дождя. Плес» (1886) была задумана в состоявшейся поездке художника в Костромскую губернию. Она, как и другие композиции пейзажиста, написанные на Волге

Что же такое «толерантность»? Социология рассматривает данное понятие, как терпимость к мировоззрению другого человека, его образу жизни, поведению и обычаям. Но, безусловно, это очень узкое понятие.

Жанр деревенской прозы имеет большое отличие, от уже имеющихся жанров в русской литературе. К примеру, в зарубежной литературе такой тип жанра практически отсутствует. Огромное количество произведений этого жанра есть в русской литературе

Каков реальный мир поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души? В своем произведении писатель смог правдиво отобразить действительность России в начале 19 века. Главными действующими лицами являются чиновники

Калашникова автор описывает как персонажа положительного, мы видим как он относится к своим родным, он их очень любит, уважает царя, готов идти в бой. Внешне он представляется нам как высокий, сильный человек.

Источник

«Кавказский пленник» анализ рассказа Л. Н. Толстого

«Кавказский пленник» это рассказ, анализ которого будет крайне интересен школьникам. Создан тем великим автором, кто написал «Войну и мир», «Анну Каренину», а также множество других произведений, а именно Львом Николаевичем Толстым.

Сочинение показывает русского офицера, плененного горскими народами. Написано для школьного пособия «Азбука», первый раз его опубликовали в журнале «Заря». Год написания 1872.

Одно из более знаменитых произведений писателя, входит в школьную программу. Такие писатели как Самуил Маршак или Виктор Шкловский оставили свой отзыв о данном произведении.

История создания рассказа «Кавказский пленник»

История создания произведения связана с событиями, случившимися с автором во время службы на Кавказе. В своем дневнике он написал, что чуть не попался в плен.

О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество Толстой писал в 1859 году: Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением.

Об этой ситуации вспоминали родственники писателя, например, шурин и дочь Толстого. Последняя рассказывала, что отец со своим приятелем провожали обоз в крепость. Там было еще четверо провожатых.

Путь шел ущельем, и у горцев была возможность напасть на них. Им стало скучно и они решили обогнать обоз и поскакать вперед. Трое поехали внизу по расщелине, а Толстой со своим товарищем вверху. Они не успели выехать на хребет, как вдруг увидели бегущих на них чеченцев. К счастью у них получилось ускакать.

Краткое содержание для читательского дневника

Вкратце сюжет повествует о временах Кавказской войны. Тут служит офицер Иван Жилин. Место проживания солдат — крепость.

Мать прислала Ивану письмо, с просьбой проведать ее. Вот Жилин и выезжает из крепости с обозом.

Поскольку обоз едет медленно, Жилин с другим офицером по имени Костыли решают поехать сами вперед. Они встречают горцев. Костылин бросает Жилина и уезжает. Горцы подстреливают лошадь Жилина и берут его в плен. Позже в плен попадает и Костылин. Они живут в сарае.

Цитата из рассказа описывает состояние героев: «Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется. — Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош. — А кормил плохо, — только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое.

По ночам Жилин делает подкоп, но затея оказалась провальной. В конце концов ему удалось сбежать с помощью дочки хозяина Дины. Он добрался до русских войск, а те впоследствии спасли Костылина.

В произведении показан быт горцев, их обычаи, рассказано, как они жили, и также присутствует описание природы, благодаря чему можно лучше понять переживания персонажей.

Главные герои и их характеристика

Главными героями являются Жилин, Костылин, а второстепенными Дина и Абдул-Мурат. Иван Жилин — это главный персонаж «Кавказского пленника».

Кратко о нем можно сказать, что он настоящий русский офицер, ему присущи такие черты характера, как храбрость, бесстрашие.

Жилин упрямый, но в то же самое время он относится ко всем уважительно, в том числе и к себе.

Он требует уважения даже от пленивших его татар. Иван умеет хорошо чинить и, в отличие от Костылина, ему присуща сила воли.

Еще одним главным героем рассказа является Костылин. Эти персонажи противопоставляются. Главной чертой характера Костылина является трусость. Он полнотелый, медленный человек.

Одинаковый он и в поведении. Костылин грустный, все время жалуется. Этот герой даже к себе не имеет уважения. Из-за своего образа жизни он заболел. Костылин не может бороться за свободу.

Литературное направление и жанр

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» написал в стиле реализм. Автор работал в этом литературном направлении и хорошо его изучил. Лев Николаевич изображает реальную жизнь, какой она была. События произведений данного направления не выходят за пределы реальности.

Многие думают, рассказ это или повесть? Многие специалисты относят произведение к жанру рассказа, исходя из количества главных героев и сюжетных линий.

Тема и композиция

Тема «Кавказского пленника» это война Российской империи с горскими народами. План рассказа содержит такие структурные элементы, как завязка, развитие событий, кульминация и развязка.

Читайте также:  Рассказы про блокаду ленинграда для детей дошкольного возраста

Экспозиция довольна короткая, в ней всего пара предложений. Она рассказывает о том, что на Кавказе служил один офицер.

Завязка: Жилин получает письмо от мамы и отправляется, чтобы ее проведать.

Развитие событий: Иван попадает в плен, позже к нему присоединяется Костылин. Жилин продумывает побег, но убежать не получается. Офицеров Жилина и Костылина горцы сажают в яму

Кульминация повествует, что офицер Жилин благодаря помощи Дины выбирается из плена.

Развязка: побег удался. Потом русские привезли Ивана в крепость и спасли Костылина.

Тропы

В рассказе использованы различные тропы. Эпитеты: «с красной бородой», «кинжал серебряный», «кувшинчик жестяной», «пуховые подушки».

Метафоры: захолустная речонка, а речка была славная.

Сравнения: «мелкими как иглы зубами», «как сказочные японские петухи».

Олицетворения: шевелились и дрожали низкие звезды, картошка шипела.

Основная мысль рассказа

Главная мысль — не отчаиваться и бороться до конца, и тогда все будет хорошо. Автор противопоставляет двух главных героев Жилина и Костылина.

Жилин пытается вырваться из плена, а Костылин морально сдается. Можно задаться вопросом почему так назван рассказ, ведь в названии пленник один, а в рассказе два?

Смысл названия рассказа показывает, что в повести один пленник — это Жилин. Он не просто ждет освобождения, а пытается вырваться на свободу.

Проблематика

В произведении затронуто множество проблем. С первых страниц рассказа можно увидеть проблему предательства. Иван доверял своему другу, но именно это и обернулось против него. Из-за Костылина приключилась вся эта ситуация, так как он не прикрыл товарища.

Также в рассказе дается иллюстрация сословного неравенства. Богатый человек привык жить на всем готовом, а простой человек должен отдавать все силы, чтобы жить нормально.

И учитывая, то что действие происходит на Кавказе, Л. Н. Толстой затрагивает проблему войны. Император захотел подчинить себе горцев, и началась война. Это вынудило горные народы довольно жестоко пленить русских.

Темы произведения

Лев Николаевич раскрыл в произведении тему смелости.

Ведь если бы у главного героя не было отваги, ему бы не удалось вырваться на свободу.

Писатель говорит о доброте, как о качестве, которое должно быть у всех людей.

Это можно посмотреть на примере Дины, которая воспитывалась среди работорговцев. Она ценила человека за личные качества, а не деньги.

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»

Произведение учит, что вне зависимости от сложностей, которые предстают перед человеком, не нужно отступать, а следует взять себя в руки и двигаться только вперед, проявлять стойкость и упорство.

При этом не стоит забывать про милосердие и доброту по отношению к окружающим, и что не все можно купить деньгами.

Источник

Главные герои «Кавказский пленник» характеристика персонажей рассказа Толстого (5 класс)

Краткое содержание

Главные события разворачиваются во времена войны, которая велась на Кавказе. В качестве героя выступает офицер по фамилии Жилин. Получив письмо от своей матери, он решает ее навестить. В дороге Жилин знакомится с еще одним военным — Костылиным. Дальше оба офицера едут вместе. По пути они подвергаются нападению. Костылину удается сбежать от нападавших горцев, а второго героя захватывают в плен. Позже продают пленного одному богатому татарину — Абдул-Марату. Тот увозит бойца в свое горное село и бросает в сарай.

Уже там Иван Жилин вновь встречает своего попутчика, оказывается, его тоже поймали. Горцы, чтобы получить выкуп, заставляют военнопленных написать письма родственникам. Жилин решается идти на обман и указывает неправильный адрес. Он понимает, что у матери просто нет таких возможностей, да и волновать он ее лишний раз не желал.

Днем пленников выпускают из сарая, они могут свободно ходить по аулу, но на них, чтобы не сбежали, надевали колодки. Не желая сидеть без дела, офицер своими руками изготавливает для местной ребятни игрушки. Благодаря этому он получает в союзники тринадцатилетнюю девочку Дину — дочь Абдул-Марата. Также он параллельно готовит побег, поэтому роет подкоп по ночам.

Вскоре подземный ход был готов, офицерам осталось лишь выбрать подходящий момент. И он представился, когда в поселке пропал горец. Все мужчины аула собрались на его поиски. Они выбрались из сарая и устремились в сторону лесной полосы. Но Костылин травмирует ногу, поэтому передвигаться быстро не может. Жилину даже пришлось нести его на спине. Уйти далеко они не смогли, их догнали. На этот раз в целях безопасности военных посадили в глубокую яму.

Из-за плохой еды и постоянной сырости у Костылина ухудшается состояние, он начинает сильно болеть. Дина не бросила Жилина, она часто его навещала, приносила еду. Однажды девушка прибежала в слезах и рассказала, что горцы готовят его казнь. Уже следующей ночью она приносит ему длинную палку, с помощью которой славянин и смог благополучно выбраться из ямы. Второй служивый бежать отказался, так как понимал, что сил ему на это не хватит.

На этот раз побег прошел удачно, солдат смог благополучно добраться до своих. Через месяц родственники выкупили и Костылина.

Кавказский пленник — краткое содержание

Был погожий весенний день и всем было весело. Воробьи от избытка жизни перелетали с дерева на дерево, кувыркались, дрались. По разные стороны забора бешено носились псы: по одну – шоколадно-чёрная такса, по другую – лохматая дворняжка Тузик. На славной речонке Крестовке покачивалась пристань, недалеко трое мальчишек забрались в лодку и раскачивали её. Там же находился английский гребной клуб, шестеро тоненьких юношей вынесли длинную лёгкую гичку, спустили её на воду и понеслись к Елагину острову.

В примыкающем к саду флигеле тоже было уютно и радостно. В шкафу стояли книги, а на стене, над старым диваном, висели портреты тех, кто эти книги когда-то написал. Перед дверью, ведущей из столовой в сад, стояли две сестры, и казалось, что лишь им двоим в этот радостный весенний день было грустно. Старшая сестра Валя и младшая Катюша только что первый раз в жизни прочли произведение Толстого «Кавказский пленник» и очень разволновались. «Раз написано – значит, настоящая правда. Это ведь не детская сказка про Бабу Ягу…»

Взрослых дома не было: мама уехала за покупками, отец на службу в банк, а няня на именины к своей племяннице. У няни сын служит на Кавказе и пишет матери письма, девочки могли бы ей пересказать прочитанное и разузнать, правда ли то, что на Кавказе так мучают людей.

Катя вздохнула и сказала, что хорошо, что Жилин, главный герой в произведении Толстого, смог благополучно сбежать из плена. И сёстры решили, раз всё хорошо закончилось в рассказе, значит и им кукситься в такой чудесный день уже не стоит. Девочки стали придумывать, как дальше могли бы развиваться события в рассказе Толстого. Катя предложила вариант, где Жилин устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его держали в яме. А Валя непременно хотела, чтобы он велел их высечь, но потом сама же и передумала, потому что русские офицеры великодушны. По версии девочек, Дине Жилин должен был подарить азбуку за то, что она кормила его молоком и лепёшками, когда он был в плену. Дина бы выучилась читать, убежала бы к Жилину, крестилась и вышла бы за него замуж. Девочкам стало намного легче, когда они вот таким вот образом устроили судьбу главных героев рассказа Толстого. Сёстры надели калоши, кофточки и вышли на крыльцо.

В углу сада девочки увидели яму, они переглянулись и поняли друг друга без слов. Катюша поинтересовалась, кто же будет пленником, Валя решила, что в яму они посадят Мишку, сына дворника. Сначала обе они будут татарами, возьмут Мишку в плен, потом Валя станет Диной, а Катя её подругой и они помогут пленникам бежать. Оставалось только найти того, кто будет играть роль Костылина, второго пленника. И тут рядом как раз оказался Тузик и девочки решили, что дальше искать никого и не стоит.

Читайте также:  Сказки стюарт литл герои сказки

Сёстры позвали Мишку, он был ещё маленький и привык во всём слушаться девочек. Они рассказали ему, что будут играть в «Кавказского пленника» и он будет русским офицером Жилиным. Сказали представить, что Мишка скачет на лошади к своей матери, потому что она подыскала ему хорошую невесту, а девочки его схватят и посадят в яму. Миша сел верхом на прут и поскакал, девочки начали делать вид, что стреляют в него, но мальчишка крикнул, что они не попали и продолжал скакать. Сёстры бросились к нему, схватили и силой потащили к яме. Мишка уселся в яме, Тузик сразу понял, в чём заключается игра и прыгнул к мальчику. Сидя в яме, Миша спросил, что же будет дальше.

Валя и Катя решили, что за пленников надо просить выкуп, но Жилин бедный и за него никто не заплатит, а Костыли богатый. Девчонки нацарапали на дощечке огрызком карандаша за Тузика всё, что следовало: «Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник.» Дощечку отдали дворнику Семёну и, не дожидаясь ответа, побежали обратно к яме. В это время пленники играли в яме и даже не пытались никуда бежать. Валя пригрозила им, что отдаст их рыжему татарину, но Мишка был согласен и на это.

Сёстры решили, что теперь они татарские девочки и в обмен на кукол будут бросать лепёшки пленникам. Мишке было велено лепить куколок, но он сказал, что ему лепить их не из чего. Тогда Валя сбегала домой, принесла вместо самодельных кукол разные игрушки и выпросила у кухарки три пирожка с капустой. Первый и второй пирожок проглотил Тузик, и лишь третий пирожок удалось передать на палочке Мише. Потом девочки спустили пленникам шест, чтобы те сбежали, но ни Мишка, ни Тузик не спешили выбираться из ямы. Девочки сердились, ругались, приказывали вылезать, но закончилось всё тем, что сами соскочили в яму, устроились там и стали смотреть на облака. Сёстры решили, что могло бы быть и четыре пленника, а бежать днём всё равно не полагается. Да и колодки надо ещё на всех набить.

Часа через два вернулась домой мама, обошла в поисках дочек все комнаты и сад. Дворник показал дощечку с надписью, мама всполошилась, вышла на крыльцо и стала звать Валю и Катю. Девочки откликнулись, мама побежала на голоса и нашла детей в яме с блестящими от удовольствия глазами. Ребята сказали, что они кавказские пленники. По дороге к дому девочкам самим было не понятно, почему же их так расстроил утром рассказ «Кавказский пленник», «…ведь превесёлая же, право, штука».

Главные герои

История создания рассказа основана на реальных событиях, которые произошли со Львом Николаевичем. На Кавказе знаменитый писатель действительно находился в плену у татар вместе с товарищем, но у них все закончилось благополучно. Они возвратились домой живыми и здоровыми. Уже позднее он по воспоминаниям написал свою повесть. В литературном произведении «Кавказский пленник» героя два, их описание и характеристика следующие:

Что касается второстепенных героев, то они есть в рассказе тоже. Пожалуй, самый колоритный персонаж — это старик. В далеком прошлом это сильный джигит. У старца была большая семья — три жены и 8 сыновей. После начала военных действий семеро из них были убиты, а восьмой перешел на сторону врага. Отец не простил позорного поступка и своими руками казнил сына. После этого он возненавидел всех русских солдат.

Абдул-Марат — «черный татарин», он же хозяин пленных. Это неплохой человек, он уважает солдат и не желает им смерти, хотя видит в них своих врагов. Его дочь Дина является положительной героиней, она жалостлива и добра. С ее помощью офицер Жилин и смог осуществить побег.

Еще одна второстепенная героиня — старуха, автор рассказывает о ней мало, поэтому у нее нет имени, но даже по этому сжатому анализу явно видно, что она ворчливая и злая женщина, которая недовольна своей жизнью.

Основная мысль

Главная мысль рассказа Л. Н. Толстого — показать людям, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, нужно бороться за жизнь до конца. Автор прекрасно противопоставляет своих персонажей. Иван Жилин всеми силами пытается бежать, а его товарищ по несчастью, наоборот, опускает руки и мирится с судьбой, сдается. Многие читатели не понимают, почему в названии произведения фигурирует один пленник, если по сюжету их два. Дело в том, что Иван не просто желает освобождения, но и пытается действовать.

Что касается проблематики, то тут затрагивается несколько проблем. На первом месте здесь стоит предательство, так как друг главного героя не прикрыл его в трудный момент. Кроме этого, в произведении поднимается вопрос сословного неравенства. Богатый Костылин ждет помощи со стороны, он привык жить на всем готовом. Простому военному Жилину приходится для этого серьезно трудиться.

Не обошел писатель и тематику войны. Горные народы ополчились против русских после того, как император захотел подчинить себе горцев. Он хорошо описывает злого старца, который всей душой ненавидит солдат, так как потерял из-за них всю свою семью.

Львом Николаевичем была полностью раскрыта тема смелости. Отвага и бесстрашность помогают Ивану вырваться на свободу. Отдельная глава посвящена доброте. Девочка-подросток, которая все детство провела среди работорговцев, не растратила это чувство. Она ценит людей исключительно по личным качествам, а не по размеру кошелька или национальности. В этом и есть главная мысль рассказа Толстого «Кавказский пленник».

Анализируя произведение, можно сделать вывод, что автор призывает читателей не отступать, даже если в жизни происходят сложности. Необходимо всегда двигаться вперед, преодолевать трудности, быть стойким и упорным. Также важно оставаться добрым, честным и порядочным, помнить о милосердии.

Направление и жанр

«Кавказский пленник» создавался в стиле реализма. При написании Лев Николаевич руководствовался собственными воспоминаниями и ощущениями, он изобразил реальную жизнь с ее приятными моментами и горестными. Еще до начала работы автор хорошенько изучил этот литературный жанр, поэтому все события не выходят за рамки реальности. В тексте имеется план, который содержит все структурные элементы, присущие рассказу:

Толстой написал свой поучительный рассказ для школьного пособия с символическим названием «Азбука». Впервые его работа была опубликована в 1872 году в журнале «Заря». Сегодня литературное произведение изучается в 5 классе.

Жанровая композиция

Это произведение хоть в некоторых случаях литературоведы и называют повестью, все-таки оно больше относится к рассказу. На это указывает маленький объем, ограниченное количество главных героев, единственная сюжетная линия и повествование, ведущееся от первого лица.

Толстой написал «Кавказского пленника» в направлении реализм. Все творчество этого писателя было построено именно на этом литературном стиле, и этот рассказ не стал исключением. Доказывает это и то, что творение Льва Николаевича было основано на реальной истории.

Писатель в произведении описывает действительную военную жизнь, без романтизма и прикрас. В книге 6 глав. Текст содержит стандартные структурные элементы, которые присущи жанру рассказ: завязка, развитие событий, кульминация, развязка.

Источник

Познавательное и интересное