А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.
Рассказ написан в конце 19 века на злобу дня.Затрагивает самые острые проблемы общества.
Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.»
А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.
Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью .
«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.
Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество — льстивое поведение. Самоуничижение — признание себя ничтожным. Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.
Выводы по рассказу
Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.
Герои и их характеристики
Внешность в начале рассказа
Внешность в конце рассказа
Поведение в начале и конце рассказа
Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
Учитель: Пушкина Т.С.
Тема: Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.
Цель: выявить особенности языка произведения; формировать умение анализировать текст. Планируемые результаты :
Предметные : научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы.
анализ эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя полученные знания
Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Психологический настрой: посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке, улыбнитесь ему, и мне, учителю.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Давайте убедимся, насколько вы внимательные читатели. (Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ).
1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре).
2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).
4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).
5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).
6. Прозвище толстого в школе. (Герострат).
7. Псевдоним А.П.Чехова. (Чехонте).
8. Имя тонкого. (Порфирий).
9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый).
10. Место, где встретились друзья. (Вокзал).
11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил).
12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).
13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).
IV. Сообщения темы, цели, задач урока.
Тема нашего урока «Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»
Какую цель мы ставим? Какие задачи?
Сегодня, анализируя рассказ «Толстый и тонкий» будем расширять знания о творчестве А.П.Чехова, познакомимся с новым произведением, акцентируя внимание на особенностях чеховского комизма, прививать чувство юмора и его понимание.
V. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
1. Работа с теоретическим материалом.
Комическое в искусстве — это средство раскрытия противоречий путем их сравнения с идеалами.
— Как вы думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая смех.
3. Комментированное чтение.
— Давайте посмотрим, как вводит нас Чехов в мир своего рассказа. Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий» («На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий»)
— А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».
— О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).
— А как описывает Чехов тонкого? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей» )
— Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные? (тонкий навьючен: значит герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.)
— Какой композиционный приём использовал Чехов, рисуя героев? (Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин.)
— Кто первый бросается к другу? (Толстый)
— Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)
— Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)
— Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом, так как ябедничать любил»)
— С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)
— Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)
— С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)
— А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)
— Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? (читают)
— Какой приём использует Чехов? ( Метафора, доведённая до гротеска )
— Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)
— Найдите гротеск в этой сцене . («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)
— Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)
— Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)
— Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?
— Чехов избегает описаний. Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)
— Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)
— Почему стало противно и кому? (Толстому)
— Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание)
— Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)
— Какая фраза повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены»)
— Почему «все трое приятно ошеломлены»?
— Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)
1-я часть: от начала до слов: «Оба были приятно ошеломлены» — «Встретились два приятеля». (от слов «Ну как живёшь, друг?». до «Две звезды имею».)
2-я часть: до слов: «Тонкий вдруг побледнел. » — «Оба были приятно ошеломлены».
3-я часть: до конца — «К чему тут это чинопочитание!»
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Справка: Служебный или имущественный статус предстает как суть человека, автор с первых строк указывает: «это мелкий чиновник», а это «генерал». Но так видят героев не только автор и читатели, так оценивают себя и другого сами персонажи. И потому для них так важны внешние социальные знаки – ордена, звания, форменная одежда, и прежде всего – ЧИН согласно Табели о рангах (слайд)
Чины военные и флотские
Некоторые должности, соответствующие этим чинам на гражданской службе
Действительный тайный советник 1-го класса
Наиболее крупные санвники, пожалованные высшим чином именным указом императора
Товарищи министров, сенаторы, посланники
Вице-директоры департаментов в министерствах
Майор, капитан, капитан-лейтенант
Младшие столоначальники в департаментах министерств, младшие секретари в Сенате и др.
9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й, 14-й
военную, гражданскую и придворную. Чин давал все: гарантированный оклад жалованья, положение в обществе, личное и потомственное дворянство для тех, у кого его не было по рождению.
2. Работа в парах «Сравнительная характеристика героев»
1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни.
2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный.
3. Говорит мало, уверенно.
3. Неуверенный в себе, суетливый.
4. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.
VII. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания
— Чего добивался А.П.Чехов своим смехом? (С помощью смеха можно заставить человека задуматься над своими поступками, поднять важные темы и проблемы. Смех – дело серьезное именно потому, что обладает великой силой, он может помочь изменить мир и людей, в нем живущих.)
Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.Ребята, в современной жизни взрослые люди имеют не чины, но должности в какой-либо профессии, специальности. Вы, когда вырастите, приобретете профессию, будете работать, не забывайте главного: надо уважать старших, но не терять собственного человеческого достоинства.
Д/задание: п ридумать продолжение рассказа.