Рассказ толстый и тонкий речь толстого

Сказки

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.

Рассказ написан в конце 19 века на злобу дня.Затрагивает самые острые проблемы общества.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.»

А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Деталь одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью .

«навьючен чемоданами» не может позволить себе нанять носильщика.

Значит, Тонкий бедный, человек, неуверенный в себе.

Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество — льстивое поведение. Самоуничижение — признание себя ничтожным. Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Выводы по рассказу

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Герои и их характеристики

Внешность в начале рассказа

Внешность в конце рассказа

Поведение в начале и конце рассказа

Источник

Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Учитель: Пушкина Т.С.

Тема: Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Цель: выявить особенности языка произведения; формировать умение анализировать текст. Планируемые результаты :

Предметные : научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы.

анализ эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя полученные знания

Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Психологический настрой: посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке, улыбнитесь ему, и мне, учителю.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Давайте убедимся, насколько вы внимательные читатели. (Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ).

Читайте также:  Рассказ ромео и джульетта чему учит

1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).

6. Прозвище толстого в школе. (Герострат).

7. Псевдоним А.П.Чехова. (Чехонте).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый).

10. Место, где встретились друзья. (Вокзал).

11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил).

12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).

13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).

IV. Сообщения темы, цели, задач урока.

Тема нашего урока «Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»

Какую цель мы ставим? Какие задачи?

Сегодня, анализируя рассказ «Толстый и тонкий» будем расширять знания о творчестве А.П.Чехова, познакомимся с новым произведением, акцентируя внимание на особенностях чеховского комизма, прививать чувство юмора и его понимание.

V. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

1. Работа с теоретическим материалом.

Комическое в искусстве это средство раскрытия противоречий путем их сравнения с идеалами.

— Как вы думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая смех.

3. Комментированное чтение.

— Давайте посмотрим, как вводит нас Чехов в мир своего рассказа. Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий» («На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий»)

— А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».

— О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).

— А как описывает Чехов тонкого? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей» )

— Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные? (тонкий навьючен: значит герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.)

Читайте также:  Рассказы толстого как волки учат своих детей распечатать

— Какой композиционный приём использовал Чехов, рисуя героев? (Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин.)

— Кто первый бросается к другу? (Толстый)

— Как Тонкий называет Толстого?Миша! Друг детства!»)

— Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)

— Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом, так как ябедничать любил»)

— С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)

— Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

— С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)

— А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)

— Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? (читают)

— Какой приём использует Чехов? ( Метафора, доведённая до гротеска )

— Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)

— Найдите гротеск в этой сцене . («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)

— Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)

— Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)

— Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?

— Чехов избегает описаний. Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)

— Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)

— Почему стало противно и кому? (Толстому)

— Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание)

— Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)

— Какая фраза повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены»)

— Почему «все трое приятно ошеломлены»?

— Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)

1-я часть: от начала до слов: «Оба были приятно ошеломлены» — «Встретились два приятеля». (от слов «Ну как живёшь, друг?». до «Две звезды имею».)

2-я часть: до слов: «Тонкий вдруг побледнел. » — «Оба были приятно ошеломлены».

3-я часть: до конца — «К чему тут это чинопочитание!»

Читайте также:  Рассказ о чайной церемонии в китае

– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Справка: Служебный или имущественный статус предстает как суть человека, автор с первых строк указывает: «это мелкий чиновник», а это «генерал». Но так видят героев не только автор и читатели, так оценивают себя и другого сами персонажи. И потому для них так важны внешние социальные знаки – ордена, звания, форменная одежда, и прежде всего – ЧИН согласно Табели о рангах (слайд)

Чины военные и флотские

Некоторые должности, соответствующие этим чинам на гражданской службе

Действительный тайный советник 1-го класса

Наиболее крупные санвники, пожалованные высшим чином именным указом императора

Товарищи министров, сенаторы, посланники

Вице-директоры департаментов в министерствах

Майор, капитан, капитан-лейтенант

Младшие столоначальники в департаментах министерств, младшие секретари в Сенате и др.

9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й, 14-й

военную, гражданскую и придворную. Чин давал все: гарантированный оклад жалованья, положение в обществе, личное и потомственное дворянство для тех, у кого его не было по рождению.

2. Работа в парах «Сравнительная характеристика героев»

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни.

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный.

3. Говорит мало, уверенно.

3. Неуверенный в себе, суетливый.

4. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

VII. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

— Чего добивался А.П.Чехов своим смехом? (С помощью смеха можно заставить человека задуматься над своими поступками, поднять важные темы и проблемы. Смех – дело серьезное именно потому, что обладает великой силой, он может помочь изменить мир и людей, в нем живущих.)

Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.Ребята, в современной жизни взрослые люди имеют не чины, но должности в какой-либо профессии, специальности. Вы, когда вырастите, приобретете профессию, будете работать, не забывайте главного: надо уважать старших, но не терять собственного человеческого достоинства.

Д/задание: п ридумать продолжение рассказа.

Источник

Познавательное и интересное