Рассказ толстый и тонкий смех в рассказе добродушный уничтожающий снисходительный

Сказки

Выбранный для просмотра документ 1 Конспект урока по литературе 6 класс.doc

Конспект урока по литературе 6 класс

Тема : » Смех – дело серьёзное»

На основе анализа рассказа «Толстый и тонкий» выяснение особенности чеховского комизма; обобщение понятий «юмор» и «сатира»;

воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности: самообладания, достоинства, гордости, смелости.

Оборудование: Презентация, тексты рассказа «Толстый и тонкий», рисунки на доске, словари, Энциклопедия.

2. Стадия «Вызов»(Актуализация знаний, постановка темы и целей урока)

С каким произведением А.П.Чехова мы познакомились на прошлом уроке? («Лошадиная фамилия» «Радость») Мы говорили о его таланте писателя-юмориста. Именно как смешной писатель он вошёл в литературу. Под каким псевдонимом?(Антоша Чехонте). За 20 лет своей жизни в литературе он дошёл до уважаемого имени доктор Антон Чехов, который с помощью смеха стал людей лечить от их недостатков. Его высказывание «Смех – дело серьёзное» является темой сегодняшнего урока. Эпиграфом к уроку стали его же высказывание из «Записных книжек». Как вы понимаете это высказывание? Слайд 1

Учащиеся пытаются сформулировать цели урока. Как вы думаете что будет целью нашего урока. (Познакомиться с рассказом «Толстый и тонкий», посмотреть, как Чехов изображает человека, какие средства характеристики использует.) Темой его рассказов становятся не просто смешные сценки из жизни, а такие, которые заставляют задуматься.

Слайд 2. Вот, к примеру, такая слайд 3

Где встретились два приятеля?

Какие чувства испытывают герои при встрече? Обилие восклицательных предложений, уменьшительно-ласкательные слова)

Как звали жену и сына тонкого?

Б) Работа с художественными деталями

Как писатель знакомит нас со своими героями. Слайд 4

Портрет очень необычен. От него остались лишь губы толстого,

объёмы героев, запахи

Чем пахнет от Толстого? (Хересом и флердоранжем). В словаре нашли значение слов. Знакомим класс. Херес (исп. jerez, от названия г. Херес-де-ла-Фронтера), крепкое вино виноградное, вырабатываемое из различных сортов винограда

Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен».слайд 6 От слова «Вьюк» поклажа, перевозимая на спинах животных. О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек. У него нет денег, чтобы нанять носильщика)

1) ПЕРВАЯ СТЕПЕ НЬ. Крест золотой, покрытый с лицевой стороны красною финифтью, о четырех концах, из которых каждый разделен еще на два острых конца; по краям всего креста двойная золотая кайма; на восьми острых концах золотые шарики; а между сими концами, в их соединении, золотые полукруги, имеющие вид полосатых раковин; в средине же, на белом финифтяном круглом щите, обведенном золотою каймою, с зеленым на ней венком, латинский вензель Св. Станислава, красного цвета: SS; а около щита на углах креста, с четырех сторон, золотые Российские двуглавые орлы. Задняя сторона креста вся золотая с белым финифтяным, круглым, посреди, щитом, на котором изображен тот же вензель SS.

Он носится на волнистой ленте красного цвета, шириною в два с половиною вершка, с двойною белою с обеих сторон каймою, чрез правое плечо, со звездою, на левой стороне груди.

Звезда серебряная, о восьми лучах; посредине ее большой белый круглый щит, обведенный широкою зеленою полосою с двумя золотыми по обеим сторонам каймами, из которых внутренняя уже, а наружная шире; на зеленой полосе лавровые золотые ветви, связанные посредине каждой двумя цветками; посредине щита, в малом золотом обруче, красными буквами вензель Св. Станислава: SS; а около обруча, в белом поле, золотыми буквами, девиз ордена: Praemiando incitat (награждая поощряет), разделенный сверху золотым же цветком.

Толстый вопрос :Что чувствует Тонкий, услышав, что друг детства дослужился до такого звания? как меняется его поведение? Слайд 9

В) Словарная работа: Окаменел— был поражён, застыл как вкопанный, не шевелился. Это глагол-метафора.

Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой( улыбка неестественная, не от души)

Сам съёжился, сгорбился, сузился. Глаголы расположены по степени нарастания угодничества. Делается всё болёё ничтожным, униженным. Вот он маленький человек, каков он есть.

Сколько встреч происходит в рассказе? 2 одна двое приятелей все чувства искренние, другая встреча это высокий чин и низкий. Смысл названия: противопоставление Знатного и незнатного, богатого и бедного человека. Как называется художественный приём, основанный на противопоставлении.(антитеза)

— Почему автор не даёт Толстому возразить? Неужели ему нравится эта сцена? ( нет, его чуть не стошнило)

В первой редакции рассказа в журнале «Осколки» тонкий при встрече резко отозвался о своём новом начальнике, не зная, что толстый и есть его начальник. Толстый начал на него кричать, а тонкий начал льстить, угождать, унижаться, чтобы заслужить прощение. Но впоследствии Чехов меняет финал: Толстый не является непосредственным начальником тонкого. Но тот всё равно унижается, угождает. Почему? (Сила привычки).

Г) Как автор относится к своим героям. Он смеётся над тонким. Но как смеётся? Слайд 10

Что высмеивает автор? Слайд 11

Снова внимание к эпиграфу. Зачем Чехов показывает человека таким жалким и ничтожным? Ради чего сатирики пишут свои произведения? Они что, такие злые, жестокие люди, что ради своего удовлетворения

Рисуют такие отвратительные картины человеческого ничтожества. Слайд 14? Нет, Автору и самому больно видеть человека ничтожным, и он с помощью смеха хочет излечить человека от рабства. Кто-то захочет быть похожим на Тонкого? Чехов на себе испытал эту болезнь рабства, когда приходилось помогать отцу в лавке. И смог излечиться от этой болезни лишь «по капле выдавливая из себя раба»

Домашнее задание: Какая профессия была у А.П.Чехова? (был доктором). Он умел понимать и лечить болезни. Наш герой Тонкий болен телесно? Нет, тело у него здорово. А вот сознание у него больно. Попробуйте составить «Историю болезни Тонкого». (План на карточках у каждого ученика).Слайд 15.

Читайте также:  Презентация на тему в мире сказок младшая группа

Источник

Сочинение Что смешно, а что грустно в рассказе Толстый и тонкий Чехова?

Юмор и грусть переплетаются во многих творениях Антона Павловича Чехова.

Рассказ «Толстый и тонкий» начинается смешным и в то же время грустным эпизодом. Завязка сюжета происходит при встрече товарищей детства Михаила и Порфирия на станции Николаевской. Товарищи, как это принято, обнялись, расцеловались и даже поплакали над воспоминаниями. Встретившись, они будто вернулись в далекие времена своего милого детства. Поговорили, вспомнили былое, распросили друг друга о жизни и достижениях. Порфирий пришел на вокзал с супругой Луизой и сыном Нафанаилом. Тонкий поведал толстому о тяготах своего бытия. Он упомянул о недостаточном жалованье, об изготовлении портсигаров, о преподавании супругой уроков музыки. Его перевели на другое место по службе, пришлось переезжать, поэтому он очутился на станции.

До тех пор, пока мужчины непринужденно болтали на отдаленные темы, их беседа была дружеской. Когда же они заговорили о должностях, Порфирий сказал, что он коллежский асессор, но Миша продолжал теплую беседу. В ходе этой беседы становится известно, что Михаил имеет звание, которое выше звания Порфирия. Тонкий очень огорчился. Теперь он не мог воспринимать Мишу как друга, несмотря на то, что только что они радостно обнимались. Порфирий мог воспринимать его как большого чиновника. Он сменил тон, стал «выкать» своему другу, чем Михаил был неприятно поражен.

Это является смешной, и в то же время грустной сценой. Смешно от того, что ситуация не требует угодничества, а грусть вызывает понимание того, что человек перестал видеть перед собой такого же человека, между ними стало подхалимство и пресмыкание перед чинами. Порфирий стал унижаться перед Мишей, хотя ему это было не нужно. Тонкий натянул на лице фальшивую улыбку, а вместе с ним так же сделали и члены его семьи. Сын спешно застегнул свой мундир, приготовившись пресмыкаться как родители.

Писатель продемонстрировал моральный облик двух людей. Он показывает, насколько низким может быть человек, когда дело касается чинопочитания. С одной стороны грустная история написана таким образом, что читая ее трудно сдерживать смех.

Автор на примере тонкого хотел проиллюстрировать, насколько нелепым может быть услужливость. Подобное поведение не несет в себе ни уважение, ни почитание к собеседнику. Такое общение пропитано завистью и презрением.

Также читают:

Картинка к сочинению Что смешно, а что грустно в рассказе Толстый и тонкий?

Популярные сегодня темы

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» присутствует очень точный и трогательный образ попа, которого встречают главные герои. Они спрашивают у него, как ему живётся на Руси, а поп и начинает свой рассказ.

Человеку хорошо в определенных бытовых условиях. Его вполне устраивает материальный доход и обстановка на рабочем месте. Рядом находятся люди, привычки и характер которых не раздражает.

Афанасий Афанасьевич Фет, живший с 1820 по 1892 годы, является одним из величайших русских поэтов, лириков, переводчиков. Он был человеком тонкой, романтичной душевной организации

Что может быть замечательнее похода в зоопарк? Я очень ждал этого события. Мне не терпелось поскорее очутиться в царстве животных.

Источник

. «Толстый и тонкий» Речь героев как источник смешного. Юмор. Деталь в художественном произведении

Юмор. Деталь в художественном произведении. Цель дидактическая: познакомить учащихся с рассказом «Толстый и тонкий»,раскрыть характеры героев, составить речевые характеристики персонажей. Дать понятие о юморе. Определить роль деталей в данном художественном произведении.

Цель развивающая: развивать умение комментировать прочитанное,

анализировать литературное произведение; развивать навык выразительного чтения.

Цель воспитательная: воспитывать самостоятельность.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Звучит музыка «Цирк»

-Ребята, знакома ли вам эта музыка? Вы любите цирк?

-Что вы вспоминаете, когда произносят слово цирк?

-За что вам нравятся клоуны?

-Сколько клоунов обычно выступают на арене? Почему их именно два?

Показ репродукций картин М. Врубеля «Голова Демона» и «Ангел с кадилом»

-По каким деталям вы определили, кто именно изображён?

Сегодня на уроке мы поговорим о писателе, который тоже всегда говорил правду, не взирая ни на что.

    Кто это, вы узнаете, расшифровав загадочную надпись:

    подписывал свои произведения в студенческие годы «Антоша Чехонте».

-Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать свои произведения?

II. Сообщение темы и цели урока.

-Чего вы ожидаете от поездки?

-Чему хотите научиться?

III. Изучение нового материала.

1.Понятие о юморе и сатире.

-Наверное, в жизни условно всё можно разделить на хорошее и плохое, доброе и злое.

Так, и клоуны в цирке: добрый и злой, воплощение доброго и злого в жизни.

    Можно ли сказать, что и смех может быть добрым и злым? Докажите.
    Запись понятий:

Перед поездкой необходимо всё узнать о рассказе, его историю создания.

2.История создания рассказа «Толстый и тонкий»

-В 1883 году появилась первая редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»

«Толстый и тонкий» написан в жанре « сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.

3.Физкультурная минутка.

Собраться в дорогу нам сущий пустяк,

Оденем на плечи дорожный рюкзак!

Рассказы мы Чехова с полки возьмём

И смело в дорогу все вместе пойдём.

Придём на вокзал и посмотрим вокруг:

Закроем глаза и представим Цветы. Их в вазу поставим, И счастливы мы.

4.Организация работы групп.

-Наш класс большой, поэтому в один вагон мы не войдём.

Читайте также:  Рассказ про яна гуса по истории 6 класс

5.Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий»

-На вокзале мы с вами стали свидетелями необычной встречи двух старых друзей, героев рассказа «Толстый и тонкий».

-Рассказы Чехова легко инсценируются. Мы предлагаем вам посмотреть инсценировку рассказа.

-Так как у нас поездка необычная, поэтому каждый вагон должен выполнить задание:

*Одно из купе ( 2 человека) готовят выступление по статье учебника с.280 «О художественной детали в произведении»

Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий».

IV. Закрепление изученного материала.

1.Отчёт малых групп

*Тема рассказа: пресмыкание, раболепство слабого перед сильным.

Идея: показать, как может унижаться человек из-за высокого положения другого( хотя его никто не заставлял)

-В 1893 г. В журнале «Русское богатство» появилась статья одного литературоведа, который отнёс чеховский рассказ «Толстый и тонкий» к вещам, которые «представляют просто идеальную работу, в них, кажется, ни одной строчки нельзя ни прибавить, ни убавить».

Чехова называют мастером детали.

    Выступление учащихся по статье «О художественной детали в произведении».

(Учащиеся ведут запись услышанного)

-Чехов никогда подробно не описывает своих героев. Что же успели заметить зрители из 3-го вагона о характере главных героев?

    Отчёт 3-го ряда «О характере главных героев и их речь»,используя текст рассказа.

Тонкий-приспособленец, хвастун, подхалим, раб, завистливый, льстивый, лицемерный.

Всегда молчит, лишь улыбнулась в конце.

/«Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку»/

-Прочитайте последнее предложение рассказа. Объясните.

2. Этимологическая страничка.

-Почему Чехов использует именно слово «ошеломить», а не «удивить», к примеру?

    Ребята, наш поезд прибыл на остановку «Детали». Нам необходимо по детали определить о каком герое идёт речь и как деталь характеризует героя (на карточках):

Запах дорогого вина и настойки из цветов апельсинового дерева

Запах кофейной гущи/показ материального положения/ Съёжились, поморщились (тонкий и его вещи)

Немного подумал и спрятался за спину отца.

Высокий с прищуренным глазом Длинный подбородок стал ещё длиннее Его стошнило Пожал три пальца

-Каким можно назвать чеховский смех в рассказе «Толстый и тонкий»: добродушный, уничтожающий, снисходительный или иным?

-Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

-Можно ли по речи человека судить о его характере?

-Какую роль играют детали в рассказе? В жизни?

-Объясните эпиграф урока:

V. Итоги урока. Объяснение домашнего задания, мотивация оценок.

На этом наше путешествие заканчивается. Об этом свидетельствует одна деталь: стрелки часов показывают, что скоро прозвенит звонок.

Каждый может оценить себя сам.

Объясните своё решение.

Объяснение домашнего задания: выучить определения «юмор» и «сатира»; с.276-279 прочитать рассказ; * составить тест по рассказу

Источник

Смешное и грустное в рассказах Чехова

А.П. Чехов давно уже является признанным мастером отечественной литературы, объединившем в своем творчестве мягкий лиризм, любовь к человеку, педагогичность и добрый юмор. Смешное и грустное в рассказах Чехова переплелись между собой. С одной стороны, читатель часто смеется над поведением героев писателя, а с другой стороны, видит в их поступках отражение собственных пороков и недостатков.

«Смех сквозь слезы» в ранних рассказах писателя

Мягкий и грустный юмор – это характерная черта практически всех произведений Чехова. Проявилась она уже в его ранних рассказах.

Например, знаменитый рассказ «Лошадиная фамилия», который заставляет читателя искреннее смеяться, наблюдая, как нерадивый отец семейства вместе со всеми домочадцами пытается разгадать «лошадиную фамилию» зубного врача. Однако даже за этой веселой сценой стоит некоторая авторская грусть: люди впустую проводят свое время, интересуясь не человеком, а только его нелепой фамилией.

То же самое мы встречаем в рассказе «Смерть чиновника». В нем передается судьба мелкого чиновника Червякова, совершившего оплошность (чихнувшего в театре на лысину генерала) и умершего от переживаний по этому поводу. Сама атмосфера рассказа юмористическая, но в конце произведения читатель испытывает чувство горечи: главный герой умирает от собственного страха, причины которого на самом деле ничтожны.

Смешное и грустное как отражение несовершенства человеческого мира

Смешное в рассказах Чехова всегда стоит на первом плане, а грустное прячется за этим фасадом. Так происходит в не менее известном рассказе «Хамелеон». Главный его герой отдает диаметрально противоположные приказания насчет маленькой собачонки, доставляющей прохожим неудобства, в зависимости от предположений людей из толпы, кому принадлежит эта собачка: человеку бедному или богатому и знатному. Подобострастие «хамелеона» вызывает у читателей искренний смех, однако это тоже смех сквозь слезы. Ведь многие люди ведут себя также двулично, подобострастно и лживо.

Похожую сцену наблюдаем и в рассказе «Толстый и тонкий». Случайная встреча двух товарищей, учившихся когда-то вместе в гимназии, на первых порах выглядит весьма душевно, пока речь не заходит о служебном положении «тонкого» и «толстого» господина. Оказывается, что «толстый» товарищ занимает пост гораздо выше «тонкого». После того, как это обстоятельство выясняется, никакой душевный разговор уже невозможен. Прежние приятели расходятся друг с другом, потому что в мире фальши и ложной славы они не могут общаться на равных. Читатели этого рассказа не могут сдержать улыбки, при изучении такой сцены, однако, это улыбка грустная.

Те же коллизии сюжета встречаем в рассказе «Злоумышленник». Читатели прекрасно понимают, что мужичок, снимавший гайки с железнодорожного полотна, чтобы с их помощью ловить рыбу, вовсе не является опасным преступником. Сцена его допроса выглядит смешно. Однако читатель смеется и жалеет этого безграмотного героя, который может сильно пострадать за свое вынужденное невежество. В этом рассказе проявилась еще одна характерная черта чеховских произведений: в них очень часто говорится о том, что люди из интеллигенции, обладающие властью и имеющие образование, не готовы слушать и понимать то, чем живет простой народ. Сословия разделяет пропасть, мешающая человеческим взаимоотношениям.

Прием грустной иронии как основа композиции чеховских произведений

Грустное в рассказах Чехова находит свое подтверждение в том, что сама жизнь несовершенна. Однако писатель учит нас преодолевать это несовершенство обращением к доброму и мягкому юмору. Сам Чехов, по воспоминаниям современников, много шутил, однако, шутки у него тоже получались грустные.

Читайте также:  Рассказ о жизни женщины на юбилей

Именно писателю принадлежит такая афористичная, но наполненная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Правда, не всегда он был столь бескомпромиссен. Есть и другие его более светлые высказывания. «Пахнет осенью, – писал Чехов в одном из писем другу. – А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».

Чехов часто использует прием грустной иронии в своих произведениях, но эта ирония целительна сама по себе: она помогает читателю взглянуть на мир человеческих взаимоотношений как бы со стороны, учит думать, чувствовать и любить.

Часто литературоведы сравнивают смешные и грустные рассказы Чехова с осколками разбитого зеркала, имя которому сама жизнь. Читая эти произведения, мы видим в них отражение самих себя, поэтому мы сами становимся мудрее и терпеливее.

Источник

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»: краткое содержание и герои. 6 класс

«Толстый и тонкий»: рассказ А.П. Чехова. Краткое содержание произведения. 6 класс, русская литература. Герои, характеристика толстого и тонкого. Слушать аудио. Читать полный текст. Пересказ. Анализ: почему у рассказа такое название?

«Толстый и тонкий» — юмористический рассказ А.П. Чехова, написанный в 1883 году. В миниатюрной зарисовке высмеивается преклонение человека перед высокопоставленным другом. Тонкий начинает заискивать перед толстым приятелем, едва узнает, что тот сделал блестящую карьеру.

Краткое содержание

На вокзале железной дороги Петербург–Москва встречаются два давних приятеля — толстый и тонкий. Толстый по имени Миша только что пообедал. Тонкий по имени Порфирий сошел с поезда с множеством узлов и чемоданов, в сопровождении худенькой жены и сына-гимназиста.

Миша и Порфирий знакомы еще с гимназии, но уже много лет не виделись. Оба рады встрече: обнимаются со слезами на глазах и трижды целуются.

Оба приятеля — чиновники. Тонкий дослужился лишь до чина коллежского асессора (это 8-й ранг в официальной иерархии, соответствующий армейскому капитану). Семья живет небогато: сам Порфирий подрабатывает, делая портсигары из дерева, жена дает уроки музыки.

А вот толстый сообщает, что сделал карьеру, дослужившись до тайного советника (3-й ранг, соответствующий армейскому генерал-лейтенанту). Это известие поражает тонкого. Побледнев и сгорбившись, он расплывается в подобострастной улыбке и начинает называть приятеля «ваше превосходительство».

Миша просит оставить чинопочитание: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства». Но Порфирий не унимается, на лице у него «столько благоговения, сладости и почтительной кислоты», что толстого начинает тошнить.

На прощание Миша протягивает другу руку. Тот почтительно пожимает три пальца и хихикает. Жена Порфирия улыбается, сын роняет фуражку. Все трое «приятно ошеломлены» тем, что их удостоил внимания такой важный вельможа.

Читать полный текст, слушать аудио

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Анализ рассказа

«Толстый и тонкий» — лаконичная зарисовка, похожая на анекдот. Писатель без лишних слов высмеивает способность некоторых людей мгновенно изменять отношение к кому-то в зависимости от социального статуса. Чехов, писавший о необходимости «выдавливать из себя по каплям раба», показывает, какое странное удовольствие некоторые люди получают от преклонения перед вышестоящими.

Название рассказа символично. Это не столько история двух конкретных людей, сколько притча о большом и маленьком человеке, о толстом и тонком. По иронии, важный чиновник хочет простого человеческого общения, но его друг не способен общаться на равных и умеет лишь стелиться перед начальством.

Герои и их характеристика

Толстый. Приятель при встрече ласково называет его Мишей и вспоминает, что в гимназии того прозвали Геростратом (за то, что прожег учебник папиросой). Теперь толстый дослужился до звания тайного советника — одного из высших в российской чиновничьей иерархии. При этом Миша не кичится титулом перед другом, хочет и дальше общаться с ним без церемоний. Вероятно, он давно устал от того, что перед ним все лебезят. Поняв, что и старый друг будет заискивать, толстый прощается и уходит.

Тонкий. Чиновник средней руки по имени Порфирий. Упоминается, что в гимназии он любил ябедничать. Порфирия только что перевели на работу в другой город, куда он и прибыл с женой и сыном. Последние два года тонкий служит в чине коллежского асессора. Это не самое низкое звание, но толстый стоит в иерархии неизмеримо выше. Жалование у Порфирия маленькое, им с женой приходится подрабатывать, чтобы свести концы с концами.

Узнав, что друг дослужился до высоких чинов, тонкий поражен до глубины души. Весь съежившись, он радуется, что столь важный человек одарил его своим вниманием. Мгновенно разучившись говорить нормально, он переходит на высокопарные выражения: «Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…»

Жена тонкого Луиза. Описана как «худенькая женщина с длинным подбородком». Тонкий неоднократно повторяет, что жена лютеранка, урожденная Ванценбах, — очевидно, он этим гордится. Когда женщина слышит, что перед ними тайный советник, «ее длинный подбородок становится еще длиннее». При прощании с вельможей она улыбается в приятном ошеломлении, так же, как муж и сын.

Сын тонкого Нафанаил, или просто Нафаня, «высокий гимназист с прищуренным глазом», ученик третьего класса. Как и мать, за весь рассказ не произносит ни слова. Сначала при встрече с отцовским приятелем снимает шапку, потом прячется за спину отца. Узнав чин толстого, «вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира».

Источник

Познавательное и интересное