Рассказ толстый и тонкий юмористический или сатирический докажите письменно свою точку зрения

Сказки

Конспект «Юмор и сатира в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». (6 класс)

Юмор и сатира в рассказе А.П.Чехова «Толстый и Тонкий» (6 класс)

Цель: дать представление об особенностях таланта А.П.Чехова на примере анализа рассказа «Толстый и тонкий.

повторить терминологию, связанную с юмором и сатирой;

познакомить с терминами «деталь», «литота»;

учить разбираться в видах смешного;

учиться анализировать прозаический текст;

развивать мышление, внимание, речь;

воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, неприязнь к чинопочитанию.

1. Организационный момент

Настраиваются на урок. Записывают: «А.П.Чехов».

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Псевдоним, юмор, врач, Чехонте, Мелехово. Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?

— Послушаем сообщение об Антоне Павлович Чехове. (с.273-277, дополнительные источники).

Выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями, слушают, формулируют вывод.

Формулирование темы и целей урока

— В чём особенность таланта писателя? Определим тему. (Юмор и сатира в рассказе «Толстый и Тонкий»).

— Какие цели поставим перед собой?

(Проанализировать рассказ и найти приметы юмора и сатиры в нём).

— Сделать вывод: «Толстый и Тонкий» юмористический рассказ или сатирический?

формулируют тему и цели урока.

Работа с литературоведческими терминами.

1. Небольшое по объёму прозаическое произведение, в основе сюжета которого один случай из жизни одного героя.

2. В переводе с английского означает «настроение», вид смешного, при котором автор смеётся по-доброму, весело, дружелюбно и выражает личное отношение к предмету смеха.

3. Вид смешного, при котором автор высмеивает порок с целью его искоренения, смех отличается язвительностью, резкостью.

4. Художественное преувеличение.

(Рассказ, юмор, сатира, гипербола).

— Определим, как соотносятся между собой сатира и юмор.

(Смех злой и смех добрый)

Повторяют термины, обогащают лексикон.

Знакомство с рассказом. Прослушивание фонохрестоматии.

— Какой приём использует автор в названии рассказа? (Антитеза)

— Предположим, о чём будет рассказ? С какой целью написан? (Иллюстрация с.279).

— Смешно или грустно после прочтения рассказа?

Слушают актёрскую речь как образец выразительного чтения, дают эмоциональную оценку услышанному.,

4. Работа с текстом.

1. Разделим текст на части. План.

1. Приятная и неожиданная встреча.

2. Разговор о жизни.

3. Расставание «друзей».

2. Выразительное чтение и анализ первой части. Приятная и неожиданная встреча.

1) Язык Чехова лаконичен и ёмок.

Деталь – маленькая предметная подробность, несущая важную смысловую нагрузку.

— Где произошла встреча?

— Какие детали выбраны для создания портретов героев? Каков их смысл?

2) Докажите текстом, что встреча была приятной. (Толстый первый окликнул: «Голубчик мой!», Тонкий: «Миша! Друг детства!» «Троекратно облобызались», «глаза, полные слёз», «Оба приятно ошеломлены»: радость, восторг, искренность).

2. Самостоятельное чтение второй части: Разговор о жизни. Викторина.

Как построена вторая часть рассказа? (Диалог).

О чём разговор друзей? (Вспоминают детство, говорят о настоящем).

Кто больше говорит? Почему?

«Красавец», «душонок и щёголь» в гимназии – Толстый (любил наряжаться, франт, милый, приятный в обхождении)

Кличка Толстого в гимназии. ( Герострат ) Почему? (Хулиганил: казённую книжку папироской прожёг). Г ерострат – поджигатель (Древняя Греция, сжёг храм Артемиды);

Почему? (Ябедничать любил).

4) Кто такая «Луиза, урождённая Ванценбах», лютеранка? (Жена) Лютеранка – вероисповедание (Германия)

Как звали сына Тонкого? Нафанаил (Библ.) – перевод «дар Божий»

Что Тонкий делает из дерева? ( Портсигары )

Как делает портсигары? (Приватно – неофициально).

До какого чина дослужился Тонкий? Награды?

(Коллежский асессор – 8 класс табели о рангах (Ваше высокоблагородие), Станислав – самый низший из орденов, награждались чиновники);

Должность, которую займёт Тонкий. ( Столоначальник – начальник отделения в государственном учреждении ).

Как Толстый смотрит на друга? (восторженно)

Какой чин имеет Толстый?

— Какими эпитетами определим поведение Толстого? (Солидно, искренне).

— Чем неприятен Тонкий? (Много говорит, жалуется на жизнь (не так уж плоха), тщеславится происхождение жены и именем сына (повторяет), суетливый).

3. Практическая работа по третьей части. Расставание «друзей».

-Выразительно прочитаем рассказ, начиная с кульминации и сравним поведение героев.

Изменения в поведении героев.

Побледнел, окаменел, искривилось улыбкой, «Съёжился, сгорбился, сузился» (литота), «хи-хи-с», захихикал,

пожал три пальца, поклонился всем туловищем, захихикал.

Поморщился, стошнило, отвернулся, подал руку на прощание

Ваше превосходительство (3 раза), «вышли в вельможи-с»

«Мы с тобой друзья детства»

— Какое чувство вызывает Тонкий? (Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым, сам унижается, по доброй воле, никакого самоуважения, собственного достоинства).

— Какой эпитет использует Чехов, чтобы ещё раз подчеркнуть суть характера Тонкого? (Почтительной кислоты).
— Какие чувства испытывает Толстый в конце встречи? (Негодование, брезгливость).

Осмысливают содержание текста, составляя план.

Выразительно читают фрагмент, размышляют, отвечают на вопросы.

Выискивают аргументы в тексте. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Развивают внимание, память, речь, работая с текстом и участвуя в викторине.

Дают эмоциональную оценку прочитанному.

Перерабатывают информацию из одного вида в другой.

Дают эмоциональную оценку прочитанному. Обобщают, делают выводы.

5. Обобщающие выводы.

— Какое качество характера высмеивает и осуждает автор?

Чинопочитание – угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.

— Кто из героев симпатичен Чехову? (Толстый, несмотря на то что богат и чин высокий. Чехов осуждает маленького человека: «Зачем ты такой маленький?! Уважать себя надо!» Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?

— Какое человеческое качество высмеивает Чехов?

(Угодничество, готовность унижаться)

— Рассказ юмористический или сатирический? (Скорее сатирический: высмеивает социальный порок, смех горький, обличающий»

Составление синквейна « Тонкий».

— Я впервые узнал … понял …

Формулируют и отстаивают собственную позицию.

6. Домашнее задание

Написать рассказ «Встреча с одноклассником» (от лица Толстого).

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Номер материала: ДБ-967979

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Самарских студентов будет учить робот

Время чтения: 1 минута

Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году

Время чтения: 3 минуты

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки России выделит до 600 млн рублей для проведения научных проектов мирового уровня

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Сказки народов мира гримм

Источник

Анализ рассказа Толстый и тонкий Чехова 6 класс

История создания. Это сатирическое произведение было написано А. П. Чеховым в 1883 году, и является работой его юных лет. Первый раз рассказ был опубликован в юмористическом журнале «Осколки». Изначально содержание произведения основывалось на реальном анекдотическом казусе, где разногласие между «тонким» и «толстым» возникает нечаянно из-за ошибки первого. Однако в 1886 году содержание рассказа подлежит редакции, в результате чего идея произведения совершенно кардинально изменилась. «Тонкий» отныне извивался перед «толстым» не по причине подчиненности по должности, а по обыкновению и выработанной реакции. Именно при помощи таких внесенных перемен произведение стало максимально обобщенным и высмеивающим положение одного из героев.

Композиция. Рассказ отличается максимально краткой экспозицией, она выражена одной фразой. В ней автором используется антитеза-один герой толстый, второй-тонкий, так автор уже противопоставляет героев. Завязкой является неожиданная встреча двух давних товарищей. Развитие действия – настоящий восторг приятелей от встречи друг с другом и совместные воспоминания о школьных днях. Кульминация произведения заключается в мгновении, когда «тонкий» выясняет о чине «толстого». И развязка – это неожиданно сменившееся поведение Порфирия, его подобострастничество и смена стиля общения.

Главные герои рассказа Михаил – «толстый» и Порфирий – «тонкий».

Жанр – рассказ, направление критический реализм. В нем четко выражены личные черты литературного стиля Антона Павловича: краткость, скорое развитие фабулы, обращение к подробностям, верность слова.

Основная мысль рассказа – вызвать отвращение к потоканию и выслуживанию как самому низшему видению, показать насколько человек может зависеть от занимаемого положения в обществе. Трагичность охватывает утрату «тонкими» людьми своего внутреннего я, потерю чувства собственного достоинства. Самоуважение – вот основа личности.

Анализ 2

О чем рассказ?

В рассказе Чехова двое школьных приятелей неожиданно встречаются на вокзале. Автор намеренно проводит резкий контраст между героями – Михаил толстый и степенный, а Порфирий тонкий, и беспокойный. При встрече тонкий сразу начинает рассказывать о себе все: о том, где он служит, какая у него жена и сын. В свою очередь толстый сообщил о том, что стал тайным советником. Эта новость настолько поразила Порфирия, что он и его семья резко изменились в лице, съежились, сморщились. Тонкий принялся лебезить перед приятелем, на что толстый ответил, что они в первую очередь друзья, а значит, никакого раболепства он не приемлет. Эти слова не остановили тонкого, он продолжал обращаться к толстому с утрированным благоговением. Такая картина показалась толстому настолько мерзкой, что его стошнило. На этой ноте друзья попрощались.

Главные герои

Порфирий (тонкий) – мелкий чиновник, который трудится на тяжелой работе. Автор описывает его как худощавого человека, с кучей тяжелых чемоданов и узлов. Тяжелый груз символизирует бесконечные заботы, давящие на тонкого со всех сторон. Ему нужно упорно работать, чтобы прокормить семью. Чехов как бы подчеркивает тот факт, что если чиновник выглядит худым, то значит, он не сумел должным образом устроиться в жизни.

Михаил (толстый) – благополучный человек, занимающий высокий пост. Он великодушен и искренне интересуется жизнью товарища. Судя по всему, толстый одинок – на вокзале он появляется один. Жизнь толстого кажется беззаботной, и в этой атмосфере он смог сохранить радушие и приветливость. Несмотря на высокий чин, он относится к тонкому как к равному, пусть это очевидно и не так. Вот только явная лесть тонкого доводит его до состояния омерзения.

Главные темы

Основная тема рассказа – это социальное неравенство. Те, кому повезло меньше, в надежде приспособиться к тем, кто повыше опускаются перед ними на колени. Чехов захотел обратить внимание читателя на то, как важно суметь сохранить свое я в трудных жизненных условиях. Тонкий уже потерял свою индивидуальность, так как привык большую часть жизни пресмыкаться. Общество тех времен навязывало людям такую модель поведения. В рассказе прослеживается тема нравственного выбора. Порфирий давно сделал свой выбор. Как только он услышал о чине толстого, он теряет свое достоинство и заискивает перед ним уже автоматически.

Основная мысль и смысл рассказа

Смысл рассказа – ирония над людьми, пытающимися взобраться по карьерной лестнице путем лицемерия. Вместо плюсов лицемерие оборачивается одним сплошным минусом – толстый чувствует отвращение. Возможно, толстый и мог в чем-то помочь тонкому, но видя насколько друг перестал ценить себя поспешил скрыться. Главная мысль рассказа состоит в том, что в попытках угодить вышестоящим человек теряет свою значимостью в глазах других людей.

Чему учит Чехов?

Автор учит отделять дружбу от рабочих отношений. Заискивание не поможет добиться чего-либо в жизни. Потому, что уважающий себя человек, не зависит от суждений других и идет своим путем.

3 вариант

А.П.Чехов повествует нам о встречи двух давних друзей, уже позабывших друг о друге, у одного из них появилась семья. Они с восторгом вспомнили себя в детстве, рассказывали друг о друге, напомнили друг другу свои детские шалости и прозвища. Настолько приятная беседа окончилась концом, когда толстый рассказал про свой статус чиновника.

Тонкого будто ударило током, он побледнел, окаменел, но вдруг его лицо скорчило гримасу с улыбкой во все стороны, сам он сгорбился, сузился, съежился, промолвив «хи-хи-с».

Толстый безрезультатно попытался остановить нелепое заискивание своего старого друга «Мы с тобой друзья детства – и к чему здесь это чинопочитание!» Но разве можно что-то поменять в человеке, когда на его лице «было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты» что толстого чуть было, не стошнило и он, отвернувшись, протянул руку, а тонкий в ответ пожал лишь три пальца, говоря «хи-хи» как китаец. Жена тонкого улыбалась, посмотрев на «превращение» своего мужа.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Толстый и тонкий

Популярные сегодня темы

Что означает слово «сильный»? Каждый понимает его по-своему. Дело в том, что сила может проявляться по-разному. Дальше каждый выбирает то, что ему кажется более важным. Многие люди делают выбор только тогда

Я – подросток, а это значит, что на меня возложена огромная ответственность. Нес только даже за себя, сколько за окружающих. Я не должен приносить им вреда, должен учитывать их желания и возможности

В поэме с точки зрения ребенка, точней – из его воспоминаний, рассказывается история дедушки, сочувствовавшего простым людям. Поэма показывает, что и среди знатных, богатых людей достаточно тех

Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора

Читайте также:  Рассказ о вов для 4 класса короткие любого автора

В. Ленин пришел к власти в России после многовекового правления царей. Он был очень противоречивой фигурой, и его преемники оказались не менее противоречивыми, но В. Ленин оставил неизгладимый след в России и мире.

Источник

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»: краткое содержание и герои. 6 класс

«Толстый и тонкий»: рассказ А.П. Чехова. Краткое содержание произведения. 6 класс, русская литература. Герои, характеристика толстого и тонкого. Слушать аудио. Читать полный текст. Пересказ. Анализ: почему у рассказа такое название?

«Толстый и тонкий» — юмористический рассказ А.П. Чехова, написанный в 1883 году. В миниатюрной зарисовке высмеивается преклонение человека перед высокопоставленным другом. Тонкий начинает заискивать перед толстым приятелем, едва узнает, что тот сделал блестящую карьеру.

Краткое содержание

На вокзале железной дороги Петербург–Москва встречаются два давних приятеля — толстый и тонкий. Толстый по имени Миша только что пообедал. Тонкий по имени Порфирий сошел с поезда с множеством узлов и чемоданов, в сопровождении худенькой жены и сына-гимназиста.

Миша и Порфирий знакомы еще с гимназии, но уже много лет не виделись. Оба рады встрече: обнимаются со слезами на глазах и трижды целуются.

Оба приятеля — чиновники. Тонкий дослужился лишь до чина коллежского асессора (это 8-й ранг в официальной иерархии, соответствующий армейскому капитану). Семья живет небогато: сам Порфирий подрабатывает, делая портсигары из дерева, жена дает уроки музыки.

А вот толстый сообщает, что сделал карьеру, дослужившись до тайного советника (3-й ранг, соответствующий армейскому генерал-лейтенанту). Это известие поражает тонкого. Побледнев и сгорбившись, он расплывается в подобострастной улыбке и начинает называть приятеля «ваше превосходительство».

Миша просит оставить чинопочитание: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства». Но Порфирий не унимается, на лице у него «столько благоговения, сладости и почтительной кислоты», что толстого начинает тошнить.

На прощание Миша протягивает другу руку. Тот почтительно пожимает три пальца и хихикает. Жена Порфирия улыбается, сын роняет фуражку. Все трое «приятно ошеломлены» тем, что их удостоил внимания такой важный вельможа.

Читать полный текст, слушать аудио

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Анализ рассказа

«Толстый и тонкий» — лаконичная зарисовка, похожая на анекдот. Писатель без лишних слов высмеивает способность некоторых людей мгновенно изменять отношение к кому-то в зависимости от социального статуса. Чехов, писавший о необходимости «выдавливать из себя по каплям раба», показывает, какое странное удовольствие некоторые люди получают от преклонения перед вышестоящими.

Название рассказа символично. Это не столько история двух конкретных людей, сколько притча о большом и маленьком человеке, о толстом и тонком. По иронии, важный чиновник хочет простого человеческого общения, но его друг не способен общаться на равных и умеет лишь стелиться перед начальством.

Герои и их характеристика

Толстый. Приятель при встрече ласково называет его Мишей и вспоминает, что в гимназии того прозвали Геростратом (за то, что прожег учебник папиросой). Теперь толстый дослужился до звания тайного советника — одного из высших в российской чиновничьей иерархии. При этом Миша не кичится титулом перед другом, хочет и дальше общаться с ним без церемоний. Вероятно, он давно устал от того, что перед ним все лебезят. Поняв, что и старый друг будет заискивать, толстый прощается и уходит.

Тонкий. Чиновник средней руки по имени Порфирий. Упоминается, что в гимназии он любил ябедничать. Порфирия только что перевели на работу в другой город, куда он и прибыл с женой и сыном. Последние два года тонкий служит в чине коллежского асессора. Это не самое низкое звание, но толстый стоит в иерархии неизмеримо выше. Жалование у Порфирия маленькое, им с женой приходится подрабатывать, чтобы свести концы с концами.

Узнав, что друг дослужился до высоких чинов, тонкий поражен до глубины души. Весь съежившись, он радуется, что столь важный человек одарил его своим вниманием. Мгновенно разучившись говорить нормально, он переходит на высокопарные выражения: «Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…»

Жена тонкого Луиза. Описана как «худенькая женщина с длинным подбородком». Тонкий неоднократно повторяет, что жена лютеранка, урожденная Ванценбах, — очевидно, он этим гордится. Когда женщина слышит, что перед ними тайный советник, «ее длинный подбородок становится еще длиннее». При прощании с вельможей она улыбается в приятном ошеломлении, так же, как муж и сын.

Сын тонкого Нафанаил, или просто Нафаня, «высокий гимназист с прищуренным глазом», ученик третьего класса. Как и мать, за весь рассказ не произносит ни слова. Сначала при встрече с отцовским приятелем снимает шапку, потом прячется за спину отца. Узнав чин толстого, «вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира».

Источник

Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)

Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

Читайте также:  Рассказ о боге древней греции 5 класс посейдон

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий» характеристика
михаил тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирий коллежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критика

Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.

Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.

Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы.

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.)

Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев.

Источник

Познавательное и интересное