Контрольная работа по творчеству А. П. Чехова ( 6 класс)
Контрольная работа по творчеству А. П. Чехова 1 вариант
Выберите из четырёх данных ответов правильный.
1. А.П.Чехов родился 29 января 1860 года в:
а) Таганроге; б) Москве; в) в Ростове; г) в Петербурге.
2. Где обучался Антон Чехов?
а) в Таганрогской гимназии; б) в Царскосельском лицее; в) в Московской академии; г) в духовной семинарии.
а) садоводством; в) разгрузкой вагонов;
б) мытьём посуды в лавке; г) репетиторством.
4. С каким русским писателем Антона Павловича связывала крепкая дружба?
а) С Максимом Горьким
в) Федором Достоевским
г) Александром Блоком
а) органа; б) музеев; в) церкви; г) театра.
6. Где встретились Толстый и Тонкий?
7. Как зовут Тонкого?
а) Акакий б) Никифор в) Порфирий г) Павел
8. Какое средство выразительности использует Чехов, описывая Толстого? «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, КАК СПЕЛЫЕ ВИШНИ».
9.Чем занимается жена тонкого?
а) дает уроки музыки в) служит в департаменте
б)шьет шляпки г) ничем не занимается
10. Рассказ «Толстый и тонкий». «Соберите» рассказ из отдельных фраз.
1. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз».
4. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий».
11. «- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил».
12. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его переменилось во все стороны широчайшей улыбкой. »
11. Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и др. – псевдонимы А. П. Чехова. Что такое псевдоним? _____________________________________________
«Хирургия» «Жалобная книга», «Кавказский пленник», «Пересолил».
Часть С. Напиши ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов
О чем заставил меня задуматься рассказ А. П. Чехова « Толстый и тонкий»?
Как ты объяснишь название рассказа А. П. Чехова « Толстый и тонкий»?
Контрольная работа по творчеству А. П. Чехова 2 вариант
2. В каких журналах он начинает сотрудничать?
а) в юмористических; г) в театральных; в) в исторических; г) в медицинских.
3. Чем увлекался Чехов в гимназические годы?
б) природными явлениями; г) путешествиями
а) репетиторством; б) педагогом; в) музыкантом; г) врачом.
6. Изображение героев в смешном виде:
7. Как зовут Толстого?
а) Афанасий б) Михаил в) Иннокентий г) Станислав
8. Как подрабатывает Тонкий?
а) изготавливает пепельницы
б) даёт уроки музыки
г) делает портсигары из дерева
а) коснулись друг друга лбами
в) пожали друг другу руки
10. Рассказ «Толстый и тонкий». «Соберите» рассказ из отдельных фраз.
1. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз».
и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».
4. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий».
11. «- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил».
12. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его переменилось во все стороны широчайшей улыбкой. »
11. Среди представленных портретов найди изображение А. П. Чехова
А В
С
Д Е
«Налим», «Детвора», «Крестьянские дети», «Хирургия».
Часть С. Напиши ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов
О чем заставил меня задуматься рассказ А. П. Чехова « Толстый и тонкий»?
Толстый и тонкий. А. П. Чехов
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-доранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
Иллюстрация к рассказу Чехова «Толстый и тонкий». Калаушин Б.М.
— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь. Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах. лютеранка. А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо. Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе. А это моя жена, урожденная Ванценбах. лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое. ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству. Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился. Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира.
— Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте. Что вы-с. — захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства. вроде как бы живительной влаги. Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил. жена Луиза, лютеранка, некоторым образом.
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Урок-мастерская по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Разделы: Литература
Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно.
Вид урока: урок – мастерская
Методы работы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный, словесное рисование.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового словаря, “Табель о рангах”, презентация в Power Point, высказывания об А.П.Чехове.
Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький
1) Верные/неверные утверждения:
– Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока:
– Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с какими – нет?
2) Проверка индивидуального домашнего задания. Презентация по биографии А.П.Чехова.
– В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно.
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
2. Стадия осмысления.
2) Выразительное чтение эпизода.
– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг. Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
3) Работа с таблицей (по 2-й части).
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | ||
2. Мимика, жесты, поза. | ||
3. Знаки препинания в конце предложений. | ||
4. Обращение героев друг к другу. |
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. |
2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” |
3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. |
4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
3. Стадия рефлексии.
1) Сопоставление разных редакций.
– Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять наше восприятие рассказа.
– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
– Грубит ли толстый?
– Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед вышестоящим начальником.)
– Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (Чинопочитание, подхалимство.)
– Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
– Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?
– Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.
2) Составление синквейна.
1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
4. Домашнее задание.
1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.
2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.
Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»: краткое содержание и герои. 6 класс
«Толстый и тонкий»: рассказ А.П. Чехова. Краткое содержание произведения. 6 класс, русская литература. Герои, характеристика толстого и тонкого. Слушать аудио. Читать полный текст. Пересказ. Анализ: почему у рассказа такое название?
«Толстый и тонкий» — юмористический рассказ А.П. Чехова, написанный в 1883 году. В миниатюрной зарисовке высмеивается преклонение человека перед высокопоставленным другом. Тонкий начинает заискивать перед толстым приятелем, едва узнает, что тот сделал блестящую карьеру.
Краткое содержание
На вокзале железной дороги Петербург–Москва встречаются два давних приятеля — толстый и тонкий. Толстый по имени Миша только что пообедал. Тонкий по имени Порфирий сошел с поезда с множеством узлов и чемоданов, в сопровождении худенькой жены и сына-гимназиста.
Миша и Порфирий знакомы еще с гимназии, но уже много лет не виделись. Оба рады встрече: обнимаются со слезами на глазах и трижды целуются.
Оба приятеля — чиновники. Тонкий дослужился лишь до чина коллежского асессора (это 8-й ранг в официальной иерархии, соответствующий армейскому капитану). Семья живет небогато: сам Порфирий подрабатывает, делая портсигары из дерева, жена дает уроки музыки.
А вот толстый сообщает, что сделал карьеру, дослужившись до тайного советника (3-й ранг, соответствующий армейскому генерал-лейтенанту). Это известие поражает тонкого. Побледнев и сгорбившись, он расплывается в подобострастной улыбке и начинает называть приятеля «ваше превосходительство».
Миша просит оставить чинопочитание: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства». Но Порфирий не унимается, на лице у него «столько благоговения, сладости и почтительной кислоты», что толстого начинает тошнить.
На прощание Миша протягивает другу руку. Тот почтительно пожимает три пальца и хихикает. Жена Порфирия улыбается, сын роняет фуражку. Все трое «приятно ошеломлены» тем, что их удостоил внимания такой важный вельможа.
Читать полный текст, слушать аудио
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Анализ рассказа
«Толстый и тонкий» — лаконичная зарисовка, похожая на анекдот. Писатель без лишних слов высмеивает способность некоторых людей мгновенно изменять отношение к кому-то в зависимости от социального статуса. Чехов, писавший о необходимости «выдавливать из себя по каплям раба», показывает, какое странное удовольствие некоторые люди получают от преклонения перед вышестоящими.
Название рассказа символично. Это не столько история двух конкретных людей, сколько притча о большом и маленьком человеке, о толстом и тонком. По иронии, важный чиновник хочет простого человеческого общения, но его друг не способен общаться на равных и умеет лишь стелиться перед начальством.
Герои и их характеристика
Толстый. Приятель при встрече ласково называет его Мишей и вспоминает, что в гимназии того прозвали Геростратом (за то, что прожег учебник папиросой). Теперь толстый дослужился до звания тайного советника — одного из высших в российской чиновничьей иерархии. При этом Миша не кичится титулом перед другом, хочет и дальше общаться с ним без церемоний. Вероятно, он давно устал от того, что перед ним все лебезят. Поняв, что и старый друг будет заискивать, толстый прощается и уходит.
Тонкий. Чиновник средней руки по имени Порфирий. Упоминается, что в гимназии он любил ябедничать. Порфирия только что перевели на работу в другой город, куда он и прибыл с женой и сыном. Последние два года тонкий служит в чине коллежского асессора. Это не самое низкое звание, но толстый стоит в иерархии неизмеримо выше. Жалование у Порфирия маленькое, им с женой приходится подрабатывать, чтобы свести концы с концами.
Узнав, что друг дослужился до высоких чинов, тонкий поражен до глубины души. Весь съежившись, он радуется, что столь важный человек одарил его своим вниманием. Мгновенно разучившись говорить нормально, он переходит на высокопарные выражения: «Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…»
Жена тонкого Луиза. Описана как «худенькая женщина с длинным подбородком». Тонкий неоднократно повторяет, что жена лютеранка, урожденная Ванценбах, — очевидно, он этим гордится. Когда женщина слышит, что перед ними тайный советник, «ее длинный подбородок становится еще длиннее». При прощании с вельможей она улыбается в приятном ошеломлении, так же, как муж и сын.
Сын тонкого Нафанаил, или просто Нафаня, «высокий гимназист с прищуренным глазом», ученик третьего класса. Как и мать, за весь рассказ не произносит ни слова. Сначала при встрече с отцовским приятелем снимает шапку, потом прячется за спину отца. Узнав чин толстого, «вытягивается во фрунт и застегивает все пуговки своего мундира».
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое. ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству. Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира.
— Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие, вельможи-с! Хи-хи-с.
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Толстый и тонкий Чехова читать сюжет рассказа
Однажды Николаевский вокзал принял на своем перроне двух школьных друзей, которые много лет не имели возможности увидеться. Оба были искренне рады этой неожиданной для того и другого встрече. Они с удовольствием пожимали друг другу руки, наперебой задавали вопросы.
В отличие от Миши (толстого), Порфирий (тонкий) был не один. Его сопровождали супруга и сын. С самого начала произведения герои противопоставляются друг другу. Прежде всего, это касается портретной характеристики и описания рода занятия. Запах дорогой еды и недешевого парфюма исходил от Миши. Порфирий же был скорее тощим, перегружен большим количеством котомок.
Настроение Порфирия в следующую минуту заметно меняется, когда он узнает, в каком статусе находится его школьный товарищ. Услышав от него: «я уже до звезды дослужился», Порфирий остолбенел. Его сердце будто сжалось и от неожиданности, и от страха. От довольной улыбки не осталось и следа. Нервозное ощущение сковало его движения и отразилось на мимике. Неподдельное удивление показалось и на лицах других членов семьи. Ему не верилось, что его знакомый оказался так высоко. А он стоит напротив и ведет с ним беседу, не зная этого. С этого момента тон Порфирия изменился до неузнаваемости, речь стала похожа на официальный разговор.
Заметив это, Миша в недоумении отреагировал: «к чему тут это чинопочитание». Догадавшись, почему друг изменился в поведении, ему стало неприятно от этого. Он поспешно подал руку на прощание.
Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» учит оставаться самим собой в любой ситуации, сохранять чувство собственного достоинства, гордости. Заискивание и попытка угодить человеку, имеющему более высокий статус, может закончиться плачевно для того, кто сам себя унижает.