Рассказ традиции и новаторство в музыке

Сказки

I. Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.

Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX в. охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано пре­дыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывало значение человеческой памяти. Современ­ная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обнов­ляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.

— Я только что произнесла слова «традиции», «новаторство». Как вы их понимаете?

В искусстве новаторство заключается не в самоцелыюм поиске необычных (никем и никогда не использованных!) выразительных средств, а в новом взгляде на жизнь, постановке новых проблем, рождении новых мыслей и чувств, правдивое выражение которых приводит к появлению новых средств выразительности. Поэтому нет «плохих» или «запрещенных» выразительных средств. Все за­висит от того, как и для чего они использованы. Мы с вами знаем, что в искусстве красота неразделима с жизненной правдой, если нет правды, то нет и красоты. Искусство исчезает.

Представители крайнего авангарда сознательно «перерубают корни», связывающие современное искусство с прошлым. Они на­прочь отрицают художественную традицию. В их произведениях вы не услышите ни песенности, ни маршевости, ни танцевальности.

Джон Кейди. Пьеса «4. 33». Слушатели погружаются в тишину на 4 минуты 33 секунды. Ни одной звучащей ноты! И. Стравинский говорил: «Так как наиболее удачным опусом господина Кейджа, несомненно, является прелестная молчащая пьеса «4. 33», мы должны надеяться, что по этому образцу будет создано множество молчаливых произведений молодыми композиторами. »

Видный итальянский авангардист Лучано Берио включил в пар­титуру своего сочинения смех, скрупулезно определяя ремарками, каким он должен быть: «ничем не мотивированный», «животный», «деланный», «облегченный» и т. д.

На фестивале 4 музыканта вышли на сцену, пожали друг другу руки и удалились. Сие «исполнение» называлось «струнным квар­тетом».

И последний пример. Их можно приводить еще и еще.

Швейцарский композитор Петер Шнайдер, написав произве­дение для 19 исполнителей и назвав его «Вавилон», потребовал, чтобы ни один из исполнителей не умел играть на том инструмен­те, на котором предстояло играть.

— Представили звучание? Совсем как у Крылова в знаменитой басне «Квартет».

— Отсюда и разрыв такой музыки с публикой.

Т. е. авангардизм отрицает все, что характерно для классиче­ской музыки. Но ведь нельзя создать новый литературный язык или язык другого искусства, также и нельзя создать совсем новый му­зыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов и электромузыкальных инструментов, новыми рит­мами рок-музыки, новыми акустическими эффектами, какими-то новыми инженерно-режиссерскими решениями.

Если в середине XX в. новейшая музыка бурно развивалась по трем направлениям: современная классика, «поп-музыка» и «аван­гардизм», то к концу XX в. эти направления в своих лучших прояв­лениях начинают объединяться.

II. Знакомство с австрийским композитором А. Шёнбергом и его произведением «Уцелевший из Варшавы». Обсуждение.

Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина Наход (1848—1921), уроженка Праги, была учительницей фортепиано. Отец Самуил Шёнберг (1838—1889), родом из Пресбурга (куда его отец перебрался из Сечень), был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у своего шурина Александра фон Цемлинского (в 1901 году Шёнберг женился на сестре Цемлинского Матильде). Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 (1899).

Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902—1903), кантате «Песни Гурре» (1900—1911), «Первом струнном квартете» (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).

Летом 1910 Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод Sprechstimme — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов, её исполняли на собраниях литературного «Нового клуба».

В начале 20-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония», впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор. 24 (1920—1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.

До 1925 Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств.

В 1933 (приход к власти нацистов) Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 — в университете Южной Калифорнии, с 1936 — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 30-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang, роль Аарона поручена тенору.

Читайте также:  Рассказ о герое былины алеша попович

В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа». Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В 1935 г., уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж. Параллельно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью и пылкой фантазией.

В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии.

Шёнберг как талантливый музыкант и честный человек не мог оставаться равнодушным к тем зверствам, которые чинили фаши­сты на оккупированных территориях стран Европы. «Уцелевший из Варшавы» написан на собственный текст автора для чтеца, ор­кестра и хора. Рассказ ведется от имени человека, чудом уцелев­шего в варшавском гетто, где были уничтожены тысячи людей, в том числе и дети.

Это одно из немногих произведений атональной музыки, в ко­тором отсутствие интонации имеет художественный смысл. Нече­ловеческие страдания, панический ужас перед воинствующим злом потрясающе точно передаются с помощью необычных средств: мы слышим, как разрушается музыкальная интонация, и вместе с ней рушатся гармония, красота, надежда.

Слушание «Уцелевший из Варшавы».

— Какое впечатление произвела на вас музыка А. Шенберга?

— Помогает ли выразительная интонация чтеца понимать ато­нальную музыку?

— Встречались ли вы с нарочитым обнажением человеческого говора, интонации? («Лебедушка» В. Салманова.)

— Что больше всего поражает в эмоциональном строе этого произведения? (Разрушается человечность, крушатся надежды, исчезает красота.)

— Сравните эпизод «нашествия» из седьмой симфонии Д. Шос­таковича с «Уцелевшим из Варшавы» А. Шенберга. Есть что-нибудь общее в образах фашизма, созданных средствами реалисти­ческой и атональной музыки?

Источник

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Традиции и новаторство – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры.

Традиция – это память культуры, присутствие прошлого в настоящем, которое проявляется в преемственности.

Новаторство опирается на традицию, требуя бережного отношения к художественному наследию.

Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое.

Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.

Стихия испанской народной музыки царит в опере «Кармен» Ж. Бизе.

Джазовые интонации пронизывают партитуру оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Но эти образы, мелодии, ритмы не остались достоянием только русской, только испанской или исключительно американкой культуры.

Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых были большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами. Знаменосцами этих новаторских направлений стали такие композиторы, как Арнольд Шенберг, Пауль Хиндемит, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Антон Веберн, Карлхейнц Штокхаузен. Одной из особенностей музыкального языка 20-ых гг. нового века стало обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции ХТХ века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д.). Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально- культурных процессов у различных народов мира.

НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКИ ХХ ВЕКА Романтизм Его представителей отличал повышенный интерес к симфонической музыке и грандиозным масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы. Многие композиторы стремились в своем творчестве к продолжению романтических традиций прошлого.

Рихард Штраус (нем. Richard Strauss, 11 июня 1864, Мюнхен, Германия — 8 сентября 1949, Гармиш. Партенкирхен, Германия) — немецкий композитор эпохи позднего романтизма, яркий представитель немецкого экспрессионизма, особенно прославился благодаря своимсимфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром.

Сергей Васильевич Рахманинов (20 марта [1 апреля] 1873[1][2], Семёново, Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США) — русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Импрессионизм В последней трети XIX столетия появилось новое направление – импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – «впечатление» ), первоначально оно появилось во французской живописи. Музыканты-импрессионисты стремились передать тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утонченности звучания. Композиторы-импрессионисты нередко обращались к поэзии и драматургии символизма.

Джаз возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов). ○ в основе джаза лежит импровизация, сложный ритм.

Луи Армстронг (англ. Louis Daniel «Satchmo» Armstrong; 4 августа 1901, Новый Орлеан, Луизиана — 6 июля 1971, Нью-Йорк) — американскийджазовый трубач, вокалист и руководитель Выдающимися мастерами ансамбля. Оказал (наряду с. Дюком Эллингтоном, Чарли этого стиля были ч Паркером, Майлсом Дейвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза и сделал многое для его популяризации во всем мире.

Читайте также:  Проверочная работа по сказкам шарля перро 4 класс

Поп-музыка — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Основные черты: 1. простота, мелодичность, 2. опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части 3. основная форма композиции — песня 4. тексты обычно посвящены личным чувствам.

Электронная музыка — широкий жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и электронного оборудования. Часто под электронной музыкой понимают, так называемую электронную клубную музыку (электронную танцевальную музыку), поджанрами которой являются техно, хаус, драм-н-бейс, хардкор, брейкбит.

Источник

Статья» Традиции и новаторство в музыке»

Просмотр содержимого документа
«Статья» Традиции и новаторство в музыке»»

Новаторство и традиции

в музыкальном образовании обучающихся.

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами

Существуют программы для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы: музыкальные редакторы, программа для пения караоке, музыкальные проигрыватели, музыкальные энциклопедии.

Таким образом, использование учебников, видеомагнитофона, компьютера очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии.

Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся несомненно приобретут опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка – сама живая, она движется. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали.

Самым главным в педагогической деятельности учителя музыки является вокальная работа. Для этого используется компьютерная программа Эта программа построена по принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни. Учитывая то, что дети младшего школьного возраста еще любят игровые моменты, подбираются упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. Репертуар подбирается таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат. Для работы берётся не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, лирические, шуточные, веселые) и различные по тематике. Подбираются песни, которые перед ребятами раскрывают современные проблемы.. Даётся ребятам музыка, как сама жизнь, бесконечно меняющаяся, способная к превращению. Исполняются народные песни, произведения фольклора, как одного из совершенных средств музыкального воспитания детей; образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства. Дети учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир произведения.

Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, используются музыкально-пластические движения.

В последние годы движение под музыку стало неотъемлемой частью урока музыки в школе.

Ритмика – это система упражнений для развития чувства ритма, состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенных для ритмического воспитания.

. Детям младшего возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением.

В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро – ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком и так далее. Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать ее в движении. Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по-своему изобразить действие.

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью.

Результатом творческой работы учителя и учащихся служит участие в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. Концерт – это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства. Ведь задача не только урока музыки, но и школы – средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки – импульс для достижения этих целей.

Что такое искусство для ребенка? Это жизнь. А жизнь – это искусство. Для юного человека любой опыт – это постоянно меняющийся калейдоскоп. Ведь когда дети играют, невозможно их занятия разграничить по каким-либо видам искусства.

Читайте также:  Передо мной был открытый живота за брюшиной громадная опухоль рассказ

«Под термином «творчество» подразумевается «познавательно-поисковая художественная практика» детей, поскольку на каждом уроке они сами открывают что-то важное, ранее не известное им в мире искусства и затем применяют на практике полученные знания и навыки. Важно, чтобы все испытали радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостную личность. Мораль формирует нрав­ственные нормы, политика – политические взгляды и так далее, а искусство влияет на все сферы человеческой личности, и нет тако­го уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием. Педагогические традиции учитывают накопленный опыт предыдущих поколений педагогов и одновременно являются основой для разработки инновационных подходов к решению педагогических проблем в современных условиях. новые требования, которые выдвигаются на современном этапе модернизации образования и реализации ФгОС ВПО порождают, соответственно, новые идеи, которые выражают новые ценностные ориентации, представленные в области образования в качестве педагогических целей и задач. Педагогические инновации, происходящие на основе их ценностного соответствия традициям, формируют область инновационного дополнения педагогических традиций. В педагогических традициях выражено стремление народа к сохранению накопленного опыта. В тематике восьмого класса красной нитью проходит мысль о традициях и новаторстве в современном искусстве. Убедительным примером синтеза традиций и новаторства может служить опера А.Рыбникова «Юнона и Авось». «Современная опера», как её назвал сам композитор, опирается на глубокие традиции классической музыки и использует все новые достижения современного музыкального языка.

Что же в рок-опере от мюзикла?

Что же вносит в оперу рок-музыка?

Источник

Традиции и новаторство в музыке. 8 класс.

Тема урока : Обобщающий урок III четверти.

Художественное название урока : Традиции и наваторство в музыке.

Тип урока : контрольное тестирование

Цель урока : Углубление понимания назначения музыкального искусства, как средства познания окружающего мира, его роли в утверждении общественных идеалов. «Традиции» и «новаторство».

Расширить знания о музыкальных стилях и направлениях, осмыслить и различать понятия «традиции» и «новаторство» в музыке.

Планируемые результаты УУД:

Создать организационные и содержательные условия для развития у учащихся умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.

Осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.

Понимать особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

«Здравствуйте дорогие дети».

2.Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята как вы понимаете эти слова?

« Каждая музыкальная эпоха оставляет свой автограф»

3.Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.

В этой четверти мы познакомились с вами с разными музыкальными произведениями, великими исполнителями и композиторами. Особое внимание обращали на традиции и новаторство в творчестве композиторов, создание новой художественной действительности,индивидуальный почерк, стиль каждого из композиторов.

Учитель: С какими композиторами мы познакомились?

Ученики : Дж.Гершвин( 1898-1937), Ж.Бизе (1838-1875),Р.К.Щедрин( 1932),Эндрю Ллойд Уэббер, Алексей Рыбников.

Учитель : С какими портретами великих исполнителей мы с вами познакомились?

Ученики : Елена Образцова(певица) и Майя Плесецкая(балерина).

Учитель :О каких направлениях музыкального искусства мы говорили на уроках?

Ученики: Опера, балет, мюзиклы.

Традиции и новаторство – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры.

Традиция – это память культуры,присутствие прошлого в настоящем,которое проявляется в преемственности.

Любое художетсвенное произведение несёт в себе нечто новое.

Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.

Стихия испанской народной музыки царит в опере «Кармен» Ж. Бизе.

Джазовые интонации пронизывают партитуру оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.

Но эти образы, мелодии, ритмы не остались достоянием только русской, только испанской или исключительно американкой культуры.

Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

1.Соотнеси название произведения и фамилию композитора

2 . Создатель американской национальной классики 20 века. Соединил симфоническую музыку и джаз.

А) Э.Л.Уэббер Б) Ч.Айвз В) Дж.Гершвин Г) Г.Шор Д) А.Шнитке

3. Кому из перечисленных композиторов принадлежит произведение «Рапсодия в стиле блюз»

А) Э.Л.Уэббер Б) Ч.Айвз В) Дж.Гершвин Г) Г.Шор Д) А.Шнитке

4. Опера «Кармен» состоит из:

А) 3 действия Б) 4 действий В) 5 действий Г) 2 действия

5. Балет «Кармен-сюита» состоит из:

А) 10 номеров Б) 12 номеров В) 13 номеров Г) 9 номеров Д) 15 номеров

6. Кто изображён на фотографии? Соотнеси.

А) Матильда Кшесинская

Б) Светлана Захарова

В) Екатерина Максимова

Г) Любовь Казарновская

7. Соотнеси термин с определением.

VII. Вокально-хоровая работа.

Песня Ю. Визбора « Милая моя».

Работа с пластическим интонированием;

Новые выразительные приёмы подхватили музыканты всего мира. Каждый такой новаторский оперный спектакль, симфония или балет становятся не только открытием в искусстве. Они создают следующую ступень, основу для дальнейшего шага в его развитии.

В результате – в нашей стране композитор Родион Щедрин создает на основе музыки Бизе «Кармен-сюиту». А за океаном американские рок-группы включают мелодию Бородина «Улетай на крыльях ветра» в свои композиции.

Ветви отдельных традиций переплетаются между собой, рождая новые идеи и образы, помогая изобретать новые элементы музыкального языка, и закладывая основу для новых направлений и форм в искусстве.

Источник

Познавательное и интересное