Рассказ третий сын ответы на вопросы

Сказки

Анализ рассказа Платонова Третий сын

Этот психологический рассказ написан в жанре реализма, он является философским, ибо в нем затронута тема жизни и смерти. Здесь нет ни имен, ни фамилий, что еще больше подчеркивает психологию героев на примере одной семьи, а семья эта олицетворяет обобщенный образ всех живущих людей.

Несколько дней длится действие рассказа. Умирает старуха, и отец телеграммой созывает сыновей хоронить мать. Он очень одинок, и символом этого есть птица в клетке, на которую он посматривает, дожидаясь приезда детей. Он переживает о смерти жены, но оплакав ее, с радостью и гордостью смотрит на сыновей, которые в жизни многого добились. Это говорит о том, что у него есть будущее, что жизнь продолжается в детях.

Мать отдала детям всю свою жизнь и любовь. Об этом напоминает ее «экономичное, маленькое» тело после смерти. Дети же изображены в рассказе как «громадные» мужчины, они все выше отца. Этим приемом автор подчеркнул, что родители сделали все для успешной жизни сыновей.

В рассказе мастерски изображена философская мысль, интересен язык, которым автор показывает свое отношение к жизни.

Вариант 2

Читая любое произведение данного автора, читатель не получит успокоения и радости. Все творчество и манера письма Платонова пропитана проблемами человечества, это исчезновение добра в жизни людей, отсутствие веры, одиночество и растерянность сознания.

Освещая такие сложные стороны человеческой жизни, автор сделал свои произведения мрачными, тяжелыми и несущими негативное отношение читателей к героям его работ. Рассмотрим произведение Третий сын, этот рассказ, как и все другие работы писателя, открывают людям правду жизни и существование проблем, о которых многие пытаются не думать.

Этот рассказ читается очень сложно, как все другие работы Платонова, но чтобы узнать лучше о жизни в двадцатом столетии нужно прочесть этот рассказ, он относиться к психологическим произведениям.

Сюжет рассказа в том, что умерла мать и ее сыновья приехали к ней на похороны, этот момент повествует об отношении всех простых людей к смерти. И самое главное в лице шести сыновей, автор представляет все человечество, он показывает как разные люди, совсем с различными чувствами относятся к умершим родственникам и к смерти вообще.

В рассказе видно, что все сыновья скупо переживают потерю своей матери, они уже все взрослые и имеют свои семьи. Только внучка, с которой приехал третий сын, переживает, и говорит дедушке, что все веселятся, разговаривают и кушают, а бабушка умерла.

Все сыновья и отец сидели возле гроба переживали, рыдали, но вскоре разошлись по своим комнатам. И братья, которые давно не виделись, завели задушенные беседы и начали шумно и радостно говорить.

Но вскоре третий сын им напомнил, зачем они приехали в отчий дом, и они опять все приуныли и поутихли. Весь рассказ пронизан печалью, трагизмом и обыденностью человеческой жизни. Ведь многие не задумываются о смерти, а просто живут и радуются жизни.

На все это писатель, в лице третьего сына отвечает всем остальным, что он верит в Бога, учит своих братьев и отца верить, и молиться Господу Богу нашему. В конце рассказа видим, что отец увидел, хорошее отношение сыновей и правильное выполнение всех заповедей. Теперь он спокоен, что после смерти его проведут в последний путь сыновья.

Этим рассказом автор произведения хотел показать людям значение смерти, и то, что жизнь любого человека неминуемо закончиться летальным исходом. Одновременно автор показывает, какие могут быть события, касающиеся этой темы. Это отношения с близкими родственниками, похороны и прочие скорбные мероприятия. И при этом Платонов хотел подготовить каждого человека к этой жестокой и мрачной действительности человеческого существования.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Платонова Третий сын

Популярные сегодня темы

Гончаров написал огромное количество разных произведений. И одно из них называется «Обыкновенная история». Здесь автор представляет два совершенно разных характера двух героев.

Пушкин был большим патриотом Отечества, считал, что «должно» гордиться «славою предков» и написал много работ на исторические темы. К их числу относится роман «Капитанская дочка»

На картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» изображено пропитанное смертью и кровью поле битвы.

Произведение Бежин луг является частью большого сборника рассказов “Записки охотника, « в котором содержится множество небольших по объёму, но не по своей смысловой составляющей, произведения.

Василь Быков известный белорусский писатель. Большинство его произведений отражают тяжелые военные и послевоенные времена, которые автор сам в молодости испытал на себе

Источник

«Будем человечеством!» (по рассказу А.П. Платонова «Третий сын»). Методическая разработка урока литературы для учащихся II курса учреждений НПО

Разделы: Литература

Цель урока:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: комментированное чтение, эвристическая беседа, анализ текста, дискуссия.

КМО: портрет писателя, плакаты с высказываниями, раздаточный материал: текст рассказа, стихотворение В. Гандельсмана «Воскрешение матери», аудиозапись песни Ю. Шатунова «Мама»

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Давайте подумаем, ребята, что означает тема нашего урока «Будем человечеством»? Как это? Что значит – быть человечеством?

3. Чтение рассказа А. Платонова «Третий сын» (Приложение 1).

4. Анализ рассказа

1) Ваши впечатления от прочитанного? Понравился ли вам рассказ? Как он соотносится с темой нашего урока? Обратите внимание на слова самого автора, являющиеся эпиграфом к сегодняшнему уроку:

« Человечество одно дыхание… Больно одному – больно всем. Умирает один – мертвеют все… Будем человечеством, а не человеками в действительности ». А. Платонов.

2) Почему рассказ называется «Третий сын»? (Третий по старшинству сын приехал с дочкой, которая никогда не видела своих дедушку и бабушку. Третий сын смог объединить семью в горе)

3) Сколько всего сыновей? (Сыновей шестеро)

4) Почему нет имен в рассказе? (Это философский рассказ, рассказ-притча. Речь идет не только об этой семье, но и о всех людях вообще. Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ )

5) По какому поводу все сыновья собрались вместе? (Приехали на похороны матери.)

6) Почему третий сын приехал вместе с дочкой? (Он острее других детей чувствует необходимость в связи поколений. Его дочка должна знать свои корни)

7) Как вели себя сыновья, оказавшись в родном доме? Что вызывает волну возмущения в их поведении? Найдите в тексте это место. Зачитайте.

Читайте также:  Сказки переделки прикольные в стихах

8) Осуждает ли Платонов их? (Поразмыслив, учащиеся приходят к выводу, что Платонов их не осуждает, их поведение вполне естественно для близких людей, которые давно не виделись. Он лишь укоряет их за то, что они забыли повод, который собрал их всех вместе.)

9) Кто мучается от происходящего? (Дед и внучка).

11) Что говорит девочка-внучка? Не те ли слова? Зачитайте

12) Найдите в тексте единственное выразительное средство иносказания, метафору, с помощью которой автор говорит о том, чем является в сущности материнская любовь? Зачитайте.

13) А что такое всеобъемлющая жертвенная материнская любовь?

14) Если бы у вас была возможность словесно или красками выразить всеобъемлющую материнскую любовь, что бы вы изобразили? (по желанию учащимся предоставляются кисти, краски, бумага).

15) Почему на другой день старик не плакал, а был доволен и горд? Объясните смысл концовки рассказа. Почему отец гордился своими сыновьями? Чего они в жизни добились? А чем вообще можно гордиться? (Старик доволен и горд своими детьми, он выполнил свое назначение на земле. Все дети выросли, стали настоящими людьми. Теперь ему не страшно умирать, он уверен, что дети достойно проводят его в последний путь.)

5. Чтение стихотворения В. Гандельсмана «Воскрешение матери» и сопоставление с рассказом А. Платонова.

Надень пальто. Надень шарф.
Тебя продует. Закрой шкаф.
Когда придешь. Когда придешь.
Обещали дождь. Дождь.

Купи на обратном пути
Хлеб. Хлеб. Вставай, уже без пяти.
Я что-то вкусненькое принесла.
Дотянем до второго числа.

Это на праздник. Зачем открыл.
Господи, что опять натворил.
Пошел прочь. Пошел прочь.
Мы с папочкой не спали всю ночь.

Как бегут дни. Дни. Застегни
Верхнюю пуговицу. Они
Толкают тебя на неверный путь.
Надо постричься. Грудь

Вся нараспашку. Можно сойти с ума.
Что у нас – закрома?
Будь человеком. НЗ. БУ.
Не горбись. ЧП. ЦУ.

Надо в одно местечко.
Повесь на плечики.
Мне не нравится как
ты кашляешь. Ляг. Ляг. Ляг.

Не говори при нем.
Уже без пяти. Подъем. Подъем.
Стоило покупать рояль. Рояль.
Закаляйся, как сталь.

Он меня вгонит в гроб. Гроб.
Дай-ка потрогать лоб. Лоб.
Не кури. Не губи
легкие. Не груби.

Не простудись. Ночью выпал
снег. Я же вижу – ты выпил.
Я же вижу – ты выпил. Сознайся.
Ты остаешься один. Поливай цветы.

О какой материнской любви идет речь в этом стихотворении?

Когда к сыновьям приходит осознание всей силы и самоотверженности этой любви?

6. Домашнее задание.

Написать в тетрадях для сочинений «Письмо родителям», в котором выскажите свои мысли, чувства к ним, попросите прощения за свои поступки, какими вы их обижали. Можно начать работу в классе.

Звучит песня «Мама» в исполнении Ю. Шатунова

7. Итоги урока.

Заключительное слово учителя.

Андрей Платонов искренне верил, что «человечество одно дыхание» и призывал быть Людьми в высшем смысле этого слова. Тема, затронутая на сегодняшнем уроке, заставляет каждого оглядеться, вспомнить о родстве своем со всем окружающим миром. Произведения Платонова учат нас любить и беречь природу, а главное – людей, свою семью, друзей, близких и дальних. И закончить урок мне хочется словами Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески» Так «будем человечеством»!

Источник

«Третий сын», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Третий сын» Платонова напечатан в 1936 г. в журнале «Красная новь». В семье родителей Платонова было 11 детей, Андрей был старшим. Мать Платонова умерла в 1929 г., отец пережил её на много лет, умер в 1952. Так что история похорон матери многочисленными детьми была Платоновым к моменту написания рассказа уже пережита.

Литературное направление и жанр

Рассказ считается образцом, классикой этого жанра. Он принадлежит к реалистическому направлению в литературе. Жанровая разновидность произведения определяется как философский рассказ или даже рассказ-притча, потому что семья в нём олицетворяет всё человечество. Именно поэтому в рассказе нет имён. Глубокий анализ психологии героев позволяет отнести произведение к жанровой разновидности психологического рассказа.

Тема и проблематика

Сюжет и композиция

Действие рассказа занимает несколько дней. От момента смерти матери до приезда последнего из 6 сыновей проходит 3 дня. Кульминационной становится следующая ночь перед похоронами. Сами похороны занимают один абзац и являются развязкой.

Сцена отпевания старухи раскрывает замысел писателя. С трудом найденный поп в штатском служит панихиду «поспешно, почти иронически». Поп понимает, почему сыновья и даже дед не крестятся, уважает их и не прочь был бы побеседовать «с представителями нового мира, которым втайне восхищался». Образ священника, разочаровавшегося в своей вере и чувствующего «энтузиазм перед строительством социализма», разрушает последнюю надежду читателя найти веру в готовом виде в какой-то концепции, будь то христианство или коммунизм. Бессмертие человека, по Платонову, связано с жизнью семьи, рода, народа.

Герои и образы

Старик-отец, у которого умерла жена, горюет о ней, но не выглядит убитым горем. У него даже есть силы сочувствовать пожилой служащей телеграфа, которая плохо работает, потому что у неё нет внутреннего счастья.

Символом одиночества старика становится птица, которую он наблюдает в клетке, пока переживает горе до приезда сыновей. Когда же дети собираются, старик, отплакав, смотрит на детей «с тайным волнением, с неуместной радостью». Отец будто ожидает подтверждения своих надежд, связанных с сыновьями. Они – его будущее и его продолжающаяся после смерти жизнь.

Смех сыновей огорчает старика, так что он снова начинает плакать. Зато в конце рассказа отец «доволен и горд». Он обрёл покой, потому что убедился в достойном к себе отношении, в том, что его будут хоронить не хуже старухи.

Мать привыкла к ожиданию сыновей. До смерти она считала своей обязанностью любить своих детей и гордиться ими. Всю жизнь она отдавала себя детям, поэтому её тело «экономичное, маленькое, скупое», сбережённое для сыновей.

Сыновья, очевидно, редко бывали у матери, но «через тысячи вёрст» чувствовали её любовь. Даже умирая, старуха заботилась о сыновьях, прося отслужить по ней панихиду дома, чтобы не обидеть неверующих сыновей. Старуха «не хотела расстаться с жизнью без торжества и без памяти».

Читайте также:  Рассказ про умный дом кратко

Но именно тогда, когда мать «больше никого не могла любить» и была похожа на равнодушную чужую старуху, исчезло и почтение к ней. Только восстановленная связь с матерью позволяет сыновьям почувствовать жажду её вечной жизни ради спокойствия сыновей.

Сыновьям старики как будто отдали свою жизнь, так что отец ниже младшего из сыновей, а сыновья характеризуются как «громадные мужчины». Все сыновья выросли достойными гражданами, получили хорошие специальности. Старший был начальником цеха аэропланного завода, орденоносцем. Два сына – капитанами кораблей, один был москвичом, артистом, один ещё учился на агронома, а третий сын, в честь которого назван рассказ, был физиком. Платонов не случайно подчёркивает, что именно третий сын был коммунистом. Материалисту, не верящему в загробную жизнь, тяжелее других смириться со смертью, которую он воспринимает как исчезновение навсегда. Впрочем, среди сыновей верующих нет, да и старик не крестится во время панихиды, даже старуха, велевшая позвать попа, «не столько верила в Бога».

Смерть матери для братьев – воспоминание «о детстве, о погибшем счастье любви». Сыновья искренне рады друг другу, они любят друг друга и радуются встрече. Они не то чтобы не тоскуют по мёртвой матери, но общением стараются заглушить эту тоску. Они даже забывают о том, что мать мертва: жизнь берёт своё. Для сыновей «действительность превратилась в воспоминание». Борясь с горем, они вычёркивают мать из своей жизни. Ведь в жизнь души никто из них не верит.

Но третий сын другой. Он приезжает на похороны не один, а с дочерью, которая должна была увидеть деда и хоть мёртвую бабушку. Платонов не раскрывает читателю, какие слова сказал третий сын братьям. Это была короткая фраза или несколько слов. Такой приём позволяет каждому читателю домыслить слова третьего сына в зависимости от того, что для самого читателя наиболее ценно.

Пока остальные братья радуются встрече, третий сын переживает горе.

Все братья в белье, как в детстве ночью, а третий сын «одетый как днём». Он отказывается от преодоления страха и горя смехом, он хочет пережить горе сполна и передаёт это своё мироощущение остальным братьям. Обморок у гроба матери показал силу и искренность его чувств, невольно подкрепив его слова, сказанные братьям.

Слова третьего сына побуждают остальных снова оживить в душе мать, понять, что каждый из них в ней нуждается и связан с ней даже после её смерти. Сыновья вернулись в ту квартиру, дом, двор, ночь, где жили в детстве, и стали жаловаться матери, как будто она «стояла над каждым». Умершая мать стала играть в жизни братьев ещё большую роль, чем при жизни, потому что стала жить в их сердцах неотлучно.

Шестилетняя внучка, дочь третьего сына, не понимает, почему смеются братья её отца. Она жалеет бабушку, хотя та для неё совсем чужая. Девочка в рассказе говорит, возможно, те же самые слова, которые третий сын сказал братьям: «Все живут, смеются, а она одна умерла». Девочка ещё не приобрела необходимый жизненный опыт, чтобы почувствовать умершего человека частью собственной жизни. Поэтому она, утешая деда, говорит страшные слова о смертности всего сущего, о том, что дед стар, всё равно скоро умрёт и перестанет плакать.

Её отец через несколько минут подбирает другие слова, дающие возможность поверить в жизнь матери после смерти, но не загробную жизнь христианской души, а в жизнь чаяний человека в его детях, в связи поколений.

Художественное своеобразие

В рассказе важны детали. Например, артист не может начать петь, потому что «ему стыдно начинать». Он запевает после того, как ему чем-то накрывают лицо. Это детское желание спрятаться от мира повторяется в девочке, которая «от страха перед ночью и мёртвой старухой» боится высунуться из-под одеяла. Так писатель показывает, что взрослые остаются неразумными детьми, даже когда вырастают до громадных мужчин.

Образ детского сознания каждого взрослого Платонов передаёт через развёрнутую метафору, где мать – лампа на подоконнике старого дома, в котором никогда не закрываются двери. Лампа освещает ночью весь детский мир тех, кто родился в доме, но уехал далеко и всё-таки знал об этой лампе. Для приехавших на похороны сыновей лампа потухает. Но третий сын зажигает её снова в сознании каждого.

Очевидно, символична цифра 3 в рассказе. Третий сын в сказке – это всегда носитель народной нравственности.

Своё отношение к жизни как тяжёлому труду и обязанности Платонов выражает в странном метафоричном языке: «Мать не вытерпела долго жить». В рассказе автор подобен постороннему наблюдателю, он не осуждает никого из сыновей, следя за их нравственными преобразованиями.

Источник

Урок внеклассного чтения по рассказу А.Платонова «Третий сын»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

по рассказу А. Платонова

Разработала: учитель русского языка

1. Знакомство с миром героев А. Платонова на материале рассказа «Третий сын». Воспитание в детях чувства любви к родителям, труду.

2. Формирование навыков составления характеристик героев по плану, умения цитировать, делать выводы и обобщения.

3. Обучение работе над художественным текстом, его изобразительными средствами.

1. Беседа с учащимися о Платонове.

2. Вступительное слово.

3. Выборочное чтение.

4. Идейно-художественный анализ.

5. Самостоятельная работа.

6. Домашнее задание.

2. Оформленная доска.

3. Тетради учащихся.

1. Беседа с учащимися

Имя Андрея Платонова вам уже знакомо: мы обращались к этому автору в 5-м, 6-м классе. Давайте вспомним, что вы знаете об этом писателе.

Какие произведения его вы помните?

2. Материал для вступительного слова о писателе

У Андрея Платонова большое литературное наследие: это стихи, повести, романы, рассказы, драматургические произведения, публицистика, литературная и искусствоведческая критика. И во всем этом жанровом многообразии можно увидеть стремление автора найти общество, где возможно человеческое счастье.

Рассказ невелик: около шести страниц. Сюжет прост. Семидесятилетний старик, у которого только что умерла жена, приходит в почтовую контору, чтобы послать телеграммы одного содержания в разные края и республики шестерым сыновьям: «Старик кротко глядел красными от слез глазами на пожилую служащую, которая долго считала деньги, писала расписки, ставила штемпеля дрожащими руками, видел, как она медленно работает, ошибается, теряет память и внимание, и думал, что у нее тоже разбитое сердце и смущенная душа».

Читайте также:  Рассказ на тему спорт и здоровый образ жизни

Отец встречает всех своих детей. На пятый день «утром шестеро сыновей подняли гроб на плечи и понесли его закапывать, а старик взял внучку на руки и пошел им вслед; он теперь уже привык тосковать по старухе и был доволен и горд, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже».

Как связаны между собой эти два эпизода?

На этот вопрос мы должны ответить после знакомства с произведением.

3. Идейно-художественный анализ рассказа

Вопросы и задания для беседы:

Назовите героев рассказа. (Отец, мать, сыновья.)

Охарактеризуйте отца (внешность, образ жизни, поведение в дни похорон жены). Обратите внимание на доску, где выписаны глаголы, которые использует автор, рассказывая о старике.

(Отцу 70 лет, росту небольшого, меньше самого младшего сына: был он простым рабочим, сейчас на пенсии. С женой прожил дружно. Все заботы и трудности делил с ней пополам. Ждали в гости сыновей и, если кто-нибудь из них приезжал, радовались. Когда жена умерла, тосковал, плакал. Все, что окружало теперь его, несло печать горя и утраты. Снег за окном казался ему усталым, солнце – нетеплым, жизнь серой птицы – одинокой.

Но, как ни горько, ни тяжело было старику, он, как это свойственно простым людям из народа, знал, что надо жить: выполнять наказы покойной жены, встретить сыновей, сделать все по порядку, хорошо, как было заведено в их доме.

В сердце отца осталось место и для радости: когда съехались дети, он с тайным волнением и неуместной, казалось, радостью поглядывал на могучую полдюжину сыновей своих, стоящих у гроба матери.)

Почему, показывая старика, идущего за гробом, автор говорит о нем: «. был доволен и горд»?

(Старик выполнил свой долг: честно работал, вырастил сыновей, хорошо прожил с женой, достойно хоронит ее. Он уверен, что так же будут хоронить и его эти шестеро могучих людей.)

Как вы думаете, почему автор, рассказывая о старике, использует так много глаголов? (Смотрите на доску, левая сторона.)

Обобщающее слово учителя об отце

Жизнь прошла в работе, любви и согласии. Вырастили и воспитали шестерых сыновей. А это очень непростое дело. Все в доме привыкли к порядку. Мы не знаем профессии старика, но не сомневаемся в том, что прошел он свой жизненный путь достойно; и теперь ему не страшно умирать: остается надежная смена.

Охарактеризуйте сыновей, используя план, записанный на доске.

(Смотри оформление доски, правая сторона.)

Можно ли поверить в то, что в скромной семье простых людей, не имеющих ни образования, ни особого материального достатка, ни связей, в стороне от столицы могли вырасти такие дети?

(Родители были достойные, здоровые, умные люди. В доме был порядок. Дети были сыты, обуты и одеты. В семье отношения строились по законам правды, труда, уважения и любви. А это хорошая атмосфера для воспитания детей. Из таких семей выходят сильные духовно и физически люди. Родители, давшие своим детям «обильную, здоровую жизнь», выполнили свой главный человеческий долг.)

Почему рассказ называется «Третий сын»?

(Среди шестерых сыновей-богатырей автор выделил третьего по старшинству. Ученый-физик, он тоньше воспринимает мир, лучше понимает людей. Один он привез на похороны свою дочку. Хотел, наверное, присутствием умницы-девочки облегчить страдания старика-отца. Третий сын, как и его братья, рад встрече с ними даже на этом печальном обряде похорон. Трагедию потери матери он воспринимает острее. Ни на минуту не покидают его чувства отчаяния, одиночества. Его братья, обрадовавшиеся встрече, забываются на какое-то время. Они громко говорят, смеются, возятся, как когда-то в детстве. Третьего сына не оставляет чувство утраты. Он один не участвует в потасовке братьев, не может разделить ни восторженного разговора, ни смеха, ни шуток. Потрясает эпизод обмороки третьего сына у гроба матери. Здоровый мужчина в расцвете сил теряет сознание. Братья приводят его в чувство, успокаивают и расходятся по комнатам, поодиночке оплакивая умершую мать, пряча друг от друга свое отчаяние. Ни отец, ни брат, ни автор не осуждают по-детски расшалившихся мужчин, понимаю их. Столько лет не виделись братья, так давно не были под крышей родительского дома, не дышали воздухом детства! Автору, как и отцу, дороги все шесть сыновей, хотя рассказ он озаглавил «Третий сын».

Немногословен автор в описании сыновей: мы очень мало знаем об их жизни. Читатель смотрит на сыновей часто глазами других персонажей рассказа. Втайне гордится сыновьями отец, в душе восхищается красивыми богатырями и, может быть, немного завидует этим представителям нового мира.

Сердцем семьи была мать. К каким символическим образам прибегает писатель, создавая образ матери? Почему?

(К образам солнца, звезды, лампы на подоконнике старого дома, света в окне. Это излюбленные художественные образы в литературе, используемые для характеристики персонажей, которые умеют сами жить и освещать жизнь других.)

Что подкупает читателя в образе матери из рассказа Платонова «Третий сын»? Что сближает ее со всеми матерями мира?

Мать сама жила достойно и сумела воспитать чувство собственного достоинства в своих детях. В рассказе мы читаем, что старший сын имел орден на груди «за свое рабочее достоинство». Иметь и сохранить его, по мнению автора и родителей, это очень важно.

Вернемся к началу нашего разговора о произведении. Прочитайте первые три абзаца рассказа. Прочитайте последний абзац рассказа.

Что общего между этими двумя персонажами: телеграфисткой и стариком?

(Оба люди труда, немолоды, оба с разбитым сердцем.)

(У телеграфистки разбитое сердце и смущенная душа давно, может быть, навсегда, поэтому она медленно работает, теряет память и внимание, как говорят в народе, дело у нее валится из рук.

Старик, идя за гробом жены, «был доволен и горд», он уверен, что после него останется достойная смена.

У них разные судьбы. Телеграфистка лишена внутреннего счастья. За спиной старика – надежная опора, крепкие тылы: шестеро сыновей. Ему хватит сил преодолеть чувство утраты.)

К какой мысли приходит читатель, сопоставляя начало и конец рассказа?

(Для дела жизни необходимо внутреннее счастье.)

Источник

Познавательное и интересное