Рассказ трудный хлеб за что можно уважать хозяина чанга

Сказки

В чем заключается главная мысль в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»?

Смысл названия рассказа?

В рассказе «Трудный хлеб» Носова читатель знакомится с охотником и его собакой. На их примере автор показывает, какой крепкой может быть дружба между человеком и животным. Собака по кличке Чанг слепая, но ее хозяин даже не думает оставлять ее. Он ценит ее верность и ту службу, которую она исполняет. Пусть она отличается от других собак, но свою работу она исполняет исправно, как может. Охотник ни за что не хочет бросать своего верного пса.

Рассказ учит ценить дружбу. Он учит проявлять милосердие и ценить преданность. Не важно, что у кого-то есть физические недостатки. Уважения заслуживают все, несмотря на свои возможности. Рассказ учит тому, что важно проявлять преданность и помнить о своей ответственности перед теми, кто нам доверяет.

Этот рассказ Е. И Носова учит тому, что такие качества как: ласка, преданность, верность может быть не только в дружбе между нами людьми, но еще и в отношениях между человеком и собакой.

Благодарности и преданности от собаки не сложно добиться, главное ее любить, понимать, заботиться о ней и не бросать в трудную минуту.

Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб» очень трогательный. В нем читатель знакомится с охотником и его верным другом и помощником спаниелем по кличке Чанг.

Охотник говорит, что с Чангом они уже вместе пять лет, служит пес исправно и честно зарабатывает свой нелегкий хлеб.

Мне кажется, в этом небольшом рассказе две основных мысли.

Первая: дружба, верность и преданность не зависят от особенностей и недостатков друзей, особенно физических. Недостатки всегда можно компенсировать достоинствами.

Вторая: животные и люди, про которых сейчас принято говорить «с ограниченными возможностями», не являются ущербными, они должны и могут жить полноценной жизнью, но кроме их собственного желания и стремления, нужно, чтобы в обществе были для этого созданы определенные условия.

В рассказе Носова «Трудный хлеб» речь идет о собаке, спаниеле по кличке Чанг. Он главный герой рассказа, тот, кто добывает свой нелегкий хлеб.

Вот и в данном случае, Чанг поплыл по воде за убитым лебедем, но промахнулся, и только окрик хозяина вернул его на верное направление.

Главная мысль этого рассказа мне видится в том, что каждый может быть чем-то полезен обществу, может своим трудом добывать себе хлеб, даже если он в чем-то более ограничен, чем другие. И хлеб добытый самостоятельно всегда будет слаще того, что можно получить из сочувствия или жалости.

В рассказе сюжет развивается вокруг слепого спаниеля по кличке Чанг. Этот умный трудолюбивый пес, который честно работает на охоте, приносит добычу хозяину. Охотник мог бы сменить этого пса не другого, здорового, но не намерен делать это, потому что относится к нему с уважением за его труд. Охотник милосердный и добрый, ведь слепой пес больше никому не нужен. Этот рассказ учит доброму, благородному отношению в живому существу, за которое ты несешь ответственность. Пес честно свой трудный хлеб отрабатывает на реке.

Рассказ «Трудный хлеб» Н. Носова интересный и поучительный. Однажды в осеннее время, когда иволги с ласточками уже потянулись в теплые края, утки сели на плес, за ними наблюдал рассказчик, от лица которого ведется повествование. Он стал свидетелем, как грянул выстрел, вслед за которым одна из птиц взмахнула крыльями и полетела, а другая только в воду окунула голову. Сразу раздался плеск, собака вошла в воду, это был спаниель с белым лысоватым пятном на лбу. Он кинулся к тому месту, где только что была дичь, а утку уже отнесло течением. Следом раздался возглас: «Чанг!». Это собаку звал хозяин. Пес нашел утку и бросил на берегу на песок, где были удочки. Кода рассказчик разговорился с хозяином собаки, то выяснилось, что собака слепая, вот уже пять лет, этот преданный друг и охотник помогает найти дичь.

Читайте также:  Рассказ что ждет нас в будущем

Смысл в том, что собака, хотя слепая, является верным помощником на охоте, а еще поддержкой своему хозяину. Преданный пес и любящий хозяин вместе занимаются охотой. Рассказ учит любить животных, видеть в них не просто объект для ловли дичи, а друга, сотоварища. Рассказ учит наблюдательности, быть внимательным, в этом его смысл.

Этот поучительный рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу, в данном случае охотника к слепому пятилетнему спаниелю по кличке Чанг.

Несмотря на свою слепоту, собака сполна выполняет свои функции на охоте, помогая доставать из воды подстреленную дичь.

Сюжет развивается вокруг встречи и беседе рассказчика, который утром ловил рыбу и охотника. Рыбак посочувствовал о трудностях в охоте с слепой собакой, но охотник развеял все сомнения – Чанг, благодаря острому слуху и чутью не уступает зрячим собакам.

Смысл названия произведения можно понять, прочитав строки в конце рассказа:

В этом рассказе мы узнаем об охотнике и его слепой собаке. Собака хоть и слепая, но прекрасно ориентируется по нюху и слуху. Таким образом рассказчик удивился, как слепая собака смогла принести убитую охотником утку. Сам же рассказчик понял, что собака слепая после того, как кинул ей хлеб, та даже не отреагировала. Именно этот момент и дает понять, на сколько друдным является хлеб для этой собаки. Сам охотник говорит, что хлеб Чанга трудный, но за то честный.

Именно по этому моменту мы и понимаем смысл названия данного рассказа. Жизнь собаки трудна и зарабатывать на еду ей приходится очень сложно.

Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.

Можно сделать вывод, что детские, чистые эмоции, смогли отрегулировать конфликт наилучшим образом.

Ответив добром на зло, можно наказать человека самым беспощадным образом, тем самым сделав его лучше.

С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Ребёнок через фильмы и мультфильмы больше усваивает информацию. Потому, что в книгах, парой, описывают некоторые вещи, о которых чадо не знает. А в кино всё покажут: и предметы тех времен, и героев, такими, какими их описывают в книге. Когда ребенок смотрит фильм, он среди одного сюжета, видит и другие темы. В конечном итоге, поэма ему будет понятно, он проще сможет её пересказать, при этом, дополнит свои домыслы, которые возникли при просмотре кино. Огромный минус в том, если злоупотреблять этим, у ребенка понизится техника чтения, литературная речь перейдет на разговорную. Восприятие текста понизится. У ребенка, будет больше развиваться слуховая память, нежели зрительная. Итог: всё хорошо, когда оно в меру.

Из словаря: НЕДОТЯНУТЬ, Натянуть меньше, чем следует, требуется. Недотянуть подпругу, канат.

В то же время форма «недотянуть» неправильно употребляется в таких выражениях,как недотянуть (= не дожить) до весны, до юбилея, здесь надо писать раздельно: не дотянуть.

Вообще говоря, раздельное написание встречается намного чаще: самолет не дотянул ( = не долетел) до аэродрома, писатель не дотянул до идеала, спортсмен не дотянул до победного финиша.

Грязный, как свинья

Свинья везде грязь найдет

Поступил по-свински (в смысле очень плохо)

Чавкаешь, как свинья

Человека сто раз свиньёй назови, он и захрюкает

Сколько свинью в кафтан не ряди, она свиньёй и останется

Зарекалась свинья в грязь не ложиться

Что за свинство на столе (грязная посуда, крошки)

Что за визг поросячий (громкие пронзительные вопли)

Похожа свинья на быка, только шерсть не така

Свиная рожа везде вхожа

Бог не даст, свинья не съест

Было бы корыто, а свиньи найдутся

Посади свинью за стол, она и ноги на стол

Метать бисер перед свиньями

Не было печали, купила баба порося

Знает толк, как свинья в апельсинах

Охотясь на кабана, не брезгуй волком

У свинки щетинка, у щучки чешуйка (скороговорка)

Свинья тупорыла весь двор перерыла (скороговорка)

Источник

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

учитель руского языка и литературы

МОУ «ООШ п. Чистопольский

Читайте также:  Сказки коренных народов ямала

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

Цель: учить анализировать, понимать основную мысль произведения, развивать речь, творческие способности учащихся, воспитывать любовь к человеку, к животным.

Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения, способов умственных действий, способность сочувствовать и сопереживать чужому горю, осуществлять межпредметные связи.

Оборудование: портрет писателя, читательские дневники учащихся, сигнальные карточки, тест к рассказу «Трудный хлеб», компьютер.

1. Организационный момент

2. Поэтическая страничка. Чтение учащимися стихотворений о животных ( Есенина, С. Михалкова, А. Барто и др.), бережном отношении к ним.

3. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что писатели и поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаем значения в повседневной жизни. Им дан особый дар – умение всматриваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими.

Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям.

Но сначала посмотрим презентацию «».

— Что вы узнали о писателе?

— Эпиграфом урока послужит пословица:

Не богатство – друг, а друг – богатство.

Основной вопрос урока:

Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?

Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

— Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее:

«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье.

— Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.

— Как вы относитесь к поступку охотника?

(Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства).

1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам.

2) Сопоставление рассказа и газетной статьи:

— Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты.

— И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках.

— Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку…

3) Исследование текста:

— Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?

Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа.

/ Он давал собаке команды спокойным и ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»/

— Ощущалось ли со стороны, что собака слепа?

/ «Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте»/

Физминутка. Упражнения для глаз.

— Беседа о роли зрения в нашей жизни и о том, что зрение нужно беречь.

— Давал ли охотник почувствовать собаке, что она – неполноценный помощник своему хозяину?

/Нет. Хозяин давал уточняющие команды, подбадривал и хвалил собаку./

Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?

а) Собака тосковала бы дома без хозяина.

б) Хозяину с собакой в лесу не так скучно.

в) Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!

г) Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?

5) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа)

6) Мини – сочинение «За что можно уважать хозяина Чанга?» (для сильных учащихся)

«Чем вас заинтересовал рассказ Е. Носова?» (для слабых учащихся)

— Я очень рад, что у Чанга именно такой хозяин. Он все делает, чтобы собаке было хорошо, чтобы она чувствовала себя нужной…

— Хозяина Чанга можно уважать за то, что он любил свою собаку, сочувствует ей, но берет ее на охоту, т. к. она охотничья собака. Животных надо беречь. Они наши друзья…

Читайте также:  Рассказ чехова смех сквозь слезы текст

— Действительно, ребята, хозяин Чанга – настоящий человек. Он относится к собаке как к человеку, которому нужна помощь.

— Как вы думаете, почему рассказчик уже не жалел убитую птицу после того, как узнал историю Чанга?

— Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?

/Друг – главное для человека. У охотника такой друг – собака. И ему не нужно богатство, потому что друзья не имеют цены./

– Как вы понимаете смысл названия рассказа « Трудный хлеб»?

Важно ли, какой «Хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

Носов показывал, что Чаг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. Автор хочет сказать, что хлеб никогда не бывает легким, его нужно зарабатывать тяжелым трудом.

8. Заключительное слово учителя.

Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.

В любой ситуации оставайтесь людьми.

Наш урок закончился. Что же вы возьмете для себя с этого урока? Дайте оценку уроку по таким критериям:

— Интересно ли вам было на уроке?

— Хотелось ли вам работать на уроке?

— Как вы оцениваете отношение учителя к вам?

— Согласны ли вы с полученными отметками?

/Ученики используют сигнальные карточки.

Да – красного цвета.

9. Домашнее задание: А. Куприн «Чудесный доктор». Прочитать рассказ и ответить на вопрос:

— О каком чуде идет речь в этом рассказе?

Преподавание литературы в 5 классе веду по учебнику – хрестоматии Т. Курдюмовой в 2–х частях. 2007 г.

В 5 классе 100% успеваемость. Качество знаний 66%. Ребята активны, любят читать, интересуются жизнью писателей. Однако внеклассное чтение – трудный вид работы, требует особой подготовки (самостоятельного чтения), руководство чтением со стороны учителя. Данный урок был проведен после изучения рассказов «Валенки» и В. Белова «Скворцы». Мне хотелось, чтобы дети научились сочувствовать, сопереживать чужому горю, любить человека, животных и заботиться о них, приходить на помощь в трудную минуту.

Урок комбинированный. Этот тип урока был выбран для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, выявить умение учащихся работать самостоятельно.

Думаю, что мне удалось реализовать цели и задачи урока, которые я поставила с учетом особенностей данного материала, уровня подготовленности класса.

Все этапы урока взаимосвязаны

Урок соответствует требованиям программы.

Выбранная система вопросов для анализа текста предусматривает постепенное нарастание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении.

На уроке сочетались коллективные и индивидуальные способы обучения.

Осуществляла дифференцированный подход в выполнении творческого задания.

Оказывалась оперативная помощь слабоуспевающим учащимся в ходе самостоятельной работы.

На уроке реализованы следующие виды самостоятельной работы: выборочное чтение, подбор цитат, мини – сочинение, подготовка рисунков к рассказу.

Активизировала работу по сопоставлению произведений разных жанров.

На уроке стремилась вовлечь детей в дискуссию, где они смогли высказать свою точку зрения по вопросу: Как вы относитесь к поступку охотника?

Время на уроке использовано рационально. Большая часть его была отведена работе по усвоению идейного содержании текста.

Вопросы были продуманы так, чтобы учащиеся смогли показать знание текста, умение в нем ориентироваться, а главное – понять основную мысль произведения.

Микроклимат на уроке хороший.

Осуществлялась связь: учитель-ученик, ученик-учитель.

Контакт учителя с учениками был установлен.

Я считаю, что работа шла без принуждения, чувствовала, что дети понимали меня, что я хочу от них добиться, потому что и я их понимаю.

За правильные ответы учащиеся получали поощрения («Молодец!», «Спасибо!»)

Время урока распределила точно, поэтому все, что было намечено, было выполнено.

Осуществлялись межпредметные связи (история, экология).

На данном уроке дети были подведены к мировоззренческим выводам: гуманное отношение, сочувствие, сострадание.

Учащимся была дана возможность самим давать оценку уроку. Я считаю, что это повышает их ответственность за ход урока. Ребята дали высокую оценку моей деятельности на уроке.

Домашнее задание связано с данным уроком и позволит закрепить знании, полученные на этом уроке.

Источник

Познавательное и интересное