Рассказ цепной структуры для дошкольников с картинками

Сказки

Использованием текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания

Краткая аннотация: В данной статье нами представлена методическая разработка по теме «Использованием текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания». Данный материал может быть использован в практической работе логопедов, педагогов, воспитателей, студентов психолого-педагогических и дефектологических отделений.

Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, мы разработали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-графические схемы. Данные тексты могут быть использованы в рамках отдельной лексической темы или могут быть использованы для детей, имеющих трудности в звукопроизношении. Например, с помощью рассказа «Кот Пушок» можно закрепить правильное произношение звука Ш, а рассказ «Зоопарк» поможет в четком произношении звуков З и С.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.

Нами были определены требования к отбору текстов и адаптированы тексты определенной структуры для занятий по формированию навыков связной повествовательной речи. Поскольку знакомство с данными текстами опирается на наглядно-графический план, то нами были разработаны схемы к каждому адаптированному рассказу. В данной статье мы приводим пример нескольких графических схем.

Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания

Развитие связной речи является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы.

К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.

Специально проведенными исследованиями установлено, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в программировании содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, рассказ) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ярко выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность.

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим навыкам нужно обучать специально. Т.Б. Филичева, характеризуя речевой статус детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (IV уровень), отмечает своеобразие их связной речи, проявляющееся в «нарушении логической последовательности, пропуске значимых для сюжета эпизодов, в застревании на второстепенных деталях, в использовании простых, малоинформативных предложений» (4).

Работая с детьми с ОНР по формированию навыков связной повествовательной речи, мне довелось познакомиться с методикой работы В. К. Воробьевой по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания (2). Её методика заключается в использовании текстов цепной организации.

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема.

Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (это картинки в квадратиках слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними. Стрелки, расположенные слева направо (широкие стрелки) обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Цветные стрелки показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, мы разработали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-графические схемы. Данные тексты могут быть использованы в рамках отдельной лексической темы. Например, при изучении темы: «Дикие животные», можно предложить детям для пересказа тексты: «Лисёнок», «Сашино горе», «Лисица», «Медведь». А в рамках темы «Птицы» предлагаем рассказы «Зяблик», «Воробьи на тополе».

Данные тексты могут быть использованы для детей, имеющих трудности в звукопроизношении. Например, с помощью рассказа «Кот Пушок» можно закрепить правильное произношение звука Ш, а рассказ «Зоопарк» поможет в четком произношении звуков З и С.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, таким образом, звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).

Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.

Новизна: Нами были определены требования к отбору текстов и адаптированы тексты определенной структуры для занятий по формированию навыков связной повествовательной речи. Поскольку знакомство с данными текстами опирается на наглядно-графический план, то нами были разработаны схемы к каждому адаптированному рассказу. В данной статье мы приводим пример нескольких графических схем.

Читайте также:  Рассказ пришвина охота за бабочкой распечатать

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребёнок научился правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

Тексты цепной организации для пересказа

За домом росла ива. На иве было гнездо зяблика. Один зяблик вывалился из гнезда на землю. С земли зяблика подобрал Костя, который проходил мимо. Костя залез на иву и посадил зяблика снова в гнездо. Из гнезда послышалось веселое щебетание зяблика.

В ясный осенний день ребята отправились в зоопарк. В зоопарке они увидели много зверей. Звери сидели в больших просторных вольерах. В одном из вольеров ребята увидели обезьян. Обезьяны прыгали по клетки и корчили рожи ребятам. Ребята смотрели на смешных обезьян и звонко смеялись.

У Наташи есть смешной кот Пушок. Пушок много шалил, а мышей ловил плохо. Вдруг одна мышка выбежала на середину комнаты. В этой комнате спал Пушок. Пушок услышал шорох и бросился в сторону мышки. Шустрая мышка схватила хлебную крошку и шмыгнула в норку.

Как-то раз дед пошел на охоту и поймал лисенка. Лисенка он принес внуку. Внук посадил лисенка в старую баню. Сразу после бани начинался лес. Ночью из леса пришла лисица. Лисица принесла лисенку зайчонка.

Купили Маше мишку. Плюшевого мишку Маша любила. Маша надела на Мишку штанишки и шапку. Штанишки и шапку шила сама Маша. Маша повела гулять мишку. Мишка — на машине, Маша – пешком.

Пошел Саша в лес. В лесу он увидел большую опушку. Видит, на опушке стоит высокая сосна. На сосне много шишек. Вдруг одна шишка упала на Сашу. Саша посмотрел вверх и увидел белку. Белка прыгала с ветки на ветку прямо над Сашей. Саша решил поймать белку и бросил в белку шапку. Шапка повисла на суку, а в белку не попала. Белка прыгала все выше и выше и поднялась на самую макушку сосны. На высокую сосну Саша залезть не смог. Так и ушел Саша из леса без белки и без шапки.

Вывела курица цыплят. Цыплята ходили по двору. Подкралась ко двору лисица. Лисицу увидел дед Матвей. Дед Матвей кликнул собак. Собаки бросились на лисицу. Лисица побежала в лес, что есть мочи.

У кошки было пять котят. Одного котенка назвали Царапка. Царапка любил гонять мяч. Этот мячик и закатился к собаке в будку. Из будки вышел пес Трезор. Трезор подошел к Царапке и лизнул его в ухо. Трезор и Царапка друзья.

Мишке захотелось меду. Мед делали пчелы. Пчелы жили в дупле. В это дупло и залез наш мишка. А на мишку накинулись пчелы. Пчелы покусали голодного медведя. А медведь отправился дальше в лес искать себе еду.

На тополе лопнули почки. Из каждой почки вылупился зеленый листик. Эти листики стали склевывать воробьи. В это время к воробьям стал подкрадываться кот. Кот прыгнул к воробьям. Шустрые воробьи перелетели на другой тополь.

1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз» 2012.

2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К.Воробьёва.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002.

4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999

Андреева Светлана Алексеевна,
учитель-логопед

Источник

Семинар «Развитие связной речи у дошкольников при помощи текстов цепной структуры»

Татьяна Николаевна Хвастунцова
Семинар «Развитие связной речи у дошкольников при помощи текстов цепной структуры»

Дошкольники, как правило, любят пересказывать прочитанное, знакомые сказки, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и их последовательность. Поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Я для этого использую тексты цепной структуры. Данная технология заключается в построении текста на основе цепной связи. Под цепной связью подразумевается «структурное сцепление» предложений или непрерывное движение мысли от одного предложения к другому при помощи схемы.

Детям предлагается сюжетная картинка, мы её рассматриваем, обсуждаем. Далее читаем текст (текст не превышает 5 – 6 предложений) и предлагаем детям схему с опорными картинками и стрелками. Схема представляет из себя картинно–графический план: на первом месте – изображение предмета или живого объекта, на втором – действие в виде стрелки. На третьем – изображение нового предмета или живого объекта сюжета.

Читайте также:  Сказки про семью народов россии

Рамка отражает подчинённость единой теме. Рамочки между собой соединены стрелочкой, что показывает связь между отдельными предложениями.

Затем снова читаем текст, а ребята следят за текстом по схеме. Анализируя вместе с детьми схему, обращаю внимание на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Так подвожу детей к выводу, что именно за счет такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ. Рассказ получается только тогда, когда предложения «дружат».

Используя данную методику мы:

развиваем умение детей отбирать предметные картинки для рассказа, располагая их в определённой последовательности;

учим их осмысленно воспроизводить образец рассказа в речи;

обогащаем активный, пассивный словарь детей;

развиваем умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами; соблюдать лексическую точность, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Таким образом, дети при помощи схем учатся пересказывать тексты, самостоятельно составлять рассказы, а в дальнейшем способны сами составить подобные схемы.

Применение данной технологии позволяет облегчить и оптимизировать работу по развитию связной речи. Использование текстов цепной структуры развивает не только связную речь, но и память, внимание, мышление, что в свою очередь положительно влияет на готовность ребёнка к обучению в школе.

Проект «Развитие связной речи дошкольников через проектную деятельность» Цели проектной деятельности • Развитие и совершенствование связной речи, и активной познавательной деятельности дошкольников. • Влияние.

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие связной речи дошкольников» «Развитие связной речи дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ Подготовила Борисова Ольга Борисовна учитель-логопед МКОУ ЦПМСС г. Пудож.

Развитие связной монологической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники Филиппова Э. А. Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся.

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с пейзажными картинами Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с пейзажными картинами. СЛАЙД 1 (Щелчок) Успешность обучения в школе зависит от.

Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц Конспект консультации для педагогов На тему «Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц, обеспечивающих.

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.

«Учимся пересказу». Развитие связной речи у дошкольников Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений.

Источник

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста при помощи цепной структуры»

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ Хвастунцова Татьяна Николаевна воспитатель МБДОУ детский сад №5 пгт. Тымовское

АКТУАЛЬНОСТЬ односложная, состоящая лишь из простых предложений речь неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение бедность речи недостаточный словарный запас отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

ВАРИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА СИНКВЕЙН ТРИЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ «СТРУКТУРНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ» ПРЕДЛОЖЕНИЙ СХЕМЫ

ВОСПРОИЗВОДИТЬ ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА РАСПОЛАГАТЬ КАРТИНКИ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ЛОГИЧЕСКИИЕ СВЯЗИ СРАВНИВАТЬ, СОПОСТАВЛЯТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ ЗАДАЧИ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Номер материала: ДБ-1633395

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

На ПМЭФ-2021 презентовали программу стратегического академического лидерства вузов страны

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

В Волгоградской области оснащают лаборатории первого школьного технопарка «Кванториум»

Время чтения: 1 минута

На базе МГППУ будет создан координационный центр психологической службы

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сайт «Детские радости»

ориентирован на дошкольный и младший школьный возраст детей,
для родителей, воспитателей, педагогов

Для дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста будут интересны разделы: детские песни и детское караоке.


Песни про маму

Песни про детский сад

Песни из советских мультиков

Интерактивные сказки

Караоке для детей
Читайте также:  Рассказ о созвездии 2 класс по окружающему миру

Кроме того, родители могут скачать для малышей:

— раскраски и прописи для распечатки на принтере;

— компьютерные игры и программы для установки на компьютер;

— информацию о воспитании и здоровье ребенка, а также безопасности дома и на улице;

— работники ДОУ найдут вспомогательный материал для обучения детей математике, письму, чтению, наглядные пособия для обучения и развития восприятия окружающего мира, а также материал для оформления групп в детском саду.

Для младшего школьного возраста

Ребятишек постарше привлекут разделы: онлайн тесты, онлайн сканворды.


Какая вы мама?

Насколько
ты общителен?

Хочу ли я в школу?

Влюбчива ли ты?

Кроссворды
с картинками

Для школы предлагается скачать:

— электронные издания и аудиокниги по школьной программе и для внеклассного чтения;

— обучающие программы для установки на компьютер;

— вспомогательный материал (музыкальный, для распечатки на принтере) для оформления классов и проведения мероприятий;

— бланки дипломов, вкладышей, грамот, расписания уроков.

Родителям для домашнего досуга

Непосредственно родителям посвящен раздел «Занятия и досуг дома с детьми»:

Увлекающимся работой в программе Photoshop и редактированием видеоматериалов пригодится вспомогательный материал для работы:

Здесь вы найдёте детские фоторамки и фотошаблоны, макеты для оформления портфолио и фотокниг, дополните своё памятное видео красивой заставкой футажом, которое оформите в красивую обложку.

Источник

Урок » Составление повествовательного рассказа цепной структуры»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ

Тема. Составление повествовательного рассказа (цепной структуры) по денотативно-графической программе

Тема . Составление повествовательного рассказа (цепной структуры) по денотативно-графической программе.

Цель: Познакомить детей с правилами смысловой дружбы предложений в повествовательном рассказе.

Формирование повествовательной связной речи на материале рассказа цепной структуры.

Познакомить детей с составлением денотативно-графической программы рассказа цепной структуры.

Выявить практическим путём закон смысловой дружбы предложений и показать его роль в повествовательном рассказе цепной структуры.

Уточнение семантики сложных слов по материалу данного рассказа.

Развитие объёма кратковременной рече-слуховой памяти.

Набор предметных картинок.

Лексический материал

Слова сложные по слоговой структуре

Слова сложные по семантике

Способ отработки: сопряжённое проговаривание

Способ объяснения: подбор синонимов, антонимов, толкование значения слова.

Инструкция: встаньте ровно, спинки выпрямите, улыбнитесь, я посмотрю, кто тише сядет на своё место.

Инструкция: я прочитаю вам рассказ, а вы выберите картинки к рассказу.

Предъявляются предметные картинки: белка, кот, репейник, сад, орехи, кусты, колючки + дополнительные картинки: собака, мышка, кактусы, ягоды.

Репейник, колючий

Смешанный способ отработки: наглядный + словесный.

Рассматривание изображений: кактус – роза – репейник. Нахождение сходств. (Объяснение из Толкового словаря: «колючая, цепляющаяся за шерсть и одежду головка растения»). Дети устанавливают, что у репейника много колючек, которые цепляются за шерсть и одежду.

Затем предлагается картинка «репа». Дети устанавливают, что репа отличается от репейника. После того, когда логопед произносит слова «репейник» и «репа», устанавливается что в слове «репейник» есть часть «реп-», похожая со словом «репа». При отработке слоговой структуры слова «репейник»: один ребёнок называет часть слова «реп-», а другой добавляет вторую часть «-эйник», такое проговаривание повторяется несколько раз, после чего проговаривается слово целиком

Способ объяснения: словесно-контекстный.

Объяснение из Толкового словаря:

Логопед открывает сундучок, а там игрушка – бельчонок.

4. Знакомство с денотативно-графической программаой рассказа.

Инструкция: сейчас мы с вами запишем рассказ. Я прочитаю предложение, а вы выберите картинки.

Дети выходят из-за парт.

Инструкция: теперь поиграем в бельчат и покажем какие они шустрые и ловкие

Выполнение физических упражнений под музыку «Песенка бельчонка».

Каждый день без всякой спешки

Я в дупле грызу орешки:

Потягивание: руки вверх, на плечи.

Хлопки: перед собой, за спиной.

Всем видна моя сноровка,

Я скачу по веткам ловко:

Высокое поднимание ног, согнутых в коленях.

Поочерёдные прыжки на правой и на левой ноге.

Очень рыжая, как осень,

Я мелькая между сосен:

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вправо – влево.

Прыжки на двух ногах.

Заключительное упражнение: руки подняли вверх – глубоко вдохнули, руки опустили вниз – выдохнули (2 раза).

Инструкция: молодцы, садитесь на свои места и приготовьтесь слушать дальше.

6. Знакомство детей с правилами смысловой дружбы предложений в рассказе.

Логопед закрывает весь денотативно-графический план кроме 1 и 2 схем-предложений.

Инструкция: покажите картинки, которые помогают дружить двум предложениям.

Правильно, эти картинки соединим красной стрелкой – у нас получается правило дружбы предложений.

Инструкция : повторите правило.

(В двух соединённых предложениях мы говорим об одном и том же предмете.)

Закрепление найденного правила через простую аналогию.

Логопед открывает оставшуюся часть плана.

Инструкция: дальше каждый по очереди скажет по одному предложению.

Инструкция: получился у нас рассказ? Какое правило помогло нам.

Инструкция: что мы учились делать на занятии?

Домашнее задание : Нарисовать картинку к одному предложению из данного рассказа (распределение предложений).

Источник

Познавательное и интересное