Рассказ тупейный художник необычность судеб и обстоятельств нравственный смысл рассказа 10 класс

Сказки

Нравственный смысл рассказа «Тупейный художник» Лескова

Николай Семенович Лесков опубликовал свой рассказ «Тупейный художник» в 1883 году. Сочинение это довольно объемное и состоит из 19 глав.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК»

Произведение повествует о цирюльнике или парикмахере, как выразились бы современные читатели. Но почему же вдруг в названии появилось слово «художник», да еще и «тупейный»?

Различные словари толкуют прилагательное «тупейный» как произошедшее от слова «тупей». Так несколько веков назад именовался взбитый на голове хохол, модная по тем временам прическа. По сути дела – это термин парикмахерского ремесла.

Под словом «художник» в названии рассказа имеется в виду художник — творец. Ведь художниками именуют не только живописцев. Художником может называться и скульптор, и музыкант, и театральный деятель, и даже портной или, казалось бы, обычный парикмахер.

Вот и в рассказе Н. С. Лескова речь ведется не о простом парикмахере – ремесленнике, а о настоящем художнике, творце, крепостном рабе графа Каменского. Имя героя – Аркадий. Причем главный герой произведения не просто цирюльник, он еще и театральный гример, умеющий придавать лицам артистов и лицу самого графа нужные выражения с помощью обычного грима.

СМЫСЛ ПОДЗАГОЛОВКА РАССКАЗА

Произведение имеет подзаголовок, который не каждому понятен. Подзаголовок гласит: «Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г. )».

Из подзаголовка становится ясно то, что речь в рассказе будет идти об усопшем человеке. Но не всем современным читателям вспомнится, что произошло в России в 1861 году 19 февраля. А в этот день свершилось историческое событие, изменившее ход истории страны – отмена крепостного права. Именно эту дату автор называет благословенной.

СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК»

Речь в рассказе ведется от лица бывшей возлюбленной Аркадия, талантливой крепостной актрисы графского театра Любови Онисимовны. Состарившаяся Любочка в роли няни повествует своему подопечному о несостоявшейся любви и несчастливой жизни.

Два юных таланта, полюбивших друг друга, не могут соединиться, потому что их хозяин жесток и деспотичен. Аркадия он держит взаперти, чтобы никто не смог воспользоваться его талантом гримера и парикмахера. А Любочку он возжелал лишить невинности, как, впрочем, делал это и с другими крепостными девушками.

Смелый поступок Аркадия, побег из поместья графа вместе с возлюбленной приводит к провалу, Аркадий замучен и пострижен в солдаты. Любочка отправлена на скотный двор, в тяжелые работы.

Но главный герой настолько отважен, что через многие годы возвращается к Любови Онисимовне с целью выкупить ее у графа. Но этой идее не суждено было сбыться, Аркадия убивают.

Состарившаяся героиня рассказа произносит главную фразу, в которой и заключен смысл произведения. Являясь няней пятилетнего мальчика, она наставляет его беречь простых людей: «Простые люди все ведь страдатели».

Так идея сострадания и гуманизма становится основной идеей рассказа. Наставления няни человек, от лица которого ведется повествование, пронесет через всю жизнь и передаст своим потомкам. Ведь то, что мы слышим в детстве, остается с нами навсегда.

СМЫСЛ ФИНАЛА

Аркадия, честно отслужившего в армии, получившего ранения, жестоко убитого обыкновенным вором, торжественно хоронят все родные и крепостные графа. На похороны приезжает сам Губернатор, отдавая честь обычному крепостному человеку за его смелость и заслуги перед Отечеством. Несмотря на жестокость и злость на своего бывшего слугу, граф уважительно называет Аркадия «болярином».

Убийцу строжайше наказывают и отправляют в ссылку. А героиня, возлюбленная Аркадия, проносит свою любовь до конца жизни и молится о душе усопшего.

Даже после смерти одного из героев любовь остается жить. Зло наказано. В душе графа, возможно, просыпаются первые искорки совести.

Источник

Анализ рассказа «Тупейный художник» (Н. С. Лесков)

Автор: Guru · 12.09.2018

Рассказ Николая Семёновича известен каждому школьнику. В основе его лежит грустная история любви крепостной актрисы и парикмахера – «тупейного художника».

История создания

Данный рассказ был впервые опубликован в 1883 году во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Рассказ имеет посвящение: «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 г.», (то есть дня отмены крепостного права и субботы «поминовения усопших»), а также подзаголовок – «рассказ на могиле».

В качестве эпиграфа Н. С. Лесковым были выбраны слова погребальной песни «Души их во благих водворяются». Этим приемом автор показывает нам, что произведение посвящено жертвам крепостного права, прошедшим через мучительную судьбу и погибшим от рук тиранов-господ.

Рассказ «Тупейный художник» связан с тяжелой судьбой простого народа в эпоху крепостного права (что подтверждается и в процессе чтения:

Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели.

Прототипами героев произведения – Любови Онисимовны и Николая Каменского — стали реально существовавшие личности – Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова и Николай Шереметьев. Также в рассказе фигурирует брат графа – Сергей Каменский (вероятно, прототип внука графа Шереметьева).

Жанр, направление

Произведение представляет собой «рассказ на могиле» и является чем-то вроде поминальной речи по усопшему. Данное произведение может быть причислено к исповедальной и агиографической литературе, о чем говорит, в частности, исследователь Л. И. Вигерина.

Рассказ «Тупейный художник» можно отнести к литературному направлению реализма. История, о «художнике, который «работал над мертвыми» можно счесть вставной мини-новеллой, хотя по сути своей она лишь показывает, как может пострадать человек из-за своего мастерства и только за то, что он выполняет волю своих господ (хотя они и жестоки с теми, кто находится у них в подчинении).

Повествование в рассказе «Тупейный художник» начинается издалека, с упоминания особой категории «художников», которые достигли величайшего мастерства в самых разных сферах деятельности (в шитье, живописи, чеканке монет и т. д.). На Руси, по утверждению рассказчика, тоже был мастер «в таком же необычайном художественном роде». Умельца звали Аркадий Ильич, и был он парикмахером и гримером («тупейным художником») при графе Каменском. О нем ведет свой рассказ няня повествователя и его брата, Любовь Онисимовна, служившая в молодости крепостной актрисой при том же графе. Вот, о чем говорится в рассказе.

Монолог пожилой женщины представляет собой историю любви между ней самой и «тупейным художником». Это было запретное чувство, так как оба героя были крепостными, и в результате им приходилось всячески скрывать это. Однажды юной талантливой Любви Онисимовне довелось заменять на сцене больную актрису, и граф, зная, что «Люба роль не испортит», велел передать девушке «камариновые серьги», что было знаком особой милости графа по отношению к девушке. Но в этом было мало приятного – таким образом, девушек возводили в «одалиски», то есть наложницы владыки.

К сожалению, побег завершился провалом. Едва успев добраться до дома священника и заплатив за то, чтобы их тайно обвенчали, молодые люди услышали звук дверного кольца, и осознали, что погоня нагнала их. Хотя они и спрятались, поп выдал их местонахождение, в результате чего Аркадия и Любовь Онисимовну рассадили по саням и повезли обратно к графу Каменскому.

Читайте также:  Прочитай сказку и выполни к ней задания

В итоге Аркадия стали мучить прямо под комнатой Любови Онисимовны, а когда она попробовала задушиться собственной косой, то упала в обморок, и очнулась уже на скотном дворе. Там ее взяла под свое покровительство тетушка Дросида, у которой Любовь Онисимовна жила три года. Все это время Аркадий воевал на фронте, куда его отправил граф. Но к тому моменту, когда «тупейный художник» вернулся в чине офицера и готовился выкупить Любу из крепостных, случилось несчастье – ночью Аркадия зарезал постоялый дворник. После похорон возлюбленного героиня начинает пить, и впоследствии это превращается в привычку. Могила, на которую она постоянно приводит своих воспитанников, и есть та самая могила «тупейного художника» Аркадия, чья судьба сложилась весьма несчастливо, заодно сделав несчастной и его любимую девушку. Более подробно основные события описаны в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.

Темы и проблемы

Главная мысль

Смысл рассказа «Тупейный художник» — это необходимость равенства в обществе и протест против социальной несправедливости, которая развращает и рабов, и господ. Расслоение общества ведет к деградации всех сословий. Дворяне становятся жестокими, эгоистичными и бессовестными рабовладельцами, невежество и порочность которых негативно отражается на жизни страны. Крестьяне спиваются под гнетом ужасной и безрадостной участи.

Еще одна важная идея текста – даже если ты мастер своего дела, всегда найдутся люди, которые будут тебя использовать и ограничивать твою свободу, разрушая тем самым твое право на счастье. В такой ситуации существует лишь два пути – либо путь смирения, либо бунт. При этом оправдать любое действие, любой даже, казалось бы, неправильный поступок может только искренняя любовь к человеку или делу. Художник, который «работал над мертвыми», работал ради работы, он был мастером своего дела, он прилежно трудился, но в итоге, так как пошел вразрез с представлениями о морали и придал «выражение блаженного собеседования с богом» фальшивому банкиру, то пострадал и стал жертвой народного гнева. Но он любил свое дело, исполнял его с усердием, как и всякий человек, который искренне любит свою работу, так в чем же он виноват?!

Чему учит?

Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.

Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.

Источник

История создания

Полное название издания, в котором было опубликовано произведение — «Художественный журнал с приложением художественного альбома». Николай Лесков озаглавил рассказ в честь главного героя и посвятил его сразу двум событиям: празднованию субботнего дня поминовения усопших и годовщине отмены крепостного права, которое перестало существовать в России 19 февраля 1861 года.

В эпоху, когда царило крепостное право, каждому крестьянину пришлось пройти через нечеловеческие унижения и жестокое обращение. Людей морили голодом, привязывали на солнцепёке, секли розгами и палками, травили собаками, и это далеко не полный перечень издевательств.

Но моральные страдания порой были ещё хуже, чем физические, и об этом повествует Лесков в своём рассказе.

В рамках школьной программы произведение изучают в 10 классе. На уроке ученики исследуют сюжет и композицию рассказа, знакомятся с прототипами и образами героев. Также подростки проводят анализ «Тупейного художника» и составляют читательский дневник. С помощью тестов учитель проверяет, как учащиеся усвоили материал.

Направление и жанр

Жанровая принадлежность «Тупейного художника» некоторыми литературоведами определяется как «рассказ на могиле». По мнению Л. И. Вигериной и ряда других исследователей, творение можно отнести одновременно к агиографическому и исповедальному жанрам. Литературное направление произведения — критический реализм.

История о любви талантливого художника и балерины показывает, через какие страдания приходится пройти тому, кто находится в подчинении деспотичных господ. Парадокс в том, что девушка и молодой человек пострадали безвинно, ведь они обладали способностями, которые не остались незамеченными. Не будь этих талантов, возможно, судьбы обоих сложились бы иначе. Как и другие произведения того времени, созданные в духе реализма, «Тупейный художник» — яркая иллюстрация того ужаса, который приходилось переживать крепостным, причём не только крестьянам, но и людям искусства.

Краткое содержание

В начальной части повествования автор рассказывает, что есть талантливые мастера, постигшие вершины искусства в разных проявлениях. К сожалению, иногда такие люди погибают от рук «толпы». В пример приводится история художника, который гримировал умерших, придавая их лицам разные выражения. Было предусмотрено 3 варианта:

Произошло следующее: по просьбе скорбящих родственников мастер придал усопшему выражение лица, абсолютно не подходившее ему. При жизни почивший был «фальшивым банкиром» и обманул многих людей. Увидев, что сотворил художник, толпа забила его камнями. Так мастерство стало причиной гибели. Этой истории отводится первая глава произведения, а во второй автор представляет читателям Любовь Онисимовну. Далее в текст вплетается её рассказ.

Завязка повествования

У графа Каменского в крепостных был способный гримёр и парикмахер Аркадий Ильич. У этого же господина в молодые годы служила девушка Люба — няня автора и его брата. В юности женщина была талантливой актрисой и балериной, которой удавались самые сложные роли.

Пожилая няня рассказывает о запретном чувстве, возникшем между ней и «тупейным художником».

Молодым людям приходилось скрывать любовь от окружающих, а об отношениях или женитьбе не могло быть и речи. Однажды внезапно заболела одна из актрис. На её роль граф назначил Любовь, потому что был уверен в её мастерстве. Кроме того, он передал ей «камариновые серьги».

Щедрому подарку можно было обрадоваться, если бы не одно обстоятельство: презент означал, что девушка, бывшая на тот момент целомудренной, должна провести ночь в опочивальне графа. После этого она становилась наложницей господина («одалиской»).

Выполнив указание, искусный цирюльник решился на безрассудный поступок. Его план состоял в следующем:

Кульминация и развязка

К сожалению, влюблённым не удалось осуществить план. Когда они явились к священнику и попросили обвенчать их, тот перепугался, ведь граф был очень грозен. Однако он принял беглецов и велел попадье, чтобы она дала какую-нибудь одежду девушке, ведь та была почти совсем раздета. Тут в дверь постучали, и священник отворил, впустив людей, которые гнались за беглецами.

Читайте также:  Рассказ о дружбе небольшой 2 класс

Жестами показывая, где спряталась девушка, поп стал говорить, что ни в чём не виноват и предан графу. Однако же Любовь нашли, а Аркадий, увидев это, вышел из укрытия сам. Обратно к графу их везли на разных санях, а народ расступался, думая, что едет свадьба.

Любовь Онисимовне пришлось лишиться девственности «с постылым», после чего она пришла к себе в каморку и начала оплакивать свою долю.

Оказалось, что под её комнаткой мучают Аркадия. Услышав это, девушка стала душить себя косой, а очнулась уже на скотном дворе. К скотине отправляли тех, в отношении кого было подозрение в помешательстве. Граф и доктора считали, что скотники умеют распознавать неврозы и приглядывать за страдальцами.

От тётки Дросиды Любовь узнала, что Аркадия отправили на войну. В то время это считалось честью, ведь служивый мог не повиноваться графу, зато у него была возможность достойно погибнуть или вернуться домой с деньгами. Следующие 3 года девушка ухаживала за телятами. В один день в окошко упал камень, вокруг которого была обмотана записка. Оказалось, что это Аркадий подал весточку. Он вернулся с деньгами и решил, что предложит их графу в обмен на свободу девушки. По поводу потери целомудрия художник писал: «за страдание ваше, а не во грех и не за слабость поставляю».

Характеристика главных героев

В произведении несколько персонажей, в том числе эпизодические, но ключевым героем можно назвать Любовь Онисимовну — актрису и рассказчицу. Характеры остальных тоже прописаны достаточно ярко. Главные герои «Тупейного художника»:

Проблематика и темы

Главная тема, поднятая автором рассказа, — тяжкая доля крепостных. Пока не было отменено право господ владеть крестьянами, беззащитных людей морили голодом, сажали на цепи, запрещали им жениться и выходить замуж за любимых. По своему положению «маленький человек» был приближен к скоту, но животных хотя бы вволю кормили и не истязали.

Одна из основных проблем, показанных в «Тупейном художнике», — творчество и отношение к нему. Оценить по достоинству талант мастера получается не у каждого, но когда дело касается наказания или порицания, находится много желающих. Известно, что тяжёлая судьба — удел творческих людей во все времена, но при крепостном праве ситуация усугублялась беззащитностью крепостных. И Аркадий, и Любовь пострадали, хотя оба были талантливыми, а не просто хорошо выполняли работу.

Неправильная расстановка приоритетов — важная проблема, которая тоже волнует Николая Семёновича Лескова. В период, когда существовало крепостное право, отношение к людям строилось на основании того, к какому сословию они принадлежат. Мастерство, трудолюбие, честность и другие положительные качества не имели значения.

Центральная тема этой прекрасной книги — любовь. Это возвышенное и благородное чувство обрекло главных героев на страдания, и по-другому не могло быть. Любовь Онисимовна и Аркадий не имели возможности быть вместе, ведь общество было против их союза. Они не встретили поддержки ни у графа, ни у священника. Впоследствии тема любви поднимается на страницах многих повестей и рассказов русских писателей, и почти всегда сюжет заканчивается трагично.

Главная мысль «Тупейного художника» заключается в том, что в некоторых ситуациях есть только 2 выхода: смирение или бунт. В первом случае придётся терпеть унижения, и тогда конец жизненного пути будет таким же, как у тётушки Дросиды: горьким и лишённым смысла. Второй путь ведёт к избавлению от мучений, но цена слишком высока — сама жизнь.

Источник

Рассказ тупейный художник необычность судеб и обстоятельств нравственный смысл рассказа 10 класс

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 92
Н. С. ЛЕСКОВ. «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК».
НЕОБЫЧНОСТЬ СУДЕБ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ РАССКАЗА

Цель:
помочь учащимся определить своеобразие жанра и композиции рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник»; показать художественные средства, используемые писателем в рассказе; раскрыть мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств в рассказе; развивать творческое и ассоциативное мышление; совершенствовать умения анализировать и сопоставлять художественные произведения, навыки самостоятельной исследовательской работы; воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Оборудование:
учебник, текст рассказа «Тупейный художник», раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся определяют своеобразие жанра и композиции рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник»; показывают художественные средства, используемые писателем в рассказе; раскрывают мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств в рассказе; выполняют исследовательско-аналитическую работу в группах.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Кто из писателей и поэтов XIX в. обращался к теме странничества?

• В чём состоит стилевое своеобразие повести «Очарованный странник»?

• Как соотнесено предметное значение слова в тексте с его символическим звучанием?

• Рассмотрите семантическую многозначность определения «очарованный».

• В характеристике Ивана Флягина большое значение имеют особенности его речи. Как открывается герой Лескова через манеру вести рассказ?

• Герой повести «Очарованный странник» получает различные имена. Вспомните, в каких ситуациях происходят эти «переименования». Какую художественную задачу выполняет Лесков, используя этот приём?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Русская литература во все времена упорно и последовательно отыскивала в действительности и воссоздавала в художественных произведениях образы людей, живущих честной, достойной жизнью — как говорится, по правде. Из древних веков пришла пословица: «Не стоит селение без праведника».

Главная отличительная особенность творчества замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова заключается в том, что любимыми героями его произведений были те, кого он называл «праведниками». Лесков твёрдо верил, что добро заложено в человеке изначально, от природы, и поэтому самые гнусные времена, даже такие, как царствование Николая I, не могут истребить в людях честность и человеколюбие.

«У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться — они есть»,— писал он. И Лесков их искал и находил — людей ярких, одержимых идеей добра, справедливостью и жертвенностью.

Максим Горький, которому были очень близки поиски Н. С. Лескова, отметил эту черту в его творчестве. Н. С. Лесков, писал он, это «писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах».

Рассказ «Тупейный художник» написан в 1883 г. и снабжён посвящением: «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года» и эпиграфом: «Души их во благих водворятся». «Во благих» — в переводе с церковнославянского на русский значит: «среди святых, среди праведников».

Читайте также:  Рассказы о домашних животных на немецком языке

А в подзаголовке содержится указание на жанровое своеобразие произведения: «Рассказ на могиле». Лесков сознательно уравнивает значение понятий «усопшие» и «крепостные» и сразу даёт читателю возможность уловить общий колорит произведения и в какой-то степени его содержание.

Посвящением и эпиграфом Н. С. Лесков как бы указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней автора.

IV. Работа над темой урока

1. «Погружение» в тему урока

• Составьте ассоциативное поле к данным словам
(обращение к записи на доске).

2. Словарная работа с использованием лингвистических словарей (в парах)

• Составить таблицу, распределив незнакомые вам слова из рассказа «Тупейный художник» по группам слова:

1) лексическое значение которых совершенно неизвестно;
2) написание и звучание которых явно искажено и о лексическом значении которых вы можете только догадываться;
3) в которых объединены два совершенно разных значения.

Комментарий.
Учащиеся дают пояснения к выписанным словам, используя текст рассказа и лингвистические словари.

3. Объяснение учителя

— В «Тупейном художнике» рассказывается о трагической любви крепостного парикмахера — «тупейщика» Аркадия — «чувствительного и смелого молодого человека» и крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей. Молодые люди в отчаянии бегут, их ловят и после жестокого наказания актрису по приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.

Крепостной театр графа Каменского в Орле существовал с 1815 по 1835 г., его постановки отличались роскошью, при театре существовала школа, в которой опытные преподаватели обучали крепостных актрис и актёров, Каменский приглашал для участия в спектаклях вольных актёров, у него играл великий М. С. Щепкин. Вместе с тем это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами: с бесправными рабами-актёрами, которых владелец, самодур и тиран, не считал за людей и унижал на каждом шагу.

Ещё до рассказа Лескова порядки, царившие в крепостном театре графа Каменского, и историю о том, как граф погубил талантливую крепостную актрису, описал А. И. Герцен в повести «Сорока-воровка». Герцен в своём повествовании строго следовал фактам, изменив только имена действующих лиц. Его обличительная повесть была написана во времена крепостного права, она была злободневным политическим документом.

Перед Лесковым, когда он писал «Тупейного художника», стояла другая задача. Уже двенадцать лет как отменено крепостное право, давно умерли все участники разыгравшейся в крепостном театре графа Каменского трагедии, но, тем не менее, эпоха крепостного права всё ещё довлела над Россией, остатки крепостничества ещё сохранились в социальных отношениях, в государственных учреждениях, а главное — они цепко держались в сознании и психологии как бывших крепостных, так и их бывших владельцев.

«Тупейный художник» написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя — любимый художественный приём Лескова, которым он владел в совершенстве.

4. Аналитическая беседа

• Какие художественные средства позволяют автору глубже понять психологию и поступки героев рассказа?

• Какова роль портретных характеристик в рассказе «Тупейный художник»?

• Каково значение образа Любови Онисимовны?

• Как изображает Лесков главную героиню рассказа?

• В какие группы можно объединить героев «Тупейного художника»?

• Почему Н. С. Лесков упоминает фамилию прототипов отрицательных героев — братьев Каменских?

• Какова роль эпизодических героев рассказа?

• Почему священник предал влюблённых? Мог он поступить иначе, или у него было безвыходное положение? Можно ли оправдать предательство священника?

• Какой приём использует Лесков при описании внешности Аркадия и графа Каменского?

• Как вы считаете, граф Каменский — законченный злодей?

• Какое значение имеет эпизод похорон Аркадия?

• Каким настроением проникнут финал рассказа?

5. Исследовательско-аналитическая работа (в группах)

1-я группа.
Найдите и прокомментируйте языковые средства выразительности, которые ввёл Н. С. Лесков для создания речевой характеристики Любови Онисимовны.

2-я группа.
Назовите сюжетно-композиционные части «Тупейного художника», указывающие на связь этого рассказа с произведениями устного народного творчества. Приведите примеры из текста.

3-я группа.
Составьте таблицу сравнительной характеристики Аркадия и графа Каменского, используя цитаты из текста.

4-я группа.
Выполните сопоставительный анализ образов главных героев в произведениях «Очарованный странник» и «Тупейный художник».

6. «Умники и умницы»: выполнение проблемного задания (в парах)

• Зная, что сказ — это способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь героя, ведущего своеобразный рассказ о событиях, участником которых он сам являлся, укажите все эти черты сказа в «Тупейном художнике».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— История, рассказанная в «Тупейном художнике», не могла окончиться счастливо, это было не характерно для той эпохи, и Лесков остаётся верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд, казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика.

Но Лесков даёт понять, что оба эти случая характерны для эпохи. И кроме двух явных катастроф, писатель упоминает в рассказе и третью, которая неминуемо ожидала Аркадия и Любовь Онисимовну, если бы побег удался. Беглецы стремились в турецкий Хрущук, «куда,— как объясняет Любовь Онисимовна,— тогда много наших людей от Каменского бежали». Турецким Хрущуком крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVIII–XIX в. переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем беглецов из России.

Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других далёких землях. Но Лесков сохраняет в рассказе заведомо мифический Хрущук — как Символ беспочвенных, несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.

Среди антикрепостнических произведений русской художественной литературы «Тупейный художник» Н. С. Лескова по силе и глубине изображения, по художественному воплощению и эмоциональному воздействию на читателя занимает одно из первых мест наряду с «Путешествием из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Записками охотника» И. С. Тургенева, стихотворениями и поэмами Н. А. Некрасова. Рассказ Лескова по праву можно назвать приговором потомства крепостнической России.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

2. Подготовиться к сопоставительной работе на тему: «Катерина Кабанова и Катерина Измайлова:
диалог авторов и образов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

3. Подготовить инсценизацию эпизода «Начало зарождения любви-страсти».

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Источник

Познавательное и интересное