Любовь в рассказах Н. С. Лескова Тупейный художник
На мой взгляд, самым интересным и сильным художественно в обоих произведениях Н.С. Лескова «Тупейный художник» и «Леди Макбет Мценского уезда», является то, что главной темой и главным героем, вернее, героиней стала не Катерина Львовна, совершившая ряд убийств, и не Любовь Онисимовна – бывшая актриса крепостного театра графа Каменского, а любовь – самое яркое человеческое чувство.
Любовь. Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но, согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто.
Героиня другой повести С.Н. Лескова Катерина Львовна – бездетная жена купца Измайлова.
Катерина Львовна была рано отдана замуж “не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось”. С той поры началась для Катерины скучная и однообразная жизнь. Эта непомерная скука “не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури. но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания”. Так было на протяжении пяти лет.
И вот “на шестую весну Катерины Львовниного замужества” загорелась на темном небосклоне ее жизни яркой звездочкой первая любовь. Появился у них в имении новый приказчик Сергей, который вскоре стал единственным смыслом ее жизни. “Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастия. ”.
Ради любви Катерина идет на убийство свекра, мужа, а затем и маленького племянника. Дело завершается каторгой, но это не пугает Катерину Львовну, потому что она отбывает наказание вместе со своей любовью.
На каторге Сергей изменяет Катерине, и она совершает последнее в своей жизни преступление: убивает себя и свою соперницу.
В этой повести С.Н. Лесков показывает, что любовь одновременно может стать как источником счастья, так и причиной множества несчастий, если человек переступает нравственную черту. Для Катерины Измайловой нравственное падение началось с измены мужу, а может, и раньше: с замужества с нелюбимым мужчиной.
Многие русские писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что такое любовь? Каково ее влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, как в «Тупейном художнике», а других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке “Леди Макбет Мценского уезда” Лесков, изображая подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы.
Анализ рассказа «Тупейный художник» (Н. С. Лесков)
Автор: Guru · 12.09.2018
Рассказ Николая Семёновича известен каждому школьнику. В основе его лежит грустная история любви крепостной актрисы и парикмахера – «тупейного художника».
История создания
Данный рассказ был впервые опубликован в 1883 году во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Рассказ имеет посвящение: «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 г.», (то есть дня отмены крепостного права и субботы «поминовения усопших»), а также подзаголовок – «рассказ на могиле».
В качестве эпиграфа Н. С. Лесковым были выбраны слова погребальной песни «Души их во благих водворяются». Этим приемом автор показывает нам, что произведение посвящено жертвам крепостного права, прошедшим через мучительную судьбу и погибшим от рук тиранов-господ.
Рассказ «Тупейный художник» связан с тяжелой судьбой простого народа в эпоху крепостного права (что подтверждается и в процессе чтения:
Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели.
Прототипами героев произведения – Любови Онисимовны и Николая Каменского — стали реально существовавшие личности – Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова и Николай Шереметьев. Также в рассказе фигурирует брат графа – Сергей Каменский (вероятно, прототип внука графа Шереметьева).
Жанр, направление
Произведение представляет собой «рассказ на могиле» и является чем-то вроде поминальной речи по усопшему. Данное произведение может быть причислено к исповедальной и агиографической литературе, о чем говорит, в частности, исследователь Л. И. Вигерина.
Рассказ «Тупейный художник» можно отнести к литературному направлению реализма. История, о «художнике, который «работал над мертвыми» можно счесть вставной мини-новеллой, хотя по сути своей она лишь показывает, как может пострадать человек из-за своего мастерства и только за то, что он выполняет волю своих господ (хотя они и жестоки с теми, кто находится у них в подчинении).
Повествование в рассказе «Тупейный художник» начинается издалека, с упоминания особой категории «художников», которые достигли величайшего мастерства в самых разных сферах деятельности (в шитье, живописи, чеканке монет и т. д.). На Руси, по утверждению рассказчика, тоже был мастер «в таком же необычайном художественном роде». Умельца звали Аркадий Ильич, и был он парикмахером и гримером («тупейным художником») при графе Каменском. О нем ведет свой рассказ няня повествователя и его брата, Любовь Онисимовна, служившая в молодости крепостной актрисой при том же графе. Вот, о чем говорится в рассказе.
Монолог пожилой женщины представляет собой историю любви между ней самой и «тупейным художником». Это было запретное чувство, так как оба героя были крепостными, и в результате им приходилось всячески скрывать это. Однажды юной талантливой Любви Онисимовне довелось заменять на сцене больную актрису, и граф, зная, что «Люба роль не испортит», велел передать девушке «камариновые серьги», что было знаком особой милости графа по отношению к девушке. Но в этом было мало приятного – таким образом, девушек возводили в «одалиски», то есть наложницы владыки.
К сожалению, побег завершился провалом. Едва успев добраться до дома священника и заплатив за то, чтобы их тайно обвенчали, молодые люди услышали звук дверного кольца, и осознали, что погоня нагнала их. Хотя они и спрятались, поп выдал их местонахождение, в результате чего Аркадия и Любовь Онисимовну рассадили по саням и повезли обратно к графу Каменскому.
В итоге Аркадия стали мучить прямо под комнатой Любови Онисимовны, а когда она попробовала задушиться собственной косой, то упала в обморок, и очнулась уже на скотном дворе. Там ее взяла под свое покровительство тетушка Дросида, у которой Любовь Онисимовна жила три года. Все это время Аркадий воевал на фронте, куда его отправил граф. Но к тому моменту, когда «тупейный художник» вернулся в чине офицера и готовился выкупить Любу из крепостных, случилось несчастье – ночью Аркадия зарезал постоялый дворник. После похорон возлюбленного героиня начинает пить, и впоследствии это превращается в привычку. Могила, на которую она постоянно приводит своих воспитанников, и есть та самая могила «тупейного художника» Аркадия, чья судьба сложилась весьма несчастливо, заодно сделав несчастной и его любимую девушку. Более подробно основные события описаны в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.
Темы и проблемы
Главная мысль
Смысл рассказа «Тупейный художник» — это необходимость равенства в обществе и протест против социальной несправедливости, которая развращает и рабов, и господ. Расслоение общества ведет к деградации всех сословий. Дворяне становятся жестокими, эгоистичными и бессовестными рабовладельцами, невежество и порочность которых негативно отражается на жизни страны. Крестьяне спиваются под гнетом ужасной и безрадостной участи.
Еще одна важная идея текста – даже если ты мастер своего дела, всегда найдутся люди, которые будут тебя использовать и ограничивать твою свободу, разрушая тем самым твое право на счастье. В такой ситуации существует лишь два пути – либо путь смирения, либо бунт. При этом оправдать любое действие, любой даже, казалось бы, неправильный поступок может только искренняя любовь к человеку или делу. Художник, который «работал над мертвыми», работал ради работы, он был мастером своего дела, он прилежно трудился, но в итоге, так как пошел вразрез с представлениями о морали и придал «выражение блаженного собеседования с богом» фальшивому банкиру, то пострадал и стал жертвой народного гнева. Но он любил свое дело, исполнял его с усердием, как и всякий человек, который искренне любит свою работу, так в чем же он виноват?!
Чему учит?
Рассказ учит тому, что нельзя находиться в зависимости от кого бы то ни было, нужно быть смелым и, основываясь во всем на любви, стремиться к правде и справедливости. У истинной любви не бывает таких преград, которые она не смогла бы преодолеть. Но не все могут понять это, и потому Аркадия и Любовь осудили за их поведение, сочтя бунтовщиками. Мы учимся у героев их стойкости и выдержке и понимаем, что не всегда жизнь бывает справедлива с талантливыми и смелыми людьми.
Страдания Любови Анисимовны подобны страданиям святой. Вся ее жизнь держится на великом чувстве любви к ее Аркаше, и нам стоит поучиться у нее стойкости, верности и бесконечной доброте к своим воспитанникам, которые заменили ей родных детей. Ведь доброе сердце этой бедной женщины, кажется, способно вместить в себя всю любовь и всю боль простого народа.
Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Проблема несправедливости социального устройства общества
Герой рассказа Л.Н. Толстого «После бала» видит, как отец его любимой Вареньки руководит избиением солдата. Почему один человек может унижать другого? Вспомним бесправного Герасима из рассказа Тургенева И.С. «Муму», талантливого Левшу из одноимённого сказа Лескова, «маленького человека» Башмачкина из произведения Н.В.Гоголя «Шинель».
Проблема воспитания (обучения).
Какова истинная цель обучения? В автобиографическом рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев показывает формирование личности главного героя под влиянием доброты бабушки и дедушки.
В.Г. Распутин в рассказе «Уроки французского» показал роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика.
Проблема бездушного отношения к старикам.
Рассказ К.Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери.. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.
Проблема оценки таланта современниками.
М.Булгаков (судьба Мастера и его романа);
песни Высоцкого, официально не признанные (за исключением лишь некоторых), распространявшиеся в виде любительских записей, исполнявшиеся автором на полулегальных концертах и просто на вечеринках, «пошли в народ», стали известны всей стране, были разобраны на цитаты, отдельные фразы превратились в пословицы и поговорки.
Проблема героической повседневности войны
Роль книги в жизни человека.
В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.
Влияние искусства, истинное искусство
Влияние искусства, культуры на человека.
В рассказе Л.Н.Толстого «Люцерн» изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру на скрипке бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.
Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье.
Образ Обломова — это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей … Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях
Вспомним главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека». Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, он всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.
Социальная несправедливость – по-прежнему главный страх россиян
Новый опрос ВЦИОМ выявил главные страхи граждан по состоянию на октябрь 2020 года. По данным исследования, больше всего россияне боятся «роста социальной несправедливости, неравенства между людьми» – именно этот ответ звучал чаще других на вопрос: «Как Вы оцениваете вероятность появления следующих проблем в Вашей жизни?»
А самая наименее вероятная опасность, по мнению большинства опрошенных, – это обострение конфликтов между Россией и другими странами.
Примечательно, что почти все социально значимые опасения, по данным ВЦИОМ, снизили процент ответов, по сравнению с январем 2019 года, на несколько процентов. А именно: «рост социальной несправедливости, неравенства между людьми» (72% в январе, 68% в октябре), «снижение доходов» (68% против 63%), «плохое качество бесплатной медпомощи» (61% против 58%), «станут слишком дорогими привычные товары» (70% против 58%), «обострятся конфликты между Россией и другими странами» (22% против 20%).
Остался на прежнем уровне страх потери работы – 35%. Зато «выросли» два опасения: «разгул преступности» (33% против 36%) и «беспорядки внутри страны, вызванные акциями протеста против власти» (36% против 39%).
Что еще более интересно, так это ответы возрастных групп. В частности, респонденты в возрасте 18-24 года больше всего переживают за отказ в бесплатной медпомощи или плохое ее качество. И больше других возрастных групп опасаются беспорядков против власти, разгула преступности и значительно больше – обострения конфликтов между Россией и другими странами.
Казалось бы, это то поколение, которое, как принято считать, уже не смотрит телевизор или, по крайней мере, не смотрит гостелеканалы, на них в меньшей степени должна влиять официальная пропаганда, но, судя по данным исследования ВЦИОМ, именно они и подвержены ее влиянию больше всего. Впрочем, это только общая картина – в деталях все выглядит сложнее, о чем рассказал публицист, социолог Борис Кагарлицкий в беседе с Накануне.RU.
– В целом как оцениваете такое снижение опасений за год?
– Такое изменение за год оценить очень трудно, потому что оно зависит от многих обстоятельств: от объективного развития событий, от того, как на людей воздействует масс-медиа, от того, как людьми воспринимаются вопросы социологов и так далее. Поэтому я вообще не уверен, что страхи отражают то, чего люди всерьез опасаются.
Одно дело – страхи, описанные социологами в анкетах, другое – страхи, которые, например, могут быть вообще невыраженными – иногда люди чего-то боятся, чего они даже не могут сформулировать. Поэтому, когда им выдают варианты формулировок, они подбирают что-то наиболее близкое к тому, что их на самом деле волнует, но очевидно, что это не так. Отчасти социологи проецируют свои страхи на респондентов.
Поэтому я бы вообще не стал это как-то радикально интерпретировать, но думаю,что, например, страх перед массовыми беспорядками – это результат целенаправленного воздействия телевидения и официальных СМИ.
– То есть госпропаганда оказывает сильное влияние?
– Дело не в том, оказывает ли она высокое влияние. Она может зачастую оказывать совершенно не то влияние, которое они [пропагандисты] хотят. Например, они хотят, чтобы у людей после определенной программы улучшилось отношение к власти, а у них просто портится настроение, и начинает мучать бессонница. То есть результат есть, но совершенно не тот, который был запланирован самими пропагандистами.
– Но если страхи снижаются – значит, все налаживается? Откуда тогда страх перед беспорядками, если формально причин для беспорядков становится меньше?
– Снижение страхов отнюдь не значит, что что-то налаживается. Например, люди могут саму реальность оценивать не как страх, а как просто свершившийся факт. Например, вы боитесь безработицы. Но вы ее боитесь, пока работаете. Когда вы уже потеряли работу – вы перестали бояться безработицы. Если целый ряд страхов реализовался и стал уже реальностью, то, соответственно, люди перестали бояться того, что уже и так есть.
– У возрастной группы 45-59 лет основная боязнь – рост социальной несправедливости и снижения доходов. С чем это может быть связано?
– Я думаю, что вообще это связано с неправильной формулировкой вопроса социологов… Вы не можете «вообще бояться» и сталкиваться с социальной несправедливостью. Она не может как-то просто взять и «появиться» в жизни. Она проявляется в конкретных проблемах и конкретных неприятностях. Опять же, это зависит от того, что люди фиксируют как очень высокий уровень неравенства в российском обществе и фиксируют высокий уровень возможных конфликтов на социальной почве. Может быть, это интерпретировано и в том духе, что люди просто знают, что им недоплачивают денег, например. Или что их положение на работе очень неустойчиво. И вполне понятно, что люди в более старшем возрасте подобного рода вещи воспринимают болезненнее, потому что молодежь, как правило, более оптимистична.
– Что касается молодежи, то у группы 18-24 года самый высокий показатель опасений — это беспорядки в стране, вызванные протестами против власти, разгул преступности и обострение конфликтов между Россией и другими странами. Как это можно объяснить?
– Возможно, это связано с тем, что люди воспринимают те или иные сюжеты из интернета несколько иначе. То есть, когда люди, например, говорят, что они воспринимают в качестве источника страхов беспорядки или волнения, то вопрос в том, как они это трактуют. Они просто отвечают на вопрос социолога или на самом деле этого боятся? То есть они оценивают вероятность или они оценивают то, как они этого боятся? Это существенная разница.
– Какие тенденции видите в плане как раз митингов и протестов, а с ними и страхов населения?
– Объективно будут усугубляться экономические и социальные проблемы, тут не нужно быть пророком, чтобы это предсказывать. Это будет провоцировать локальные и точечные конфликты, соответственно, возможны какие-то протестные выступления. Это и так понятно, мы имеем ту тенденцию, которая уже наметилась 2-3 года назад, и она будет продолжать развиваться.
Ну и надо еще понимать, что все-таки пресловутый транзит власти и возможные перемещения внутри правящей элиты, которые начнутся еще задолго до транзита, сами по себе могут спровоцировать новые конфликты. А это так или иначе будет влиять на общую обстановку в стране.
– А вы не считаете, что к этому транзиту попробуют снизить градус напряжения и страхов?
– Они могут попробовать, но вопрос в том, получится ли это у них. В контексте деградирующей экономической системы и того, что социальный баланс нарушен и не может быть в первоначальном виде восстановлен, совершенно неважно, кто что пытается делать. Есть системные процессы, которые могут быть урегулированы только системными же реформами.
Поэтому все ставки, которые делает наша власть на то, чтобы вернуться к исходной точке статус-кво, к тому «как было раньше», они предполагают полную неадекватность поведения. Власть упорно думает, что все нынешние трудности и проблемы – это некое временно положение дел, которое как-то можно будет урегулировать теми или иными в том числе манипулятивными или административными мерами. А потом все будет, например, как в 2007-2008 годах.
Но так не будет объективно уже никогда. Что бы они ни делали, никакого эффекта, на который они рассчитывают, это не даст.
Урок-исследование по рассказу Н.С. Лескова «Тупейный художник»
У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, — они есть.
Н.С. Лесков
Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства.
А.И. Герцен
Эпиграфы (вначале скрыты от класса).
Репродукции: Н.И. Аргунов. «Портрет П.Ковалёвой-Жемчуговой»; Рафаэль. «Святая Цецилия…».
Музыкальная запись: П.И. Чайковский. «Симфония № 6», финал (тема нарастающего протеста).
Подготовка к уроку
Раздаются задания исследовательским группам (поисковые листы), проводятся групповые и индивидуальные консультации (важно бережно отнестись к мнениям учащихся), предлагается список литературы и книги по теме урока, имеющиеся в кабинете и библиотеке.
Класс распределяется на пять исследовательских групп. Парты (столы) расставляются так, чтобы ученики могли работать вместе. У каждой группы — таблички с условными названиями: «История создания», «Композиция», «Главные герои», «Изображение крепостного права», «Язык рассказа».
I этап урока — организационный.
Негромко звучит музыка Чайковского.
Учитель объявляет тему урока и просит ребят записать основную мысль рассказа в форме афоризма. Каждая группа оформляет свои записи маркерами на листе и передаёт учителю. Учитель вешает их на магнитную доску, затем спрашивает, знакомо ли ребятам прозвучавшее произведение; если незнакомо, называет его.
Открывается левая створка доски с эпиграфами. Эпиграфы прочитываются и сопоставляются с афоризмами учащихся.
II этап — обсуждение в группах результатов исследовательской работы, выбор выступающих.
III этап — выступления старших в группах (выступающих может несколько, но время ограничено — не более 5 минут).
Поисковый лист 1-й группы
Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.
«Тупейный художник» Н.С. Лескова и «Сорока-воровка» А.И. Герцена.
1. Прочитайте примечания к рассказу. Что известно о том, где, когда, на основе каких событий он был создан? Чему (кому) посвящается? Как понимаете смысл эпиграфа?
2. Где и когда происходит действие рассказа Любови Онисимовны?
Н.И. Аргунов. Портрет актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой, графини Шереметевой. 1803. Москва, Центральный театральный музей имени А.Бахрушина. До этого, в 1802 году Аргунов уже создал портрет П.И. Ковалёвой-Жемчуговой, а к 1803 году относится также пастельный портрет актрисы. Николай Иванович Аргунов (1771 — после 1829), сын и ученик живописца-портретиста, одного из создателей жанра русского камерного портрета, крепостного графов Шереметевых Ивана Петровича Аргунова (1729–1802). В 1816 г. Н.И. Аргунов получил вольную. С 1818 академик Петербургской Академии художеств. |
3. Есть ли прототипы у героев рассказа? Что о них известно? Как вы думаете, почему Лесков не изменил их имена?
4. Прочитайте рассказ А.И. Герцена «Сорока-воровка». Когда он был написан? Можно ли сравнивать судьбы Анеты и Любы? Почему?
Рассказ был впервые напечатан в 1883 году, вошёл в единственное прижизненное собрание сочинений Лескова. Как отметил А.Н. Лесков, сын писателя, “рассказ соткан из подлинных былей или верно сбережённых народом памятей. В итоге — остро впечатляющая картина, в которой, по старинному присловью, «что взаправду было и что миром сложено — не разберёшь»”.
Посвящается произведение “святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года” — в этот день императором Александром II был подписан Манифест о глубоком реформировании государственного устройства России, и прежде всего — отмене крепостного права. Эпиграф — слова из погребальной песни — “Души их во благих водворятся”, что в переводе с церковно-славянского значит — “среди святых, праведников”. И посвящением, и эпиграфом Н.С. Лесков указывает на главную тему рассказа и выражает своё к ней отношение.
Действие рассказа происходит в Орле во время царствования Александра Павловича (Александра I) или Николая Павловича (Николая I) — рассказчица точно не помнит, да и для автора это не так уж важно, главное, что было это при крепостном праве.
Крепостники — графы Каменские — не вымышленные персонажи. Комментаторы рассказа поясняют: имеются в виду генерал-фельдмаршал Михаил Федотович Каменский (1738–1809) — участник семилетней войны 1756–1763 годов и русско-турецких войн — и его сыновья: Николай Михайлович (1778–1811) — генерал, одарённый полководец, в 1810 году главнокомандующий молдавской армией, и Сергей Михайлович (1771–1835) — генерал, вышедший в отставку в 1822 году и имевший в Орле знаменитый крепостной театр. Он и является одним из прототипов «Тупейного художника».
Кроме того, в рассказе упоминаются бабушка писателя со стороны матери Альферьева Акилина Васильевна, купец Иван Иванович Андросов и другие, кто мог бы подтвердить достоверность событий. Мы прочитали рассказ А.И. Герцена «Сорока-воровка». Оказывается, Н.С. Лесков — не единственный русский писатель, поведавший миру о погубленной жизни талантливой крепостной актрисы. Прототип Анеты, главной героини рассказа Герцена, — Кузьмина, крепостная графа Каменского.
Рафаэль. Святая Цецилия со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной. Около 1513–1516. Рим, Ватикан, Пинакотека. |
Но Герцен написал свой рассказ в 1846 году, в годы крепостного права, и его произведение является злободневным обличительным документом. Граф Каменский носит фамилию Скалинский. Надо сказать также о разнице между героинями: у Герцена Анета — профессиональная актриса, получившая прекрасное образование, а у Лескова Люба — простая, хотя и очень талантливая дворовая девушка, запоминающая роли “наглядкою”, то есть на память, наблюдая, как играют другие.
Интересно то, что оба рассказа построены на одном историческом материале, объединены общей темой, в них отчётливо виден социальный конфликт. Мы заметили, что очень созвучны авторские чувства. Они выражены так.
Герцен: это был “протест, раздирающий душу” — о пении Анеты;
Лесков: “Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал” (19; учитывая то, что могут использоваться разные издания рассказа, даю в скобках арабскими цифрами ссылку лишь на его главы; курсив мой. — О.Ч.)
А вообще мы считаем, что сравнение двух этих произведений — тема отдельного урока или серьёзного исследования, например, реферата.
Поисковый лист 2-й группы
Направление исследования: сюжет и композиция рассказа; образы рассказчиков.
1. Что вы можете сказать о композиции произведения? Сколько в нём глав? Как оно построено?
2. Автор и рассказчица: как создаётся Н.С. Лесковым сказовая ситуация?
3. Как вы думаете, могла бы история тупейного художника окончиться счастливо? Если нет — почему?
Композиция рассказа проста: вступление — о талантливых людях из народа, художниках своего дела; экспозиция, в которой мы знакомимся с местом действия и рассказчицей; основная часть — рассказ Любови Онисимовны о судьбе своей и тупейного художника Аркадия Ильича; короткое заключение — замечание автора о “раздирающих душу поминках”.
Рассказ «Тупейный художник» написан в любимой форме Н.С. Лескова — рассказ в рассказе (вспомним «Очарованного странника»). Это даёт возможность читателю услышать о событиях “из первых уст”. Но старая няня, женщина недостаточно образованная, не всё способна рассказать и раскрыть, да и не всё может знать (например, разговоры барина с братом), поэтому часть событий автор излагает сам, часто цитируя рассказчицу. В произведении девятнадцать глав. Из них мы узнаём о судьбе двоих талантливых крепостных — актрисы и гримёра, их неудачном побеге от жестокого графа и постигшем их наказании, за которым последовала служба главного героя “в полковых сержантах”, а затем его гибель.
Перед нами сказовая форма, речь рассказчицы здесь преобладает. Есть слушатель — девятилетний мальчик с его репликами, например:
“— Погляди, милый, туда… Видишь, какое страшное?
— Ну, а что я тебе сейчас расскажу, так это ещё страшней” (3).
Или в конце рассказа: “Я был растроган и обещался, что никогда и ни за что не расскажу о её «плакончике»” (19).
Речь героини, диалоги, реплики слушателя создают сказовую ситуацию.
Главное средство создания образа рассказчицы — её речь. В ней отражается её характер, социальное положение, культурное развитие, род занятий и т.д.
Речь автора-повествователя литературно правильная, о характере трудно что-либо сказать. Но ясна его позиция: хотя рассказ написан спустя много лет после описанных событий, мы слышим яростный протест автора против крепостнического порядка, потому что остатки его ещё сохранились в сознании бывших крепостных и бывших их владельцев.
Мы думаем, что история Аркадия Ильича и Любы вряд ли могла окончиться счастливо. Это было нетипично для того времени. Лесков остаётся верен правде жизни. Кроме трусливого попа-предателя и алчного убийцы — “постоялого дворника”, ещё одно обстоятельство стояло на их пути. “Беглецы стремились в турецкий Хрущук”, “куда, — утверждает Любовь Онисимовна, — много наших людей от Каменского бежали”. “Турецким Хрущуком” крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVII–XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем для беглецов из России. Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других “далёких землях”. Но Лесков сохраняет в рассказе этот мифический город как символ несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.
Учитель демонстрирует репродукцию портрета крепостной актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой кисти крепостного художника Николая Ивановича Аргунова. “Дочь кузнеца Параша Ковалёва тринадцатилетней девочкой сыграла роль Луизы в опере «Беглый солдат», растрогав и покорив публику крепостного театра графа Шереметева. У неё был замечательный голос и большой драматический талант” (Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989. С. 137). Это исключительный случай в истории русского крепостного театра: крепостная Прасковья Ковалёва-Жемчугова стала графиней Шереметевой. Но вскоре она умерла от чахотки.
Поисковый лист 3-й группы
Направление исследования: характеры главных героев; можно ли назвать их праведниками?
1. Охарактеризуйте главного героя — тупейного художника Аркадия Ильича. Почему его называют художником, артистом?
2. Какою предстаёт перед нами главная героиня — Любовь Онисимовна — в собственном рассказе и в восприятии автора?
3. Согласны ли вы со словами литературоведа Вл. Муравьёва: Аркадий и Люба — “полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении рассказа” (Муравьёв Вл. Приговор потомства // Н.Лесков. Тупейный художник. — http://tmn.fio.ru/woks/76x/3n/index.htm)? Обоснуйте своё мнение.
4. Связь рассказа старой няни с авторским эпиграфом к нему.
Главный герой рассказа — тупейный художник Аркадий Ильич. “Тупей, — читаем у Даля, — взбитый хохол над головой”. Модная в то время причёска. Значит, тупейный художник — мастер по причёскам. По словам повествователя, он был мастер “в необычайном художественном роде”.
“…Он был «тупейный художник», то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причёсывал». Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями — словом, художник. Лучше его… никто не мог «сделать в лице воображения»”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела, “чувствительный и смелый молодой человек”. Вот как рассказывает о его внешности повествователь со слов Любови Онисимовны: “ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво на глаза свешивался, — так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился»” (4).
Аркадий — крепостной графа Каменского, жестокого и деспотичного барина. Но он не боится ни своего хозяина, ни его брата, такого же ужасного человека. Ради задуманного побега он ослушался первого, а второму на вопрос, не заговорённый ли Аркадий, раз барских пистолетов не боится, “точно в полуснях проговорил:
— Заговора на мне нет, а есть во мне смысл от Бога: пока бы ты руку с пистолетом стал поднимать, чтобы в меня выстрелить, я бы прежде тебе бритвою всё горло перерезал” (9).
Это господа его боятся: “Я тебе как брат советую: ты его бойся, когда он бритвой бреет” (10).
В Аркадии зреет протест против постоянного унижения его человеческого достоинства. После этого случая с братом графа он уже ничего не боится. Действия его решительны и продуманы: после спектакля, когда Любу “убрали Цецилией”, чтобы вести к графу, он “вскочил в… каморочку… схватил стол и вдруг всё окно вышиб…”. И бежал, захватив потерявшую сознание Любу.
Он не сдался и после того, как был пойман. Берёт всю вину на себя: “…Везите меня на терзание, но она ни в чём не повинна: я её силой умчал.
А к попу обернулся да только и сделал всего, что в лицо ему плюнул” (13).
После неудавшегося побега Аркадий был наказан и “сдан в солдаты”. Даже жесткосердный барин относится к нему с уважением: “Я не хочу, чтобы ты был ниже того, как сам себя с благородным духом поставил… не будешь служить в простых во солдатах, а будешь в полковых сержантах и покажи свою храбрость” (15).
Прошло три года. Аркадий верой и правдой служил государю, заслужил “офицерский чин и благородное звание”, “ордена и кресты”, отпуск и пятьсот рублей “для излечения ран”. Вернулся в Орёл в надежде Любу выкупить и обвенчаться с нею “перед престолом Всевышнего создателя”. Но был зарезан хозяином постоялого двора, позарившимся на его деньги. На похоронах Аркадия Ильича присутствовал сам губернатор. Хоронили его со всеми военными почестями, как дворянина, офицера. Любовь Онисимовна, по воспоминаниям повествователя, во время своего рассказа “была ещё не очень стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки. Матушка и тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она несомненно была в своё время красавица” (2).
Да, Любовь Онисимовна тогда “была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта”. Сама рассказчица скромна и мало говорит о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах. Они у неё в молодости “были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал — заглядение”. Своей удивительной русой косой она “замоталась”, пытаясь покончить с собой (можно представить себе, что это была за коса!), и когда в себя пришла, испугалась: “голова побелела” “ещё там, как. из косы выпутали”.
О характере её автор говорит так: “она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое и… иногда запивала” (2). До побега, в театре, она была занята в главных ролях, её любил Аркадий, а граф Каменский хотел сделать своей наложницей. Наверное, она была трогательно хороша в “уборе” святой Цецилии: в белом платье-хитоне и “тоненьком венце обручиком”.
Учитель обращает внимание девятиклассников на репродукцию картины Рафаэля «Святая Цецилия…». Это святая католической церкви, образ девственной невинности. Изображалась с музыкальными инструментами, считалась покровительницей исполнительского искусства, потому что однажды ей было бы дано услышать пение ангелов. Она так же, как и героиня нашего рассказа, пострадала за свои убеждения — веру в Христа (Информация о святой Цецилии: http://www.212.188.13.168/izdat/Svyat/Nov22.htm).
“Аркадий и Люба предстают перед читателями в решительный момент. Они поставлены перед трудным выбором: подчиниться, претерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, как живут многие тысячи крепостных, или же восстать против законов, попирающих человеческое достоинство. Они выбирают второй путь, хотя это грозит им почти неминуемыми «мучительствами» и гибелью. И вот тут-то в них начинают проявляться скрытые доселе гордость, смелость, решительность. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их поступок, придаёт им силы” (Вл. Муравьёв).
Любовь Онисимовна вспоминает, что во время побега, заметив погоню, Аркадий Ильич пригнулся к ней и спросил: “Любушка голубушка! за нами гонятся… согласна ли умереть, если не уйдём?”
Она “отвечала, что даже с радостью согласна” (11).
Как уж было сказано, Лесков в «Тупейном художнике» продолжает тему праведничества. “Души их во благих водворятся”, — говорится в эпиграфе. А благими, то есть праведниками, святыми, на Руси (да и не только на Руси — неслучайно, наверное, упоминается святая католической церкви — Цецилия) всегда называли людей, способных на самопожертвование ради любви к Богу и людям, ради идей добра и справедливости.
Поисковый лист 4-й группы
Направление исследования: изображение крепостного права в рассказе.
1. Граф Каменский — хозяин крепостного театра. Можно ли сказать, что его образ дан “вполне в фольклорной традиции” (Вл. Муравьёв)? Почему?
2. Кто ещё из крепостников и как изображён в рассказе?
3. Судьбы крепостных крестьян в рассказе (пестрядинка Дросида).
4. Образы “господских прислужников” (поп, тульский палач). Как вы думаете, зачем так подробно рассказывает Любовь Онисимовна о наказании мужиков “за жестокого графа” и “постоялого дворника” — за Аркадия Ильича? Как это характеризует рассказчицу?
5. Только ли в эпоху крепостного права проявлялась жестокость в людях?
Как известно, рассказ был написан в 1883 году, спустя двадцать два года после отмены крепостного права 19 февраля 1861 года. “Святой памяти” этого “благословенного дня” и посвящает Н.С. Лесков своё произведение.
О нравах крепостнической эпохи мы узнаём от той, которая прекрасно помнит то недоброе время, когда ей довелось вынести столько мучений, душевной и физической боли (у неё до сих пор болят застуженные во время побега ноги), постоянных унижений от своего угнетателя. Она всё видела, всё пережила, сумела вынести и теперь рассказывает об этом.
Крепостники — в рассказе это два брата, графы Каменские — жестокие самодуры. Это отражается в их внешности: у хозяина Аркадия, графа Каменского-старшего, “некрасивое и ничтожное лицо”; “Деревенский же брат графа был ещё некрасивее городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это чувствовал…” (7).
Приползут, — говорит, — змеи и высосут очи,
И зальют тебе ядом лицо скорпионы.
Стишок этот, бывало, сам себе в уме шепчешь и страшишься.
А другие даже с медведями были прикованы, так, что медведь только на полвершка его лапой задрать не может” (11).
Доставалось от барина не только крестьянам и дворовым людям. “Граф сам в Бога не верил, а духовных терпеть не мог, и один раз на Пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил” (4).
Образы помещиков-крепостников в рассказе Лескова действительно похожи на фольклорных злодеев. О них не сказано ни одного доброго слова. В этом выражается отношение к ним автора и рассказчицы.
Но ещё более страшным нам показалось поведение людей, одержимых слепой покорностью и страхом перед хозяевами жизни. Эти люди, “господские прислужники”, способны на предательство, как попик-иуда, и даже на какую-то бессмысленную жестокость к себе подобным, как тульский палач, наказывавший “постоялого дворника” за убийство. “Ему перед делом три стакана рому дали выпить… сто кнутов ударил всё только для одного мучения… а потом как сто первым щелканул, так всю позвонцовую кость и растрощил… Всё ещё покрикивал: «Давай ещё кого бить — всех орловских убью»” (19).
И заключительный аккорд рассказа — только одно предложение: “Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал”. В этой короткой фразе выразилась вся душевная боль автора за поруганное человеческое достоинство и загубленные жизни своих героев. А виной всему — несправедливые, уродливые общественные отношения — крепостное право и жестокость людей.
Поисковый лист 5-й группы
Направление исследования: язык рассказа.
Результаты исследования оформляются в виде таблицы, которая вывешивается на магнитную доску; выступающий ученик даёт пояснения, делает выводы.
IV этап. Учитель выступает с заключительным словом, обобщая сказанное.
Любимые герои Лескова — талантливые натуры из народа: мастеровые из рассказа «Запечатленный ангел»; конюх Иван Флягин, герой «Очарованного странника»; кузнец, тульский оружейник из рассказа «Левша»; крепостной парикмахер, театральный гримёр Аркадий Ильич из «Тупейного художника»; солдат Постников из рассказа «Человек на часах»… Всех их роднит стремление жить по заповедям Божиим, деятельная любовь к людям, самопожертвование, бескорыстие, трудолюбие, скромность…
Наверное, поэтому истории многих из них хочется сравнить с тем, как повествуется о праведниках в житиях святых.
V этап. Домашнее задание. Итоговая творческая работа «Моё постижение героя рассказа Лескова».