Краткое содержание Воробей Тургенева
Человек, возвращаясь с охоты, шёл по аллее сада. Его собака бежала перед ним. Вдруг собака что-то почуяв начала красться.
Оказалось, что из-за сильного ветра, это свалился с дерева маленький, ещё совсем желторотый птенец. Он был беззащитный, беспомощный, только сидел расправив в стороны, едва начавшие отрастать крылья.
Собака всё ближе была к птенцу. Как вдруг с соседнего дерева, прямо перед псом, камнем вниз упал взрослый взъерошенный воробей! С громким и отчаянным писком кинулся вперёд к раскрытой, зубастой пасти. Он весь трясся, голос охрип.
Воробей кинулся спасать своё дитя. Каким же большим и страшным должен был, казался ему пёс. Но не жалея себя и без всякого чувства страха за свою жизнь, он бросился на помощь. Та огромная сила, которая заставила его пожертвовать собой, была больше, чем инстинкт самосохранения. Это любовь.
Собака наверное тоже почувствовала на сколько было сильным это чувство и попятилась назад.
Хозяин собаки был поражён самоотверженным поступком этой маленькой птички, поспешил отозвать собаку, и отправился домой в глубоких раздумьях о происшедшем.
Этот рассказ учит любить и жертвовать собой, ради своих детей, ведь это главное, что есть в жизни. Жизнь и благополучие ребёнка превыше собственной жизни.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Тургенев. Все произведения
Воробей. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Бурная фантазия, река, паром и работа… Что еще нужно для мальчика, которому всего 10 лет. Вот именно таким романтиком был Вася. Конечно, он не один работал, а с паромщиком Кириллом.
Череда неприятностей обрушилась на бедную голову Пантелея Еремеича Чертопханова. Вот, как уже два года назад ушла от него, любимая Маша. Чертопаханов, долго истязал себя, он хотел вернуть её, пригрозил даже расплатой, но всё оказалось напрасно
Повесть начинается с того, что в вагоне поезда идет беседа о любви, женщинах и браке. У каждого участвующего в споре свое мнение и одна дама говорит, что любовь придает браку смысл.
Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности.
В саду на дереве у окна сидел Соловей, а в комнате грустил влюбленный юноша. Парню необходимо было подарить девушке красную розу, тогда она разрешит пригласить ее на танец. Но, в его саду куст роз высох, а в других садах цвели белые и жёлтые цветы.
История создания
Лирическое произведение в прозе «Воробей» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1878 году. Это творение стало одним из заключительных в его биографии. За несколько лет до смерти Тургенев начал создавать прозаические произведения, в которых как бы подводил итоги. Некоторые миниатюры отличаются пессимистичным настроем, и «Воробей» выделяется на их фоне.
Когда приходило вдохновение, Иван Сергеевич записывал мысли на обрывках бумаги, которые оказывались под рукой. Затем он сводил записи в целое произведение. Так был создан и белый стих «Воробей», который заслужит любовь читателей почти сразу после публикации. Стихотворение в прозе увидело свет только в 1882 году, за несколько месяцев до смерти писателя. Публикация состоялась в журнале «Вестник Европы», редактором которого был Михаил Матвеевич Стасюлевич.
И. С. Тургенев написал в редакцию журнала письмо, в котором отправил более 40 стихотворений в прозе. Среди них был и «Воробей». Стасюлевич сразу понял, что у этих произведений большое будущее. Свои поздние творения автор озаглавил латинским словом, в переводе на русский означающим «Старческое». В них воплотилась вся мудрость, накопленная за 65 лет.
Направление и жанр
Анализ стихотворения «Воробей» Тургенева позволяет отнести его к лирическому роду. Это обширная категория, в которую входят несколько жанров:
Для лирики характерно использование разнообразных тропов и других приёмов, благодаря которым текст приобретает особое звучание и выразительность. В таких произведениях авторы раскрывают внутренний мир героев, показывают их эмоциональное состояние, подробно описывают чувства.
Лирическое произведение может быть лаконичным, но от этого оно не становится менее ярким. Всё это подходит к стихотворению «Воробей».
Литературное направление — реализм, жанр — стихотворение в прозе. Иногда используют другое название — белые стихи. Эта форма позволяет наиболее точно передать ощущения и размышления лирического героя. В тексте нет рифмы и ритмики, однако он настолько эмоционален, что читатель воспринимает все оттенки авторского замысла. В миниатюре заложен глубокий смысл, который легко уловить при вдумчивом прочтении.
Характеристика главных героев
Особенность миниатюры в том, что 2 главных героя — животные. Третий — сам рассказчик. Краткое описание персонажей:
Темы произведения
Родительская любовь, свойственная живым существам, — главная тема миниатюры. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Обитатели лесов и полей относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.
Тургенев неспроста выбрал малую форму. Благодаря лаконичности, произведение получилось таким выразительным, динамичным и эмоциональным.
Ответственность за «чадо» — ещё одна тема. Кроме любви, живыми существами движет желание уберечь подрастающее поколение от невзгод. На самом деле нельзя сказать точно, что ощущают птицы и звери, создавая для потомства лучшие условия. Однако сюжет миниатюры наводит на мысль, что им присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям. Хотя оно происходит от животного инстинкта, всё же это более высокая ступень развития.
Правильное отношение ко всему живому — следующая важная тема. Хороший охотник тот, кто не расхищает природные ресурсы, а берёт столько, сколько нужно. Подло убивать лёгкую добычу — птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны. Произведение служит иллюстрацией убеждений Ивана Сергеевича: настоящий хозяин тот, кто бережёт природу, не убивает ради развлечения, не разоряет гнёзд, а по возможности ещё и помогает животным, попавшим в беду. Ему присущи такие качества:
Проблематика и смысл
Признание силы любви — основа проблематики произведения. Пёс отступает, потому что он оторопел. Животное не ожидало, что птица с такой самоотверженностью закроет собой детёныша. Собака почувствовала силу любви, признала свою слабость. Автор пишет, что Трезор выглядел «смущённым». Он сначала «остановился», а потом «попятился».
Автор тоже признаёт торжество родительской любви, поэтому отзывает собаку и удаляется, «благоговея». Главная идея заключается в том, что перед силой родительской любви нужно ощущать смирение, а не проявлять агрессию. Не все люди понимают, что звери способны на высокие чувства, и мудрый автор хочет передать своё знание как можно большему количеству читателей.
Сложности нравственного выбора — ещё одна проблема, поднятая автором. Воробью, в отличие от пса, не приходится раздумывать: он слетает с дерева, когда видит, что детёнышу угрожает опасность. Собака же останавливается в замешательстве. С одной стороны, перед ней маленький комочек, с которым можно справиться без труда, с другой — пёс чувствует, что не просто так эта взъерошенная птичка появилась на его пути. Чувство, обуревающее пса, ближе не к страху, а к замешательству.
В мире людей подобные ситуации заканчиваются по-разному. Родители не всегда защищают детей, рискуя собой. Автор обращает внимание читателей на то, что доброте и самоотверженности нужно учиться у природы. Её любовь бескомпромиссна и безгранична.
Смысл миниатюры «Воробей» в том, что любовь сильнее всего на свете. Она способна взять верх над страхом смерти, особенно если речь идёт о защите детёныша. Писатель выбрал в качестве главного героя маленькую птичку, хотя это могла быть и лиса, и косуля. Этот выбор неслучаен: Тургенев понимал, что читателю проще понять идею, когда она облечена в подходящую форму. Сила духа не зависит от размера тела, и даже крошечное божье создание может обладать огромным сердцем.
В конце автор обращается к читателям с просьбой не смеяться над благоговением, которое он испытал по отношению к воробью и его поступку.
Он предвидел, что отдельным читателям его чувства могут показаться нелепыми. Но с возрастом каждый понимает, что писатель был прав, рисуя картинку высоких отношений в мире животных. Любовь к близким и всему живому — самая большая ценность на земле.
Подготовка к уроку
Чтобы хорошо написать сочинение, стоит составить план, отразив в нём основные мысли. Предварительно стоит прочитать текст в оригинале, посмотреть рисунки к нему и провести собственный комплексный анализ. В рамках подготовки к ЕГЭ стоит почитать тексты со сходным сюжетом, например, сказку «Воробей и курица». Есть и другие тексты, где главный герой — маленькая птичка. Так, маленький стихотворный текст о воробьишке написал Владимир Степанов.
Можно сравнить несколько произведений, найти в них общие черты и различия, определить, какие средства художественной выразительности используют авторы и что хотят показать с их помощью. Например, у Тургенева пёс смущается, а сам рассказчик благоговеет. У Степанова воробей стесняется и вздыхает. Можно провести параллели и с другими средствами выразительности. Также стоит определить мораль произведения и подобрать аргументы к сочинению.
«Воробей» анализ стихотворения Тургенева по плану кратко – художественные приемы, сравнение, рифма
Оптимистичная миниатюра “Воробей” – одно из немногих произведений из цикла “Стихотворения в прозе”, написанное в такой тональности. Краткий анализ “Воробей” по плану расскажет его историю и раскроет все особенности произведения. Его можно использовать и как основной, и как дополнительный материал для урока литературы в 7 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воробей.
История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые ото было опубликовано еще при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.
Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.
Композиция – трехчастная: Тургенев создает экспозицию, рассказывает историю и завершает ее выводом-концовкой.
Жанр – стихотворение в прозе.
Стихотворный размер – белый стих.
Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.
LiveInternetLiveInternet
Иван Сергеевич Тургенев
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Иван Сергеевич Тургенев – всеми любимый поэт и писатель, который неплохо владеет искусством словосочетания и рифмы. Он использовал разные жанры в литературе, добиваясь большей эффективности. К сожалению, всякому приходит конец. Вот и в конце своей профессиональной деятельности поэт написал цикл миниатюрных стихотворений «Стихотворения в прозе». Кстати говоря, на тематику смерти, окончания всему Иван Сергеевич тоже делился своими мыслями.
Цикл стихотворений содержит немало стихотворений, смысл которых пессимистичный и совсем не радостный. Но «Воробей» держит только позитивный смысл. Это творение можно назвать жизненным и любовным гимном, который сильнее любого зла.
За короткий объём слов стихотворения Тургенев наполнил его целой драматургией. Главные герои – это животные, но речь не пойдёт о них самих, речь пойдёт на тему самоотверженной любви и заботы. Причём не только любви и заботы родителей.
С композицией автор не стал экспериментировать, она осталась обыкновенной: никуда неспешащая завязка, стремительно развивающеяся середина, а потом развязка и мораль.
Возможно, многие воспримут собаку за зло. На самом деле, собака символизирует некую судьбу, рок. Собака издревле ловит дичь. Инстинкты просто так не отключатся. Для желторотого птенца собака – это огромное чудовище. Воробей-родитель мигом спрыгивает с безопасной ветки чтобы спасти воробышка. Он стоит горой за своего ребёнка, хоть размеры собаки внушают страх.
Собака сильно удивляется самоотверженности воробья-родителя. Она уважает такой поступок. Хоть воробей скромных размеров, хоть воробьи не рычат, не шипят, а всего лишь пищат, но он спас малыша.
Сбивающиеся и прерывающиеся фразы, взволнованные эмоции образуют дополнительные эмоции, делают действия динамичными. Используя много прилагательных и глаголов, автор довольно ярко и эмоционально передаёт состояние птиц.
Прошло более сотни лет с момента первой публикации стихотворения. Но его всё ещё печатают, всё ещё покупают и читают. Ведь не зря автор закончил своё творение фразой, которая гласит, что только благодаря любви жизнь держится, движется. Эта фраза актуальна и правдива всегда.
Композиция
Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.
Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.
Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.
Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.
Этот храбрый воробей вызывает чувство восхищения силой Духа и чувство жалости к маленькому созданию.
А также желание помочь ему защитить себя и своего птенца.
Составь текст — описание о нём, используя слова автора.
Текст — описание воробья из рассказа «Воробей» Тургенева.
Черногрудый воробушек, ринувшийся камнем с ветки на защиту желторотого птенца.
Он взъерошился и с жалким, но отчаянным писком решительно стал наступать на большую собаку.
Сила духа этого воробья поразила охотничьего пса и он отступил.
Средства выразительности
Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Выразительность произведению придают и метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.
Анализ стихотворений«Два богача» анализ стихотворения в прозе Тургенева по плану кратко – главная мысль, смысл, история создания
Анализ стихотворений«Волчата» анализ стихотворения Сулейменова по плану кратко – жанр, идея, тема
Содержание стихотворения «Воробей»
Тургеневский сюжет довольно прост и обычен. Главный герой возвращается домой с охоты. Он идет по небольшой и аккуратной аллее, где его собака обнаруживает маленького, просто крохотного птенчика, который лежит прямо на дорожке. Становится понятно, что эта птичка выпала из своего гнезда, а так как птенчик очень несмышленый, то, соответственно, он сам никак не может вернуться в свое гнездо.
Герой начинает осматривать этого птенца, который едва оперился. Но для собаки, которой руководят инстинкты, этот птенчик дичь. И охотничьи повадки требуют от неё соответственной реакции. И вот тут автор становится свидетелем настоящего геройского поступка. На собаку отважно и мужественно, рискуя своей жизнью, бросается взрослый воробей, который до этого сидел на ветке и просто наблюдал.
Взрослая птица защищает своего малыша от нападающего охотничьего пса. Он пищит отчаянно, жалобно, не собираясь сдаваться. Конечно же, его размеры совершенно малы по сравнению с псом, но его желание спасти собственное дитя было настолько сильным, что воробей в этой неравной схватке побеждает. А собака, почувствовав силу и волю маленькой птицы, начинает смущенно и виновато отступать. Видимо, пес все-таки почувствовал от воробья и его огромнейшее желание жить самому, и спасти свое детеныша, поэтому-то и победила не физическая сила, и моральная.
Финал тургеневского стихотворения не печален и не трагичен, как этого можно было ожидать. Герой произведения отзывает собаку и уходит вместе с нею в хорошем настроении. Он убежден, что любовь может победить все на свете и преодолеть любые преграды и препятствия.
Творчество Тургенева
Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе. В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом. Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».
Художественный стиль
Это лирическое повествование в прозе, в котором последовательно описывается вся цепь событий. В нём широко используются эпитеты при описании и старого, и молодого воробья. Именно они передают весь ужас происходящего действия. Ярко нарисована собака, которую тоже ведёт инстинкт. Она полностью подчинена охотничьему азарту. Это выше её сил — не следовать ему. Животное может остановить только хозяин, но никак не дичь.
А тут на её пути встал маленький воробей, весь трепещущий от страха, но готовый защищать птенчика. отвага остановили пса, который немало повидал. Эмоциональность и образность Тургенева нам во всех деталях показывают, казалось бы, незначительное событие. Автор поднялся до самых высоких обобщений в произведении «Воробей». Тургенев, тема у которого в стихотворении связана с любовью и жертвенностью, в других местах назовёт её священным пламенем и чувством, являющимся отблеском самой вечности.
Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»
В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:
➥ Собака. ➥ Человек. ➥ Взрослый воробей. ➥ Маленький и беззащитный птенец.
Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.
В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.
Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.
Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.
Идейный смысл стихотворения
Какой же вывод можно сделать из прочитанного и почему увиденная сцена так взволновала писателя?
Трезор в произведении, который лишь повинуется инстинкту, олицетворяет не столько злую силу, сколько злой рок, судьбу. Подобная аллегория помогает понять суть происходящего. Как показывает анализ, воробей Тургенева — это символ самоотверженной любви и готовности жертвовать собой ради того, кто по-настоящему дорог.
А на это способен далеко не каждый. Задача автора — привлечь внимание читателя к тому, что настоящая любовь способна стать поистине всепобеждающей силой.
Сюжет произведения
Он прост и незатейлив. Герой шел по саду вместе со своей собакой. Вдруг внимание Трезора привлек маленький, беззащитный воробушек — желторотый птенец выпал из гнезда и беспомощно лежал на земле. Повинуясь инстинкту, пес стал приближаться к птице. И тут произошло нечто необыкновенное: старый воробей, желающий защитить собственное дитя, упал перед оскаленной пастью собаки. Трезор, к удивлению автора, остановился, а затем попятился. Поведение собаки объясняет описание и поведение — это важно для анализа — воробья. Тургенев подчеркивает, что голос птицы охрип, она трепетала от ужаса, но все же не смогла усидеть на безопасной ветке. Неведомая сила, вызывающая удивление и восторг, заставила воробьиху забыть о собственной жизни и «упасть камнем» перед пастью собаки.
Довольно проста развязка рассказа о воробье. Тургенев — анализ поведения птицы уже подвел к этому — отмечает, что герой отозвал смущенного пса и отправился дальше.
Кульминация
А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному. Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек.
Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.
Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение — такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.