Как составить план сказки «Умнее всех» Мамин Сибиряк?
1) Утро Индюка. Проснувшись, Индюк первым делом обращается к своей жене, он требует, чтобы она сказала ему (наверное, в тысячный!! раз), что он умнее всех.
2) Диалог между Индюком и Индюшкой: обсуждение других обитателей Птичьего двора и сравнение их с Индюком, понятное дело, в пользу последнего.
3) Матрена запаздывает и птицы начинают галдеть. Пришло время завтракать, а птичницы Матрены все нет. Птицы громко кричат, выражая свое неудовольствие.
4) Долгожданный завтрак. Надменный Индюк стоит в стороне: ему не пристало есть вместе со всеми.
5) Гость. Еж, случайно оказавшийся во дворе, стал причиной всеобщего внимания и суматохи.
6) Еж обзывает Индюка глупым.
7) Индюк идет на хитрость и просит Ежа объяснить обитателям, что его слова были всего лишь шуткой.
План для пересказа сказки Мамина-Сибиряка «Умнее всех» можно составить таким образом:
Составим план для пересказа сказки «Спящая красавица» Шарля Перро:
К сказке Туве Янссон «Маленькие тролли и большое наводнение» может подойти такой план:
В сказке «Золотой гусь» Братьев Гримм у крестьянина было трое сыновей, а самый младший был Дурнем. Они трое по очереди ходили в лес, но старшие сыновья пожадничали угощений для лесного человека и он наказал их. Младший, Дурень, угостил незнакомца, за что тот подарил ему золотого гуся. Когда Дурень отправился домой, по дороге к гусю приклеивались все кто касался его и они шли за Дурнем вереницей. Так собрались семь человек. Это случайно увидела грустная принцесса и рассмеялась. Никто до этого не мог ее рассмешить и Дурень стал просить взять ее в жены. Король сначала потребовал выполнить три задания. С ними дурню помогли справиться и он стал мужем принцессы.
План пересказа сказки «Золотой гусь»:
Русская народная сказка о молодильных яблоках и живой воде очень интересная, увлекательная.
В сказке рассказывается о том, как царь дал поручение своим сыновьям раздобыть молодильные яблоки и жувую воду для него.
Старшие сыновья не смогли справиться с задачей, а вот младший сын, Иван-царевич выполнил поручение отца. Иван раздобыл яблоки и воду у Синеглазки. Иван-царевич выручает братьев из беды, но они предают Ивана, кидая его в пропасть.
Ивана выручает большая птица. В конце сказки Иван встречается с Синеглазкой и у них двое сыновей.
План к сказке можно составить такой:
Сказка «Муми-тролль и волшебная зима» рассказывает, как мы взрослеем.
И вот как это происходило с одним отдельно взятым Муми-троллем:
Мамин-Сибиряк Дмитрий сказка «Умнее всех»
Читательский дневник по сказке «Умнее всех» Дмитрия Мамина-Сибиряка
Автор: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Название: «Умнее всех»
Главные герои: Индюк, Индюшка, Петух, Ёж.
Второстепенные герои: гусак, Матрёна.
Характеристика главных героев:
Индюк — Самодовольный, самоуверенный, хвастливый.
Глупый, но старается казаться умным.
Индюшка — Добрая и верная супруга, старающаяся утешить мужа.
Петух — Главный забияка и драчун на птичьем дворе.
Ёж — Умный, весёлый, ироничный.
Характеристика второстепенных героев:
Гусак — важный, глупый, громкий.
Матрёна — кухарка, кормит птиц.
Краткое содержание сказки «Умнее всех»
Утром индюк стал спрашивать у супруги, самый ли он умный.
И индюшка соглашалась с мужем.
У забора курицы нашли странный предмет, утыканный иголками, который шевелился.
Гусак решил, что это гриб, петух атаковал предмет, но сказал, что это шишка.
Индюк сказал, что это кто-то ползёт.
Ёж назвал важную птицу глупой.
Все птицы стали бранить ежа, а оскорблённый хвастун произнёс грозную речь.
Ёж согласился, что пошутил и всё закончилось мирно.
План сказки:
1. Пробуждение птиц.
2. Утешения индюшки.
4. Странный предмет.
6. Предположение индюка.
Основная мысль произведения «Умнее всех»
Главная мысль сказки в том, что не тот умён, кто так про себя думает, а про кого люди говорят.
Основная идея сказки в том, что нет ничего хуже, чем хвалить самого себя.
Чему учит сказка
Сказка учит скромности.
Учит не хвастать своими достоинствами, не смеяться над чужими недостатками.
Учит решать проблемы мирным путём.
Краткий отзыв по произведению «Умнее всех» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что человек, считающий себя умным, не должен этим хвалиться.
Только глупцы поступают таким образом.
И индюк, который хвастал своим умом, выставил себя на посмешище.
Он много о себе думал, но на самом деле был очень глуп.
К тому же он оказался труслив, и когда ёж его оскорбил, пустился в разговоры, вместо того, чтобы проучить наглеца.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось показать, как смешон бывает тот, кто хвастает собственным умом.
Мне понравился весёлый и насмешливый ёж.
Он не хотел ссоры, но всего несколькими словами смог показать птицам, кто такой индюк.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что умным можно считать только того человека, про которого так говорят другие.
Пословицы к произведению:
Хвались, да назад оглянись.
Не хвали себя сам, жди когда люди похвалят.
Мирись, и больше не дерись.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Глупость не порок, а несчастье.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Здравствуйте, господа… Да как же вы это Ежа-то не узнали, Ежа серячка-мужичка?
. Ах, какой у вас смешной Индюк, извините меня, какой он…
Как это вежливее сказать? Ну, глупый…
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Д.Н. Мамин-Сибиряк “Умнее всех” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь
Д.Н. Мамин-Сибиряк “Умнее всех” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь
Над чем смеется автор этой сказки? Какие недостатки высмеивает? Запишите.
Автор высмеивает заносчивость, хвастовство и глупость индюка.
2. Проталинки
Что говорила об индюке индюшка? Впишите пропущенные слова, расставьте знаки препинания.
Вставим пропущенные слова и знаки препинания:
3. Поиск
Найдите в тексте поговорку и запишите.
В тексте есть поговорка “шила в мешке не утаишь”
4. Модель
Дополните ту модель обложки, которая соответствует этому произведению.
Это сказка о животных, значит обозначим ее коричневым кругом.
5. Точное слово
Каким показан индюк? Как о нем говорит автор? Что огорчало индюшку? Подчеркните разным цветом ответы на вопросы.
Подчеркнем коричневым цветом что огорчало Индюшку, красным то — каким показан Индюк, а синим то, как говорит о нем автор.
6. Сравнение
Прочитайте отрывки. Что об индюке думает еж? Что думает о себе индюк? Подчеркните.
Еж называет индюка смешным и глупым, а Индюк говорит, что он самая умная птица.
7. Проба пера
Что вы думаете об индюке? С чьим мнением согласны? Запишите.
Я думаю, что Индюк очень глупая птица. Он со всеми ругался и был очень высокого о себе мнения. Он зазнайка и хвастун.
8. Таблица
Сравните произведения Мамина-Сибиряка. Дополните таблицу.
Рассказ “Приемыш” и сказка “Умнее всех” — это произведения о животных, но главная мысль у них разная.
Конспект урока литературного чтения-3 кл. Д. Н. Мамин- Сибиряк»Умнее всех»
« Начальная школа. XXI век ».
Урок литературного чтения в 3 классе (восприятие текста)
— учить определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора);
-учить понимать эмоциональный настрой произведения;
-учить оценивать поступки героев, сравнивать, выделять главное;
— отрабатывать навык быстрого и правильного чтения, учить выразительному чтению;
-обогащать читательскую эрудицию учащихся;
— развивать читательское умение дописывать своё окончание сказки;
— создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе;
-воспитывать нравственные качества личности ребёнка (скромность, доброжелательность, справедливость).
— определять эмоциональный настрой произведения;
— выделять главную мысль произведения;
— оценивать поступки героев;
— определять авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
— самостоятельно работать с текстом;
— читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод.
Учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс; карточки с заданиями для групп, карточки с вопросами, три ватмана, три маркера, таблички с надписями « Исследователи», «Сказочники», « Художники».
I . Организационный момент.
-Долгожданный дан звонок,
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой «Умнее всех».
— Кто автор этого произведения?
III . Проверка домашнего задания.
— Дома вы работали по карточке « Читатель-исследователь». Я предлагаю разбиться на группы, согласно вашему выбору домашнего задания.
За столом «Исследователи» займут места ученики, которые знакомили со сказкой своих членов своей семьи и узнавали их мнение о поступках героев.
Дети рассаживаются по группам.
— Сейчас проверим, насколько вы были внимательны, когда читали сказку дома. А помогут в этом рисунки «художников». Они покажут иллюстрации, а вы, ребята, определите эпизод, изображенный на ней.
«Художники» показывают иллюстрации, выслушивают ответы учеников и подтверждают или опровергают правильность ответов. (Рисунки вывешиваются на доску)
-Спасибо «художникам». Давайте узнаем, что нам приготовили «исследователи».
Ребята озвучивают мнение членов своей семьи о поступках героев сказки.
— Большое спасибо скажем «исследователям», и мы готовы послушать группу «сказочников».
Дети рассказывают своё продолжение сказки.
— Я благодарю всех за выполненную работу.
IV . Работа со сказкой.
— Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах. Работая в группах, распределите обязанности всех участников. Давайте вспомним правила работы в группе.
Выслушивай собеседника до конца.
— Сколько частей в сказке? (3 части)
На доске три ватмана
1часть 2 часть 3 часть
На доске написаны задания для работы в группах:
озаглавьте свою часть, напишите на листе маркером.
прочитайте по ролям;
составьте вопросы к содержанию.
— Прочитайте задания и приступайте к работе. Когда работа будет выполнена, каждая группа оформит свой ватман.
Учитель наблюдает за работой в группах и помогает по мере необходимости.
Повернемся вправо, влево,
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Влево шаг. И снова стой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
VI . Проверка выполненной работы.
— Ребята, пришло время проверить результаты вашей работы. Давайте узнаем, как вы справились с первым заданием.
— Прошу выйти к доске, прочитать заглавие части и прокомментировать его.
— А теперь мы послушаем чтение по ролям.
-Оцените чтение одноклассников. Какие советы можно дать этим чтецам?
— Ребята будут задавать вопросы, которые приготовили, работая в группе, а вы находить ответы в тексте и зачитывать их, называя страницу и абзац.
— Спасибо за работу, молодцы.
VII . Продолжение работы с текстом сказки (работа в группах).
— А теперь я хочу задать вам несколько вопросов. Ребята, скажите, какой момент в сказке самый напряжённый? Почему так считаете?
– Кто из вас может этот эпизод (главный) разъяснить товарищам без слов, при помощи жестов, мимики?
— Сумели ли артисты передать кульминационный момент сказки?
— Спасибо артистам. Молодцы.
-У вас на столе лежит карточка с вопросами. Обсудите ответы на вопросы (в группах). Используйте текст.
1. Как автор относится к героям сказки? Почему?
2. Над чем смеётся автор этой сказки? Какие недостатки людей высмеивает?
3.Похожа ли эта сказка на басню? Чем?
Коллективное обсуждение наработок каждой группы.
— Перечитайте сказку и найдите юмористические эпизоды.
— «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А какой урок для себя сделал главный герой нашей сказки? Какие слова из текста это подтверждают? Прочитайте.
— Что имел, в виду Индюк, когда говорил, что ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ?
X . Оценивание. Рефлексия.
— Что вам понравилось на уроке?
— Получилась ли у нас работа в группе?
— Какие трудности вы испытывали?
— Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
— Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.
« Начальная школа. XXI век ».
Урок литературного чтения в 3 классе (восприятие текста)
— учить определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора);
-учить понимать эмоциональный настрой произведения;
-учить оценивать поступки героев, сравнивать, выделять главное;
— отрабатывать навык быстрого и правильного чтения, учить выразительному чтению;
-обогащать читательскую эрудицию учащихся;
— развивать читательское умение дописывать своё окончание сказки;
— создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе;
-воспитывать нравственные качества личности ребёнка (скромность, доброжелательность, справедливость).
— определять эмоциональный настрой произведения;
— выделять главную мысль произведения;
— оценивать поступки героев;
— определять авторскую позицию и выражать свою точку зрения;
— самостоятельно работать с текстом;
— читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод.
Учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс; карточки с заданиями для групп, карточки с вопросами, три ватмана, три маркера, таблички с надписями « Исследователи», «Сказочники», « Художники».
-Долгожданный дан звонок,
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой «Умнее всех».
— Кто автор этого произведения?
— Дома вы работали по карточке « Читатель-исследователь». Я предлагаю разбиться на группы, согласно вашему выбору домашнего задания.
За столом «Исследователи» займут места ученики, которые знакомили со сказкой своих членов своей семьи и узнавали их мнение о поступках героев.
Дети рассаживаются по группам.
— Сейчас проверим, насколько вы были внимательны, когда читали сказку дома. А помогут в этом рисунки «художников». Они покажут иллюстрации, а вы, ребята, определите эпизод, изображенный на ней.
«Художники» показывают иллюстрации, выслушивают ответы учеников и подтверждают или опровергают правильность ответов. (Рисунки вывешиваются на доску)
-Спасибо «художникам». Давайте узнаем, что нам приготовили «исследователи».
Ребята озвучивают мнение членов своей семьи о поступках героев сказки.
— Большое спасибо скажем «исследователям», и мы готовы послушать группу «сказочников».
Дети рассказывают своё продолжение сказки.
— Я благодарю всех за выполненную работу.
— Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах. Работая в группах, распределите обязанности всех участников. Давайте вспомним правила работы в группе.
Ø Выслушивай собеседника до конца.
— Сколько частей в сказке? (3 части)
На доске три ватмана
1часть 2 часть 3 часть
На доске написаны задания для работы в группах:
Ø озаглавьте свою часть, напишите на листе маркером.
Ø прочитайте по ролям;
Ø составьте вопросы к содержанию.
— Прочитайте задания и приступайте к работе. Когда работа будет выполнена, каждая группа оформит свой ватман.
Учитель наблюдает за работой в группах и помогает по мере необходимости.
Повернемся вправо, влево,
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Влево шаг. И снова стой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
— Ребята, пришло время проверить результаты вашей работы. Давайте узнаем, как вы справились с первым заданием.
— Прошу выйти к доске, прочитать заглавие части и прокомментировать его.
— А теперь мы послушаем чтение по ролям.
-Оцените чтение одноклассников. Какие советы можно дать этим чтецам?
— Ребята будут задавать вопросы, которые приготовили, работая в группе, а вы находить ответы в тексте и зачитывать их, называя страницу и абзац.
— Спасибо за работу, молодцы.
— А теперь я хочу задать вам несколько вопросов. Ребята, скажите, какой момент в сказке самый напряжённый? Почему так считаете?
– Кто из вас может этот эпизод (главный) разъяснить товарищам без слов, при помощи жестов, мимики?
— Сумели ли артисты передать кульминационный момент сказки?
— Спасибо артистам. Молодцы.
-У вас на столе лежит карточка с вопросами. Обсудите ответы на вопросы (в группах). Используйте текст.
1. Как автор относится к героям сказки? Почему?
2. Над чем смеётся автор этой сказки? Какие недостатки людей высмеивает?
3.Похожа ли эта сказка на басню? Чем?
Коллективное обсуждение наработок каждой группы.
— Перечитайте сказку и найдите юмористические эпизоды.
— «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А какой урок для себя сделал главный герой нашей сказки? Какие слова из текста это подтверждают? Прочитайте.
— Что имел, в виду Индюк, когда говорил, что ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ?
Цель: повторить произведение «Приемыш» и познакомить со сказкой И.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся продолжат учиться работать со схемой, характеризовать героев, делить текст на части, озаглавливает каждую часть, самостоятельно выполнять задания к тексту
познавательные: восприятие текста сказки, выразительное рассказывание понравившиеся части, правильное называние произведения, осознание понятий «сказка», «авторская сказка»;
регулятивные: планирование (выполнения задания в соответствии с поставленной целью), осуществление учебных действий (ответы на вопросы, ориентирование в тетради и в учебнике);
коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, инициативное сотрудничество;
личностные: оценка эмоционально-эстетического впечатления от данного произведения, расширение познавательных мотивов, умение соотносить поступки героев и события с принятыми этическими принципами.
I. Организационный момент.
— Подарите свои улыбки друг другу.
На доске висит пустая рамка для картины.
— Что, на ваш взгляд, можно поместить в эту рамку?
Ученики высказывают предположения (портрет героя, иллюстрация и т.д.)
— Ребята, сегодня на уроке речь пойдет о герое, но герое не обычном, а литературном. Литературные герои бывают разные: смелые и трусливые, красивые и не очень, добрые и злые, умные и глупые. А теперь – внимание! Главный вопрос нашего урока.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
На доске вопрос. Учитель просит высказать свое мнение.
Ребята отвечают, выражая согласие или несогласие.
— Я выслушала вас, но, думаю, что к единому мнению мы придем в конце урока.
У этого вопроса есть еще один секрет: в нем заключена тема нашего урока.
Но сначала отгадайте загадку.
Одновременно учитель читает стихотворение «Бывает в прозе этот жанр…»
Бывает в прозе этот жанр,
А может быть в стихах.
В нём чудеса и волшебство
Заключено в словах.
Здесь звери думают, как люди,
Злодеев тут накажут и осудят,
Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.
Их пишут авторы, из уст в уста передаёт народ.
С одной из них сегодня познакомиться
— О каком жанре говориться в стихотворении? Докажите свою точку зрения.
(жанр сказки: животные и предметы говорят, есть чудеса и волшебство, злодеев накажут и осудят и т.д.)
— Вернемся к вопросу и узнаем название сказки.
Используя знаки под буквами, расшифруйте слова в рамке. (1 ученик работает у доски)
III. Постановка целей урока.
Учитель предлагает сформулировать цели урока.
-Продолжим знакомиться с … (со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех»)
— Учиться читать … ( читать вслух и про себя быстро, правильно и выразительно)
— Развивать… (речь, внимание, память, мышление)
— Воспитывать в себе… (любовь к чтению, терпение, умение не
IV. Работа над материалом.
— Ребята, а теперь я предлагаю вам выполнить моделирование обложки сказки.
( Программа «Начальная школа. XXI век » предусматривает условные обозначения. В своей работе мы используем систему «заместителей» жанров ( геометрические фигуры) и тем ( цвета). Если необходимо составить модель обложки, то фамилия автора и заголовок дети пишут, а жанр и тему указывают «заместителями».)