Классный час «От цифирной школы к цифровой»
Сегодня мы поговорим о школе, какая она была В ДРЕВНОСТИ, разделимся на 6 групп и выберем капитанов команд
Каждая группа вытаскивает карточку с какой школой ей предстоит работать. Группа получает эмблему
По 2 человека в группе выделить для поделки головных уборов для своей команды
Что главное в школе, что есть в школе, кто в ней учится, кто получает образование?
Что нужно ученику для хорошего образования?
А чтобы школа давала хорошее образование, что должно быть в школе?
Давайте об этом и поговорим
Попытаемся сравнить учеников в разные времена обучения.
Возьмите кукол, девочку и мальчика, рассмотрите картинки и попытайтесь сделать из них учеников, то есть выберете для них одежду, подходящую для вашей школы
(учащиеся одевают кукол в учеников своей школы и приклеивают на подставки) (5 мин)
Затем объяснение, почему выбрана та или иная одежда.
Рассмотрите картинки и прочитайте текст, отберите рисунки, которые, по вашему мнению, соответствует типу школы вашей группы.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ:
В древней Греции, целью образования была подготовка граждан, обученных в искусстве, а также подготовленных для мирного и военного времени.
До 6 лет мальчиков учили дома их матери или рабы. В возрасте от 6 до 14, мальчики отправились в местные начальные школы или в частную школу.
Книги были очень дорогими и редкими, так что ученики читали вслух и должны были выучить все наизусть. Чтобы обучение было легче, ученики записывали правила на глиняных табличках и папирусах.
После этого, ребята обучались в высшей школе в течение четырех лет. Когда им исполнялось 18 лет, они шли в военную школу на два дополнительных года. В возрасте 20 лет, они заканчивали образование.
Девушки не учились в школе, но многие обучались читать и писать у себя дома, не выходя со своего двора. Тому примером Гипатия Александрийская — первая в истории женщина-учёный, которая была философом, математиком и астрономом.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Школы находились при храмах. И родители приводили детей с малолетства, когда они решали, что ребенок созрел для обучения. Сохранились сведения, что некий чиновник привел своего малыша в школу, когда ему исполнилось пять лет.
Девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет.
Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. А еще он рисовал и рисунки на папирусе. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.
На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наукам.
Будущие чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении различных технических устройств и даже в военном деле.
У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.
Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки — пособия, которые переписывали и заучивали. На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. «Речь сильнее оружия», «Речь спасает, но может и погубить», — читаем мы в древнеегипетских папирусах. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты. В данных школах было обязательное изучение следующих предметов:
1. пение 2. танцы 3. игра на музыкальных инструментах 4. рисование и 5. украшение идолов цветами и рисом 6. украшение пола узорами из стекла 7. игра на музыкальных стаканах, наполненных 8. плетение различных гирлянд 9. изготовление картин 10. использование драгоценностей для украшения наряда 11. магия 12. ловкость рук 13. приготовление пищи 14. приготовление лимонадов, соков, шербетов 16. изготовление из ниток попугаев, цветов, кистей, узелков и всякого другого 17. разгадывание загадок, головоломок 18. чтение 19. упражнения с мечом, луком и стрелами 20. архитектура и искусство строительства 21. знание золотых и серебряных монет и драгоценных камней 22. обучение попугаев и скворцов разговору 23. арифметика 24. умение создавать фигуры из глины
ДРЕВНИЙ РИМ
В Риме учебные заведения, или школы (scholae) для совместного обучения мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. до 7 лет дети воспитывались дома под присмотром рабов. Затем они отправлялись в школы, где обучались сыновья и дочери свободных римлян и вольноотпущенников, то есть бывших рабов. Владельцами таких частных школ чаще всего были греческие рабы, получившие свободу.
Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под руководством литератора, который учил чтению, письму и счету. Иногда арифметикой занимался особый учитель, именуемый знакомым нам словом калькулятор. Счетным материалом служили камешки, а также пальцы на руках. На левой руке были единицы и десятки, на правой — сотни и тысячи. Таблицу умножения ребята должны были зазубрить. Заучивая на память, ученики повторяли хором за учителем. Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме «фериями» (feriae), то есть праздничными днями.
Религиозных и государственных праздников было много, так что дети успевали отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: приблизительно с конца июля, когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major), наступали каникулярные дни — каникулярии (caniculares), иначе, «дни собачек», самые знойные в году. Дети прекращали занятия и возобновляли их только к середине октября, когда спадала жара. Зато учились римские мальчики и девочки целый день, от зари до вечера, делая перерыв лишь для обеда.
Специальных школьных зданий, подобных современным, не было, обычно снимали помещение в частном доме. Столов тоже не было, учитель восседал на катедре (кафедре) — кресле с высокой спинкой, а дети располагались на стульях или табуретах, держа в руках и на коленях школьные предметы. Писали на навощенных табличках. Иногда использовали папирусные свитки и даже пергамент, который после употребления продавался торговцам для обертывания. На стенах школьного помещения висели разной величины таблицы и картины с изображением мифологических и исторических сцен.
Девушки должны были знать литературу, грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из них специально занимались географией, геометрией, математикой и даже медициной. Мальчики 12 лет приступали к среднему школьному образованию. На этом этапе их учителем был грамматик, с которым они читали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От него они получали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Необходимым считалось изучение астрономии, грамматики и геометрии.
ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН
Почти в каждом городе Вавилона были школы. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.
К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель и контролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Параллельно с грамотой ученик постигал необходимые знания по истории, ритуалам, обычаям разных правлений.
Например «Книга песен» была не сборником народной эстрады, а содержала гимны и оды разных царств и династий, посвященные важнейшим событиям в их истории, содержала информацию о преданиях, нравах, обычаях всех известных к тому времени народов.
Главной целью обучения было освоение иероглифического письма.
Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.
А теперь, когда мы собрали маленького ученика в нашу школу, давайте на основе прочитанного создадим учебный класс.
Каждая группа получает макет своей школы и вырезанные классные предметы и пытается все это разместить в классе.
В конце обсуждение, по проекту, сравнение, что понравилось в данной школе, что другое сегодня, что осталось также
Мы с вами сегодня проследили долгий путь развития образования, почти от зарождения до настоящего времени, сравнили разные этапы в обучении.
Но давайте на этом не останавливаться, давайте каждый получит домашнее задание подумать о том, а какая она должна быть школа будущего? Спасибо за работу!
Фотографии школ, которые получились после завершения классного часа, на первом фото помимо древних людей бралась школа при Петре I.
Цифирная школа на Варварке. Как и что считали юные москвичи 300 лет назад
Появление светских начальных школ, инициированное Петром I, совершило переворот в российской системе образования. Особняком среди учебных заведений стояли цифирные (то есть арифметические) школы, где готовили будущую техническую интеллигенцию. Единственное сохранившееся до наших дней здание цифирной школы — белокаменные палаты XVI–XVII веков на Варварке, где при Иване Грозном находилась резиденция английской купеческой компании. Сейчас в нем работает музей «Старый Английский Двор», входящий в состав парка «Зарядье».
Долгое время упоминания историков о существовании здесь школы не имели прямого документального подтверждения. Однако в 2010 году сотрудники музея обнаружили в фондах Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга два документа, в которых было сказано, что одна из цифирных школ петровского времени с 1720 года находилась именно в этом здании. История школы — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Первые учителя и первые ученики
Столкнувшись с нехваткой грамотных специалистов для государственной и военной службы, Петр I провозгласил образование делом государственной важности. Его он поручил своему ближайшему сподвижнику Якову Брюсу, овеянному легендами обитателю Сухаревой башни, человеку науки и «колдуну». С родины Брюса, из Шотландии, был выписан профессор Абердинского университета Генри Фаркасон — на Руси его переименовали в Андрея Даниловича Фарварсона. Прибыв в 1698 году в Архангельск, в 1701-м он уже открыл в Москве Школу математических и навигацких наук, для которой была выделена Сухарева башня.
Ученики школы одними из первых на Руси познакомились с международным языком математики — арабскими цифрами, получив доступ к сокровищам мировой технической литературы. В те времена все еще пользовались архаичной и довольно неудобной системой буквенного счета, унаследованной от древних греков и римлян. Производить математические вычисления было крайне непросто — очень уж громоздкими получались вычисления, когда дело касалось больших чисел. Даже изучение иностранных языков не имело столь важных последствий для страны, как освоение арабских цифр.
В том же 1701-м в Москве была открыта Артиллерийская школа, чуть позже — Медицинское училище (1707) и Инженерная школа (1712). Работу этих профильных училищ значительно затрудняло отсутствие у учеников начальной подготовки. Петр I решил этот вопрос созданием четырех видов начальных школ: русских, цифирных, горнозаводских и гарнизонных. В цифирные школы принимали мальчиков из дворянских семей, детей чиновников — дьяков, подьячих, а также священнослужителей.
Жениться нельзя, учиться
Указ Петра I об открытии цифирных школ для обучения «малых ребяток из разных чинов» вышел в марте 1714 года. Согласно ему такие учебные заведения должны были открыться во всех губерниях и провинциях для обязательного обучения детей в возрасте от 10 до 15 лет. От учебы увильнуть было сложно: Петр I запрещал жениться юношам, которые бросали учебу. Таких молодых людей в XVIII веке называли хлестким словечком недоросль. Помните одноименную комедию Дениса Фонвизина и любимую фразу ее заглавного героя Митрофанушки? «Не хочу учиться — хочу жениться», — заявлял он.
«Послать во все губернии по несколько человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цыфири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны». Из указа об открытии цифирных школ.
Школы предлагалось размещать в архиерейских домах (церковно-административных учреждениях) и монастырях, а содержать их за счет доходов губерний. Это вызывало недовольство со стороны духовенства и местных властей, которые часто вопреки воле государя отказывались предоставлять помещения и содержать учителей за свой счет.
Детей обучали воспитанники профессиональных учебных заведений. Ученикам давали уроки «цифирной мудрости», основ геометрии, а также преподавали письмо и чтение.
Цифирная школа на Варварке
Цифирная школа на Варварке начала работу в 1720 году. Для нее было отведено подворье Нижегородского митрополита, которое размещалось на бывшем Старом Английском дворе с 1676 года.
Из сохранившихся документов известно, что прибывшие в Москву учителя и собранная группа учеников долгое время ждали, когда им предоставят помещение: «по неминутной нужде вышеописанное Нижегородское подворье для оной науки и отведено». Сколько длилось это ожидание, неизвестно.
Одна из двух сохранившихся описей с описанием цифирной школы в палатах Старого Английского двора была составлена стряпчим Качаловым и понятыми в 1722 году:
«Строение на подворье каменное, небольшое, верхнее и нижнее, с небольшими погребами; в комнатах полы частию досчатые или бревенчатые, частию кирпичные или земляные; всю мебель составляет несколько столов еловых (один дубовый) и деревянные лавки; окна больше стеклянные, но одно слюдяное, а несколько сенных и чуланов вовсе пустыя, одно однакож с железною решеткою; образ один без оклада, крыши драничныя, а частию лубочныя, ветхия; остаток сада: 7 яблонь, 2 груши обломанные, 2 пня яблонных, 7 кустов смородинных; дворовой городьбы ничего нет…»
Второе краткое описание цифирной школы на Варварке сохранилось в «доношении Святейшего правительствующего синода от 23 мая того де 1722 года». В нем говорилось, что двум учителям по указанию Московской губернской канцелярии выделили в каменном здании две жилые палаты, которые использовались как помещения для занятий с детьми. О трех нижних палатах сообщалось, что в них живут «их учителевы жильцы», то есть учителя сдавали внаем часть помещений, чтобы пополнить собственный кошелек.
В наши дни помещения, где находилась цифирная школа, занимают основной этаж здания. В ходе реставрации 1968–1972 годов были обнаружены те самые жилые палаты, которые в более ранних документах упоминаются как «Казенная палата» и «Поварня». В трех нижних палатах, в которых жили люди, снимавшие у учителей жилье, сейчас размещаются экспозиция, музейный магазин и гардероб.
В документах есть сведения о количестве учащихся на тот период: «да при них школьников сто человек». Как долго обучалось такое большое количество учеников и скольким из них удалось окончить московскую цифирную школу на Варварке, исследователи пока не выяснили.
Челобитные от дворян и закрытие школы
Меры педагогического воспитания в арифметических школах были суровыми: за провинности полагались телесные наказания. Среди учеников наблюдались случаи побегов. С 1716 года государю начали поступать челобитные от представителей разных сословий с просьбами освободить их детей от обязательного обучения в цифирных школах. Царь пошел навстречу просьбам и первыми освободил дворянских детей, а с 1720 года — купеческих.
В большей степени на угасание первых арифметических школ повлиял Духовный регламент 1721 года, написанный сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем. Этот документ давал право духовенству открывать архиерейские школы для детей священнослужителей, которые на тот момент составляли половину всех учеников цифирных школ. В конце концов все сословия, кроме разночинцев, были освобождены от обязательного обучения, дети отправлялись в светские школы только по желанию родителей.
К концу правления и жизни Петра I практически в каждой российской губернии было две школы: светская и духовная. Как и многие другие начинания Петра I, система образования, построенная царем-реформатором, пришла в упадок вскоре после его смерти. Цифирные школы не нашли поддержки ни у дворянства, ни у духовенства: их представители стремились обособить своих детей от других сословий. Спасти цифирные школы пыталась Адмиралтейская коллегия путем объединения их с архиерейскими школами, но Святейший правительствующий синод выступил категорически против подобных инициатив. В 1744 году вышел указ Правительствующего сената о соединении оставшихся заведений с гарнизонными школами — низшими военно-учебными заведениями: «тем особливым Арифметическим школам не быть, а соединить оныя с гарнизонными школами, так как и в Москве учинено».
За короткий срок своего существования арифметические школы помогли осуществить одну из ключевых задач петровских реформ в области просвещения. Их выпускники оказались незаменимы на кораблях молодого русского флота и там, где государева служба требовала знаний и высокого профессионализма. А знаменитая «Арифметика» — учебная энциклопедия, составленная Леонтием Магницким по повелению Петра I, позднее попала в руки юного Михаила Ломоносова, бесповоротно изменив как его судьбу, так и судьбу России.
«От цифирной школы к цифровой» Сценарий Урока знаний
» Ох, уж эта школа!»
Вступление (звучит песня «Учат в школе»).
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б ни нуждался в знанье.
Всегда стремился к знанью человек…
Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит учиться, кто не любит учиться, но учится.
2 ученик: (с места) Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над детьми!
2 Ведущий: Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
1 Ведущий: Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране Чудес», к тому же был ещё профессор математики.
А теперь давайте посмотрим, как вы сочетаете в себе знания математики и русского языка, музыки и английского, истории и литературы.
Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов)
Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола)
Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?
«В математике есть своя красота, как в поэзии». Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
2.Урок иностранного языка
Какая цифра в переводе с латинского означает » никакая»? (0)
Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра (периферия)
У греков это натянутая тетива, а у нас? (гипотенуза)
Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает «ступень, шаг, степень»? (градус)
Какой геометрический термин образовался от латинского слова «отвесный»? (перпендикуляр)
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)
4.Урок русского языка
Вы должны по очереди говорить пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел.
Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными? (прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная)
Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа? (три!)
Арифметика! Даже в каменный век
Обращался к тебе человек.
Без тебя невозможно предметы считать,
Невозможно построить мосты
Там, где сложное, новое надо создать,
Лучшим другом становишься ты.
Если раньше тебе приходилось одной
Много трудных вопросов решать,
То теперь на просторах планеты большой
Ты у нас многодетная мать.
С ними в жизнь претворяем мечты,
Но запомни: огромным успехом своим
Человеку обязана ты.
Что на Руси раньше называли » ломаными числами» (дроби)?
Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось «в кружало и а правило». К помощи каких инструментов прибегли мастера? (циркуль и линейка)
1) Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?
А) «Основы» Б) «Начала» В) «Старты» Г) » Истоки»
2) Какой раздел математики греки называли » искусством чисел»?
А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) Теория чисел
3)Какие бывают современные фотоаппараты?
А) Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические?
4) Какие числа употребляются при счете?
А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные
5)Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами, беспристрастного?
А) третья сторона Б) пятая сторона, В) седьмая сторона Г) десятая сторона
6) Как называют верхний угол футбольных ворот?
А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка
7)Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч?
А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда
8)Какое из этих выражений является синонимом слова «мало»
А) Куры не клюют Б) Пруд пруди В)Кот наплакал Г) Ворона накаркала
9)Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана «Принцесса цирка»?
А) Сэр Игрек Б) Мистер ИКС В) Лорд Зет Г)Синьор Пи
10)Какими бывают математические неравенства?
А) Неточными Б) Нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными
11) Закончите название книги Дж. Толкиена » Властелин. «
А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров
А) высота Б) сторона В) медиана Г) биссектриса
2 Ведущий: Сдавайте свои ответы, я хотела бы закончить нашу встречу словами из песни: песня «Мы желаем счастья вам»
Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.