Лидия Михайловна («Уроки французского»)
Рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» по праву считается жемчужиной школьной программы по литературе. История, рассказанная в нём, пронизана добротой, состраданием, искренностью, мудростью. Показательной является характеристика образа Лидии Михайловны — главной героини рассказа, молодой учительницы французского языка. Именно её персонаж является своеобразным вектором на пути добра и справедливости.
Образ главной героини
Лидия Михайловна — девушка двадцати пяти лет. Она хорошо образована, интеллигентна. Автор делает акцент на преподаваемом героиней предмете, его выбор здесь неслучаен. Казалось бы, для одухотворенной девушки, какой является Лидия Михайловна, больше подошло бы преподавание литературы. И всё же Распутин останавливается именно на французском языке, объясняя это тем, что героиня сама когда-то имела трудности с его изучением. Через некоторое время она смогла побороть личные сложности, преодолела страхи и стала преподавать французский язык.
Показательно, что Лидия Михайловна не только упорна в достижении поставленных целей, она ещё настоящий альтруист. Стоит лишь вспомнить, что местом своей работы она выбирает не жаркую Кубань, а холодный сибирский городок. Сама учительница не считает своё решение подвигом. Распутин раскрывает перед читателем образ человека, достигшего необыкновенных нравственных высот и не замечающего своей исключительности, ведь скромность и сдержанность были отличительными чертами этой учительницы.
Распутин также делает намёк на семейное положение героини: вероятно, она была замужем. Причины распада брака не называются, но можно отметить, что повествование о личной жизни учительницы ведётся в ироническом тоне. Отсюда можно сделать вывод, что особенности семейной жизни только закалили характер героини.
Лидия Михайловна — настоящий педагог. Она оценила целеустремлённость в учёбе своего ученика, главного героя рассказа, увидела в нём хорошие способности к обучению и хотела помочь им развиться.
Психологическая характеристика героини
Основные черты характера Лидии Михайловны — доброта, способность к состраданию, внимательность. Автор, неоднократно подчёркивая молодой возраст героини, намекает, что она ещё не имеет должного опыта в общении с детьми, в отличие от своих старших коллег, но, тем не менее, врожденное чувство справедливости и искренность, помогают ей завоевать симпатию учеников.
В рассказе этот персонаж является антиподом другого героя — директора школы, который холодно и формально относится к своим должностным обязанностям. В трагический момент повествования, он пускает ситуацию на самотёк, даже не желая разбираться в ней, тогда как молодая преподавательница французского языка никогда не обходила вниманием каждого ученика, стремилась решить возникающие конфликтные ситуации мирным путём.
Лидия Михайловна, заметив, что её одиннадцатилетний ученик недоедает, под видом дополнительных занятий приглашает его к себе и пытается накормить. Но мальчик из-за своей гордости отказался. Затем учительница присылает ему посылку, как будто от матери. Но мальчик отказывается: он понял, что посылка от учительницы. И тогда Лидия Михайловна предложила ему играть на деньги в «пристенок». Она «проигрывает», чтобы на эти деньги мальчик смог купить себе молоко. Когда эта хитрость ей удалась, Лидия Михайловна была счастлива.
Для того чтобы острее прочувствовать данную ситуацию, стоит мысленно перенести в то время. Жизнь советских людей строго регламентировалась различными законами, отступление от которых жестоко каралось. Лидия Михайловна прекрасно знала, чем ей грозит подобная вольность. Но милосердие и чувство долга перед ребёнком, который недоедает, не позволили учительнице поступить иначе. Выбирая между возможностью сохранения собственного доброго имени и помощью мальчику, героиня, не задумываясь, отдаёт предпочтение второму.
Важно помнить, что сам рассказ ведётся от лица выросшего главного героя — того самого маленького ученика смелой учительницы. Спустя много лет он помнит своего педагога, отзывается о нём с бесконечной теплотой.
Прототип героини
Прототипом героини рассказа «Уроки французского» является Лидия Михайловна Молокова, учительница Валентина Григорьевича Распутина. Писатель говорил, что в этом рассказе ему ничего не пришлось выдумывать, так как он описал своё детство.
Заключение
Вообще, образ Лидии Михайловны может стать эталоном для настоящих учителей, преданных своей профессии, для которых педагогика является не просто способом заработка, а призванием. Честная, бескорыстная, верная делу и людям, Лидия Михайловна заслуживает уважения у читателей и дарит надежду на то, что школьники, ознакомившись с гениальным рассказом Распутина, будут стараться приумножать добро и милосердие в мире.
Лидия Михайловна
Главным героем рассказа считается мальчик, без имени и фамилии. Если рассуждать об основной теме текста – это доброта, проявленная по отношению к нему учителем. Лидия Михайловна «Уроки французского» – олицетворение высокой нравственности, идеал учительства, настоящий педагог и человек с большой буквы.
Учитель французского языка
Начиная с предмета преподавания, автор привлекает внимание к школе послевоенных лет. Почему выбирает писатель французский язык для главной героини? Более правильным кажется литература, строящаяся на воспитании души. Но здесь другой подход. Автор показывает, что девушка точно знала, кем будет. Французский язык ей был труден в школе. Она доказала себе и окружающим, что сможет его освоить, и будет помогать таким же как она добиваться успехов в его овладении. Упорство молодого педагога подкупает.
Сомневаться, что она правильно выбрала свой путь, невозможно. Лидия Михайловна едет преподавать не к себе на Кубань, где солнце и яблоки, а в Сибирь, где холод и голод. Она сама еще не до конца осознает значимость поступка: «…а приехала почему-то сюда…». Учительница воспитала в себе такой уровень нравственных качеств, что читатель убеждается в ее удивительном характере. Характеристика учительницы скрыта за поступками.
Директор школы
Другой педагог, находящийся рядом с ней, – это директор. Все детали в описании Василия Андреевича противопоставляются главной героине. Оба педагога живут в учительском доме, но у директора «большая половина». Василий Андреевич серьезный человек, а девушка не считает, что это основное качество учителя.
Иногда, по ее мнению, нужно забывать о профессии. Постоянное обучение может сделать человека «бякой и букой», живым людям будет скучно с ним общаться. Лидия понимает, что «может научить совсем немногому».
Характер педагога
Описание Лидии Михайловны ярко выделяет два качества – внимательность и доброта. Учительница еще очень молода. Автор говорит, что ей около 25 лет. Нет опыта работы и общения с детьми в сравнении с директором. Рассказчик предполагает, что Лидия «успела побывать замужем». В этой фразе есть некая доля юмора. В женщине чувствовалась смелость и уверенность. Уже в методике преподавания чувствуется внимательный человек. Лидия Михайловна входила в класс, здоровалась с детьми и осматривала каждого ученика. Она делала замечания, они были произнесены в шутливой форме, но были обязательны. Ученики тоже относились к педагогу внимательно. Дети точно знали, куда смотрят косые глаза. Мальчик чувствовал взгляд внимательных глаз. Все его «…беды и несуразности…взбухают и наливаются …дурной силой…». Портрет испуганного ребенка встает перед глазами. От педагога ничего нельзя было спрятать.
Другое качество характера – упорство. Уже закончив обучение, Лидия Михайловна продолжает заниматься французским: слушает записи на пластинках. Женщина упорно помогает мальчику. Она отправляет посылку с макаронами, затем, уже с Кубани, с яблоками. В учителе нет обиды. Она не связывает увольнение с ребенком, ради которого пошла на уловки.
Образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского сочинение
Одним из основных персонажей произведения является учитель французского языка Лидия Михайловна, являющаяся классным руководителем в пятом классе школы, расположенной в небольшом сибирском районном центре.
Писатель изображает учительницу в качестве молодой женщины двадцати пяти лет, побывавшей замужем.
Характерными чертами Лидии Михайловны являются ее тонкий ум, отзывчивость, чуткое и доброе отношение к окружающих людям.
Лидия Михайловна отличается красивой, привлекательной внешностью, имеющей правильные черты лица и раскосые глаза, которых она немного стесняется и порой прищуривается.
В классе Лидии Михайловны обучается главный герой рассказа, смышлёный мальчишка, приехавший в город из далекой глухой деревеньки, которому не удается постичь сложный иностранный язык.
Однажды заметив на лице мальчика следы от ударов, Лидия Михайловна узнает, что ребенок с целью приобретения стакана молока решил играть со старшеклассниками на деньги.
Сочувствуя бедственному положению мальчишки, учительница принимается оказывать ему всяческую помощь и поддержку. Лидия Михайловна назначает ему дополнительные уроки, которые проводит у себя дома, где пытается угостить ребенка вкусным ужином и десертом, анонимно отправляет посылки в адрес мальчика с продуктами и различными мелочами. Но ее попытки не венчаются успехом, поскольку главный герой обладает скромностью и чувством собственного достоинства, не позволяющим ему признавать существующие проблемы и принимать дары от посторонних людей.
Лидия Михайловна с уважением относится к решению гордого мальчика, уважая его силу воли, но пытается хоть каким-то образом поддержать маленького гордеца. Поскольку женщина имеет неплохую работу с хорошим заработком, она задумывает начать играть с мальчиком на деньги для того, чтобы дать ему возможность заработать на продукты питания самостоятельно.
Данный неблаговидный поступок преподавателя становится известным для окружающих людей и Лидия Михайловна, уволившись с должности, вынуждена покинуть сибирский городок и вернуться на родные кубанские места.
Повзрослев, главный герой постоянно вспоминает уроки, данные ему доброжелательной учительницей, воспитавшие в мальчике человечные и порядочные качества, и ощущает чувство глубокой благодарности к самому лучшему преподавателю французского языка, к Лидии Михайловне.
Сочинение Лидия Михайловна
Неудивительно, что В. Распутин решил посвятить начало своего произведения «Уроки Французского» именно этой героине. Она внимательна, наблюдательна и честна с самой собой. Осторожно действуя, она старается помочь главному герою, одинокому ребенку, который пытается справиться с голодом. Молодая учительница замечает в нем потенциал, из-за чего приглашает к себе домой, нестандартно «убив двух зайцев». Она надеется накормить и дать урок французского языка мальчику, однако он оказывается настоящим примером человеческого достоинства, в следствии чего отказывается от предложенного обеда, даже если в желудке играли нотки голода. За это она полюбила мальчика, ведь ценила в людях честность, трудолюбие и гордость, что имелось в мальчишке с лихвой.
Осознав, что она потерпела поражение, Лидия решает принять другой метод. Она посылает посылку с богатыми принадлежностями: сахаром, макаронами и гематогеном. Однако и это решение терпит крах. Её задумка становится раскрытой, и учительнице не остается ничего другого, кроме как снизойти до низости: играть с учеником в карты на деньги. Она делает это в надежде на то, что на выигранные деньги мальчик пойдет и купит себе что-то съестное, при этом рискуя не столько своей репутацией, насколько своим достойным местом работы.
Конечно же, Лидия Михайловна подозревала о неудаче и знала, на что шла, зато чувствовала, что может закрыть чью-то боль, в ответ чего быть нужно. Читатель с горем наблюдает, как учительнице приходится уехать из города из-за горестного разоблачения и запрета азартной игры. Но ей удается заложить те семена труда и упорства, которые она пыталась донести до своего ученика через обычные уроки. Она тот человек, которого мальчик будет помнить с благодарностью. Молодая, зоркая и красивая Лидия навсегда останется в памяти мальчика, ведь кто как не она заложила в его сердце плоды великого человека.
Вариант 3
Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» – это история деревенского мальчика. Пятикласснику пришлось приехать в районный центр и жить у чужих людей. Все потому, что в селе была только начальная школа. Мальчишка был умный, способный и целеустремленный. Он стал первым ребенком из их деревни, который поехал учиться в старшую школу. Еще сохранились отголоски войны. Простые люди жили бедно, приходилось голодать. К тому же у мальчика была анемия. В одиннадцать лет началась его новая – самостоятельная жизнь.
Единственным человеком в городе, которому парнишка не был безразличен стала его классная руководительница. Лидия Михайловна – молодая женщина. На тот момент ей было около двадцати пяти лет. Скорее всего уже побывала замужем. В ее манерах и жестах чувствовался опыт и уверенность. Преподавала она французский язык, который нелегко давался школьнику из-за произношения. Несмотря на молодость и небольшой педагогический стаж, она была самым внимательным педагогом. И особенно интересовалась ребятами, у которых была классным руководителем. От нее ничего нельзя было скрыть.
Героиня умная, красивая, аккуратная и женственная, приятно пахнет духами. У нее модная короткая стрижка и темные волосы. Глаза слегка косят, чтобы это скрыть она их все время щурит. Лицо ее правильное, но не слишком живое. Нет активной мимики, она редко улыбалась на уроках. Хотя иногда шутила с ребятами. Ее улыбка была тугой и почти не раскрывалась до конца. Голос достаточно тихий, сдержанный будто что-то ему мешает, не дает волю.
Автор отмечает, что с годами учителя приобретают слишком строгое выражение лица, даже самые добрые. Но у Лидии Михайловны всегда была озорная хитрость в глазах. Сама же она считала, что человек стареет не с возрастом, а когда губит ребенка у себя в душе. При личном общении Лидия была веселой, живой и даже озорной как девчонка. Работа педагога накладывает определенные рамки. Но героиня уверена, что педагог не должен всегда быть серьезным и скучным.
Дома у нее чисто и аккуратно. Девушка не только хороший педагог, но и отличная хозяйка. В доме было много книг и редкая для того времени вещь – радиоприемник.
Лидия по-своему наивна. Она очень была удивлена, когда узнала, что в деревне нет ни макарон, ни гематогена. Да денег как таковых тоже нет. Зато она с тоской вспоминает о кубанских яблоках и родном крае.
Со своим учеником они во многом похожи. Обоим присущи настойчивость и целеустремленность. И желание добиться своего. Преподавателем французского героиня стала потому, что в школе ей этот предмет не давался. И она хотела доказать, что сможет его выучить не хуже других. Когда директор застает героев за игрой, Лидия Михайловна не начинает оправдываться или врать. А смотрит Василию Андреевичу прямо в глаза и спокойно отвечает.
Лидия Михайловна – хороший человек и прекрасный учитель. Возможно, она где-то и допустила ошибку. Но исключительно из добрых побуждений. Она навсегда оставила светлый след в душе автора.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского
Популярные сегодня темы
Сочинения по произведениям Короленко
Аркадий Кирсанов – это юноша двадцати трех лет, дворянин, сын помещика. Он только окончил школу, но уже хочет казаться взрослым. Аркадий легко поддается влиянию более сильных личностей
Каждый человек на нашей планете представляет особый интерес с точки зрения тех норм, ценностей, которые в нем заложены. Без противоборства разных сил – добра и зла невозможно представить мир, отношения людей.
Находясь в школьном коллективе, иногда задумываешься о жестокости и насмешках. Это могут быть необидные и добрые шутки сегодня, и совершенно противоположные высказывания уже завтра
Шукшин написал огромное количество разных произведений и каждое из них достойно внимания. В этой статье будет рассказано об одном произведении «Гринька Малюгин».
Образ учительницы
Рассказ начинается с описания школьного предмета, автор акцентирует внимание читателя, что действие происходит в послевоенные годы. Многих сразу же интересует вопрос, почему главная героиня преподает именно французский язык. Вполне логичной стала бы литературы, являющаяся основой для:
Но писатель выражает другой подход к преподаванию. Ведь девушка отчетливо осознавала, что иностранный язык, который давался ей с таким трудом, станет ее основным жизненным направлением. Пройдя через множество испытаний, героиня доказала окружающим людям и себе лично, что в стремлении к мечте можно добиться успеха. Далее она помогает подобным себе овладеть сложным предметом. Упорство и целеустремленность учительницы подкупают каждого читателя.
Отсутствуют какие-либо сомнения касательно того, что молодая женщина правильно выбрала жизненное направление. Как показывает образ Лидии Михайловны из «Уроков французского», она по окончании учебы не возвратилась на родную Кубань, где много яблок и солнца, а отправилась в далекую и холодную, суровую Сибирь. Из рассуждений учительницы известно, что она и сама не могла объяснить столь неожиданный поступок, рвение души привело ее в далекий край.
Героине удалось воспитать в себе стойкие нравственные качества, в которых читатель не сомневается ни минуты. Весь ее внутренний мир скрыт за положительными и смелыми поступками.
Знакомство с директором школы
Рядом с Лидией Михайловной присутствует еще один преподаватель. По совместительству он является директором Василием Андреевичем. В описании его образа прослеживаются полностью противоположные черты, свойственные доброй и отзывчивой молодой героине. Местом проживания обоих педагогов выступает учительский дом, но его большую часть занимает директор. Мужчина описывается в образе серьезного человека, что, по мнению учительницы иностранного языка, не является первостепенным качеством в педагогике.
В жизни бывают случаи, когда педагогу необходимо забывать о своем профессиональном призвании, так считала главная героиня. При постоянном и регулярном обучении человек превращается в «бяку и буку», с которым окружающим людям будет попросту скучно. Лидия же утверждает, даже убеждает читателя, что в состоянии обучить лишь немногому. Основные навыки и профессионализм человек познает самостоятельно.
Такое мнение молодой девушки категорически не принимает директор. Ему безразличны судьбы воспитанников и их учителей, он относится к ним абсолютно равнодушно. Писатель подробно рассказывает, что директор сильно возмущается, буквально задыхается от происходящего. Ему чуждо понятие доброты, оно находится за гранью его понимания. Между проблемами, которые возникают у детей, и директором-педагогом образуется целая стена непонимания.
Особенности характера девушки
В описании учительницы «Уроков французского» Лидии Михайловны выделяются ее основные качества. Из них представлены основные черты:
Она еще не имеет должного опыта в общении с воспитанниками, чего нельзя сказать о директоре. Автор допускает мысль, что учительница уже побывала замужем, но при этом выражается иронично и с нотками юмора. Молодая особа, несмотря на юные годы, проявляла в общении с окружающими уверенность в себе и смелость.
Методика, используемая во время преподавания, указывает на внимательность учительницы. При входе в класс с порога она вежливо здоровалась с присутствующими, пристально осматривала каждого из них. Если имелись какие-либо замечания, Лидия Михайлова озвучивала их шутливо и непринужденно, но они оставались обязательными.
Каждый ученик знал и понимал, в какую сторону во время урока устремляются раскосые глаза. Мальчик явно ощущал на себе взгляд педагога, от нее невозможно было утаить все несуразности и беды.
Портрет испуганного мальчика без имени постоянно всплывает в подсознании героини. От нее невозможно было ничего скрыть.
Немаловажным качеством в характере учительницы выступает ее упорство. Даже по окончании обучения она продолжает совершенствовать свой французский, прослушивая записи на специальных пластинках, изучая литературу. Лидия Михайловна стремится всячески помочь юноше. Даже когда она уехала, отправляла посылки с провизией из родной Кубани в голодную Сибирь. Учительница не держит обид, не винит мальчика в увольнении, ведь на хитрые уловки она пошла осознанно.
В рассказе с точным описанием портрета Лидии Михайловны отражены важные проблемы общества. И далеко не все из них связаны с преподаванием и школой. Многие темы заставляют читателя задуматься о доброте и нравственности, порядочности современного человека.
Лидия Михайловна в рассказе «Уроки французского»: образ и характеристика учительницы, описание внешности и характера, портрет в цитатах
Лидия Михайловна является учительницей французского языка и классным руководителем главного героя.
Ниже представлен образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского»: описание внешности и характера учительницы, ее цитатный портрет.
Смотрите: Все материалы по рассказу «Уроки французского»
Учительница Лидия Михайловна в рассказе «Уроки французского»
«. Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. «
«. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания. «
«. Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того. «
«. Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят. «
«. Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее. «
«. Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате. «
«. я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой. «
«. Но, как ни прятал я ее, как ни npикусывал, а Лидия Михайловна разглядела. «
«. Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор. «
«. да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек. «
«. пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других. «
«. А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. «
«. А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала. «
Лидия Михайловна и уроки французского
«. Вы играете на деньги с этим? Играете с учеником?! Я правильно вас понял. «
«. Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. «
«. мне пришла на школу по почте посылка в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. «
Это был цитатный образ и характеристика Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского»: описание внешности и характера героини, ее цитатный портрет.