Характер главного героя рассказа Уроки французского
Главным героем рассказа известного русского писателя Валентина Распутина является 11-летний безымянный пятиклассник, которого в тексте называют просто «мальчик. Немаловажную роль в становлении его личности сыграло время действий в рассказе, а именно это был послевоенный период – годы бедности.
2 вариант
Главный герой произведения – это мальчик одиннадцати лет, чьё имя не указано на страницах книги.
Мальчик начинает самостоятельную жизнь очень рано. Поскольку в своей деревне он хорошо учился и признавался очень способным и умным, то родители решаются отправить его на обучение в райцентр. Жить он остается у знакомой тети Нади и продолжает успешно посещать школу.
Семья главного героя бедна. Мальчик постоянно недоедает, продукты, которые ему присылают из деревни, быстро заканчиваются. Также большая часть продуктов таинственным образом куда – то пропадает. Но мальчик даже старается не задумываться, куда пропадают продукты. Ведь по соседству живет одинокая мама трех ребятишек, у которых положение еще более безвыходное, чем его. Думает не только о себе, но и о других. Лишь переживает, что мать отрывает эти продукты от братика и сестренки.
Тощий и диковатый мальчуган, чья одежда стара и неопрятна. Без матери он одинок, за ним некому позаботиться. Он очень тоскует по дому. Но, несмотря на это не жалуется матери, приехавшей навестить его. Не выдает своего трудного положения. Он чувствует ответственность, ведь родители возлагают на него надежды. Понимает, на какие жертвы им приходится идти ради него. В такие моменты проявляется сила характера и мужественность этого маленького человека.
Практически все предметы в школе мальчику успешно поддаются, кроме французского языка. Учительница, Лидия Михайловна, сильно проникается к одинокому ребенку и пытается помочь ему освоиться. Но гордый и честный главный герой скромен и не принимает еду от женщины, пытающейся оказать помощь. Мальчик начинает играть на деньги с другими мальчишками ради того, чтобы заработать на молоко, которое так ему необходимо. Ведь он страдает от малокровия. Но играет он только до того момента пока не выиграет суммы, необходимой для покупки молока. Это говорит о то, что он не азартный человек, ищущий выгоды. Когда учительница узнает об этом, то проникается к мальчику, и под предлогом уроков французского, берет над ним опеку. И даже начинает играть с ним, чтобы дать шанс выиграть мальчику так необходимый ему рубль.
По мере развития событий в рассказе и вместе с тем, дружеских отношений, учителя и ученика, становится понятным, что это две одинокие души, одной из которых так нужна была забота и поддержка, а другой необходимо было этой заботой окружить кого – то, наконец – то нашли друг друга.
Также читают:
Картинка к сочинению Характер главного героя рассказа Уроки французского
Популярные сегодня темы
Замечательный русский художник Борис Кустодиев любил изображать на своих полотнах обычные бытовые сцены. На них мы видим то собравшийся на городской площади народ, то обычную утреннюю прогулку молодой женщины
Денисов Василий Дмитриевич являлся гусарским офицером, азартным человеком. Денисов так же был командиром и хорошим другом Ростова. Его можно описать как храброго, способного на необдуманные поступки человека.
Одно из древних сказаний о красочной новгородской жизни дошло до наших дней. В былине о Садко обычный житель Новгорода не раз совершает фантастические погружения в бездну моря и возвращается сухим и невредимым.
Специально или нет, но Пушкин не закончил роман. Возможно, он даёт шанс читателю самому дописать эпилог и поставить точку. В таком случае, моя версия будет такой.
Свою работу над произведением «Замок» Франц Кафка начал, когда приехал на Чешский курорт Шпиндлерув Млын. Был 1922-й год. В начале автор вёл повествование от первого лица
Характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского»
«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. Герою рассказа пришлось очень рано повзрослеть — окончив начальную школу, он вынужден продолжать учёбу в райцентре, вдали от своей семьи. За свой короткий век ему довелось пережить множество несчастий: бедность, разлуку с родными, унижения со стороны сверстников и голод, жуткий голод.
Герой рассказа — одарённый ребёнок, который всеми силами тянется к знаниям. Жители деревни, в которой жил мальчик, ценили его за пылкий ум и помощь с выигрышем денег на облигациях. Они и убедили маму отправить сына учиться в райцентр: «Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.»
Мальчик очень привязан к своей семье, к родной деревне. Он стойко переносит все тяготы бедности, обучение в школе даётся ему легко. Однако переезд из дорогого сердцу места ребёнок переживает очень тяжело: «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой». Тоска по дому мучает его сильнее, чем все те лишения, с которыми он вынужден мириться.
В свои одиннадцать лет герой рассказа обладает невероятной силой духа. Страдая от голода, он понимает, что жаловаться на это своей и без того несчастной матери нельзя: «Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду». В столь юном возрасте ребёнок осознаёт, что нужно справляться с неприятностями самому, а не ждать помощи от других.
Присуща мальчику и застенчивость, в которой он сам признаётся, говоря о себе как о человеке «от природы робком и стеснительном». Эта застенчивость не позволяла ему прикоснуться к еде в присутствии учительницы, заставляя забыть о чувстве голода: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.»
Но вместе со стеснительностью герою свойственны гордость и чувство собственного достоинства. Мальчик готов стоять за свою честь, даже если ему приходиться из-за этого пострадать. Так, повздорив с Вадиком, парнем, руководившим игрой на деньги, он стоял на своем, зная, что его за это будут бить: «Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел». Даже когда мальчика избивали двое других, он продолжал отстаивать свою правоту. После того, как ситуация стала известна классному руководителю, мальчик боялся исключения из школы во многом потому, что подвёл бы этим и близких, и себя самого: «Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»
О гордости мальчика говорит и то, что он не принимал помощь от своей классной руководительницы. Лидия Михайловна, достаточно обеспеченная молодая учительница, видела, что ребёнок голодает, и искренне желала помочь ему. Поскольку ученик отказывался есть у неё дома, она попыталась пойти на хитрость, передав ему коробку с едой. Но, догадавшись о том, что в коробке вовсе не переданные из дома продукты, герой отказывается в дальнейшем принимать такие «посылки». Тогда Лидия Михайловна решила играть с ним на деньги, тем самым давая ему возможность покупать себе еду. Это была единственная возможность помочь бедному, но гордому мальчику.
Главный герой рассказа «Уроки французского» — человек с тяжёлой судьбой. Но, несмотря на это, ему не чужды честь, достоинство, уважение к себе и окружающим. Будучи смышлёным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и терпеливо переносить любые трудности на своём пути.
Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»
Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»
Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.
Лидия Михайловна, учительница французского языка
Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.
Василий Андреевич, директор школы
Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.
Федька
Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.
Вадик
Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.
Птаха
Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
Тишкин
Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 5
Кто главные герои рассказа Уроки французского
Рассказ «Уроки французского» В. Распутин написал в 1973 году. Произведение написано в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого В. Распутина.
Краткая характеристика персонажей
Главные герои:
Другие персонажи:
Второстепенными героями рассказа являются руководитель школы Василий Андреевич, мама главного героя, мальчишки Птаха, Тишкин, Федька, а также школьный шофер дядя Ваня.
Подробная характеристика героев
В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.
Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.
Главные герои:
Второстепенные персонажи:
В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.
Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.
Самые запоминающиеся персонажи рассказа
Действие повести происходит в 1948 году, мальчик Володя живет в сибирской деревне с мамой. Жизнь в то время была тяжелой, повсюду — голод и безденежье. Мы немного узнаем о судьбе рассказчика.
У него есть мама, которая очень сильно его любит, настолько, что готова отдать последнее. Отца нет, можно предположить, что он погиб на фронте. Также есть младшая сестренка. Несмотря на юный возраст, Володя пытается заботиться о своей сестре: учит ее глотать семена, чтобы по весне взошел урожай и больше не хотелось есть.
В их селе есть только начальная школа, но мальчик проявляет способности к грамоте, поэтому мама отправляет его учиться в город. В городе жить становится еще тяжелее, Володя постоянно испытывает голод, его одежда старая и поношенная, нет даже зимних сапог. Он всегда с нетерпением ждет посылок с картошкой от матери.
Он понимает, что семья тети ворует его продукты, но делает вид, что ничего не замечает, ведь сам знает эту нужду. Володя морально старше своих ровесников. Тяжелая жизнь заставляет его рассуждать по-взрослому. Деньги, выигранные на пустыре, он тратит не на конфеты или игрушки, а покупает молоко.
Когда Лидия Михайловна предлагает с ней пообедать, он отказывается, хотя голодному ребенку очень сложно себя пересилить. Точно так же он отказывается от продуктов, присланных учительницей, соглашаясь брать только «честно» выигранные деньги.
Второй основной персонаж — преподавательница французского Лидия Михайловна. Это совсем молодая женщина, лет двадцати пяти, которая волей судьбы приезжает на работу именно в эту школу. У нее короткие черные волосы, чуть косящие глаза, тихий голос. Рассказчик предполагает, что учительница уже была замужем.
Она обращает внимание на избитого мальчика и когда узнает, что его били за азартную игру, поступает неожиданно. Она не рассказывает директору, а пытается войти в положение ребенка, которого на это подтолкнул голод.
Очевидно, Лидии Михайловне тоже живется нелегко, но она хочет хоть чем-то помочь способному ученику. Да, она прекрасно понимает, что это против правил и чем может ей грозить. Но все равно делает это, потому что лучше она, чем кто-то другой.
Все второстепенные герои повести также не случайны. Каждый из них преподает герою определенный урок. Мальчишки, играющие на деньги, учат тому, что никто не любит тех, кто лучше других.
Заводила Вадик и его подпевала второгодник Птаха избивают героя за то, что он часто выигрывает и не хочет делиться. Одноклассник Тишкин впервые знакомит с предательством, когда рассказывает учительнице об азартных играх, хотя он и сам играет в них.
После знакомства с персонажами повести становится очевидно, что в любых обстоятельствах есть плохие люди, а есть хорошие. Тяжелая жизнь не меняет человека, а лишь лучше раскрывает его суть.
Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.
Читайте также: Бедность не порок – сочинения и анализ пьесы Островского.
В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью.
Характеристика главного героя «Уроки французского»: образ, описание мальчика, внешность, характер, портрет
Главный герой рассказа «Уроки французского». Иллюстрация В. Гальдяева |
Главным героем рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина является 11-летний мальчик.
В рассказе не указано имя главного героя. Для удобства его называют просто «мальчиком» и «главным героем».
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского»: описание внешности и характера мальчика, портрет главного героя и т.д.
Характеристика главного героя рассказа «Уроки французского»: образ, описание мальчика, внешность, характер, портрет
«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. «
«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. «
«. в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время. «
«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось. «
«. нас у матери было трое, я самый старший. «
«Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает. Совсем не бывает Горох бывает. Редька бывает. «
«Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу. «
«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они. «
«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. «
«Привезут кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал. «
«Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь. » (учительница о нем)
«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка. «
«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости. «
«. ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя. «
«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься. «
«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова. «
«Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше. «
«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея. «
«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки. «
«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена. «
«. я продолжал ходить к Лидии Михайловне. Но теперь она взялась за меня по-настоящему. постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова. «
«Я знаю, что ты голодаешь. » (учительница о нем)
«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко. заедая куском черного хлеба. «
Это был цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского» В. Распутина: цитатный портрет главного героя, описание внешности и характера мальчика.
Характеристика главных героев рассказа В. Распутина «Уроки французского»
Главные герои
В рассказе «Уроки французского» героем первого плана выступает одиннадцатилетний подросток, он же исполняет роль рассказчика. Распутин дал ему следующее описание:
Мальчик был из очень бедной семьи, в которой частенько не было даже поесть, поскольку все на своих плечах тянула мать. Из-за вечного недоедания он был худой, будто прозрачный. Несмотря на нищенское существование, паренек не пошел воровать, смог остаться честным, справедливым и добрым.
Он упорно продолжает посещать школу и получать знания, чтобы стать гордостью своей семьи. В подростке чувствуется сила, ведь он никогда не жалуется, не просит помощи. Молодую учительницу поражает его самостоятельность и гордость. Девушка видит, как сильно он хочет есть, поэтому предлагает ему бутерброд, но тот отказывается, чтобы не казаться жалким.
Учительницу из рассказа «Уроки французского» звали Лидия Михайловна. Она была и доброй 25-летней женщиной. Автор дает следующее описание внешности героини:
Лидия Михайловна была городской жительницей из обеспеченной семьи, поэтому ни в чем не испытывала нужды. Она признается, что в детстве была непослушным ребенком, из-за чего приносила родителям немало хлопот. Преподавательница смогла рассмотреть в голодном и тихом мальчике положительные черты, она старается помочь ему выбраться из трудной жизненной ситуации.
Также в роли главного действующего лица выступает мама мальчика. Кроме сына у нее есть еще двое детей. Женщина воспитывает и содержит их одна. Автор наделяет ее волевым характером, силой духа.
Чтобы обеспечить сыну достойное будущее, мать себе в ущерб, ведь некому будет помогать по хозяйству, отдает мальчика в районную школу. Она не бросает его, а по возможности передает еду и небольшие деньги.
Второстепенные персонажи
В рассказе «Уроки французского» персонажей второстепенного плана также немало. Автор дает им следующую характеристику:
В рассказе «Уроки французского» главные герои разные. Распутин создал настоящую галерею персонажей. У каждого из них собственный характер, цель, свои положительные и отрицательные качества. Все они сыграли важную роль в судьбе подростка.
Основная мысль и анализ
Свое знаменитое произведение Валентин Распутин написал в 1973 году. Практически сразу оно было опубликовано в газетном издании «Советская молодежь». Этот рассказ отчасти автобиографичен, так как у писателя была учительница, которая сыграла в его жизни огромную роль. Даже имя героини он позаимствовал у нее.
Эта женщина прочитала творение писателя, оно напомнило ей собственную историю. Она отыскала своего бывшего ученика, при встрече они долго вспоминали, через какие трудности прошли. Все это легло в основу замечательного литературного сочинения. В своей повести Распутин затрагивает много важных тем:
Проблематика заключается в моральном выборе каждого. Учительница рискует репутацией и работой, играя с мальчиком в азартную игру. Но для нее гораздо важнее помочь ему, пусть и таким не совсем педагогическим путем.
Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что, помогая другим, человек помогает себе.