Ушинский. Что дают детям его рассказы? (часть 1)
Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки (1), (2), не только сказки научно-познавательные, но и рассказы. Представляю вам анализ рассказов Ушинского: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи».
Рассказ «Дети в роще» —
читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.
В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.
Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —
читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.
Рассказ «Гадюка» —
это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.
Рассказ «Утренние лучи» —
здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.
И дорогие мои читатели, на десерт я вам припасла рассказ Ушинского «Четыре желания». Обязательно прочитайте его вашему ребенку!
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
Конспект занятия «Утренние лучи» по рассказу К. Д. Ушинского в подготовительной группе
Анастасия Спицина
Конспект занятия «Утренние лучи» по рассказу К. Д. Ушинского в подготовительной группе
Цель: учить последовательно, без пропусков и повторений пересказать текст рассказа
• Формировать у детей способность последовательно рассказывать текст
• Научить составлять предложения по вопросам
• Учить пересказывать небольшие тексты
• Обогащать словарный запас детей
• Развивать мелкую моторику пальцев рук
• Воспитывать умение слушать логопеда
• Способствовать коммуникативной способности
• Формировать положительную учебную мотивацию
Материалы: портрет Константина Дмитриевича Ушинского, мягкая игрушка кот, компьютер, презентация, текст рассказа «Утренние лучи», мяч, вырезанные крупные фигурки персонажей рассказа.
Рассылать – разбрасывать лучи
Встрепенулся – очнулся, обрадовался
Нашест – это жердь, на которой сидят куры
Кельи – это домики для пчел
Лентяй – ленивый человек, тот, кто не любит работать; бездельник, лодырь
На протяжении работы с книгой отмечается:
• Способности памяти к запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний
• Способность ориентации во времени
• Способность к восприятию информации
• Способность вступать в контакт со сверстниками, умение договариваться
• Способность детей прийти на помощь друг другу и принятие помощи
• Способность осуществлять контроль над своим поведением
1. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет. Логопед настраивает детей на рабочий настрой, успокаивает их. Проводит игру с мячом.
Логопед: «Доброе утро ребята! Встаем в круг без рук.» Дети встают в круг. Логопед берет мяч и произносит задание:
Инструкция: «Сядет тот, кто назовет мне последний звук в слове, которое я назову (пету-х, сло-н, самоле-т, лимо-н и т. д)». Дети называют слова и садятся на свои места.
o Отгадывание загадки:
Ребята, сегодня к нам в гости пришел кот. Его зовут Тишка. Тишка принес вам интересный рассказ, но прежде, чем его прочитать отгадайте загадку:
Взглядом согревает. (СОЛНЦЕ)
Правильно, солнце. Молодцы! А теперь, ребятки, я прочитаю вам рассказ замечательного писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Рассказ называется «Утренние лучи». Вы внимательно его слушайте и смотрите на экран, а потом я буду задавать вопросы про солнечные лучики.
o Выразительное чтение рассказа, сопровождаемое презентацией
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Хорошо, теперь давайте немножко разомнемся. Встаем:
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
А под солнышком нам
Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
o Работа над текстом
Все внимательно послушали рассказ? Отлично! А вот Тишка прослушал весь рассказ. Теперь у него по рассказу есть вопросы. Поможем Тишке? Итак, начнем:
1) Как называется рассказ?
2) Сколько было всего лучей?
3) Какой луч разбудил жаворонка?
4) Кого разбудил второй луч?
5) Куда попал третий луч?
6) Какой луч разбудил пчел?
7) Какой же луч пытался разбудить мальчика?
8) Что произошло, когда луч попал в детскую?
Молодцы, ребята! Рассказали коту Тишке рассказ.
o А давайте порассуждаем:
А правильно ли автор называет мальчика лентяем? Почему он говорит так о мальчике?
А вы быстро встаете с кровати?
o Игра – импровизация:
Ребятки, смотрите, что с собой принес кот Тишка. Для вас у него игра есть. Берите персонажей и вставайте вдоль доски. Держите фигурки на уровне подбородка, чтобы другим ребятам было видно. Теперь я буду читать рассказ, а вы будете имитировать движения персонажей.
o Работа с неправильным планом:
Ребята, наш Тишка помимо принес для вас еще одну игру. Но пока он ее нес у него все перемешалось и нужно восстановить правильную последовательность. Посмотрите на картинки (картинки расположены в неправильном порядке: пчелы – жаворонок – курятника – детская кроватка – заяц). Вам нужно расположить картинки в правильном порядке, как было в рассказе. Каждый ребенок кладет картинку на правильное место и рассказывает сюжет по этой картинке.
А кто теперь хочет рассказать самостоятельно нашему Тишке полностью, красиво рассказ?
3. Подведение итогов
Итак, ребята, завершая наше занятие давайте повторим рассказ, с которым сегодня познакомились. Я буду задавать вопросы, а вы мне полным красивым ответом отвечаете.
Пересказ художественного текста К. Д. Ушинского «Утренние лучи»
Павлина Семёнова
Пересказ художественного текста К. Д. Ушинского «Утренние лучи»
Занятие «Пересказ художественного текста «Утренние лучи» К. Д. Ушинского
Цель: Учить пересказывать рассказ по опорным картинкам; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову (существительному). Активизировать словарь (насест, восковая келья). Развивать мышление, воображение. Формировать положительное отношение к природе. Закрепить виды литературного жанра. Учить составлять синквейны и рассказывать их.
Оборудование. Опорные картинки к рассказу, картинки к пословице, картинки с изображением ромашки.
Предварительная работа.Рисование на тему: «Весна идет- весне дорогу!». Рассматривание иллюстраций по темам «Весна», «Луговые цветы». Знакомство с понятием «Синквейн».
Ход занятия.
1. Звучит спокойная музыка.
2. Ритуал приветствия «Солнышко»
Солнышко, солнышко в небе свети!
(дети тянутся руками вверх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.
(вытягивают руки вперед ладошками вверх).
Ручки мы вложим (протягивают друг другу руки)
В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли
С песнями водим мы хоровод. Солнышко с нами по кругу идет
Хлопают радостно наши ладошки.
Воспитатель. Прекрасна природа, которая нас окружает, я предлагаю послушать, как писал о ней Константин Дмитриевич Ушинский. Рассказ называется «Утренние лучи».
Выставляются опорные картинки и дети отвечают на вопросы.
К какому жанру относится это произведение? Почему вы так думаете?
(Это рассказ. В нем нет волшебства, там все, как бывает в жизни.)
О чем говорится в рассказе? (О солнышке. О том как оно будило все живое.)
Куда полетел первый луч? (К жаворонкам).
На кого попал второй луч? (На зайчика).
Куда попал третий луч? (В курятник).
А четвертый? (В улей).
Куда попал пятый луч? (На постельку к малышу).
Повторное чтение рассказа.
Каждый ребенок рассказывает об одном луче.
Пересказ рассказа воспитателем.
А вы мне поможете справиться с заданием? (Да).
Воспитатель начинает пересказ, а дети с места помогают ему.
Какое время года могло случиться то, о чем говорится в рассказе?
Упражнение «Подбери красивое слово».
Весна какая? (Зеленая, солнечная, теплая, красивая, звонкая, радостная).
Под музыку дети выполняют движения согласно словам воспитателя.
Вы – маленькие семена цветов осеню спрятались в земле. Весной теплые лучи согрели семена. Из семян проклюнулись росточки. Из росточков выросли луговые цветы. Нежатся цветы на солнышке.
В какой цветок вы превратились? (В ромашку).
Как можно назвать этот цветок ласково? (Ромашечка).
Какая она? Что она делает?
Что она еще можно сказать о ромашке?
Красивая ромашка цветет на лугу.
Выберете подходящее слово.
В какой цветок ты превратился, Ваня? (В колокольчик).
Что мы можем представить, когда говорим слово «колокольчик»? (Музыкальный инструмент.
Если собрать все цветы вместе, что получится? (Букет).
Вы любите отгадывать загадки? А что такое загадка? Чем она отличается от рассказа? (В загадке предмет не называется. В ней говорится, на что похож предмет, или его называют другим словом).
Давайте придумаем загадку о ромашке.
Вывешивается картинка с изображением ромашки.
Растет на лугу, не солнце, а с лучиками.
Вспомните в рассказе один из лучей разбудил пчелку. Куда она полетела?
(Пчелка полетела собирать мед).
Послушайте пословицу: «Одна пчела немного меду наносит». Посмотрите на картинки и выберите ту, которая объясняет смысл этой пословицы.
Из трех картинок правильным является выбор картинки, где дружно трудятся несколько человек. Объясните свой выбор. «Дело быстро делается, если за него дружно взялись несколько человек.
Итог. Я надеюсь, что в нашей группе мы будем делать все вместе и дружно. Сегодня на занятии вы хорошо потрудились.
Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Конспект в подготовительной группе пересказ К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта. Цель: Связная речь:.
«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи» Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах» Задачи: Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую.
Центр театрализованной деятельности в старшей группе «Эко Лучи Театрофф» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Утренние лучики» Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы Автор: Гаврилова Олеся Александровна МБДОУ д/с №2 «СВетлячок» Жердевка.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 30 «Улыбка» г. Южно – Сахалинска.
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Цель: обучение детей связному, последовательному пересказу текста. Задачи: воспитывать интерес к явлениям природы, умение работать в коллективе.
Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок. Задачи: Закрепить умение составления.
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания». Цель: Образовательные: Учить детей пересказывать текст последовательно и точно,.
Пересказ «Ёж и заяц» К. Д. Ушинского в средней группе с использованием графических символов Программные задачи: Обучающие:отвечать на вопросы; использовать речевые обороты для сравнения; образовывать уменьшительные прилагательные.
Конспект урока чтения во 2-ом классе Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи.
Конспект урока чтения во 2-ом классе
Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи.
1. Познакомить с рассказом К. Д. Ушинского «Утренние лучи»
2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу.
3. Воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.
Оборудование: портрет К. Д. Ушинского, выставка книг, иллюстрации к рассказу, книга для чтения, конспект.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского педагога и писателя
К. Д. Ушинского, с его рассказом «Утренние лучи».
Но вначале проведем звуковую разминку.
1. Артикуляция звуков
а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ
2. Прочитать слова следующие слова:
протáльник, кáпельник, снегогóн, водолéй, цветéнь, трáвень
3. Работа со скороговоркой:
От топота копыт пыль по полю летит.
Дома вы читали рассказ писателя В.И. Белова «Весна». Прочитаем его.
Какие «трудовые радости» приносит крестьянину весна? Прочитайте. («В поле, в лесу, на гумне, дома, в хлеву…»)
Назовите весенние заботы крестьян. (Надо вывезти из леса последнее слово, хвою на подстилку скоту, собрать капканы.)
А что делают весной женщины? (Женщины ткут и белят холсты, вытаскивают из погреба и перебирают картошку, проветривают одежду.)
Отличаются ли хлопоты крестьян от современных хлопот современных деревенских жителей? (Да, сейчас в деревнях и селах есть различные сельскохозяйственные машины. И мужчины чинят их, готовят к работе в поле.)
Дома вы готовили пересказ текста. (Пересказывают)
(Учитель показывает портрет.)
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) – был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. Какие из них вы уже читали? (Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться.)
О чем и ком написаны многие книги Ушинского? (Он писал о животных, о детях и о природе.)
Да, Ушинский советовал приучать ребенка находить занимательное в том, что его «беспрестанно и повсюду окружает». Его очерки о птицах и зверях занимательны и содержат большой познавательный материал.
Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте фамилию автора. Найдите заголовок. Прочитайте его. Назовите произведение! (К.Д. Ушинский. «Утренние лучи»)
Понравилось ли вам это произведение?
Образы каких животных вам особенно понравились? (Образы петушка и зайчика.)
Какие слова вам были непонятны? (Привольно, встрепенулся, нашест, кельи и другие.)
Выплыло – вышло, рассылать – разбрасывать лучи, привольно – свободно, встрепенулся – очнулся, обрадовался, выпорхнул – взлетел.
Нашест – это жердь, на которой сидят куры в курятнике.
Кельи – это домики для пчел или ульи.
А теперь, ответим на вопросы.
О каком времени года говорится в рассказе? (В нем говорится о весне.)
Почему ты так думаешь? (Солнышко стало будить землю, а это бывает весной.)
Как начинается рассказ? Прочитайте. (Выплыло на небо красно солнышко.)
Куда попал его первый луч? Прочитайте. (Первый луч полетел и попал в жаворонка.)
Куда попал второй луч? Прочитайте. (Второй луч попал на зайчика.)
Куда попал четвертый луч? Прочитайте. (Четвертый луч попал в улей.)
Куда попал пятый луч? Прочитайте. (В детскую кроватку.)
Какой луч я пропустила? (Третий.)
Куда он попал? Прочитайте. (В курятник.)
Внимательно рассмотрите план на доске. Перечитайте текст и скажите, согласны ли вы с моим планом?
Жаворонок → Улей → Заяц → Курятник → Детская кроватка
(Этот план неправильный. Последовательность должна быть такая: жаворонок, заяц, петушок, улей, детская кроватка.)
Учитель исправляет план.
Ребята, рассмотрите иллюстрации в этой книжке. У вас на партах есть такие же иллюстрации. Какую иллюстрацию вы подберете к первому пункту нашего плана? (Ко второму и т.д.) Какая иллюстрация вам понравилась больше всех? Раскрасьте ее.
А теперь прочитайте ту часть рассказа, к которой вы раскрасили иллюстрацию.
Прочитайте задание 3 на стр. 193. Это ласковые слова.
Выпишите себе в тетрадь все ласковые слова.
Проверяем. Вы называете по одному слову, если у вас есть это слово, ставим +, повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова.
А теперь ответьте, как же автор относится к природе? (Ласково, бережно, любя, по-доброму.)
VII . Работа по иллюстрации
Посмотрите на иллюстрацию к тексту и найдите в рассказе строчки, которые подходят к ней. (Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе?»)
VIII . Работа над выразительным чтением
А сейчас будем готовиться к выразительному чтению этого произведения. Как же мы будем читать? Какой будет интонация? (Мы будем читать ласково, с чувством любви к каждому герою рассказа, к происходящему.)
В каком абзаце говорится о песенке?
Сколько предложений в этой песенке? (Три.)
Почему автор назвал песенку жаворонка серебряной? (Потому что жаворонок пел звонким, чистым, приятным голоском.)
Прочитайте выразительно 1, 2, 3, предложения песенки.
Прочитайте песенку целиком.
Как солнечный лучик подействовал на зайчика? (Ему стало весело.)
Передайте настроение зайчика при чтении.
Аналогично работают с каждой частью рассказа.
Прочитайте задание 4 на стр. 193.
1. Объясните названия весенних месяцев. (В марте появляются первые проталинки на снегу, начинает капать капель с крыш, поэтому и называют протальником, капельником.
В апреле начинает быстро таять снег, текут многочисленные ручьи, поэтому снегогон и водолей. В лесу появляются первые весенние цветы – подснежники, поэтому апрель еще и цветень.
2. Какие весенние приметы ты запомнил? Какие из них ты смог проверить? (Выставляется рама в окне, ручьи бегут, подснежник расцвел, звенит капель и т.д.)
3. Какие народные весенние праздники вы знаете? (8-ое марта, 7 апреля – Благовещение, 1 мая, 9 мая.)
4. Произведения каких поэтов и писателей о весне вы читали? (Произведения Тютчева, Пушкина, Солоухина, Пришвина, Ушинского и других.)
Запишите домашнее задание: стр. 193, ответить на задание № 5
X . Итог урока: С каким писателем мы сегодня познакомились? Какие учебные книги для детей он написал? Как называется рассказ, который мы сегодня читали?
Утренние лучи
Никулина Татьяна Андреевна
воспитатель
МБДОУ Д/С №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА К. Д. УШИНСКОГО
«УТРЕННИЕ ЛУЧИ»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ КАРТИНОК
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Закрепление у детей умения последовательно пересказывать текст.
Задачи:
Обучающие. Обогащать активный и пассивный словарь детей по теме «Весна». Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. совершенствовать навыки звукового синтеза. Учить понимать идею и содержание произведения. Учить запоминать и передавать языковые средства при пересказе. Продолжать учить детей рассуждать, отвечая на поставленные вопросы.
Развивающие. Развивать умение связно пересказывать текст, используя опорные картинки. Продолжать развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, память, мышление. Развивать свободное общение взрослых и детей на основе технологии сотрудничества.
Воспитательные. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и любовь к красоте окружающей природы. Воспитывать внимание к речи товарищей, умение выслушивать ответы других детей. Воспитывать у детей интерес к творчеству детских писателей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Словарная работа: активизировать словарь – насест, улей, встрепенулся, выпорхнул.
Оборудование: Воздушный шарик, фонарик, солнышко (картинка), аудиозапись «Песня жаворонка», опорные картинки к рассказу.
Предварительная работа
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я заметила на стене яркие лучи. (Лучи от фонарика или игрушки). Что это может быть такое?
Дети: Лучи от фонарика.
Воспитатель: Я предлагаю понаблюдать за лучиком, что сейчас осветил лучик?
Дети: Лучик осветил облако. Лучик осветил травку.
Воспитатель: Протяните свои ладошки, лучик поиграет с вами (луч от фонаря освещает детские ладошки).
Ребята, опишите лучик, какой он?
Дети: Лучик яркий, светлый, блестящий, сказочный, волшебный, ласковый, тёплый.
Воспитатель: А какие ещё бывают лучи?
Дети: Лучи от солнца. Солнечные.
Воспитатель: Правильно, сегодня у нас в гостях весеннее солнышко и оно предлагает вам поиграть с ним (появляется солнышко).
Воспитатель: Для игры солнышко дарит нам свой блестящий лучик. До кого дотронется лучик тот и продолжает игру «Сравни и назови». (Дети сидят на ковре произвольно).
Весеннее солнышко тёплое, как (печка, батарея, чай).
Солнышко ласковое, как (мама, ветерок).
Солнышко яркое, как (лампочка, люстра, фара у машины).
Весеннее солнышко блестящее, как (колечко, пуговица).
Солнышко весёлое, как (песенка, малыш).
Воспитатель: Ребята, представляете, солнышко разбудило солнечного зайчика (воздушный шарик в форме зайчика). Вот он! Вы хотите ему что-нибудь сказать или у него что-нибудь спросить?
Дети: Здравствуй. Ты кто?
Солнечный зайчик: Я солнечный зайчик – Летунчик. Я по свету летаю, разные звуки собираю. Вот, например, в слове солнышко живёт звук [с]. А вы, ребята, умеете находить звуки в словах?
Воспитатель: Наши ребята с удовольствием поиграют в игру «Назови звук» (взрослый называет слова, дети определяют первый звук этих слов, например: улитка, арбуз, индюк, зонт, облако, часы, шуба).
С. зайчик: Какие вы молодцы!
С. зайчик зевает.
С. зайчик: Ох, я сегодня не выспался. Солнечный лучик меня разбудил, прогоните его, я спать хочу.
Воспитатель: Нет, нет, Летунчик, посмотри на наших ребят. Все они бодрые, веселые. Бери с них пример. Ребята, а вы хотите узнать, кого еще солнышко разбудило?
Воспитатель: Послушайте рассказ знакомого нам писателя Константина Дмитриевича Ушинского, который так и называется «Утренние лучи». Но в тексте встретится несколько незнакомых слов. Я хочу у вас узнать, может, кто-нибудь знает их значение?
Словарная работа:
Пояснение значения слова сопровождается показом картинки.
Воспитатель: Ребята, почему проснулись птицы, насекомые, животные?
Дети: Потому что их разбудило солнышко. Наступило утро.
Воспитатель: Как солнышко будило землю?
Дети: Оно посылало на землю свои лучи.
(На доску выставляется картинка с изображением солнышка).
Воспитатель: «Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи — будить землю».
Воспитатель: Кого разбудил первый солнечный луч?
Дети: Жаворонка.
Воспитатель: Послушайте, какую необыкновенную песенку он запел.
Воспитатель включает аудиозапись «Песня жаворонка».
Воспитатель: Я уверена, что среди вас есть маленькие волшебники, которые могут перевести песенку жаворонка на человеческий язык. О чем он пел?
Дети: Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!
Воспитатель: Какая была песня жаворонка? Назовите слова-признаки.
Дети: Радостная, звонкая, веселая, необыкновенная, высокая, серебряная…
(На доску выставляется картинка с изображением птицы).
Воспитатель: Как повёл себя зайчик, когда его разбудил лучик?
Дети: Зайчик весело запрыгал по росистому лугу искать себе сочной травки.
Воспитатель: Покажите этого зайчика своими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Указательный и средний пальчики выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Дети шевелят указательным и средним пальчиками, как будто зайчик передергивает ушками. Затем рука двигается вверх и вниз, изображая прыжки зайчика по росистому лугу.
(На доску выставляется картинка с изображением зайчика).
Воспитатель: Расскажите, ребята, как обрадовался петушок утреннему лучику?
Дети: Петушок захлопал крыльями и запел: «Ку – ка – ре – ку!»
(На доску выставляется картинка с изображением петушка).
Воспитатель: Что сделала пчёлка, когда её разбудил утренний лучик?
Дети: Выползла пчелка из улья, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов.
(На доску выставляется картинка с изображением пчёлки).
Воспитатель: А теперь давайте мы сами превратимся в пчелок и полетаем по лугу.
Динамическая пауза «Пчелки»:
Шли наши ножки по лугу, по дорожке,
Шли, не устали, пчелками мы стали.
(Дети шагают, повторяют слова с воспитателем)
Вечером пчелки в улей слетелись.
Утром проснулись,
(встают, потирают глаза),
Солнышку улыбнулись, потянулись,
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
На четыре – полетели.
(Летают и жужжат, садятся на стулья).
Воспитатель: Куда попал пятый лучик?
Дети: На постельку к лентяю.
Воспитатель: А что же он сделал?
Дети: Перевернулся на другой бок, не захотел вставать.
С. зайчик: Ребята, мне с вами очень интересно и спать я уже совсем не хочу. Мне очень понравился рассказ «Утренние лучи». Вы сможете пересказать этот интересный рассказ, чтобы я его получше запомнил?
Дети: Мы постараемся.
Воспитатель: И я вам постараюсь помочь. Послушайте рассказ еще раз внимательно, представьте себе его героев, их настроение, звуки, которые мы могли бы услышать, если бы увидели, как и автор этой истории, все своими глазами.
Повторное чтение рассказа воспитателем. Пятерым детям одеть колпачки разного цвета(лучики) предложить с помощью опорных картинок эмоционально пересказать его. Остальные дети слушают, оценивают, дополняют пересказ. Затем один-два ребенка пересказывают рассказ целиком.
Воспитатель: Сколько было солнечных лучиков?
Дети: Пять.
Воспитатель: Ребята, если бы лучик разбудил вас, как бы вы себя повели?
Воспитатель: Мы сегодня на прогулку возьмём этот колпачок – лучик и вы придумаете свои истории о утреннем лучике.
Воспитатель: Летунчик, ты запомнил рассказ? Ребята помогли тебе?
С. зайчик: Попрошу солнышко каждый день будить меня пораньше. Столько всего интересного надо увидеть и узнать. До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Летунчик! Прилетай к нам еще!
Воспитатель: А нам, ребята, остаётся поблагодарить солнышко за интересную игру и высказать своё мнение кому что сегодня понрави
Список литературы:
1.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие., Мозаика-Синтез; Москва
2.Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель,2006
3.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком – М:2015.
4.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.,2000